Тихеева елизавета ивановна педагогические идеи. Научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой. Развитие речи детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Для понимания сущности педагогического наследия Е.И. Тихеевой, с точки зрения ее исторической идентичности, особую значимость приобретают исследования Е.А. Гребенщиковой, Г.П. Ларионовой, Л.Н. Литвина, Э.В. Онищенко, Н.Б. Петровой, Л.К. Савиновой, Ф.Ф. Сватикова, И.В. Чувашева, где предлагается характеристика педагогических взглядов Е.И. Тихеевой на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в теорию и практику дошкольного и начального образования в России. Одновременно в отдельных работах дается позитивная оценка опыта практической деятельности известного педагога, участвующего в реформировании отечественного образования на рубеже XIX-XX вв. (Л.Л. Ворошилова, Л.С. Выготский, В.В. Колечко, Н. Короткова, М.Н. Певзнер и др.). Значительное число научных и публицистических работ посвящено различным аспектам методического творчества Е.И. Тихеевой (Е.А. Гребенщикова, В.Я. Лыкова, О.В. Морозова, Э.В. Онищенко и др.). Широко представлены в имеющемся научно-педагогическом арсенале исследования, рассматривающие основные положения: методики развития речи (О.Г. Архипова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, С.Ф. Ракова, О.Н. Сомкова); методики математического развития (А.М. Леушина, З.А. Михайлова); экологического воспитания (А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова); технологии трудового воспитания дошкольников (М.В. Крулехт, Л.Н. Литвин); своеобразия развития игровой деятельности ребенка-дошкольника (В.В. Колечко, В.Я. Лыкова).

1. Научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.

Педагогическую деятельность Е.И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л.И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе (Шульгина, 2006).

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е.И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К.Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е.И. Тихеева составила в 1905 г. букварь «Русская грамота», а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е.И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом «Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания». Начиная с 1913 г. Е.И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

В 1914 г. Е.И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой «домов ребенка Монтессори». Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е.И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» и «новой свободной школы». В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, «потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся» (Шульгина, 2006).

В годы первой мировой войны Е.И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания. В мае 1917 г. Е.И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. Накопленный опыт отечественной педагогической культуры становится основанием для разработки и внедрения новых способов работы с детьми, в том числе и в форме так называемых ретроинноваций. В истории отечественного образования присутствует достаточное количество авторских педагогических концепций, которые имеют непреходящее значение собственно для его развития. В качестве одной из педагогических систем, которая прочно вошла в арсенал педагогической теории и практики на уровне организации системы дошкольного и начального образования, а также профессиональной подготовки будущих педагогов, в настоящее время признается «метод игры - труда» Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1943 гг.). Этот педагог стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений.

Особую значимость придает тот факт, что вклад известного педагога в теорию и практику отечественного образования был настолько значителен, что работ подобного типа достаточно много. В историко-педагогических исследованиях, посвященных анализу педагогической системы Е.И. Тихеевой, изучались разнообразные проблемы, которые нашли отражение в теоретических и методических трудах автора (Шульгина, 2006).

В настоящее время большая часть теоретико-методических работ Е.И. Тихеевой является труднодоступной, так как представлена преимущественно в до- и пост-революционных периодических изданиях, литографиях и практически не переиздавалась. Связано это с тем, что в конце 20-х гг. ХХ века Е.И. Тихеева выступила с рядом публикаций, отстаивающих идею деполитизации и деидеологизации образования. Ее педагогическая концепция вызвала критические замечания со стороны отдельных советских педагогов. Методические разработки, оформленные как «метод игры-труда Тихеевой», были объявлены буржуазными, реакционными, идеологически чуждыми и лишенными научной новизны (Л.И. Красногорская, И.В. Сватикова и др.).

1. Методика развития речи

Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К.Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. В 1913 г. вышла из печати работа Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути ее развития». Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.

Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К.Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е.И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа…

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека». Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что «на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания». Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: «Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье.

То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное-говорить медленно, ясно и громко». Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.

У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева, - это детский сад, который «по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы…. «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду», - писала она. Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: «Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.

Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Е.И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т.д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей родному языку Е.И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово.

Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей. Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время. В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника» Высказывания Е.И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в настоящее время.

2. Теория дошко льного воспитания

Позднее, в 60-90-х гг. предпринимались попытки реабилитировать Е.И. Тихееву как видного деятеля отечественного дошкольного образования, но, тем не менее, в историко-педагогической литературе советского периода Е.И. Тихеева занимает скромное место в качестве одного из представителей общественно-педагогического движения за создание и развитие общественного дошкольного образования (Л.М. Волобуева, С.Ф. Егоров, Ф.Ф. Королев, Л.Н. Литвин, С.В. Лыков и др.). Особое место среди исследований историко-педагогического характера принадлежит Э.В. Онищенко, в работе которой представлена попытка актуализации отдельных, не лишенных педагогической значимости идей и способов организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в форме «ретроинновации» и внедрения авторского «метода», в качестве альтернативной модели работы современного детского сада (Шульгина, 2005). На этом основании можно говорить о том, что целостное осмысление педагогического творчества Е.И. Тихеевой достаточно сложная задача, т.к., во-первых, педагогическое наследие автора является очень полифункциональным и многообразным: от методологических (монографий) и публицистических (статей и докладов) работ, до учебников для дошкольного и начального образования и учебно-методических комплексов (в форме энциклопедий, программ, хрестоматий, методических пособий) для дошкольных работников; во-вторых, в «методе Тихеевой» представлено органическое единство всех форм культуры - от научно систематизированной философии образования до осмысления опыта спонтанного народного воспитания и собственной практической деятельности, в-третьих, присутствует, внешняя противоречивость исторической эпохи конца XIX - начала ХХ века и мобильность изменений в теории дошкольной педагогики, как в европейском, так и отечественном наследии; в-четвертых, отсутствует целостность и системность педагогических работ Е.И. Тихеевой как теоретико-методологического, так и прикладного характера; в-пятых, наличествует интенсивная внутренняя динамика оформления и последовательного развития, совершенствования авторской научной концепции Е.И. Тихеевой на различных этапах творческого пути, спонтанность ее выражения в отдельных работах. Можно констатировать, что научное наследие Е.И. Тихеевой достаточно обширно (порядка 15 монографий, 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности и 50 статей в периодических изданиях). В них впервые обосновывались идеи организации вариативной системы отечественного дошкольного образования с учетом как собственного, так и европейского опыта. Методические работы Е.И. Тихеевой явились обобщением многочисленных отечественных и западных исследований проблем воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста конца XIX - начала ХХ века. При этом следует учитывать тот факт, что именно в педагогическом наследии Е.И. Тихеевой произошло оформление единой теоретической концепции и практических технологий организации образовательной среды для ее реализации в условиях дошкольных учреждений различного типа (частных, государственных и общественных) (Шульгина, 2006).

Вместе с тем, научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой как целостная система до сих пор не являлись предметом специального научного изучения. Поэтому можно сформулировать явно выраженные противоречия между:

Признанием вклада Е.И. Тихеевой в развитие дошкольного образования и недостаточной изученностью ее научной биографии и творческого наследия;

Активной включенностью Е.И. Тихеевой в теорию и практику отечественного образования конца ХIХ - начала ХХ века и отсутствием концептуального анализа ее педагогической системы в работах историко-педагогической направленности;

Оценкой роли Е.И. Тихеевой в оформлении отдельных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста и отсутствием работ, посвященных анализу собственно ее авторского «метода игры - труда».

С этих позиций в качестве системы детерминант, повлиявших на становление и развитие мировоззрения Е.И. Тихеевой в единстве культурологического и биографического методологических принципов выделяются закономерности оформления собственно авторских педагогических суждений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выдержка из работы «Анализируя теоретические подходы Е.И. Тихеевой», применительно к организации общественного дошкольного и первоначального образования подрастающего поколения, можно объективно выделить системную характеристику работы различных учебно-воспитательных учреждений, с точки зрения описания (Запорожец, 1965).

Их значения и роли в обществе при выполнении основных социализирующих функций при работе с детьми, в том числе и посредством организации общественных организаций в условиях самого заведения;

Особенностей взаимодействия внутри педагогического коллектива, функциональных обязанностей администрации и педагогов, сотрудников и практикантов;

Ведущих принципов организации учебно-воспитательного процесса;

Требований к педагогическому составу в целом и личности каждого педагога, его профессиональной культуре, образовательному уровню и компетентности;

Особенностей организации различных функциональных помещений заведения и их оборудования;

Своеобразия пребывания в учебно-воспитательном учреждении ребенка, основных этапов его адаптации, сбора необходимых сведений и результативности индивидуальной и коллективной работы в различных возрастных группах;

Организации распорядка жизни (режима дня) и расписания занятий для детей различного возраста;

Системы учебно-воспитательной работы с детьми с точки зрения решения основных задач, таких как: развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование их знаний, умений и навыков;

Требований к наличию бытового и дидактического инвентаря для реализации основных образовательных, воспитательных и развивающих функций, а также необходимости создания педагогической библиотеки и музея, как средства методической подготовки воспитателей и обобщения их инновационного опыта.

Таким образом, Е.И. Тихеевой были выделены и оформлены ведущие компоненты целостной системы учебно-воспитательной работы с детьми. Одновременно она считала возможным учитывать культурный уровень русского общества, заниматься культурным просвещением русского народа, в том числе и с помощью дошкольных учреждений. В частности, она отмечала, что детские сады должны пропагандировать основы своей работы для ближайшего социального окружения, возлагая на них ответственность за подготовку и проведения самых различных мероприятий для населения с целью выяснения сущности и значения дошкольного воспитания, роли детского сада и его организации. Подобная система, по ее мнению, позволяет привлекать к участию в работе детского сада население и формирует определенное позитивное отношение к этим новым типам образовательных заведений.

3. Социально-педагогические взгляды Е.И. Тихеевой

Е.И. Тихеева считала необходимым активизировать социальную деятельную детских садов за счет активного привлечения к участию в их работе самих родителей. Совместная с семьей работа ориентирует на единство требований к детям и организованному воздействию на них. С этой целью Е.И. Тихеева, учитывая историческую ситуацию, предлагала создание родительских комитетов, проведение ежемесячных родительских собраний, организацию присутственных дней и подготовку открытых мероприятий и праздников для родителей. Все эти инновационные для своего времени формы сотрудничества родителей и ДОУ оказались достаточно перспективными, о чем свидетельствует их наличие и в деятельности современных детских садов.

В качестве значимого системного компонента своего «метода» Е.И. Тихеева выделяла материальную обстановку детского сада. С этой целью в своем авторском ДОУ - детском саду по «методу Тихеевой» она создавала для активной практической деятельности детей соответствующие уголки, так как по ее мнению «для творческого проявления личности нужно определенное место, материалы и орудия». На этом основании Е.И. Тихеева снабжала дошкольников пособиями, материалами и орудиями для игровой и трудовой деятельности, подчеркивая, что «детей надо не только снабжать предметами, но и обставить их так, чтобы пользование …было легко, удобно, целесообразно».

Она отмечала, что воспитательный потенциал вещественного мира огромен и «представляет обильную пищу и глубоко осмысленную работу органам внешних чувств и через эти органы развивается внутренний мир ребенка, обогащая его глубокими, ценными знаниями и представлениями». Именно поэтому Е.И. Тихеева считала возможным развивать способности детей на конкретном, наиболее близком и интересном материале трех категорий: природный, комплекс дидактических пособий, обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности. Особое внимание Е.И. Тихеева уделяет дидактическому материалу, который рассматривала как наиболее значимый и эффективный фактор интеллектуального развития ребенка, облегчающий естественное развитие личности, ее приспособленность к среде, расширяющий и корректирующий опыт, стимулирующий к разумной самодеятельности. Развивая данную идею, Е.И. Тихеевой была предложена собственная классификация дидактического материала и его разделение на «естественный» и «искусственный». Под «естественным дидактическим материалом» она подразумевает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, растения, семена и др., а к «искусственному» относит картонный и деревянный материал, построенный по принципу парности и предназначенный для изучения различных качеств и свойств предметов. Еще одним значимым для дошкольников видом материала она считала предметы и орудия трудовой деятельности. В связи с этим в своем детском саду ею была создана отдельная комната «трудовых уголков» (столярный, швейный, кухня, прачечная, домоводства, строительный), которые использовались для организации игр детей и обыгрывания различных трудовых процессов и их ценности для практической жизни.

В целом, можно говорить, что именно система требований к организации окружающей ребенка среды, разработанная Е.И. Тихеевой, представляла собой комплекс характерных для периода реформирования отечественной системы образования после революции 1917 года подходов к открытию государственных ДОУ с набором минимального педагогического оборудования, позволяющего обеспечить организацию учебно-воспитательной работы с детьми. Ее требования становятся определяющими и концептуальными для всей системы советского дошкольного образования вплоть до начала 40-х гг. и использовались также при разработке новых проектов детских садов в России. Целостность и концептуальность педагогической позиции Е.И. Тихеевой обеспечивались также разработанной ею системой управления и организации работы в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими пособиями и программными материалами. В частности, именно Е.И. Тихеевой были предложены два вида планов-программ: производственные, включающие содержательную характеристику работы в целом, задачи на год; а также педагогические, ориентирующие на содержание текущего процесса воспитания и обучения. Ведение годового плана должно вестись в соответствии с намеченными ключевыми организационными моментами, но сроки их реализации необходимо намечать предположительно. Комплекс занятия в детском саду, по мнению Е.И. Тихеевой должен находиться в строгом соотношении, способствующем развитию всех способностей ребенка. С целью реализации подобного подхода она считала возможным заполнить день пребывания ребенка в детском саду активной деятельностью, которая должна носить более или менее плановый характер, поэтому рабочий день разделялся на две половины: первую, до завтрака она предлагала посвятить занятиям, которые носили определенный, частично обязательный характер; вторая половина дня должна была ориентироваться на свободные индивидуальные и коллективные игры, беседы и другие формы работы с детьми. На сегодняшний день известно, что подобная система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста имела значительный педагогический потенциал. Об этом свидетельствует ее активное использование, в том числе и в современных ДОУ.

Заключение

тихеева педагог дошкольный воспитание

Свою педагогическую теорию Е.И. Тихеева не только активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, но и пропагандировала посредством целого ряда детально теоретически проработанных и практически апробированных частных методик (методика развития детской речи; методика математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; методика ознакомления детей с природой и экологического воспитания ребенка-дошкольника), а также через способы организации самостоятельной (игровой и трудовой) деятельности ребенка с дидактическими материалами, которые и составляют значительную часть ее педагогического наследия и могут быть востребованы в современных условиях с учетом их соответствующей адаптации согласно требованиям технологии «ретроинновации».

Наличие подобных методических рекомендаций позволяет констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е.И. Тихеевой.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Просвещение, 1984.

2. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. - М.: Педагогика, 1976.

3. Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965.

4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М.: Просвещение, 1981.

5. Шульгина Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 2006.

6. Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой как составная часть авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. М., 2005.

7. Шульгина Е.В. Педагогические условия формирования самостоятельности старших школьников в современной семье // Материалы межвузовской научной конференции «Профессиональное становление специалиста в вузе». М.-Вологда, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Развитие дошкольного и начального образования в России в конце XIX–XX веков. Жизнь и педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой. Анализ единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе, проблема ознакомления детей с природой.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2017

    Ознакомление с теорией Ушинского о природе в первоначальном обучении детей. Взгляды Водовозовой на роль природы в дошкольном воспитании ребенка. Исследование значения естественных наук в системе образования детей в работах Тихеевой, Шлегера и Герда.

    реферат , добавлен 18.09.2014

    Понятия "Развивающая среда", "Средства обучения". История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада – в разных педагогических школах: дом ребенка Марии Монтесорри, вальдорфский детский сад, авторский детский сад Е.И. Тихеевой.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Особенности воспитательного процесса и его содержание. Системный подход к воспитанию и его идея. Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога. Развитие личности ребенка.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Оценка внутрисемейных отношений и их нравственная направленность. Типы распределения ролей в семье. Компоненты воспитательного потенциала семьи и критерии его оценки. Социально-педагогические типы семей. Механизмы инпринтинга, идентификации, рефлексии.

    реферат , добавлен 02.10.2009

    Трудовая деятельность, жизненный путь и человеческие качества А.С. Тайсина - талантливого педагога и географа. Школьные и студенческие годы. Служба в армии во время Великой отечественной войны. Его работа в вузе. Научное и педагогическое наследие учителя.

    презентация , добавлен 15.01.2014

    Жизненный путь И.Г. Песталоцци. Сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально–педагогическом наследии И.Г. Песталоцци и возможности использования опыта швейцарского педагога в современных российских условиях.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2012

    В.А. Сухомлинский - педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, заслуженный учитель Украинской ССР, Герой Социалистического Труда. Биография, педагогическое наследие, философские взгляды педагога. Рецензия на книгу "Сердце отдаю детям".

    реферат , добавлен 23.02.2012

    Биография жизненного пути Д.И. Менделеева - великого русского ученого, химика и педагога. Педагогические взгляды Дмитрия Ивановича, касающиеся народного образования, организации средней общеобразовательной школы и высшего специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2011

    Особенности российской семьи и семейного воспитания. Анализ воспитательного потенциала семьи, ее педагогической культуры. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка. Влияние семьи на становление личности ребенка. Работа педагога с семьей.

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России. Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе. Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение. В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”. Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста. В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”. В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания. В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. Е. И. Тихеева совершенно справедливо считала, что это способствует формированию личности в соответствии “с высшими законами, социальными и этическими”. По ее мнению, необходима такая система, которая помогла бы воспитать “человека в лучшем значении этого слова и обеспечила бы всестороннее развитие личности человека начиная с раннего возраста. Препятствием для создания такой системы являлся, считала она, общественно-политический строй царской России, где государство и общество находились в состоянии антагонизма, существующие же законы и предписания, не совпадающие ни с интересами личности, ни с интересами общества, ни с законами “истинного воспитания и просвещения”, не способствуют тому, чтобы правительство выполняло свои обязанности по созданию научно обоснованной системы воспитания детей. Тихеева была убежденным врагом самодержавия. Единственный выход из создавшегося положения она видела в проявлении инициативы со стороны прогрессивных общественных сил России. Она считала, что общество способно справиться с задаче воспитания человека, “если оно будет на высоте понимания вопроса”. Но для нее прогрессивная интеллигенция и общество были единым целым, Тихеева не видела действия противоречивых классовых сил; в этом проявилась ее ограниченность. Е. И. Тихеева отстаивала либерально-буржуазную теорию автономии общества от государства. Само общество она представляла себе надклассовой организацией. Классовая ограниченность Тихеевой мешала ей наметить правильное решение педагогических вопросов, увидеть связь их с политическим строем: она была сторонницей весьма умеренной педагогической реформы - пересмотра школьных программ и учебного материала, упорядочения приемов и методов обучения и т. п.; критиковала старую. школу и “новую свободную школу”, построенную на основе “свободного воспитания”, только в педагогическом плане, не затрагивая их социальных и политических основ. Об общественном дошкольном воспитании Е. И. Тихеева указывала, что в дореволюционной России трудовая семья не в состоянии била обеспечить правильное воспитание детей дошкольного возраста ввиду тяжелых условий ее жизни и отсутствия необходимых педагогических знаний. Не лучше обстояло дело с семейным воспитанием и в привилегированных сословиях и классах, подчеркивала она. В этих семьях “все неблагополучно - от начала до конца, все нуждается в перестройке - от основания до вершины. Ждать от этой семьи проведения в жизнь правильного воспитания в ближайшее время, конечно, не приходится”. Единственный выход Тихеева видела в широком развитии общественных дошкольных учреждений: “Детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям, - необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей”. Ее теория дошкольного воспитания, известная до революции под названием “метод Тихеевой”, изложена в книге “Современный детский сад, его значение и оборудование”. Тихеева мечтала о том времени, когда общественное дошкольное воспитание детей станет распространенным явлением по всей России и удовлетворит в первую очередь потребности трудящихся. Она указывала на преимущества общественного дошкольного воспитания. Детский сад, писала она, “предоставляет ребенку возможность развиваться, работать, играть в условиях общественности, приводит его в систематическое ежедневное общение со взрослыми и товарищами; прививает надлежащее отношение детей друг к другу, к кооперации, к общественному имуществу, общим интересам... В детском саду под руководством квалифицированных воспитателей дети получают физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание с учетом возрастных особенностей, в известной системе и последовательности - все это трудно бывает осуществить в семейном воспитании. Е. И. Тихеева обосновала ряд ценных положений, касающихся вопросов организации детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы в нем. Она считала, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьей. Матери необходимо чаще приходить в детский сад, конечно при условии соблюдения правил, обязательных для всех посетителей и сотрудников сада. Родители должны оказывать посильную материальную помощь детскому саду. “Этого требуют интересы дела и достоинство родителя как гражданина”. В виде исключения Тихеева считала возможным освобождать от платы тех родителей, которые находятся в крайне тяжелых материальных условиях. Детский сад должен быть учреждением, доступным для детей всех сословий, указывала она: “Демократизация школы должна начинаться снизу. Дети должны с первых лет своей жизни воспитываться в духе признания равенства всех сословий, классов, имущественных и социальных рангов. Впитав эти идеи в детском саду, они перенесут их и в школу”. Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду должна вестись на родном языке. “Не может быть демократизации дошкольного воспитания, если игнорируется родной язык”,- писала Тихеева. Основываясь на высказываниях К. Д. Ушинского, она считала родной язык “главнейшим и основным предметом, образующим фон, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и в школе”. Тихеева подчеркивала, что детский сад ценен не только тем, что служит делу воспитания и обучения детей дошкольного возраста: он является в то же время местом пропаганды передовых идей по дошкольному воспитанию, “лабораторией мыслей и теории”, в которой могут учиться все, кто интересуется дошкольными вопросами. Она рекомендовала при детских садах проводить беседы по дошкольному воспитанию с родителями, устраивать периодические выставки детских работ. Разрабатывая вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду, Е. И. Тихеева указывала, что организм детей живет интенсивной жизнью, затрачивает много сил; умственная и физическая деятельность детей может быть плодотворной только в том случае, если затрачиваемые силы будут своевременно пополняться за счет соответствующего питания и отдыха. Она рекомендовала уделять особое внимание питанию детей в народных детских садах, так как в них поступали дети, в большинстве физически истощенные вследствие постоянного недоедания, а часто и голодания. Е. И. Тихеева считала, что детский сад должен быть “подобием семьи”, что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, “семейные отношения. В детском саду дети должны жить полной жизнью, и воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение. Вся атмосфера детского сада должна быть радостной, а игры и занятия проводиться как детские праздники. Игры доставляют детям много радости и удовольствия. В то же время они являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. Большая заслуга Е. И. Тихеевой состоит в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания. в частности проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Учитывая научные достижения своего времени и обобщив лучший опыт дошкольного воспитания, Е. И. Тихеева разработала: методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста; методику проведения программных организованных занятий, подготавливающим детей к поступлению в школу; систему Оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.

Тихеева Елизавета Ивановна (24 апреля 1867 – 1 января 1943) – известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.

Краткие биографические данные

Е.И. Тихеева родилась в городке Ковно (Российская Империя) – ныне этот город называется Каунас, расположен в Литве.

Педагогическую деятельность начала в 1880 году, на протяжении десяти лет работала в качестве учителя начальных классов на Кавказе, затем переехала в Санкт-Петербург.

В 1913 году была назначена Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, до 1917 года работу совмещала с председательством в школьной комиссии данного общества, в сферу деятельности комиссии входило рассмотрение проблем и теоретических аспектов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 году принимает участие в открытии детского сада при Обществе содействия дошкольному воспитанию, принимает его руководство на себя где плодотворно работает до 1928 года.

Руководство детским садом совмещает с работой в качестве профессора в Петроградском педагогическом институте дошкольного образования; являлась руководителем опытного детского сада, открытого при институте. Работает над организацией обучения и воспитания детей дошкольного возраста, результаты исследований Е.И. Тихеевой и сотрудниц детского сада были отражены в объёмном труде «Детский сад по методу Е.И. Тихеевой», который был издан в 1928 году.

Умерла в 1943 году.

Вклад в науку

Наибольший вклад в педагогическую науку Е.И. Тихеева внесла как специалист по дошкольному воспитанию детей.

Основной задачей дошкольного воспитания, в соответствии с идеями Е.И. Тихеевой, должно являться осуществление подготовки детей к последующему школьному обучению, при этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В качестве важной составляющей дошкольного воспитания педагогом рассмотрена организация работы, в ходе которой успешно формируются первоначальные трудовые и поведенческие навыки, а также совершенствуется культура языка.

В качестве важного условия организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, Е.И. Тихеева называла наличие программы, в которой описывается воспитательная и образовательная работа с детьми, важной идеей являлось осуществление гибкого планирования данной работы в соответствии с направленностью и интересами дошкольников.

Важное значение в педагогических взглядах Е.И. Тихеевой занимало нравственное воспитание детей, в частности, педагогом обращается внимание на следующие направления нравственного воспитания:

  • воспитание разумной дисциплины;
  • организация труда детей, который носит обязательный и посильный характер;
  • наличие чёткого распорядка дня;
  • соблюдение режима трудового обучения дошкольников.

Основываясь положениями обучения и воспитания детей, разработанными М. Монтессори, Е.И. Тихеевой была разработана и внедрена в практику работы дошкольных учреждений оригинальная система и дидактические материалы, направленные на развитие чувственной сферы дошкольников.

Основой методики Е.И. Тихеевой был принцип парности, подразумевающий в игре и при проведении занятий организации действий по сопоставлению разнообразных предметов, знакомых дошкольникам, игрушек, природных материалов.

Кроме нравственного и сенсорного воспитания, Е.И. Тихеевой уделялось внимание разработке проблем методики развития речи и мышления дошкольников. В качестве основной формы использовались систематические занятия, на которых широко использовалось живое слово, произведения народной словесности, поэзии и произведения искусства.

На занятиях, направленных на речевое развитие дошкольников, в качестве основы использовались речевые образцы, в первую очередь – речь воспитателя.

Замечание 1

Не являясь сторонницей изучения в дошкольном возрасте иностранного языка, Е.И. Тихеева предпочитала совершенствование дошкольников в родных языках.

Основные труды

Основными трудами Е.И. Тихеевой являются результаты исследований в области дошкольного воспитания, методики речевого развития:

  • «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена»;
  • «Развитие речи дошкольника»;
  • «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»;
  • Русская грамота (букварь).

1. Вклад Е.И. Тихеевой в создание программы речевого развития дошкольников.

2. Условия развития речи детей раннего возраста.

3. Задачи, содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.

4. Своеобразие занятий по «живому слову».

1. Идеи К.Д. Ушинского легли в основу методики развития речи детей, научные основы которой разработала Е.И. Тихеева. Опираясь на принципы дидактики (последовательность, систематичность, учет возрастных особенностей) она впервые составила программу обучения детей родному языку в детском саду. В программе развития речи изложены следующие основные положения:

Развитие речи детей необходимо осуществлять в единстве с другими видами деятельности (игра, труд, ознакомление с окружающим);

Развитие речи детей тесно связано с умственным и психическим развитием ребенка;

Развитие речи детей происходит в процессе духовного и словесного общения со взрослыми и сверстниками;

Большая роль в речевом развитии детей принадлежит речевому окружению.

Е.И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и язы- ку – план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.

Е.И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и сегодня не утратили своей актуальности.

2. Развитие речи детей Е.И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития речи детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей:

Индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;

Постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;

Развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия и внимания);

Стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;

Создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);

Планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;

Грамотная, правильная речь воспитателя;

Использование игры как основного средства развития речи;

Поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;

Помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.

Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:

Грамотность, соответствие литературным нормам;

Культура речи, вежливость, этика;

Соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;

Соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;

Точность, ясность, простота речи;

Регулирование темпа речи и силы голоса;

Эмоциональность, выразительность речи;

Не допускаются ярко выраженные недостатки речи.

Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.

3. Е.И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, она называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово-понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа-комментария воспитателя.

Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложили серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).

Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей: «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд» .

Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:

Номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);

Описание предмета;

Сравнение предметов;

Составление и отгадывание загадок о предмете;

Нахождение игрушки по стихотворению;

Составление фраз об игрушках;

Составление рассказов по игрушкам, наборам игрушек.

От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способности к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения), речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).

4. Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е.И. Тихеевой. К ним относятся:

Разговор с детьми;

Беседа;

Поручения и задания;

Рассказывание;

Чтение;

Составление письма;

Заучивание стихотворений.

Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)

Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем развивать их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.

Интересен метод «письма», который способствует развитию у детей навыков составления предложений и текста в ситуации письменной речи.

Большое значение в развитии речи детей, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, П.П. Ершова, стихи В.А. Жуковского, А.А. Фета, Н.А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.

Рекомендации Е.А. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используются по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.

Вопрос 3. Ознакомление дошкольников с природой по методу

Елизавета Ивановна Тихеева внесла существенный вклад в разработку содержания и методов знакомства дошкольников с природой.

И хотя в ее взглядах на роль природы в воспитании ребенка и в предложенной ею программе работы есть существенные противоречия, нельзя не отметить интереса, вызываемого высказываниями Е.И. Тихеевой о роли природы и работой по ознакомлению детей с природой, которую вели в детском саду ее сотрудники.

Наиболее интересен план педагогической работы, который предложен в книге «Детский сад по методу Е.И Тихеевой», составленной педагогическим коллективом детского сада и вышедшей в 1929 г.

Чтобы полнее представить содержание работы по ознакомлению детей с природой, следует рассмотреть, какую роль Е.И. Тихеева отводит природе в воспитании детей.

В ряде работ, таких как «Обстановка и жизнь маленьких детей» 1922 г., «Родная речь и пути ее развития», 1923 г., «Новые идеи в педагогике», 1924 г., «Ребенок-дошкольник и воспитывающая его среда», 1924 г., Е.И. Тихеева рассматривает природу, как одно из условий или как элемент среды, в которой дети живут своей «естественной детской жизнью».

Рассматривая роль природы, как среды для ребенка, Т. подчеркивает, что ее воспитательное воздействие наиболее естественно и могущественно.

Природа способствует развитию деятельности детей. Природа- это неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать предметы для наблюдения, игр, труда. Питая здоровые инстинкты ребенка, природа удовлетворяет его основной интерес к деятельности и созиданию. Е.И. Тихеева. особенно подчеркивает значение природы в воспитании в силу ее «совершеннейшей наглядности». Развитие ребенка в раннюю пору жизни происходит на основе планомерного расширения круга его преставлений, почерпнутых с помощью органов чувств. Степень ясности представлений непосредственно зависит от двух условий:

а) меры участия большого числа внешних чувств,

б) меры активности ребенка в процессе познания.

Оба эти условия выдвигаемые Е.И. Тихеевой, хотя и не раскрыты достаточно глубоко, не вызывают сомнения. Именно активность ребенка в процессе познания позволяет при восприятии пользоваться разнообразными органами чувств. Формирование познавательных интересов также в значительной мере определяется характером активности ребенка в процессе познания.

Е.И. Тихеева указывала на безграничное многообразие природы, безопасное в педагогическом смысле. Принимая это положение, мы не можем согласится с мотивировкой. В книге «Обстановка в жизни маленьких детей» Е.И. Тихеева, утверждает, что «педагогическая безопасность» многообразия природы объясняется прежде всего тем, что ребенок «инстинктивно воспринимает природу как стройное целое, но свое внимание, свой интерес он целиком отдает заинтересовавшему его предмету, действенно его изучает». Уже первоначальное изучение содержание знаний детей показывает, что они отнюдь не воспринимают природу как одно целое. Для представлений маленького ребенка о природе, складывающихся стихийно, характерна разрозненность, отрывочность; последовательность же познания определяет руководство взрослого.



Е.И. Тихеева обращает внимание педагога на использование природы в эстетическом воспитании детей. При этом она несколько переоценивала природу, считая, что только природа выдвигает «вечную» и «неизменную» красоту, не говоря о том, что в природе далеко не все красиво и гармонично. Природа, пишет Т., есть высший и непогрешимый эстет, выдвигающий формы, цвета, размеры, материалы в том разнообразии и гармоническом соотношении, в той вечной красоте, которая ей доступна.

Особо отметим значение, которое придавала Е.И. Тихеева природе в развитии органов чувств. В планах педагогической работы, представленных в книге «Детский сад», отдельные предметы природы наряду со специальным дидактическим материалом используется для различения формы и цвета, для ориентировки в пространстве, для различения запахов и развития термического чувства.

В книге «Родная речь и пути ее развития» Е.И. Тихеева рассматривает роль наблюдения природы для развития речи. Вслед за К.Д. Ушинским Е.И. Тихеева утверждает, что представление о предмете, его свойствах должно предшествовать слову. Поэтому, для того чтобы развивалась речь, ребенок должен учиться наблюдать. Слово закрепляет и уточняет представление.

Е.И. Тихеева считала, что природа предоставляет наилучшие возможности для развития наблюдательности детей, а на этой основе и языка. «Наблюдения природы в ее простейших, для ребенка доступных и интересных явлениях - вернейший путь для развития его языка. Детский сад должен стремиться приближать детей к природе, насколько это возможно».

Использование природа Е.И. Тихеева не ограничивает умственным и эстетическим развитием ребенка. Она делает попытку обосновать использование природы в нравственном развитии ребенка. «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Особенно она подчеркивает значение ухода за животными. «Что может в большей степени содействовать развитию этическому, чем сознание своей ответственности за благополучие, даже за жизнь дорогого живого существа». Кроме того, всякий труд, в том числе и по уходу за животными и растениями, воспитывает волю ребенка.

Е.И. Тихеева подчеркивала значение чувства радости, которое вызывает у детей общение с природой – чувство, «обусловливающее … пышный расцвет всех лучших сторон детской души».

Считая, что природа –естественное условие для воспитания ребенка, Е.И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе, к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те годы одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача – в комнатах создать обстановку, возмещающую удаленность детей от естественной природы.

Е.И. Тихеева и ее сотрудники подробно разрабатывает содержание «уголка природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада Е.И. Тихеева считает сад и огород, где организуются разнообразные наблюдения, труд и игры детей.

Роль взрослого не ограничивается созданием обстановки. Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во всех явлениях природы, привести в систему то, что наблюдает. Организовать жизнь детей в природе, подводить детей к осознанию ее явлений, учить детей наблюдать – обязанность воспитателя. Задачу педагога Е.И. Тихеева видит и в том, чтобы оградить, уберечь ребенка от тех опасностей, с которыми ребенок может столкнуться при бесконтрольном общении с природой.

Экскурсии в природу – исходный момент всей работы. Для ознакомления детей с природой в ее «естественном состоянии» в детском саду Е.И. Тихеева использовала ближайшее природное окружение – институтские дворы, скверы и сады города. Систематически проводились экскурсии на Неву, за город.

Мы считаем, что Е.И. Тихеева права, определяя экскурсии как исходный момент при ознакомлении детей с природой: они дают возможность наблюдать природное явление в естественной обстановке, в связях и отношениях, доступных восприятию маленького ребенка.

Кроме того, детей знакомили с природой в «уголке природы », который позволяет определить круг впечатлений детей, углубить понимание, уточнить восприятие. Там ребенка можно приобщить к природе во все времена года и отобрать материал для труда и наблюдений в зависимости от возраста и развития детей.

Растения, животные, находящиеся в «уголке», служат для наблюдений, труда детей. Но этим дело не ограничивается: этот природным материал используется для различных дидактических занятий (особенно по сенсорному воспитанию и речи), для ручного труда.

Е.И. Тихеева рассматривает «уголок природы» как своеобразную лабораторию, где дети под руководством воспитателя выполняют разнообразные работы, выращивают растения в различных условиях (в земляной и водной среде, на свету и в тени). Дети содержат растения и животных сообразно их потребностям, наблюдают за их ростом и развитием. «Уголок природы» в детском саду Е.И. Тихеевой отражает изменения, происходящие в в природе, его материал пополняется и изменяется в зависимости от сезона. Осенью появляются растения с разнообразной окраской листьев, осенние цветущие растения, семена, фрукты. Осенние ягоды, овощи. Зимой приносят ветки, и дети ведут наблюдения за набуханием и распускание почек, производится посадка луковичных при различных способах выращивания. Весной уголок пополняется посадками и посевами, букетиками первых цветущих растений.

Круглый год в уголке живут птицы и млекопитающие, идут длительные наблюдения за развитием насекомых, головастиков.

Е.И. Тихеева стремится внести известную систему в знания детей о предметах и явлениях природы. Так, в уголке природы растения группируются по видам и группам:

Наши огородные растения

Наши деревья и кустарники

Наши цветы.

Систематизации знаний способствуют беседы. С детьми беседуют об осени, зиме, весне, лете, уточняют и систематизируют знания об отдельных животных и группах животных – зимующих птицах, о насекомых, о труде человека. В книге «Родная речь и пути ее развития» Тихеева указывает, что необходимо строить разговор и беседу с детьми на основе живых наблюдений окружающего.

Е.И. Тихеева использует в работе по природе и детскую литературу: рассказы Бианки, сказки Чуковского, произведения фольклора, подобранные О. Капицей, стихи и рассказы для детей писателей 30-х годов ХХ в. Подбор литературы был связан с принципом сезонности.

Знания о природе формировались в детском саду Т. и в процессе труда в природе.

С 4 лет все дети привлекались к уходу за посадками и посевами. Их труд должен быть посильным и опираться на игру. Не надо навязывать детям те или иные обязанности, важно вызвать интерес. Поэтому труд должен сопровождать разнообразные наблюдения.

В организации труда на огороде Е.И. Тихеева следует Ф. Фребелю. У каждого ребенка своя грядка, но это – часть общего огорода, урожай с которого идет в «общий котел». Значение индивидуальной ответственности за рост растений велико, но она может быть действенным средством воспитания при правильном сочетании индивидуального труда с коллективным.

Какова программ знаний о природе , которую дети должны усвоить в детском саду? Какими навыками ухода за животными и растениями они должны обладать?

Наиболее полно это представлено в «Плане педагогической работы на 1928/29 годы», приложенном в книге «Детский сад».

План предусматривает постепенное усложнение материала от одного возраста к другому. Разделено содержание работы при ознакомлении с природой вне детского сада и в самом детском саду. В основе работы положен краеведческий принцип, обоснованный еще К.Д. Ушинским. Из всего разнообразия природных явлений в первую очередь отбирается характерное для природы данной местности. Во всех группах детского сада ребят знакомят с сезонными явлениями.

Содержание трудовых навыков по уходу за животными и растениями даются Е.И. Тихеевой в главе «Общественно-политическое воспитание». Дети младшей группы принимают участие в уходе за уголком природы. В средней группе ухаживают за растениями и животными, пересаживают и сажают растения. В старшей группе полностью ухаживают за растениями и животными в уголке природы, за посадками на огороде.

Программа Е.И. Тихеевой по природе и сегодня не утратила свое значение.