Свадебные наряды народов нашего края. Традиционные свадебные наряды разных стран

Девичий «печальный» костюм Конец XIX - начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX - начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910-1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX - начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор - «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда - сарафан - менялась на «бабью» - поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Удивителен тот факт, что почти во всем мире существует такой ритуал как свадьба, несмотря на порой диаметрально противоположные различия в культурах.
Само собой взгляд на свадьбу везде свой, также как и на свадебные наряды. В новом обзоре были собраны самые невероятные традиционные свадебные убранства со всего мира.

1. Индия

Индийские свадебные наряды жениха и невесты.
Индийские молодожены олицетворяют собой красоту, изящество и роскошь. Традиционные свадебные наряды жениха и невесты выполняются в красном, бордовом, пурпурном или оранжевом цвете, щедро расшитые золотом, чтобы взоры гостей обращали внимание только на счастливую пару.

2. Нигерия


Наряд нигерийской невесты.
Традиционный наряд нигерийской невесты - это яркое платье простого кроя и Геле - большой и необычный головной убор.

3. Гана


Традиционные свадебные наряды Ганы.
Традиционная свадьба в Гане - зрелище очень необычное и оригинальное. Костюмы молодожен обычно очень яркие, украшенные индивидуальными узорами, характерными исключительно для отдельной семьи.

4. Монголия



Монгольские традиционные свадебные костюмы.
Монгольская свадьба полна традиций и ритуалов, соблюдение которых является гарантией счастливой семейной жизни. Наряд невесты в Монголии отличается изяществом и красотой, поверх платья обязательно должна присутствовать красная накидка. Еще одним атрибутом свадебного образа является сложная прическа, имитирующая коровьи рога, и небольшая шапочка, к которой крепятся многочисленные подвески - серебряные, из бусин коралла или бирюзы.

5. Япония



Японские традиционные костюмы жениха и невесты.
В Японии невеста меняет наряд минимум трижды за свадьбу. Сначала она предстает перед женихом в белоснежном кимоно, символизирующим чистоту и целомудрие, и головным убором того же цвета. После церемонии бракосочетания, девушка переодевается в цветное или красное кимоно. Жених при этом одет в традиционные японские одежды - черное кимоно, черная куртка хаори, брюки хакама.

6. Шотландия



Шотландский свадебный наряд.
В отличии от других народностей, шотландские невесты свободны в выборе свадебного платья, жених же облачается в килт, цвета своего клана. После торжественной церемонии, невеста может накинуть на себя платок, выполненный в тех же цветах, что и килт супруга.

7. Румыния



Традиционная свадьба в Румынии.
Свадьба в Румынии - громкое мероприятие, организуемое родителями молодоженов. Наряд жениха - традиционный национальный костюм - холщовая рубаха, брюки, шерстяной или кожаный пояс и жилетка. Наряд невесты же выглядит роскошно и дорого: рубаха (кэмаше), пышная юбка, массивные украшения и праздничный головной убор.

8. Косово



Традиционный образ невесты из Косово.
Невесты из Косово похожи на фей и кукол. Такая ассоциация возникает из-за необычного, немного сюрреалистического макияжа, который должен защитить девушку от сглаза и сплетен. Наряд невесты расшит серебром и камнями, также в образе присутствует большое количество различных украшений.

9. Китай



Китайские свадебные костюмы молодых.
Традиционно молодоженов в Китае облачали в наряды красного цвета, символизирующего счастье, голову невесты обычно украшают головной убор в виде феникса.

10. Филиппины


Свадебные образы яканов.
Народность яканы издавна украшают лица жениха и невесты особыми узорами, защищающими их от зла.

11. Бали



Балийские национальные костюмы жениха и невесты.
Свадьба на Бали - событие грандиозное, масштабное и роскошное. Жених и невеста на свадьбе воспринимаются, как царские особы, поэтому их головы украшает нечто подобное на короны. Наряды, выполняются из дорогого материала и щедро украшаются золотом и камнями.

12. Венгрия



Традиционный наряд венгерской невесты.
Традиционный наряд венгерской невесты отличается наличием пышной юбки, цветочными орнаментами и огромным цветочным венком.

13. Перу


Традиционный свадебный костюм.
Традиционно, невесты в Перу облачаются в яркое пончо, украшенное цветными орнаментами, на голову надевают необычный плоский головной убор. Жених тоже облачается в цветастое пончо.

14. Украина


Гуцульские традиционные наряды.
Украинцы, живущие в Карпатском регионе, тщательно соблюдают свадебные традиции. Жениха и невесты облачают в рубашки, вышитые особым образом. На женихе красуется кептар - колоритный меховой жилет. Головы молодоженов покрыты традиционными головными уборами.

15. Россия



Русские традиционные свадебные костюмы.
Русский свадебный наряд имеет несколько вариаций. Это может быть сарафан красного или зеленого цвета или белые рубашки, вышитые особым образом. Голову невесты украшают цветочным венком и кокошником.

16. Сингапур



Образы молодоженов в Сингапуре.
Жених и невеста в Сингапуре облачаются в костюмы черного цвета, расшитые золотом и камнями. В отличие от других стран черный цвет здесь является не траурным, а торжественным.

Обязательные элементы одеяния на свадьбу русской девушки-простолюдинки — это рубаха и сорочка. Сорочку шьют из очень тонкой ткани и украшают кружевами, а рубаху выполняют из грубого домотканого полотна, расшивают цветами, птицами или другими орнаментами, свойственными для места её проживания.

Богатой вышивкой украшала свою рубаху и украинская невеста. Еще в наряде присутствовала дерига, запаска или плахта — кусок ткани прямоугольной формы, их специально оборачивали вокруг талии, и впоследствии стали тем, что мы сейчас знаем, как юбку.

Национальные свадебные платья белорусских невест — это та же сорочка или рубаха, узкий приталенный жилет, который сочетается с домотканой юбкой и фартук, декорированный так же, как и сорочка.

Невесты Африки

Особое значение невеста в Африке придает материалу. Традиционным нарядом невесты служит яркая цветная юбка «bubah» и жакет. Голова невесты оборачивается тканью таким образом, что напоминает чалму, из волос плетут косички, это означает, что невеста скромна и сдержанна. Традиционный наряд жениха состоит из жакета, туники и головного убора.

Невесты из Мексики

Мексиканская свадьба привлекает своеобразным переплетением испанских традиций и обычаев ацтеков, дошедших до нас из древних веков, и поэтому она яркая, красочная. Отделанные кружевом мантильи, платья со множеством оборок в стиле фламенко для девушек, брюки, жакет болеро в стиле матадора у юношей, служит напоминанием о том времени, когда единственный праздник в жизни человека была его свадьба, куда надевались самые лучшие яркие наряды. Яркие краски, характерные для мексиканской свадьбы, присутствуют везде — это и блюда традиционной национальной кухни, экзотические цветы, традиционные предназначенные для осыпания гостей сладостями и конфетти.


Невесты Китая

Основой, служащей для нарядов жениха и невесты в Азии служат шёлк и обязательный красный цвет. Красный и золотой цвет в Китае считаются символами счастья и богатства, поэтому им отдают предпочтение при выборе даже незначительных деталей, например свечей, конвертов с деньгами или упаковки для подарков. В разных провинциях Китая национальные свадебные платья резко отличаются друг от друга. Для Северного Китая платье невесты «cheung sam», обязательно красного цвета, облегающее фигуру и с высоким воротником-стойкой, то для Южного Китая предпочтительнее костюм «Hung Kwa», в который входит жакет и несколько юбок, причем одетых одна на одну. Китайская невеста украшает свое платье символической вышивкой. К примеру, золотые птицы символизируют в Китае брак, вышитые цветы считаются символом удачи и счастья. Лицо невесты покрыто вуалью из красной шелковой ткани, или кисточками из бисера, на голове свадебная диадема в виде феникса.

Следуя старой традиции, невеста должна сменить свадебное платье три раза за всю церемонию свадьбы и приема гостей. В красном платье невеста присутствует на самой церемонии бракосочетания, в белом на последующих приемах. Традиционный наряд жениха составляет темно-голубая рубашка, красный шёлковый пояс, сверху надевает длинный жакет из черного шёлка.На голову одевают тёмную шляпу с красными кисточками.

Невесты Японии

Традиционный наряд невесты Японии конечно же кимоно «shiromuku» белого цвета, сшитое из белого шёлка, парчовая накидка, всевозможные украшения и парик, обязательно украшенный или шпильками «kansashi», или заколками из серебра или гребнем. Парик иногда заменяют платком или шапочкой «tsuno kakushi», чтобы прикрыть так называемые «рожки ревности», присущие каждой японской невесте. Шапочка также символизирует почитание мужа и желанием скрыть свои недостатки. В руках невесты традиционный свадебный веер. Перед приемом гостей невеста меняет традиционное белое кимоно на наряд красно-белого цвета «iro-uchikake», украшенный золотом и серебром. Красный цвет, по мнению японцев, способен отогнать духов и символизирует супружеское счастье, а журавли — символ жизни.

В завершении вечера невеста одевает «furisode» — яркое кимоно для незамужних девушек, как бы прощаясь со своей холостой жизнью. Для свадебного кимоно выбор белого цвета очень важен. Белый цвет в Японии — символ нового начала, своим белым кимоно невеста подчеркивает, что в дом жениха она не привносит нечего своего. Наряду с красным и белым, убор невесты может быть любого другого цвета, только не фиолетового. Этот цвет считается предвестником скорого распада брака. Традиционно одежда жениха в Японии была и остается чёрного цвета, но наряды его семьи обязательно должны быть белыми.


Невесты Кореи

Наряд корейской невесты очень сложен и представляет собой несколько костюмов, которые надеваются друг на друга, подчеркивая благородство и аристократизм. «Wonsam» — наряд зеленого цвета, который одевают первым, далее следует «hwarrot» из шелковой ткани, это переводится как «платье с цветами». На обеих костюмах традиционные украшения вышивкой цветов и бабочек. На белые рукава наряда невесты,что означает чистоту и уважение, завязывают цветные тесемки, в соответствии с основными элементами восточной философии: красная — небо, синяя — земля, желтая — человечность.

Талия невесты обвязывается красным поясом с вышитыми птицами, на голову надевают черную шапочку с украшениями из драгоценных камней. Лицо невесты украшает традиционный макияж, на каждой щеке нарисована красная точка, служащая защитой от злых духов. Жених одет на свадьбе в одежду «faruotsu», традиционно темно-зеленого цвета, с отделкой из золота, рукава которой скреплены красными, желтыми и белыми тесемками. Черная шапочка и красный пояс, точно такие же, как у невесты, завершают наряд жениха.

Невесты Индии

Традиционным цветом индийской свадьбы является красный, поэтому сари невесты обычно красного цвета, вышитое золотом, обычно это восьмиметровая ткань, окутывающая тело целиком. Свадебное сари также бывает желтого, золотого или белого цвета, в зависимости от места проживания невесты. В некоторых штатах сари непременно принято украшать золотой каймой, символизирующей торжественность события, в некоторых невеста одевает на свои руки бесчисленное количество браслетов, которые принесут ей удачу. На голове невесты красная вуаль, на шее надето украшение из золота «thali» — символ её замужней жизни.

Шелковая рубашка и яркие праздничные брюки бежевого цвета, цвета хаки или цвета земли составляют наряд жениха. Изредка лицо жениха закрывают специальными белыми кисточками.

Арабские невесты закрывают лицо вуалью, что означает скорбь по девичеству, и наносят на руки и ноги сложнейший орнамент из хны.

Невесты Европы

Традиционный свадебный наряд для европейской невесты — белое платье. Существует примета, что на невесте должна быть надета одна старая вещь, одна новая и одна взятая взаймы и что-нибудь голубого цвета.

В Англии на руке невесты надета подкова, украшенная кружевами. Символизирует удачу пара старой обуви, обутая на свадьбу.

В Шотландии невеста получает в дар от жениха клетчатый платок, символизирующий его клан, и фамильный ремень, которым жених затягивает талию невесты. Платок набрасывается на плечи и закалывается булавкой из серебра, таким образом подчеркивая силу чувств . Традиционный наряд жениха на свадьбе — килт.

Невесты южно-европейских стран отдают предпочтение самостоятельно сшитым платьям, сохраняя их потом как фамильную драгоценность.

Национальные свадебные платья различных народом мира was last modified: Сентябрь 20th, 2016 by admin

Русский свадебный костюм

Свадебный наряд невесты на Руси имел множество вариаций, но можно выделить две основных традиции: северную и южную. Основным свадебным костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном. Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах», поэтому будущие невесты должны были выглядеть привлекательно, показывать свое мастерство в рукоделии и благосостояние своей семьи.


Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье

Венчальная рубаха-«целошница»

1890-е гг. Вятская губерния, Яранский уезд, дер. Васькино

Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.

Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Процесс изготовления ткани для свадебной рубахи был более трудоемким, чем тканье обычного холста. Полотнища выполнялись заготовками в размер длины будущей рубахи. Заготовка этой рубахи состояла из узорной каймы в виде полосы орнамента розового цвета из крупной зигзагообразной линии, выполненной в технике закладного ткачества, и окаймляющих ее сдвоенных полосок и белого холста полотняного переплетения9. Для шитья рубахи-«целошницы» понадобилось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы.
Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов.

Девичий венчальный костюм

Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна.
Обрядовое назначение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно, продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из многолепестковых цветков, плодов и листьев заимствовались крестьянками из узорников фирмы «Брокар» или приложений к журналу «Нива». По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.
Сарафан сшит в виде высокой юбки из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на крючок. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины.
По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края обшивки отмечены красной ситцевой бейкой.

Добавлено через 8 минут

Костюм новобрачной

1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)


К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома.


Добавлено через 2 минуты

Костюм новобрачной

1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.





Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета. В узоре — изображения женских фигур, имеющие детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве — Мокоши. Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение.

Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения — «согласия». У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.

Южные губернии России

Девичьи венчальные костюмы

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.



Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве — женщины-жены.

Костюм новобрачной

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.



Наряд, в который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу, передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку». Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли, иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шелковые ленты.
В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шленке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка»; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех. Чтобы получить петельчатый шов, под нитки подкладывали деревянные прутики, поэтому такой прием назывался «вышивкой на прутках».



Наборная» понева, вид сзади


Добавлено через 1 минуту

Костюм новобрачной

1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.






Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.



С сарафаном-шубкой молодая надевала кокошник, расшитый золотными нитями, состоящий из кички-волосника, собственно кокошника, позатыльня и шелкового платка. Состоятельные невесты к свадебному костюму приобретали ожерелья, низанные из круглых перламутровых зерен, часто дополненные серебряными монетами, и серебряные серьги. Для свадебной одежды этого региона характерны декоративность, контрастные, часто неожиданные сочетания цветов. Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветные полоски. Головной убор дополнялся букетами бумажных цветов, лентами.

Прически и головные уборы


Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы платками.


Косник, XVII в.


По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца. Они имели вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу. Косники расшивались золотными или серебряными нитями, жемчугом, бахромой и кружевом. Мотивами орнаментов служили растительные узоры, фигуры птиц.


Повязка из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии начала XIX в. сшита в виде полосы красного ситца на твердой берестяной основе с длинными парчовыми лентами-завязками, продублированными хлопчатобумажной тканью. Для утяжеления в концы лент зашиты дощечки. Верхняя часть повязки и ленты скреплены металлическими крючками. Подобные повязки имели праздничное, а иногда и свадебное назначение. Просватанные девушки прикрепляли к повязке особую деталь — овальный натеменник, закрывавший волосы сверху". Повязку носили с шелковым сарафаном, батистовой рубахой и золотошвейной душегреей.



Повязка из Архангельской губернии XIX - начала XX в. представляет собой полосу шириной 23 см на твердой основе, обшитую позументом фабричного производства — «хазом» с очельем из фольги и многоярусной фестончатой поднизью, спускавшейся до бровей. Сзади к повязке могли крепиться с помощью броши широкие ленты розового муара.

На венчании девушкам не полагалось косу или распущенные волосы закрывать полностью. Головным убором служила повязка — «лента» в виде широкой полосы позумента с жемчужной или бисерной сеткой, пришитой по низу. В Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях иногда косу убирали под длинный белый вязаный колпак, носивший название «честного». Наиболее распространенными венчальными головными уборами на Русском Севере и в Приуралье были также «головодец», «венец», «конура», «челка». Они были обязательно с открытым верхом, имели дугообразную форму или изготавливались в виде широкого обруча, который украшал венок из искусственных цветов и лент. Богато расшитые узорами золотных нитей, украшенные жемчугом, перламутром, цветными гранеными стеклами, фольгой и канителью уборы напоминали сказочные драгоценные короны. Непременным атрибутом свадебного костюма являлась фата, или «дымка», — тончайшая шелковая ткань или шелковый платок, обшитые по краю бахромой, кружевом, лентой.

Эффектным дополнением служили серьги, кольца, ожерелья из жемчуга или бисера, янтарные бусы, приносившие, по народному поверью, счастье в будущей семейной жизни. В таком наряде невеста представала перед алтарем настоящей «молодой княгиней», как она величалась по свадебному чину.

Цена наряда была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому он рассматривался ими как весомая часть наследства, передаваясь из поколения в поколение. Известно, что стоимость некоторых свадебных головных уборов в XIX в. достигала трехсот рублей ассигнациями.


Кокошник, XVIII — начало XIX в., Тверская губ.


Важнейшим элементом свадьбы после венчания в церкви был ритуал надевания на голову - добрачной женского головного убора — "повивание», «окручивание», "принятие закона», «снятие покрова» (Архангельская, Зологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: коса расплеталась, волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались затем под закрытые головные уборы — кокошник, моршень, борушку, повойник, кику, сороку.

Так, в Слободском уезде Вятской губернии новобрачную после венчания уводили в чулан, где сваха и другие женщины «развивают плетень (косу) и крутят два плетня, т.е. плетут две косы, и когда надевают моршок, род чехлушки из парчи или шелковой материи, шитый золотом или серебром, то все участвовавшие в «свадебном» поезде на косы кладут деньги под моршок»
Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северозападных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок.


Свадебный головной убор «сорока»

из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.)
Южные губернии России


Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. Так, в старообрядческих сочинениях 1660-1680-х гг. («Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума») упоминается термин «сорока», ее составные части, указывается, что носила высоко надо лбом «женка на кичке своей сороку».

Платки. XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд


Под отдельные элементы узора для создания рельефа подкладывались желтые, в цвет золота, картон или бумага. Фигурные вазоны, фантазийные цветы, бутоны, изогнутые ветви, листья являлись органичными элементами крупных, хорошо скомпонованных узоров, располагавшихся в одном углу платка. Два других угла украшались небольшими вышитыми букетиками и веточками. Иногда по краю платка вышивалось имя владелицы. Платок мог носиться поверх кокошника, завершая свадебный или праздничный наряд олонецкой крестьянки.

Борушка (XIX в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) — закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твердой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена золотной вышивкой, перламутром, стеклами.

Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.



Праздничный кокошник из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, который состоит из двух частей: собственно кокошника и самшуры. Кокошник состоит из твердого очелья и мягкого донца из красной хлопчатобумажной ткани с тканым цветочным узором. Передняя часть очелья выдвинута под углом вперед и украшена полосами галуна. На боковых частях очелья и донца золотыми нитями вышиты узоры, изображающие стилизованных лебедей. Для поддержания формы внутрь кокошника вкладывалась самшура, сшитая из красного узорного ситца с валиком по верхнему краю, с простеганным очельем. В теменной и задней части самшура собрана в сборки и стянута шнуром. Широкое распространение кокошника практически на всей территории России привело к тому, что он стал одним из символов традиционной народной культуры. Изготовление такого головного убора требовало немалого мастерства, оттого этим промыслом часто занимались специалисты в торговых селах, городах, монастырях. Кокошники различались по конструкции и способам украшения.

Невесты надевают белое платье, но наряды, которые мы видим на невестах из разных уголков нашей планеты совсем не ограничиваются тем, что мы привыкли видеть.

Одни невесты надевают очень красочные одежды, другие целиком скрывают свои лица под слоями вуали или ювелирных изделий, а третьи разрисовывают руки, а иногда и лица, красивыми узорами, которые в их культуре что-то означают.

Индийская свадьба


Свадебная одежда индийской невесты по традиции – это сальвар камиз, ленга чоли или сари. Свадебный наряд индийской девушки, согласно традиционным представлениям, должен быть красного цвета. Но зачастую встречаются и другие цвета, к примеру, зелёный, бордовый, золотистый, оранжевый, пурпурный.

Нигерийская невеста


Нигерия – это большая страна, поэтому здесь наряды брачующихся меняются в зависимости от этнической принадлежности, религии и региона. Но практически все нигерийские невесты надевают яркие свадебные одежды, а на голову повязывают Геле, специальный головной убор.

Свадьба в Гане


Свадьбы в Гане – это всегда красочное событие, а свадебные наряды разнятся от семьи к семье и имеют собственные узоры.

Невеста в Монголии


Во время традиционной церемонии бракосочетания монгольской пары молодые надевают особую узорную одежду, которую в течение очень длительного времени носили как монголы, так и другие племена кочевников в Центральной Азии.

Свадебные наряды разных культур

Свадьба в Японии


Традиционная свадьба в Японии – это невеста в белом кимоно, символизирующее девичество и чистоту. После официальной части невеста, как правило, переодевается в красное кимоно, которое символизирует удачу.

Невеста в Казахстане


На традиционную казахскую свадьбу невеста надевает саукеле, особый головной убор, а также закрывает своё лицо вуалью. Как правило, саукеле, подготавливают задолго до достижения девочкой брачного возраста.

Свадьба в Шотландии



Женихи на шотландских свадьбах традиционно надевают килт своего клана. По завершению официальной церемонии, новоиспечённая жена надевает на голову платок, который украшен родовыми цветами её мужа. Тем самым она показывает переход в новую семью.

Свадьба гуцулов



Самая настоящая сказка начинается во время свадебной церемонии в украинских горных сёлах в Карпатах. Даже сегодня гуцулы стараются придерживаться свадебных традиций, которые соблюдали их деды и прадеды. Они надевают национальные одежды, красиво украшают свои дома, коней и деревья. На венчание пара едет на украшенных лошадях.

Невеста в Румынии


Как и везде, свадьба на северо-западе Трансильвании – это важное событие. Как правило, организация свадьбы лежит на плечах родителей, включая проведение разных ритуалов, подготовку приданого и костюмов.

Невесты разных стран

Горанская невеста


Горанцы – это представители одной из народностей Балкан. Они мусульмане по вере, но в их свадебных традициях и обычаях часто присутствуют языческие элементы.

Свадьба в Китае



Красный цвет в Китае – это символ удачи, отпугивающий злых духов. Поэтому вполне объяснимо, что традиционные китайские наряды на свадьбу, как правило, красного цвета.

Яканская свадьба


Яканцы – это этнолингвистическая группа, населяющая на Филиппинах остров Басилане. Как правило во время традиционной свадьбы проходят две церемонии, исламская и более старая, доисламская.

Перуанская невеста


Перуанская свадебная одежда – это яркие наряды, сотканные шляпы и накидки, которые украшены кистями и светоотражающими тканями. Юбка и пончо для невесты делаются в день свадьбы.

Норвежская свадьба


Норвежский традиционный свадебный наряд называется бунад. Помимо свадьбы, его можно надевать и на другие мероприятия, к примеру, на крестины.

Свадебные платья в разных странах

Свадьба в Индонезии


В составе Индонезии более 17 000 островов. По этой причине свадьбы тут сильно отличаются друг от друга в зависимости от места жительства и принадлежности к этнической группе, которых здесь около 300.

Свадьба на Бали



Традиционные свадебные наряды на Бали очень яркие и богато украшены. Жених и невеста во время официальной церемонии носят на голове золотые короны.

Свадьба в Джакарте



Как и в других частях Индонезии, свадьба в Джакарте, - это много золота, красивые узоры, яркие цвета и необычные головные уборы.

Свадьба в Палембанге



Палембанг – это второй по величине индонезийский город острова Суматра. Традиционные свадебные наряды здесь отличаются роскошью и яркостью, а существуют они со времён империи Сривияи.

Красивые невесты

Хамарская свадьба



Хамары – это народность в Восточной Африке. Они живут на юго-западе Эфиопии, в одном из плодородных регионов долины Омо. Свободные женщины здесь надевают внушительных размеров воротники из чёрного, зелёного и красного бисера, а у имеющих мужа воротники сделаны из двух разных металлов.

Свадьба в Корее


Национальный костюм в Корее называется ханбок. Одну из его разновидностей корейцы надевают на свою свадьбу в традиционном стиле.

Традиционный наряд невесты в России, Нижний Новгород


В России проживают более 185 этнических групп, у многих из которых свои отдельные, отличающиеся от других, свадебные традиции. Многие русские свадьбы могут продолжаться два дня, а некоторые и того дольше.

Невеста в Узбекистане


На свою свадьбу узбекская невеста надевает очень красочный и яркий наряд ручной вышивки с красивыми узорами. В последующей жизни супругов свадебная церемония играет существенную роль.

Невеста в Туркменистане


Туркменская традиционная свадьба – это невеста, одетая в красное шёлковое платье с многочисленными позолоченными и серебряными украшениями.

Бедуинская свадьба в Израиле


Почти всегда неотъемлемая часть наряда бедуинской невесты – это тяжёлая вуаль, состоящая из разных ювелирных изделий.

Традиционные свадебные наряды

Невеста в Венгрии


Традиционный венгерский свадебный наряд невесты – это вышитое цветочными узорами платье и три ярких цвета. Под платьем у девушки много нижних юбок, она часто также носит замысловатый головной убор с вплетёнными в него колосьями пшеницы.

Свадьба в Малайзии



Большинство свадеб в Малайзии проводится в соответствии с мусульманскими традициями. Как правило на невестах надеты платья пурпурного, фиолетового и кремового цветов.

Свадьба Саамов


Саамы – это коренные народы, проживающие на крайнем севере Европы. Этот район называется Сапми, и он занимает часть Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова. По тому, что носит человек, можно многое о нём сказать. К примеру, одинокие люди носят ремни с круглыми кнопками, квадратные же кнопки означают, что человек в браке.

Польская невеста, область города Ловича



Польская невеста одета в традиционную одежду, обязательным атрибутом которой является громоздкий головной убор. Бутоньерка жениха подбирается под стать букету невесты. Если вдруг вы заметите на польской свадьбе, что невеста невзначай пытается накинуть подол свадебного платья на обувь жениха, то, согласно традиционному убеждению, это позволит ей доминировать в отношениях.

Свадьба Масаи в Кении


Обязательный атрибут невесты на свадьбе – это яркое и красочное ожерелье, сделанное из бисера и ракушек. После официальных мероприятий, ближе к ночи, начинается вечеринка "купамба". Во время этой вечеринки невесте разрешается снять вуаль и показать причёску и драгоценности.

Свадебные наряды разных стран

Яванская свадьба


Жених на традиционной Яванской свадьбе, как правило, одет в саронг, рубашку с высоким воротником, жакет и блангон, традиционный яванский головной убор. Невеста также надевает саронг, блузу с длинными рукавами и головной убор селенданг. Волосы женщины помещают в специальную небольшую заколку.

Традиционный костюм невесты из Шаумбург-Липпе, Германия



В Германии традиционные свадебные наряды отличаются от региона к региону. К примеру, в долине горного массива Шварцвальда головной свадебный убор большой и украшен сотнями бусин и стеклянных шариков, а в Бакенбурге акцент в большей степени делается на цветах, а не на бусах.