Шапка-ушанка - от простого головного убора до национального символа. История знаменитой русской шапки-ушанки Шапка ушанка история происхождения

Шапка-ушанка для русского человека уже давно один из самых привычных зимних головных уборов, а иностранцы покупая её как сувенир отдают дань российской истории. Даже сейчас эта шапка пользуется бешеной популярностью у молодежи, так как она отлично спасает нашу голову морозной зимой. Давайте разбираться.

Шапка — ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.

Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси.

Согласно древней славянской традиции, которая прочно укоренилась в Киевской Руси (Х –ХІІІ вв.) и позже в Великом княжестве Московском (ХІV –XVII вв.), без головного убора могли ходить лишь незамужние девушки. Мужчинам и замужним женщинам полагалось вне дома носить головной убор.

Это была очень важная традиция, оставлять голову непокрытой считалось постыдным, отсюда и слово «опростоволоситься» - оказаться в неприятном, смешном положении, допустить грубую ошибку, промах, оплошность.

Некоторые меховые головные уборы ХІV –XVIII вв. с отворотами или без, полностью меховые или лишь с меховой оторочкой стали прототипами современных меховых шапок.

Наиболее близкие по стилю: шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, популярные у запорожских казаков.


И.Е.Репин (1844-1930). «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» .

До XIII века в моде были, так называемые, треухи и более сложные магерки – шапки с отворотами, с разрезами впереди, где обычно крепили аграф или перо с драгоценным камнем и кисточкой, это украшение называлось «султан». Обычно на художественных полотнах того времени в таких головных уборах изображали польскую шляхту и украинских гетьманов.

Этнографы также приводят самый поздний вариант - шапку-малахай, круглую с наушниками, её носили в Черниговской губернии в конце XIX века. Это практически точная копия нынешней ушанки.

Однако возрождение шапки-ушанки произошло после революции, в 1918-19 гг. в рядах Белой армии, под предводительством адмирала и руководителя Белого движения Александра Васильевича Колчака.

Тогда шапка-ушанка называлась - шапка «колчаковка», но она не была меховой, её шили исключительно из сукна, а также она имела козырёк, также обшитый сукном. Хотя считалось, что колчаковка – облегчённая копия шапки Нансена, известного исследователя Арктики, норвежского путешественника Фритьофа Нансена.

Времена тогда были тяжёлые, обмундирование армии Колчака была привозным, готовую униформу доставляли либо из Англии, либо шили её из сукна, купленного в Японии. Офицерский состав Белого движения, помимо папах, также носил «колчаковны» с кокардой или бело-зелёной ленточкой.

В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника.

В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу.

Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и срочников - из меха цигейки чёрного цвета.

С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.

Во времена застоя и перестройки шапка-ушанка стала ходовым товаром у фарцовщиков. Иностранные туристы с удовольствием покупали или меняли привезённые с собой вещи на ушанки.

Сегодня шапка-ушанка является модным аксессуаром, способным менять настроение своего обладателя вместе с положением ее ушей, завязанных на затылке или подбородке, а то и вовсе дразня публику подрагивающими при ходьбе не завязанными «ушками».

Причем, модельный ряд ушанки не ограничивается только классикой жанра, т.е. шапкой-ушанкой на меху. В моде вязаные ушанки, трикотажные, из стриженого меха (искусственного или натурального) и т.д.

После того, как Роман Абрамович приобрел «Челси», шапка-ушанка стала ключевым элементом униформы его болельщиков. Таким образом они выражали свою признательность странному русскому, вкладывающему огромные деньги в футбольный клуб.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ УШАНКИ

У приблатненной петроградской публики в начале 1920-х особым шиком считалась финка-ушанка – кожаная с каракулевой окантовкой.

В советской моде на головные уборы свое слово сказал Леонид Брежнев: в 60-70-е годы прошлого века члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки. Позже появились шапки из ондатры и тюленевого меха. Брежнев же ввел моду на норковые шапки-ушанки, ставшие атрибутом состоятельности в период глубокого застоя.

Для иностранцев шапка-ушанка давно приросла к образу типичного русского. Туристы вкупе с матрешками и футболками с ликом дедушки Ленина нарасхват скупают меховые и драповые треухи, называя их на русский манер shapka или ushanka. Эти термины, кстати говоря, включены в Оксфордский словарь.

Слово «шапка» пришло в русский язык из французского через немецкий или польский. Позднее произошло обратное заимствование, и теперь у французов помимо слова «chapeau» в значении любого головного убора есть калькированное «chapka», относящееся только к меховой шапке-ушанке русского образца.

В 90-е годы норковые ушанки были предметом роскоши и престижа, их берегли пуще зеницы ока и на ночь оставляли в холодильнике, чтобы не испортился мех. Когда снимали с головы — трепетно встряхивали.

Шапкам — ушанкам посвящают огромные статьи модные журналы, объясняя как выбирать шапку, как и с чем носить. Сегодня ушанка — обязательный элемент женского гардероба. Вот уже на протяжении нескольких лет этот фасон головных уборов не выходит из моды. Каждый сезон приносит некоторые изменения во внешний вид, но суть остается прежней.

Несмотря на огромное количество разновидностей и видов по стилю — эти теплые головные уборы прекрасно согреют в самое холодное время года. Помните, что важнее всего держать в тепле именно голову, ну и ноги конечно. Стало быть нужно рассказать о валенках, но это уже другая история…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ша́пка-уша́нка - зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка (первоначально - мужская), широко распространённый головной убор в России . Ушанка получила своё название из-за наличия отложных наушников - «ушей», в поднятом виде связанных на макушке или на затылке тесьмой.

Ношение ушанки

Ушанка носится в сложенном состоянии, то есть с завязанными на макушке «ушами», но при необходимости «уши опускаются вниз вместе с отворотом на затылке, защищая от холода и ветра уши, а также частично щёки и подбородок человека, носящего ушанку. «Уши» также можно завязывать на затылке и под подбородком.

Шапка-ушанка, изготовленная из искусственного меха, получила народное название «Чебурашка » по аналогии с мультипликационным персонажем.

История

Современная шапка ушанка мало чем отличается от головных уборов древних тюркских кочевников - «» (малахай). Указанные головные уборы до сих пор являются национальной одеждой у ряда тюркских народов, в частности у казахов. Известна картина В.В. Верещагина "Казах в малахае" 1867 года.

Вероятно, на облик современной «шапки-ушанки» повлияла и «шапка-колчаковка», которая получила широкое распространение в Белой армии Колчака в -1919 годах . Позднее мода на ушанки с круглой тульей распространяется в рабочей среде Петрограда , а затем и по всей России .

Ушанки в вооружённых силах

Ушанка на службе у Колчака

Первые головные уборы, сходные по своему виду с шапками-ушанками, начали использовать в армии Колчака . С лета 1919 года получает широкое распространение «летний» вариант шапки Нансена . От классического варианта она отличалась тем, что, с одной стороны, была изготовлена полностью из сукна (то есть её назатыльник с ушами и передний клапан не обшивались мехом), а, с другой стороны, кроме вертикального переднего клапана, она имела ещё и козырёк (по-видимому, также обтянутый сукном).

    Колчаковцы на отдыхе.jpg

    Группа колчаковцев на отдыхе. 1919. Значительная часть бойцов носит шапки-«колчаковки» - прообраз будущих шапок-ушанок

Ушанка в РККА и милиции



С 1931 года на снабжении РККА состояла так называемая шапка, в целом похожая на шапку-ушанку.

В Советской Армии и в ВМФ СССР рядовой и сержантский (старшинский) состав носил шапки со звездой, в 1970-е годы установили ношение звезды с эмблемой (обрамление звезды золотистыми листьями).

Шапка-ушанка состоит из окола, колпака и тульи. Окол меховой, состоит из козырька, назатыльника с наушниками и тесьмой для их завязывания; изготовляется для личного состава взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил из серого каракуля , а для взвода Военно-Морского Флота - из чёрного каракуля. Колпак, козырёк и назатыльник подлицевые из сукна : для личного состава взвода Сухопутных войск стального цвета, взвода Военно-воздушных сил - тёмно-синего цвета, для старшин и матросов взвода Военно-Морского Флота - чёрного цвета, для офицеров взвода Военно-Морского Флота - из кожи чёрного цвета. Тулья состоит из дольника и кружка, стёганных на вате с подкладкой. В центре козырька: кокарда с эмблемой - для офицеров взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, эмблема - для офицеров взвода Военно-Морского Флота, пятиконечная звезда с эмблемой - для сержантов , солдат , старшин и матросов.



Ношение ушанки под шлемом не предусмотрено, должен выдаваться подшлемник, но это соблюдается крайне редко и поэтому шлем носят с ушанкой, что крайне неудобно. Да и шлем , надетый поверх ушанки, практически не прикрывает голову. В ушанке голова практически не дышит. Тем более, надо учитывать, что ушанка носится с 11 октября по 11 апреля, во время ношения зимней формы одежды. Часть этого периода может быть вполне жаркая погода. По уставу военнослужащие и сотрудники полиции на посту должны быть в головном уборе. Таким образом, они вынуждены находиться в жарком помещении с зимней шапкой на голове. Ушанка впитывает воду и плохо сохнет. В частях специального назначения вместо шапки-ушанки часто используется вязаная шапка или балаклава, ношение которой как отдельно, так и с шлемом более удобно.

Ушанки в мире

В западном мире ушанка является составной частью стереотипного «образа русского » (например, в голливудском кинематографе, на карикатурах и тому подобное), по-английски называется просто shapka . Схожие головные уборы распространены во многих странах мира. Например головные уборы такого типа относятся к традиционной национальной одежде у казахов, монголов, китайцев и широко распространены в таких странах как Казахстан , Китай , Северная Корея , Монголия , также присутствуют на произведениях позднесредневековой европейской живописи, в частности, северного Возрождения. Ушанки нередко носят также в Канаде , где она выступает и как элемент зимнего обмундирования некоторых вооружённых формирований . Похожая шапка (но без длинных ушей и с пуговицей на макушке) распространена в Финляндии.

Ушанка в немецкой полиции

Ушанка в полиции США

Изображения ушанок

    Ushanka of Soldier of Soviet Army-2.jpg

    Ушанка армейского образца сверху

    Ushanka of Soldier of Soviet Army-4.jpg

    Ushanka of Soldier of Soviet Army-6.jpg

    White ushanka.JPG

    Белая ушанка

См. также

Напишите отзыв о статье "Ушанка"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ушанка

– Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы…
Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
– А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
– Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
– Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]
– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Откуда взялись шапки?

Откуда взялись шапки?

Древнеанглийское слово «хает» означает «покрывать»: оно дает нам понять, почему люди стали пользоваться шапками. Кстати, от того же корня произошли английские слова «дом» и «хижина».

Сначала человек носил шапку, чтобы защитить голову от дождя и снега, а также от солнечных лучей. В северных странах шапки, возможно, делали из кожи, чтобы они были теплее, а в южных первые головные уборы изготовляли из тростника или соломы.

Потом люди придумали военный шлем. Люди разных племен пользовались ими по той или иной причине. Чтобы защитить голову от мечей и стрел, шлемы делали из металла. У многих племен шлем имел устрашающую форму, чтобы напугать противника.

Со временем у каждого народа развился свой стиль головных уборов для украшения и различных церемоний. Феска, например, или фетровая кепка без полей, обычно красного цвета, была очень популярна в некоторых странах Западной Азии. Арабы изобрели тюрбан, который носили с разными украшениями в соответствии с рангом. Короны королей и королев тоже обозначали их титул.

Только 5 или 6 столетий назад люди всерьез занялись изготовлением головных уборов. Сначала их делали из овечьей шерсти, позднее стали использовать шерсть бобра для изготовления фетровых шляп. Со временем шапки стали носить и простые люди, а шляпы с широкими полями стали привилегией джентльменов.

Очень необычные шляпы были порой у религиозных и политических деятелей. Конечно, вы знаете, что монахи и монахини носили головные уборы определенного покроя. Но слышали ли вы, что пуритане, последователи Оливера Кромвеля, носили «ведьмины колпаки» с пирамидальной тульей! А квакеры выделялись тем, что носили шляпы с очень широкими полями и очень низкой тульей.

Многие головные уборы названы в честь людей, которые впервые изобрели и надели их (например боливар), или места, где люди их носили (например Хомбург). А простую панамку изобрели в Панаме 300 лет назад.

Из книги Невероятные случаи автора Непомнящий Николай Николаевич

ОТКУДА ЗЛОДЕИ? Американский «Пионер-10» стал первым космическим аппаратом, запущенным землянами за пределы Солнечной системы. Расположенная в Мадриде станция слежения недавно приняла одну из многочисленных депеш «Пионера», расшифровать которую помогли французской

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Откуда к нам пришел чай? Кажется удивительным, когда вы задумываетесь, что мы до сих пор пьем напитки, которые нравились человеку тысячи лет назад! Чай относится как раз к таким напиткам.Китайцы ценили мягкий стимулирующий эффект чая в течение 4000 лет! А западному миру

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Откуда взялись растения? Современные научные теории утверждают, что было время, когда на Земле вовсе не существовало растений или какого-нибудь иного вида жизни. Потом сотни миллионов лет назад на нашей планете в силу не установленных пока еще причин появились первые

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Откуда взялись алмазы? Алмазы являются самыми твердыми веществами на Земле. Согласно утверждениям ученых, они были образованы около 100 000 000 лет тому назад. Вто время в глубинах земли температура была значительно выше, чем теперь, и горные породы находились в жидком

Из книги Я познаю мир. Сокровища Земли автора Голицын М. С.

Откуда взялись статуи на острове Пасха? В день праздника Пасхи в 1722 году корабль голландского адмирала Якоба Рогевина причалил к берегу покрытого травяным ковром острова в южной части Тихого океана. Адмирал назвал открытую им землю островом Пасхи и вскоре обнаружил, что

Из книги Сказки пяти континентов автора Шапиро Ян

Откуда взялись различные породы собак? Собаки были одомашнены раньше других животных. С тех пор как это произошло, люди вывели более 200 пород собак. В некоторых случаях породы выводились для конкретных нужд. Зачастую, попадая в новые страны, собаки либо спаривались с

Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

Откуда взялись оливки? Родина оливковых деревьев - Юго-Западная Азия. Много веков они давали людям пищу и перевозились караванами вдальние районы. Оливки нельзя есть прямо с дерева. Горький вкус плода исчезает при мариновании. Масло оливковых деревьев ценилось с

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Откуда взялись некоторые геологические термины? Давным-давно наши предки жили в глубоком страхе перед явлениями природы. Они наблюдали поражающие их воображение вулканические извержения, землетрясения, наводнения, ливни, грозы, бури, движущиеся по небу Солнце, Луну,

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Компьютерные террористы [Новейшие технологии на службе преступного мира] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Откуда взялись считалки? Считалки, как и другие жанры детского фольклора, возникли в глубокой древности. В их основе лежит представление о том, что есть счастливые и несчастливые числа. Когда-то считалка была одним из способов гадания, чтобы узнать, стоит или не стоит

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Кометы. Откуда они? Появление на небе небесного тела с ярко светящейся головой и длинным хвостом – зрелище удивительное и незабываемое. Но если современный человек знает, что этот объект – одно из небесных тел, называемое кометой, и при виде ее испытывает лишь чувство

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

Из книги автора

Хакеры взялись за политиков На протяжении декабря 1996 года сайт лейбористской партии в Великобритании многократно подвергался хакерским атакам. Ответственность за все акты вандализма взяла на себя некая группа хакеров, которые называют себя «цифровыми

Из книги автора

Откуда взялись шапки? Древнеанглийское слово «хает» означает «покрывать»: оно дает нам понять, почему люди стали пользоваться шапками. Кстати, от того же корня произошли английские слова «дом» и «хижина».Сначала человек носил шапку, чтобы защитить голову от дождя и

Из книги автора

Откуда взялись культурные растения? Культурные растения - это виды, формы и сорта растений, возделываемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, кормов для домашних животных, а также в декоративных целях. Считается, что в культуру

Каждый день надевая тёплую шапку перед выходом на улицу, мы на задумываемся, какую длинную и интересную историю она прошла и сколько интересных фактов скрывается за простым вязаным узором или меховой отделкой.

Шапки из волос

В Южном Судане носят шапки из собственных волос. Нуэры и ланги Южного Судана с древности и до сих пор делают шапки из собственных волос. Высота таких шапок достигает полуметра, а вес - нескольких килограммов.


«Дело в шляпе»

В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

Шапка с бородой

Сноубордист из Канады Джефф Филлипс точно знает, что такое холод, что такое резкий ветер и снег в лицо. Для защиты от такой непогоды уже давно используются специфические головные уборы, так называемые шлем-маски. Но ведь хочется не только получить защиту, но ещё и удовольствие от убранства. Видимо именно это желание и вдохновило Джеффа на создание нового дизайна вязаной зимней шапки.

Конструкция простая – к обычной шапочке на липучках прикрепляется нижняя часть-борода. Таким образом, создается защита для лица, которая не мешает лыжным очкам. И главное в такой шапке можно выглядеть стильно и весело.

Боярская шапка

Русские боярские шапки были ещё и элементом интерьера. Боярские шапки делали из меха чернобурки или куницы. Вообще-то, снимать их в помещении было не принято, но дома иногда такое случалось. Тогда шапку надевали на специальную болванку, расписанную, как портрет хозяина дома и владельца шапки. Таким образом, шапка становилась престижным элементом интерьера.

Шапка-балаклава

Во время Крымской войны в боях под городом Балаклавой английские войска столкнулись с непривычным для себя сильным холодом. Чтобы решить эту проблему, для солдат были изготовлены вязаные шапки с прорезями для глаз и рта. Впоследствии эти шапки так и прозвали балаклавами, или balaclava по-английски.

Самая большая вязаная шапка в России

Рекорд России был установлен в областном центре 12 января в Тамбове. Рассказовские умелицы совместно с мичуринским заводом «Прогресс» создали огромную вязаную шапку. В результате, олимпийская шапка оказалась 5888 сантиметров в высоту и диаметром 2014 сантиметров. Впрочем, такое число получилось не случайно. Огромный головной убор специально решили сделать таким в честь Олимпиады в Сочи в 2014 году.

История помпона

Помпон на шапке был придуман для защиты головы французских моряков. Раньше в корабельных помещениях были низкие потолки, да и вообще было тесновато. А помпон на шапочке предохранял голову моряка от случайного удара головой о потолок.

Советская мода

В советской моде на головные уборы своё слово сказал Леонид Брежнев: в 60-70-е годы прошлого века члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки. Позже появились шапки из ондатры и тюленевого меха. Брежнев же ввёл моду на норковые шапки-ушанки, ставшие атрибутом состоятельности в период глубокого застоя.

О шапке-ушанке

Шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: её широкие отвороты защищали лица и щёки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.

Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси в XVI-XVII веках и назывались «треух».

Примечательно, что сейчас шапка-ушанка - символ мужской шапки на зиму, но поначалу в них щеголяли преимущественно богатые русские женщины, которые украшали треухи дорогими тканями и камнями.

Происхождение слова «шапка»

Слово «шапка» пришло в русский язык из французского через немецкий или польский. Позднее произошло обратное заимствование, и теперь у французов помимо слова «chapeau» в значении любого головного убора есть калькированное «chapka», относящееся только к меховой шапке-ушанке русского образца.

Самая большая вязанная шапка в Украине

В самой большой вязанной шапке в Украине одновременно смогли согреться 25 человек. В холодную зимнюю пору в самом центре Киева, на Крещатике разместилась шапка диаметром 4,5 метра. Эксперты Национального Реестра Рекордов подтвердили, что на сегодняшний день – это самая большая вязанная шапка в Украине.

Шапочное безумство

Шляпник из «Алисы в стране чудес» был безумен из-за ртути. Дело в том, что во времена Кэрролла в производстве фетровых шляп использовалась ртуть, от токсичных испарений которой у занимающихся этим ремеслом наблюдался тремор, повышенная возбудимость, расстраивалась координация движений и нередко начинались галлюцинации.

Популярность мужских шапок

Мужские вязаные шапки популярнее ушанок. Судя по количеству запросов в Яндексе, мужскими вязаными шапками интересуются примерно в 2 раза чаще, чем с шапками-ушанками.


Несмотря на то, что прогрессивный 21 век уже наступил, самый ярким стереотипным образом для иностранцев в отношении русских считаются, балалайки, матрешки и шапки-ушанки . Именно последний атрибут был безумно популярным еще каких-то 20 лет назад. Как ушанка стала национальным символом, рассмотрим в этом обзоре.




Существует несколько версий происхождения шапки-ушанки. В одной из них утверждается, что ее «родоначальником» является монгольский малахай. Тот головной убор представлял собой скроенный из овчины колпак. Его отворот разрезался на три части, чтобы можно было завязывать их на затылке.



По другой версии прародительницей ушанки была шапка-цибака – это некое подобие кожаного шлема с длинными меховыми «ушами». Предположительное ее происхождение от саамов (финно-угорского народа).



В начале 20 века ушанки (треухи) преимущественно носили крестьяне. В СССР официально одними из первых, кто стал носить ушанки, стали офицеры морского флота. Головные уборы высшего командного состава положено было носить из мерлушки (шкурок ягненка в возрасте да 2 недель). Те, кто были рангом ниже, носили шапки из цигейки. На сегодняшний день шапки-ушанки являются неотъемлемой частью обмундирования российского военно-морского флота.





В 1990-е из шапки-ушанки сделали почти что культ, показатель достатка. Одни, по приходу домой, просто стряхивали снег с головного убора, другие же заботливо складывали шапку в холодильник (чтоб мех не испортился). Тогда, даже в лютые морозы, не развязывали «уши», чтоб не подпортить себе имидж.