Степень удовлетворения потребностей ребенка. Основные потребности развития ребенка Биологические потребности ребенка и способы их удовлетворения

1. Первая потребность — это потребность в безопасности. Она означает, что ребенок не боится, что о нем забудут, уверен, что о нем заботятся и защитят его. Родители не говорят малышу даже в шутку: «Я отдам тебя в интернат, если ты будешь невежливым » или «Ты меня не слушаешься, поэтому я ухожу от тебя ». Родители принимают детей, даже если не принимают их поведение.

2. Вторая потребность — это потребность в безусловной любви. Малыш нуждается, чтобы его уважали просто так, ни за что, окружали любовью, которая не ставит условий. Если эта потребность удовлетворена, у ребенка формируется чувство достоинства — очень актуальное понятие, поскольку,например, революцию в Украине 2013-2014 годов часто называют революцией достоинства.

Чем отличается достоинство от нарциссизма? Достоинство — это чувство, что я есть я — и это хорошо, и я не должен ничего доказывать, я имею право быть собой. Это не значит, что ребенок с повышенными потребностями.

Я могу иметь способности к математике и вовсе не иметь таланта к музыке. Я могу делать ошибки и исправлять их. Кто-то может знать что-то лучше меня и иметь что-то больше, но я чувствую себя, что я есть я и уважаю себя, имею право на уважение других. Если кто-то меня презирает, то для меня это будет означать, что этот человек не умеет уважать других, я сам не буду чувствовать себя униженно.

Если же индивид не обладает чувством достоинства, он слышится примерно так: я никто, но могу быть кем-то, когда-то достигну состояния, должности, медали на Олимпийских играх, или когда все будут бояться меня в школе. Таким образом, жизнь человека превращается в погоню за успехом, и от этого страдает и он сам, и могут страдать другие.

Малыши хотят, чтобы мы помогли им понять мир. Очень хорошая возможность для общения — рассказывать сказки, истории, самым их выдумывать; мы с детьми любим вместе смотреть мультфильмы, а потом их обсуждать

3. Третья потребность ребенка заключается в разрешении на подлинность . Аутентичность — это возможность быть собой, настоящим и свободным. Это означает, что я не говорю своему ребенку: ты должен думать так и так, а если нет, ты мне не сын, и я тебя презираю. Или я хочу, чтобы ты был таким и таким, иначе я тебя не принимаю. Наоборот: я хочу, чтобы ты был собой, чтобы ты открыл, кто ты есть, и мне самому это очень интересно. Аутентичность заключается и в праве иметь собственные чувства, умении выражать и понимать их.

4. Конечно, свободное выражение себя и свобода нуждаются в границах. Дать ребенку свободу — это не значит дать ему особый статус, когда он может делать все что угодно, а другие люди не важны. Необходимо, чтобы малышу указали, где его свобода сталкивается со свободой другого человека, где его потребности наталкиваются на нужды других людей. Ребенок должен научиться контролировать себя и уважать других. Родители играют важную роль установления рамок, дисциплины, причем такой, что не пугает малыша, не лишает его чувства безопасности, — конечно, если ребенка побить или закрыть в подвале, эффект будет противоположным.

5. Другая потребность ребенка — раскрыть свои способности, таланты, научиться быть самостоятельным. Она заключается в реализации и развитии собственной компетентности.

Я бы еще добавил, что очень важными ингредиентами отношений являются такие вещи:

  1. Присутствие родителей. Все мы знаем, что родители часто вынуждены ехать на заработки за границу. Нередко потребность ехать взрослые аргументируют тем, что не могут дать ребенку образование, в конце концов, не могут дать ничего, кроме бедности. Если они едут, малыш растет без родителей, следовательно, без ощущения безопасности, а взрослые живут с чувством вины. Как-то в маршрутке из Борисполя я сидел рядом с женщиной, которая прилетела из Италии. Она позвонила сыну, и первый вопрос, который он ей задал, был: «Ты привезла мне футбольный мяч? ». Она ответила, что мяч не купила, привезла что-то другое. Сын сказал: «Нет, другого не хочу, убирайся, я не желаю тебя знать ». Это тоже пример нездоровых сценариев, когда подарки и другие вещи заменяют то, что на самом деле важно, тогда дети сами перестают понимать, что им нужно, и не осознавать этого во взрослом возрасте.
  2. Радость быть вместе. Почему радость? Это сильная эмоция, которая цементирует нашу связь, поэтому в теории привязанности понятие «веселиться вместе» ключевое. Иногда в нашем центре «Круг семьи» мы предлагаем семейную игровую терапию.
  3. Внимательность к ребенку. Упражнение, которое я все время предлагаю родителям, — это смотреть на малыша, когда он спит, рассматривать его как невиданное доселе существо. Каждый раз надо себе напоминать, что перед нами тайна, зернышко неизвестной породы, мы не знаем, что из него вырастет, но нужно научиться в него всматриваться и вслушиваться — с этого и начинается отцовство. Следует учиться понимать ребенка, его потребности, все, что с ним происходит, и правильно это интерпретировать. Я часто говорю родителям, что забота о чаде вытекает из понимания его. Есть анекдот про обезьяну, которая хотела быть хорошей и сделать что-то хорошее. Увидела в реке рыбу и подумала: сделаю доброе дело, вытащу рыбу, чтобы она не утонула, — повесила ее на дерево. Порой мы так же делаем с детьми, потому что не понимаем их потребностей, — и наши действия не спасают малышей, а калечат.

Приведу пример. Мой сын купается в ванне. Я говорю: «Матвей, уже поздно, надо вылезать и идти спать » В ответ слышу: «Хорошо, папа ». Я говорю: «Так, через пять минут я приду, надо вылезать из ванны, чтобы идти спать ». Когда прихожу через пять минут, сын говорит: «Нет, я не вылезу, еще пять минут побалуюсь в ванне ». Я даю ему еще одну минуту компромисса, но и после нее он не вылезает из воды. Я начинаю сердиться и думать, что сын не уважает меня. Я готов уже силой тащить его из ванны… Как бы завершилась эта маленькая ситуация, если бы я это сделал? Я бы с грубостью вытащил его из ванны, он бы, обиженный, плакал и уснул с чувством, что папа идиот, который ничего не понимает. В следующий раз я захочу вообще избежать этой ситуации и скажу женщине: иди сама воспитывай его, потому что мы ссоримся и он меня совсем не уважает.

Но удается исправить ситуацию: мы с женой обсуждаем тему «Как вытащить сына из ванны» и сходимся на том, что он очень любит воду. Он не относится к отцу с неуважением — ему просто очень трудно расстаться с ванной. Лучшим подходом будет, если я скажу: «Матвийчук, я тебя понимаю, ты так любишь купаться, и если бы я был волшебником, я бы сейчас сказал: абракадабра, пусть твоя кровать превратится в ванну, чтобы ты мог спать в ней ». Я так сказал, и сын рассмеялся, поднял руки и без проблем вылез из воды. Это маленький пример, как понимание помогает нам по-другому взаимодействовать с детьми. Это также дает малышу почувствовать: папа меня понимает, даже когда мне четыре года. Наши взаимоотношения в результате крепнут. Его умение быть в отношениях также развивается.

  1. Общение, интерес к ребенку. Что с ним происходит? Вы, наверное, не раз замечали, что малыш хочет делиться, если только мы не переломили это желание своими негативными реакциями. Ребенок делится сам и требует, чтобы делились с ним и мы: историями, воспоминаниями, рассказывали о работе… И должны понимать: чтобы было общение с детьми, необходимо присутствие родителей, о котором уже говорилось. Общение не происходит так, что я прихожу и говорю: ну, сынок, скорее расскажи мне, как прошел твой день. Искреннее общение происходит тогда, когда мы вместе идем или вместе что-то делаем. Бывает, мы с сыном рыбачим и где-то за полчаса он решает мне рассказать, что у него на душе. Это происходит как бы между прочим, и обязательно нужно проводить вместе много времени, чтобы пришли те мгновения, когда дети хотят чем-то поделиться. Этими особыми минутами не следует пренебрегать, ведь они помогают детям осмысливать свою жизнь.

Эксперты по детскому развитию утверждают, что способность родителей удовлетворить базовые детские потребности влияет на адекватность восприятия ребенком мира, который его окружает. Дети учатся чувствовать любовь, эмоциональную поддержку и безопасность от своих родителей. Кроме того, когда родители достаточно заботятся об удовлетворении базовых детских потребностей, их дети вырастают эмоционально стабильными, заботливыми, здоровыми и независимыми взрослыми. Существует достаточно большой список базовых детских потребностей, но самыми главными остаются: базовые физические потребности, чувство безопасности, доверительные отношения со взрослым, потребность в самооценке, потребность в самоактуализации и образовании.

Базовые физические потребности

Считается, что физиологические потребности организма в воде, еде, воздухе и сне должны удовлетворяться в первую очередь. Как родитель, вы можете удовлетворить эти потребности, следя за рационом вашего ребенка, который должен быть здоровым и сбалансированным, а также соблюдать режим питания и сна. Будет очень хорошо, если у вас будут утренние и вечерние ритуалы, когда ваш ребенок будет умываться, чистить зубы и принимать ванну или душ. Важно не забывать о регулярных медицинских осмотрах и физических упражнениях.

Чувство безопасности

Согласно пирамиде потребности Маслоу, дети очень трепетно относятся к вопросам безопасности, для них крайне важно, чтобы потребность в безопасности была полностью удовлетворена. Чтобы сделать это, вам, как родителям, нужно обеспечить вашему ребенку физическую безопасность и свободу от страхов. Безопасная и комфортная атмосфера дома может помочь в удовлетворении данной потребности. Дайте своему ребенку эмоциональную поддержку и утешение, когда он в этом нуждается. Если вы своим примером будете показывать ребенку, как можно владеть собой в независимости от того, на сколько вы разозлились, ему будет значительно проще овладеть этим навыком. Никогда не угрожайте вашему ребенку и не наносите ему физического вреда.

Доверительные отношения со взрослым

Важной потребностью вашего ребенка являются доверительные отношения со взрослым(и). Маслоу утверждал, что человек постоянно борется с чувством одиночества с помощью создания доверительных и близких отношений с другими людьми. Детям важно ощущение любви, привязанности и принадлежности близкому человеку. Дети учатся строить близкие отношения на примерах взрослых. Мы показываем им как строить отношения с другими людьми, как доверять и получать доверие в ответ. Чтобы удовлетворить потребность ребенка в близких и доверительных отношениях, вы должны постоянно показывать ему что ваша любовь безусловна. Не пренебрегайте физическим контактом: обнимайте, целуйте и ласкайте ваших детей как можно чаще. Не забывайте о том, что личный пример - это лучшее что вы можете дать вашим детям. Обсуждайте с детьми их потребности, мысли и чувства, и принимайте их такими, какие они есть.

Потребность в самооценке

Все человеческие существа имеют потребность в высокой самооценке и уважении. Когда эта потребность удовлетворена, ваш ребенок чувствует себя уверенным в себе и ощущает, что он является ценным членом общества. Когда данная потребность не удовлетворена, ребенок чувствует себя никчемным и неуверенным. Вы можете помочь вашему ребенку, давая ему безусловную любовь и поддержку. Кроме того, поощряйте ваших детей, если они проявляют честность, независимость или другие положительные качества. Искренняя похвала закладывает хороший фундамент для формирования правильной самооценки. Аккуратно направляйте ваших детей: давайте им возможность самостоятельно делать выбор, учите их гордиться своими достоинствами. Самостоятельные ошибки - это лучший опыт для вашего ребенка, не упускайте дать ему возможность учиться. Если ваш ребенок будет чувствовать поддержку с вашей стороны, то ему будет не страшно пробовать новое, экспериментировать, а в случае неудачи ваш ребенок не будет стыдиться или расстраиваться, он попытается исправить ошибку или сохранить опыт на будущее.

Потребность в самоактуализации и образовании

Чтобы ваш ребенок вырос независимым и успешным вы должны удовлетворить потребность ребенка в самоактуализации и образовании. Самоактуализация - это стремление человека к более полному выявлению и развитию своих способностей. Когда эта потребность не удовлетворена, ребенок может чувствовать себя очень неуверенно. Вы можете помочь вашему ребенку удовлетворить данную потребность, поощряя его интересы и стремление к новым знаниям. Помогите ребенку выполнить домашнее задание, играйте в обучающие игры и читайте. Кроме того, вы можете разделить ваши личные интересы с ребенком и увлечь его. Сводите его в театр, кино, музей или займитесь вместе спортом. Расскажите ему о ваших увлечениях и займитесь ими вместе.

Если вы сможете удовлетворить перечисленные выше базовые потребности, ваш ребенок станет независимым и способным добиваться поставленных целей. Главная задача родителей удовлетворить основные потребности детей и помочь им стать независимыми.

Ставьте лайк, если статья вам понравилась!

Очень ответственный и совершенно новый период жизни начинается, когда ребёнок идёт в детский сад. С этого периода, он учится общаться с другими детьми, ему приходится это делать практически постоянно. Малыш всегда находится в коллективе, пытается взаимодействовать с абсолютно разными сверстниками, это позволяет ему многому научиться. Очень важно, чтобы родители на этом этапе помогали своему ребёнку. Он ещё не имеет опыта в общении с другими детьми, не знает, как правильно себя вести. Об этом малышу должны поведать родители.

Например, стоит рассказать ребёнку о том, как важно быть правдивым, честным, как нужно уметь делиться, доверять людям. Маленькому ребёнку понять это очень нелегко, поэтому мама с папой должны максимально доступными словами донести до своего чада всю информацию. Родителям необходимо показывать все это на собственном примере, поэтому им тоже необходимо вести себя правильно.

Потребности детей школьного возраста

Старший возраст начинается с семи лет. Как известно, именно в этом возрасте ребёнок впервые идёт в школу, ответственности становится все больше, обязанностей тоже. В школе ребёнок проведёт несколько очень важных лет своей жизни. Школа, как известно, даёт ребёнку не только знания, которые, конечно же, очень ценны, но и огромное количество опыта. В этом возрасте ребёнку очень важно во всем подробно разбираться, поэтому в этом ему должны помочь родители. Они должны отвечать на все вопросы ребёнка, а иногда даже предугадывать их, что тоже важно.

Воспитание детей подростков

Непростой возрастной период начинается с двенадцати лет. Этот период как раз именуют подростковым, все прекрасно знают, что дети-подростки бывают просто неуправляемыми, они быстро меняются, в том числе и под действием гормонального фона, который в это время бушует. С таким ребёнком невероятно сложно найти общий язык, так как он сам пытается отгородиться от родителей. Родители должны дать в этот период своему ребёнку уважение, некую свободу выбора, научить его быть ещё более ответственным, а также отвечать за все свои сказанные слова. Кроме того, подростки, как никто другой, нуждаются в понимании. Порой им кажется, что весь мир ополчился против них, они сталкиваются с первыми трудностями в дружбе, отношениях. Поэтому им важно знать, что дома есть люди, которые всегда смогут поддержать и понять.

ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ДЫХАНИЕ Организация гипоаллергенного быта, поддержание оптимальной температуры, влажности, концентрации кислорода в воздухе помещения, прогулки, дыхательные упражнения
ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ Организация рационального вскармливания в зависимости от возраста и АФО ребенка, вида вскармливания
СОН Организация режима дня, создание оптимальных условий для засыпания и сна
ДВИЖЕНИЕ Проведение комплексов массажа и гимнастики, развивающих игр для формирования двигательных навыков
ОБЩЕНИЕ Рациональный выбор игрушек и развивающих занятий в зависимости от возраста и развития ребенка
БЕЗОПАСНОСТЬ Проведение закаливающих процедур, организация гипоаллергенной диеты и гипоаллергенного быта, рациональный выбор мебели, предметов ухода, игрушек в зависимости от возраста и АФО ребенка, профилактика травматизма
ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ Гигиенический уход за ребенком, воспитание гигиенических навыков, рациональный выбор одежды в зависимости от возраста, развития, времени года
ВЫДЕЛЕНИЕ Воспитание гигиенических навыков, обучение умению пользоваться горшком

Рассмотрим подробнее некоторые способы удовлетворения потребностей ребенка в грудном возрасте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПОАЛЛЕРГЕННОГО БЫТА

Комната ребенка грудного возраста должна быть просторной и светлой, следует убрать ковры и ковровые покрытии из ворсовых материалов (допускается использование ковровых покрытий из специальных гипоаллергенных материалов), тяжелые шторы, аквариумы, горшечные растения. На период раннего возраста ребенка необходимо воздержаться от содержания домашних животных и, особенно, птиц. Радиаторы отопления использовать из современных облегченных материалов, без горизонтальных поверхностей, чтобы на них не скапливалась пыль. Влажность воздуха должна быть не менее 70% , для контроля этого показателя следует использовать специальные приборы. При использовании отопления помещений влажность существенно снижается, повышается риск заболеваний органов дыхания и аллергических реакций, поэтому необходимо пользоваться увлажнителями воздуха промышленного производства. Влажную уборку следует проводить ежедневно, с использованием моющих пылесосов или пылесосов с водным фильтром, следить, чтобы были просушены щели у плинтусов и углы, так как там в условиях повышенной влажности может скапливаться большое количество аллергенов. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20 – 22 градуса, для контроля используется комнатный термометр. Поддерживать температуру можно, используя системы климат-контроля (не кондиционеры!). Проветривание комнаты проводить осторожно, лучше в утренние и вечерние часы, когда загрязнение воздуха минимально, хорошо использовать специальные воздушные фильтры на форточки. Для обогащения воздуха кислородом можно использовать ионизаторы воздуха, которые переводят двухвалентный кислород в трехвалентный, делая воздух комнаты похожим на воздух в сосновом лесу или воздух после грозы. Мебель, постельные принадлежности должны быть изготовлены из современных гипоаллергенных материалов. В настоящее время не используются матрасы и подушки с пухо-перьевыми наполнителями, одеяла из шерсти. Стирку постельных принадлежностей, одежды ребенка проводят специальными средствами, предназначенными для детей. Детские вещи хранят отдельно от взрослых вещей.

РЕЖИМ ДНЯ

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня.

Режим - динамический стереотип, определяющий чередование основных физиологических процессов (сон, кормление, бодрствование и др.) в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка, требующий минимальных затрат энергии.

Режим дня вводят в возрасте 1 месяца, так как обычно именно в этом возрасте ребенок начинает просыпаться утром в одно и то же время, которое при составлении режима считается временем начала дня.

Примерные режимы дня для детей в возрасте от 1 месяца до 1 года

Организация режима кормлений изложена в разделах пособия, посвященных вскармливанию детей. Остановимся на организации сна, бодрствования.



ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Сон восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток; создает условия для дальнейшего роста и развития. Неадекватно организованное бодрствование может привести к нарушению полноценности сна, а нарушение сна становится причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно- психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной частью наблюдения медицинской сестры за ребенком.

Ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате. Свежий, прохладный воздух является лучшим "снотворным" и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот должны быть краткими (не более 30 минут). Укачивать ребенка не следует. Если ребенок дома не засыпает без укачивания, следует обратиться к врачу для обследования. Если при этом не выявлено каких-либо заболеваний, то нужно обратить внимание на организацию бодрствования. Малая активность во время бодрствования, когда ребенок "не набрал суммы необходимых движений", может быть причиной долгого засыпания.

Сон должен быть достаточным по длительности, необходимой для того или иного возраста. Если ребенок не досыпает 1,5 ч. в сутки, то снижается выносливость нервных клеток, появляются неадекватные реакции (может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот), снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к неврозу. Во время ночного сна дети раннего возраста могут просыпаться для кормления, почувствовав раздражение из-за мокрого белья и т. п. Однако, это не должно происходить более 3-х раз за ночь и после устранения причины ребенок должен быстро засыпать.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ

Место бодрствования должно быть безопасным для ребенка и соответствовать его возможностям, в то же время не ограничивать активность ребенка. Для детей от 10 дней до 6 месяцев - это кровать с твердой подстилкой; 6 - 8 месяцев - манеж; 9 - 11 месяцев - огороженное место на полу; с 12 месяцев - по всей комнате.

Игрушки должны соответствовать нервно - психическому развитию и не быть сложными для ребенка (в этом случае он не будет ими интересоваться).

Ребенку первого месяца жизни игрушки подвешивают на кронштейне на высоте 80 см от глаз; с 2-х месяцев игрушки подвешивают низко, удобно для захватывания, звучащие, с 4-х месяцев игрушки можно положить в кроватку.

Новые игрушки перед использованием следует вымыть с мылом и обдать кипятком. Игрушки должны быть из пластмассы, без мелких деталей, не заостренные, чтобы ребенок не поранился.

С 8-ми месяцев ребенку требуются игрушки: предметы для открывания и вынимания (кастрюли с крышкой, бидончики и т. п.), матрешки, мячи.

С 11-ти месяцев - пирамидки, кубики, куклы, машинки.

Во время бодрствования родители должны заниматься с ребенком, играть, разговаривать, способствовать овладению психомоторными навыками, то есть заниматься воспитанием.

ВЫБОР ИГРУШЕК И РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ

1 МЕСЯЦ – 6 МЕСЯЦЕВ

С ребенком необходимо разговаривать и уделять ему как можно больше внимания в таком «несмышленом» возрасте и даже гораздо раньше - когда он еще находится в материнской утробе. Но мы говорим о конкретном этапе жизни. В месячном возрасте самое время, чтобы обратить внимание на основные чувства малыша - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как приступать к занятиям и когда заниматься? Такой вопрос, конечно, неуместен применительно к месячному возрасту, потому что «обучение» и жизнь слиты пока в одно. Главное правило - дать возможность ребенку увидеть и услышать все множество интересных звуков, картинок, цветов, разнообразных предметов и т. д. Вам еще не нужно ничего объяснять ему, достаточно всего лишь щебетать малышу что-нибудь ласковое, - пусть он просто чувствует вашу любовь.

Изучаем мир.

Когда малыш не спит, он просто лежит в кроватке и изучает мир. Старайтесь, чтобы он не оставался в одном положении, поворачивайте его так, чтобы ему открывался разный вид на комнату. Берите его на руки и подносите к окну; пусть посмотрит, что за окном идет снег либо дождь или светит солнышко. Как только он научится держать головку, его можно сажать в специальное детское креслице и брать с собой на кухню. Хорошо, когда ребенок всюду с вами; сидит, например, в рюкзачке-кенгуру. Он с удовольствием будет вертеть головкой в разные стороны, рассматривая улицу, дома, деревья. Это интереснейшее занятие принесет огромную пользу для развития его воображения, зрения и слуха.

Подражание звукам

Возраст от месяца до полугода - очень насыщенное и важное время для развития слуха и собственной речи ребенка. Он уже начинает что-то лепетать, произносить. Попробуйте ответить ребенку на его языке. Прислушайтесь и скажите, подражая его звукам, что-нибудь ласковое. Он почувствует, что мама понимает его. Малыш услышит повторение того, что произнес сам; его слух будет развиваться, настраиваться на иные и похожие звуки, он научится воспринимать разные голоса и отличать их друг от друга.

Не только постоянное обращение к младенцу, но и пение очень полезны для него. Убаюкивая ребенка, каждая мама что-то напевает, хотя настоящие колыбельные песни знают далеко не все, а ведь в их старинных мотивах заключается огромный смысл. Они помогают успокоиться после дневных впечатлений, создают настроение умиротворения и блаженства. Поэтому не стоит утомлять ребенка современными эстрадными песнями, лучше вспомните те мелодичные, что напевала вам бабушка, или найдите их образцы в книгах.

Петь полезно не только перед тем, как вы убаюкиваете малыша, но и днем, когда его кормите, купаете и во время других занятий. Можно также произносить разные детские стихи.

Развиваем зрение

Все, что окружает вашего малыша, служит ему стимулом к развитию, поэтому сделайте его кроватку и одежду красивой и разноцветной. Красочные погремушки в виде рыбок, зверушек или куколок над кроватью, которые можно потрогать, - очень полезные вещи. Кроме того, можно надеть ребенку яркие цветные манжеты или носки, - он с удовольствием будет их рассматривать, ведь одни и те же погремушки надоедают. Рассмотреть красивую манжетку или яркий носочек не получится, если не поднести ручку или ножку поближе, - так ребенок учится управлять своим телом. А для того чтобы он привыкал чувствовать свои руки и владеть ими, положите ему на ладонь игрушку, издающую писк. Вот она пропищит в правой ладошке, и малыш потянется этой ручкой, переложите в левую - и он будет искать, где же теперь игрушка, которая так смешно звучит. Меняйте погремушки, показывайте что-то новое, а потом убирайте.

Ощущения

Чтобы ребенок узнал новые ощущения, научился отличать один предмет от другого, кладите в его ручку погремушки, тряпочки, куколки и другие вещицы разнообразной формы и сделанные из разного материала. Он постарается удержать предмет и, когда тот упадет, попытается найти. Можно положить эту вещицу сначала в одну ручку ребенка, потом в другую. Тогда он начнет ориентироваться, где находится игрушка, и будет искать понравившуюся вещь. Такое упражнение помогает развитию хватательных навыков.

А вот еще игры, способствующие развитию малыша в этом возрасте.

Найди сюрприз

Сделайте ребенку сюрприз. Заверните игрушку в несколько слоев бумаги и предложите ее найти, предварительно продемонстрировав, как это делается. Он с удовольствием примется искать спрятанное, развивая свое внимание и наблюдательность, учась управлять руками.

Учимся бросать

Подберите звучащие и пищащие игрушки и возьмите большую коробку, куда малыш будет их бросать. Передвигайте ее, пусть он найдет коробку и дотянется ручками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Агуканье и объятия

Уже с грудного возраста можно стимулировать развитие речи, если всячески поощрять агуканье малыша. Он будет с удовольствием ворковать на своем языке, когда услышит, как вам это нравится. Поэтому чаще говорите ему «агу» и приветливо улыбайтесь.

6 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОД

«Дуем-дуем». Такое упражнение направлено на развитие у ребенка умения управлять собственным дыханием, что в дальнейшем потребуется при становлении речи. Для его проведения надуйте обе щеки и затем дуньте на малыша, после чего попросите его сделать то же. Если ребенок не умеет дуть, научите его этому. В этих целях можно воспользоваться перышком, пеной, использующейся при купании, и мукой, предварительно высыпанной в тарелку.

«Все схвачено». Возьмите в руку игрушку и, расположив вертикально, попросите малыша взять ее. При этом нужно следить за тем, чтобы положение игрушки не изменялось. Затем расположите игрушку горизонтально и вновь попросите ребенка взять ее. Такое упражнение направлено на развитие мышц кисти и умение захватывать предметы.

«Мешочек с сюрпризом». Положите игрушку в полиэтиленовый или бумажный пакет и сверните его, после чего предложите ребенку достать игрушку. Такое упражнение развивает моторику рук и дает малышу представление о постоянстве предметов.

«Брось сильней!». На некотором расстоянии от ребенка поставьте ведро или коробку и затем попросите его попытаться забросить туда какую-либо игрушку. Во время выполнения упражнения периодически меняйте местоположение импровизированной корзины.

«Волшебный лист». Возьмите чистый лист бумаги и попросите малыша смять его, затем расправить, разорвать на несколько частей и т. д. Такое упражнение развивает моторику рук. После этого разместите лист бумаги перед лицом ребенка - он закроет обзор комнаты, а затем отведите лист.

«А ну-ка, повернись!». Положите ребенка на бок и покажите ему яркую игрушку. Малыш пожелает достать ее. Он будет тянуться ручками к игрушке, а вы в это время медленно передвигайте ее дальше, побуждая ребенка перевернуться на живот. Только после того, как он перевернется, отдайте игрушку ребенку.

«Говорящие зверушки». Посадите малыша на кровать и разложите перед ним несколько мягких игрушек. Взяв в руки одну из них, поговорите с ребенком от ее имени. При этом лучше всего изменять голос, подражая интонации того или иного животного: если это медведь - говорите низким тоном, если лисичка - высоким и протяжным, и т.д. Во время проведения такой игры ничто постороннее не должно отвлекать внимание малыша. Упражнение направлено на развитие речевых навыков.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Среди средств физического воспитания большое место занимают массаж и гимнастика.

Массаж оказывает благоприятное действие на мышечный тонус: уравновешивает тонус сгибателей и разгибателей (это важно, так как у детей до 3-х месяцев отмечается флексорный гипертонус). Под влиянием массажа улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата; расширяются капилляры, улучшается питание тканей, перистальтика кишечника, аппетит, циркуляция крови. Массаж оказывает благоприятное действие на нервную систему: уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС (это особенно важно в раннем возрасте, когда отмечается незрелость нервной регуляции функций органов и систем). Первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильные раздражители - поглаживания, в то время как словесные, обращения взрослых не вызывают такой реакции.

Основные приемы массажа.

Поглаживание - легкие скользящие движения ладонями или тыльной стороной кисти по поверхности кожи.

Детям первых 3-х месяцев жизни используют преимущественно прием "поглаживание". Более старшим детям можно использовать растирание, разминание, поколачивание.

Растирание - это более сильное давление рук, чем поглаживание, проводится в тех же направлениях.

Разминание - воздействие не только на кожу, но и на мышцы, сухожилия, суставы.

Поколачивание проводят тыльной стороной одного пальца, затем двумя и большим количеством пальцев Этот прием оказывает рефлекторное влияние на глубоко лежащие мышцы.

Требования к проведению массажа:

· руки массажиста должны быть теплые, без длинных ногтей, не шершавые;

· во время массажа ребенок должен быть спокойным, в хорошем настроении; при неприятных ощущениях массаж нужно прекратить;

· кожу ребенка смазывать кремом не нужно;

· продолжительность массажа одной области (руки, ноги, живота и т.п.) секунд - 2 минуты.

Начинать массаж можно в возрасте 1 месяца. Проведение массажа обычно сочетают с гимнастическими упражнениями.

Упражнения бывают 3-х видов:

¨ рефлекторные,

¨ пассивные,

¨ активные.

Рефлекторные упражнения - это вызывание безусловных рефлексов (Бабинского, Веркома и т.п).

Пассивные упражнения - это движения конечностями ребенка, которые выполняет взрослый (сгибание рук, ног и т.п). Эти упражнения можно проводить с 3-х месяцев, когда уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей.

Активные упражнения - это упражнения которые выполняет сам ребенок (подползает к игрушке, приседает и т.п.). Эти упражнения используют в соответствии с уровнем НПР (линии До, Др, Рп).

В детских поликлиниках маму ребенка обучают проведению комплексов массажа и гимнастики в зависимости от возраста ребенка.