Уроки географии для малышей. География для детей кругосветное путешествие

Добрый день!

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, для чего необходимо с детьми изучать такую сложную науку, как география.

В детстве я очень не любила этот предмет в школе, я не понимала и половины того, что нам объясняли, точнее понимала, но не запоминала, так как эти знания были мне не нужны. Зачем же начинать знакомиться с географией 3-4-5 летнего малыша, спросите вы. На этот вопрос я попытаюсь сейчас вам ответить.

Что такое география? Это не только знание, где находится земное ядро или кора, где добывается уголь и нефть, и как отличается экономика слаборазвитых стран от стран с индустриальной экономикой.

Это, в первую очередь, понимание того, что находится вокруг тебя: лес, горы, поле, небо, река, море и т.д. Это тоже география, но простая и доступная дл понятия. Вот идете вы с ребенком на прогулку и говорите ему: «Смотри, какое небо». Малыш поднимает голову и смотрит. Что он видит? Голубая, бела или серая масса (в зависимости от погоды). А почему бы не пойти дальше и не поиграть в это самое небо. Пусть далеко оно, пусть он его не потрогает, но ведь и мы не трогали. С одной стороны вещь очень абстрактная, а с другой…


А если придя домой, вы нарисуете небо, а если еще и облака сделаете, например, из ваты, а попутно расскажите, что вата мягкая, как облако. И не важно, что вы его, это самое облако сами никогда не трогали, но ведь главное, что вы задействуете не только зрительную, но и тактильную функцию. Ребенок потрогает вату и в голове ассоциация с облаком останется. А если вы про него стихи и сказки почитаете, а если под музыку порисует или картины посмотрите. Да столько всего придумать можно. Весело? А это География! Можете назвать ее природоведением, но суть останется прежней.

И так шаг за шагом большой и такой неизведанный мир станет малышу чуточку ближе. И вот он уже почувствовал и понял, что если долго подниматься вверх, то можно забраться на гору, а она высокая!!! А если гора «волшебная», то она еще и пар может выпустить или и того больше, необычную штуку под названием лава!

А если идти долго никуда не опускаясь и не поднимаясь, то это равнина, а если спустимся, то можем в овраг попасть. И так шаг за шагом вы придете к тому, что ваш ребенок спросит вас о том, где вы живете. «В России», — ответите вы. А это где? И вот тут вы можете перейти на следующий этап и объяснить ему, что Россия – это страна и таких стран много, и все они на материках располагаются.

И вот вы уже рассказываете ему про Африку. Рисуете льва, лепите жирафа и читаете сказку про неугомонного слоненка, который хотел знать, что у крокодила на обед.

Постепенно вы узнаете и о материках и о странах, о том, как, и где живут люди. Уверяю, вам самим это будет интересно. Я открыла для себя столько нового, пока пыталась простым языком объяснить ребенку что-то очень далекое и возможно еще совсем не понятное, но когда я вижу живой интерес в глазах, когда слышу вопрос за вопросом о том, как и что и где, то сомнения о надобности или ненадобности таких занятий отпадает.

Занимайтесь на здоровье! Надеюсь ваши путешествия будут интересными и увлекательными!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария.

Методическая разработка «География в ДОУ – путь познания окружающего мира»

Данный материал по обмену опытом могут использовать в своей работе методисты (старшие воспитатели),воспитатели дошкольных учреждений, родители. Здесь представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим, знакомство с наукой «география» во взаимосвязи с «экологией». Здесь можно найти ответ на вопросы, как и чем заинтересовать детей изучать такие серьезные науки.

Цели:
1. Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты;
2. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
3. Научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу.

Задачи:
1. Развивать у детей представления о единстве окружающего мира;
2. Развивать познавательный интерес и любознательность детей;
3. Воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
4. Заложить основы нравственного отношения детей к природе, воспитание
экологической культуры.

«Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…»
И.И. Ландо


Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет, и это я постараюсь показать в своей работе. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии.
Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введен в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми.
Первые представления детей о себе и окружающем их мире часто очень разрозненные, бессистемные. Задача педагогов и родителей – помочь им осознать, что каждый человек является частью этого огромного мира.
География – наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, изобилующая захватывающими историями о путешествиях. Эта работа о том, как и чем заинтересовать детей и родителей в изучении этой интересной, многоплановой, увлекательной науки.
Сегодня, в нашу эпоху бурного развития цивилизации, человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Человек привык всё брать от природы и ничего не отдавать. Живя под лозунгом: « Мы не можем ждать милости от природы», человеческое общество все больше вредит окружающей среде, и это принимает огромные масштабы, влияя на наше здоровье. Нашу планету Земля может спасти только сам человек, глубоко понимая законы природы, осознавая, что он сам является частью этой природы. Мы видим, что всё большее значение приобретает нравственное, экологическое образование и воспитание человека.
Грустно осознавать, что развитие промышленности все больше наносит вред окружающей среде. Добывая полезные ископаемые, мы видим, что большая их часть уходит в отходы, потому что мало используются новейшие технологии. А загрязнение экологии деятельностью человека? Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно, необходимо, чтобы человек понимал свое место в окружающем его мире. Нам всем необходимо воспитание экологического сознания и сегодня долг каждого педагога сформировать это сознание у дошкольников и школьников, нашего подрастающего поколения, у тех, кто будет грамотно продолжать наши традиции сохранения природы для будущих поколений. Экологическое сознание имеет межпредметный характер, главную роль в котором играют естественно научные дисциплины: география, физика, биология. Поэтому ценность изучения географии для дошкольников состоит в том, чтобы научить детей, а часто и родителей, бережно относиться к своему дому, улице, городу, осознавая, что это наша среда обитания, которую необходимо содержать в чистоте для своего же блага, здоровья.
Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Детей дошкольного возраста всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы. Иногда они комментируют то, что узнали, внося своё видение, используя нестандартное, интересное объяснение.
Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.


География – наука об окружающем пространстве, которое наполнено таинственными и совершенно необыкновенными открытиями и историями о путешествиях. Чтобы дети прониклись к этой науке, целесообразно знакомить их с ней уже в дошкольном возрасте. Развитию географических представлений способствуют путешествия по карте, соединяя серьезное с игрой. Для таких игр в качестве материала нужны физическая и политическая карты мира, глобус, карта города, района, области, республики (страны), маленькие флаги различных стран для обозначения маршрута путешествия. Основной девиз таких игр - узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве.
Важность данной работы состоит в том, чтобы пробудить чувства ребенка, заинтересовать его в изучении окружающего мира не только в пределах города, района, области, но и всего мира. Нужно научить ребенка оценивать поведение человека в окружающем мире, высказывать своё мнение. Педагоги дошкольного учреждения должны создать для этого соответствующие условия, используя разнообразный материал для ознакомления детей с наукой «география». Обязательное условие для выполнения целей проекта – работа с родителями. Родители должны знать о том, чему обучают детей педагоги, поддерживать детский интерес и любознательность.
С чего должен начать педагог? Конечно, с изучения научно-методической литературы, подборкой интересной информации для ребенка, подбором фотографий, иллюстраций. Нужно помнить о том, что для педагога главное – не дать ребенку готовые знания, а заинтересовать его так, чтобы он сам пытался что-то узнать, спрашивать, находить.
Занятия с детьми строятся по принципу игрового развивающего обучения и направлены на развитие любознательности, пытливости ума, формирование умения анализировать собственные наблюдения, сравнивать их с другими, обобщать и делать выводы. Воспитатель учит детей задавать вопросы, видеть и понимать красоту окружающего мира, проводить опыты.


На занятиях используются разнообразные методы: беседа, чтение художественной литературы, метод познавательных игр, постановка проблемных вопросов, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, рассказ, загадывание загадок, раскрашивание раскрасок на географическую тему, наблюдение, опыт, просмотр видеороликов «Модная география».
При условии систематической работы по окончанию учебного года
ожидаются такие результаты:

- Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;
- Повышение интереса к природе и бережное отношение к планете Земля;
- Дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями;
- У детей повышается рост уровня наблюдательности;
- Дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы;
- Заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов.

Как же начать воображаемое путешествие?
1. Выбираем страну
2. Выбираем вид транспорта, на котором удобнее будет путешествовать
3. Изучаем символику выбранной страны, её природную зону, характерные особенности.


Что нам может встретиться на пути?


Такие путешествия помогают освоить стороны света, познакомиться с компасом, выучить названия морей и океанов, сравнивать растительный и животный мир разных климатических зон, узнать, какие живут там люди, чем занимаются, какие у них дома, архитектурные памятники.


В игровой форме детям дошкольного возраста гораздо легче осваивать природные и культурные символы разных частей света: для Африки – жираф, бегемот, пустыня, саванна, для Антарктиды – айсберги, пингвины, для Австралии – кенгуру, утконосы, коала и т.п.)
В ходе таких игровых путешествий постепенно карта «оживает»: на ней появляются флаги государств, которые изучены. Дети имеют возможность закреплять свои знания. Видя карту с обозначениями, дети лучше запоминают страны, с которыми они познакомились, наглядность очень важна для дошкольника. Иногда дети просят повторить путешествие в понравившуюся страну.


На каждом материке есть страны, которые различаются климатом, животным и растительным миром, ландшафтом, городами, флагами, гимнами и гербами.



Очень нравится детям отгадывать загадки о странах, о столицах, раскрашивать раскраски на географическую тему.



Путешествие по карте так же сопровождается чтением художественных произведений, которые написаны сказочниками разных стран: Братья Гримм, Г.Уланд – Германия, Шарль Перро – Франция, Л.Кэролл, Р.Киплинг, Э.Сетон-Томпсон, А.А.Милн – Англия, С.Лагерлёф – Швеция, Д.Харрис, М.Горам – американские писатели, Г.Х.Андерсен – Дания, Д.Родари – итальянский писатель. Разнообразная детская литература несет в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Чем больше детям читать, тем обширнее будут его представления об окружающем их мире. Перед чтением нужно побеседовать об авторе, найти на карте страну, в которой он жил и писал свои произведения. Если в книге описана какая либо страна, местность, необходимо найти её на карте и побеседовать. Так, читая о проделках Карлсона, найдем на карте страну Швецию. Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции. Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари. Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки. Очень хорошо, если книги богаты иллюстрациями, биологическими и историческими объектами. Дети любят их рассматривать, запоминая множество полезных сведений, что потом во многом облегчит дальнейшее школьное обучение.


Очень познавательны видео для детей «Модная география», где в интересной форме дети знакомятся с особенностями стран: Россия, Канада, Япония, Египет, Австралия, Швейцария, Великобритания, США, Германия, Греция, Мексика, Индия, Бразилия, Франция, Италия, Испания и другие.


Интересна детям и настольная игра «Путешествие по материкам», которая знакомит детей и закрепляет знания о шести материках и четырех сторонах света: Север, Юг, Запад, Восток. Попутно вспоминаются животные, населяющие данные материки. Словесная игра "Почта" закрепляет знание названий городов.

Примерный перечень вопросов и ответов по изучению географии для детей:

Для чего нужны путешествия? (Получать знания о мире, странах, разнообразии растительного и животного мира)
- Что изучает география? (География изучает страны и моря, острова и континенты, реки и озера, города и села. А точнее сказать, их расположение)
- Что общего и чем отличаются глобус от карты мира? (Глобус - это макет Земного шара, а карта - это плоское изображение участка поверхности земли)
- Сколько океанов на Земном шаре и как они называются? (4 океана: Тихий, Анлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
- Какой океан самый большой? (Тихий)
- Какой океан самый маленький? (Северный Ледовитый)
- Самое холодное место на Земле? (Северный полюс холода находится вблизи поселка Оймякон в Якутии. Самая низкая температура, зафиксированная там, составляет -71,2°С. Новый рекорд минимальной температуры зафиксировали ученые в Антарктиде. Он оказался сразу на два градуса ниже предыдущего и составил -91,2°С. В таких условиях глаза и легкие у человека могут застыть за пару минут)
- Какой континент не имеет морей и рек? (Антарктида)
- Какие моря носят цветные названия, почему им дали такие названия? (Черное море, Красное море, Желтое море, Белое море. Желтому морю название подарила "желтая" река (так переводится с китайского Хуанхэ), которая в него впадает. Она настолько мутная и грязная, что делает морскую воду желтой. Кроме того, в том месте, где расположено море, весной очень часто происходят сильные бури, переносящие желтую пыль. Эта пыль и окрашивает воду моря в желтый цвет. Название "Черное" море получило из-за того, что в древности это слово имело значение "негостеприимный": так море прозвали турки, пытавшиеся полностью завладеть им. Также в древности "черным" называли север: море, расположенное на севере, и получило такое название. Проще всего понять происхождение названия северного - Белого моря: это самое белое от снега и льда море. Красное море получило свое название от большого количества красно-бурых водорослей, плавающих на поверхности. Также в древности "красным" называли юг: море, расположенное на юге, и получило такое название.)
- Что такое джунгли? (Влажные труднопроходимые леса с кустарниками и лианами)
- Что такое пустыня? (Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется)
- Где живут райские птицы? (В Австралии и Новой Гвинее)
- Чем интересны озера Байкал и Чернильное? (Глубочайшее озеро мира Байкал расположено на юге Сибири. Байкал - одно из величайших озер в мире, колыбель множества древних племен и народов, протянулось по поверхности планеты на 600 км. Из-за удивительной формы, природных особенностей и строении дна, чаша Байкала с давних пор была поделена на три самостоятельные части - Южную, Северную и Среднюю. Каждая из них неповторима, у каждой свой характер, растительность на берегах, ландшафт и даже климат. В Алжире располагается природное озеро, заполненное чернилами. Называется оно Чернильное озеро. В этом озере нет рыбы и растений, так как токсичные темно-синие чернила пригодны лишь для того, чтоб ими писать.)

У каждой страны есть своя индивидуальность и флаг. Дети знакомятся с некоторыми странами, их особенностями расположения, памятниками архитектуры и флагами.


Очень любят дети географические загадки-шутки:

Какой город может находиться в воздухе? (Орел)
- Какой город самый сердитый? (Грозный)
- Какой город самый сладкий? (Изюм)
- Какой остров считает себя одеждой? (Ямайка)
- Между какими двумя буквами можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название страны, острова? (Япония)
- Какой город носит название рыбы? (Судак)
- По какому городу течет кровь? (По Вене)
- Какую реку можно разрезать ножом? (Прут)
- Какой город называют воротами в Донбасс (Харьков)
- В каком море не водится рыба? Почему? (В Мертвом. Очень соленая вода.)
- Какую страну можно носить на голове? (Панама)
- Контур какой страны напоминает сапог? (Италия)
- Где текут сухие реки? (На карте)
- Какая река находится у нас во рту? (Десна)
- Какая река носит название посуды? (Таз)
Изучение родного края на примере нашего города, района.
Родной город - это маленький мир, с которого начинается знакомство ребенка с миром большим. Очень важно сформировать у детей понимание того, что их родной край является частичкой великой державы. И когда дети учатся любить и сохранять тот край, где они живут, они так же будут относиться к разным красивым местностям всей страны. Например, дети нашего города Новоазовска с интересом изучают природу БООПТРЗ "Хомутовская степь - Меотида". Местность, которую они изучают вместе с воспитателями, они могут наблюдать вместе со своими родителями. То, что дают им педагоги, они закрепляют вместе с родителями. Чем интересна заповедная зона «Меотида»? Это уникальные участки побережья Азовского моря, они до сих пор хорошо сохранили основные черты изначальной природы Приазовья, водно-болотные угодья международного значения «Залив и Кривая Коса» и «Залив и коса Белосарайская», уникальность растительного покрова, богатство флоры раритетными видами. Богатый животный мир парка по видовым разнообразиям пернатых не имеет себе равных. Даже в суровые зимы вблизи закованного в ледяной панцирь моря комфортно чувствуют белая сова и пуночки, на лиманах устраиваются грациозные лебеди-шипуны. Гордостью парка является многочисленные колониальные поселения гидрофильных птиц на стрелке Кривой косы - уникальные в масштабах Европы.
Символ парка - шилоклювка - красивая птица, обитающая преимущественно на морском побережье. Численность повсеместно сокращается, но в «Меотиде», благодаря пристальной охране, это обычный вид. Дети путешествуют не только природными ландшафтами, но и в историческом времени, когда Азовское море называли Меотийским озером, а территорию от Азовского до Черного моря - Меотидой.
Дети экологической группы знакомятся с тайнами заповедных мест. Заповедник - это место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, птицы, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. «Заповедный» - значит неприкосновенен.
Ботанический заказник «Хомутовская степь» (с. Хомутово Донецкой обл.) (статус заповедника получил в 1926г.), Национальный природный парк «Святые горы» (г. Святогорск Донецкая обл..) (создан 13.12.1997 г.. Указом Президента Украины), Национальный парк «Меотида» (побережье Азовского моря) (создан 30.06.2000 г.. решением Донецкого областного совета, а 03.10.2001 года принят в международную организацию EUROPARC Federation, в декабре 2009г. Указом Президента Украины предоставлен статус национального)), в 2015 году переименован в БООПТРЗ "Хомутовская степь Меотида" (Биосферная особо охраняемая природная территория республиканского значения "Хомутовская степь - Меотида" создана согласно Постановлению Совета Министров Донецкой Народной Республики от 03.06.2015 года). Богатый иллюстративный и художественный материал способствует развитию у детей интереса к изучению уголков неповторимой девственной природы.
Во время ознакомления с заповедными уголками постоянно проходит мысль: «Судьба этих мест и их обитателей зависит, прежде всего, от ВАС!» Задача педагогов - все сделать для того, чтобы дети не оставались равнодушными к окружающей среде, к проблемам, которые существуют вокруг их. Надо привлекать родителей к сотрудничеству, вести активную разъяснительную работу среди них. Перед воспитателями стоит важная задача - заинтересовать, научить, закрепить полученные знания, а главное - воспитать у детей такое поведение в природе, которое станет в будущем жизненной позицией по сохранению окружающей среды. Систематичность, непрерывность в экологическом образовании, доступность в преподавании материала - необходимые условия для достижения желаемых результатов. И очень важно, чтобы работа, которую проводят в дошкольном учреждении, была продолжена педагогами в школе. Только тогда засеянное семя интереса и познания в детские души даст ростки и плоды в будущем. Только тогда в поведении детей не будут наблюдаться негативные проявления к объектам природы, появится сочувствие к природе, как к живой части жизни человека.
Давайте установим взаимосвязь двух наук: география и экология . География – это слово в переводе с греческого означает «землеописание». Слово «экология» происходит от двух греческих слов и переводится, как «дом» и «наука», то есть наука о доме. А дом для человека чаще всего – это стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – океаны, моря, реки, озера. Значит у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля. А жить вместе в одном доме очень разным существам очень непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать местечко лучше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго и на воздух всему дому взлететь. Вот наука «экология» и призвана изучить досконально во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и взаимодействуют друг на друга. Ведь, например, выруби лес – высохнет лесная речка, звери без питья пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода. Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке. Педагоги знакомят детей с ошибками человечества на примере разных стран: Канада (история с бобрами), Китай (история с воробьями), Англия (история с пшеницей и мышами).
Природа требует бережного к ней отношения и за нее ответственны не только ученые, для которых заповедник является лабораторией, а также и все наблюдатели этой красоты. Отношение человека к природе считается одним из показателей уровня развития личности, критерием человечности. Человек должен чувствовать и осознавать себя частью природы. Эти связи с природой должны постоянно жить в его сознании, в его отношении к окружающей среде. И от того, как взрослые (родители, воспитатели, учителя) научат детей относиться к этой среде, зависит их здоровье и будущее в целом.
Для жителей нашей планеты уже стало обычным ежегодно 22 апреля отмечать Всемирный День Земли. Вместе с родителями дети участвуют в экологическом десанте «Украсим землю деревьями и цветами» - высаживают деревья, цветы, а потом ухаживают за ними.
При ознакомлении с родным краем, нужно детей ознакомить с картой своей страны, области, найти свой район, свой город. Для того, чтобы найти свою улицу и свой дом, нужна карта города. Так дети получают представление о нескольких видах карт.
Интересный прием при ознакомлении с географией – предлагать детям рассказывать о своих путешествиях в другие города и страны, что они так видели интересного, что их поразило больше всего, какие сувениры привезли оттуда, показать детям фотографии памятных мест. Дети заново переживают эмоции от путешествия, учатся рассказывать о них своим товарищам.
География – одна из самых интересных для детей область знаний. Любой ребенок проявляет интерес к устройству окружающего мира, его волнуют путешествия в дальние страны, интересны люди и животные, которые там живут. Дети задают множество вопросов о том, почему так называются моря и океаны, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, почему вода в море соленая, что находится на дне моря и океана, могут ли дельфины разговаривать с человеком и многое другое.
Детям легко запомнить, что синим цветом на карте и глобусе обозначаются реки, озера, моря, океаны. Знакомство детей с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных морей». Им интересно будет узнать, что на нашей планете есть Черное, Белое, Красное и Желтое море. Отыскали их на карте и совершили путешествие, чтобы узнать, почему они получили такое название. Желтое море имеет желтый оттенок. Название дано по цвету воды, вызванному наносами китайских рек и в меньшей степени пыльными бурями. Весной жёлтые пыльные бури бывают настолько сильны, что судам приходится прекращать движение. В Красном море обитают красные водоросли. В тот период, когда водоросли быстро растут, кажется, что вода окрашивается в красный цвет. Белое море действительно имеет почти белый цвет воды. Черное море прозвали так из-за его неспокойного нрава и черного цвета воды во время сильных штормов. Выяснили особенности названия, теперь можно изучить, какие страны окружают эти моря, какие люди там живут, чем они занимаются? Очень хорошо оформить свои впечатления в виде рисунка. Такие путешествия не только расширят географические знания, но и тренируют мышление, память, развивают фантазию. Почему имеет такое название Средиземное море, дети могут догадаться сами, если внимательно рассмотрят карту, где оно расположено. Не вызовет затруднения объяснение, почему имеют такие название Японское море, Южно-Китайское море. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать и поискать ответ вместе со взрослыми в энциклопедии или интернете.


Кроме занятий, игр, где еще можно изучать науку о Земле? Конечно, на прогулке. Просто обращаем внимание детей на окружающий мир и рассказываем. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется, какие растения на нем растут. Какие растения растут на песке? Что лучше для растений: чернозем, песок или глина? Чем они отличаются по своим свойствам? На прогулку можно взять с собой компас – необходимый прибор для путешественника. Это отличный повод познакомить детей с частями света. Дети должны знать, что утром солнце восходит на Востоке, а вечером садится с другой стороны – на Западе. Может ли солнце запутаться и взойти на Западе? Дети должны иметь представление, что такое невозможно, потому что Земля вращается всегда только в одну сторону. На прогулке каждого ребенка нужно научить пользоваться компасом. Красная стрелочка указывает на Север. Если ребенок стоит лицом к Северу, то сзади у него Юг, слева – Запад, справа – Восток.
Очень интересно с детьми на прогулке проходит игра «Найди клад». Заранее рисуется карта-план, на которой условными обозначениями наносятся постройки, деревья, пенек, спортивное оборудование и прочее. Дети участвуют в обсуждении и потом с интересом ищут тайник, указанный на карте. Такая игра не только расширяет географические знания, но и тренирует пространственное мышление детей.
Для детей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительное на наш взгляд событие. А ведь можно отправиться на поиски полюсов. Дети узнают, что у Земли есть два полюса: Северный и Южный. Здесь очень пригодится глобус, чтобы на модели Земного шара ребенок увидел, что полюса противоположны. Верхний полюс - Северный, а нижний - Южный. Интересно будет узнать, что на полюса солнечного тепла попадает меньше, чем на другие континенты, поэтому здесь находятся самые холодные места на Земле: Арктика и Антарктида. Детям даются понятия «полярный день», «полярная ночь», «айсберг», дети знакомятся с животным миром, с природными условиями. Постепенно дети знакомятся со всеми материками.


Детей можно познакомить с таким понятием, как «экватор». Он окружает нашу Землю, как поясом. Это то место на Земле, где всегда жарко, потому что солнечных лучей попадает больше всего, чем на другие места Земли. Детям интересно будет узнать, что зимы на экваторе не бывает. Дети знакомятся жаркими экваториальными странами и их жителями, с пустынями, джунглями, с животными миром.
Дети очень любят сказки, поэтому им интересна будет тема сокровищ Земли. Неужели мы можем увидеть сами эти сокровища? Самое удивительное, что сокровища рядом с нами! Это – полезные ископаемые.


Ископаемые так называются, потому что их нужно искать и выкапывать из земли, а полезными называются так потому, что несут в себе огромную пользу для всех людей. Какие полезные ископаемые окружают нас? Мама готовит еду на природном газе. Это природное ископаемое. Приготовление еды невозможно без соли, соль – тоже полезное ископаемое, её добывают в соляных шахтах. Посуду, из которой мы едим, делают из глины, стекло делают из песка. У кого в доме печное отопление, те люди пользуются каменным углем. Памятники в скверах и парках сделаны из мрамора и гранита. Все это полезные ископаемые. Мел, которым пишут в школе на доске и которым дети рисуют на асфальте, тоже полезное ископаемое – мел. Любимое занятие многих детей – рисование. Значит рядом с нами тоже полезное ископаемое – графит, из которого сделан грифель карандаша. Детям будет очень интересно узнать, что есть еще полезные ископаемые, из которых делают дорогие украшения. Из алмазов делают бриллианты, из драгоценных камней (рубин, опал, сапфир, изумруд). С интересом дети знакомятся с фотографиями этих камней, а так же узнают, что эти камни стоят дорого, потому что встречаются редко и работа с ними очень кропотливая, требует знаний, умений.
Тема ознакомления с географией очень обширная, но сколько бы ребенок ни получал теоретических знаний, путешествия детей вместе со своей семьей – это самое лучшее изучение географии. Очень хорошо, когда дети рассказывают своим сверстникам о своих поездках, о том, что они видели интересного, показывают фотографии тех мест, где они бывали. Путешествия детей с родителями расширяют кругозор, вносят разнообразие в представление о мире. Педагогам важно научить ребенка видеть это разнообразие, понимать причину различия разных природных зон в зависимости от географического расположения городов, стран. Почему, когда в городах, расположенных севернее нашего города, идет снег, а у нас продолжается довольно теплая осень? Почему в Африке не носят зимние сапоги и шубы? Довольно простые вопросы для взрослых. Для того, чтобы ответил на них ребенок, ему необходимо владеть информацией, уметь делать умозаключения. И этому мы их должны научить.
В раннем детстве у детей формируется способность воспринимать новые впечатления, желательно, чтобы они были яркие, интересные. В дальнейшем развивается любознательность, желание самому находить интересное в окружающем нас мире. И не обязательно совершать только дальние путешествия, это не все родители могут себе позволить. Даже поездки в окрестностях родного города, района, области дадут возможность детям лучше понять устройство нашей Земли (моря, степи, горы, леса, равнины, холмы, овраги и т.п.). Дети учатся наблюдать и делать выводы из увиденного. Для изучения географии детьми дошкольного возраста нужно использовать различный материал, который имеется в познавательной и художественной литературе, в настольных играх географического характера, в видеороликах, в загадках географического характера, в раскрасках картинок городов разных стран. Ознакомление с географией начинается с родной улицы, города и заканчивая огромными материками и океанами.
Исходя из всего сказанного, воспитатель может построить свою работу, образовательный процесс на основе игровой, исследовательской деятельности, объединяя все возможные формы активизации познания и творчества детей. И работа эта увлечет детей только тогда, когда сам воспитатель вложит в неё душу, найдет такой интересный материал, который не сможет оставить равнодушным пытливый ум ребенка.

Сегодняшний пост и несколько следующих я хотела бы посвятить нашим занятиям по географии, точнее повторению пройденного (повторению, так как хочу с осени продолжить тему и начать новый цикл занятий в этой области). Все, о чем я писала и буду писать, мы с Дашей применяем в своей жизни, но в силу разных причин одни тему разрываются и получается, что несколько дней мы изучаем воду, а потом прерываемся и только через несколько недель приступаем к почве и т.д. Пока на улице лето и очень многое можно сделать и попробовать «прямо тут и прямо сейчас» я решила кратко повторить все, что мы проходили, но уже в упрощенном варианте и с большим творческим уклоном.


Итак, начали мы с того, что вспомнили, какой формы наша Земля. Даша показала на маленький мячик и сказала, что такая же круглая, только очень большая. Для наглядности мы взяли большое блюдце и мяч. Я предложила ей отправить нашего любимого волка в путешествие и представить себе, что блюдо – это Земля (ведь раньше все думали, что она плоская, мы даже вспомнили, как строили модель из слонов и черепахи, которые держат землю и посмотрели фото, как Даша в роли черепахи держала Землю). Волк отправился в путешествие и дошел до конца Земли (((А когда мы отправили его в прогулку по Земле –мячику, то он совершил оборот вокруг Земли и снова вернулся домой!

Потом мы посмотрели, найденную дома энциклопедию (еще моего детства) про планеты и Землю, рассмотрели рисунки, где показано и рассказано, как Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца и где все это время находится Луна. А потом отправились ставить эксперимент в ванную. Почему в ванну? Да потому, что там темно. Я дала в руки Даше фонарик, сама и велела светить на Землю (мячик). С одной стороны прижала к мячу волка, с другой кенгуру. Даша стала светить в одну точку, а я крутить нашу Землю и получалось, что если светло волку, то темно кенгуру. Так мы выяснили, как сменяется день и ночь.

Потом мы посмотрели кусочек мультфильма География для самых маленьких, а точнее кусок, который посвящен океану и материкам, откуда что взялось, как называется и как выглядит. Очень интересно был показан процесс расформирования материков на несколько из одного целого.


Посмотрев мультфильм, мы отправились собирать собственный паззл))) Я вырезала несколько кругов разного размера и схематично написала и нарисовала составные части нашего паззла: планета Земля, материк, страна, город, дом и Даша стала собирать его сначала начиная с дома (я ей подсказывала), а потом от Земли самостоятельно.

В завершении мы нарисовали собственную планету Земля (Даша рисовала сама), а потом попросила лист бумаги и стала рисовать землю, по которой мы ходим. Сначала она зарисовала лист коричневой краской, а потом стала наносить на него другие цвета. Я стала расспрашивать, что она рисует и почему именно так. Она тогда ответила, что земля на самом деле не черная и не коричневая, она цветная, так как в ней отражается солнышко, на ней растет трава и красивые цветы и все цвета сливаются и получается «вон как красиво!»

Я никогда не думала, что Даша представляет землю такой, в которой солнышко отражается! Моя малышка не перестает меня удивлять)))

В этом году мы с Софьюшкой организуем еще один грандиозный проект из серии «Занимательная география для детей » . Это будет « Весёлое кругосветное путешествие » .

Я сделала список из 196 стран мира, разбив его по частям света, добавила некоторые не всеми признанные страны, такие как Северный Кипр, и спорные территории, а также территории с особым статусом, такие как Гибралтар, Гонконг и другие.

Вначале мы с Софьей просто рассматривали карты для детей, чтобы познакомиться с различными частями света и их обитателями 🙂



Страны Африки
Страны Северной Америки
Страны Южной Америки
Страны Австралии и Океании

Путешествовать по странам мы начали с , удивительной страны с богатым культурным наследием. Веселое и интересное путешествие, на подготовку к которому маме понадобилось два дня, нам обеим очень понравилось. И тогда мы решили побывать в Индии. Индия - насколько это невероятная страна! Столько памятников, столько необычного, о чем я и не знала, о чем мне бы хотелось поведать Софье!


И вот я с энтузиазмом начала поиски и... завязла в подготовке материалов к занятию... Оказалось, что в интернете очень мало подобной информации, подобранной для детей, все нужно собирать по кусочкам. Затрачивается неимоверное количество времени на обработку, на собирание качественного материла, продумывания занятий. Не хочется делать быстро, поверхностно, хочется, чтобы большинство тем было охвачено, разработано.

И я подумала, а почему бы нам, любящим мамам любознательных малышей не объединиться и не собрать совместными усилиями большую бесплатную педагогическую копилку «Занимательная география для детей – кругосветное путешествие » ?

Так родилась идея проекта, для которого нам понадобятся, по крайней мере, двести участников-энтузиастов 🙂 Что нужно делать?

1) Выберите страну, в которой Вы побывали, или, возможно, живете, которую Вы любите, куда хотели бы отправиться, о которой Вам хотелось бы в первую очередь поведать своему ребенку, материалы по которой Вам будет интресно подбирать и изучать.

Мне, например, особенно близка такая страна, как . Мы провели в Йемене с родителями целый год, когда мне было десять лет. И это был один из самых счастливых периодов в моей жизни.

2) Чтобы поиски велись более равномерно, заранее пришлите мне название страны или стран, которую/которые Вы выбрали, чтобы я могла разместить информацию о выбранных странах на блоге. Тем не менее, не страшно, если какие-то страны с особенно богатым культурным и историческим наследием, привлекут интерес нескольких мам. Ведь « одна голова - хорошо, а две - лучше » 🙂 Возможно, что какие-то на какие-то страны «заявок» не будет. Не страшно!

3) П олучайте удовольствие от поисков, играйте с ребенком, а затем делитесь Вашими находками, фотографиями занятий и идеями с другими мамами. Для этого присылайте материалы для публикации на блоге на [email protected] либо в виде ссылок на Ваш блог либо в формате ворд , а также добавляйте ссылки на интересные находки в комментариях 🙂

Несколько идей.

Можно использовать элементы следующей схемы для подготовки материалов:

  • Флаг, символы, географическое положение, страны-соседи
  • Города, архитектурные памятники, реки, горы, фотографии пейзажей
  • Животный и растительный мир
  • Люди: изобретатели, исторические персонажи, великие личности
  • Костюмы разных регионов
  • Песни, музыка, театральное искусство
  • Изобразительное искусство
  • Герои мультфильмов, сказок, кино
  • Обычаи, кухня
  • Необычные факты

Не ограничивайте Вашу фантазию! Можно создать всемозможные презентации, например, картин под музыку великих композиторов, подобрать музыкальные отрывки, под которые так приятно заниматься творческими заданиями, подготовить раскраски флагов и символов, ...

Нередко так бывает, что родители сводят знакомство малыша-дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва ли не любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта...

В понятие географии входят также метеорология, этнография, геология, экология, краеведение, геодезия, геофизика, тектоника и множество других смежных наук. И это, пожалуй, самая интересная для малыша область знаний. Ведь любой маленький человечек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, зачем море все время накатывает на берег волны и почему вода в нем соленая, что находится под землей и на дне океана...

Наш дом — Земля

Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей — помочь крохе осознать, что каждый человек (в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего познакомьте кроху с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: "У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения". Можете вместе с малышом нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хоть чуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, так ее видят космонавты из далекого космоса. Вот такой же крошечной, будто мячик.

Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется, пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся "домой"?

Где живет Карлсон

Чем раньше в комнате малыша появится географическая карта, тем лучше. Не стоит думать, что малыш ничего не поймет и не запомнит. Достаточно лишь время от времени обращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами.

А разнообразная детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события. Для подобных игр удобнее всего, если карта висит прямо над детской кроватью. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину — Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Малыши очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий. А "развивающую" карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочными героями. Например, наклейку с героями мультфильма "Мадагаскар" поместим возле одноименного острова. А заодно найдем в энциклопедии и прочитаем вместе с малышом об этом острове что-нибудь интересное. И не забудем проследить путь зебры Марти и ее друзей от Нью-Йорка до Мадагаскара. Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, вместе с крохой наклеивайте их на карту. Подобные игры принесут крохе несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение.

Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны. Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда малыш немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на карте все места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте "Беда". А еще лучше, отмечайте карандашом его путь прямо по карте. Вообще, возьмите себе за правило обращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких-то географических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей. Это поможет малышу запомнить множество полезных сведений, научит пользоваться картой. И все это практически без усилий, как бы само собой.

По следам Сесиль Лупан

Много интересных географических идей можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Прежде всего, это песенки с названиями столиц государств. Можно рассказывать малышу стишки или петь песенки, в которых упоминаются географические названия. Ведь в стихах подобная информация запоминается куда легче. Вот несколько примеров:

Над Италией парим,
Видим вечный город Рим.
А в Испании — Мадрид
В центре всей страны стоит.
Вот во Франции, в Париже,
Башня всех построек выше!
А в Британии, без спора,
Лондон — самый главный город.

На свете много островов,
Так много, что не счесть...
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть:
Африка, Америка
(Северная и Южная),
Австралия,
Евразия,
Антарктида
(Вьюжная).
Что такое Евразия?
Это — Европа плюс Азия:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!

Цветные моря

Наверное ваш кроха уже знает, что синим цветом на карте обозначаются реки, озера, моря и океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с "цветных" морей. Малышу будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море. Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.

А может быть кроха захочет нарисовать эти цветные моря? Возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно малыш уже побывал на каком-то из этих морей (например, на Черном или Красном) или вы вот-вот собираетесь отправиться в путешествие. Тогда ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях.

А потом находите на карте и рассматривайте и другие моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхождении их названий. Это не только расширит географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потом вместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверить свои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовут затруднения и, например, Японское и Южно-Китайское моря. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать.

География на прогулке

Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь!

Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?

В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?

Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.

Прямо на ходу можно играть в игру "Я знаю 5 названий...". Мама задает тему: "Я знаю 5 городов...". А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: "Москва — раз, Киев — два...". Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: "Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке..." Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.

Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке "клад" — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими "сокровищами". Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.

Разговаривая с малышом о таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. "А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?" Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? "Ну те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается". Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются время от времени, видимо от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.

Экспедиции с Винни-Пухом

Для малышей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительное на наш взгляд событие. Помните, как Кристофер Робин вместе со своими друзьями Винни-Пухом, Пятачком, Осликом и Кроликом отправились в "искпедицию", чтобы отыскать и открыть Северный полюс?

Вся наша искпедиция
Весь день бродила по лесу.
Искала искпедиция
Везде дорогу к полюсу...

А ведь и вы можете отправиться на поиски полюса. И не только Северного, но и Южного тоже. Только сначала покажите малышу эти полюса на глобусе и расскажите о земной оси — придуманной линии, которая как бы протыкает Землю насквозь. Те точки, через которые проходит наша воображаемая ось, называются полюсами. Верхний полюс называют Северным, а нижний — Южным. На полюса солнечного тепла попадает меньше всего, поэтому здесь находятся самые холодные места на нашей планете. Конечно, поиски полюса будут воображаемыми, и никакой земной оси на самом деле не существует. Зато, гуляя, вы сможете обсудить множество важных и интересных вещей: что называют Арктикой, а что Антарктикой, кто из животных на каком полюсе живет, что такое полярный день и полярная ночь, какие на полюсах зима и лето, что такое айсберги, для чего нужны ледоколы, что изучают полярные экспедиции и многое другое.

А в следующий раз можно отправиться на поиски экватора. И, конечно, поговорить о том, что экватор — это тоже придуманная линия. Она как будто поясом окружает нашу Землю по серединке. Туда солнечных лучей попадает больше всего, а значит на экваторе всегда жарко. Зимы здесь не бывает. Вспомним о жарких экваториальных странах и их жителях, о песчаных пустынях и густых джунглях, о тропических ливнях и засухе и конечно об удивительных животных, которые здесь живут.

Полезные ископаемые

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное "ископаемое" — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.

Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.

Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.

Берег левый, берег правый...

А как насчет азов географии, которые можно изучать прямо во дворе собственного дома? Звонкие ручьи после дождя дарят малышу замечательную возможность представить, как "устроена" самая настоящая река, какой рельеф имеет земная поверхность. Нам понадобится быстрый и уверенный ручеек и желание его исследовать. Прежде всего, представьте с малышом, что этот ручеек на самом деле никакой не ручеек, а широкая и бурная река. Просто она кажется вам такой маленькой. У каждой реки есть два берега — левый и правый. Разберитесь с малышом где какой и отправляйтесь в путешествие.

Можно двигаться в двух направлениях: вверх по течению и вниз. Если повезет, вам даже удастся найти исток и устье вашего ручейка-реки. Исток (то место, где река начинается) у дождевого ручья будет, скорее всего, у большой лужи, а если повезет — то у вершины сугроба. Настоящие же реки начинаются, как правило, высоко в горах и "питаются" талым снегом и родниками. Вот и наш ручей сначала течет тоненькой струйкой, но по пути к нему присоединяются все новые и новые ручейки, и он становится все шире и полноводнее. Небольшие речушки, которые впадают в большие реки, называют притоками. Продвигаясь вниз по руслу ручья, вы с малышом непременно увидите эти ручейки-притоки. Русло реки не бывает прямым, оно все время изгибается, обходя естественные препятствия и образуя излучины.

По пути вы встретите миниатюрные копии настоящих водопадов, заметите, что с горки вода течет стремительно (поговорите с ребенком о горных реках), а по "равнине" бежит плавно и неторопливо. В обычном ручейке можно отыскать и водовороты, и мели, и пороги. Все как у настоящей реки. А вот ответвление в сторону и — озеро. Здесь течения нет, вода стоячая, но ветер гонит волны по луже точно так же, как и по настоящему озеру. Если вам повезет, то ваш ручеек закончится не в канализационном сливе, а будет вместе с другими такими же ручьями впадать в большущую лужу. Эта лужа — миниатюрная копия моря. Точно так же вливаются в море и настоящие реки, а место их соединения с морем называют устьем. Если малыш возьмет с собой в путешествие лопату на длинной ручке, то с ее помощью сможет построить плотину из песка и палок. Рядышком можно выкопать небольшую ямку и отвести туда воду из ручья — вот вам и искусственное водохранилище. А сколько "околоводных" тем можно затронуть во время такой прогулки — даже не перечислить. А сколько потом интересных книжек можно прочитать дома на тему рек, морей и кораблей!

Кстати, "географическим" строительством можно заняться и на песчаном пляже. Так здорово вместе с малышом возводить из песка горы, прокладывать русла рек, строить плотины и искусственные водохранилища.

И конечно как можно больше путешествуйте с малышом. Пожалуй, это самое лучшее и полезное изучение географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор малыша, дают ему понять, что мир — это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы и моря, реки и озера, другие города и люди... В раннем детстве у ребенка формируется способность воспринимать новые впечатления. А дальше на этот стержень нанижется любознательность и легкость в овладении новыми навыками. Но не только дальние путешествия, а даже поездки в окрестностях родного города дадут возможность крохе лучше понять и осознать устройство нашей удивительной планеты. И, конечно, помогут узнать и полюбить свой неповторимый край, будут способствовать формированию грамотного отношения к природе, экологического мировоззрения. Интересных открытий и удивительных приключений вашему маленькому географу!