Урок нравственности семейные традиции подготовительная группа. Конспект занятия на тему «Семейные традиции» для детей старшей группы. Игра на музыкальных инструментах

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»

Говорите чаще о семье….

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Макаренко

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В жизни каждого человека огромное значение имеет семья. В семье закладываются основы важнейших человеческих качеств. Особенностью семейного воспитания является то, что дети постоянно видят пример для подражания в лице своих родителей. Этот пример не всегда бывает положительным, но и отрицательным. Подражая взрослым, ребенок учится строить свои отношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за ее пределами. Поэтому очень важен положительный опыт семейного воспитания.

Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его. Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности.

Внеурочное занятие «Семья и семейные традиции».

Цели:

1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
4. Сплочение классного коллектива.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы будем говорить о самом важном в жизни каждого человека. Каждый из вас должен будет вырастить цветок. А вот что за цветок, мы сейчас узнаем.

Посмотрите на доску. Разгадайте ребус.

7-я

Семья.

2. Беседа «Что такое семья»

Что такое семья? (варианты ответов)

Сегодня наш разговор пойдет о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Слова на доске.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Люди, живущие вместе и связанные кровным родством или браком, называются семьёй. Семья – маленькая часть общества, в которой человек приобретает первые знания и умения. Основа семьи – это любовь, уважение и внимание друг к другу.

Очень много красивых строчек можно найти о семье. Но мне захотелось познакомить вас со следующими строчками. Стихотворение заранее по строчкам раздается детям. Читают наизусть.

  1. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

  1. Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

  1. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

  1. Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

  1. Семья – это важно!

Семья – это сложно!

  1. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
  1. Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Вы назвали 7 важных строчек. Подумайте. В какой строчке вы смогли разглядеть свою семью.

(называют строчки из стихотворения)

А кто хочет, чтоб все эти строчки были о вашей семье.

В какой строчке говориться, что один человек жить счастливо не может.

Но счастливо жить одному невозможно!

Почему так говорят?

Скажите, а 2 человека- это семья.

Есть такое понятие - многодетная семья

Семья из Воронежской области, отмечена в Книге рекордов Гиннеса, как самая большая семья России. Вв ней 20 собственных детей. Это семья Шишкиных.

Еще одна многодетная семья.

Николаевы - Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович.

– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 21 год с тех пор, как Николаевы - Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович - взяли в семью первых пятерых сирот.

Семья - это целый мир, отдельная вселенная, в которой есть свой устав, свои правила и нравы. Ради своей семьи человек способен горы свернуть. А как же приятно осознавать, что семья, которую мы создаем и лелеем самая счастливая и крепкая, самая независимая и дружная.

3. Беседа о традициях.

Все ли семьи одинаковые? (нет)

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, количеством, национальностью, отношениями, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

Посмотрите. Что это за игра. Пазлы. (Изготавливаются из любой журнальной страницы, на которой изображена семья. Листок разрезают)

Нам нужно разбиться на маленькие группы. (по 4 человека)

Как только вы соберете пазл, подумайте, о какой семейной традиции здесь идет речь. Назовите её и расскажите о ней.

(прогулки с семьёй, посещение театров, занятие спортом, семейные праздники, выезд за город, поход за ягодами или за грибами ). Пазлы приклеивают на листочек, вывешивают на доску.

4.Поговорим об отношениях в семье.

Посмотрите на свои столы. На них очень много лепестков. Выберите лепестки, которые на ваш взгляд показывают, какое отношение должно быть в семье между членами семьи.

Назовите их: д ружеские, завистливые, доверчивые, грубые, терпеливые, злопамятные, справедливые, любящие, уважительные, добрые, бескорыстные, плохие, ласковые….

Выберите 7 самых важных на ваш взгляд понятий.

Давайте соединим эти лепестки. У вас получился цветок. Приклеивают лепестки. Дорисовывают цветок.

Скажите, если оторвать хотя бы один лепесток, что произойдет с цветком. (Он будет не полным, не очень красивым).

Каждая команда получает желтый листочек.

Прочитайте вопросы. Ответить должен каждый. Не повторяйтесь.

  1. Что нужно сделать, чтобы отношения были дружескими (слушаться родителей, не кричать друг на друга….)
  2. Кто в семье должен уступать и почему?(младшие всегда уступают старшим….)
  3. Какому лепестку подойдет пословица «В семье согласно, так идёт дело прекрасно».
  4. Кто в семье должен помогать(все друг- другу)
  5. Как проявляется уважение в семейных отношениях?

Физминутка

Давайте сделаем один большой круг. По кругу под музыку передаем мячик. Как только музыка остановиться, нужно быстро перечислить имена всех членов семьи и назвать, чем они любят больше всего заниматься. Начинает учитель.

Вот сколько нового мы узнали друг о друге. Садитесь на места.

  1. Работа с пословицами

Прочитайте пословицу.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

О каком качестве семьи идет речь? О силе.

О физической силе? Когда так говорят?

(Семья дружная, всё делают сообща)

Бывает много крыш в доме? (нет)

Что могут означать слова: когда над ней крыша одна.

(Когда в семье одна цель, общие взгляды и делают все сообща)

Попробуйте и вы правильно составить пословицы.

Конверты со словами. Если используется интерактивная доска, то можно дать задание соединить две половинки.

  • В семье и каша гуще.
  • Семейное согласие всего дороже.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  1. Итог

Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию.

Какие традиции вам понравились больше всего?

Подумайте, чего не хватает в вашей семье?

Посмотрите на цветок, который получился у вас. Помните, что и от вас зависит, какие отношения будут складываться в вашей семье.

Ребята, а давайте на следующем занятии поговорим генеалогическом дереве.

Я попрошу всех поинтересоваться у своих родителей о своих бабушках и дедушках. Узнайте, как их звали. Сколько детей у них было. А мы на занятии попробуем разобраться, что это за дерево.

Вместе тесно, а врозь скучно. Когда вернетесь домой, обязательно скажите, как вы соскучились по родным.


Тема: « Семейные традиции, обычаи, ритуалы»

Цели.

Обучающие:

    формировать представление детей о семейный ценностях

    формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью

    познакомить с понятием «семейный праздник»

    закрепить понятие о семейных фотографиях

Развивающие:

    развивать умения понимать традиции разных семей.

    развивать общие речевые навыки

    развивать творческое мышление, воображение воспитанников через образную подачу материала.

    развивать память

    активизировать словарь по теме «Семья»

Воспитывающие:

    воспитание любви и уважения к своей семье

    воспитание интереса к собственной родословной

    воспитание заботливого отношения к членам своей семьи.

Оборудование:

    таблички

    картинки

    иллюстрации

Словарь:

семейные традиции, праздники, обычаи, генеалогия, почитание старших, пословицы, уважение.

План занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте дети! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?

    Фонетическая зарядка на отработку дежурного звука.

    Этап подготовки к активному усвоению знаний.

У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей – и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу.

    Этап усвоения новых знаний.

А сейчас можно сказать, что семья - это папа, мама, я, потому что в семьях часто только один ребенок. А сколько детей в ваших семьях?

Ответы детей.

А кто ещё входит в состав семьи, кроме родителей и детей?

Ответы детей.

Правильно, бабушки и дедушки.

У меня есть мама,
У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,
А у них есть я.

Что это?
СЕМЬЯ .

А ещё у некоторых есть прабабушки и прадедушки. Кого называют этими словами?

Ответы детей.

Если расширить понятие семья, то сюда можно включить ещё дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер. А ещё многие членами семьи считают своих домашних питомцев: кошек, собак, попугаев, рыбок, хомячков и других.

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик - братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом

Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

Правильно. Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.

Физкультминутка

(Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас:

Руки в стороны поставим, (Руки в стороны)

Правой левую достанем.

А потом наоборот

Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно

в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны

Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

И за парты вновь садись!

У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете?

Ответы детей.

Главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? Традиция – это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек…) Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.

Вспомните, какие традиции существуют в ваших семьях?

Ответы детей.

А ещё есть традиция - составлять своё родовое (генеалогическое ) дерево. Кто не знает, что это такое, я объясню. Это знание своих предков на много поколений назад. Кто и кем были ваши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Это очень интересное занятие, составление своего генеалогического древа. Это изучение истории своей семьи. Обязательно со своими мамами и папами начните составлять такое дерево.

Ещё одна традиция – собирать семейные альбомы. Это делают во многих семьях. У кого из вас есть такие альбомы?

Ответы детей.

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Какая моя семья». Каждый из вас придумает эпитеты для своей семьи. Катя, начинай. Моя семья – веселая (дружная, гостеприимная, работящая, заботливая, крепкая, смелая и т.д.)

5. Этап закрепления новых знаний.

О чем мы говорили на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

Завершим мы наше занятие чтением стихов:

Катя:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Лена:
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Вика:
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Женя:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Пятый ребенок:
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Воспитатель:
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 13 «Ивушка» г.Нурлат Республики
Татарстан»
Конспект логопедического занятия по развитию связной
речи в старшей группе
Тема: «Семья. Семейные традиции»
Учитель логопед: Вафина Л.М.

Цели:
­ Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, о
семейных традициях, об обязанностях членов семьи.
­ Обогащать словарный запас по теме «Семья».
­ Развивать связную речь.
­ Развитие диалогическую речь.
­ Учить детей составлять рассказ по фотографии, подбирать родственные
слова, образовывать притяжательные прилагательные согласовывая их с
существительными, использовать в речи синонимов и антонимов.
­ Развивать внимание, память, логическое внимание, общую и мелкую
моторику.
­ Воспитывать уважительное отношение к членам семьи и семейным
традициям.
Оборудование: плакаты с высказываниями о семье, мяч, семейные реликвии
(по 1 шт. с каждой семьи), сундучок,
Чтение стихотворения «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья;
Какая хорошая Ваша семья!
­ Ребята, что такое семья?
Ответы детей.
Семья – это родители и дети.
Семья – это близкие люди, которые живут вместе.
Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры.
Семья – это близкие люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге,
помогают друг ­ другу.
Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители
с детьми (И. Даль)

Игра «Назови членов своей семьи по имени»
Назови всех членов своей семьи по имени, раздели на слоги, подкидывая мяч
вверх и хлопая в ладоши.
Например, Та­тья­на, Ва­ле­рий, А­ли­на, Са­ша.
Игра «Назови ласково»
Как вы называете свою маму ласково?
Мама, мамочка, мамуля, мамулечка…
Как вы называете ласково своего папу?
Папа, папочка, папенька, папуля….
А как вы называете своих бабушек?
Игра с мячом «Назови пословицу или поговорку про семью»
Дети делятся на две команды, встают друг против друга, 1 ребенок кидает
мяч, называет пословицу, передает соседу, тот называет пословицу, кидает
мячик ребенку, стоящему напротив него.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Родители трудолюбивы – и дети такими растут.
Согласие да лад ­ в семье клад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Вся семья вместе и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Материнская ласка конца не знает.
Братская любовь крепче каменных стен.
Изба детьми весела.
Кто родителей почитает, тот счастливым живёт.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Сердце матери – лучше солнца греет.
Подбери похожее значение. Измени пословицу так, чтобы его смысл не
поменялся.
Кто родителей почитает, тот счастливым живет.
Как вы понимаете слово почитает?
Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а
также отдавать должное их положению. Греческое слово, обозначающее
почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в
уважении не только за заслуги, но и за статус.


Кто родителей превозносит, тот счастливым живет.
Кто родителей ценит, тот счастливым живет.

Кто родителей уважает, тот счастливым живет.
Кто родителей слушается, тот счастливым живет.
Презентация. Угадай слово. Угадай слово по первым буквам.
Тигр, радуга, арбуз, дом, индюк, цыпленок, иголка, яблоко.
Традиция. Как вы понимаете это слово? Что это такое?
Ответы детей.
Традиция – это законы
Традиция – это то, что выполняется постоянно в одно и то же время
Традиция – это к чему привыкли, и менять не хочется
Традиция – это принятые нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды,
которые передаются из поколения в поколение.
У каждой семьи свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых,
проводить семейный праздник. Одна семья отличается от другой своими
привычками, обычаями.
Семейные традиции
В каждой семье складывались свои традиции.
­Как вы думаете, ребята, что такое семейные традиции? (Ответы
детей)
Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые
постоянно соблюдают и взрослые и дети.
Игра «Сундучок памяти»
В каждой семье есть такая традиция хранить очень памятные предметы
(семейные реликвии). Иногда они передаются из поколения в поколение. Вот
такие предметы сегодня собраны в нашем сундуке.
Достаётся предмет из сундука и ребенок рассказывает об этой вещи по
схеме.
Чей это предмет? Какой семьи?
Ребенок узнает предмет своей семьи, берет в руки и начинает
рассказывать о нем.
­ Что это?
­ Откуда оно появилось в вашей семье?
­ К кому оно принадлежит?
­ Где и для чего применялось?
­ Чем оно дорого для вас?
«Семейные обязанности»
В семье каждый из нас выполняет свои обязанности. Обязанности могут быть
основными и дополнительными. У взрослых – работа, у детей учеба – это

основные обязанности. В семье так же важен труд каждого человека и у
взрослых и у детей.
Давайте посмотрим, какие из этих обязанностей относится вам, а какие
родителям. Я называю обязанность, а вы поднимаете карточку с
изображением членов семьи.
­ приготовить обед
­ построить дом
­ убрать игрушки
­ помыть полы
­ помыть посуду
­ затопить баню
­ починить машину
­ связать носки, варежки
­ испечь пирог
Давайте вспомним, какие семейные традиции могут быть?
­ Каждый год выписывать любимый журнал, любимую газету.
­ Приготовить сюрприз на день рождение
­ Просмотр любимой телепередачи всей семьей в одно и тоже время.
­ Как­то по особенному отметить первый день каникул.
Чтение стихотворений про членов семьи.
Мы с мамой делали котлеты
А за окошком дождик шел
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо.
Не терпит мой папа безделья и скуки
У папы умелые, сильные руки
И если кому­ нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Я с бабушкой своею дружу давным–давно
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки и всё мне любо в ней.
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
У меня есть дедушка, как зима седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
На все вопросы дедушка может дать ответ,
Он не стар мой дедушка, ему не много лет.

Подведение итогов.
А теперь давайте мы с вами скажем, что же нового вы сегодня узнали, что вам
понравилось. Я даю вам колечко, вы надеваете его на пальчик, и говорите, что
вам понравилось.

Конспект открытого интегрированного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель : познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.

Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку».

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.


Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о старинных семейных обычаях .
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.

Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.


Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы : наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы

Программное обеспечение : «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Комаровой Т. С. Гербовой В. В.

Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.

Образовательные ресурсы : Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »

Ход занятия

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Вера Михайловна. Я- воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами.

А давайте подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

И так в путь. Идут в зону «Русская изба»

Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

В русской избе.

Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили:

«Печь всему голова»

Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел.

Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного

Воспитатель: показывает чугунок.

Дети, что это?

Дети:

Чугунок.

Воспитатель:

Для чего нужен чугунок?

Дети:

В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает сундук

Дети, что это?

Дети:

Сундук

Воспитатель:

Для чего нужен сундук?

Дети:

В него складывали одежду

Воспитатель:

А давайте посмотрим что в нём

(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на голову, а мальчики рубашки и кушаки)

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети : Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель : Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек .

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

Одевали.

Воспитатель:

А во что одевали ребеночка?

Дети(дети высказывают свои версии)

Воспитатель:

- В отцову рубашку.

А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети(ответы детей)

Воспитатель:

Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

Красивая, праздничная.

Воспитатель:

Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает

Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

Дети:

Укладывали спать.

Воспитатель:

А куда клали спать ребеночка?

Дети:

В колыбельку.

Воспитатель:

А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Воспитатель:

Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям) .

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

Что же это?

Дети:

Хлеб и соль.

Воспитатель:

Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

Пели колыбельную.

Воспитатель:

А что такое колыбельная?

Дети:

Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Егорку не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!

Воспитатель:

Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.

На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру « Каравай ».

И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит(повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? А давайте сделаем куклу-Лихоманку.(показываю готовую куклу.

Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,

  • Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
  1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  3. Возьмите треугольный лоскут ткани - это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова.
  4. Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
  5. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель:

А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

Никогда не болей, будь здоров.

Расти сильным, крепким да удалым.

Слушай отца-батюшку да родную матушку.

Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

Пусть живет-поживает, да добра наживает.

(ставят своих куколок на припечек)

Воспитатель : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?

Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)

Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

Что обозначает слово оберег? (оберегает)

Что вам понравилось на занятии?

Что было сложным?

Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

За пожелания и за слова добрые в подарок на память о нашем путешествии я хочу подарить вам оберег куклу-Лихоманку, чтобы она вас оберегала.

Цели и задачи занятия:

  • Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  • Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие "Семейные традиции".

Цели и задачи:

  1. Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  3. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  4. Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Ход занятия

1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодня на занятии вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

2. Ребус

Ребята, отгадайте ребус "7Я".

Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет! И в именах есть тайна.

И таинство есть имянареченье.

Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

Оказывается, в нашей группе самое распространённое имя среди девочек - Анастасия.

Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям.

3. Рассказ о родословной своей семьи.

Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего.

4. Работа в группах. Составление пословиц о семье.

Ребята, а сейчас вам задание в группах - соединить рассыпавшиеся пословицы о семье и затем прочитать их (раздать каждой группе набор пословиц).

5. Физкультминутка

6.Традиции вашей семьи

Да, ребята, "родители", "Родина", "род" - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи. Продолжая нашу тему семьи, мы сегодня подробнее поговорим о семейных традициях (слайд 8).

Разбор понятия "традиция"

Но есть и семейные традиции.

К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Какие из этих традиций есть в вашей семье?

Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: татары, башкиры, русские, чуваши. У каждого народа есть свои народные традиции. У мусульман есть свои традиционные праздники - это Сабантуй, Навруз

Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй празднуют везде, и в России и за границей, если там проживают татары или башкиры.

Ребята, а кто из вас ездил с родителями на сабантуй? А кто это делает часто?

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу.

У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы дома напишете о традициях своей семьи, а на следующий урок мы эти яблочки приклеим к нашему дереву - символу рода.

Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать? Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.

7. Рассказ о семейных реликвиях.

Сейчас мы послушаем рассказ Егорова Андрея о его прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (рассказ ученика, показ фотографии, медали своего прадеда, семейной реликвии - национального чувашского украшения).

7. Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.

Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

Что было для вас интересно на уроке?

Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.