Семейная мягкая школа: тисканье, творчество, трудности. «Семейная мягкая школа» как средство приобщения к ЗОЖ и формирования положительных взаимоотношений в семье Мягкая школа для взрослых

Сын поплакал сначала. Потом остановить не могли, так ему понравилось играть)) Очень много полезной информации про игры с детками. Сын второй день скачет по квартире, как лошадка))) Мне тоже понравилось, особенно то, как наш папа развлекался с ребенком, как маленький. До этого он не понимал, как можно вместе с ребенком играть в полезные игры. Теперь знаем, что папа может быть и кочкой, и будкой, и туннелем и еще много чем))))
Нашему семейству очень понравилось.
Спасибо Ольга.

мама двух детей, кондитер

Мы с моим малышом побывали на первом занятии для родителей с детьми "Учимся играя". Одного занятия было достаточно, чтобы взглянуть на общение со своим ребенком другими глазами. Занятие проходило в непринужденной обстановке, всё в игровой, стихотворной форме, массаж ручек, ножек, тела, гимнастика. Поскольку мы совсем малыши (сыну 5,5 месяцев), то лежали то на теплом и мягком полу, то на маминых ножках или ручках.
Ольга показала самое главное, как можно и нужно взаимодействовать со своим ребенком, как важен телесный контакт. Были игровые упражнения, в ходе которых ребенок сидит или висит на родителе, а родитель ползет. Очень понравилось упражнение на доверие, когда мама обнимает своего малыша, и они вместе перекатываются по полу!).
Некоторые упражнения выполнялись в ребенком на руках, например бег, ходьба на носочках, гусиным шагом, и маме тоже приходилось изрядно попотеть.
Кроме этих занятий мы ходим еще в бассейн и занимаемся самостоятельно, после уроков взятых у тренера. Получалось так, что мне самой не удавалось поплавать, поскольку ребенок постоянно у меня на руках, а очень хотелось. После занятия "Учимся играя" меня осенило, что мы можем плавать вместе!) И у нас получилось!!! Я плыла на спине, а малыша поддерживала руками за подмышки, у нас отлично получилось!).
Спасибо Ольге большое, что помогает взглянуть на мир ребенка и его возможности другими глазами! На занятия обязательно будем продолжать ходить и развиваться!)

мама 6 мес малыша

Занятия доставили мне много радости. Было очень весело. Занималась в паре с чужим ребенком. Меня особенно поразило, что между нами было столько доверия, что к концу занятия эта девочка была для меня другом. Совместная игра помогла нам сблизиться и почувствовать друг друга. И еще это оказалось хорошей физической нагрузкой, которую за игрой не замечаешь. Из зала вышли мокрые и довольные.

тренер по йоге

Хочу поделится своими впечатлениями от занятий "Учимся играя". Осталась довольна. Дочь играла с удовольствием, чем меня удивила. Благодаря контакту с другими людьми, я соприкоснулась со своими страхами. Спасибо Ольге, что делает такие занятия и дает возможность раскрыться, научится играть и контактировать в игре со своим ребенком.

мама 2, 5 летней дочки

Я хожу на занятия "Учимся играя" потому,что они нравятся моей дочери. Подозреваю, что ей весело на них, и ей нравится преподаватель, потому что она охотно идёт с ней на контакт и участвует в показах упражнений, если это необходимо.
Вторая причина моего хождения - это игра с ребенком. Дома я практически не играю, я не хочу играть с ребенком. Я могу с ней делать любые дела (домашние, рабочие и т.п), но они все очень жизненные, а вот чтобы просто взять и поиграть, то крайне редко.
Поэтому восполняю пробел и получаю +1 в карму хорошей мамы))))).

Тренер по плаванию

Наше семейство всегда с удовольствием и большой радостью бежит на занятия.
Иногда расстраиваемся, когда не попадаем (
Эти занятия - новый способ проводить время со своими собственными детьми. Очень необычно. Дети учатся лучше владеть своим телом, а мы учимся давать им больше свободы, меньше опекать и страховать по поводу и без)))
Любим просто побеситься и потискаться. Так хорошо иногда просто помять друг друга. Детвора очень любит)
Старшая дочка стала лучше чувствовать свое тело (держит баланс). Младшая, наконец-то, поняла, что ей на помощь не всегда может кто-то прийти и часто рассчитывает на себя.
Мне просто очень комфортно отвлечься от городской суеты и вспомнить, что у меня растут две замечательные девочки и просто поиграть с ними)
Спасибо Вам огромное!

"Сынок, сегодня мы идём к тете Оле!" - "Ура, к тете Оле, ура".
Так начинается наша подготовка к занятиям "Учимся играя". Методика мягкая школа, для нашей семьи, это контакт с ребенком, контакт с другими участниками. Раньше я сокрушалась и не понимала почему ребенок не идёт на контакт с детьми. Во время занятий я поняла, что сама контактирую с трудом, прикладываю огромные усилия для этого. Странно может показаться, но для меня было это открытие. Особенно важен оказался взгляд со стороны на взаимодействие других родителей и детей, а также то, что Ольга, как психолог, очень деликатно обращает наше внимание, на "привычное" для нас поведение в семье.

Специалист по документообороту

Высокий ритм больших и маленьких городов, обилие телевизионных передач и гаджетов отдаляет детей от родителей, мешает им наладить позитивный контакт. Более двадцати лет назад дефектолог Элла Глушкова основала Семейную Мягкую школу, которая помогает родителям снова или впервые научиться чувствовать своих детей, воспитывать их и развивать.

«Мы учим родителей и детей, - говорит основатель школы Элла Глушкова , - толкаться, ползать, играть, уворачиваться, прижимать, а они от этого становятся мягче, добрее и увереннее в себе» .

Кому будут полезны занятия в Мягкой Школе

Семейная мягкая школа – преемница мягких стилей воинских искусств, система безопасных игровых упражнений для детей и их родителей. Тренировки позволяют раскрыть в человеке врожденные способности: гибкость, свободу, смелость, чуткость и умение правильно выходить из любой сложной ситуации.

Заниматься в школе могут дети от шести месяцев. Различий между абсолютно здоровыми детьми и «особенными» не делается. Просто для каждого ребенка и его родителей ставится индивидуальная задача, которая должна быть решена в течение занятия.

Дети и родители взаимодействуют в процессе тренировки, учатся уважению, проявляют физическую активность.

Принципы Семейной мягкой школы

Фотограф: Людмила Кусенко

В Школе действует правило трех «Т». Тисканье, творчество, трудности.

Тисканье начинается с самой первой тренировки. Чтобы решать трудные задачи, достигать целей и быть уверенным в себе – ребенку необходим тактильный контакт с родителями. Родители узнают, как можно телесно похвалить ребенка, с какими мыслями нужно прикасаться к своим детям. Творчество – это часть игры, а все занятия в Мягкой Школе – это и есть игра. Трудности должен научиться преодолевать любой ребенок. Родитель в данном случае является только наблюдателем. Если малыш хочется куда-то залезть – пусть лезет, главное, чтобы он все делал .

Тренеры, работающие по системе Семейной мягкой школы, прививают своим подопечным позитивное мышление, учат доделывать задания до конца, действовать постепенно и идти от простого к сложному.

Согласно принципам Семейной мягкой школы, игра – лучшее средство общения, воспитания и обучения.

Как проходят занятия в Мягкой Школе

Фотограф: Людмила Кусенко

В начале занятия все участники садятся в круг, берутся за руки. Это помогает получить нужный настрой на тренировку. Затем тренер озвучивает зачин – это короткая игра, которая позволяет детям освоиться, начать доверять своим родителям и окружающим. Само занятие состоит из разнообразных упражнений, которые делятся на пять основных групп: выползание, выкручивание, толкание, акробатика и прилипание.

Первая группа упражнений помогает разработать собственные приемы выползания, основанные на несопротивлении и выведении силы.

Выкручивание направлено на развитие умения выбираться из любой ситуации при захвате конечности партнёром, вытекать в удобное положение. Эти упражнения, по мнению основателя школы Эллы Глушковой, развивают гибкость, подвижность и способность выходить из затруднительных положений.

С помощью акробатики развивается умение мягко падать или уходить в безопорный кувырок на любой поверхности из любого положения, оставаться живым и здоровым в любой неожиданной ситуации, связанной с падением.

Прилипание позволяет развивать чуткость, непосредственное реагирование, внимательность к себе и партнёру. Толкание – это группа упражнений, направленная на развитие умения уворачиваться и вытекать от любого давления на любую часть тела в любой позиции и ситуации.

Фотограф: Людмила Кусенко

Элла Глушкова считает, что высоких результатов можно добиться, если на занятия приходит вся семья. Один из принципов Семейной мягкой школы– это преемственность, то есть сначала то или иное упражнение выполняет взрослый. Затем мама или папа должны объяснить порядок действий своему малышу. Практически все упражнения выполняются на полу. Во время занятий развиваются не только дети, но и взрослые, ведь физические упражнения полезны всем.

Задача для взрослых на занятии – быть не только участниками, но и наблюдателями. Мамы и папы должны отследить настроение ребенка, самочувствие, любые изменения, происходящие с малышом. В зависимости от этих наблюдений корректирует индивидуальная программа – иногда добавляются другие игры, нейропсихологические упражнения или массажи.

Во время упражнений ребенок учится правильно падать, уворачиваться и совершать другие физические упражнения. Смысл в том, что все навыки, полученные на занятиях в СМШ можно перевести с языка тела на другой уровень. То есть телесные практики в будущем помогут ребенку справиться с трудностями, уползти от неприятностей и выкрутиться из любых проблем.

На тренировке все занимаются вместе – родители, тренеры, дети. Ребенок общается не только со своими родителями, но и с другими детьми. Это позволяет им – они ищут компромиссы, решают, как поступить в той или иной ситуации.

Тренеры семейной мягкой школы настоятельно рекомендуют родителям не заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Также нельзя осуждать малыша в его присутствии и ругать его, если он не занимается.

Как попасть на занятия Семейной мягкой школы

Филиалы СМШ есть во многих городах России. Преподаватели просят родителей перед тренировкой найти удобную для движений одежду, как для себя, так и для ребенка, чистые носки и позитивные эмоции. Параллельно с детскими занятиями в СМШ существуют занятия для взрослых. Прежде чем начать заниматься в семейной общей группе, нужно хотя бы несколько раз посетить занятия для взрослых.

Филиалы Семейной мягкой школы открыты и продолжают открываться по всему миру. Узнать о ближайшем городе, где работают тренеры по этой методике можно на сайте СМШ - http://softschool.ru/ . С 2002 года основательница СМШ Элла Глушкова и её команда организовывают выездные оздоровительно-развивающие лагеря, совместные занятия, экскурсии и поездки, к которым также можно присоединиться.

Елена Кононова

Семейная мягкая школа — так называется авторская методика , придуманная Эллой Глушковой , московским дефектологом. Элла систематизировала специальные физические упражнения , которые родители могут выполнять вместе со своими детьми начиная с самого раннего возраста — c 6 месяцев .

Особенность игровых упражнений в том, что они приносят бесспорную пользу как обычным здоровым малышам, так и детям, отстающим в развитии, неконтактным, агрессивным…

Физические упражнения и игры, осуществляющиеся в тесном телесном контакте с родителями, помогают ребёнку окрепнуть , стать более сильным и ловким . Кроме того, систематические занятия по методике Семейной мягкой школы — путь к тому, чтобы измениться в лучшую сторону, стать более контактным, самостоятельным , научиться взаимодействовать с другими людьми, стать психологически гибким.

Те из родителей, кто решили заниматься вместе с детьми по методике СМШ, через короткое время могли заметить, что они стали лучше понимать своего малыша, его потребности, а ребёнок сделался мягче, сгладились его "колючки", которые ранее мешали взаимопониманию и общению.

Дефектолог Элла Глушкова работает по своей методике, постоянно её совершенствуя, уже более двадцати лет. Независимо от состава семьи, возраста родителей и детей, их состояния здоровья, занятия в Семейной мягкой школе помогают всем. И дети, и их родители под воздействием физических упражнений пробуждают в себе чуткость и гибкость, приобретают возможность легко находить общий язык со всеми.

Основа системы игровых упражнений — как ни странно, боевые искусства, точнее их мягкие стили, дополненные гимнастикой, йогой, элементами фитнеса . Элла Глушкова принимает непосредственное участие в организации и работе оздоровительных и реабилитационных лагерей. Следует подчеркнуть, что все упражнения, входящие в систему СМШ, — абсолютно безопасны, они развивают как тело, так и дух.

Занятия в СМШ помогают ребёнку научиться быстро реагировать на неожиданные ситуации, находить выход из сложных положений, стать более уверенным в себе и своих силах. Упражнения развивают умственные и физические способности .

На первый взгляд, занятия в СМШ выглядят обычной весёлой вознёй детей и родителей. Здесь не требуют соблюдать тишину, запоминать и выполнять определённые упражнения. Всё построено на том, чтобы каждый мог развить собственные умения, раскрепоститься, освободить заложенные природой способности.

Занятия в Семейной мягкой школе нацелены прежде всего на получение совместного удовольствия: от близости ребёнка и родителей, от совместных упражнений, от постоянного позитива, исходящего от всех окружающих.

Обзорная статья на основе материалов из интернета.

Цитаты из книги основателя Мягкой школы Эллы Глушковой: «Если ребёнка оберегать от трудностей, то при встрече с тёмными сторонами ему придётся несладко. А их не избежать. Человек может сломаться. Иногда безвозвратно. Основная задача Мягкой школы помочь ребёнку использовать сложности жизни для своего развития…. Мягкая школа – это сплав телесно-ориентированной психотерапии, актёрских техник и общефизической подготовки…Дети становятся спокойней, растёт самооценка и чуткость в отношении к себе и окружающим. Постепенно падает уровень агрессии, страхов и напряжения. Уходит излишняя застенчивость, потребность самоутверждаться за счёт асоциальных действий. Повышается организованность и самостоятельность. Происходит скачок в развитии координации, силы, ловкости и выносливости ребёнка. У родителей снижается тревожность и гиперопека, растёт взаимопонимание с ребёнком…Как работает Мягкая школа? В процессе занятий создаются проблемные ситуации, которые нужно преодолеть. Невозможно научиться быть успешным в мире конфликтов без реальной практики конфликтов».

Семейная Мягкая Школа (СМШ) - это безопасные игровые упражнения для детей и родителей на основе мягких стилей воинских искусств. Эти тренировки раскрывают свободу, смелость, чуткость, гибкость и умение адекватно выходить из любой сложной ситуации. Здесь хоть и есть связь с мягкими боевыми практиками, но ребёнок, скорее, учится правилу «Побеждает тот, кто не участвует в драке». Такие занятия помогают снять психофизические мышечные зажимы самого поверхностного уровня, а в будущем помогут ребёнку справляться с трудностями социального уровня, спокойно реагировать на жизненные неурядицы, уворачиваться от неприятностей и выкручиваться из любых проблем: искать компромиссы, договариваться, обсуждать и делать выбор. Невозможно улизнуть в умствование и привычные защиты. Надо делать, двигаться, решать. Иначе дискомфорт, неудобство или даже телесная боль. Но благодаря именно игре, всё весело и легко. Упражнений очень много и есть те, которые рассчитаны уже на возраст от 6-ти месяцев.

Основные принципы школы.

Правило трех «Т». Тисканье, творчество, трудности.

1. Тисканье (телесный контакт): телесная похвала, касания к ребёнку с определёнными мыслями и посланиями.Чтобы решать трудные задачи и быть уверенным в себе, ребенку необходим тактильный контакт с родителями.

2. Творчество : индивидуальный подход, ситуативное реагирование, чуткость ко всем и каждому, постоянное придумывание новых задач и их решение.

3. Трудности (то, что мы преодолеваем в процессе роста): «нет проблемы – есть задача», идём туда, где сложно и делаем себе приятно, учимся видеть задачу в любой игре и в любой ситуации, учимся решать эти задачи с интересом и радостью. Ставится индивидуальная задача, которая должна быть решена в течение занятия.

Родитель ничего сам не даёт в руки ребёнка. Хочешь – достань. Хоть залезть – залезь, но придётся самому слезать. Оказался в новой ситуации – решай. Я здесь, стою рядышком, верю в то, что всё у тебя получится. А ребёнок преодолевает трудности. Если малыш хочет куда-то залезть – пусть лезет, главное, чтобы он всё делал самостоятельно.

Пять основных групп упражнений.

Первые три (толкание, выкручивания, прилипание) – это своеобразный кинестетический массаж (массаж в движении). Может проводиться от 15 минут до нескольких часов и иметь соответственно разную глубину результатов.

1. Толкание.

Психически и физически раскрепощает, снимает телесные зажимы, развивает умение чувствовать своё тело, умение уворачиваться, удерживаться на ногах от любого давления на любую часть тела в любой позиции и ситуации, умение двигаться от воздействия партнёра, а не от страха (тело отзывается на самое незначительное воздействие).

2. Заломы и выкручивание.

Развивает умение выбираться из любой ситуации при захвате конечности и вытекать в удобное положение, в результате снимаются телесные зажимы, развивается гибкость, подвижность, способность выходить из затруднительных положений, способность через расслабление уйти там и так, как совершенно не ожидалось бы.

3. Прилипание.

Развивает чуткость, непосредственное реагирование, внимательность к себе и партнёру, расслабление в движении.

4. Акробатика.

Развивает умение правильно (мягко) падать, группироваться или уходить в безопорный кувырок на любой поверхности из любого положения, оставаться живым и здоровым в любой неожиданной ситуации, связанной с падением. За счёт очень медленного исполнения на первых этапах уходит страх и напряжение, появляется расслабление, уходит скованность, преодолеваются внутренние барьеры, появляется максимальная двигательная естественность. Человек позволяет кувырку совершиться спонтанно, а не делает его. Когда тело расслаблено, то не может возникнуть никаких травм при падениях. Никогда не будет боли.

5. Выползание.

Развивает ловкость, точность движений, умение слушать себя, ситуацию и выходить из сложных ситуаций, вырабатываются собственные приемы выползания, основанные не на борьбе, а на выведнии расслабленной силы. Начинать можно с простейшего прижимания и переходить к более сложным видам блоков и узлов, когда необходимо сочетать работу с весом, выход из узлов и болевых, выведение силы.

Организация занятия.

В начале все берутся за руки, кланяются – выражают благодарность друг другу. Тренер озвучивает зачин (короткая игра, позволяющая освоиться и доверять).

Сначала то или иное упражнение выполняет взрослый. Затем объясняют порядок действий ребёнку.

Почти все упражнения выполняются на полу.

Не надо лезть в душу и пытаться понять причины сформированного зажима или комплекса. Просто проходя различные посильно сложные ситуации, которые хочешь - не хочешь, а решать надо - тело не проигнорируешь, ребёнок учится новым способам взаимодействия с собой и окружающими, слышит себя, учится решать любые задачки. Они становятся для него интересными и желанными. Восстанавливается, сохраняется и растёт врождённая потребность в развитии и учебная мотивация.

Самое главное - чтобы это было игрой. Чтобы мама смеялась, не психовала, не расстраивалась.

Обнимать и целовать ребёнка постоянно после каждого упражнения и во время них.

Начинать с простых упражнений, не приступать сразу к сложным, это может привести к новым зажимам вместо ожидаемого раскрепощения. Если слишком спешить и ставить завышенную планку. Ребёнок перестанет даже пробовать осваивать новое. Но и не застревать в простых упражнениях, а идти дальше.