Творческий отчет фольклор детей 3 4 лет. Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей. Русское народное творчество способствует

Иголкина Виктория Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка перспективного плана по самообразованию
Тема: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей3-4л."
Дата публикации: 19.10.2016
Раздел: дошкольное образование

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Самообразование по теме:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Цель
работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год

Раздел

Сроки

Практические

выходы

Изучение

методической

литературы

Сентябрь -

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.

Народная педагогика в

воспитании дошкольника.

М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и

поговорки русского народа.

М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни,

приговорки, потешки,

прибаутки, считалки / Сост.

Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва

М.Д. Приобщение детей к

истокам русской культуры:

Учеб.-метод. пособие 2-е изд.,

перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю

красиво и правильно.

Развитие речи у детей от

рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост.

В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер

загадок».

Ноябрь

Театрализованная

постановка.

Инсценирование

русской народной

сказки «Теремок».

Февраль

Просмотр кукольного театра

по русским народным

сказкам, хороводы,

подвижные игры.

Развлечение

«Широкая

Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе

русских народных потешек.

Игровая

деятельность

«Поиграем с

пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками,

потешками о солнце.

Досуг «Солнышко,

нарядись, красное,

покажись!»

Работа с семьёй

Январь

Разучивание потешек,

песенок, скороговорок,

выступление для родителей.

«Посиделки»

(творческий вечер с

участием

родителей)

Апрель

Совместное творчество детей

и родителей.

Семейный конкурс

«Отгадай загадку –

нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для

воспитателей

«Влияние русского

народного

творчества на

развитие речи

детей 3-4 лет».

Открытый показ нод во

второй младшей группе.

Открытое занятие

по развитию речи в

младшей группе

«Устное народное

творчество.

Потешки»

Отчёт о проделанной работе

по теме самообразования на

итоговом педсовете.

Выступление на

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Цель: Повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.

Задачи:

    Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

    Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

    Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

    Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители детей.

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь- май.

Ожидаемые результаты:

    Знание детьми малых фольклорных форм.

    Формирование знаний о культуре русского народа.

    Понимание детьми жанра устного народного творчества.

    Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

1. Постановка целей и задач по данной теме.

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет »

3. Изучение литературы: 1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

    Отгадывание детьми загадок

    Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника»

    Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

1. Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами.

2. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам

3. Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»

Декабрь

1.Театрализованная постановка

2. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Январь

1.Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

2.Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей

3.«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Февраль

1.Разучивание подвижных игр, хороводов

2. Развлечение «Широкая Масленица»

Март

1.Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

2.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

3.Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

1. Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3 этап. Заключительный (май)

Май

1.Самоанализ плана самообразования.

2.Презентация проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

В 2013-2014 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

на 2013-2014 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

«Воспитание, созданное самим народом

и построенное на народных началах,

имеют ту воспитательную силу, которой

нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях или

заимствованных у других народов».

К.Д. Ушинский

В настоящее время, в период тяжёлых экономических и социальных условий, в период падения духовности и нравственных принципов, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Именно сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду. Результатом мой работы стал проект "Фольклор для малышей», который применяю в работе с детьми на непосредственной образовательной деятельности, часы досуга.

Цель проекта: развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.

Для реализации данной цели поставила следующие задачи:

1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;

2. Определения уровня развития знаний каждого ребёнка, в области народной культуры, на основе специальных показателей через проведение диагностик;

3. Формирование и обогащение словаря;

4. Развитие художественно-творческих способностей;

5. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Интерьер группы создала в русском, народном стиле. Центральная стена была оформлена по потешке «Заинька походи, серенький попляши».

В кукольный уголок поместила предметы русского быта: люльку, кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.). В поисках предметов русской старины кроме сотрудников детского сада, участвовали и родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Ребятишкам было интересно покачать куклу в зыбке, попить чай из настоящего самовара, покупать куклу в лохане, ведь дети этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта. Малышам нужно самим потрогать, поиграть с ними.

В летнее и зимнее время вместе с родителями оформляем веранду и участок по мотивам русских народных сказок. Зимой делаем снежные скульптуры сказочных героев.

Всю свою работу разделила на три этапа.

На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.

Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.

Сделала альбом, в который поместила иллюстрации к потешам.

Потешки подобрала по таким темам как:

Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,

«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.

Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.

Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.

Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.

– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.

Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.

Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.

Имитирующие музыкальные звуки (инструменты).

Мои малыши любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.

Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с малышами.

Овладевая бытовыми процессами, закрепляла и уточняла знания детей о человеке, его действиях (умывание, одевание). Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания: При причесывании:

«Водичка, водичка, «Чешу, чешу волосыньки,

Умой Паше (Юли) личико, Расчесываю косыньку,

Чтобы щёчки краснели, Расти коса до пояса,

Чтобы глазки блестели, Не вырани не волоса…»

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.

В народных произведениях описываются действия человека (ребёнка), связанные с поддержанием его жизнедеятельности (приём пищи, сон, мытьё), т.е. отражены фрагменты жизни самого ребёнка, обращается внимание на заботу о ребёнке, желание доставить ему удовольствие от приёма пищи. Это не мало важно в воспитании ребёнка, когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приёма пищи. Ведь всё это связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой.

"Надо кашку варить,

Сашу кашкой кормить".

«Баю, баю, баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белолоба не скули

Нашу детку не буди».

К концу второго года учила малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».

Сделала иллюстрированный сборник загадок, они способствуют развитию памяти ребёнка, его образному мышлению, развитию познавательной активности.

На втором этапе знакомила детей с театрализованной деятельностью, Сделала разные виды театра: пальчиковый, бибабо, театр картинок, дети с удовольствуем играют с ними.

Также в уголке театрализованной деятельности собрала всё необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра. Большая часть реквизита и декораций была создана руками родителей моих воспитанников. Большую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок «варить кашу в чугунке», «печь пироги».

Мной был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты, большую часть которых сделала сама из бросового материала. Это: колокольчики из пластмассовых бутылок, обклеенных красочной самоклеющейся бумагой, шумелки – из кофейных банок, трещётки – из шпателей. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.

Большую радость приносят детям русские народные игрушки. Особый интерес вызываю яркие матрёшки, ребятишкам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.

На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.

Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность. Например, на Пасху расписываем гуашью яйца, катаем их с горки, соревнуемся в силе и ловкости, поём песни и пляшем.

На Масленицу, родители вместе с детьми наряжаются в народные костюмы, пекут блины, баранки, заваривают крепкий, горячий чай в самоваре. Это стало традицией отмечать народные праздники вместе с родителями. Большинство родителей работают в совхозе, то есть возможность покатать детей на лошадях с бубенцами в праздник русской зимы. Праздник проходит очень дружно и весело.

Результатом моей работы стало то, что дети научились:

  1. Узнавать и рассказывать потешки.
  2. Играть в русские народные игры.
  3. Обыгрывать потешки и русские народные сказки.