Состояние ТВ Как устроено «Останкино. В экскурсию входит

Чтобы узнать, где телевизионщики монтируют программы, пьют и молятся, нажимайте на иконки.

Кафе

Постоянно меняет название, но известно среди обитателей как «Одиннадцатый». Здесь дорого и не очень вкусно, но здесь обедает весь топ-менеджмент. Сюда же все время ходит Глеб Пьяных. Он сидит один, читает газету «Коммерсант» и всегда снимает под столом ботинки. Ему душно, поэтому он подпирает входную дверь стулом и устраивает сквозняк. За это его все ненавидят.

Лестницы-переходы

В определенный момент здание телецентра разделяется надвое: 7 этаж по «большим» лифтам уже не имеет общего прохода с восточным крылом; нужно прибегать к перемещениям по запутанным лабиринтам лестниц. На двери обычно указан номер лестницы, а также то, на какие этажи можно попасть с ее помощью. Например, некоторые обслуживают 1-13 этажи, а некоторые — только с третьего по шестой. Если в нижней, студийной части здания перемещения похожи на игру в Counter Strike, то здесь уже начинаешь чувствовать себя принцем Персии.

Кабинет Листьева

Помещение, в котором сидел покойный основатель ОРТ, давно переоборудовано в аппаратную монтажа — но о бывшем хозяине извещает специальная памятная табличка.

«Зеленая студия»

Здесь занимаются производством ежедневных передач вроде «Давай поженимся», «Контрольной закупки» или «Модного приговора». Лестница с 13-го этажа уводит выше и упирается в небольшую дверь. Что за ней — никто не знает. Видимо, бездна.

«Красная студия»

В связи с переездом сюда Ларисы Синельщиковой на этаже идет ремонт. Здесь преобладают помещения «Красной студии»: она занимается производством больших проектов Первого — «На ночь глядя», «Большие гонки» и так далее. Редакция «Минуты славы» разместилась в бывшем читальном зале телецентровской библиотеки.

«Красный квадрат»

Здесь находится спортивная редакция Первого — а также помещения компании «Красный квадрат». В 2007 году большая часть производственных мощностей Первого сконцентрировалась под зонтичным брендом «Красный квадрат». Председателем совета директоров студийного конгломерата был назначен доктор Андрей Курпатов, по слухам — личный психолог жены Константина Эрнста Ларисы Синельщиковой. В 2008-м она стала президентом компании.

Константин Эрнст и команда

Этаж существует только в левом западном крыле — по «большим» лифтам. Правое закрыто, а сквозь грязные стекла внутренних стенок «стакана» (так сотрудники называют здание телецентра) можно разглядеть освещенные галогеном трубы. Здесь начинается империя Константина Львовича Эрнста: помещения Первому перешли по наследству от Центрального телевидения Гостелерадио СССР. На этом этаже находится пресс-служба, кабинет главного режиссера Андрея Болтенко и кабинет самого директора.

Редакция «Вечернего Урганта»

Ранее в этих помещениях находилась кинопросмотровая — зал, в котором в 1980-е пленку перегоняли на VHS. В 1995-м она была переоборудована в корреспондентскую НТВ — здесь стояли первые компьютеры, подключенные к лентам информагентств. В 2001-2004-х здесь находилась редакция «Намедни», затем — «Программа максимум», теперь здесь сидит команда «Вечернего Урганта». Долгое время основным артефактом здесь был огромный диван, на котором иногда спал во время монтажа своей программы Леонид Парфенов, во время записей своей тогдашней жены Аллы Пугачевой — Филипп Киркоров, в остальное время — шеф-редактор Георгий Андроников. Во время переезда «Программы максимум» на шестой этаж полгода назад диван развалился.

Редакция «Пусть говорят»

Девушки-продюсеры расхаживают по коридорам и громко разрешают деловые вопросы, обзванивая возможных гостей телешоу: «Здравствуйте, мы вам очень соболезнуем, вам ведь так трудно без ног!.. Как — есть ноги?.. Извините, вы нам не подходите».

Коридоры с портретами

По портретам сотрудников дирекции информационного вещания можно судить о многом: тот, чей портрет перемещается ближе к кабинету Татьяны Митковой, находится в фаворе у начальства. В апреле 2001-го Павел Лобков инициировал переход журналистов «старого» НТВ со своими портретами в здание АСК-3 напротив «Останкино», в кабинеты ТНТ.

Туалет

Именно отсюда вывешивался на улицу флаг телекомпании в 2001-м. После разгона старого НТВ обновления начали с ремонта туалета.

«НТВ-Плюс»

Помещения спортивных каналов под управлением Василия Уткина и Дмитрия Чуковского: из-за каждой двери доносится гул болельщиков и скороговорки комментаторов.

Новые редакции программ НТВ

Здесь находятся новые помещения редакций «Программы максимум», «Профессии — репортер» и «Русских сенсаций», а также стоит голубое кресло от Филиппа Старка, которым в 2001-м украсил свой кабинет Леонид Парфенов.

Столы для настольного тенниса

Корреспонденты и режиссеры монтажа собираются здесь после шести вечера. Днем никто не играет: говорят, однажды во время обеда появилось начальство, и визит закончился увольнениями. Вокруг — монтажные «НТВ-Плюс» и редакционные помещения Первого.

Технические коридоры

Опоясывают все здание. До тех пор пока они не были оборудованы камерами видеонаблюдения, тут находилось место интимных встреч сотрудников телецентра. Особенно популярно оно было среди операторов и видеоинженеров: они пользовались своими пропусками для того, чтобы проводить экскурсии по телецентру для девушек, выстраивавшихся в очереди на первые кастинги «Фабрики звезд» летом и осенью 2002-го. Здесь же в мае 2004-го разыгралась кровавая трагедия: бывший редактор «Вести-Москва» Артем Протасенко набросился с ножом на гендиректора «ТВ Столица» Дмитрия Паппе из-за ведущей «Вестей» Анастасии Мельниковой. Протасенко получил 7 лет строгого режима, а Мельникова через два месяца отправилась в бессрочный отпуск.

Монтажные и аппаратные НТВ

Здесь ночами монтируют выпуски под смех водителей телеканала, с недавних пор занимающих соседнее помещение. Вообще, это самый ужасный и запутанный этаж во всем здании - здесь огромное количество поворотов и без провожатых лучше не ходить.

«Му-му»

Сетевое заведение общепита появилось здесь, видимо, по причине тесного бизнес-партнерства Константина Эрнста и ресторатора Деллоса: они являются совладельцами ресторана «Пушкин», а в ресторанную империю Деллоса, кроме прочего, входит также и «Му-му».

Пятая студия

Брежнев приезжал сюда смотреть в прямом эфире футбол и записывать обращения. Когда в апреле 2001-го часть сотрудников НТВ вслед за Евгением Киселевым перешла работать на ТВ-6, фактически это перемещение обозначало смену студии: НТВ записывали в Одиннадцатой, ТВ-6 существовал в Пятой.

Одиннадцатая студия

В 1999-м, когда было решено выводить производство программ НТВ за пределы 8-го этажа телецентра, Гусинский выкупил ее у «Останкино». Первой программой, производившейся здесь, были «Глас народа» Евгения Киселева. Он имел обыкновение появляться в студии за 2 минуты до эфира — поэтому неоднократно, когда запись по техническим причинам переносили на 8-й этаж, работники телецентра могли наблюдать коллективный забег телохранителей, гримеров и администраторов Киселева до «малых» лифтов.

Холл у «малых» лифтов

Здесь отстаивается масса зрителей ток-шоу с massovki.ru. Существует градация: женщинам за пятьдесят платят по 500 р. за смену, молодежи — по 700 р., «красивым лицам» (для крупных планов) — по 1000-1200 р. Известны случаи, когда массовку перекупали. Бригадир массовки с программы «Пусть говорят», которому не удалось набрать достаточно народу для заполнения трибун, ворвался однажды в студию, где шла запись очередного «Бенефиса» НТВ, и предложил людям на местах 700 р. вместо 500. Массовка полностью покинула студию НТВ. Спустя 15 минут уже бригадир НТВ перекупал массовку у Первого за 900 р.

Первая студия

Второй этаж «Останкино» почти целиком занимает студийный комплекс - проектировал его Нодар Канчели, автор куполов аквапарка «Трансвааль-парк» (рухнул) и Басманного рынка (обрушился). Здесь обычно проходят большие концертные шоу Первого канала.

«Полвторого»

Странная пристройка к основному зданию. До начала 1990-х здесь располагалась столовая, затем — супермаркет. На месте супермаркета последнее время размещалась дирекция праймового, а за соседней дверью — дирекция правового вещания НТВ. В первой делали «Центральное телевидение», за стенкой — «Дело в кепке» и «Анатомию протеста». Тут же — вегетарианское кафе и офис «Газпромбанка». Этаж с другими помещениями телецентра соединяет широкая невысокая лестница, но функционально он полностью автономен — можно днями не выходить.

«Малые» лифты

Вторая группа лифтов — по ним в здании этажей всего девять. Ведущие из новостной редакции НТВ, располагающейся на 8-м этаже, опасались использовать их после того, как Кирилл Поздняков однажды, застряв в одном из них, опоздал на эфир.

«Армянский» магазин

Существует со времен Гостелерадио. Продают любую пищу — от копченой курицы до мороженого.

Дирекция информационных программ Первого канала

Эфирная закрытая зона, вход по спецпропускам — плюс отдельный внешний вход. В 2008-м Кирилл Клейменов и Константин Эрнст запустили новый новостной комплекс: заполненное редакторами и режиссерами пространство, которое можно видеть за спиной Екатерины Андреевой в программе «Время», раньше занимала концертная студия Всесоюзного телецентра с залом на 800 зрительских мест, где шла запись творческих встреч со звездами.

Операторский цех

Все 1980-е это помещение занимала студия творческого объединения «Экран»: здесь Александр Татарский придумывал «Пластилиновую ворону», а Анатолий Резников — «Кота Леопольда». Сейчас здесь операторы НТВ смотрят телевизор в ожидании «выезда».

Полицейские пункты

По слухам, в 1999-м задержали группировку милиционеров, которые в одном из пунктов содержали бордель. Сегодня эти помещения нередко используют как вытрезвители.

Восьмой подъезд телецентра

Через него на работу следуют все теленачальники. Известно, что каждый день в 12.30 сквозь эти двери проходит заместитель гендиректора НТВ Татьяна Миткова, а в 12.50 — гендиректор канала Владимир Кулистиков. Чтобы сотрудники не отвлекали его разговорами, он прибегает к изощренной тактике использования мобильного телефона.

Бильярдная в подвале

До появления «Макса» здесь находилось главное питейное заведение. Традиция содержания мест общепита в телецентре прижилась еще при бывшем директоре Валерии Горохове, которому, по слухам, взносы за «аренду» носили в непрозрачных полиэтиленовых пакетах. В эпоху первоначального накопления капитала здесь употребляли виски, к концу 1990-х перешли на красное.

«Большие» лифты

Ходят до 12-го этажа, тогда как «малые» — до 9-го. Когда на первой репетиции шоу «Две звезды» на Первом в 2006-м Леонид Парфенов сломал ногу, Константин Эрнст лично выводил его из лифта к карете скорой помощи. Сидевший в кафе по соседству репортер дирекции правового вещания НТВ Павел Романов, увидев ногу Парфенова, стал фиксировать событие на телефон. Когда Эрнст попросил прекратить съемку, Павел Романов попросил его представиться. «Я Эрнст, а ты кто?» — «А я — Паша с телевидения». После чего Павел позвонил своему шефу Юрию Шалимову, описал ситуацию и получил команду бежать. С тех пор за Романовым закрепилось прозвище Паша Телевидение и должность заместителя главного редактора «Чрезвычайного происшествия» НТВ.

Холл перед «большими» лифтами

В конце нулевых стал известен как «общественная приемная» Георгия Андроникова, ныне бывшего шеф-редактора программ праймового вещания НТВ. В синих креслах проходили редколлегии «Программы максимум» и «Русских сенсаций», а в перерывах между заседаниями Андроников здесь просто спал. Однажды гендиректор Кулистиков подошел к дремлющему Георгию с предложением выделить кабинет, на что получил ответ: «У меня есть. А здесь удобнее — прохладно».

Пруд у западного фасада

В царствование Бориса Годунова в пойме Останкинского ручья у главного дома усадьбы дьяка Щелкалова построили плотину и соорудили пруд. В конце 1960-х при строительстве телецентра его обнесли гранитными плитами, а ко дну подвели основания системы кондиционеров — для охлаждения. В результате пруд перестал замерзать зимой, это породило легенды о том, что под прудом для автономного питания телецентра построили ядерный реактор.

Загадочное место, в котором мечтают побывать миллионы. Знаменитый телевизионный технический центр "Останкино", в котором можно заблудиться и встретить несколько привидений, в котором нужно быть в форме чтобы добежать из одного здания в другое, в котором живёт магия кино, в котором один этаж переходит в другой... в котором... Это предложение можно продолжать вечно.

1. Начнём немного с внешнего вида. Это знаменитое здание в последние годы становится ярким изнутри и снаружи. О внутреннем мы поговорим в будущем, а внешняя яркость с высоты птичьего полёта смотровой площадки Останкинской телебашни выглядит так. Мне кажется, что его внешний вид знают множество людей за пределами столицы.

2. К Телецентру относится сразу несколько зданий, самое известное из которых - АСК-1. Аппаратно-студийный комплекс строился в 1964-1967 годах, когда была введена в строй первая очередь.

3. Сегодня здесь разместились самые известные студии. "Вечерний Ургант", например, снимается 4 дня в неделю. С понедельника по среду - один выпуск в день, а в четверг снимают сразу два.

4. В студии снимать запрещено. Такие уж условия. Было бы интересно показать Вам что-нибудь, но нарушать правила я не буду. не в этот раз точнее:-) О студии скажу так: я ожидал, что она будет несколько больше, но тут вступает в силу тот самый оптический обман, которым пользуется любой фотограф и оператор с хорошим объективом.

5. Так уж совпало, что в этот день Владимир Владимирович с народом общался. мы его там не застали. И слава богу, а то фиг бы кто в здание вошёл. Только Пугачёва мимо пробегала...)

6. То, что происходило за кадром самого главного прямого эфира года обсуждается уже неделю. А мы в это время просто видели его на множестве экранов.

7. Во время эфиров за этим пультом сидит режиссёр и решает что же пойдёт в телевизор.

8. Конечно экскурсионная программа не проходила бы во время реальной работы. Экраны включили для нас чтобы показать само устройство системы. Здесь спокойно размещается изображение с пары десятков камер, установленных в студии.

9. По соседству занимаются звуком. Мы в Московском регионе видим трансляцию уже с устранением ряда недочётов. Полный оригинал идёт на Владивосток.

10. Теперь мы перемещаемся в студии, которые открыты для гостей. Здесь снимается "Познер".

11. О самой программе я ничего не скажу. Честно: не смотрю. А вот её студия - полная противоположность "Урганту". Здесь небольшая съёмочная площадка в просторном зале. Нет зрителей. Вместо них стоят стульчики. Эдакий VIP зал. Шутка, конечно. На самом деле в данный момент просто не готовятся к съёмкам.

12. Обратная сторона студии - отдельные этажи для съёмок. Все условия для спокойного творческого процесса. Студии можно назвать отдельными небольшими мирами, в которых можно закрыться от всех окружающих. Ещё одну студию сфотографировать тоже было нельзя. "Спокойной ночи, малыши" снимается в маленьком помещении, где пройти не всегда просто.

13. Пробегая к другой студии выхватываю в кадре небольшой буфет. Таких мест в Останкино очень много.

14. Дальше одна из самых известных и популярных съёмочных площадок. Пусть говорят - известное шоу Андрея Малахова. Одно из жанра "ой они опять ругаются тут, надоели уже, не буду смотреть, но он прав, а она нет!". Не поняли о чём это? Значит у вас в семье просто не смотрят подобное.

15. Большой павильон с двумя входами для особо отличительных героев программы.

16. Заметьте! Здесь для съёмочной группы стоят кресла!

17. В студии я узнал чуть больше о том как собирают героев для программы.

18. Задача у редактора простая: поехать и привезти Иванова, Петрова, Козлова и всех остальных. Всё. Постановка задачи закончена. Как всё это сделать - уже проблема поехавшего за тридевять земель.

19. Склоняюсь к мысли, что я бы так работать не смог.

20. Перебегаем дальше. Атриум АСК-1, из-за существования которого работники назвают телецентр "стаканом".

21. Работа с отснятым материалом и со звуком - отдельная тема. Перед нами небольшая аппаратная нелинейного монтажа. Перед сами знаменитое "Поле чудес", снимающееся уже столько лет, что съёмочная группа научилась снимать всё сразу, профессионально и без косяков. Вообще сработавшаяся команда является не только залогом успеха, но и радостью для всех остальных трудящихся. В шоу 300-400 склеек материала! Весь процесс создания выпуска составляет примерно 24 часа. 6 часов готовится студия, 2 часа непосредственно съёмки.

22. Дальше монтаж и звук. Работники постеснялись попозировать, поэтому в кадре снова никого кроме Леонида Аркадьевича. Здесь выделяются некоторые моменты, добавляется смех там, где его было маловато. На сёмках нет нескольких звуков: выход "приза", открытие буквы. В этот момент у меня появилось желание как-нибудь раз побывать на съёмках. Не "Поле чудес", а что-нибудь более знакомое, чтобы понять насколько всё отличает там и "в ящике".

23. Снова перемещаемся. За окном здание через дорогу - АСК-3.

24. А теперь перед вами студия, где проводится запись звука для кино, сериалов и всего-всего что нужно.

25. Она полностью изолирована от остального комплекса и держится на пружинах. На входе глухая дверь для полной звукоизоляции. Если здесь кого-то будут "убивать", соседи не услышат. А перед нами полы всех вариантов для создания правдоподобных шагов.

26. Ванна для звуков воды, ящики, отдельные комнатки.

27. Здесь проводится запись голоса диктора.

28. А это шкаф с творческим мусором, которому позавидует ваша кладовка или гараж. Звуки бывают разные и понадобиться может всё что угодно. Иногда за день записывают звуков всего на 5 минут фильма. Бывает, что некоторые звуки создают в темноте)

29. Перемещаемся в ещё одно огромное помещение. Это транспортный коридор, в котором перевозят всё необходимое. Через него же в телецентр попадают грузы или экзотические гости. Не поведёшь же через КПП любое животное. Мне сейчас при обработке фотографий подумалось, что это первый этаж. Но в памяти отложилось, что после этого мы спускались вниз по лестнице. Учитывая слова про 9 этаж, переходящий в 11, я ничему не удивлюсь.

30. Местный транспорт. Но расстояния везде такие, что всё равно пешком привычнее.

31. Повезло найти среди всего прочего сосуды, органы и прочее про здоровье.

32. А это немного зелени. Возможно туда же.

33. А если заглянуть дальше... Барахолки отдыхают!

34. В телецентре регулярно проводятся экскурсии. Посетители могут увидеть часть музея подарков самой подарочной программы страны.

35. Поле чудес переехало сюда с ВДНХ. Здесь и останется. Экспозиция периодически меняется.

36. Вообще телецентр - это место, о котором можно рассказывать долго.

37. Указатель на одежду, аудио-видео и аптеку с цветами - не случайность. Здесь можно жить. Говорят даже турагентство есть!

38. Пока я могу обещать, что этот репортаж будет не последним. мне ещё есть что вам показать.

Может кому-то интересно что-то конкретное узнать о телецентре? Спрашивайте! Вдруг получится ответить.

Если Вас интересуют какие-либо вопросы, есть интересные предложения или хочется что-то сказать - меня легко найти в социальных сетях.

Загадочное место, в котором мечтают побывать миллионы. Знаменитый телевизионный технический центр "Останкино", в котором можно заблудиться и встретить несколько привидений, в котором нужно быть в форме чтобы добежать из одного здания в другое, в котором живёт магия кино, в котором один этаж переходит в другой... в котором... Это предложение можно продолжать вечно.

1. Начнём немного с внешнего вида. Это знаменитое здание в последние годы становится ярким изнутри и снаружи. О внутреннем мы поговорим в будущем, а внешняя яркость с высоты птичьего полёта смотровой площадки Останкинской телебашни выглядит так. Мне кажется, что его внешний вид знают множество людей за пределами столицы.

2. К Телецентру относится сразу несколько зданий, самое известное из которых - АСК-1. Аппаратно-студийный комплекс строился в 1964-1967 годах, когда была введена в строй первая очередь.

3. Сегодня здесь разместились самые известные студии. "Вечерний Ургант", например, снимается 4 дня в неделю. С понедельника по среду - один выпуск в день, а в четверг снимают сразу два.

4. В студии снимать запрещено. Такие уж условия. Было бы интересно показать Вам что-нибудь, но нарушать правила я не буду. не в этот раз точнее:-) О студии скажу так: я ожидал, что она будет несколько больше, но тут вступает в силу тот самый оптический обман, которым пользуется любой фотограф и оператор с хорошим объективом.

5. Так уж совпало, что в этот день Владимир Владимирович с народом общался. мы его там не застали. И слава богу, а то фиг бы кто в здание вошёл. Только Пугачёва мимо пробегала...)

6. То, что происходило за кадром самого главного прямого эфира года обсуждается уже неделю. А мы в это время просто видели его на множестве экранов.

7. Во время эфиров за этим пультом сидит режиссёр и решает что же пойдёт в телевизор.

8. Конечно экскурсионная программа не проходила бы во время реальной работы. Экраны включили для нас чтобы показать само устройство системы. Здесь спокойно размещается изображение с пары десятков камер, установленных в студии.

9. По соседству занимаются звуком. Мы в Московском регионе видим трансляцию уже с устранением ряда недочётов. Полный оригинал идёт на Владивосток.

10. Теперь мы перемещаемся в студии, которые открыты для гостей. Здесь снимается "Познер".

11. О самой программе я ничего не скажу. Честно: не смотрю. А вот её студия - полная противоположность "Урганту". Здесь небольшая съёмочная площадка в просторном зале. Нет зрителей. Вместо них стоят стульчики. Эдакий VIP зал. Шутка, конечно. На самом деле в данный момент просто не готовятся к съёмкам.

12. Обратная сторона студии - отдельные этажи для съёмок. Все условия для спокойного творческого процесса. Студии можно назвать отдельными небольшими мирами, в которых можно закрыться от всех окружающих. Ещё одну студию сфотографировать тоже было нельзя. "Спокойной ночи, малыши" снимается в маленьком помещении, где пройти не всегда просто.

13. Пробегая к другой студии выхватываю в кадре небольшой буфет. Таких мест в Останкино очень много.

14. Дальше одна из самых известных и популярных съёмочных площадок. Пусть говорят - известное шоу Андрея Малахова. Одно из жанра "ой они опять ругаются тут, надоели уже, не буду смотреть, но он прав, а она нет!". Не поняли о чём это? Значит у вас в семье просто не смотрят подобное.

15. Большой павильон с двумя входами для особо отличительных героев программы.

16. Заметьте! Здесь для съёмочной группы стоят кресла!

17. В студии я узнал чуть больше о том как собирают героев для программы.

18. Задача у редактора простая: поехать и привезти Иванова, Петрова, Козлова и всех остальных. Всё. Постановка задачи закончена. Как всё это сделать - уже проблема поехавшего за тридевять земель.

19. Склоняюсь к мысли, что я бы так работать не смог.

20. Перебегаем дальше. Атриум АСК-1, из-за существования которого работники назвают телецентр "стаканом".

21. Работа с отснятым материалом и со звуком - отдельная тема. Перед нами небольшая аппаратная нелинейного монтажа. Перед сами знаменитое "Поле чудес", снимающееся уже столько лет, что съёмочная группа научилась снимать всё сразу, профессионально и без косяков. Вообще сработавшаяся команда является не только залогом успеха, но и радостью для всех остальных трудящихся. В шоу 300-400 склеек материала! Весь процесс создания выпуска составляет примерно 24 часа. 6 часов готовится студия, 2 часа непосредственно съёмки.

22. Дальше монтаж и звук. Работники постеснялись попозировать, поэтому в кадре снова никого кроме Леонида Аркадьевича. Здесь выделяются некоторые моменты, добавляется смех там, где его было маловато. На сёмках нет нескольких звуков: выход "приза", открытие буквы. В этот момент у меня появилось желание как-нибудь раз побывать на съёмках. Не "Поле чудес", а что-нибудь более знакомое, чтобы понять насколько всё отличает там и "в ящике".

23. Снова перемещаемся. За окном здание через дорогу - АСК-3.

24. А теперь перед вами студия, где проводится запись звука для кино, сериалов и всего-всего что нужно.

25. Она полностью изолирована от остального комплекса и держится на пружинах. На входе глухая дверь для полной звукоизоляции. Если здесь кого-то будут "убивать", соседи не услышат. А перед нами полы всех вариантов для создания правдоподобных шагов.

26. Ванна для звуков воды, ящики, отдельные комнатки.

28. А это шкаф с творческим мусором, которому позавидует ваша кладовка или гараж. Звуки бывают разные и понадобиться может всё что угодно. Иногда за день записывают звуков всего на 5 минут фильма. Бывает, что некоторые звуки создают в темноте)

29. Перемещаемся в ещё одно огромное помещение. Это транспортный коридор, в котором перевозят всё необходимое. Через него же в телецентр попадают грузы или экзотические гости. Не поведёшь же через КПП любое животное. Мне сейчас при обработке фотографий подумалось, что это первый этаж. Но в памяти отложилось, что после этого мы спускались вниз по лестнице. Учитывая слова про 9 этаж, переходящий в 11, я ничему не удивлюсь.

30. Местный транспорт. Но расстояния везде такие, что всё равно пешком привычнее.

31. Повезло найти среди всего прочего сосуды, органы и прочее про здоровье.

32. А это немного зелени. Возможно туда же.

34. В телецентре регулярно проводятся экскурсии. Посетители могут увидеть часть музея подарков самой подарочной программы страны.

35. Поле чудес переехало сюда с ВДНХ. Здесь и останется. Экспозиция периодически меняется.

36. Вообще телецентр - это место, о котором можно рассказывать долго.

37. Указатель на одежду, аудио-видео и аптеку с цветами - не случайность. Здесь можно жить. Говорят даже турагентство есть!

38. Пока я могу обещать, что этот репортаж будет не последним. мне ещё есть что вам показать.

Может кому-то интересно что-то конкретное узнать о телецентре? Спрашивайте! Вдруг получится ответить.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!