Семейные праздники для детей. Семейные праздники с детьми: советы психолога. Зачем нужны ритуалы

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Антуан де Сент Экзюпери

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н. Толстой

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка - не то, что для нас, это, действительно, событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, «...тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К. Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Загадки, викторины, познавательные игры - развивают ум ребенка. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так входит труд в жизнь ребенка.

А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры и детям па таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества.

Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное - всем понравится это, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:


Предлагаю вам необыкновенный сценарий. В нем не будет сказочных персонажей и ролей, но, тем не менее, получится очень теплый семейный вечер, который вы сами наполните полюбившимися стихами и песнями.

Если хотите, можете пригласить ваших друзей — еще одну семью. Предупредите их о тематике вечера и предложите принести на вечер свои «находки».

Заранее напишите всем членам семьи пригласительные билеты на обрывках «старинной» карты. Для этого нарисуйте карту вашей квартиры или дома. Обязательно сообщите всем участникам вечера о том, что необходимо сохранить свой пригласительный билет до конца вечера.

Квартиру оформите в стиле музея: разместите там и тут морские раковины, камушки, если есть — кораллы, повесьте «древнеегипетские» картины, нарисованные на папирусе, вспомните обо всех привезенных вами или друзьями подарках и сувенирах из дальних стран.

Вечер хорошо проводить при свечах, это придаст таинственность рассказам.

Что потребуется для праздника:

Карта квартиры;

Сундучок для находок (или красиво украшенная коробка);

Медали почетного археолога (или шоколадные медальки);

Торт (или какой-то другой клад).

Папа : Внимание, внимание! Дорогие приглашенные! Сегодня у нас с вами необычный день — День Семьи! И именно сегодня все собравшиеся станут настоящими археологами, теми самыми, которые находят редкие старинные вещи и знакомят с ними весь мир. А начнем мы наш вечер известной веселой песенкой.

Все присутствующие поют песню «Взрослые и дети» (слова М. Танина, музыка В. Шаинского). Можно заменить песней «Фестивальная» (слова и музыка О. Митяева), если дети уже подросли. Замечательно исполнить эту песню, сидя в кругу. Мама: В каждой семье обязательно найдутся самые настоящие археологические находки. У нас с вами они тоже есть. И на сегодняшний семейный вечер — слет археологов каждый из нас, даже самый маленький, его с собой принес. Давайте же прямо сейчас начнем показывать свои находки и рассказывать о них. Дети и взрослые представляют свои «археологические находки». Если на вечере присутствует две и более семьи, предоставлять слово каждой семье по очереди.

Что же это за редкие экземпляры такие? Это может быть:

- «старинный свиток» с написанным стихотворением (любимым любого автора или своим собственным);

- «старинный» рисунок с изображением дружной семьи;

Семейные истории;

Интересные семейные фотографии;

Аудиозаписи с первыми словами ваших детей;

Видеокассета или диск с записью семейных праздников;

Наконец, можно сделать смешную газету, нарисовав свою семью или используя вырезки из журналов.

Каждый представляет свою археологическую находку: читает стихи, поет песенку, рассказывает о том, что он изобразил на рисунке...

❧ Кстати, заботливые и внимательные родители! Наверняка у вас припрятаны детские рисунки. И пусть это была просто проба пера или, как говорят дети, «каляки-маляки», самое время достать эти работы и представить семье. Это будет самой настоящей археологической находкой! Таким же редким экземпляром может стать старая любимая детская игрушка, убранная за ненадобностью на антресоль. Вспомните случаи, связанные с этой игрушкой, и обязательно расскажите их, представляя свою находку.

Папа : Итак, все редкие экземпляры, представленные сегодня на нашем семейном вечере, отправляются в музей семьи Соколовых. И поместим мы их в старинный сундучок, в который еще не раз обязательно заглянем.

Папа убирает находки в сундучок.

Мама : А теперь, когда все находки представлены и надежно спрятаны, пришло время произнести торжественную клятву и посвятить всех в археологи.

Посвящение в археологи

Папа (либо каждый из членов семьи) торжественно произносит клятву археологов. Все дружно говорят: «Клянемся!». Если на семейном вечере присутствуют две или более семьи, каждая семья произносит свою клятву.

Затем каждому вручается зажженная свеча и медаль почетного археолога.

Клятва археологов

Мы, юные археологи, торжественно клянемся:

1. Дорожить друг другом, любить и заботиться друг о друге каждый день и час. Клянемся!

2. Помогать во всех делах, быть поддержкой и опорой в беде и в радости, как настоящая команда. Клянемся!

3. Помнить каждое событие, связанное с семьей, и беречь их, как археологическую находку. Клянемся!

4. Охранять и передавать от поколения к поколению семейные реликвии. Клянемся!

Вы можете придумать свою клятву или продолжить предложенную. Ведь только вам решать, какие слова должны прозвучать в этот торжественный момент. Папа: Итак, поздравляю всех нас. Мы стали не просто мамами и папами, бабушками и дедушками, дочками и сыночками, а настоящими археологами.

Мама : И теперь самое время отправиться на поиски клада. Но как же мы найдем его без старинной карты? Папа: Почему без карты? Она у нас есть. Давайте соберем ее из обрывков, на которых написаны пригласительные билеты на сегодняшний вечер.

Игра «Собери старинную карту»

Все собирают карту из обрывков, которые каждый принес с собой как пригласительный билет (заранее всех предупредите, что билеты нужно сохранять до конца вечера).

Мама : Карта готова, и мы можем отправляться на поиски клада!

Если дети старше семи лет, можно предоставить им возможность самим отыскать клад по карте, либо отправьте с ними одного взрослого.

Итак, все отправились на поиски клада. А что им будет — опять же решать вам, дорогие родители. Может быть, это будет торт? И тогда вы закончите вечер приятным чаепитием под просмотр видеозаписи какого-то события вашей семьи. А может, это будут билеты в театр, кино или аква- парк? Выберите то, что действительно всех вас порадует. Это и будет настоящим кладом.

Удачного вечера вам и вашим близким!

Приложение

ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ (слова М. Танича, музыка В. Шаинского)

1 куплет:

Ехать замечательно на плечах на папиных,

Доставать макушкою до сигнала «Стоп!».

Папы, даже важные, — все одноэтажные,

А вот так, с добавкою, папа — небоскреб.

Припев:

Неразлучные друзья, неразлучные друзья

Есть на белом свете.

Неразлучные друзья, неразлучные друзья —

Взрослые и дети.

2 куплет:

До чего же вкусная булка калорийная!

Постовой не сердится, транспорт подождет!

Переходит улицу мама двухсерийная,

А вторую серию за руку ведет.

Припев.

3 куплет:

Дети могут по морю плавать капитанами,

Докторскими каплями насморки лечить,

Управлять послушными башенными кранами,

Этому лишь только их надо научить.

Припев.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ (слова и музыка О. Митяева)

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена как раны на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

ВОТ БЫ СТАТЬ МНЕ ВЫШЕ ПАПЫ (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева)

1 куплет:

Вот бы стать мне, друзья,

Выше папы ростом...

Вечно детям нельзя

То, что можно взрослым!

Припев:

Нам дают советы все, кому не лень.

Лучше б нас в кино пускали каждый день,

Лучше б утром не мешали детям спать —

Вот была бы благодать!

2 куплет:

Вот бы день задержать

Хоть на полчасочка...

Но твердят мне опять:

«Марш в кровать — и точка!»

Припев.

3 куплет:

Вот бы мне постареть —

Сразу, но не очень...

Телевизор смотреть

Можно сколько хочешь!

Припев.

МАМИНА ПЕСЕНКА (слова М. Пляцковского, музыка М. Парцхаладзе)

1 куплет:

Если в небе туча хмурится,

Если снег летит в саду,

Я в окно смотрю на улицу

И с работы маму жду.

Припев:

Пускай узнает ветер,

И звезды, и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя!

2 куплет:

Не страшна мне даже молния,

Дождик льется — ну и пусть!

Лишь улыбку мамы вспомню я —

И ни капли не боюсь!

Припев.

3 куплет:

Обниму я в марте радостно

Маму милую свою,

Дам я ей подарок праздничный

И тихонечко спою:

Припев.

ПРО БАБУШКУ (слова А. Хаита, музыка Б. Савельева)

1 куплет:

Ах, работа, ты домашняя работа,

Заниматься нам тобою неохота.

Мыть, стирать, ходить за хлебом,

Пол мести, варить компот —

Одному такое дело

Не осилить и за год.

Припев:

Без бабушки, без бабушки

Не испечь оладушки.

Котлеты пережарятся,

Свернется молоко,

А с бабушкой-бабусенькой

Все сразу станет вкусненьким,

Живется в доме весело

И дышится легко.

2 куплет:

Ах работа, ты, домашняя работа,

Заниматься нам тобою неохота.

Погонять бы мяч футбольный

Или с книжкою прилечь,

Но работы много в доме —

Надо бабушку беречь!

Припев.

3 куплет:

Ах, работа, ты, домашняя работа,

Заниматься нам тобою неохота.

Ах, бабулечка седая,

Мой любимый, старый друг,

Ты повсюду успеваешь,

И на все хватает рук!

Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, возвращение из дальней поездки одного из родственников, начало или окончание школьной жизни, достижения в спорте, учебе, творчестве и т.п. Для школьников могут проводиться маленькие праздники-сюрпризы, которые организуются для того, чтобы доставить ребенку удовольствие.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождение одного из детей. Дети, как правило, с нетерпением ждут его. Однако, очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, Праздник по поводу дня рождения ребенка будет удачным, если родители сумеют правильно организовать его.

Прежде всего, необходимо помнить, что день рождение ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Опыт показывает, что очень часто родители приглашают родственников и друзей, накрывают стол, произносят одни и те же тосты и, в конце концов, забывают о малыше. Виновник торжества остается в своем игровом уголке, предоставленный сам себе. Чтобы избежать этого, хорошо организовать любимые им игры, приготовить то, что он любит, и т.п. С ребенком пяти – семи лет можно заранее обсудить те мероприятия, которые будут для него интересны.

Композицию праздника необходимо продумывать, если он не сводится только к приему гостей. День рождения с самого утра может начинаться с сюрпризов.

Утреннее вручение подарка можно организовать по-разному. Можно проснувшись пораньше, подождать пробуждение ребенка и прийти с поздравлениями всей семьей, спеть песню, прочитать полученные телеграммы и открытки. А можно показать «волшебный» конверт (красиво украшенный), открыть его вместе с малышом и обнаружить там старинную карту. На карте будут обозначены разные города (если предполагается сухопутное путешествие) или порты (если путешествие будет морским). Населенные пункты соединены пунктирными линиями, показывающими направление движения. Это не что иное, как зашифрованные праздничные мероприятия (походы в парк, игры в лесу, посещение кафе, прием гостей и т.п.) Вместе с ребенком нужно внимательно рассмотреть карту и начать (движение) в соответствии с маршрутом. Могут быть и другие варианты.

Следующее условие, которое обеспечит успешность празднование дня рождения, связано с составлением сценария.

Сценарий – это детальная литературно-художественная разработка культурно-деловой программы.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными.

В односюжетном все эпизоды объединены одним содержанием (например, «необыкновенное приключение», «Мамин котеночек», «Если в дом пришел робот» и т.п.)

Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, развлечений, конкурсов, не соединенных единым содержанием.

Конечно, не следует забывать и о праздничном столе, меню которого должно быть составлено в соответствии со вкусами детей данного возраста. Хорошо, если оформление стола соответствует сюжету праздника.

После того, как сценарий разработан, можно подумать об оформлении квартиры, дома или помещения, где будет проводиться праздник: уместны новогодние гирлянды огней, разнообразные веночки, цветочные композиции, воздушные шары и пр.

Для гостей помимо игр и развлечений, надо приготовить сувениры и призы (для награждения победителей в конкурсе). В качестве сувениров могут использоваться маски, игрушки-забавы, книжки, карандаши и т.п. Призы и сувениры можно изготовить самим, можно приобрести в магазине. Сюрпризы для гостей позволят создать атмосферу общего веселья. Вместе с тем гости почувствуют, что их ждали, к их приходу готовились.

Наконец настало время поговорить о подарках для самого виновника торжества. Обычно родители стараются приобрести какую-то полезную вещь. Например, рубашку, сапоги, брюки, платье. Дошкольникам традиционно дарят игрушки.

Конечно, одежда, обувь нужны, и их все равно купят. Но в день рождение лучше подарить ребенку то, чего он очень хочет и ждет.

Итак, хорошо продуманная композиция праздника должна способствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Организация семейных походов

Выбор формы проведения выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей, но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Он служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, потраченных за неделю. Сочетание всех основных составных частей полноценного отдыха (двигательная активность, благотворное воздействие природных факторов познавательность, разнообразие впечатлений, общение с новыми людьми и т.п.) делает туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.

Семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнце, воздуха, воды – и разнообразной двигательной активности. Доказано, что продолжительное выполнение циклических упражнений умеренной нагрузке (ходьба, езда на велосипеде, на лыжах, бег, прыжки) способствует развитию выносливости, которая в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывая бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор. Ребенка формируют представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят какую пользу они приносят. Именно в походе возникает духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

В походах дошкольники приобретают первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает: дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения

Таким образом, семейный отдых в выходные дни и во время отпуска в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Сценарий семейного праздника,
для детей старших групп
«Минута слава моей семьи»
Цели.
­Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада,
воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою
семью.
­Формирование у детей представления о семье, как о людях, которые любят
друг друга, заботятся друг о друге.
­Воспитание ответственного и радушного отношения к семье.
Задачи.
­ Формировать высоконравственный подход к вопросу поддержания
семейного благополучия.
­ Развивать способности коммуникативного общения.
­ Развивать творческие, музыкально­ритмические способности.
­ Развивать положительные эмоции и чувства.
­ Воспитывать у дошкольников осознания доли собственного участия в
создании тёплых семейных отношений.
Предварительная работа.
1. Выставка рисунков «Моя семья».
2. Фотовыставка «Прекрасные моменты из жизни моей семьи».
3. Подготовка каждой командой визитной карточки своей семьи, номера
художественной самодеятельности.
4. Разучивание с семьями творческих номеров. Разучивание танцев и стихов с
детьми.
5. Подготовка протоколов для жюри, дипломов и призов за участие.
Оборудование.
Музыкальная аппаратура, микрофоны, подборка соответствующей музыки,
атрибуты для конкурсов с родителями (коробки из­под сока, цветная бумага,
картон, клей, фломастеры, пластилин, сковородки, одежда для детей,
галстуки), презентации, оборудование для презентации.
Ход мероприятия.
1­й ведущий.
Всем­всем добрый день! Всем­всем лучезарных улыбок и хорошего
настроения! Потому что сегодня действительно добрый день – первый день
лета и День защиты детей!
1­й ребенок.
Детство – время золотое
И волшебные мечты.

Детство – это мы с тобою,
Детство – это я и ты!
2­й ведущий.
Сегодня в этом зале собрались такие красивые девочки и мальчики. Все из вас
рано или поздно покинут сказочную страну детства и вступят в большую
жизнь. Счастливая, пора детства!
1­й ведущий.
Что же самое важное для ребенка?
2­й ведущий.
Это конечно родной дом и семья.
2­й ребенок.
У меня есть семья ­
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живем,
Песни громко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Пусть всегда живет семья ­
Мама, папа, брат и я.
3­й ребенок.
Семья моя – мое богатство
Любовь защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не придают.
4­й ребенок.
Все вместе праздники встречают
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья
Что в жизни главное – семья.
1­й ведущий.
Сегодня, в такой замечательный детский праздник мы решили провести
фестиваль творчества.
2­й ведущий.
И не просто фестиваль, а фестиваль семейного творчества. Который будет
называться «Семейная минута славы».
1­й ребенок.
В сборе все, кто мог прийти

Дня счастливей не найти.
Будут конкурсы и песни.
Всем нам будет интересно.
3­й ребенок.
Сегодня праздник – «День семьи»,
Вас дружно поздравляем.
Вы улыбайтесь от души,
Сейчас мы выступаем!
Исполняется песня «Радость моя», автор Е. Зарицкая
1­й куплет.
Ветер стучится в стекло,
Звезды дрожат за окном.
В доме тепло и светло,
Вся семья за столом,
Вся семья за столом.
Мамы улыбка моей
Мне всех дороже наград.
Ярче горящих свечей
Папин ласковый взгляд,
Папин ласковый взгляд.
Припев.
Будем шутить, будем играть
И говорить, и вспоминать.
Это наш дом, наша семья,
Счастье мое, радость моя.
2­й куплет.
В разных заботах у нас
День беспокойный прошёл.
Вечером дома сейчас
Вместе нам хорошо,
Вместе нам хорошо.
Время торопит свой век,
Путь и дорога своя,
Но в моём сердце навек
Папа мама и я,
Папа мама и я.
1­й ведущий.
Семья­ это не просто слово. Это теплая улыбка мамы, добрые руки отца и
веселый смех детей. Это то место, где нас любят и ждут. Приятно видеть
людей с доброй улыбкой, счастливым взглядом, а если это семья, приятно

вдвойне. Мы с огромным удовольствием познакомим вас друг с другом.
Давайте поприветствуем семьи – участников нашего праздника. Встречайте
их!
Семья:
1.Ф.И._____________________________________________________________
2.Ф.И._____________________________________________________________
3.Ф.И._____________________________________________________________
4.Ф.И._____________________________________________________________
5.Ф.И._____________________________________________________________
6.Ф.И._____________________________________________________________
Под музыку семьи выходят на середину круга, зрители приветствуют их.
Затем семьи садятся на свои места.
1­й ведущий.
Сегодня мы снова вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть
эрудицией и поболеть за те дружные семьи, которые принимают участие в
конкурсе. И оценивать эти старанья будут члены жюри:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
4._____________________________________________________________
2­й ведущий.
Наш конкурс будет проходить по номинациям:
«Визитная карточка» (Рассказ об истории семьи в свободной форме).
1­й ведущий.
«Семейная улыбка» (Веселые фотографии, смешные рассказы из жизни
семьи, высказывания юных философов).
2­й ведущий.
«Мы­кулинары» (Фирменное семейное блюдо «Выпечка», с оригинальным
названием и защитой его в творческой форме).
1­й ведущий.
«Чудеса своими руками» (Приготовить игрушки своими руками).
2­й ведущий.
«Утро с папой» (Папы собирают детей в детский сад).
1­й ведущий.
«Семейные таланты» (Семейное творчество ­ песня, танец, театрализация).
2­й ведущий.

Наше уважаемое жюри будет выставлять оценки по 5­и бальной системе после
каждого конкурса, и в конце по сумме набранных баллов мы узнаем
победителя.
1­й ведущий.
Особо хотим отметить, что жюри может добавить 1 балл той команде, у
которой окажутся самые активные болельщики.
2­й ведущий.
И по 1 баллу за правильный ответ в конкурсе с болельщиками.
1­й ведущий.
Итак, мы начинаем. Первый конкурс называется «Визитная карточка».
И мы приглашаем семью…….
2­й ведущий.
Спасибо всем семьям за яркое, красочное выступление. И сейчас пока жюри
выставляет оценки, для нас дети группы «Казачок» исполнят танец. Он
называется «По синему морю».
Исполняется танец «По синему морю».
1­й ведущий.
А как поется в песенке известной:
«От улыбки станет всем светло»
Разные веселые моменты
Снимем мы на фото иль в кино.
2­й ведущий.
Следующий конкурс «Семейная улыбка». Каждая семья приготовила для нас
фото слайд шоу интересных фотографий. Давайте посмотрим, что у них
получилось.
1­й ведущий.
Пока жюри оценивают оригинальное оформление и интересное содержание
увиденного мы приглашаем наших маленьких артистов удивить нас своим
мастерством. Для нас выступает группа «Сказка».
Исполняется танец «Веснушки».
2­й ведущий.
А теперь конкурс «Мы­кулинары». Наши участники получили задание
приготовить фирменное семейное блюдо «Выпечка». Но не просто
приготовить, а еще и дать ему название и постараться защитить его в
творческой форме. Надеемся, жюри по достоинству оценит кулинарные
творения.
1­й ведущий.

Да! Я вижу жюри задумалось. И поэтому мы даем им немного времени. А
перед нами выступят ребята группы «Колокольчик». Они прочтут на стихи о
семье.
1­й ребенок.
Что значит для меня моя семья?
Конечно ­ счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень ­ очень важных
Во ­ первых, это главное ­ любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по ­разному.
2­й ребенок.
Второе ­ дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца ­ не напиться.
А дети ­ это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
3­й ребенок.
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкой весна
Была всегда с тобою, а не где­то.
4­й ребенок.
Четвертое ­ терпение. Оно
Поможет пережить нам все невзгоды,
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
5­й ребенок.
А пятое ­ ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
6­й ребенок.
Шестое - уважение,
Оно –не любит драки, ссоры.
Обиды, крики и раздоры.
Попросим мы у всех прощенья –
Нельзя в семье без уваженья.
7­й ребенок.
И наконец, седьмое ­ чистота
Везде ­ в дому, в душе твоей и в мыслях.
Вот так мы представляем все семью,

Где мы живем в ладу со всеми близкими.
2­й ведущий.
Следующий конкурс «Чудеса своими руками». На столах коробки из­под
сока, цветная бумага, картон, клей, фломастеры, пластилин. Участникам
нужно превратить эти коробки в игрушки.
1­й ведущий.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в
каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда
удаётся, не достаёт житейской мудрости. Именно этому учат нас русские
пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Пока наши команды
выполняют задание, предлагаю поиграть с нашими активными болельщиками.
1­й конкурс называется «Закончи пословицу».
Делу время ­ (Потехе час).
Семь раз отмерь ­ (Один отрежь).
Глаза страшатся, а (Руки делают).
Не бывает скуки, (Коли заняты руки).
Семья вместе, так и душа на (Месте).
Зачем клад, коли в семье (Лад).
Любовь да совет ­ (Так и горя нет).
Семья сильна, когда (Над ней крыша одна).
Добрая семья прибавит (Разума­ума).
Вся семья вместе (Так и душа на месте).
2­й ведущий.
Спасибо дорогие болельщики. Мы предлагаем вам следующий конкурс нужно
отгадать загадки на тему «Семья». Участвуют в этом конкурсе только дети.
Уважаемое жюри добавляет по 1очку семьям, которые представляют данную
группу детей.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая (Мама).
1­й ведущий.
Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой (Мамочки).
2­й ведущий.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? -
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш (Папа).

1­й ведущий.
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый (Папа).
2­й ведущий.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша (Бабушка).
1­й ведущий.
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш (Дед).
2­й ведущий.
Кто веселый карапузик -
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой (Братишка).
1­й ведущий.
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая (Сестренка).
2­й ведущий.
Я вижу семьи готовы продемонстрировать свои игрушки (Под веселую
музыку демонстрируют зрителям, а затем и жюри свои поделки).
1­й ведущий.
У каждого члена семьи есть свои обязанности. Мама­это хранительница
семейного очага.
2­й ведущий.
Папа­это глава, который решает все вопросы.
1­й ведущий.
И очень хорошо, когда каждый делает свои дела. Но в жизни бывают
моменты, когда например мам нет дома, а нужно утром самому собраться на
работу и любимых детей собрать в детский сад.

2­й ведущий.
И не только собрать, одеть, но и накормить завтраком. И сейчас мы с нашими
папами проведем следующий конкурс. Он называется «Утро с папой».
1. Папы пекут по два блина и кормят детей (Блины заранее готовят,
папы должны их покидать над сковородой и донести до детей,
положить на тарелку, покормить).
2. Папы заплетают дочек, причесывают сыновей.
3. Папы одевают детям брюки, куртки, шапки, сапоги….
4. Папы завязывают себе галстуки.
5. Папы ведут дочек и сыновей в детский сад (Делают один круг по
залу).
2­й ведущий.
Мы ищем таланты –
Такой наш девиз
Талантливый самый
Получит наш приз.
Наш заключительный конкурс называется «Семейные таланты».
Приглашается семья …..
1­й ведущий.
Пока жюри подводят итоги конкурса, у нас танцевальная пауза.
Исполняется танец «Топни ножка моя».
2­й ведущий.
Слово для подведения итогов конкурса и награждения предоставляется
главному члену жюри Бабко Белле Сергеевне.
Номинации: «Самая интеллектуальная семья», «Самая музыкальная семья»,
«Самая дружная семья», «Самая талантливая семья», «Самая творческая
семья».
Выходят все семьи получают награды и грамоты и остаются на сцене.
1­й ведущий.
Вот и закончился наш фестиваль «Семейная минута славы».
1­й ребенок.
Пора концерт заканчивать
Мы рады всем гостям
Что выбрали вы время
И заглянули к нам!
2­й ребенок.
Хоть и не слушаемся вас иногда
Дорогие родители, мы любим вас всегда!
3­й ребенок.

И хотим всегда без сомненья
Видеть вас в хорошем настроении!
4­й ребенок.
Почаще, целою семьей
Мы выходили б в свет!
5­й ребенок.
Людей ведь ближе, чем семья
На целом свете нет!
6­й ребенок.
Как прекрасно, что сегодня
Были мы все вместе
Даже кто ­ то иногда
Подпевал нам песни!
2­й ведущий.
Всем спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех
За огонь соревнования
Обеспечивший успех!
1­й ведущий.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Мы говорим Вам, до свидания
До новых встреч!
2­й ведущий.
В заключении нашего праздника, мы все вместе исполним для Вас песню.
Исполняется песня «Как здорово!»
1­й куплет.
Наверное, на свете
Прекрасней нет мгновений
Когда с детьми мы рядом
И за руки взялись
Ведь детство золотое
Волшебное такое
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались.
2­й куплет.
Кто может так с любовью
Согреть ребенка словом
И маленькое сердце
И душу покорить.
Конечно же родители
Конечно же родители

Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований.

«Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» - отмечал К.Д. Ушинский.

Давайте обратимся к толковому словарю C.И. Ожегова, чтобы узнать какое значение имеет понятие «праздник». Слово «праздник» имеет несколько значений:

  1. день торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь;
  2. день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;
  3. выходной, не рабочий день;
  4. день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (семейный праздник).

История праздника

У такого явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать историю праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена проходили празднества, тщательно подготовленные и организованные.

Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Неспроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились Олимпийские игры , проходившие в специально выстроенном городке Олимпии раз в четыре года.

Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха , которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвященных евангельским событиям.

Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздники). Они устраивались в память покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода русские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».

Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные : именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Если языческие, православные, календарные праздники на протяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.

Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник - это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Праздник - это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими силами.

Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттракционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивления, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении семейных праздников дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на развитии их способностей и личностных качеств.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью единством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлением активности, украшением и оборудованием комнаты.

Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям. Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюрпризы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и умения. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые и вокальные способности развивают песни, танцы и др.

В возрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие - почитание взрослых. Успехи этого развития определяются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, который особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные праздники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, направлены на формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Семейный праздник - это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. В основу классификации семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический принципы:

  1. праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрослый);
  2. праздники для членов семьи с различными социальными ролями (для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, четвероногого друга);
  3. праздники различной тематики (день рождения, крестины, 1 сентября, «Поздравляем победителей» и др.).

В каждой семье могут быть и свои праздники - начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка - это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. композицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обеспечит успешность празднования дня рождения, является составление сценария.

Сценарий - это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

  1. рождение замысла;
  2. определение идеи сценария;
  3. отбор литературно-художественного, игрового, художественно-спортивного и другого материала;
  4. компоновка отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;
  5. определение художественно-выразительных средств;
  6. анализ подобранного материала.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребенка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием. Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные моменты проведения праздника. Определить место для игр, для праздничного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, помимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осуществлялись, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости этого результата различна. В одних случаях это создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других - приобщение к общественным, семейным ценностям.

Так, для детей младшего школьного возраста можно организовать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмечаются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они сопровождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо побеседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.

Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».