Теория раннего развития масару ибука. Методика Масару Ибука: рецепты раннего развития от основателя Sony Японские методики развития детей раннего возраста

Один из самых влиятельных японских предпринимателей, со-основатель корпорации Sony, Масару Ибука, вдруг в один прекрасный день написал книгу о том, как воспитывать ребенка. Причем воспитывать так, чтобы в будущем малыш превратился в самодостаточного, уверенного в себе, счастливого взрослого, способного самостоятельно реализовать свои таланты и потенциал. Эта книга - «После трех уже поздно» - стала визитной карточкой методики Ибука во всем мире.

Масару Ибука: путь от инженера – к воспитателю

Автор методики Ибука, Масару Ибука, родился в Японии в 1908 году, в семье инженера. В 1933 году он закончил электротехнический факультет университета. Однокурсники называли Масару «гениальным», его дипломная работа выиграла высокую награду в Париже. После окончания учебы Масару стал работать в лаборатории по обработке фильмов. И только после войны, в 1945 году в Токио он начал собственное дело по радио-ремонту, а спустя год вместе со своим товарищем он основал скромную фирму - Sony. Которая в будущем стала одним из самых успешных коммерческих проектов в истории бизнеса.

Но не только электроника и коммерция занимали ум Масару Ибука. Он так же серьезно изучал педагогику и мечтал создать свою методику раннего развития детей, позволяющую раскрывать талант и способности человека в раннем возрасте.

В конце 70-х годов прошлого века Масару Ибука основал «Японскую ассоциацию раннего развития». Он был уверен, что когнитивные способности человека развиваются только до первых 3-х лет его жизни. Именно в эти годы мозг ребенка лучше всего воспринимает и запоминает информацию, именно в эти годы ребенка легче всего научить говорить на нескольких языках, научить плавать, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

Потом, в более позднем возрасте, все это будет даваться значительно труднее. Изучая теоретические и практические работы на эту тему, Ибука написал несколько книг о проблеме раскрытия возможностей человеческого мозга. Самая популярная его книга, которую он написал в 1971 году и на которой, собственно, и основана методика Ибука, «После трех уже поздно». , так отзывался об этой книге: «Я думаю, что эта работа – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я уверен, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители».

В книге Масару Ибука «После трех уже поздно» нет практических советов в традиционном понимании, которые бы объясняли чем и как следует заниматься с ребенком. Но в ней живо и доступно раскрыты фундаментальные вопросы, разобравшись в которых, можно лучше понять суть и задачи . Чтобы лучше понять, в чем состоит методика Ибука, конечно, лучше прочесть его книгу целиком. И не раз!

Основные тезисы методики Ибука просты и понятны:

Обеспечьте младенцу наблюдательный пост!

Задумайтесь, что обычно видит младенец в период, как он бодрствует? Да практически ничего! Белый потолок, сетка от комаров или дождевик на коляске, и лишь изредка – улыбающееся или взволнованное лицо своих родных. Согласитесь – это не слишком-то благоприятные условия для раннего развития.

Поскольку младенец на самом начальном этапе своей жизни имеет возможность пока что только лишь наблюдать за окружающим миром – глупо лишать его этой драгоценной возможности получения информации. Наоборот: старайтесь расположить малыша, который еще даже переворачиваться не способен, таким образом, чтобы он мог видеть не только один белый потолок, но и предметы, людей, обстановку вокруг себя.

Даже банальные бытовые картинки – носители новой информации для ребенка, в том числе и новорожденного! Они удовлетворяют сенсорные потребности крохи, с которыми он уже рождается на свет. Дайте ему полный обзор с первых дней жизни – и в будущем вы получите любознательного, открытого к новым знаниям, общительного ребенка, а затем и взрослого.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

По мнению Ибука, ни в коем случае не нужно стремиться воспитать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются одинаковыми. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит исключительно от воспитания и от той среды, в которой растет малыш. Любой ребенок, воспитанный в благоприятных условиях, вырастет сообразительным, уверенным в себе и достойным человеком.

Согласно методики Ибука, главная задача раннего развития – растить не гениев, а искренних и счастливых детей.

Структуры мозга формируются к трем годам

В человеческом мозгу примерно 1,4 миллиарда клеток. Конечно, у новорожденного ребенка большинство из этого количества клеток не используется. Период, на который приходится активное формирование связей между клетками мозга – время от рождения ребенка до трех лет. В этот период появляется около 80% таких соединений. И чем их больше, тем больше возможности мозга. Уже в первые полгода после рождения мозг ребенка обладает 50% взрослого потенциала. К трем годам эта пропорция составляет 80%.

Согласно Методике Ибука, у ребенка уже в раннем возрасте есть музыкальный слух, достаточные физические способности (правильная координация движений), а также базовое эстетическое восприятие.

Не путайте ребенка, не меняйте тактику

Многие родители к воспитанию подходят чересчур креативно: в первые десять-двенадцать месяцев, когда ребенок еще не способен выражать свои желания вербально, они балуют малыша. Зато потом, примерно к полуторагодовалому возрасту ребенка, вдруг полностью меняют стратегию и делаются строгими в общении с ним. Это вызывает у ребенка естественный протест. Чтобы у ребенка сразу сформировались правильные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», вы должны как можно раньше установить ему границы дозволенного. Это делается просто – нужно вызывать у ребенка чувство комфорта и приятные эмоции, когда он делает что-то, что вы считаете правильным и благоприятным. И наоборот – вызывать неприятные эмоции, когда он делает что-то плохое.

Однако и похвалу, и наказание нужно использовать аккуратно, деликатно и в меру. В некоторых случаях наказание вызывает у детей противоположную реакцию – открытого неповиновения. Особенно это касается физических наказаний. У ребенка 2-3 лет уже вполне развитое чувство собственного достоинства, и он сильно рассердится, если родители попытаются его отшлепать. Ибука считает, что применять физические наказания в отношении детей можно, только до тех пор, пока они не в состоянии воспринимать их как оскорбление. Это значит, что период, пока ребенка можно шлепать по попе за провинность, очень мал – примерно до года.

Родительское влияние на личность ребенка должно оказываться только в период до детского сада. Дальше – только поддержка и забота о его здоровье. Обратная ситуация – невмешательство в раннем возрасте и давления на ребенка в более позднем - может только погубить его талант и вызвать сопротивление к развитию заложенного потенциала.

Взрослые понятия «трудно» и «легко» совершенно не подходят для ребенка

Довольно часто – почти всегда – взрослые берутся судить, что какая-либо книга, или игра, или классическая музыка, окажется для ребенка недоступна в силу ее сложности. Но почему мы в этом так уверены? У ребенка еще не сформированы представлений о том, что такое «трудно» и «легко». И любой иностранный язык, и музыка Вивальди, и детские книжки-раскраски для него одинаково не изучены. А значит, нельзя говорить о том, что они для него «сложны». Этот вывод мы, взрослые, делаем исключительно на основании своих собственных эмоций и опыта.

Потенциально четырехлетний ребенок способен легко обыграть вас, взрослого, в карты. Потому что вам сознательно приходится всякий раз запоминать какую-либо картинку, сюжет, место или число, тогда как дети всегда пользуются замечательной и весьма эффективной образной памятью.

Читайте книги!

В рамках короткой статьи крайне трудно раскрыть все тонкости и нюансы того или иного подхода к воспитанию ребенка, но перечисленные тезисы дадут вам некоторое представление о методике Ибука, которую многие педагоги и психологи называют одновременно и простой и революционной. Более подробные инструкции по раннему развитию своего малыша в рамках методики Ибука вы сможете найти в книге ее автора – «После трех уже поздно», которая уже давно переведена на русский язык и выдержала несколько переизданий.

Одаренность ребенка — результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука — инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию.

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Д. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

«Гении падают с неба» утверждал Дидро. Одаренность ребенка — результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука — инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. Именно о нем пойдет речь в этой статье.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки - это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями - детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и - главное - форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу - в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках - баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор - например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача - сигнал к тому, что пора идти умываться.

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение - худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука

«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем

  • Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
  • Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  • Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще - общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками - рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль - это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Так говорил и завещал великий Масару Ибука

  • Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей
  • Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.
  • Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве.
  • Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки.
  • Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.
  • Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.
  • Воспитывать ребенка — это значит воспитывать и самого себя.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Не кричи, а то полицейский тебя арестует! - Как мы ПУГАЕМ детей

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Энциклопедия Монтессори — раннее развитие, воспитание

Вопросы эксперту

Просмотрено

Беременная женщина играет по телефону ночью, как это отразиться на ее ребенке?

«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на высоком профессиональном уровне - нужно, чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».

Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок был смышленым, творческим, открытым и уверенным в себе? Не был таким, как все, а выделялся из общей серой массы, был настоящей личностью, всесторонне и гармонично развитым?

Многие хотят. И не просто хотят, но и ищут пути реализации своих желаний. Сегодня родителям, озабоченным будущим своего чада, предлагается большой выбор различных методик раннего развития.

Все они обещают отличные результаты, один другого лучше, но, читая отзывы тех, кто использовал на практике данные методики, мы видим, что не все так радостно и однозначно.

«Мои родители лишили меня детства».

«Ненавижу музыку с детских лет».

«Ну и что, что я много знаю? Я все равно несчастен».

Однако для некоторых детей занятия по методикам раннего развития стали своеобразным трамплином для построения успешной карьеры, наилучшего развития их способностей. Где нестыковка? Ответ напрашивается сам собой - то, что работает для одних детей, вредит другим.

Как родителям сделать правильный выбор? Как отделить зерна от плевел в той или иной методике раннего развития? Как помочь, а не навредить своему ребенку?

Проанализируем наиболее популярные методики раннего развития детей с помощью знаний, полученных на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Начнем с методики, предложенной Масару Ибуки.

Методика Масару Ибуки

Сначала скажем немного о создателе методики. Масару Ибуки известен тем, что является одним из основателей корпорации «Сони», его инженерные идеи изменили мир и помогли Японии занять лидирующую позицию в мировой экономике. Кроме того, Масару Ибуки создал новаторскую теорию развития детей раннего возраста, открыл Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов».

Некоторым родителям может импонировать написанная доступным и понятным языком его книга «После трех уже поздно», где он излагает основные принципы раннего развития маленьких детей.

Ибуки полагает, что методики раннего развития (до трех лет) способствуют тому, чтобы дети в будущем стали прекрасными людьми и внесли достойный вклад в развитие общества, так как важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. То, что заложено в детстве, не изменить в старости.

В своих исследованиях он приходит к выводу: «Ни один ребенок не рождается гением и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни малыша (от рождения до трехлетнего возраста)».

70-80% клеток головного мозга ребенка формируются к трехлетнему возрасту, поэтому надо пересматривать порочный традиционный подход к детям, при котором основное обучение происходит тогда, когда уже поздно.

Также Масару Ибуки утверждает, что дети обладают способностью научиться чему угодно. Дети способны играючи, быстрыми темпами осваивать иностранные языки, обучаться чтению, игре на скрипке и фортепьяно.

Он пишет: «Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».

Ранее развитие с точки зрения системно-векторной психологии

Однако, с точки зрения системно-векторной психологии, методика Ибуки (при всей своей симпатичности и хорошем намерении) не несет обещанной пользы. И даже может навредить. Разберем отдельные ее постулаты.

Во-первых, все дети рождаются с заданными от природы способностями, которые требуют развития. Несвойственные ребенку качества ему привить нельзя. А пробуя сделать это - выращивать из птички рыбку, - мы неизменно калечим психику ребенка, создавая ему ощущение, что он неправильный, не оправдывает ожиданий, ничего не может.

Во-вторых, врожденные свойства развиваются до окончания периода пубертата (12-15 лет), а не до трех лет, проходя разные отрезки. На разных отрезках важно реализовать разные задачи. Так детям принципиально важно научиться занимать свое место под солнцем, или, выражаясь терминологией системно-векторной психологии, ранжироваться.

Мы отдаем его в маленькую «первобытную стайку», которой не известны никакие культурные нормы, в которой каждый хочет одного - получить удовольствие неважно каким способом. В этой стайке во взаимодействии друг с другом и при помощи воспитателей дети постепенно переходят на более культурные формы общения, пробуют свою силу и находят как получать то, что они хотят, не обращаясь к силовым методам.

Тут очень важно понимать, что первично развитие нижних векторов. Не искусствам и языкам должен учиться «маленький гений», он должен научиться самому главному - тому, без чего в будущем ему будет крайне некомфортно жить: он должен научиться занимать свое место в обществе.

Если же развивать верхние вектора малыша при помощи изучения языков, чтения, музыки - в ущерб нижним векторам, - то есть большая вероятность вырастить умного образованного ребенка, но неадаптанта, не умеющего взаимодействовать в обществе.

Где искать гениев?

Масару Ибуки полагает, что гениями не рождаются, гениями становятся. Талант - это не каприз природы, не наследственность, а заслуга воспитания. К примеру, талант Моцарта «развился благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование». Анализируя судьбы мировых знаменитостей, а также детей-маугли, Масару делает вывод: «Огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда».

Не отрицая последнего утверждения, системно-векторная психология показывает, что способности даны от рождения, но их развитие и реализация зависят от условий жизни ребенка, его окружения, воспитания родителей.

Например, от природы обладает ловкостью, быстротой, гибкостью, но для того, чтобы она стала балериной, ей нужно заниматься, развивать природные задатки. Лучше не отдавать ее в балерины, а (системно зная о ее врожденных задатках считать, экономить, просчитывать наперед) развивать ее математические способности, логику, учить самодисциплине.

На танцы отдавать - вредить ее психике. Она от природы «плюшечка», немного неуклюжая, медлительная, и, как ни развивай в ней гибкость, грациозность, сделать это не получится. В результате таких экспериментов ребенок заработает множество негативных якорей о том, что она «некрасивая», «толстая», «корова на сцене» и т. п. Ее сильная сторона в другом - она очень усидчивая и может стать настоящим мастером в каких-то поделках (а впоследствии в чем-то более серьезном).

Часто бывает, что родители, не дифференцирующие способности своего ребенка, ошибаются. К примеру, часто родители грешат тем, что видят то, что им хочется увидеть, а не то, что есть на самом деле.

«У моего ребенка поразительный музыкальный слух» , - говорит такой родитель. И начинает таскать малыша в музыкальную школу, нанимать репетиторов. При любых попытках ребенка «отвертеться» устраивает скандал, всяческие намеки преподавателей о безнадежности выбранного пути и просьбы «не мучить ребенка» отвергает, меняет педагогов на более сговорчивых.

А ребенок упускает время для развития тех талантов, которые у него есть, чувствует свою неполноценность, ущербность в сравнении с теми детьми, кто успешен в музыке.

«Гениальными» и рождаются и становятся. Когда способности ребенка развивают в правильном направлении, он обязательно будет успешным, талантливым.

Равные возможности для всех?

Масару задается вопросом: почему в классе есть дети особо одаренные, которые без видимых усилий становятся лидерами класса, а другие тянутся в хвосте, как бы ни старались? Почему не работает учительский постулат: «Умный ты или нет - это не наследственность. Все зависит от собственных усилий» . И отличник всегда остается отличником, а двоечник -двоечником?

Между тем не все так печально. Системный подход очень просто отвечает на вопросы Масару: дети рождаются изначально с разными природными способностями и ни о каких равных возможностях и одинаковом старте речи быть не может.

Легко дается то, что ему интересно. А тем, что ему не интересно, он заниматься просто не будет. Глупо и недальновидно требовать от него отличной учебы, пытаться запирать дома, «чтобы учился», - получите сильнейший протест, а потом побег из дома.

Анальный ребенок хочет быть лучшим из лучших и корпит над всеми науками, дается это ему с большим трудом, а берет он старательностью и усидчивостью, уроки делает долго и обстоятельно. Его нужно хвалить за отличные оценки и обращать внимание на недоделки. Так он научится достигать совершенства.

Кожный схватывает все на лету, но поверхностно, от него не нужно требовать отличной учебы - его голова устроена по-другому. Кожный ребенок будет заниматься только тем, в чем увидит для себя выгоду.

Равный старт для таких детей невозможен. Уретральный всегда маленький вождь, за ним бежит вся ватага. Кожный изначально лидер - любит и хочет организовывать. Анальный ребенок изначально - «рабочая лошадка», свое место в коллективе занимает зарабатывая себе авторитет.

Это нормально все. А чему нам нужно научиться - видеть, с каким ребенком мы имеем дело. Не надо учить анального ребенка лидерству или кожного усидчивости. Надо дать им максимально развивать врожденные качества. И тогда неизменно их ждет успех во взрослой жизни.

Готовых рецептов нет

  1. Почаще брать ребенка на руки.
  2. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  3. Музыкальное восприятие и развитие характера формируется в большей степени под влиянием привычек родителей.
  4. Не сюсюкайте с ребенком.
  5. Не игнорируйте плач ребенка.
  6. Игнорировать ребенка хуже, чем его баловать.
  7. То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.
  8. Выражение лица ребенка - зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  9. Нервозность родителей заразна.
  10. Не высмеивать своего ребенка в присутствии других.
  11. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  12. Интерес - лучшее побуждение, которое нужно подкреплять.
  13. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  14. Неуверенность и тщеславие матерей во вред ребенку.

«Воспитание ребенка - самая главная работа для матери и в ней не может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегчаемых методов».

При всем, безусловно, хорошем посыле этих рекомендаций, к большинству из этих пунктов дальше должна идти приписка: для каких именно детей это правило работает и как.

В завершение статьи хотелось бы отметить, что сегодняшние дети - наше завтрашнее общество. И менять подход к воспитанию детей - это серьезный шаг к лучшему будущему, без ненависти друг к другу, без насилия и агрессии.

Общие рецепты, применять которые каждый родитель будет как он захочет, не принесут положительного эффекта. Понимать своих детей, обеспечивать им чувство безопасности, создавать оптимальные условия для развития их природных свойств - вот гарантия того, что счастливых детей и родителей станет больше.

Продолжение следует…

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Д. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

“Гении падают с неба” утверждал Дидро. Одаренность ребенка – результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука – инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. Именно о нем пойдет речь в этой статье.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки - это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями - детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и - главное - форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу - в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках - баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор - например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача - сигнал к тому, что пора идти умываться.

Методика воспитания Масару Ибука

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение - худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в “хороший” детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука

«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем

  • Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
  • Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  • Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще - общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками - рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль - это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Так говорил и завещал великий Масару Ибука

  • Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей
  • Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.
  • Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, “радость достижения” и удовлетворяют его потребность в творчестве.
  • Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу – развивает его интеллект и творческие задатки.
  • Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.
  • Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.
  • Воспитывать ребенка – это значит воспитывать и самого себя.

Одаренность ребенка — результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука — инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. В чем заключается методика воспитания Масару Ибука, читайте в статье.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки - это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями - детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и - главное - форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу - в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках - баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека.

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор - например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача - сигнал к тому, что пора идти умываться.


Методика воспитания Масару Ибука

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение - худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

«С моей точки зрения, основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». Масару Ибука