Свадьбы и брак в древней греции. Свадьба в греческом стиле

Свадьба является одним из самых важных и самых волнительных событий в жизни каждого человека, и, конечно же, все хотят, чтобы свадебная церемония была красивой и запомнилась надолго. В разных странах свадьбы проводят по-разному, учитывая традиции предков и современные веяния. В нашей статье мы расскажем, как же проводится большинство свадеб в Греции в наши дни.

Городские и деревенские греческие свадьбы хотя и значительно отличаются, но и в тех, и в других стремятся воплотить традиции и соблюсти необходимые ритуалы. К свадьбе греки готовятся заранее, за год, а то и за два года. Молодые в это время ходят обрученными. Невеста со своей семье за это время успевает подготовить приданое: рубашки, платья, юбки, пояса, постельное белье, шторы, скатерти, коврики для будущего дома, все вещи создаются своими руками. В приданое также входят ювелирные украшения.

Празднование свадьбы длится около недели, начинается приготовление к свадьбе в понедельник, в течение недели рассылают приглашения гостям, пекут свадебный хлеб, готовят приданое и занимаются прочими предсвадебными хлопотами. Существует интересный обычай, связанный с выпеканием свадебного хлеба. В это время жених присылает в дом невесты тайком муку, а подружки невесты этой мукой обсыпают невесту и родственников жениха, если они приходят в дом.

Приближается день свадьбы, и в пятницу накануне семья невесты на бельевых веревках перед домом развешивает приданое, чтобы все могли увидеть, какая рукодельница невеста и что семья невесты обеспеченная. После этого приданое снимают с веревок и убирают в сундуки, пересыпая слои вещей миндалем, орехами и инжиром.

Свадебное празднование начинается в субботу, еще до венчания. Жених закалывает молодого барашка для пиршества, и в этот же день перевозят приданое в дом жениха.

Венчание происходит утром в воскресенье, перед этим ее наряжают в свадебный наряд и расчесывают, вплетая в волосы длинные золотые нити. Лицо невесты прикрывают вуалью розового цвета. Если у невесты есть брат, то ему достается право завязать на своей сестре пояс на три узла, после чего невеста целует всех собравшихся гостей и садится в отведенный для нее и украшенный «угол невесты».

По традиции невеста должна делать вид, что не хочет уезжать из родительского дома и всячески сопротивляется. Но жених должен показать свою силу и мужество и все-таки увезти свою невесту. Кроме того, он должен откупиться от родственников и подружек невесты подарками, только в этом случае его пропускают в дом. Часто на свадьбах бывает такой ритуал, связанный с туфельками невесты: белые туфельки, в которых невеста покинет отчий дом, привозит друг жениха, а подружки невесты стремятся эти туфельки похитить. Другу жениха приходится платить выкуп за похищенные туфли.

Венчание проводится по православному обычаю в церкви либо дома утром в воскресенье. Это очень красивая церемония, очень похожая на венчание в русской православной церкви. Свидетели держат над головами жениха и невесты венцы (короны), молодожены держат в руках белоснежные зажженные свечи, священник читает молитвы, хор на клиросе славит молодых, жених с невестой обмениваются венчальными кольцами. После этого гости поздравляют новую семью, а при выходе из храма молодых обсыпают рисом как символом благосостояния.

Некоторые семьи делают выбор в пользу только лишь административной регистрации брака, например, если жених и невеста разного вероисповедания. Но такое пренебрежение к традициям все же не приветствуется в греческом обществе.

Со вступлением невесты в дом жениха связано множество свадебных обрядов. Например, свекровь кладет на пути следования невесты хлеб, через который та должна перешагнуть. И в зависимости от того, какой ногой переступит невеста через хлеб, делаются выводы, счастливой ли будет семейная жизнь молодых. Перешагнуть правой ногой считается хорошим знаком. Еще при входит в дом жених с невестой часто держат во рту золотые монеты для того, чтобы в своей семейной жизни они говорили друг другу только золотые, добрые слова.

Перед свадьбой невеста пишет на подошвах своих туфелек имена незамужних подружек. Считается, что та, чье имя сотрется первым, выйдет замуж следующей.

Хорошим знаком считается, если перед первой брачной ночью по кровати молодоженов пробегутся детишки. Значит, с детьми у новой семьи все будет в порядке. Иногда специально на кровать кладут младенцев. В зависимости от пола младенца, которого положат на кровать молодых первым, делают вывод о том, кто первым родится в новой семье: мальчик или девочка.

После первой брачной ночи, если у молодоженов все получилось, то гости имеют право съесть припрятанные в сундуке лакомства. Невеста достает из сундуков приданое и в шутку кидает вещи в родственников жениха, а орехи и инжир складывает в свой фартук, потом она ими угощает гостей. Обычно это происходит вечером в воскресенье, гости поют песни и танцуют. Если же у жениха с невестой ничего не получилось, то невесту вместе с ее приданым отправляют назад в родительский дом.

В былые времена свадьбы чаще всего проводились, когда невеста была уже на сносях. В этом не было ничего зазорного и постыдного, наоборот, считалось хорошим знаком, что невеста здорова и плодовита, и что род жениха будет точно продолжен.

Основное празднество проходит вечером в воскресенье. Одна из интересных свадебных традиций в Греции – «танец денег», когда гости, танцуя вокруг молодоженов, прикрепляют к их одежде денежные купюры. Во время одного из танцев молодых к ним присоединяются все неженатые гости-мужчины, в процессе танца невеста роняет платок, и тот, кто сможет его поймать, женится следующим.

Еще один из свадебных обрядов проводится во время прогулки, когда молодожены с гостями идут к фонтану или иному источнику воды. Невеста должна набрать в кувшин воду из источника и напоить гостей. Эта традиция идет еще из античных времен и символизирует плодородие. После этого водного обряда гости кидают в фонтан монетки.

В деньгами связан еще один обычай на греческих свадьбах: нужно обязательно кидать в приглашенных музыкантов денежные купюры.

В Греции существуют некоторые суеверия, связанные со свадьбой. Например, нельзя венчаться в мае и тем более во время Великого Поста. В течение года после свадьбы молодой жене нельзя расстраиваться и переживать, поэтому ей запрещено принимать участие в похоронах, поминках и других грустных церемониях. На одежде гостей, а главное друзей жениха и подружек невесты, часто имеется символическое изображение глаза. Греки верят, что этот знак защищает от сглаза. Также, чтобы не сглазили, жених с невестой никому не говорят, куда они отправятся в свадебное путешествие.

Вообще свадьба в Греции – это очень пышное, шумное и многолюдное торжество, где много музыки, песен и танцев. – это удивительный симбиоз православных христианских традиций и древних суеверий и обрядов. Во время свадебных гуляний чаще всего можно увидеть большое количество людей в национальных греческих костюмах, особенно если свадьба проходит в деревне. Именно в сельской местности наиболее трепетное отношение к соблюдению традиций. Свадьбы, проходящие в греческих городах, более стандартизированы и похожи на свадьбы в других европейских странах. Но все же и в деревнях, и в городах Греции стремление сохранить свадебные традиции и следовать им ярко проявлено.

    Дионисиев монастырь. Дионисиат

    Дионисиев монастырь расположен на юго-западной стороне Афонского полуострова, на высоте 80 метров над уровнем моря, межлу Григориевым монастырём и монастырём Святого Павла. Он занимает пятое место в иерархии Святого Афона. Обитель была основана преподобным Дионисием из Касторьи в XIV веке (1370 -1374), от которого и получила свое имя, хотя в прошлом имела и другие названия, такие как “Неа Петра-и “Монастырь Великого Комнина”.

    Художники слова в Древней Греции

    В этой статье я вкратце представлю греков,которые воспевали в своем творчестве жизнь и красоту. Прежде всего это поэты: Гомер и Гесиод - крупнейшие представители эпической поэзии, сюжетами которой являются главным образом великие войны, радости и горести целого народа; Сапфо, Архилох, Алкей, Алкман, Пиндар и Вакхилид - представители лирической поэзии, декламировавшие свои стихи в сопровождении лиры и музыки вообще;

    Греческие закуски

    Если вы приехали в Грецию и не знаете куда пойти в первую очередь, то отправляйтесь в классическую греческую таверну. Именно здесь вы познакомитесь с разнообразной греческой кухней, отдохнете от поездки и просто сможете понаблюдать за поведением греков в непринужденной обстановке.

    Телевидение Греции, телеканалы современной Греции

    Пелла - македонская столица

    В источниках нет точной даты перенесения столицы Древней Македонии из Эг в Пеллу, равно как нет и имени того, кто это сделал. Однако, вероятнее всего, это произошло в V в. до н. э. во время правления царя Архелая. Название новой македонской столицы традиционно возводят к слову πέλλα (др.-макед. «камень»).

Давно хотелось рассказать о каком-нибудь интересном обычае греческих свадеб. Случай подвернулся совсем недавно. Вообще греческая свадьба , особенно в деревнях, сохраняет вековые традиции .

В июле месяце состоялась свадьба дочери моего мужа, и свершилось это радостное событие в славном городе Нафплио, на полуострове Пелопоннес. О Нафплио будет речь в следующих постах.

Греческая свадьба и её обычаи

Обычай, о котором я хочу сегодня рассказать, называется «Кровать новобрачных» («Νυφικό κρεβάτι»).

Обычай Кровать новобрачных

В классическом варианте, который ещё можно встретить в деревнях, часто эта традиция совмещается с обычаем выставки приданого в доме невесты. Это приданое невеста и её мать готовили много лет и вот настаёт долгожданный час, чтобы все оценили их труды!

Наши молодые обошлись без выставки приданого, но обогатили традицию застилания кровати новобрачных ещё и её освящением! Обычно этот обычай проводят в четверг перед свадьбой, которая, как правило, совершается в субботу. Собираются близкие родственники и друзья жениха и невесты, дом невесты украшается заранее — тюлью, фонариками, цветами. Украшается и балкон и ограда, чтобы издалека было видно, что в доме невеста!

В нашем случае в доме присутствовали и два православных священника — друзья жениха. Он и сам по профессии певчий в церкви и будущий священник. Они и провели обряд освящения жилища новобрачных и затем — их постели. После этого всем гостям было предложено угощение.

Самое интересное и весёлое происходило потом в спальне. Молодые девушки, родственницы и подружки невесты, должны безукоризненно застелить постель новобрачных, да так, чтобы жених остался доволен.

А жениху угодить очень трудно! Он несколько раз, обычно три раза, срывает всё с тщательно застеленной постели, заставляя девушек снова начинать сначала. Я записала небольшое видео и разместила его с согласия наших молодожёнов. В качестве музыкального сопровождения свидетель жениха исполняет старинную свадебную песню:

После того, как жених наконец смилостивится и оставит постель в покое, на неё бросают самых маленьких из присутствующих детей, обычно мальчиков — чтобы пара «плодилась и размножалась».

Затем гости бросают на постель рис, конфеты, монеты, деньги, лепестки цветов. Таким образом желают счастья и благосостояния молодой семье.

После этого начинается уже самая обычная вечеринка для молодёжи.

Выставка приданого перед свадьбой

На свадьбе дочери наших друзей, на которой мы были в прошлом году у нас в деревне, было несколько иначе. Во-первых, в доме собрались только женщины — родственницы и подруги невесты, жениха и их родителей. Была и выставка приданого, которую подготовила мать невесты — ведь в основном это она всё и связала и сшила:

Кроме того, перед гостями затем торжественно выносятся свадебное платье и костюм жениха. Причем не только верхняя одежда, но всё, что будет надето на молодожёнах в день свадьбы. Платье невесты с песнями и хороводом показывается гостям. Далее одна из присутствующих девочек по одному достаёт предметы одежды и белья и торжественно показывает под аплодисменты гостей.

Честно говоря, эта последняя традиция мне показалась несколько дикой. Но против обычаев не попрёшь — раз уж решили люди сделать греческую свадьбу по всем правилам, то и не отступили от традиций.

С постелью новобрачных тоже было несколько иначе. Ввиду отсутствия жениха роль недовольной исполняла его мать и три раза срывала полностью застланную постель.

В нашей местности близкие родственники и друзья новобрачных свои дары отдают в церкви. Обычно пришпиливают булавками купюры на платье невесте и на лацканы пиджака жениха. Подарки в виде золотых крестиков, цепочек и прибережённых для такого случая золотых английских лир. тоже сразу вешают на многострадальных жениха и невесту. К концу процедуры молодые напоминают рождественские ёлки в гирляндах из купюр.

Хотя и эта традиция греческой свадьбы , как и многие другие, начинает потихоньку сходить на нет. В городах молодёжь старается упростить обряды, да и в деревнях уже девушки не рвутся соблюдать все обычаи.

Если знаете какие-то другие интересные и необычные традиции греческой свадьбы или свадеб у других народов, поделитесь пожалуйста с читателями!

Неспешный народ эти греки. Просиживают целыми днями в кафе за чашечкой кофе, играют в нарды и со времён сотворения Эллады ищут ответы на вечные философские вопросы.

Сразу может показаться, что всё они делают без суеты и лишнего шума. Возможно, но только если речь не идёт о праздниках. Жители настоящие адепты пышных торжеств, а свадьба и вовсе отмечается с особым размахом.

Тут не принято обмениваться кольцами и обещать любить друг друга вечно в компании парочки свидетелей, а на следующий день окунаться в повседневный круговорот.

На свадьбу в Греции приглашают всех родственников, близких друзей и даже едва знакомых людей. Количество гостей порой переваливает за 600 человек! По традиции все веселятся, поют, не щадя ног танцуют сиртаки и наслаждаются изысканными угощениями семь дней напролёт.

Где бы ни праздновалась свадьба, будь то ресторан, отель или банкетный зал, место проведения торжества щедро украшается цветами: повсюду экстравагантные букеты и цветочные изваяния в виде причудливой гирлянды.

Не стоит удивляться, если на свадебном платье девушки вы обнаружите плющ. Это дань древнегреческим традициям. Данное растение присутствует в убранстве невесты, чтобы символизировать собой клятву в вечной любви.

Всё это буйство красок подсвечивается старинными канделябрами или миниатюрными эклектичными фонариками в зависимости от вкуса и пристрастий молодожёнов. Обязательно украшается балкон в доме невесты, чтобы все окружающие знали: девушка вот-вот выйдет замуж.

За финансовую сторону вопросы отвечает будущая свекровь и кумбарос – шафер. На эту роль обычно выбирают крёстного отца жениха, но быть кумбаросом также может хороший друг семьи.

Как празднуют свадьбу в Греции

Венчаться принято в воскресенье, за неделю до этого знакового события, жених через друзей присылает своей избраннице подарок. Раньше было принято дарить хну, в которую невеста затем окрашивала волосы, но теперь обычаи не соблюдаются настолько строго и в качестве презента может выступать абсолютно любая вещь.

В понедельник начинается подготовка к свадьбе. Денёк, как правило, выдаётся напряженным, поэтому во вторник невеста отдыхает вместе с подружками и предвкушает момент вступления в новую жизнь.

В среду готовится приданое. Если раньше это были самотканые скатерти и рушники, то теперь своеобразный «налог» выплачивается предметами, без которых не обойтись в быту современной семье.

Четверг- один из самых интересных «подговительных» дней, поскольку связан он со старинным обычаем «застилания постели». Родня и подружки невесты должны безукоризненно прибрать кровать. С первого раза редко кто справляется с этой задачей – работу щепетильно оценивает либо сам жених, либо его мать.

В пятницу пекут каравай, при этом никто не упускает случая обсыпать невесту мукой. Греки верят: если не выполнить этот забавный обряд, то семья будет прозябать в бедности и лишениях.

И, наконец, долгожданная суббота! В некоторых деревнях до сих пор считают: если жених в этот день не смог собственноручно заколоть и приготовить на вертеле барашка – семьянин с него выйдет некудышний. Это своеобразная жертва богам, сохранившаяся ещё с языческих времён.

Когда будущий муж справляется с задачей, приданое тут же перевозят в его дом, а сам виновник торжества отравляться вместе со своей любимой в баню, дабы отмыться перед завтрашним венчанием.

Раньше без венчания считалась не действительной. Теперь религия в стране – скорее символ, нежели догматичный институт. Но даже в наши дни так называемые «административные браки» расцениваются как проявления дурного тона.

Венчание в лучших традициях

В день венчания подружки невесты наряжают и причёсывают девушку, а затем прячут её в «тайную комнату» усыпанную цветами.

Прибывшего жениха долго не пускают в дом, требуя выкуп. Но одними деньгами откупиться не получиться – юноша должен ещё иметь при себе курицу – символ плодовитости.

Пока претендент на руку и сердце «разбирается» с родственниками возлюбленной, его друг преподносит невесте белые туфли. В них-то она и должна встречать своего суженого. Коварные подружки в свою очередь стараются туфельки похитить, но умная невеста пишет на подошве имена своих приятельниц. Чьё имя сотрётся первым, та подружка быстрее всех устроит свою судьбу. Девушки это знают, поэтому туфельки прячут не слишком далеко.

На этом испытания «девы в белоснежном платье» не заканчиваются. Даже когда жених близок к цели, невеста не подобается бежать к нему навстречу с распростёртыми объятьями.Девушка должна всячески противиться этой встрече и упираться что есть мочи. Чем сильнее оборона, тем слаще впоследствии семейная жизнь.

Ну вот, все испытания пройдены и брачующиеся взявшись за руки отправляются в церковь пешком. Прохожие желают им счастливой и безбедной жизни. Чем больше таких пожеланий, тем крепче будет союз.

Во время венчания на головы новобрачных надеваются короны, связанные ленточкой. Часто молодые остаются в них вплоть до окончания торжества. Выходя из церкви, виновники торжества получают свои «бомбоньерес» – небольшие миленькие сувенирчики от друзей и близких.

Пир на весь мир!

После венчания все отправляются пировать. Греки славятся своей любовью к кутежу и гуляют свадьбу целых три дня, не скупясь на вкуснейшие угощения и хорошую выпивку. А жениха и невесту и вовсе потчуют как короля с королевой.

Одно блюдо должно быть непременно разбито, иначе удача отвернётся от молодых. Причём разбить тарелку об пол должен человек с чистыми помыслами и добрым сердцем, желательно кто-то из близких родственников.

Ни одна греческая свадьба не обходится без танцев. Задают темп молодожёны, затем подтягиваются и гости, образуя большой круг. Здесь не принято отсиживаться в сторонке, когда другие пляшут!

Ближе к утру, молодые незаметно исчезают затем, чтобы опробовать своё брачное ложе. Вдоволь насладившись друг другом, уже муж и жена празднуют вместе со всеми ещё два дня, пока кто-то не крикнет: «Куда же делись наши новобрачные?» Все смотрят по сторонам, но тщетно. Молодые уехали в свадебное путешествие, и никто не знает куда. Так от кого британцы научились уходить «по-английски»?

17 мая 2013 Aнна Дрозд Метки:

Греческая свадьба, это событие, которое запоминается на всю жизнь.
Свадебный день - это круговорот старинных традиций и обрядов, а священная церемония полна символизма и таинства.

Неудивительно, что к греческой свадьбе начинают готовиться за полтора-два года до счастливой даты – чтобы организовать такое красивое и торжественное событие, требуется время.
Свадьбе обычно предшествует помолвка - традиция, по которой жених просит руки у отца невесты, а получив согласие, приглашает священника закрепить «соглашение о намерениях»: благословить обручальные кольца и надеть их на безымянные пальцы левых рук помолвленных.
Гости, приглашенные отпраздновать помолвку, желают паре счастливой свадьбы.

Свадьбе предшествует другой обряд - «Застилание кровати».
За два дня в отчем доме невесты собираются представители двух семей: чтобы взглянуть на приданое и оценить свадебный наряд. Незамужние подружки невесты застилают ее кровать, причем жених имеет право снять простыни, если кровать показалась ему недостаточно аккуратно застеленной.
Процедура повторяется до полного удовлетворения жениха. Как только кровать идеально застелена, на нее бросают рис, лепестки роз, деньги, желая тем самым счастливой и обеспеченной жизни.
Кладут на кровать и младенцев - чтобы обеспечить паре плодовитость. Если кладут мальчика - то первым в новой семье ожидается мальчик, если девочку -то девочка.

В день свадьбы жених и невеста одеваются каждый в своем доме. Традиция требует, чтобы невесту одевали незамужние подружки, а жениха брили и одевали его друзья.
На подошве своей туфельки невеста пишет имена незамужних подружек - та, чье имя сотрется первым, вскорости выйдет замуж. Прежде чем покинуть отчий дом, невеста танцует прощальный танец с отцом, а садясь в машину, невеста не должна оглядываться назад или возвращаться за забытой вещью - то считается дурной приметой, также и жених не должен видеть невесту или ее платье до церкви.

Невесту к жениху, ждущему у входа в украшенную по случаю торжества церковь, приводит ее отец или брат. Греческий обряд бракосочетания во многом (за некоторыми исключениями) схож с венчанием в Русской Православной Церкви.
Церемония начинается, когда жениху и невесте дают в руки белые свечи, символизирующие готовность пары принять Христа. Затем следует обмен кольцами, причем эту процедуру, как и многие другие, выполняет греческий шафер - кумбарос.
После молитв совершается венчание: головы невесты и жениха покрывают тонкие венцы, называемые стефана, соединенные шелковой белой ленточкой и получившие благословение священника. Венцы символизируют славу и честь, дарованные паре Богом, а лента символизирует единство.

После чтения Евангелия (о браке в Кане Галилейской, где Иисус совершил свое первое чудо, превратив воду в вино) паре подается вино в общей чаше, из которой жених и невеста отпивают по три раза.
Затем священник ведет пару вокруг алтаря, тем самым помогая им сделать первые шаги в жизни как мужу и жене. Кумбарос следует за женихом и невестой, держа венцы над их головами.
После этого священник благословляет пару, снимает венцы и вкладывает в руки молодоженов Библию, тем самым показывая, что теперь только Бог сможет разъединить этот союз.

После венчания молодоженов обсыпают рисом и лепестками роз и поочередно поздравляют приглашенные, желая им долгих лет жизни. Незамужние девушки раздают гостям куфеты: горько-сладкий миндаль в сахаре, завернутый в причудливую упаковку - бонбоньеру.
После всех поздравлений в церкви, молодожены едут на свадебную фотосессию, а гостей отправляют на прием.

Самое впечатляющее на греческих свадебных приемах – это танцы. Станцевав первый танец и разрезав свадебный торт, жених и невеста берут за края белый платочек или шарфик, и начинается КаламатьянОс - традиционный греческий хороводный танец, в котором могут принять участие все желающие.
Гости танцуют не жалея ни сил, ни монет для музыкантов, ни тарелок, которые разбиваются об пол - на счастье.
Цветы и деньги сыпятся под ноги танцующим. Праздник продолжается всю ночь.

Традиции греческой свадьбы разнятся от региона к региону, и, приехав после афинской свадьбы на кипрскую, можно обнаружить много сюрпризов.
Поэтому всего о греческой свадьбе не расскажешь - ее надо увидеть, а еще лучше - пережить.

Первым из греческих свадебных обрядов является сватовство. Сват или сваха, причем чаще сваха, выбираемые из числа родственников или друзей, засылаются обычно родителями жениха к родителям невесты, но изредка - наоборот. При их посредничестве заключается предварительное соглашение.

Главный вопрос при этом - о характере приданого: будет ли оно состоять только из одежды, утвари и других предметов обихода или будет включать более серьезные вещи (деньги, недвижимую собственность и т.д.). Характер и размеры приданого играют не только экономическую роль, но и влияют на общественный престиж брачующихся семей. Современные социальные процессы провоцируют протест против обязательного приданого, накладывающего слишком тяжелые обязательства на семью невесты (достоверные данные имеются по греческим общинам Кипра). В городских условиях основным элементом приданого (не считая денег или ценных бумаг) становится дом, в селе - земельный участок с растущими на нем оливковыми деревьями и в иноградни-ками, но, как уже говорилось выше, нередко также и дом. Очевидно, что в этих случаях именно приданое является основой благосостояния молодой семьи и оказывает существенное влияние на выбор невесты. Имеются сведения и о том, что среди малоимущих слоев населения с целью избежать выплаты приданого и расходов на свадьбу (а также при совершении брака вопреки родительской воле) практиковалось, как и у многих других народов, фиктивное похищение невесты с ее согласия. Как правило, браки уводом завершались примирением с родителями, но иногда примирение так и не наступало.

Часть приданого, которая представляла собой движимое и недвижимое имущество семьи невесты, передаваемое в распоряжение жениха, и изготовленные ею самой предметы домашнего обихода (одежда и пр.), а также обязательные подарки, вручаемые ею гостям, имела, конечно, меньший экономический вес, но связанные с ней психологические аспекты были весьма важны. Еще до наступления брачного возраста девушка (под надзором и при содействии старших женщин семьи) постоянно была занята подготовкой приданого и тем самым мысленно готовилась к предстоящему супружеству. Она должна была его изготовить самостоятельно (покупной являлась только материя), причем как можно более высокого качества, ведь по качеству приданого окружающие судили о трудолюбии невесты. Девушка должна была изготовить себе столько приданого, чтобы ей хватило его на всю жизнь.

Сватовство в Греции сопровождается сложной церемонией. Так, в Северной Греции по заключении сделки сваха получает от родителей невесты кольцо и богато вышитый платок и относит их в дом жениха, где обменивает на кольцо, пришитое красной шелковой нитью к черному шелковому платку, и золотую монету, а также цветы и сласти для невесты и подарки для остальных членов ее семьи. Эти взаимные подарки называются «знаки», а обмен ими рассматривается как слово, которое ни при каких обстоятельствах не может быть нарушено. С этого времени молодые становятся «связанными» если не формально, то фактически. При сватовстве же назначается срок свадьбы, которая может состояться и через два месяца, и через два-три года.

Помолвка, или обручение, может совершаться за несколько месяцев или за год до свадьбы. Ее главная цель - подписание брачного контракта родителями жениха и невесты. Участие в церемонии священника означает, что будущий брак санкционируется церковью, которая становится в то же время его гарантом. Основная часть праздника проходит в доме невесты (подписание контракта, обмен сторон свадебными кольцами, т.е. собственно обручение), но завершаться он может в доме жениха. В течение всего цикла свадебных обрядов, открываемого обручением, происходят постоянные перемещения групп участников обряда (со строго фиксированным составом) между домами жениха, невесты и шафера, а также обмен подарками в разных направлениях. Сами торжества, связанные с обручением, могут не ограничиваться одним днем, продолжаясь на следующий день или через некоторое время (например, через месяц) в виде обмена визитами и дарами. С момента обручения жених получает право иногда посещать и видеть свою невесту, но не может оставаться с ней наедине. Во время крупных праздников (Рождество, Пасха, Масленица) он шлет ей разные мелкие подарки. Вообще на их общение накладываются разнообразные запреты. Если же кто-то из них нарушит запрет, помолвка считается расторгнутой (несмотря на общую презумпцию нерасторжимости помолвки).

Примерный порядок проведения помолвки следующий. В дом невесты приходят родители жениха и его друзья, исполняющие роль свидетелей, под предводительством священника. Хозяева и гости обмениваются пожеланиями. Затем все садятся, а сват, встав через некоторое время, торжественно объявляет о цели прихода. Тогда священник и родители обеих сторон подходят к иконостасу, и в присутствии «свидетелей» священник расспрашивает родителей об условиях брачного договора. За этим следует собственно религиозная часть церемонии, открывающаяся приличествующими случаю молитвами. Священник берет кольца и протягивает кольцо невесты родителям жениха и наоборот - « меняет кольца ». Входит невеста и целует всем по очереди руки, получая в ответ одну-две золотые монеты, - важная процедура, называемая «целование рук». Далее невеста подносит гостям сладости, кофе, вино, ракию, иными словами, угощение. Будущим свекрови и свекру, а также свату она дарит по паре шерстяных носков. Затем все переходят в дом жениха, который встречает их на пороге и, в свою очередь, целует им руки. В доме жениха им также подают угощение. Между тем к невесте приходят подружки, поздравляют ее, танцуют и поют особые, предназначенные для помолвки песни. Традиционно свадебный сезон у греческих крестьян приходится на конец октября (день св. Дмитрия, т.е. 26 октября по ст. ст.). В это время наступает перерыв во всех полевых работах, наличие досуга дополняется изобилием молодого вина. Напротив, самым неподходящим временем, как и у других народов, пользовавшихся юлианским календарем, считается май. Не подходит для женитьбы високосный год, нельзя также жениться при ущербной луне. Из дней недели самым неблагоприятным считается среда. Плох также и четверг, в который вообще не рекомендуется делать какие-либо серьезные дела. Наконец, понедельник (т.е. второй день недели) не годится, так как, согласно этимологической игре слов, женившемуся во второй день придется это проделать вторично. Благоприятный день для свадьбы - воскресенье, но вся процедура может занимать до пятнадцати дней, включая неделю до и неделю после свадьбы.

Важнейшую роль в свадебной церемонии играют кум, выступающий в роли шафера, и кума. Семьи часто связаны отношениями кумовства на протяжении нескольких поколений, поэтому лицо, играющее роль шафера на свадьбе, может быть как крестным отцом самого жениха, так и будущим крестным отцом его детей. В последнем случае он, возможно, выступит в роли шафера также на свадьбе своего крестного сына и т.д. Кумовья не только руководят многими действиями в период подготовки к свадьбе и ее проведения, но и сами в этой связи несут значительные расходы.

Собственно свадьба (т.е. веселье) начинается в воскресенье, за неделю до венчания. В этот день жених посылает невесте какой-либо подарок или приходит сам, тем или иным способом объявляя, что свадьба состоится через неделю. В Северной Греции жених обычно сначала посылает невесте некоторое количество хны, а затем приходит сам, целует руки будущим тестю и теще, после чего они переходят к деловым вопросам. Если согласно предварительному договору семья невесты обещала ему только деньги, он их именно в этот момент и получает, а на недвижимую собственность ему дают письменную гарантию. Вечером жених веселится в своем доме с друзьями, а невеста зовет к себе с той же целью подружек, которые будут помогать ей в течение всей предстоящей недели.

В понедельник начинаются приготовления к свадьбе. На севере Греции невеста с помощью подружек красит волосы хной, полученной накануне от жениха, во время чего поется особая песня. Эта крайне грустная песня называется между тем «песней веселья» (т.е. свадьбы); такое противоречие является обычным для свадебной обрядности.

Вторник - день в ритуальном отношении неблагоприятный - обычно проводится в праздности. В среду на севере Греции принято «укладывать приданое», в чем участвуют замужние женщины из семей друзей и родственников. Большая часть приданого укладывается в нарядно расписанные сундуки, а предметы, предназначенные для подарков, выставляются напоказ. Основные приготовления приходятся на четверг и пятницу: изготовление праздничных хлебов, заготовка дров, передача приданого, приглашение гостей и пр. Состав действий в разных районах Греции сильно варьируется. Общие черты прослеживаются только в символическом использовании одинаковых категорий лиц и предметов, наделенных, как предполагается, особой магической силой. Отдельные поручения выполняют, к примеру, девушки или дети, причем особо ответственные из них выполняют девушка или ребенок, оба родителя которых живы; другие задания, напротив, поручаются замужним женщинам или старухам. В разных комбинациях используются монеты, мука, сласти, различные виды растений и плодов (орехи, миндаль, мирт, лимоны и пр.): их кладут в тесто, осыпают ими различных участников церемонии и т.д. В эти же дни жених и невеста отдельно или вместе устраивают вечеринки для своих друзей и подруг. В Северной Греции самый наполненный заботами день предсвадебной недели - четверг, причем кое-где только в этот день и начинаются серьезные приготовления. В таких местах вторично красят волосы невесты хной. Вечером в домах жениха и невесты собираются родственницы и пекут праздничные хлебы. Семь свадебных лепешек готовят следующим образом. Муку просеивают три девушки. Тесто замешивает девушка, оба родителя которой живы, вместе с тремя женщинами, состоящими в первом браке. При этом воду в квашню подливают дети. В других местах, однако, приготовление таких хлебов поручается родной (или, если таковой нет, двоюродной) сестре жениха. Упомянутые выше замужние женщины кладут в тесто монеты. После свадьбы на эти монеты девушки покупают булочки и мед и едят их с большой торжественностью. В тесто могут класть также крючок и петлю, символизирующие мужское и женское начала, кольцо или медную монету. Все операции по приготовлению теста сопровождаются обрядовыми песнями. Когда тесто поднимется, дружка невесты, участвующая в церемонии, посыпает его сезамом и украшает миндалем. Эта лепешка будет использоваться для причастия во время церковной церемонии. Остальные шесть, изготовленные другими участницами обряда, будут распределяться среди родственников после службы. В некоторых районах изготовляют два больших круглых калача, которые невеста в день свадьбы несет на руках по пути к дому жениха. Она ломает их на полдороги и бросает куски в толпу; эти куски тщательно собираются и хранятся, так как считается, что они оказывают магическую помощь роженицам.

Пока эти хлебы готовятся, жених тайно посылает в дом невесты мальчика с небольшим количеством муки. Подружки заманивают невесту в угол и посыпают ее этой мукой. То же делают с каждым из родственников жениха, приходящих в дом невесты, и наоборот.

Вечером одна из подружек невесты надевает мужской головной убор, изображая таким образом жениха, и красит волосы невесты хной, в то время как прочие девушки поют, стоя вокруг них.

В это же время жених в сопровождении друзей приходит к шаферу, встает перед ним на колени и, целуя ему руку, приглашает в свой дом. В тот же вечер он посылает невесте пирог, который она ломает в знак окончательного признания власти мужа. День завершается большим пиром в доме жениха. В других районах перечисленные ритуальные действия совершаются в пятницу, а в четверг принято посещать баню. Дружка невесты созывает ее подружек, которые устраивают у нее танцы под музыку, а затем сопровождают ее в общественную баню, где все вместе моются, причем расходы оплачиваются женихом. Затем они возвращаются в дом невесты и снова танцуют. Если вечером не ожидается пирушки, они уходят рано. Обычно же позднее к ним присоединяется партия жениха, также побывавшая в бане, и танцы могут продолжаться до утра.

Пятница обычно начинается с того, что группа юношей идет в лес за дровами для предстоящего праздника. Их возвращение превращается в торжественную церемонию. Во главе процессии следует лошадь, на седле которой укреплен длинный шест с развевающимся флагом. К концу шеста привязан красный платок, а на него надето яблоко или апельсин. На краю села процессию встречают игроки на барабанах и свирелях, и с этой музыкой, а также с соответствующей песней она движется к дому жениха.

После полудня происходит передача приданого. Священник в сопровождении знатных лиц деревни приходит к невесте и составляет перечень приданого («брачный договор»). На нем ставят свои подписи или значки невеста и ее родители, а затем приданое складывают на видном месте, чтобы соседи могли его видеть и завидовать. Часа за два до захода солнца зовут родственниц, чтобы они «перевернули» приданое, т.е. снова разложили его в порядке по сундукам. При этом в приданое бросают леденцы с пожеланиями, чтобы оно стало «сладким, как сахар». Этот ритуал также сопровождается особой песней. Наконец, одну из старух назначают охранять приданое до следующего дня, когда шафер сообщит ей, что можно позволить отправлять приданое в дом жениха.

Вечером, после захода солнца, обе стороны делают приглашения своим друзьям. При этом используются разнообразные предметы, например свечи, калачи или кусочки белой ткани, завязанные узелком, которые торжественно несут приглашаемым. Знаком приглашения со стороны невесты были бонбоньерки - коробочки с мелкими монетами, которые затем сохраняются ее подружками на память. Эта часть обряда оказалась настолько устойчивой, что даже после Второй мировой войны невесты из среды греческих эмигрантов в Ташкенте получали от своих бабушек к свадьбе, кроме свадебного платья, по 50-100 бонбоньерок. Другая разновидность приглашения выглядит так: два мальчика, один из которых несет светильник, а другой - флягу с вином, украшенные цветочными венками и с завернутыми в бумагу гвоздиками, вручают один из цветков будущему гостю и говорят: «Возьмите эту гвоздику, она от такого-то. Он зовет вас на веселье (т.е. на свадьбу)». Приглашенный отпивает из фляги, принимает гвоздику и желает долгих лет жизни вступающим в брак.

Суббота накануне венчания - начало центральной части свадебного цикла, занимающей три дня. В этот день вечером уже начинается свадебный пир с обильной едой и питьем. Но основное событие этого дня - перевозка приданого в дом жениха. Едва ли не повсеместно в Греции в этот день совершается обряд бритья жениха и мытья невесты в бане. Жених должен также принять участие в заклании скота для праздничного стола. При заклании им первого животного старики наблюдают, как и куда брызнет кровь, и по этой и другим приметам делают выводы о судьбе будущего брака. Вечерние пирушки устраиваются обычно порознь в домах жениха и невесты. Следует иметь в виду, что в этот день, как и в последующие, гости вносят свой вклад в обеспечение праздника едой, питьем и необходимой утварью, так как семьи жениха и невесты не в состоянии выдержать все необходимые расходы. Есть данные о том, что иногда и организационную часть брали на себя специально выбранные из числа гостей лица, чьих распоряжений не мог ослушаться даже отец жениха.

На севере Греции суббота накануне свадьбы протекает приблизительно следующим образом. Друзья жениха верхом на лошадях едут к его дому, там спешиваются, пьют с гостями и танцуют. Двое из их числа демонстративно скачут по деревне на конях, которым суждено везти приданое. Затем они возвращаются к дому жениха, и кавалькада в полном составе движется к дому невесты, везя подарки жениха ее родителям и родственникам. Раздав подарки, выпив и станцевав, они нагружают лошадей приданым, причем на каждую лошадь сажают маленького мальчика. Свадебную подушку выносит другой мальчик, который, пока процессия еще не тронулась с места, подбегает к жениху, передает ему подушку и получает за это награду. По прибытии приданого к дому жениха его складывают во дворе, а мать жениха из окна кидает на него леденцы. Участникам обряда дают подкрепиться, затем они поют и танцуют вокруг груды приданого. Вслед за этим призывают цирюльника, он торжественно бреет жениха, окруженного друзьями. Поется специальная песня. В течение дня жених посылает невесте цветы, золотые нити, вуаль, подбитый мехом жакет и головной убор для свадебного обряда - одним словом, полный свадебный костюм. Эти подарки называются залог. Вечером жених посылает невесте ужин, состоящий из трех-четыре"х блюд, и лепешку. Невеста между тем закрыта в комнате со своими подружками, которые, слыша, что ужин прибыл, кричат изнутри, что не пустят пришедших, если те не откупятся пятью пиастрами и лепешкой. Лепешку несет одна из ближайших родственниц жениха, она же откупается от подружек невесты, и ее пускают в комнату. Невеста получает лепешку, стоя в углу, и ломает ее пополам о свое колено. В это время мужчины - участники церемонии - проходят в комнату, подкрепляются, а сопровождающие их юноши пускаются в танец во дворе. К танцу присоединяется невеста в ярком шелковом головном платке в сопровождении брата или ближайшего родственника-мужчины. После трех туров медленного танца сиртос она уходит, и гости также удаляются. На обратном пути их встречает жених, и они все вместе с оркестром во главе заходят к шаферу и отводят его в дом жениха, где начинается пир. Танцы продолжаются до зари, когда молодежь провожает шафера до дому, а затем бродит по улицам, распевая серенады. Аналогичный «семейный праздник» имеет место в доме невесты. В обоих случаях приглашают на них особые лица, угощающие приглашаемого лепешкой и вином или ракией. Хозяин и собравшиеся гости обмениваются короткими приветственными песнями (гости поют хором). Далее исполняются застольные песни. Гости приносят свои взносы: заколотых ягнят, кухонную утварь, светильники и пр. В некоторых местах эти взносы называются «задаст» - подарки. Вручение каждого предмета сопровождается пожеланиями, подписанными гостем, такого, например, рода: «Пусть живут, пусть старятся (т.е. живут до старости), пусть Бог дарует им богатство Авраама, Исаака и Иакова». Взносы сдаются особому лицу, называемому келарем.

Наконец наступает день венчания. Невеста встает рано утром и в последний раз участвует в уборке дома. Затем она занимается своим туалетом. Сестры и подружки расчесывают и заплетают ей волосы. Родственники осыпают ее серебряными монетами, которые девушки подбирают и хранят на счастье. Затем она одевается в свадебное платье, присланное женихом накануне. Голову невесты украшают золотыми нитями, свисающими до колен, а лицо закрывают длинной розовой вуалью. Один из братьев завязывает ей на три узла пояс вокруг талии. Одевшись, невеста целует руки всем присутствующим и, опустив глаза долу, проходит через комнату в угол, который будет ее местом во время предстоящей церемонии. Этот угол, называемый «углом невесты », украшается изящным ковром и зелеными растениями по сезону (преимущественно плющом), долженствующими символизировать юность и свежесть. Подружки возлагают на голову невесте венок из искусственных цветов, распевая песню, в тексте которой содержатся очевидные намеки на ее поведение в течение последующего обряда: она должна быть неподвижной и молчаливой. Невеста в ответ одаривает подружек креповыми платками в знак того, что и они сами вскоре вступят в брак.

Жених посылает подарки родителям, сестрам и братьям невесты; у нее тоже наготове полная корзина подарков членам его семьи. Этими взаимными подарками могут быть юбки, пояса, передники, туфли, кружевные воротнички и т.п.

Одевание и бритье жениха также составляет торжественную церемонию, в которой е"му помогают друзья, называемые на севере Греции славянским словом «побратим». Они иногда остаются ночевать в его доме с предыдущего вечера. Одевшись, жених должен встать на нижний жернов ручной мельницы, на которой крестьяне мелют овес (в других районах для той же цели может употребляться, скажем, большой медный поднос). Этот обряд вызывает в памяти то, что при короновании византийского императора последний стоял на щите. Жених целует руки своим родителям, и они его благословляют.

Когда жених готов к церемонии, составляется процессия, в которой, кроме него, участвуют священник и собравшиеся гости. Мужчины могут ехать на лошадях, женщины чаще идут пешком. Перед отправлением к дому невесты посылают двух парней с флягами вина с предупреждением. За это сообщение парни получают подарки. После их возвращения с известием, что невеста готова, процессия пускается в путь. По пути заходят к шаферу, символически бреют его, женщины поют при этом особые песни. Шафер присоединяется к процессии вместе с дружкой невесты (его женой, матерью или сестрой). В руках он несет украшенную цветами флягу с вином и лепешку, а дружка невесты - покрытую шелковым платком корзинку, в которой находятся венки, отрез материи на платье и леденцы.

Шествие приближается к дому невесты. На Крите в этот момент обе стороны стреляют из ружей в знак радости (на Крите ружье - необходимая принадлежность каждого дома). На севере Греции жених должен перебросить яблоко или гранат через крышу дома невесты. Характерное для свадебного ритуала многих народов столкновение между партией жениха и невесты приобретает в Греции самые разнообразные формы. Это может быть притворная стычка между друзьями жениха и родными невесты. Обычно подружки невесты захлопывают дверь перед носом жениха и не открывают ее, пока он или шафер не откупятся подарками, либо в знак выкупа заставляют петь и плясать его друзей. На Крите женщины из партии жениха поют перед запертыми дверями с просьбой их открыть, а им отвечают изнутри краткими шутливыми песенками. В других случаях дорогу перегораживают веревками, требуют в качестве выкупа курицу (обычный символ плодовитости).

Наконец жениха пускают в дом. Вместе с ним заходят шафер и другие представители его партии. Родители невесты ожидают сидя. Жених целует руки им и другим родственникам невесты - по старшинству, после чего следует веселое застолье. В других местах жених прежде всего подходит к невесте, принимает стакан вина из рук ее сестры, которая вслед за тем повязывает ему шею красивым платком и трижды ударяет по лицу. В то же самое время невеста набрасывает аналогичный платок на шею шаферу и завязывает его на три узла. Речь идет о защите от «завязывания», вследствие которого мужчина не может выполнять свои супружеские обязанности. Обратный магический процесс - «развязывание* - включает в себя множество иногда довольно сложных ритуалов. В данном случае защитой служит завязывание узлов, так сказать, легкой рукой. В другом варианте обряда близкие действия наполнялись, однако, иным смыслом: подружки невесты дарят жениху шарф и пытаются ударить его ладонью по щеке или осыпать пудрой, но побратимы его защищают, так как исполнение намерений девушек считается плохим предзнаменог ванием для жениха; завязывается веселая потасовка. В этой же версии обряда жених не должен садиться за стол вместе со всеми, ему подавали отдельно яичницу. Объяснение этого отмирающего в XX в. запрета состоит в том, что его нарушение якобы грозит смертью теще. По некоторым данным, существовал обычай, согласно которому священник надевал жениху и невесте кольца не в церкви, как обычно, а еще в доме невесты.

Повсеместно важным моментом церемонии был выход невесты из дома, причем она должна была всячески изображать, что она противится уходу из отчего дома, что ее уводят силой. На этом этапе имеет место обычай примерки туфель. Туфли (обязательно белые) в отличие от остального костюма, присланного женихом накануне, приносит в день свадьбы один из побратимов, который и должен обуть их ей на ноги. Подружки пытаются туфли похитить, невеста притворяется, что они ей не подходят, побратим откупается деньгами.

Наконец он выводит невесту, причем они оба держатся за концы одного платка. Невеста прощается с родными, ее сажают на лошадь, перед отправлением дают стакан вина, она делает из него три глотка и бросает стакан через плечо назад. В других случаях невеста, выйдя из своего угла, крестится; затем, дойдя до порога, трижды кланяется до земли и совсем уже на выходе из дома опрокидывает правой ногой стакан вина.

Выход невесты всегда имеет торжественный и грустный характер. Невеста целует домашним руки; выступает медленно и с потупленными глазами - чинится. Часто невеста и ее близкие плачут, звучит печальная музыка. Иногда родные при прощании дарят ей подарки, которые собирает брат или сестра. Родная или двоюродная сестра выводит ее из дому, держа за подмышки. Впрочем, согласно другим версиям, эту роль могут играть не только ее подружки или братья, но также шафер-кум и кума, т.е. люди из партии жениха. При проводах родные невесты танцуют, но партия жениха танцевать в этом доме не может. Всю процессию осыпают смесью риса, зерен, мелких конфет и денег; дети все это подбирают.

Движение процессии в церковь осуществляется в определенном порядке: либо впереди ведут невесту, а партия жениха идет сзади, либо партия жениха с оркестром оказывается впереди, а партия невесты - сзади. Существенным здесь оказывается, таким образом, не само место партий в процессии, а их взаимная симметрия относительно центра. Стараются выбирать при этом не ту дорогу, которой партия жениха шла в дом невесты. Шествие сопровождается выстрелами из ружей зрителей, музыкой и пением. Подружки невесты чаще всего поют песню о верной жене (сюжет напоминает «Возвращение Одиссея»). В некоторых местах один из участников шествия несет барашка на большом вертеле. Во главе процессии может идти также юноша в юбке и с шестом, на конец которого надето яблоко и привязан белый платок - байрак (знамя), символизирующий чистоту невесты. В других вариантах обряда тот же участник процессии зовется знаменосцем. Хотя некоторые жители Северной Греции считают этот обычай славянским, он широко распространен по всей стране. Роль байрака может выполнять национальный греческий флаг; кроме яблок, на его вершине могут быть укреплены цветы и калачи. В последнем случае калачи ломают и куски их раздают присутствующим при возвращении в дом жениха. По некоторым сведениям байрак делали лишь в тех случаях, когда невеста жила в другой деревне. Жених и невеста, как частично видно из предыдущего действа, могут двигаться в церковь как пешком, так и верхом на лошадях. Если едут верхом, что чаще всего случается тогда, когда расстояние до церкви велико, кавалькада трижды объезжает церковь. На третий раз невеста останавливается перед церковными дверями, берет на руки мальчика, целует его три раза и дает ему яблоко, в которое воткнуты мелкие монеты. Свекор или другой старший родственник жениха снимают ее с лошади. Если идут пешком, на подходе к церкви поется песня, в которой невесту сравнивают с попавшей в сети куропаткой. Невеста перед входом в церковь останавливается и трижды кланяется. Внутрь ее вводит свекор или другой старший родственник жениха.

Священник встречает у порога, ведет ее к аналою. На аналое находятся свадебная лепешка и чаша с вином, которыми священник причащает жениха и невесту. По некоторым данным, невеста бросает стакан с вином, поданный священником, за спину. При чтении текста «Да покорится жена мужу» жених и невеста пытаются наступить друг другу на ногу, так как считается, что тот, кому это удастся, будет верховодить в семейной жизни.

Главный момент церковной церемонии - это, конечно, венчание. Венки для этой цели либо плетутся подружками невесты из виноградных, смородинных и хлопковых побегов, либо делаются из искусственных цветов, но могут быть изготовлены также из серебра и являться составляющей частью церковного имущества, предоставляемого священником только на время венчания вместе с богато украшенным венчальным поясом и другим убранством невесты. Шафер-кум либо кума «меняют венки» жениха и невесты, а затем набрасывают кусок ткани, находящийся в корзине вместе с венками, на плечо невесте либо окутывают этой тканью обоих новобрачных. При обходе аналоя на них бросают рис, смешанный с конфетами и мелкими монетами. На севере Греции сразу после венчания новобрачная прикалывает на верхнюю одежду присутствующих букетики желтых горных цветов - цветки-бусины. Родители и все гости поочередно обнимают молодых, целуют в лоб и желают прочного счастья. В некоторых местах высказывают тройное пожелание «Живите, седейте, старейте (т.е. живите до старости и седины)», сопровождая каждую его часть прыжком. На сцене появляются медные кувшин и таз, составляющие часть приданого невесты. Молодой берет таз, молодая - кувшин, и они помогают кумбару и кумбаре вымыть руки, за что те вознаграждают их бросаемыми в таз деньгами. Молодой муж берет новобрачную под руку, и они медленно и чинно трогаются в путь к дому мужа. Односельчане, толпящиеся вдоль дороги, их приветствуют. При подходе к дому подружками невесты и матерью молодой поются особые песни. Весьма важным моментом свадебного обряда считается вступление молодой в дом мужа. С ее действиями связано множество примет, правил и запретов. Каждый участок маршрута новобрачной (двор, порог, дверной косяк, подножие лестницы, верхняя ступень лестницы) отмечаются особыми действиями ее самой и прочих участников церемонии. Например, свекровь встречает ее с хлебом и поясом, которые кладет на порог. Молодая должна перешагнуть через них: если она перешагнет правой ногой - это хорошая примета, левой - плохая. Или же она должна наступить правой ногой на лемех плуга, находящийся за порогом, или на топор, лежащий на пороге, или же она должна раздавить ногой перевернутую тарелку, лежащую на пороге. Перед входом в дом невеста трижды низко кланяется. Она рисует медом или маслом крестики на дверном косяке или на потолке, либо участники процессии вырезают их своими кинжалами. Кое-где молодая ломает над головой одну из медовых лепешек и бросает куски через плечо вокруг. В тех случаях, когда для этого используются два больших калача, куски одного она бросает вверх по лестнице, а другого - во двор. Если эти калачи она несла от отцовского дома, один она ломает по пути, другой - входя в дом мужа. Важно отметить, что в этот момент (да и не только в этот) она сама и ее действия становятся источником магической силы; во всяком случае, куски лепешки собираются присутствующими и хранятся как магическое средство (или с той же целью немедленно съедаются).

Иногда свекровь встречает молодых у дома, пританцовывая, в других версиях - около ворот. В обоих случаях при входе молодых осыпают смесью риса, зерен хлопка и всяческих мелочей (из окна или другого возвышенного места). Опустевший деревянный поднос из-под этой смеси один из побратимов бросает на крышу дома: если поднос упадет дном кверху, у молодых родится мальчик, если книзу - девочка. Если лицо молодой закрыто фатой (так невеста обычно идет в церковь, но часто лицо открывают еще в церкви и больше не закрывают), свекровь поднимает фату и целует невестку, потом сына. Затем она приглашает их в дом, охватив обоих одним куском материи или полотенцем за плечи, и благословляет. Иногда она становится более активным действующим лицом, чем молодая. В таком случае это она ломает калач над головой невесты и разбрасывает куски.

В Северной Греции у подножия лестницы молодой дают кувшин, и она льет немного воды на ступени по мере подъема, либо сосуд ставят на ее пути, и она должна опрокинуть его ногой. Свекор и свекровь, которые в этом случае не присутствовали на церемонии венчания, стоят в это время на площадке и осыпают новобрачных леденцами, рисом, хлопковым семенем, нутом и монетами, собирая которые, мальчишки устраивают свалку. Когда пара достигает верхней ступеньки, на пол стелят шерстяное одеяло, под которое кладут гранатовое яблоко. Новобрачная должна ступить на него и раздавить его ногой.

Наконец молодые вступают в дом. Новобрачная кланяется родителям мужа, целует им руки и берет у них изо рта своим ртом золотые монеты, которые они сжимают зубами в знак того, что они будут отныне говорить друг другу только «золотые слова». Затем она приветствует всех собравшихся. Часто молодой (или молодому) сажают на колени мальчика, которому она (или он) дарит чулки и рубашку. Молодые принимают поздравления и подарки, стоя за столом. Дарят им деньги или домашнюю утварь: кастрюли, вилки, ложки, одеяла, покрывала; по возможности делают и более существенные подарки: домашнюю скотину и пр. Поздравляют и целуют молодых по очереди, начиная с кумбара. В этом случае один из побратимов подпускает поздравляющих только после того, как они скажут, что подарят.

Вслед за этим гости перекусывают, и священник громко читает список приданого, который скрепляется его подписью и подписью молодого, а также подписями свидетелей из числа присутствующих. Список передают отцу новобрачной, который его бережно хранит, так как в случае преждевременной смерти своей дочери он может востребовать приданое назад. Родные молодой дарят ее мужу петуха, затем отправляются домой и там развлекаются самостоятельно.

Одна из старших родственниц мужа проводит молодую в маленькую комнатку, где она празднует в компании кум-бары и других женщин, пока жених со своими друзьями пирует в другой. Сестры мужа усаживают ее на стул в углу. Пока она чинно идет в этот угол, одна из них держит у нее над головой ломоть хлеба с солонкой на нем. Молодая со своими товарками скромно удовлетворяются пением, в то время как в большой комнате, где тоже поют, дело доходит и до битья посуды. В Северной Греции принято, чтобы в разгар веселья кто-то выскочил во двор, схватил самого большого петуха, крутанул его дважды в воздухе и с размаху бросил. Тогда все бросаются ловить этого петуха. Застолье кончается ближе к вечеру, когда гости в сопровождении оркестра устраивают танцы посреди деревни, оставляя молодого в обществе молодой и ее женского окружения.

В других местах, например в организованном на площади большом танце, принимают участие оба молодые. На площадь выносят байрак, четыре обязательных тура танца ведут: первый - нун, второй - молодой, третий - нуна, четвертый - молодая. В каждом туре свой порядок расстановки танцующих и свой текст, который сперва пропевают, а потом его мелодию повторяют на музыкальном инструменте. По окончании танца молодая целует руки всем участникам, начиная с нуна, а они дарят ей деньги. Далее молодая дарит каждому из побратимов рубашку, чулки или шарф. Каждый, получив подарок, подпрыгивает. Молодая льет из кувшина воду, чтобы побратимы могли вымыть руки, а девушки стараются насыпать им на ладони землю, запачкать руки. После этого все расходятся по домам.

В дальнейшем происходят постоянные перемещения празднующих между двумя домами, так как в каждом следующем конкретном месте принимает участие строго определенный круг лиц. Однако на большой пир в день венчания все собираются в доме молодого. Созывают гостей молодой и его побратимы. Молодой каждому из приглашенных целует руки. По некоторым данным, последним приходят к кумбару и идут вместе с ним в дом молодого. Обычно каждый из гостей несет свой взнос - мясо с рисом и т.п. Молодые в застолье участвуют не постоянно, их приглашают к гостям время от времени. На людях они не целуются, но в шутку их заставляют одновременно целовать кому-нибудь руку, так чтобы губы их сблизились. Поднимают тосты в честь новобрачных, кумбара и кумбары, священника, гостей, мирян, хозяев: «Сколько отпечатков гвоздей в долине Вардара, столько блага пусть даст Бог дому, где мы поем».

Молодая с лицом, покрытым фатой, под особую песню наливает вино гостям. В промежутках между песнями гостей играет оркестр. Принято побуждать музыкантов к игре, прикладывая монеты к их лбам и поднимая тосты в их честь. Приготовление пищи продолжается всю ночь, чтобы ни один из гостей не остался обиженным едой или выпивкой. Молодая раздает подарки из своего приданого родителям мужа, кумбару, кумбаре и всем прочим.

Важнейшей частью этого пира является танец, обыкновенно начинающийся после прибытия отца молодой вместе с его гостями. Цепочку мужчин замыкает молодой, причем за правую руку его держит кумбар, а левой он сжимает руку жены. За нею следует кумбара и далее в определенном порядке родственницы молодого. Другая цепь, состоящая из родственниц молодой, пляшет позади цепи молодого. Танец представляет собой необходимую формальность и продолжается не более трех туров. Затем новоприбывшие угощаются и отбывают восвояси. Постепенно начинают расходиться и прочие гости. Невеста, если она еще под фатой, фату снимает и остается с непокрытой головой, убранной цветами и золотой канителью. Под утро уходят кумбар и кумбара. Провожают их с музыкой. У себя дома кумбар угощает провожатых, и тогда все окончательно расходятся.

С понедельника молодая жена символически приступает к своим домашним обязанностям. Существует много данных о том, что должна делать в этот день молодая. Она помогает всем членам своей новой семьи в их утреннем омовении, целует им руки и готовит завтрак. В этих утренних церемониях отражена раболепная покорность жены мужу и его домашним, характерная для греческой семейной жизни. В некоторых местностях это подчеркивается тем, что молодая моет и целует родным мужа не только руки, но и ноги. В знак прощания с девичеством молодая раздает соседским девочкам золотую канитель из свадебного убора. С этого дня начинаются (и продолжаются всю неделю) испытания молодой, чтобы проверить ее умение вести домашнее хозяйство.

Специально затевают стряпню, ставят хлебы, бросают веник посреди комнаты - смотрят, будет ли подметать. Если кто-то из старших за обедом говорит: «Хочу пить», - она должна встать и подать воды. Иногда в понедельник молодая посещает общественный источник. Идет в сопровождении девочки из дома мужа, по дороге целует руки всем встречным (это она должна делать в течение 40 дней после свадьбы). Прежде чем набрать воду, бросает в источник деньги. Впрочем, чаще обряд первого посещения источника приходится на среду, о чем рассказано ниже. Возможно, срок зависит от того, сколько времени молодая считается ритуально нечистой (после потери девственности). В пользу такого предположения говорит то, что в некоторых местах посещение источника совершается лишь через неделю после свадьбы, причем в течение этой недели молодая вообще не выходит из дому, так как ее не должны видеть на улице. В последнем случае затворничество молодой компенсируется тем, что она всю неделю ходит нарядная, ежедневно меняя платья. На понедельник полагается черное бархатное, и лишь после первого выхода на улицу и посещения источника она надевает обычную одежду и фартук.

В понедельник праздник продолжается, становясь самым веселым и разнузданным. Утверждается, что участники пира обычно не в состоянии продолжать его дольше утренней зари во вторник, а нередко он заканчивается и раньше. В других местах, напротив, это праздник для самых близких людей, которые при этом дурачатся разными способами (в частности, танцуют, перебросив через плечо подарки невесты). Примерный порядок праздника таков. Около полудня родители молодой посещают ее новый дом, затем молодой наносит им ответный визит, а потом идет к кумбару. Между тем компания представителей его партии с музыкой обходит будущих гостей (сначала они приглашают родителей молодой, затем кумбара и только после этого остальных гостей). Каждый из них должен внести свой вклад в виде пирога, подноса с жареным мясом и фляги вина. Молодежь несет эти блюда в дом молодого торжественно и с музыкой. Положено, чтобы расходы кумбара были больше, чем у остальных, и он обычно посылает целиком зажаренного барашка и кувшин вина. Обычно собранной на пир провизии и напитков хватает на всех с избытком, так что их остатки раздаются в порядке благотворительности беднякам. Особым образом маркируется участие в складчине бывшего дома новобрачной. Согласно одним версиям, оно ограничивается тем, что ее мать присылает сласти. В других случаях разыгрывается целое представление, в ходе которого главный повар праздника, вооруженный большим ковшом, вместе с группой помощников осуществляет нападение на отцовский дом молодой и « силой » вынуждает ее родителей выдать необходимые припасы.

Во вторник, по некоторым данным, отдыхают; в других местах целый ряд церемоний выпадает и на этот день. На севере Греции новобрачная во вторник дарит по платку каждому из музыкантов, а также делает подарок каждому человеку из партии жениха. В полдень собираются ее ближайшие родичи и помогают изготовить лепешку из рисовой муки и молока. Выглядит это следующим образом. Молодая стоит за столом посреди большой комнаты и формует тесто, а остальные в это время танцуют вокруг нее и время от времени останавливаются, чтобы делать на тесте надрезы монетами. По завершении этой процедуры составляется процессия, которая с музыкой несет лепешку в общественную печь. Вечером готовую лепешку с теми же церемониями несут домой и едят, за ужином.

На среду обычно приходится посещение источника. Новобрачная идет туда в своем будничном платье одна или в сопровождении двух ближайших родственниц мужа (или своей матери и свекрови). На ярком, расшитом коврике, покоящемся на левом плече, она несет большой сосуд, держа его правой рукой, заведенной за голову. В некоторых местах один большой сосуд для переноски воды заменяется двумя медными кувшинами, служащими для умывания. Такие же сосуды несут сопровождающие ее женщины. В эти сосуды предварительно бросают гвоздику, цветы, зерна пшеницы и ячменя, монеты; все это затем опорожняется в источник, чтобы умилостивить его духов. Сосуды моют, наполняют водой, несут домой и выливают перед входом. Иногда эту церемонию повторяют трижды, принося воду из трех разных источников. По другим версиям, молодая трижды наполняет сосуд и выливает воду у самого источника, причем, выливая воду в третий раз, сыплет мелкие деньги, тут же подбираемые детьми. Затем несет набранную в четвертый раз воду домой, где все должны ею умыться. В других вариантах обряда воду набирает и несет мальчик, у которого живы оба родителя- Если воду набирать и нести в полном молчании, то это будет «безмолвная вода» - весьма ценимое греками магическое средство.

Из других обрядов этого дня представляет интерес церемония с веником, который вручают молодой, и она производит символическую уборку, идя по кругу и при этом как бы кланяясь своей новой семье. При этом ей бросают деньги, и она их сметает. В других местах, впрочем, она ни в коем случае не должна мести пол в течение недели после свадьбы, «чтобы не вымести со свету членов мужниной семьи». Интересна также информация об обряде омовения невесты, имеющем целью, видимо, ее ритуальное очищение после потери невинности. Золовка отводит новобрачную к ее матери, где она и моется. Мать угощает обеих, затем они возвращаются в дом мужа. В четверг молодая обычно посещает церковь, что имеет, по-видимому, смысл церковного очищения. Рано утром другие женщины новой семьи (или замужние родственницы) помогают ей причесаться и одеться, а затем ведут молодую в церковь. После утренней службы все возвращаются домой, где устраивается угощение. В других местах эта церемония приурочена к воскресенью, причем молодая продолжает считаться до некоторой степени ритуально нечистой: во всяком случае, в это воскресенье она еще не имеет права целовать иконы.

К пятнице (иногда к воскресенью) приурочивается важнейший ритуал послесвадебного цикла, называемый возвращением, переворотом, второй свадьбой или проти-восвадъбой. Речь идет о празднике в родном доме молодой, сопровождающемся пиром, иногда не менее богатым, чем собственно свадебный, и особыми песнями. Родителей новобрачной посещают не только молодые, но и родня жениха. Но сначала молодая одна идет в отцовский дом, где мать моет ей голову водой, настоянной на желтых цветах и листьях грецкого ореха. Затем уже приходит жених, а после пира молодые остаются ночевать в этом доме и проводят там следующий день. В воскресенье в полдень за ними приходит отец молодого и другие ближайшие родственники обоих полов.

После посещения дома молодой другие родственники с обеих сторон поочередно приглашают молодых в гости, угощают их и делают разнообразные подарки молодой (платье, посуду, даже мелкий рогатый скот). Но свадебный цикл в строгом смысле слова завершается пиром у кумбара, который принимает у себя и партию жениха, и партию невесты. Там тоже поются особые песни и происходит обмен подарками. Справляется этот праздник обычно через неделю после «возвращения».

Несмотря на завершение свадебного цикла, новобрачная должна соблюдать ряд запретов в течение года. Ей нельзя видеть мертвеца, так как это приведет к смерти кого-нибудь в ее новом доме, и присутствовать на чужой свадьбе - это может быть губительно для новобрачных: ее присутствие вызовет их разлуку через развод или смерть одного из них. Невестка должна мыть ноги свекру или старшему брату мужа. Если муж приказывает жене что-либо принести, она не отдает ему в руки принесенную вещь, но кладет ее около него, а сама отходит в сторону. До появления первого ребенка она вообще должна вести себя как можно более скромно, не смотреть свекру в лицо и преимущественно отвечать на задаваемые ей вопросы, но не начинать разговор самой. Впрочем, в прошлом существовал полный запрет для молодой говорить в присутствии родственников мужа. В случае необходимости она должна была прибегать либо к языку жестов, либо шептать на ухо золовке или детям то, что хотела сказать, а те уже повторяли ее слова вслух. Срок такого молчания был от десяти дней до трех месяцев, после чего свекор или свекровь, получив особый подарок или без оного, разрешали ей говорить в своем присутствии. Строгие запреты налагались на обращение по имени между молодой и членами ее новой семьи, причем муж и жена не могли называть друг друга по имени даже наедине (этот запрет, впрочем, как и вышеперечисленные, в XX в. был быстро забыт).