Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм? Нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей

Родительское собрание

1 младшая группа

«Солнышко»

Алейск 2015

Родительское собрание по патриотическому воспитанию

в 1 младшей группе «Солнышко»

Тема: «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников; формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Задачи: активизация родителей в обсуждении проблем патриотического воспитания детей; распространение педагогических знаний о формировании представлений детей о семье, доме, городе, родине; объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию в детях патриотизма.

Повестка дня:

1. Вступительное слово воспитателя Шаниной Е.Я.

2. Викторина на патриотическую тему

3. Музыкальная пауза (показ видеоролика)

4. Игра на развитие вниманию для родителей (составление слов)

5. Заключительное слово воспитателей группы

Предварительная работа:

1. Изготовление памяток на тему собрания (приложение 1)

2. Консультация для родителей по проблеме патриотического воспитания (приложение 2)

3. Оформление папки-передвижки по теме

4. Викторина (приложение 3)

5. Снятие видеоролика.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Форма нашей сегодняшней встречи - это патриотизм. Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотические чувства. Как отвечают некоторые «да зачем, пусть детство почувствуют, да наиграются» так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм».

(Выкладываем на мольберте слово «патриотизм»)

Патриотические чувства нужно начинать воспитывать с дошкольного возраста. Крылатая фраза говорит «все начинается с детства».

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу к стране. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: отцу, матери, бабушки, дедушке, к родному дому, к детскому саду.

Очень рано в мир приходит природа родного края: река, лес, поля. От первого общего восприятия ребенка переходит к конкретизации. У него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки – это все остается родным в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

2. Викторина на патриотическую тему.

(вопросы для родителей оформлены в виде ромашки)

3. В хорошей семье всегда …

4. Нельзя прожить без …

5. Если бы я все могла, то …

6. Семейные традиции это …

3. Музыкальная пауза.

А теперь уважаемые родители для вас музыкальная пауза (показ видеоролика музыкального занятия)

4. Игра на развитие внимания

Ну, а сейчас разобьемся на команды и проверим ваше внимание и словарный запас. Из слова «патриотизм» составить новые слова, чья команда составить больше слов.

(Составление слов)

5. Заключительное слово воспитателей группы.

И в конце мне хотелось бы сказать, чтобы те знания, которые вы получили от своих родителей, бабушек, дедушек которые вы приобрели на своем жизненном пути, дарите своим детям. Чтобы они любили свою Родину и хранили ее культуру. Прививайте любовь к большому с малого.

Решение родительского собрания:

1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка в стенах ДОУ и семьи.

2. Родителям принимать активное участие в жизни детского сада.

Список литературы:

Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009. – 96 с.

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Памятка для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.

Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение 2

Консультация для родителей

"Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм"

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Приложение 3

Викторина на патриотическую тему.

(Вопросы для родителей оформлены в виде ромашки.)

1. Качества необходимые вашему ребенку как человеку …

2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал …

3. В хорошей семье всегда …

4. Нельзя прожить без …

5. Если бы я все могла, то …

6. Семейные традиции это …

7. Какие книги читаете с ребенком …

8. Какие песни поете, стихи читаете?


Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

Ваши дети — это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Они появляются через вас, но не из вас, И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, Потому что у них есть собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.

Халиль Джебран. «Пророк»

На первый взгляд, довольно странный вопрос: «Нужно ли учиться воспитывать детей?» . Некоторые родители однозначно ответят: «Нужно» , некоторые призадумаются: «А, зачем?» , Вернее: «А, что я сейчас плохо воспитываю?» . Я надеюсь, моя статья внесет чуть больше ясности в этот вопрос, при этом я буду основываться не на цитировании «гуру» от воспитания, а на собственном практическом опыте взаимодействия с родителями и детьми. Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

1. Заблуждение первое – «Я и так все знаю»

Я не спорю, есть очень осознанные родители, которые с полной ответственностью подходят к процессу воспитания. Как правило, такие родители могут четко и однозначно ответить на следующие вопросы: Как изменится жизнь через 10-15 лет? Что будет цениться в обществе будущего? Какие качества необходимо развивать в ребенке? Какими способами развивать качества, чтобы оставить лучшее и минимизировать ненужное, при этом точно знать что нужно, а что не нужно? Как помочь ребенку стать счастливым и востребованным в жизни… вопросы можно продолжать, но мой опыт показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка, то нужно обязательно продолжать учиться самому. Другими словами, если родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, он должен сам чувствовать себя счастливым. Если же родитель действует по принципу – дам ребенку то, чего мне не хватало для полного счастья и все будет хорошо, то это не очень правильная стратегия.

Например: многие в детстве хотели велосипед, или ролики, или игрушку. Мы завидовали тем, у кого она была и готовы были «из кожи лезть», чтобы у нас тоже была. Так вот, состояние «из кожи лезть», это и есть благодатная почва для воспитания и формирования качеств, именно на очень сильном желании, или как сейчас принято говорить мотивации строится воспитательное воздействие. Мотивация это движок к развитию новых качеств. А, как поступаем мы? Хочешь – НА!. Потом мы удивляемся, почему наш ребенок имеет такой потребительский подход к жизни, почему он думает, что кто-то что-то должен, почему он сам ничего не хочет делать. Все просто — мы сформировали у ребенка стереотип – если хочешь, то родители дадут. В лучшем случае, взамен, мы просим послушания – делай так, как мы говорим. Но, при этом не все осознают, что это подготовка ребенка не к будущей собственной и самостоятельной жизни, а к проживанию «нашего прошлого» и исправления наших ошибок.

2. Заблуждение второе: «Я знаю, чего ты хочешь»

- Сема, иди домой!

- Мама, я замерз?

- Нет, ты хочешь кушать!

Очень опасное заблуждение, которое ведет к тому, что наши дети перестают «Хотеть», хотеть чего бы то ни было – «ну, как же, родители сами знают, что мне нужно». Это заблуждение ведет к блокированию личной инициативы. Потом мы удивляемся – моего ребенка ничего не интересует, он ничего не хочет, целый бы день сидел в компьютере или смотрел телевизор. А, кто-нибудь из родителей задавался вопросом: «Чем привлекает компьютер»? В компьютерной игре ребенок чувствует себя значимым и самостоятельным, там он, преодолевая препятствия, достигает результата и получает вознаграждение (новый статус). Там он значим, и знает, что от него требуется и там он успешен. Задумайтесь об этом. Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно, он быстро находит замену. Как сделать так, чтобы ребенок относился к компьютеру как к инструменту реализации в жизни, а не как к подмене самой жизни?

3. Заблуждение третье: «Я знаю, когда ты МОЛОДЕЦ»

Это заблуждение про планку, планку ожидаемых результатов, которую родители ставят перед ребенком. Родители хотят, что бы «ИХ» ребенок был совершенен. К сожалению, они не всегда могут понять, что иногда сами усилия по достижению результата являются значимыми, и нуждаются в дополнительном подкреплении. Да, хочется совершенства – мой ребенок должен быть идеален! Но, всему свое время. В конце концов, кроме требований, родитель должен задавать себе вопрос, а что я сделал для этого? Ответ в стиле – «я же купил ей ролики» – плохой ответ. Не «ролики» делают ребенка счастливым, а движение к результату, возможности ощутить удовлетворение от пройденного пути — от желания к умению, получить признание. И очень важно, что и где был родитель, и что делал, когда ребенок к этому шел.

4. Заблуждение четвертое: «Ребенок должен меня уважать, потому, что я …»

Я скажу коротко — ребенок никому, ничего не должен. Мой совет родителям, если изменить слово «должен» на «может», тогда у родителя появится возможность пересмотреть свое поведение и свои способы взаимодействия с ребенком, и родители получают шанс построить нормальные взаимоотношения, а не намерение ломать маленькую и неокрепшую личность «под себя».

Давайте рассмотрим простой пример: Убеждение — ребенок должен уважать меня! Ведет к действиям заставляющим добиться результата, со всеми вытекающими последствиями. Распоряжение. Отказ. Наказание. Давление. Дожимание. Слом. – Это, тот результат, которого вы хотели?

Теперь, попробуйте на вкус утверждение – мой ребенок может уважать меня. Это убеждение полностью меняет стратегию действий, здесь «шарик на моей стороне» и я должен сделать так, чтобы ребенок захотел и смогменя уважать, а это совсем другое поведение и совершенно другая стратегия, согласитесь? Да иногда на этом пути приходится встречаться со своими собственными стереотипами и ограничениями, но это тоже когда-то нужно, а иногда даже очень полезно.

5. Заблуждение пятое: « Я делаю все, что могу, а если буду делать больше, то, что скажет мама»

Друзья, я не случайно вывел это утверждение в качестве родительских заблуждений. Мы очень часто оглядываемся на мнения авторитетных людей, но то, что было актуально вчера, сегодня не работает. Например, в наше время был культ авторитетов, и мы четко выполняли наставления родителей – «Слушай учительницу!» — безапелляционно, просто слушай. Но, это всего лишь люди. Так давайте дадим возможность детям самим определять – кто для них авторитет, а кто нет. Давайте научим их оценивать полезные советы от стереотипных заблуждений.

- Дорогая, ты зачем, когда отбиваешь мясо под отбивную, кусочек всегда отрезаешь?

- Отстань, так вкусно!

- И, все же?

- Так делала моя мама!

Вопрос к теще. А вот, почему, когда вы готовите отбивную…?

Потому, что так вкусно!

Не вижу связки…

Отстань, так делает моя мама!

(Слава Богу, бабушка в здравии..) Бабуля а вы зачем… мясо когда…, отрезаете

Так, это раньше, а сейчас у меня сковородка большая…!

Заблуждений от значимых взрослых может быть много, так же как и полезных советов, но как научиться отделять зерна от плевел? Кап понять, что в тему, а что мимо? Для этого нужны четкие ориентиры, и родители должны их знать, вернее могут . Иначе воспитание превращается в эксперимент с собственными детьми. Но, кто из родителей может позволить себе сыграть такую лотерею с жизнью?

Вернемся к нашему эпилогу, перечитайте его еще раз. Если вы согласны с каждым утверждением и знаете, что, как родителям вам необходимо делать, и как достигать полного взаимопонимания с детьми, тогда вам, возможно, просто нужно продолжать свой путь, но если у вас появились вопросы, не стесняйтесь спрашивать – слишком высока ставка.

Разрабатывая обучающий курс для родителей, мы реально представляли, что не каждый взрослый готов столкнуться с собственными недоработками — «а, что скажет мама?». Но на мой взгляд, допускать ошибки это очень естественно для человека действия, а вот не делать работу над ошибками и не стремиться к совершенству –это непозволительная роскошь, ведь именно этому мы хотим научить своих детей.

Дмитрий Телечкун, психолог,
бизнес-тренер, коуч, ведущий проекта
«Клуб родительского мастерства».

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Чем дольше ребенок сидит перед телевизором, тем хуже его успехи

Советы родителям

Просмотрено

Советы родителям: Как я могу заставить своего ребенка пить больше воды?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Дружба между родителями и ребенком

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка

Все о воспитании, Детская психология

Просмотрено

6 признаков в поведении ребенка, которые нельзя игнорировать

Наталья Геращенко
Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»

Родительское собрание

«Нужно ли воспиты-вать в детях до-школьного возраста патриотизм

Воспитатель : Геращенко Н. Ю.

апрель 2016 год

Цель : формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма .

Задачи : Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддерживать проявление потребности в получении и потребности в практическом применении сведений о национальной культуре.

Способствовать формированию понятий о Родине , родном крае, городе.

План встречи :

1. Презентация проекта «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм - воспитатель старшей разновозрастной группы .

2. Доклад «Патриотическое воспитание в МБДОУ «Детский сад «Вишен-ка» - старший воспитатель .

3. КВН «Русское народное творчество»

Ведущий. Здравствуйте уважаемые родители ! Форма нашей сегодняшней встречи «Встреча с интересными людьми» . А интересные люди – это все мы, все вы.

- Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм ?

Некоторые отвечают : «Да зачем, да пусть детство почувствуют, да наиграются» .

Так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм » .

Как вы, уважаемые родители считаете , что означает это слово.

(ответы родителей )

Патриотические чувства нужно начинать с дошкольного возраста . Крылатая фраза говорит : «Всё начинается с детства» . С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки которые волнуют, увлекают, ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к стране.

Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации- у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Это всё у ребёнка остаётся родным в памяти на всю жизнь.

Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

-Например : отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

-Или : мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи , о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма .

Любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь . Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм .

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вы-растают молодые люди, у которых нет ничего святого : ни семьи, ни родины .

Именно в семье закладывается фундамент патриотизма , зарождается чувство любви к матери, к своей семье, своему родному городу, к человечеству в целом.

От родителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика .

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только если сами родители будут знать и любить историю своей страны, своего народа.

Никакие знания не дадут положительного результата, если родители сами не будут восторгаться своей страной, своим городом, своим селом.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую , которую ты в детстве увидал».

Советы для родителей :

«С чего начинается патриотическое воспита-ние »

1. Начните с самих себя : «Где любовь да совет, там и горя нет» (р. н. п) .

2. С самого раннего возраста давайте понять ребёнку, что главные в семье- это родители , но не унижайте и считайтесь с мнением ребёнка.

3. Не забывайте про родных и близких, помните о старшем поколении. (Можно составить генеалогическое дерево, соберите альбом с фото родных, запишите рецепты бабушек, делайте с ребёнком подарки для близких своими руками и тд.) .

4. С самого рождения знакомьте своё дитя с русским фольклором : колыбельными, прибаутками, потешками, пословицами и поговорками, загадками.

6. Приобщайте детей к традициям празднования народных праздников : выучите стишок, закличку, песенку; сделайте какую- либо поделку, поздравьте родных или просто знакомых.

7. Знакомьте детей с народными играми (играми своего народа) и сами принимайте в них участие. Ребёнок должен быть сильным не только разумом, но и духом.

8. Знакомьте детей с государственными и региональными праздниками, ко-торые имеют большое значение в жизни вашего города (села) .

9. Посещайте с детьми выставки и музеи народного творчества, быта.

10. Учите ребёнка видеть красоту природы, любить свой край.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Групповое родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Повысить.

Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста» Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,.

Родительское собрание «Растим патриотов». Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей Дорогие родители! Сегодня у нас необычный день! Сегодня мы хотим показать, как изменились Ваши дети за этот учебный год! Они пришли в нашу.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Родительское собрание «Роль игр в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» В 2015-2016 учебном.

Не будем возвращаться к утробному развитию, но хочется напомнить вам, что ваше физическое и психологическое состояние в период вынашивания, а также процесс родов, уже повлияли на характер вашего младенца. На характере сказались и гены, переданные ему мамой и папой. И многие предрасположенности из этого «стартового набора» готовы подкрепиться или не подкрепиться личным примером родителей.

По сути дела воспитание первого года жизни – это работа воспитателей над собой. Выбор «системы», саморазвитие, приспособление к новым условиям существования, освоение новых ролей.

Есть контакт

В первые дни, недели и месяцы своей жизни ребенку прежде всего необходима любящая мама или тот человек, который ее постоянно заменяет. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности, его потребности вовремя удовлетворяются, на его плач откликаются. Пролактин, содержащийся в мамином молоке, действует как успокоительное. Ему начинает нравиться этот мир. Формируется базовое доверие, формируется привязанность к другим людям. Без этих качеств ребенку будет сложно построить в будущем доверительные отношения и создать крепкую семью.

Роль папы в это время – поддержать маму: подменить ее в бессонные ночи, взять на себя часть домашних дел, поднять настроение или вселить уверенность в трудную минуту. Само собой, что общение папы с малышом также пойдет обоим на пользу.

Кто с кем спит

Потребность в физическом контакте удовлетворяется во время кормления, держания на руках, а также во время совместного сна, если вы его практикуете. Мнения многих уважаемых психологов, педагогов и педиатров о том, где должен спать ребенок, разделились. Лично я всегда считала, что не смогла бы спать с новорожденным ребенком, но на практике получилось наоборот – через пару месяцев после рождения дочери, мне самой было спокойнее, когда она спала рядом.

Раздельный или совместный сон? Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Чтобы принять решение, воспользуйтесь «мнениями» всех членов вашей семьи.

  • Удобно ли это вам?
  • Приходиться ли вам часто вставать ночью, чтобы покормить ребенка?
  • Насколько чутко вы спите?
  • Ребенок спит спокойнее, когда он в кроватке или рядом с вами?
  • Что думает ваш муж о совместном сне с ребенком?

Мы в ответе за тех, кого мы «приручили»

«Не приучай к рукам», - твердят подруги. «Надо дать ему проораться, а потом уже брать на руки», - говорят другие, пока третьи «вынашивают» своих малышей в слингах. Мнений великое множество. Но человеческой природе, о чем говорят и наши инстинкты, свойственна неразрывная близость с маленьким ребенком. Иначе ему было не выжить.

Да, малыш часто хочет на ручки. Но исследования психотерапевтов подтверждают, что чем больше он пользуется этой возможностью, тем проще потом слезает навстречу окружающему миру. Вы хоть раз видели сороколетнего дядьку сидящего на руках у своей мамы? А пятнадцатилетнего? Да после лет шести-семи их силой не усадить. Также замечено, что младенцы, лишенные маминых рук в первые месяцы, стремятся наверстать это позже, требуя от мамы повышенного внимания.

Ношение на руках обеспечивает ребенку больший обзор, позволяет наблюдать за вашими действиями и, главное, вашей реакцией на происходящее. Вы чаще говорите с ребенком. Все это благоприятно сказывается на его развитии.

Если же вы не берете на руки плачущего ребенка, он воспринимает это, как отсутствие вашей любви. Бойтесь недодать близости с вами, передать вряд ли получится.

Слова любви

С того момента, как вы узнаете о вашей беременности, желательно начать говорить малышу о том, как вы его любите. Если вы еще не делали этого, то начинайте немедленно. Ребенку важно знать, что его любят, что он хороший, долгожданный, умный, добрый, веселый, красивый. Говорите ему об этом как можно чаще, и он таким и будет.

Увереннее и смелее

Уверенная в себе мама – подарок для самооценки малыша. Уже сейчас она начинает складываться из того, что дает ребенку мамино внутреннее состояние. Не унывайте, не бойтесь совершать ошибки, не вините себя за минуты слабости, старайтесь расслабляться, отдыхать, радоваться жизни и вашему ребенку. Не забывайте, что ваше настроение в первые годы материнства вы всегда делите, как минимум, на двоих. Если не выходит, целенаправленно работайте над собственной самооценкой.

Творческая атмосфера

Дети интересуется всем, что происходит вокруг. Всем в буквальном смысле этого слова. И теми дырочками в розетке, и вот этим краем дивана, и вашим новым дорогим телефоном и бабушкиным сервизом. Для того, чтобы хорошо было всем, ваша задача – организовать для ребенка безопасное пространство, в котором он сможет свободно развиваться, а вам не придется кричать каждые пять минут: «Ну, куда ты, стой!!!» или вырывать из рук опасные предметы. Пусть малышу будет доступно то, что ему можно и нужно. В случае знакомства с нежелательными объектами, переведите его внимание на что-то, что ему не угрожает.

Мама-болтушка

Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем лучше. Комментируйте все свои действия, особенно те, которые направлены на самого малыша: «сейчас я возьму тебя на ручки», «мы идем умываться», «мама читает книжку» и т.д. Ваша «болтовня» поможет ребенку скорее освоить язык.

Меньше «нет» и «нельзя»

Если все вокруг под запретом, то младенцу и не запомнить столько всяких «нельзя». Старайтесь употреблять это слово как можно реже и придерживайтесь собственных правил. Ребенку трудно понять, почему можно брать ваш телефон, когда маме некогда, но она не хочет им делиться в другое время.

Мультики-пультики

Детские психологи советуют оградить ребенка от телевизора. Даже мультфильмы рекомендуются к просмотру только с двух лет. Тем более в первые месяцы жизни, держите малыша подальше от всевозможных экранов. Маленькому человечку еще сложно отделить виртуальное от реального, он может напугаться свалившейся на него информации.

Развиваемся вместе

Для развития малыша будут полезны совместные игры с называнием частей тела, элементами зарядки или массажа, чтение детских книг с обязательным разглядыванием картинок, пение песен, потешек, чтение стишков. Но полезнее маминой любви и заботы ничего не придумать.

Самим же родителям надо стремиться быть достойным примером для своих детей. Откажитесь от вредных привычек, постарайтесь уладить свои внутренние и внешние проблемы, устраните пробелы в знаниях, связанных в воспитании и не забывайте о ваших собственных интересах и увлечениях вне родительства и о том, что все имеют право иногда ошибаться.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как вы думаете, нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей?

Люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит: «Да, конечно!», штудирует книги Гиппенрейтер, посещает психологические семинары и считает, что самое важное — изучить множество воспитательных принципов.

А кто-то говорит: «Нет, детей нельзя воспитать! Их можно чему-то научить только на собственном примере!» И на этой фразе мы сейчас остановимся подробнее.

Что такое — воспитание?

Лев Николаевич Толстой считал, что в воспитании детей самое главное — самому жить хорошо, быть достойным примером для своих детей. Его известная фраза: «Педагогика же есть наука о том, как живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей».

Я совершенно согласна с этой фразой. Совершенно согласна с этим мудрым человеком. Однако... Есть несколько нюансов. И самый главный из них заключается в следующем: такая позиция нередко приводит к тому, что люди ничего не делают.

Лев Николаевич Толстой был очень серьезным человеком. Он очень серьезно работал над собой и бесконечно учился. Но простые современные люди нередко трактуют его фразу так: «Ребенок воспитывается только благодаря личному примеру. Изучать воспитание детей — бесполезно. Поэтому я не буду ничего делать».

Либо: «Личный пример у меня просто великолепный: я живу честно, никого не убивал, ничего не крал, а пью только по праздникам. Значит, мне можно не переживать о воспитании детей!»

Нужно ли изучать педагогику?

Я не знаю, какие книги о педагогике были у Льва Николаевича Толстого. И не знаю, какие книги читали лично вы. Но знаю, что подход к воспитанию может быть совершенно разным. Сейчас чему только не учат!

  • где-то учат, как манипулировать ребенком, чтоб он вел себя хорошо;
  • где-то учат, как развивать ребенка, чтоб он был отличником в школе;
  • вы можете прочитать, как выстраивать малышу границы (или наоборот, уничтожать все границы);
  • вы можете учиться быть терпимее, мудрее, через воспитание детей.

Именно такие книги выбираю я: которые запускают в родителях внутреннюю трансформацию, а не дают готовые схемы и шаблоны. Именно такие лекции я слушаю, именно этому учат в «Родительском Университете», где я сейчас прохожу обучение.

Если человек очень интенсивно занимается саморазвитием в отрыве от воспитания детей или глубоко погружен в духовную практику — возможно, этого и правда будет достаточно. Однако, общение со своим чадом — очень мощный тренинг. И сам этот процесс, если подходить к нему осознанно, делает нас чище, учит любить и принимать.

Более того, если речь идет о женщине, которая сидит дома с малышом... То ей довольно сложно развиваться как-то отдельно от малыша. Но если она серьезно подойдет к изучению принципов воспитания — перед ней открывается огромное поле для саморазвития.

Чему нужно учиться?

На этот счет очень хорошо говорит Марина Таргакова. Вот это видео:

Марина Таргакова говорит о двух типах педагогики: авторитарной и гуманной. Авторитарной педагогике не нужно учиться, она у нас в крови. Это — метод «кнута и пряника». Хвалим за хорошее поведение и наказываем за плохое.

Есть еще гуманная педагогика, в которой мы стараемся отойти от . Стараемся донести до ребенка суть правил, почему они так необходимы нам. И концентрируемся на выстраивании отношений с малышом, на принятии, уважении и любви.

Вот гуманной педагогике почти никто не научился от своих родителей. Но мы можем изменить свой подход к общению с детьми. Можем научиться воспитывать свою кроху более мудро и осознанно. Но для этого нужно активно работать в этом направлении.

И здесь нам как раз поможет гуманная педагогика. Изучая ее, мы делаем сразу две вещи:

  • сами становимся лучше, становимся достойным примером для детей;
  • грамотно доносим до своих малышей правила этого мира, грамотно знакомим с миром и учим общаться.

Настоящая педагогика делает нас:

  1. Терпеливее. Без этого невозможно воспитание без наказаний!
  2. Осознаннее. Мы сами учимся видеть природу вещей, смысл общепринятых правил.
  3. Учит раскрывать в себе творческую природу. Как еще научить малышей видеть во всем творчество?
  4. Учит принимать и любить, несмотря ни на что.
  5. Развивает в нас страсть к обучению, любознательность. Как еще отвечать на бесконечные вопросы своего чада?
  6. Уничтожает наше эго. И проводит с нами другие удивительные метаморфозы.

Выводы

Я считаю, что нужно работать над собой в разных направлениях. Развиваться духовно, работать над своими общечеловеческими качествами, учиться выполнять обязанности хорошей жены... И при этом изучать воспитание.

Изучать его можно по-разному. Манипулирование детьми не приведет ни к чему хорошему. Но , гуманная педагогика затрагивают личность родителей, меняет их изнутри. И помогает установить хороший контакт с малышом.

Когда женщины говорят, что невозможно воспитать детей, что важен лишь личный пример, то хочется спросить: «А что лично вы делаете, чтоб стать таким хорошим примером?»

Если женщина действительно серьезно работает над собой, действительно активно растет — это другая ситуация. Но чаще всего подобные слова просто служат отговоркой, чтоб ничего не делать.

Видео с Шалвой Амонашвили:

Я желаю вам счастливого материнства! Сделайте репост этой статьи в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. До новых встреч!