Связь младенца с матерью психология. Связь матери и ребенка. Мамино программирование ребенка

Известный детский врач А. Наури писал: «...За 35 лет практики мне стало понятно, что самое тяжелое, что может испытать на себе ребенок, это взаимодействие с вечно обеспокоенной матерью. Почему? Потому что связь матери и ребенка чрезвычайно прочна и налаживается она именно во время беременности. Мать, которая все время обеспокоена, вводит в поле своих отношений с ребенком негативную эмоциональность».

Насколько сильна связь матери и ребенка в утробе?

Не впервые уже поднимается вопрос об особой чувствительности плода к эмоциональному состоянию матери, и именно этот феномен «эмоционального ответа плода» подтверждают многие исследователи. Безусловным можно считать, что младенец не пассивен в утробе матери, это чрезвычайно чувствительное существо, которое удерживает в своем мозгу множество вещей.

Конечно, никто ни в коем случае не возьмется проводить аналогии между способностями и возможностями развития ребенка периода детства (скажем, после трех лет) и плода, однако плод обладает некоторыми представлениями о внешнем мире благодаря вкусу, запахам, тактильным ощущениям, звукам. Он улавливает движение матери, ее ласки, вкус поглощаемой ею пищи и физиологические изменения, связанные с материнскими эмоциями.

Группа французских исследователей экспериментально доказала, что на протяжении трех последних месяцев беременности плод может различать голоса и знает два слога, две фразы, два запаха и два вкусовых ощущения. Он способен обучаться, причем более интенсивно, чем любой новорожденный, будь он даже гением от природы.

Постоянное чтение вслух одного и того же текста или проигрывание музыкального отрывка приводит к снижению сердечного ритма, измеряемого на протяжении шести недель, в то время как музыка, услышанная впервые, влечет за собой повышение ритма. Связь матери и ребенка сильна. Плод, как и недоношенный ребенок, проводит различие между речью матери, обращенной к нему, и той, которая обращается к другому человеку. В конце беременности младенец предпочитает легкий шум тишине, голоса - шуму, женские голоса - мужским. Кроме того, он больше любит радостные звуки, чем грустные или гневные, а значит, различает настроение взрослых.

Общение матери с ребенком

Как утверждала Ф. Дольто, общение с плодом при беременности может иметь психотерапевтическое значение: «Необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его касается, и говорить правду с самого детства. Труднее для человеческого существа то, что лишено смысла и не проходит через речь».

Именно Дольто принадлежит утверждение, что и не рожденный еще ребенок - уже личность: «Каждый ребенок дает себе жизнь своим желанием жить».

Тот факт, что эмбрион живет и что материнский организм не отвергает плод, свидетельствует об общем желании жизни. Таким образом, уже с момента зачатия плод является будущим человеческим существом и находится в постоянном общении с матерью: «Ее эмоциональное состояние и все переживаемые ею события влияют на его психологическое строение». Мать, «забывающая», что она беременна, может разрешиться ребенком с тяжелыми психическими отклонениями.

Эмоциональная связь матери и ребенка

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.

А знаете ли, Вы, что с конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту? Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины; когда грустит или тревожится - гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Зародыш, конечно, воспринимает эти сигналы еще неосознанно, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся - с радостью или тревогой, спокойствием или страхом.

Отношение матери к будущему ребенку напрямую влияет на его развитие. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно; только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные положительные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку - наоборот, гормональная перестройка, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.

Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.

Помните : чтобы связь матери и ребенка была крепкой, сознательное положительное отношение к плоду необходимо для формирования здоровой психики ребенка.

Сенсорные способности плода

Теория пренатального воспитания несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности, и плод воспринимает звуки и реагирует на них. Например, считается, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных малышей, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, что пригодится ребенку в дальнейшей жизни.

Что говорить плоду?

Мало кто знает, но сенсорные способности плода поистине безграничны. Благодаря им связь матери и ребенка становится только крепче.

  1. Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
  2. Что касается голоса матери, то его действие настолько велико, что удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Такой возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.

Влияние музыки на плод

Плод также избирательно воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Так, музыка Бетховена и Брамса действует на него возбуждающе, тогда как произведения Моцарта и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых из-за бурного движения плода.

Постоянное прослушивание музыки может стать подлинным процессом обучения. Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно связь матери и ребенка будет сильной и он будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Кроме возможного формирования определенных способностей мать, безусловно, привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь. Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

Многие женщины даже на расстоянии чувствуют, когда их дитя нуждается в помощи. Что это: сверхчувственный дар или просто проявление теснейшей связи между матерью и ребенком?
Может быть, у матерей действительно есть нечто вроде шестого чувства, которое посылает сигнал тревоги, когда их дети в опасности?

Ученые пока не знают ответа на этот вопрос, не могут ни подтвердить, ни опровергнуть этого факта даже с помощью самых хитроумных приборов. Но ведь то, что у многих матерей существует какая-то сверхчувственная связь с ребенком , наверное, и не нуждается ни в каких доказательствах. Однако в наше время, эпоху Интернета и высоких технологий, многие женщины неохотно говорят о своем шестом чувстве.

Надо сказать, что беззвучный призыв о помощи, почти телепатическая связь с матерью возможны не только тогда, когда речь идет о крошечном беспомощном младенце. Вот что написала нам Маргарита К.: «У моих сыновей, 17 и 14 лет, не возникало никаких проблем из-за того, что на выходные я обычно уезжала за город навещать свою мать. Дорожную сумку я брала на работу, чтобы можно было отправиться в путь сразу по окончании рабочего дня. Но в тот раз меня вдруг охватило глубокое беспокойство, и я поехала не на вокзал, а домой. Старший сын лежал на диване совершенно бледный и явно больной. «Мама, мне так плохо! Но ты не волнуйся, наверное, я просто съел что-то испорченное, скоро пройдет», - сказал он, явно пытаясь меня успокоить. Против его воли я все-таки вызвала «скорую помощь». Диагноз был страшным: прободение слепой кишки… Не хочу даже думать, что могло случиться, если бы я не послушалась внутреннего голоса!»

Такие вот драматические, необычайные и совсем не редкие примеры проявления «шестого» чувства у матерей… Наверняка вы по себе знаете: стоит заговорить на эту тему в кругу знакомых, как большинство женщин сразу же вспоминают о случаях, когда внезапно почувствовали, что их ребенок нуждается в помощи, и были правы. Их истории не менее удивительны, чем рассказанные выше. Может быть, матери с древних времен сохранили какой-то особый природный инстинкт? Ведь никто не станет отрицать, что с наступлением беременности у большинства женщин обостряются все ощущения и чувства.

Многие врачи-акушеры подтвердят, что в их практике бывали случаи, когда к ним приходили беременные женщины и говорили: «Я точно знаю, что моему ребенку нехорошо». Даже когда УЗ И и электрокардиограмма не показывают ничего необычного, врачи обычно серьезно относятся к таким предчувствиям, потому что часто в необъяснимом беспокойстве будущей мамы что-то есть. И, как правило, быстро выясняется, что беременности действительно угрожает опасность.

Роды и первое время общения с новорожденным тоже обостряют у молодых матерей чутье на то, что в данный момент требуется их младенцам. Материнский инстинкт срабатывает лучше всякого будильника: женщины просыпаются посреди ночи за секунду до того, как младенец заплачет и это не следствие того, что настроен режим дня новорожденного . Многие молодые матери с удивлением обнаруживают, что их наполняется молоком именно тогда, когда младенец проголодался, даже если точное время кормления не соблюдается. Все эти факты учат женщин доверять своим чувствам.
Подобное развитие «материнских» чувств возможно и у отцов, и у бабушек или прабабушек, и у приемных родителей. Как только они начинают проводить с ребенком много времени, ближе узнают своего подопечного, у них тоже обостряется «чутье» на то, что идет не так, как ожидалось.

У всех людей, воспитывающих детей, включается сигнал тревоги, возникает безотчетный страх, когда, например, дети чрезмерно запаздывают домой. В этом конкретном случае шестое чувство имеет вполне рациональное объяснение. Известно, какие неприятности могут произойти - отсюда и беспокойство за любимого человека. К счастью, в девяти из десяти случаев этот сигнал тревоги бывает ложным, однако он никогда не бывает лишним.

У некоторых матерей и детей существует особенно тесная взаимная связь. Кажется, будто они сообщают друг другу свои мысли и чувства телепатическим путем. Так, в театре иную мать вдруг охватывает беспокойство, и она стремится домой, хотя знает, что ребенок находится под присмотром надежной няни: «Что-то там не так…» И такое беспокойство почти всегда оказывается оправданным: ребенку стало нехорошо - и матери тоже. Не только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства активизируют эту тесную невидимую связь между матерью и ребенком .

С растущей связь эта становится слабее, но во многих случаях не исчезает полностью. Для матерей и детей неважно, есть ли точный ответ на этот вопрос. Важна уверенность, что между ними существует тесная связь.

Матери всегда доверяют своему внутреннему голосу, но вместе с тем понимают, что не могут всю жизнь оберегать детей, что когда-то придется отпустить их в самостоятельную жизнь.

Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

Еще в период вынашивания женщиной ребеночка их связывает тоненькая, но в тоже время очень прочная невидимая нить. Эту связь называют эмоциональная связь матери и ребенка. И чем дольше длится беременность, и становится старше еще не родившийся малыш, тем эта связь становится крепче и крепче. Ну а после того, как малыш появится на свет и почувствует мамочкины объятия, тепло ее рук и заботу, то эта взаимная связь и привязанность малыша и матери усиливается в разы. Эта связь нужна ребеночку для того, чтобы он мог правильно развивать свои способности, выражать свои эмоции, познавать окружающий его мир и непременно взрослеть.

Эмоции и развитие ребенка

Процесс познания малышом окружающего мира происходит в несколько этапов. Первый этап - это время от момента его рождения и приблизительно до двухмесячного возраста. Эмоциональная связь матери и ребенка на данном этапе укрепляется при помощи обычных прикосновений. Это происходит в то время, когда мамочка своего малыша качает на руках, купает его, кормит и ухаживает. Маленький кроха шевелится, машет ножками и ручками, постоянно меняет позы. Таким образом, посредством эмоций происходит становление физического состояния малыша, укрепляются мышцы его тела. В этот период происходит интенсивное развитие вкусовых рецепторов и обоняния малыша, которые являются на данном этапе самыми сильными двигателями прогресса в развитии ребеночка. Ведь самым главным в этом возрасте для новорожденного – это материнское молоко и ее знакомый запах.

Затем, когда малышу исполнится два месяца от рождения, начнется следующий этап его развития. В этом возрасте малыши для познания всего нового и интересного для них уже активно начинают использовать слух и зрение. Они поворачивают голову в сторону издаваемых звуков и пытаются сосредоточиться на предметах, расположенных вблизи них и на лице своей мамочки.

До шестимесячного возраста выражение боли, радости, и некоторых желаний у малышей происходит исключительно через проявление определенных эмоций. По детскому агуканию, улыбке, движению рук многие мамочки запросто понимают эмоциональное настроение и желания своего малыша. Эти реакции получили название – «комплекс оживления». Чем чаще и больше мамочка общается со своим малышом, прикасаясь к нему, тем отчетливее и ярче проявляются его эмоции.

В полугодовалом возрасте общение ребенка приобретает уже другую форму. Малыши в этом возрасте уже четко узнают свою мамочку и тянутся к ней, требуя внимания. Дети, как первооткрыватели, пытаются копировать мимику и все жесты своей мамы. Эмоциональная связь матери и ребенка в этот период особенно отчетлива. Если у мамочки хорошее настроение, то и малыш всем доволен. Мамочка начинает нервничать, и малыш начинает горько плакать. Чем старше становится ребенок, тем больше эмоций он проявляет к своей маме – целует ее, обнимает, не может с ней расстаться на долгое время. Такие реакции детей называют «поведение привязанности».

Чем крепче связь, тем сильнее эмоции

Необходимо понаблюдать за своим малышом. Его эмоциональное поведение сможет многое рассказать – доволен ли он всем, сыт ли, правильно ли вы за ним ухаживаете, а может он, даже чем-либо огорчен. Часто случается, что эмоциональная связь детей и их матерей проходит посредством взглядов. Ученые уже давно доказали, что контакт взглядов учит малышей концентрировать свое внимание.

Когда мамочка прикасается к своему малышу, он делает попытки что-то ей рассказать, издавая при этом всевозможные звуки, выражающие его эмоциональное состояние. Чаще улыбайтесь своим детям и они вырастут открытыми и эмоциональными.

Статьи по теме: Воспитание детей

Далеко не всегда любовь мамы и малыша возникает с первой секунды общения. Как любое серьезное чувство, она проходит несколько стадий, укрепляясь с течением времени. Каждый взгляд, звук и прикосновение являются звеньями той цепочки, которая связывает мать и ее ребенка. Это чувство эмоциональной близости, доверия и взаимопонимания будет сопровождать их всю жизнь. Об этапах возникновения эмоциональной связи между мамой и малышом рассказывает эксперт.

Из чего складывается эмоциональная связь?

1. Прикосновения . Ощущение тепла маминых рук дарит малышу чувство безопасности и оказывает на него успокаивающее воздействие. В сочетании с врожденными рефлексами ребенка прикосновения матери способствуют его развитию и активному познанию мира. Например, если вы легким движением погладите его щеку, кроха повернет в эту сторону голову, откроет рот и сделает несколько сосательных движений. А дотронувшись до ладошки ребенка, вы увидите, что он делает попытки схватить ваш палец.

Чуть позже младенец начнет самостоятельно исследовать руками склонившееся над ним лицо матери. Меняя мимику, изображая различные эмоции, надувая щеки или высовывая язык, вы сможете поддержать его интерес к этому процессу. Со временем ребенок начинает дотрагиваться до матери, желая убедиться в том, что она рядом, или чтобы привлечь к себе внимание.

Совет маме: Старайтесь, чтобы при прикосновениях к малышу ваши руки не были слишком холодными, горячими, влажными или шершавыми. Кожа ребенка слишком нежна для подобных воздействий, и они могут вызвать негативные эмоции.

2. Массаж . Прикасаясь к ручкам и ножкам ребенка, поглаживая его спину, придавая телу различные положения, мама дает малышу представление обо всем спектре тактильных, вестибулярных и проприоцептивных (т.е. связанных с собственным телом) ощущений. На их основе у крохи формируются навыки выражения эмоций через мимику и жесты. Это создает благоприятные условия для развития и укрепления эмоциональной связи с близкими людьми.

Совет маме: Обращайте внимание на те действия, которые доставляют ребенку больше всего удовольствия. Не беда, если вам не удастся выполнить весь комплекс упражнений из-за протеста малыша. Главное, чтобы ваше взаимодействие вызывало позитивные эмоции у вас обоих.

3. Движения . Не бойтесь «приучить ребенка к рукам»! Нося его в течение дня в разных положениях, обнимая, танцуя в такт музыке, мама помогает малышу познакомиться с возможностями его тела. Привыкая к двигательному «стилю» матери, младенец запоминает его и начинает узнавать его даже с закрытыми глазами.
Например, если вы захотите перенести спящего ребенка из своей постели в детскую кроватку, он может даже не заметить этого.

Совет маме: Совместное и неторопливое раскачивание в кресле или на качелях помогут ребенку ощутить себя единым целым вместе с матерью как на физическом, так и на эмоциональном уровне.

4. Взгляды . Чем чаще мама заглядывает в глаза малышу, тем быстрее он начинает фокусировать глазки на ее лице. Привлечение внимания младенца нежными словами и звуками, яркими игрушками, повторение мимических движений малыша приводят к удлинению периодов зрительного контакта. Телесный контакт во время общения глазами также способствует удержанию взгляда младенца.

К 2 месяцам ребенок начинает реагировать улыбкой сначала на любое человеческое лицо, а потом, ближе к 5 месяцам – отличать маму от других людей, отдавая ей явное предпочтение. По мере укрепления эмоциональной связи между мамой и малышом общение глазами и познавательное развитие на ее основе проходит несколько стадий:
фиксация взгляда на лице матери и игрушке, помещенной перед глазами ребенка;
прослеживание взглядом за лицом или предметом, меняющим положение;
активный поиск маминых глаз или интересующего предмета.

Совет маме: Наденьте на лицо яркий клоунский нос и продемонстрируйте ребенку «фокус»: пусть ваш собственный нос то скрывается за красным шариком, то вновь появляется. То же самое можно проделать с ладонями, закрывающими лицо во время игры в «ку-ку». Подобные метаморфозы приведут малыша в восторг, и он будет с нетерпением ждать очередного маминого появления.

5. Улыбка . Первые улыбки малыша появляются спонтанно в состоянии комфорта. Однако благодаря сочетанию глазного контакта, вида улыбающейся матери, ее поглаживаний и звуков ее голоса, улыбка становится средством общения с другими людьми. По мере укрепления эмоциональной связи между мамой и малышом, можно заметить, что улыбку начинают вызывать:
щекотка;
быстрые повторные движения;
игры, сопровождаемые физической нагрузкой (подтягивание на руках, прыжки на коленях у матери) или массаж;
простые игры («ладушки», «сорока кашку варила» и др.);
узнавание знакомых лиц и предметов.

6. Звуки . Природа позаботилась о том, чтобы младенцы чутко реагировали на высокий тон женского голоса. Комментируя свои действия во время купания, переодевания и других процедур ухода, вы тем самым стимулируете малыша к речевому общению. Совсем скоро ребенок начнет «гулить», приглашая маму к диалогу!

Совет маме: Придумайте «свою» песенку для купания, укладывания в кроватку и других действий с ребенком. Пройдет немного времени, и при первых звуках знакомой мелодии малыш будет превращаться во внимательного слушателя.

7. Запахи . Пользуясь различными средствами по уходу за ребенком и за собой, можно увидеть, что ребенок вздрагивает и отворачивается, если запах слишком интенсивный, и улыбается, приникая к телу матери, когда аромат ненавязчив. Привыкнув к определенным запахам и их последовательности в процессе повседневного ухода, малыш сможет заранее «настраиваться» на купание или сон, проявляя меньше беспокойства.
Различная концентрация веществ, вырабатываемых организмом, составляет особую «химическую подпись», свойственную каждому человеку. Именно эту «подпись» новорожденный различает к 10-му дню жизни, выделяя запах матери среди других.

Совет маме: Младенцам нравятся легкие и естественные ароматы, например, запах ромашки, зеленого чая или лаванды.

8. Вкусы . Материнское молоко, а чуть позже и другая еда, полученная из маминых рук, воспринимаются ребенком как источник удовольствия. Довольно скоро к чувству умиротворения добавляется благодарность, которую малыш выражает всеми доступными ему способами: кладет голову маме на плечо, прижимается щекой к ее щеке и т.д.

Совет маме: Если ребенок отказывается есть, не заставляйте его. Сделайте небольшой перерыв, пообщайтесь или поиграйте с ним, а затем предложите еду снова.

На что влияет эмоциональная связь?

1. Познавательная активность.

Доказано, что дети, которым уделяется много внимания, проявляют гораздо больше интереса к окружающему миру. Например, по сравнению с малышами, оставшимися без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в семье «агукают» в 3 раза больше. Так происходит потому, что при виде младенца женщина инстинктивно начинает использовать особые интонации, ритм речи, и начинает говорить более высоким голосом. Малыш особенно активно реагирует именно на такую речь со стороны матери. Ребенок, имеющий опыт получения ответа на свое «обращение», вскоре начинает делать паузы, дожидаясь реакции мамы. Подобные «разговоры» представляют собой основу для развития речи.

Психологи и физиологи также заметили, что когда ребенок оказывается на руках у матери или рядом с ней, он начинает активнее интересоваться игрушками и другими предметами. Это происходит благодаря ощущению безопасности, которое дает материнское присутствие. Ребенку не приходится отвлекаться на то, чтобы защищать себя, и всю свою энергию он направляет на познание окружающего мира.

2. Физическое развитие.

Активное изучение нового невозможно без движений. Малыш тянется за игрушкой, переворачивается со спины на живот, чтобы доползти до заинтересовавшего его объекта, садится, встает и т.д. Чувство неуверенности и страх «парализуют» ребенка в буквальном смысле слова. Успокаивающие действия и слова матери возвращают его к активным действиям с новыми предметами.

3. Отношения с другими людьми.

Общение с матерью – первый опыт малыша во взаимодействии с человечеством. Полученные знания и впечатления ребенок в дальнейшем переносит на отношения с другими людьми. Так, если мама относилась к нему бережно и заботливо, малыш смотрит на мир широко открытыми глазами, не ожидая подвоха. Если же мать часто бывала несправедливой, раздражительной, ребенок может проявлять в отношениях с окружающими неуверенность или даже агрессию.

4. Отношения ребенка с собственными детьми в будущем.

Эмоциональная связь может пронизывать несколько поколений. Любящая мама своей заботой и вниманием показывает малышу пример того, как нужно общаться с детьми. Пройдет время, и он точно так же продолжит взаимодействовать с собственным ребенком!

Баулина Мария Евгеньевна, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член Экспертного Совета JOHNSON’S® Baby
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2014