Возрастные особенности ребенка. Возрастные особенности ребенка В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

К четырем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, о помощи — в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог это вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Важнейшими новообразованиями этого периода являются:

— завершение в основном процесса формирования активной речи

— выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

ТО ЕСТЬ В ЭТОТ «ТИХИЙ» ПЕРИОД ПРОИСХОДИТ — активное формирования всех отделов мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, а также образного правого полушария. Т.е в этот период как раз формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются обучение математике, языку, чтению и письму.

Дети этого периода испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

В связи с чем такая острая потребность в движении у детей 4-5 лет?

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсорно-моторному базису такие сложные навыки как чтение, математика, письмо будут легко формироваться и автоматизироваться.

Поэтому в этот жизненный период особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Могу сказать вам, что знание букв и цифр в этом возрасте НЕ является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться.

ВЗРОСЛЫЕ

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник ЗНАНИЙ. Общение выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Начало великого периода «ПОЧЕМУЧЕК». Одни и те же вопросы дети задают по нескольку раз. Терпение.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен данного периода жизни ребенка.

Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто, кроме самого ребёнка, не слышит.

В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

СВЕРСТНИКИ

Дети 4-5 лет начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование.

ФЕНОМЕН ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ «ЯБЕДНИЧЕСТВО»

Именно к пяти годам мы замечаем многочисленные жалобы — заявления детей воспитателю или родителю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет.

Нельзя расценивать такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждайте с ребенком случившееся, помогайте ему утвердиться в правильном поведении.

Ребенку уже исполнилось четыре года.

Убедитесь, что:

Рост стал 102 см и увеличился на 4 — 5 см;

Вес стал 16 кг и увеличился на 1 — 2 кг.

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выявить «ранимые места» в его организме на этом возрастном этапе и учитывать это.

Тело ребенка изменило пропорции, активно идет формирование осанки, закладываются походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц, поддерживающих скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последние, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребенка, особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки поддержания здоровья

К пяти годам ребенок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему еще трудно, и он еще учится:

Чистить зубы;

Расчесывать волосы;

Полоскать горло.

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

Изменения в сознании детей

Идет бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать истории о том, что они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это называть ложью. Это очень обидно для ребенка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки — спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребенка во лжи.

На пятом году жизни у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомиться с предметами, выходящими за пределы их опыта и восприятия.

Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и недоверчивое отношение к акулам и т. д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности Вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души Вы не любите животных, Вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у Вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети пяти лет активно воспринимают все, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

И еще одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких невидимых сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребенок задает вопрос, ответить на него необходимо, но как можно проще и понятнее для ребенка.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

Мышление ребенка после четырех лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.

Совершенствуется способность классифицировать.

Ребенок активно осваивает операции счета в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково- символическая функция.

В этом возрасте у ребенка проявляется принципиально новая способность сочувствовать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К четырем годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по два—пять человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

Уровень развития речи детей 4-5 лет

Четыре года

1. Словарный запас достигает 2000 слов.

2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда — чайная и столовая, машины — грузовые и легковые, люди — мужчины и женщины и т. п.).

3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р,

7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.

Пять лет

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2. Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.

4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, т. е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Возраст от четырех до пяти лет – возраст относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, покладистее, послушнее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).

Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость. Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.

В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.

В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно- образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Восприятие.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное , с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.У детей этого возраста преобладает наглядно-образное , то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка.

МБДОУ «Одесский детский сад»

Консультация для родителей средней группы

Тема: «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Подготовила:

педагог-психолог

с. Одесское - 2013 г.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5-х ЛЕТ

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка , открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынос­ лив физически . Это стимулирует развитие вынос­ ливости психологической . Снижается утомляе­ мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным , менее подверженным перепа­дам.

В этом возрасте сверстник становится более зна­ чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях , проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­ заключения , что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирова­ ние , в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ ностей ребенка будет способствовать его нравствен­ ному и познавательному развитию . Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Малыш в возрасте 4-5-х лет спо­ собен:

Ø соотносить понятия «один» и «много»;

Ø записывать цифры от 1 до 10;

Ø пересчитывать предметы (до 10);

Ø соотносить количество предметов с цифрой;

Ø сравнивать количество предметов, используя слова «боль­ше», «меньше» и «столько же»;

Ø пользоваться количественными (один, два, три) и порядко­выми (первый, второй, третий) числительными;

Ø называть предыдущее и последующие числа («соседи» числа);

Ø понимать значение математических знаков «плюс» и «минус»;

Ø производить элементарные математические действия (+1 и -1):

Ø решать простейшие математические задачи с опорой на ри­сунок;

Ø ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, оперировать понятиями: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, впереди – сзади - между;

Ø различать геометрические фигуры: точка, угол, круг, овал, тре­угольник, прямоугольник и квадрат;

Ø уметь сравнивать предметы разной величины, размещать предме­ты в порядке увеличения размера, сравнивать предметы по ширине, высоте, длине;

Ø различать цвета предметов.

Ø правильно произносить все звуки русского языка , внятно говорить;

Ø повторять за взрослым звуки, слова, предложения;

Ø различать гласные и согласные звуки;

Ø понимать разницу между звуком и буквой;

Ø выделять первый звук в слове и уметь написать первую букву, а также уметь подбирать слова, начинающиеся на заданную букву (звук);

Ø разбивать слова на буквы и слоги;

Ø слышать звуки в начале, середине и в конце слова;

Ø понимать речь взрослого, активно участвовать в диалоге, спраши­вать и отвечать на вопросы, строить сложные предложения;

Ø понимать значение предлогов;

Ø понимать разницу между словами, обозначающими предметы, при­знаки предметов и действия;

Ø согласовывать существительное и прилагательное (предмет и признак) в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужном времени и лице;

Ø различать значение многозначных слов;

Ø подбирать обобщающие слова;

Ø описывать предметы;

Ø подбирать к заданным словам слова с противоположным зна­чением;

Ø знать наизусть несколько стихотворений;

Ø пересказывать сказки;

Ø составлять рассказы по картинкам.

Ø повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики (на­пример, имитировать игру на баяне, на пианино и т. д.);

Ø рисовать пальчиком в воздухе;

Ø вырезать при помощи ножниц из бумаги простые фигурки, квадра­ты, треугольники, полоски; вырезать из квадрата круг, а из прямо­угольника - овал;

Ø лепить из пластилина или глины простые фигурки животных и лю­дей, используя шарики и колбаски;

Ø самостоятельно застёгивать и расстёгивать молнии, пуговицы, кнопки, крючки, застежки-липучки;

Ø самостоятельно продевать шнурки в петли или отверстия;

Ø перебирать мелкие предметы, например уметь отделить грецкие орехи от фундука;

Ø закрывать и закручивать крышечки у различных ёмкостей, заво­дить механические игрушки;

Ø хлопать в ладоши тихо и громко;

Ø зажимать и разжимать пальчики, показывать один, два, три, четы­ре и пять пальцев;

Ø правильно держать ручку, карандаш и кисточку;

Ø обводить картинку по пунктирной линии;

Ø рисовать геометрические фигуры, фигуры людей и животных, раз­личные простые предметы (домик, ёлочка, грибок и т. д.).

Ø знать своё имя, фамилию и адрес, название города и страны, где он живёт;

Ø знать имена и фамилии родителей, где и кем они работают;

Ø знать правила личной гигиены, распорядок дня и свои обязан­ности;

Ø знать правила поведения в общественных местах (в гостях, в ма­газине, в поликлинике, в транспорте и т. д.);

Ø знать о службах помощи и личной безопасности;

Ø знать о сезонных изменениях в природе, о временах года и их признаках;

Ø знать несколько видов деревьев, цветов, ягод, грибов, овощей, фруктов;

Ø иметь представление о домашних и диких животных, о птицах, рыбах, насекомых;

Ø иметь представление о космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёз­дах и планетах;

Ø иметь представление о разных странах и континентах, языках и обычаях разных народов.

Ø выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;

Ø находить между предметами или картинками 5-7 отличий;

Ø находить одинаковые предметы из ряда подобных;

Ø находить лишний предмет из четырёх предметов и объяснять свой выбор;

Ø находить общий признак 3-4 предметов;

Ø находить 4-8 пар одинаковых предметов;

Ø выстраивать картинки в логические цепочки, подбирать картинку, которой не достает в логической цепи;

Ø находить фрагменты картинок;

Ø складывать разрезанную картинку из 9-12 частей;

Ø запоминать 6-8 картинок в течение 1 минуты;

Ø запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений;

Ø повторять за взрослым строку из стихотворения или фразу;

Ø воспринимать и воспроизводить ритмы;

Ø рассказывать наизусть несколько стихотворений.

Ø Выполнять:

· упражнения в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп; ходьба приставным шагом, высоко поднимая колени; ходьба по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, обходя предметы;

· упражнения в беге: убегать, догонять; бег по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, меж­ду предметами;

· упражнения в прыжках: прыжки на месте на двух ногах, с продвижением вперёд, с по­воротом; прыжки на одной ноге (поочередно на правой и на левой); перепрыгивание предметов; прыжки с высоты 20-25 см;

· упражнения с элементами ползания и лазанья: ползание на четвереньках; подползание под предметы и перелезание через предметы; лазанье по гимнастической стенке;

· упражнения с мячом: катание мяча; бросание и ловля мяча; перебрасывание мяча через препятствие; отбивание мяча о землю.

Ø Летом кататься на двухколёсном вело­сипеде, а зимой - на лыжах.

Ø Ребёнок 4-5 лет проявляет интерес к произведениям искусства. Очень важно поддерживать и развивать это. Посетите вместе с малы­шом театр, сходите в музей.

Ø Продолжайте знакомить ребёнка с различными литературными жанрами (стихи, сказки, загадки, скороговорки, потешки и т. д.). Вме­сте с малышом слушайте музыкальные произведения, обращайте внимание ребёнка на названия инструментов и особенности их зву­чания.

Ø Приобщайте ребёнка к восприятию произведений живописи, скуль­птуры и архитектуры. Расскажите малышу о народных промыслах.

Ø Очень важно воспитывать у ребёнка бережное отношение к произ­ведениям искусства.

Ø Предоставьте ребёнку возможность создавать собственные худо­жественные образы (рисование, лепка, конструирование, музыка). Развивайте творческие способности малыша.

Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­ чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта и они для детей объект любви. Любовь детей имеет, таким образом, безусловный характер, и родители должны хорошенько думать, прежде чем употреблять такие фразы, как: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить» , поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми этого возраста, и приводит к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

Недостаточная эмоциональная отзывчивость родитель другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

Заикание чаще всего происходит под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Проблемы с детьми не существуют у тех родителей, которые уверенно и гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я», не ведут «войну» с упрямством, где доминирует отец, а мать всегда рядом с ребенком.

Консультация для родителей .

« Особенности развития ребенка 4-5 лет».

У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых черт в поведении и деятельности, которые проявляются в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Движения его становятся более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую необходимость в движении, все более активно стремится к познавательному, и это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Он уже способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме; цвету, форме и материалу и т.п. Внимание становится все более устойчивым. В среднем возрасте интенсивно развивается память ребенка, воображение. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями, любит играть в слова, его привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать. Становясь более самостоятельным, его общение выходит за рамки узкосемейных связей, он начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. И так, что может уметь ребенок 4 – 5 лет?

Развитие речи ребенка 4 – 5 лет:

Правильно произносить все звуки.

Рассказывать с выражением. Поддерживать беседу.

Составлять рассказы по картинке из 5-6 предложений.

Продолжать рассказ, начатый взрослым.

Составлять рассказ о своем дне, своих занятиях.

Давать характеристику предмету, рассказывать о нем (размер, цвет, форма и т. д.) .

Элементарные математические представления:

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.

Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания по ширине, длине, высоте.

Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Находить предметы в окружающей обстановке.

Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади) .

Знать последовательность дней недели, части суток.

Развитие мышления у детей 4-5 лет:

Складывать разрезную картинку из пяти – десяти частей.

Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

Находить среди предложенных четырех предметов лишний, объясняя свой выбор.

Находить в группе лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее.

Определять последовательность событий.

Память у детей:

Запоминать шесть-восемь картинок в течение двух минут.

Запоминать и повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослым один раз.

Запоминать и повторять в определенной последовательности движения, показанные взрослым один раз.

Рассказывать наизусть несколько стихотворений.

Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение.

Сравнивать два изображения по памяти.

Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки.

Окружающий мир:

Название нашей страны и ее столицу, свой адрес.

Имена и фамилию своих родителей, где родители работают.

Все явления природы, и в какое время они происходят.

Элементарные правила дорожного движения.

Как различать деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; как различать травянистые растения.

Как различать по внешнему виду зимующих птиц.

Разные профессии. Уметь ответить на вопросы: «Кто строит дома? », «Кто лечит людей? » и т. д.

Съедобные и несъедобные грибы.

Где и как выращивают овощи и фрукты.

Для чего нужны аптека, больница, школа, парикмахерская, магазин, почта.

Внимание детей:

Выполнять задание, не отвлекаясь 10-15 минут.

Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.

Находить 5-6 отличий предметов.

Выполнять самостоятельно задания по образцу.

Находить 4-5 пар одинаковых предметов.

Повторить скороговорку сразу после того, как услышал.

Простучать по столу простой ритм, повторив его за взрослым.

Повторить за взрослым ряд слогов.

Мелкая моторика:

Завязывать узлы на толстой веревке или шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки и т. д.

Рисовать в воздухе.

Резать ножницами.

Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Воспроизводить простые движения, показанные взрослым.

Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, предметы.

Повторять движения пальчиковой гимнастики.

Основы грамоты:

Произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.

Использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий, с которыми их знакомили.

Употреблять в речи простые и сложные предложения.

Пользоваться прямой и косвенной речью.

Составлять рассказ о предмете, картинке по теме, предложенной взрослым.

Образовывать из слогов слова.

Быстро и правильно играть в лексико-грамматические игры