Вышивка гладью для начинающих. Техника вышивки гладью. Вышивка гладью: пошаговое руководство

Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

Вышивка гладью является очень трудоемкой и технически сложной техникой, требующей особых навыков. При работе требуется выдержка и сосредоточенность. Для создания красивого рисунка требуется хорошее чувство цвета и максимум усидчивости. Зато в результате Вы получите картину, похожую на живописное полотно.

В технике вышивки гладью не существует жестких правил, как нет и готовых схем и инструкций, потому начинать нужно с простых работ, осваивая все виды швов на цветочных композициях, как советуют опытные мастерицы.

Самым сложным видом вышивки гладью считается китайская техника вышивки шелком по прозрачному шелку. Работы китайских мастериц, необычайно реалистичные, скрупулезно выполненные, поражают воображение, создавая иллюзию присутствия. А двухсторонние полотна прозрачного шелка, с разными сюжетами на каждой из сторон, являются самыми дорогими предметами наследования. И это не случайно, ведь Китай является как родиной этой техники вышивки, так и родиной шелка, секреты производства которого долго скрывал от мира. Также остается непревзойденной усидчивость азиатских мастеров и мастериц.

Приобщиться к вышивке гладью – одной из самых изысканных техник рукоделия проще, чем кажется на первый взгляд. Но те, кто занимается ею всерьез, предупреждают: стоит только начать…

С чего начать?

Как обычно, с подготовки. Прежде всего следует найти материалы и инструменты.

  • Выбор иголки зависит и от типа ткани, и от ниток. Чем тоньше ткань, тем плотнее друг к другу будут расположены стежки и тем аккуратнее получится работа.
  • Нитки – могут быть разными (особенно если речь идет о декоре одежды или предметов интерьера), но новичкам для тренировки лучше взять стандартные мулине.
  • Вышивать гладью можно как на раме, так и на пяльцах. Многим удобнее кажется второй вариант, так как позволяет в нужный момент быстро ослаблять или наоборот усиливать натяжение материала.
  • Ткань должна подходить к нитям. Для мулине идеальный вариант – хлопок. Если работаете с шелковыми нитками, присмотритесь к тонкому батисту.
  • И, разумеется, вам пригодятся маленькие удобные ножницы.

Не стоит пренебрегать и подготовкой рабочего места, ведь от удобства Вашего положения при работе зависит, насколько долго Вы сможете отдаваться творчеству, не утомляясь. А хорошее освещение позволит сохранить зрение и повысить качество работы. Также может понадобиться и лупа для вышивания.

  • основа с нанесённым изображением;
  • нитки DMC, разобранные на органайзере;
  • вышивальная иголка;
  • обучающий DVD-диск;
  • жёсткая пластиковая упаковка с еврослотом.

В современном мире вышивка считается модной и ведущей техникой при украшении дома. Эксклюзивные работы выполненные своими руками, оригинально впишутся в любой интерьер, подчеркнув талантливость хозяюшки. Овладеть техникой вышивания гладью вы сможете за пару вечеров, достаточно соблюдать некоторые рекомендации.

Как вышивать гладью – подготовка материала

Основу для вышивания вы можете подобрать любую, в зависимости от назначения вышивки. Например, для вышивания постельного белья выбирают бязевую или шелковую основу. Если вы хотите вышить скатерть или салфетку, используйте основу из льна. Если вы решили сделать картину или коврик – подберите сукно, рогожку или мешковидную ткань. Для изготовления платья или рубашки используют хлопчатобумажный материал. Перед вышиванием постирайте и отутюжьте ткань, во избежание искажения изображения, после вышивания при стирке.

  • Выбор нити – подбор нити напрямую зависит о выбранного материала для работы. Для вышивки гладью на тонком материале, приобретите хлопчатобумажные или шелковые пряди. Для плотного основания подойдет Ирис. Самый популярный и удобный вариант – нитки мулине, которые изображены на фото снизу. Выбирая количество нитей в прядке, вы сами регулируете их плотность.
  • Выбор иголки – подберите правильно иглу для выполнения работы, она должна полностью соответствовать плотности нити. В маленькое ушко иглы вы не сможете продеть толстую нитку, а толстая игла будет оставлять на тонком материале следы от проколов. Оптимальное решение – подберите толщину иглы, чуть меньше толщины нити. На шелковых тканях и подобных легких основах, вышивают иглами с 1 по 3 размер, при работе на хлопковой ткани подберите иглу с 4 по 8 размер. Если для вышивки вы используете толстый грубый материал – подбирайте иглы, начиная с 9 размера.
  • Пяльцы для вышивания – представляют собой две детали, который вставляются в друг друга и фиксируют натяжением ткань. Пяльцы продаются разных форм, остановите свой выбор на круглых пяльцах, они просты и удобны в использовании.

Как вышивать гладью – наносим рисунок на ткань

Для перенесения рисунка на тканевую основу, используйте копировальную бумагу. Сначала прикрепите материал на твердую поверхность, натяните ткань и положите на нее копировальную бумагу, сверху положите распечатанный рисунок. Чтобы материал не сдвигался при нанесении рисунка, закрепите его булавками или иголками. Обведите очертания карандашом – схема готова. Если вы хорошо рисуете, можете перерисовать бумажный рисунок на ткань от руки. Ниже предоставлены 2 схемы, которые являются отличным учебным материалом для начинающих мастериц.


Как вышивать гладью – начало работы

Перед началом работы отрежьте нить, максимальная длина должна быть от пальцев руки до начала локтевого сустава. Короткая нить быстро закончится, а слишком длинная будет путаться, создавая неудобства в работе. Начало и окончание работы проводят с закрепления нити на ткани. Старайтесь все закрепления делать аккуратно, изнаночная сторона должна быть без узлов, оборванных нитей и различных петель.

  • Закрепление нити маленькой петлей – проденьте нить двумя кончиками в ушко иглы. Воткните иглу в материал с изнаночной стороны. Выведите нить на лицо, образовывая на изнанке петлю, затем иглу снова выведите на изнаночную сторону и проденьте в получившуюся петлю.
  • Для закрепления нити (рисунок 1) – выведите иглу с изнаночной стороны под стежками на лицо, и снова вернитесь на изнанку. Обрежьте нить максимально близко к материалу, оставшиеся хвостики спрячьте иголкой под стежками.
  • Закрепление нити (рисунок 4) – все манипуляции проводятся на внутренней стороне. Проденьте нить под швом и прошейте петельками 3 шва, после чего приступайте к вышиванию. Кончики нитки спрячьте под последующими швами.


Как вышивать гладью – основные швы

От того вида шва, которым вы будете выполнять работу, зависит общее представление картины в целом. Для красивых узоров на ткани применяют несколько видов швов:

  • Шов “Вперед иголкой” – используется для обозначения контура схемы, например при вышивании цифр или букв. Прошивание выполняют справа налево, вкалывая иглу по прямой черте. Стежки выполняйте одинаковой длины, с равным расстоянием друг от друга.
  • “Стебельчатый шов” – выполняется при оформлении мелких элементов рисунка. Иглу необходимо вывести на лицевую сторону, посередине предыдущего стежка, натянуть максимально нить и прошить снизу вверх, а затем слева направо.
  • “Гладьевой валик” – основание рисунка прошивается строчным швом, поверх он закрывается мелкими и частыми стежками. Шов выполняется вертикально, сверху вниз.
  • Шов “Цепочка” – предназначен для украшения контуров рисунка. На лицевой стороне вколите иглу возле предыдущего прокола, проведите иглу под изнанкой и снова выведите чуть ниже первого стежка.
  • “Счетная гладь” – проводится параллельными обхватывающими стежками, справа налево.


У каждого человека есть свое хобби. То занятие, которое способно расслабить, отвлечь от повседневных дел, от различных мыслей и просто дать себе отдохнуть. Сегодня хотела бы привлечь ваше внимание на красивый вид рукоделия, как вышивка гладью для начинающей рукодельницы. Вышивка гладью - это творчество и одно из замечательных занятий, когда ощущаешь радость и видишь результат творения своих рук, когда после завершения очередного проекта «выпорхнет» бабочка, сидевшая на цветке, а может быть красивая птичка (как на первом фото). И, наконец, испытать гордость за себя и свои творения!

Вышивка техникой гладь во все времена помогала внести нотку изысканности в дом - неординарный домашний текстиль, оригинальные предметы интерьера, игрушки для маленьких детей, одежда, белье и многие другие вещи которые украсят любое помещение. Вышивки гладью при отделки одежды будут неповторимой индивидуальной изюминкой в гардеробе любой женщины.

Существует множество видов вышивки гладью, но мы рассмотрим самые необходимые виды швов для начинающей рукодельницы, чтобы попробовать свои силы в этой, бесспорно, интересной технике вышивке гладью.

Для того, чтобы приступить к этому увлекательному процессу создания очередного шедевра, вам понадобятся следующие предметы: пяльцы, канва, нарисованный рисунок будущего проекта на канве, мулине, ножницы и так далее.

Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники - дамасская вышивка - серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, ткань и закрепляется на пяльцах для дальнейшей вышивки гладью.

Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Рассмотрим основные техники вышивания гладью.

Виды швов:

1. Стебельчатый шов - состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков или слева, или справа от. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».


2. Петельный шов - выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз, нить при этом остается под иглой и затягивают рабочую нить до образования петли. Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут быть различной длины. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки.

3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: первый этап - швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап - в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема.

4. Шов «цепочка» - тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва: нить выводят на лицевую сторону в первой точке и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из второй точки в третью точку движением иглы сверху вниз делают стежок и затягивают нить, образуя первую петлю. Последующие петли выполняются аналогично, таким образом образуется шов «цепочка». Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

5. Гладь вприкреп - используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных-прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне. Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

6. Гладь с настилом - выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики пышечки. Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити, а на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок.

7. Плоская гладь - является двусторонней используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу рис. Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру.


8. Теневая гладь - э та гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка - то в направлении центра цветка, если листик, то в направлении центральной жилки и так далее. Поэтому для упрощения работы, можно карандашом нанести на ткань штриховые линии, которые указывают направление стежков.

Последовательность выполнения лепестка цветка

Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки. Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета. Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

Последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине

Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз. Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).

Зная эти азы техники вышивки гладью можно смело начать проект для начала небольшого узора вышивки гладью.


Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее.

Гладь - это вышивание плоскости! узора частично или полностью прямыми и косыми стежками.

Существует много техник выполнения глади.

Рис.45. Шов «елочка»: а, б-одинарная, в-ломаная; г - двухрядная; д, е-трехрядная

Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила

двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды -- прямой (рис. 46,а, б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов - от края к центру узора, в листьях - от края к середине, по направлению прожилок (рис. 46,в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 46,г).

Гладь вприкреп

применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис. 47,а). На рисунке 47,6 показано, как заполнить узор гладью вприкреп.

Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток-прикрепок (рис. 47,в).

Верхошов

Односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис.48,а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис. 48,6). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах - от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках - наклонно (рис. 48,в).

Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 48,г.

Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих странах, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками - ирисом, мулине - в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет - красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Сетки декоративные

дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 49,а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами (рис. 49,6).

Двусторонняя гладь с настилом .

Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.

Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».

Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки мулине или шелк.

Рис.50. Белая гладь: а - шнурочек; 6 - узелки; в--в - горошинки; ж - листики; з - цветочек; и, к - яистик в раскол

Белая гладь

состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь»,«стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».

«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глада, слева направо (рис. 50,а).

«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 50,6).

«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 50,в) и настила (рис. 50,г, д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 50,е).

Рис.51. Варианты белой глади: а,6 - косая гладь; в - резаный листик; г - подкладной шов; д - фестоны; е - сетка ажурная

«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 50,ж).

«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 50, з).

«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине (рис. 50,и). Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину (рис. 50,к).

«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров (рис. 51,а, б).

«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом - «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом (рис. 51,в).

Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку (рис. 51,г). Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.

Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми (рис. 51,д).

Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев (рис. 51,е). Сетки могут быть глухими и прорезными.

Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная

Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной; величины и формы: «дырочка» (а), «калачик» (б), «листик», «сцепнушка» (в-д), которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.

Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один~два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 - 2 мм.

При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами (рис. 52,а).

При вышивании «калачика» (рис. 52,6) контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.

«Листик», или «челнок» (рис. 52,в-д) обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые - скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.

В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая

Состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно - или двусторонней глади с разными промежутками между ними (рис. 53,а-г). Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.

Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Легкими декоративными швами вышивают панно (рис. 53,д), коврики, диванные подушки , сумки, украшают одежду.