Ребенок постоянно дует на пальцы. Речь и моторика. Осенняя развивающая игра для малышей

Дети с синдромом «детский аутизм» замкнуты, стремятся уйти от общения с близкими людьми и сверстниками. Их поведение однообразно, лишено обычной детской эмоциональности. А со временем становится все более заметна и задержка интеллектуального и речевого развития. Неудивительно, что детям-аутистам трудно бывает обучиться многим необходимым для жизни навыкам, которые их здоровым сверстникам даются без особого труда.

Практически большую часть работы приходится выполнять маме или воспитателю, буквально водить руками ребенка, проговаривая вслух последовательность всех совершаемых действий. Это помогает сформировать необходимые навыки и придает детям уверенность.

Позже ребенок должен научиться все делать самостоятельно при постоянном руководстве взрослых. Его нужно чаще подбадривать, хвалить за каждое удачное действие.

Маленькие аутисты выполняют различные стереотипные действия — вращение кистей рук, гримасы, повторение определенных звуков, своеобразную походку. Существует мнение, что это — проявление аутостимуляций, то есть неосознанного «подстегивания» собственной активности. Бороться с этими явлениями трудно, да и не нужно.

Лучше попытаться включиться в эти занятия, стараясь превратить сугубо механические действия в эмоциональные и содержательные. Например, если ребенок стереотипно дует на пальцы рук, можно показать ему, как дует за окном ветер, как он раскачивает ветки деревьев. В то же время объяснить, что ветер время от времени стихает и добавить что-то вроде: «И тебе надо отдыхать, не делай так.» Ребенок начинает чувствовать внешний мир, свою связь с ним.

Детские психотерапевты советуют обсуждать с аутичными детьми все события дня - перемену погоды, гигиенические процедуры, совместные игры. Нужно сделать все, чтобы окружающий мир представлялся ему доброжелательным, уютным, радостным. Не надо только переутомлять ребенка избытком впечатлений и чрезмерными требованиями, которых он все равно не может выполнить.

Аутичные дети могут проявлять агрессивность. Например, малыш в гневе разбрасывает игрушки. Это тоже можно обыграть и сгладить. Например, мама может изобразить, что игрушки убегают или улетают. При таком комментарии напряжение ребенка уменьшается и ситуация благополучно разрешается.

В настоящее время очень популярен новый метод преодоления аутизма — «холдинг-терапия». Основа ее — давно уже известное психологам представление о важности (особенно в раннем возрасте) тесного контакта с близкими людьми.

Во время сеанса «холдинг-терапии» матери рекомендуют обнять ребенка и удерживать его рядом как можно дольше, даже если он сопротивляется. При этом мать должна говорить с ним, ласково объяснять, что он - самое близкое и дорогое существо для нее. Такую терапию рекомендуют продолжать около часа, до полного расслабления ребенка.

Для достижения заметного эффекта нужно шесть-десять сеансов «холдинг-терапии». Как правило, после такого воздействия ребенок становится раскованнее, общительнее, ласковее, эмоциональнее. Важно, что «холдинг-терапия» воздействует и на мать, которая, возможно, не проявляла должного тепла и участия к своему малышу.

Желательно, чтобы в такой терапии все члены семьи принимали участие — в их присутствии сопротивление ребенка преодолевается легче.

Самое трудное в воспитании аутичного ребенка — это привить интерес к общению с детьми, контактов с одними взрослыми никак не достаточно. Лучше вначале познакомить его с детьми старшего возраста, которые научат чему-то полезному. А младшие — простят или не заметят ошибок в игре. Очень важно научить маленького аутиста играть в прятки, жмурки, в мяч, пользоваться шайбой и клюшкой.

Ребенку надо помочь усвоить назначение бытовых приборов, вещей, механизмов — лифта, телефона, часов. Ему полезно принимать участие в хозяйственных хлопотах семьи — знать назначение прачечной, химчистки, магазинов, уметь радоваться удачным покупкам и огорчаться неприятностям.

Важно обращать внимание маленького аутиста на цвет неба и звезд над головой, листья, снег, траву, птиц и животных вокруг. Замечать различие рельефа, шероховатость коры деревьев, гладкость листьев, шум дождя. Словом, нужно стремиться, чтобы он ко всему мог прикоснуться, все прочувствовать. Разумеется, делать это надо ненавязчиво, исподволь.

Родителям здоровых детей может показаться странной такая «сложная» программа обучения. Неужели всему этому нужно специально учить? Увы, маленький аутист усваивает все с трудом, медленно и только при помощи взрослых.

У аутичных детей очень часто страдает развитие речи. Поэтому надо стараться разговорить их во время игры, демонстрируя свое удивление, восхищение, недоумение, задавать вопросы, подталкивая к ответу. Обычно вначале в речи ребенка появляются названия предметов, позже — слова, обозначающие действия («лошадь скачет», «машина едет»). Постепенно словарь обогащается предлогами, причастиями, прилагательными. Можно привлечь логопеда, если нарушение речевой функции носит достаточно сложный характер.

Это достаточно длительная и кропотливая работа, требующая огромного терпения, выдержки и такта. Наградой за титанические усилия родителей, педагогов, детских психологов послужит улыбка ребенка, обретшего жизненно необходимую способность к общению и познанию мира. Когда аутизм оказывается одним из признаков детской шизофрении, конечно, потребуется специализированная помощь психотерапевта и обучение в специальной школе. Но часть детей, хотя и останется немного диковатой, сможет учиться в обычной школе, приспособиться к жизни со всеми ее многообразными требованиями.

Специальные исследования показали, что синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением (СДВГ), часто встречающийся у современных детей, является самой серьезной причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте и их социальной дезадаптации.

Дети с СДВГ в три раза чаще, чем другие, становятся жертвами несчастных случаев: они чем-то режутся, падают, в семь раз чаще других попадают в автомобильные катастрофы, 25-45% из них демонстрируют асоциальное поведение, рано начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять наркоти ки, 20% проявляют физическую агрессию, среди них часты попытки к самоубийству.

Родители, подозревающие СДВГ у своего ребенка, не должны отчаиваться, т. к. при адекватном воспитании их дети могут достичь определенных успехов, ведь Черчилль, Эйнштейн, Эдисон и Моцарт также страдали этим симптомом. Но и успокаиваться, не понимать всю серьезность диагноза СДВГ нельзя.

Идём к врачу

Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть поведенческие проблемы, сходите на прием к педиатру, обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Бывает, что в основе трудностей в поведении ребенка лежат проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, неврозы и др. Если же такие проблемы не обнаружены — обратитесь к психологу или неврологу.

Вы посетили врача, а сомнения по поводу диагноза всё ещё есть. Не успокаивайтесь и пойдите к другим специалистам — к нейропсихологу, психиатру.

Не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. Упрямство и непослушание так же, как капризы и баловство, — это варианты нормы, если не переходит в систему.

Также не стоит искать причины в наследственности. Дети совсем не обязательно имеют родительский темперамент. Особенности характера, как и внешность, закладываются еще в утробе матери, на них влияют гены множества предыдущих поколений, вплоть до самых отдаленных. А также влияет процесс протекания беременности, родов и многое другое.

Нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр проявлений. Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных).

В первые годы жизни...

В первые годы жизни ребёнка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей можно заметить небольшую задержку в их речевом развитии — малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас.

Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой — наблюдается первый, «трёхлетний кризис ». Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё «Я».

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители, наслышанные о «кризисе двух-трех лет», не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Названные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями и являются сигналом того, что ребенку нужна помощь. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации из-за нарушения своих функций.

Вот и вырос я большой: 5 — 6 лет

Признаки СДВГ становятся особенно заметны с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому интеллектуальные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью и вспыльчивостью и часто сочетаются с тиками, головными болями, а порой и страхами.

Тики

Тики являются частыми спутниками многих расстройств, в том числе и СДВГ. Что такое тики? Тики — это непроизвольные, часто повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивания губ, щеки и т. д.), артикуляционных и дыхательных мышц (звуки типа «кх», поперхивания, покашливания, попискивания, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь и т. д). К ним относятся непроизвольные сокращения других мышц — чаще шеи и туловища, более выраженные по амплитуде, и менее частые — вроде трясения головой, вздрагивания телом, подергивания конечностей и т. д.

Одними из частых являются мигательные тики — это частые, слабые или сильные зажмуривания глаз, при которых родители начинают искать глазные заболевания. Голосовые тики чаще выражаются нечленораздельными звуками — уканьем, хмыканьем, хрюканьем и т. п. По наблюдениям специалистов, самым ранним вокальным нарушением является откашливание.

В дальнейшем появляются сложные повторяющиеся действия: ребенок постоянно поправляет челку, вытирает ладонью нос, дует на руки. Они могут сочетаться с постукиванием по предмету, поколачиванием по своему телу, хлопками в ладоши, наклонами, подпрыгиванием. Каждое из этих действий может существовать самостоятельно или сочетаться с другими. Все случаи тиков нуждаются в исследовании специалистов и назначении лечения.

Диагностические симптомы

Выделяют несколько признаков, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. Их можно сгруппировать по следующим направлениям, имеющим ряд поведенческих характеристик: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Гиперактивность

  1. Частые беспокойные движения в кистях и стопах, даже сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
  3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
  5. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  1. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  5. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
  6. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  7. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
  8. Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность

  1. Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашней работы, уроков или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ.

СДВГ, к счастью, не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима немалая часть гиперактивных детей «перерастает» проявления гиперактивности уже к подростковому возрасту.

Важно, чтобы родители адекватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, любили его и ценили его здоровье, искренне желали помочь ребенку, были готовы встать на его место и посмотреть на себя его глазами, контролировали свои чувства и эмоции, были терпеливыми и последовательными, верили в успех своих детей.

Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые мы ответим в других выпусках журнала.

Спрашивает: ЕЛЕНА, лет

Мой СЫН 7 лет ПОСТОЯННО ДУЕТ НА РУКИ. кОГДА Я СПРАШИВАЮ ПОЧЕМУ. ОН ГОВОРИТ, ЧТО ПРОСТО ТАК. нАЧАЛ ДУТЬ ПОТОМУ ЧТО ЕМУ СЕСТРА СКАЗАЛА, ЧТО ТАК ОН УБИРАЕТ С СЕБЯ БОЛЕЗНЬ ИЛИ ОПАСНОСТЬ ЧЕГО-ЛИБО, ЧТОБЫ ОНО НЕ ВОЗНИКЛО В БУДУЩЕМ.ЕСТЬ ТАКИЕ ДЕТСКИЕ ПРИКОЛЫ. мЫ БЫЛИ У НЕРВОПАТОЛОГА. НАМ НАЗНАЧИЛИ ЛЕЧЕНИЕ. У НАС ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ В СВЯЗИ С РОДОВОЙ ТРАВМОЙ. ПОЭТОМУ ПЕРЕОДИЧЕСКИ У НАС ВОЗНИКАЛИ ТИКИ. НАС ОТПРАВИЛИ К ОСТЕОПАТУ. мЫ ПОСЕЩАЛИ ОСТЕОПАТА ЭТОТ

У НЕГО УШЕЛ, ТЕПЕРЬ ОН НЕ БОИТСЯ, А ДУЕТ ПО ПРИВЫЧКЕ. кАК НАМ БЫТЬ?

Ответы психологов

Вы можете

задать вопрос

другим психологам

Здравствуте, Елена!

Убрать привычку, т.е. сформировать новое поведение у ребенка. Обратитесь очно к детскому психологу. Возможно помогут техники арт-терапии. С Уважением Олеся.

Елена, здравствуйте. Похоже что у вашего сына невроз навязчивых действий в виде навязчивых ритуалов. То что вы лечитесь у невропатолога — это хорошо. Еще бы я посоветовала регулярно принимать ноотропы, например, гинго билоба. Детская психика — нежная незрелая субстанция. А современный мир насыщен информацией. Огромный поток информации давит на ребенка, он не успевает все усвоить. Ему нужна помощь. при приеме ноотропов ребенок будет меньше уставать, исощаться. А раз не устает, ему легче уснуть вечером. И сон будет приносить хороший отдых. Это во-первых. Во-вторых, попробуйте сыну дать задание: дуть на руки опредленное количество раз. Причем строго следить за его выполнением. Например, сын, ты должен дуть на руку 8 раз в день. Ну вообщем сами посчитайте сколько он раз в день это делает. Я думаю когда это будет в виде приказа, то он скоро сам от этого откажется. Ну и я все таки рекомендую очную консультацию с психохологом. И поработать с ребенком. Впереди школа, это новая нагрузка. Его надо подготовить.

С уважением Татьяна

Галочкина Елена Борисовна

Психолог Торонто

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.

Вы можете

задать вопрос

другим психологам

Никитина Марина Дмитриевна

Психолог Алматы

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.

Вы можете

задать вопрос

другим психологам

Вы не пишете о своей семье. Но для мальчика 7 лет важна эмоциональная связь с отцом. Это дает ему возможность строить свое поведение по мужскому типу, получать мужскую поддержку и чувствовать себя защищенным.

Если ребенок по какой-то причине лишен мужской поддержки, он начинает создавать себе РИТУАЛЫ, которые выполняют защитную функцию и по сути являются компенсацией такой связи с отцом.

Еще недавно нервные тики у детей рассматривались как невроз навязчивых движений - состояние, связанное с перенапряжением в психической сфере. И сейчас многие врачи ставят этот диагноз и пытаются лечить успокаивающими средствами. Современные исследования показали, что это заболевание может свидетельствовать о серьезных нарушениях деятельности мозга . Причина заболевания чаще всего генетическая. Мальчики заболевают тиками в 4-5 раз чаще, чем девочки. У многих детей параллельно с тиками отмечается гиперактивность.

Начинается заболевание в 6-7 лет, иногда раньше или позже. Первыми проявлениями чаще всего являются мигательные тики - это частые и сильные зажмуривания глаз. Потом могут появиться навязчивые шмыганья и откашливания. Могут быть открывания рта, высовывание языка, различные движения головой (повороты, встряхивания, запрокидывания). Двигательные расстройства распространяются сверху вниз. Появляются движения плечами, подергивания рук и т.п. Голосовые тики у детей чаще выражаются нечленораздельными звуками.

При дальнейшем развитии заболевания появляются сложные повторяющиеся действия (поправляет челку, вытирает ладонью нос, дует на руки).

Речевые стереотипы появляются через несколько лет от начала заболевания. Чаще это отдельные слова, иногда короткие фразы. Иногда вместе с тиками у ребенка возникают навязчивые страхи. Они нередко сопровождаются сложными действиями с бесцельными повторениями одних и тех же движений (часто крутит в руках какой-то предмет, например). Тики могут сочетаться с судорожными припадками.

Все случаи тиков нуждаются в тщательном медицинское исследовании больного и незамедлительном назначении лечения.

Лечение - это длительный, непрерывный и индивидуальный процесс. Врач назначает витамины, препараты, улучшающие питание мозга, обмен веществ, седативные средства. Дома у такого ребенка должна быть спокойная обстановка, щадящий режим.

Среди народных средств, подкрепляющих лечение, есть совет поить ребенка мятным чаем.

При детских неврозах полезно купать ребенка в ванне с добавлением отваров хвои, листьев березы, ореха, мяты, иван-чая, календулы, крапивы, шиповника, ромашки.

Можно приготовить сбор, взяв го 1 ст. ложке зверобоя и травы тысячелистника, по 2 ст. ложки мяты, подорожника большого и ромашки. Травы перемолоть, хорошо перемешать 1 ст ложку сбора залить 0,5 л кипятка, настоять в течение ночи в термосе. Утром процедить, отжать. Пить в течение 20 дней 2 раза в день по четверти стакана утром за час до еды и вечером перед сном. После недельного перерыва можно принимать по четверти стакана за 30 минут до еды 3 раза в день.

Невроз навязчивых состояний – нередкое явление у детишек вне зависимости от возраста. Частые переутомления, негативная атмосфера дома или в школе, психологические травмы, огромное количество информации, развод или постоянные ссоры родителей, а также завышенные требования к ребенку – все это может стать причиной появления такого неприятного заболевания, как навязчивый невроз у детей. Данное состояние поддается коррекции, однако перед лечением важно поставить правильный диагноз.

Симптомы невроза

Специалисты утверждают, что навязчивый невроз нередко путают с обыкновенным нервным тиком. Однако правильно уяснив природу этих явлений, отличить их не составит труда. Тик представляет собой неконтролируемые автоматические сокращения мышц, обусловленные психологическими причинами. А вот навязчивые явления появляются вследствие психологического дискомфорта, переживаемого ребенком и вполне могут удерживаться силой воли. Обычно о неврозе навязчивых состояний говорят следующие признаки:

  • ребенок щелкает пальцами;
  • грызет ногти;
  • шмыгает носом;
  • постоянно крутит пуговицы;
  • покусывает губы;
  • дергает головой;
  • дует на ладони;
  • причмокивает;
  • дергает губой;
  • обходит предметы только справа или только слева.

Перечислять навязчивые движения можно долго, так как они сугубо индивидуальны. А главным их признаком является поминутное раздражающее повторение. Если родители не обращают внимание на состояние своего ребенка, невроз может привести к прокусыванию губ насквозь, к сгрызанию ногтей до крови и прочим негативным последствиям. Обычно явные симптомы навязчивого невроза сопровождаются отсутствием аппетита, бессонницей, появлением истерии либо снижением работоспособности. Именно поэтому лечение такого заболевания необходимо начинать как можно раньше, не давая развиться этому состоянию.

Лечение навязчивого невроза

На ранних стадиях невроз навязчивых состояний лечится при содействии психолога, а в отдельных случаях – психотерапевтом. В особо тяжелых случаях не обойтись без медикаментозной терапии. Проведя обследование ребенка с навязчивым синдромом специалист может назначить прием успокаивающих препаратов, то есть антидепрессантов. В каждом отдельном случае они могут быть свои, к примеру: Аспаркам, Сонакапс, Мильгамма, Циннаризин, Персен, Глицин или Пантогам.

Учитывая, что перечисленные медикаменты оказывают влияние на центральную нервную систему, принимать их без назначения врача небезопасно. Тут нужно учесть и стадию заболевания, ведь на начальных этапах достаточно пары занятий с психологом, тогда как в запущенном состоянии требуется прием лекарств. Но определить, какая терапия необходима ребенку, сможет только врач.

Поведение родителей

Специалисты считают правильное поведение родителей одним из важнейших способов лечения данного заболевания у ребенка. В этом плане взрослые, прежде всего, не должны ругать малыша за производимые им постоянно повторяющиеся движения. Как только появляются эти движения важно поговорить с малышом о том, что его тревожит в данный момент. Нужно постараться понять причину переживаний крохи и устранить ее. Кроме того, стоит ограничить увлечение ребенка телевизором и компьютером, но только без давления и криков.

В общем смысле нужно больше времени уделять ребенку, окружить его заботой и лаской, а также постоянно увлекать малыша новыми интересными занятиями, помогая позабыть о волнении и тревоге. Нужно лишь подарить малышу радостное детство, и тогда навязчивый невроз у детей не возникнет или пропадет сам собой. Берегите своих ребятишек!

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.

  • Проглядели пациента
  • Школьные годы. Чудесные?
  • Какие они, беспокойные дети?
  • Как их обычно лечат?

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд «трудных» или «необучаемых». При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз «родовая травма». Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания «стираются», соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период «затишья». Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: «Очаговой симптоматики нет». Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят «что-нибудь сделать» — и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает — и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая — возбудимые дети . Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий — например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа — дети, перенесшие гемипарез . Гемипарез — это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и «поджиматься». Помимо «скрюченности» одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины — тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все «горит» и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: «Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься…». Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют «полевое поведение»: носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде «пареза», когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше «легких» поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди «неумех» детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах .

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты — от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а «лошадиные» — здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить «базу» развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается «локальная фармакокинетика» препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект — нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача — это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он «настроен на собственное чадо». Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку — и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

Обсуждение

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ЛПУ не требует покупки лекарств и может применяться как самостоятельно, так и одновременно с любым другим лечением. Лечение заключается в чтении утверждений на те недомогания, от которых вы хотите избавиться. В день проводится три сеанса, в каждом сеансе необходимо прочесть каждое утверждение 9 раз подряд. Утром проводятся два сеанса, в первом для каждого недомогания читаем утверждения, которое подтверждают то, что у вас имеется это недомогание (это принятие ситуации, это отрицательные утверждения, например, «У меня болит голова»). Через час (и больше), на те же недомогания, читаем положительные утверждения («У меня отсутствует головная боль»). Вечером (через 10-15 часов) повторяем чтение положительных утверждений.

Улучшение состояния — через 5 дней, время лечения до 30 дней.

Для уменьшения на 50% привычного запора, нарушений в мочеиспускании и т.п. застарелых, хронических расстройств понадобится до одного года.

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

«У меня болит голова.

У меня повышенное внутричерепное давление.

У меня имеется страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня имеется страх перед голодом».

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

«У меня отсутствует головная боль, у меня отсутствует страх перед головной болью, у меня нормальное состояние головы.

У меня отсутствует повышенное внутричерепное давление, у меня отсутствует страх перед повышенным внутричерепным давлением, у меня нормальное внутричерепное давление.

У меня отсутствует страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня отсутствует страх перед голодом».

Страх перед насилием, голодом присутствует у всех, его надо убрать.

При написании утверждений нельзя применять отрицательные частицы «НЕ», «НЕТ». Например: нельзя писать «У меня нет головной боли». Утверждения писать на симптомы (а не на название болезни), например, писать «У меня отсутствует боль в запястье», а не «У меня отсутствует артрит в запястье». Везде (и в Следах, и в Отзыве) добавлять «Страх перед … отсутствует».

Методика эффективна при самых серьезных заболеваниях и какой-то эффект дает всегда. Надо учитывать, что оздоровление – это дополнительная нагрузка для организма, поэтому будет временное ухудшение самочувствия, и при уходе болезни может быть предварительное обострение. Необходимо увеличить потребление белков, витаминов, микроэлементов, больше отдыхать.

Перед чтением утверждений прочтите «Отче наш». Используйте церковные возможности помощи, покайтесь, измените свой образ жизни, или отношение к жизни (просмотрите книги Луизы Хэй – её аффермации можно вставлять в ЛПУ). Постарайтесь не думать о недомоганиях, лечении, отвлекитесь, загрузите себя.

Чтобы гарантированно получить результат, одновременно читайте утверждения на устранение следов недомогания и на отзыв ваших негативных мыслей.

СЛЕДЫ НЕДОМОГАНИЙ

С возрастом в подсознании человека накапливаются следы перенесенных заболеваний, которые при определенных условиях дают повторение этих заболеваний. Для устранения следов читать 11 дней по 7 раз в день (одним сеансом):

«Господи, прости меня за вредные мысли и поступки, которые привели к ухудшению моего здоровья, которые я осуждаю и больше никогда не повторю.

Господи, я благодарю Тебя за отсутствие головной боли.

Я свободен от головной боли. Я свободен от страха перед головной болью

Господи, я благодарю Тебя за нормальное внутричерепное давление.

Я свободен от повышенного внутричерепного давления. Я свободен от страха перед повышенным внутричерепным давлением.

Господи, я благодарю тебя за отсутствие страха перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома, за отсутствие страха перед голодом.

Я очистил свое подсознание, я здоров».

Если у вас появилась упорная мысль, подозрение на какое-то недомогание, делайте ОТЗЫВ НЕГАТИВНЫХ ПРОГНОЗОВ.

«Я отзываю мои негативные мысли, слова по поводу головной боли, внутричерепного давления.

ВЗАМЕН негативных прогнозов Я УТВЕРЖДАЮ: У меня отсутствует головная боль, отсутствует страх перед головной болью, отсутствует повышенное внутричерепное давление, отсутствует страх перед повышенным внутричерепным давлением.

Я отзываю мои мысли, слова по поводу насилия, голода. Взамен негативных прогнозов я утверждаю: У меня отсутствует страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня отсутствует страх перед голодом».

Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Что делать: На все свои недомогания читать «ОТЗЫВ негативных прогнозов» и «Следы» одновременно пропустить недомогания через ЛПУ (не все сразу — по 2-3 недомогания). Убирайте все, что вам не нравится, и «генетическое» и то, что «с детства». Половина недомоганий уйдет, оставшееся — уменьшится. С тем, что осталось, идите к врачу. При этом продолжать ЛПУ и ОТЗЫВ.

Когда пройдет период уборки первостепенных недомоганий, то для свежих (меньше 6 месяцев) недомоганий можно применять только ОТЗЫВ.

Положительные утверждения применяют и самостоятельно, часто их рекомендуют произносить перед зеркалом. Надо знать, что и в этом случае нельзя говорить «нет», «не» и еще необходимо представить то, что вы хотите получить, как свершившееся, как уже полученное, т.е. представить себя здоровым, помолодевшим. Это называется визуализировать то, что вы произносите. Визуализация преодолевает отсутствие «принятия ситуации» и увеличит эффект. Такое увеличение будет и в ЛПУ, если научитесь визуализировать. То есть отсутствие визуализации при применении ЛПУ (человек просто не имеет навыка визуализировать) приведет к увеличению количества дней лечения, но никак не скажется на конечном результате лечения.

Желаю здоровья, Борис Петрович, [email protected]

Добрый день! Дочки 3 года, одна ножка худее другой и она хромает. Нога плохо развивается.Врачи толком диагноз не поставили,отправляют туда сюда и все, подскажите куда и как обращаться? Спасибо!!!

30.06.2014 14:30:45, Юрий13

Добрый день! Дочки 3 года, одна ножка худее другой и она хромает. Врачи толком диагноз не поставили, подскажите куда и как обращаться? Спасибо!!!

26.06.2014 14:54:54, Юрий13

Елизавета, подскажите пожалуйста в какой клинике Вы принимаете и как к Вам попасть на прием? Заранее спасибо за ответ.

Я вашу статью в журнале читала. у вас ведь и тест был на выявление роблем. Мне понравилась. Я из=за вашей статьи и покупала журнал. Спасибо. Очень разумно написано.

нам поставили в 3 месяца задержку моторики. нашли хорошего врача. очень много занимались с ребенком. делали массаж.токи. каждый день гимнастику. результат не заставил себя ждать. в 7 месяцев сели. в 10 пошли очень уверенно. главное-найти врача от бога. ей спасибо за систему. ребенок очень хорошо развивается

14.02.2006 16:03:09, лена

Помогите пожалуйста разобраться что нам делать.Ребенок родился посредством кесарево из-за гипоксии.Был очень возбужденным.Первые пол года спал часов 10 в сутки все время плакал.При плаче правой рукой чарапал себе лицо и дергал правой ручкой.Сделали ЭХО энцефалоскопию-результат 1 степень внутричерепной гипер……..(неразборчиво).Невропатолог назначает пить микстуру с валерианкой и чем-то еще-успокаивающее.Результат-ноль.В три месяца замечаю что ребенок берет игрушки левой рукой, а правой плохо.Медсестра сказала что он возможно левша, но потом начала замечать что ему правой тяжело что-то брать.В 4,5 месяцев пошли на массаж,и после массажа начал переворачиваться на живот.А ручка так-же слаба и неумела.В 7 месяцев легли в неврологическую больницу.И заметили что кроме ручки правая ночжка тоже не так активна как левая.После обследования сказали что ВЧД небольшое есть и один желудочек-2,5 при нормальном 2,2.Начали пить аспаркам, диакарб, пикамилон и кальция ….пантенат (начало не помню).Стало немножко лучше, и после массажа. зарядки-начал лучше ручкой брать игрушки,и стал сидеть. В 9 месяцев повторный курс лечения-зарядка, массаж,физиотерапия(аппарат АМПЛИПУЛЬС), пантогам,стало немного лучше,уже ходит за две ручки,но приставляет правую ножку.Получается как прихрамывает.Попадает правой рукой с едой в рот, хотя неумело.А левой нормально может есть печенье.С 10 месяцев ходит сам за одну ручку,но прихрамывает.В 11 м. повторное лечение с массажем,зарядкой,физио,без таблеток из-за сильного диатеза.В год пошел сам, но делал это редко,и очень не хотел сам ходить.В 1 и 1,5м. начал сам ходить прихрамывая,правая ручка плохо работает.Он все время держит ее большим пальцем в кулачке.Когда тресет погремушку левой рукой,правую сильно напрягает.И все время играет только левой рукой,изредка перекладывая игрушки в правую.В 1,2 мы попили диетические добавки –ИЗ, Джой,Топ.Стало лучше, но разница между правой и левой ручкой и ножкой видна все равно.Пили 1,5 месяца.Потом больница.Обследование показало- ЭХО энцефалоскопия
Проведено озвучивание по типичным трассам в режиме ЭХО локации:
сигналы от структур мозга четкие,
Смещение М эхо м Мd55 Ms55
В режиме трансмисси:М эхо 55
Ширина III желудочка 5,0
Вентрикулярное ЭХО d88 s88
Конечный комплекс d115 s115
Вентрикулярный индекс Лифшица D2.2 S2.2
Величина пульсаций М эхо 60% V эхо 70%
Характер пульсаций умеренно напряженный
Дополнительные ЭХО сигналы D=S
Фронт пульсаций повышен
Опять массаж, зарядка,физио и парафинотерапиия.Электрофорез нельзя из-за гемангиомы.Стает лучше, но все равно есть разница.Правой рукой берет часто не между большим и указательным, а между указательным и средним.Врач говорит поставлю вам диагноз ДЦП –гемапорез.А я хочу вылечить и не оформлять инвалидность.ПОМОГИТЕ КТО-НИБУДЬ СОВЕТОМ.ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ.КУДА ОБРАТИТСЯ.Ведь разница не большая, но она есть и не проходит.Мы живем в Харькове Украина.Куда нам идти???
Сейчас нам полтора года, начал иногда показывать в книжке на что-то правой рукой или когда хочет начать кнопку правой рукой,вот только не указательным, а безымянным пальчиком,и видно, что ему тяжело это делать!Может кто-нибудь слышал о клинике доктора Козявкина в Трускавце?

Здравствуйте, доктор! Моему сыну 11 лет. Ему поставили диагноз дисциркуляторные нарушения, астено- невротический синдром. 1. выражены вегетативные пароксизмы: мраморность кожи, микроциркуляторные нарушения. Выражена тревожность, расширение рефлексогенных зон. Мышечный тонус дистоничен. 2. Перенес эпизод несахарного мочеизнурения. Выписаны лекарства: фенибут 0, 5 х 2 р. в д. магне В6 1 х 2 Кавинтон 1 х 2 У меня такой вопрос, есть ли альтернативные методы лечения, т. к. от фенибута ребенку стало хуже.

05.04.2004 08:50:21, галина

У меня тоже проблема с сыном, именно у меня.На мой взгляд он не послушный,за целый день нет ни одного раза что б он исполнил мою просьбу, и когда мы начинаем обсуждать это то он непроизвольно подергивает плечами, и вобще небывает момента когда б у него не были в движении руки и ноги.Он постоянно что то делает, ковыряет.даже когда смотрит мультфильм. первое что он отвечает на просьбу -«нет» я не сяду, или не. я не пойду, и далее его варианы того что хочет сделать.Ему 3,2 г.
С утра до вечера проблеммы.
Родился путем кесорего сечения.В первый месяц был под наблюдением невропотолога,на втором месяце применяли препараты, парашок и уколы + массажи.Снимали спастику.
Что делать, как найти подход? Просьбы и уговоры не помогают.
Обращаться ли к врачу?

Моей дочери Саше 2года5мес.,мне кажется что нам нужен совет специалиста.Дело в том,что она с рождения вместо соски,сосет большой палец и когда засыпает начинает гладить игрушку или одеяло.Отучить ее немогу,ругаться начинает.Посоветуйте как можно от этого избавиться,и к какому специалисту обращаться

14.08.2003 07:21:46, Лена

Моему сыну Алеше 1 год и 5 месяцев.
У него с рождения много неврологических проблем. Врачи кроме того как выписывать лекарства ничего не могут предложить.Когда Алеше было 7 месяцев я на свой страх и риск отменила все препараты, в том числе и противосудорожные. У нас пошло хоть какое-то развитие: он стал улыбать,гулить. Но все-таки задержка развития у него очень сильная.
Очень прошу, если кто может посоветовать врача который не будет пичкать ребенка исключительно таблетками, а сможет предложить, что-то иное. Заранее большое спасибо.

Добрый день!

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,

По дому делать и помогать нежелает.

За что возьмётся — на выходе или намусорит

или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса

может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер

играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство — бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

«без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.» это про какой возраст написано? И что такое без конца? В каком возрасте ребенок может сосредоточиться более 15 мин? А если его не интересует эта игра, почему он дожен сосредотачиваться?
Не понятно, о детях какого возраста идет речь — о первоклашках или после года? ведь нормы для этих возрастов разные!

пЮЕОШ РТБЧДЙЧБС УФБФШС. фБЛ ЧУЕ Й РТПЙУИПДЙФ… чТБЮЙ ОЕ ИПФСФ РПДТПВОП ЧОЙЛБФШ Ч РТПВМЕНЩ НБМЕОШЛЙИ РБГЙЕОФПЧ. рТПРЙУБМЙ ФБВМЕФЛХЙ УЮЙФБАФ, ЮФП УЧПК ДПМЗ ЧЩРПМОЙМЙ.пФУАДБ ОБЧЕТОПЕ Й ЧУЕ ВЕДЩ. зТХУФОП… :-((

Развиваем речевое дыхание у детей

/для воспитателей и логопедов/

Составитель:

Малышева Варвара Кимовна

Воспитатель д/с «Туйаара»

Таттинский район, с. Чычымах

Республики Саха (Якутия)

2013г.

Пояснительная записка ……..…………………………………………… стр. 3

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей 3-4 лет… стр. 5

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей 4-5 лет… стр. 11

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей 5-6 лет… стр. 15

Использованная литература ……………………………………………... стр. 17

Пояснительная записка

Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса.

Задача воспитателя, логопеда - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.

В пособии систематизированы игры, упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей.

Данные игры и упражнения могут быть использованы в проведении как индивидуальной, так и подготовительной и фронтальной работы с детьми.

Для проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания рекомендуем следующее:

  1. наблюдение за детьми в повседневной жизни с целью изучения у детей уровня развития речевого дыхания;
  2. правильно определить задачи в зависимости от возраста и нарушений речевого дыхания;
  3. подобрать игры и упражнения с учетом возраста и нарушений;
  4. занятия провести:

С небольшими группами (не более 10 детей);

С подгруппами (не более 4-6 детей);

Индивидуально.

  1. провести занятия 2-3 раза в неделю, в утренние часы (до завтрака), или вечером после дневного сна;
  2. индивидуальную работу провести в случае необходимости (дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общей групповой работе);
  3. должно быть четкое объяснение и показ воспитателя;
  4. продолжительность дыхательных игр и упражнений ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения;
  5. упражнения на дыхание повторяются 2-3 раза;
  6. длительность выдоха должен соответствовать возрасту ребенка (младшим - до 3 слов на 1 выдохе, старшим - 5-6 слов);
  7. поза у детей должна быть правильной, чтобы не наступило напряжение и утомление;
  8. необходимо следить за постепенностью усложнения игр и упражнений;
  9. в целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями;
  10. следить за санитарным состоянием помещения, где проводятся занятия;
  11. для выявления развития речевого дыхания можно провести диагностику по методу А.И. Максакова.

Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста, познакомить их с формами организации этой работы, ее методикой, дать практический материал.

дыхания у детей 3-4 лет

Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»*

Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Игра проводится на даче, на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.

На двух столах ставят бумажных птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или много кратно произносить звук «п» (« п - п - п») на одном выдохе.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидят на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П- п- п…»- дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Игра «Птицеферма»*

Цель. Учить на одном выдохе произносить 2-3 слога.

Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а на встречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения управлять воздушную струю посредине языка.

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в нее подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к детям, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Игра «Поезд»

Цель. Добиваться длительного произнесения звука «у».

Первый вариант. Дети встают друг за другом, образуя поезд. Воспитатель заранее ставит в разных местах у дороги, по которой пойдет поезд, игрушечных животных. Перед тем как поезд отправится в путь, воспитатель напоминает, что поезд должен дать сигнал, погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестает гудеть.

Второй вариант. Дети садятся на стульях в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зеленый свет светофора, дети дают гудок, как поезд перед отправлением. Если горит красный свет, дети молчат.

Игра «Подбери по цвету»

Цель . Учить детей слитно произносить фразу из двух- трех слов.

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, воспитатель говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывает этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Игра «Когда это бывает?»*

Цель. Добиваться умения слитно, в одном выдохе, произносить фразу из четырех слов.

Воспитатель вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные предметы того или иного времени года («Дети лепят снежную бабу», « Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букет цветов» и т. д.).

Воспитатель по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» (Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.

Игра «Определи место игрушки»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти - шести слов.

Воспитатель раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и куклой». После двух - трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Игра «Прокати мяч к воротам»*

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю в цель.

Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из пенопласта. Сперва решают, кто первым начнет игру, и начинают играть. Играющий должен дуть на мяч с целью попасть в ворота. За каждое попадание дается очко. Продолжительность игры - 1-2 минуты.

Игра «Поймай стрекозу»

Цель. Учить детей делать длительный, направленный выдох.

Играют по одному. Сидя на стуле, ребенок дует на лягушку и направляет ее к стрекозе. Игра повторяется 2 раза.

Упражнения

«Подуй на игрушку». Дуют на плавающую игрушку, выдыхая через рот, так, чтобы игрушка перемещалась вперед. Хорошо, если этой игрушкой будет кораблик.

«Посмотри, что внутри».* Ребенку дают трубочку, внутри которой находится маленькая игрушка, прикрепленная ниточкой. Ребенок держит его руками и дует на него, тогда из трубочки выкатывается игрушка.*

Надуй игрушку.* Ребенку дают маленькую резиновую игрушку и предлагают надуть его. В этой игре тоже можно посоревноваться.

Поддувание ватных шариков. Дети сидят за столом. У каждого есть ватный шарик. Воспитатель показывает, как надо дуть шарик. Потом дети дуют все по очереди. Можно и посоревноваться - кто дальше подует.

Поддувание бумажных султанчиков.* Дети одновременно и по одному дуют на свой султанчик, который держат в руке. Дуть надо как можно сильнее.

Поддувание бумажных фигурок. Каждый ребенок по очереди поддувает свою фигурку. Поддувать надо плавно, чтобы фигурка скользила, а не падала.

Поддувание целлулоидной игрушки (уточки, лодочки и так далее). Двое детей подходят к тазу и становятся друг против друга. Сначала дует один, потом другой. Остальные дети наблюдают и определяют, кто как поддувает игрушку. Поддувать надо так, чтобы игрушка поплыла как можно быстрее.

Поддувание цветных катушек, круглых карандашей и других предметов,* которые могут кататься по плоскости стола.

«Шину прокололи».* Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком « ш» ).

«Перекличка животных».* Воспитатель распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.

«Трубач».* Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: « пФ» . Воспитатель хвалит тех, кто дольше сумел дуть в «трубу».

«Листочек».* Возьмите на ладонь небольшой листочек (можно бумажный). Поднимите ладонь на уровне подбородка, пусть листочек окажется ото рта на расстоянии примерно 15 см. Сдуйте его быстрым энергичным выдохом через рот. Получилось? Ладонь можно отвести подальше. Выполнить то же самое. Можно посоревноваться.

* отмечены игры и упражнения, которые предлагаются и в средней группе.

Игры и упражнения для развития речевого

дыхания у детей 4-5 лет

Игра «Пузырь»

Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф.

Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «ф» и подражая выходящему воздуху.

Игра «Борцы»*

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, направленный выдох.

Играют двое. Сидят напротив друг друга и по команде начинают одновременно дуть на борцов.

Игра «Колобок»*

Цель. Добиваться от детей умения произвести длительный, целенаправленный выдох.

Играют четверо. На столе поролоновый «колобок». Дети должны катать колобок друг другу.

Упражнения

«Задуй упрямую свечу».* Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать - «гасить свечу», произнося « ф» .

«Игра - загадка». Воспитатель беззвучно артикулирует один - два гласных звука, дети должны озвучивать их. Воспитатель одобряет тех, кто угадал верно, произнес звук на длительном выдохе. Аналогичные загадки предлагают по очереди и сами ребята.

«Прокати карандаш».* Воспитатель предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-у-у». Упражнение повторить 3-4 раза. Усложнением задания является то, что вместо круглого карандаша используется граненый.

«Забей мяч в ворота».* На каждый стол - противоположный от детей край - ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга.

Дети дуют на ватные шарики - мячи так, чтобы попасть в ворота.

«Жук».* Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук-« ж» , одновременно опуская руки вниз.

«Комарик».* Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик -« з» ; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох - и поворот в другую сторону.

«Топор». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - « ух !» - на длительном выдохе.

«Ворона». Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: « кар» !

«Гуси». Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: « га» . Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдохе произнести « го», «гы» .

«Сделай ямку».* Набирают в ладони воду, дуют как на горячий чай, чтобы образовалась ямка.

«Дырка».* Сидя в ванне, делают резко, быстро выдох у самой поверхности воды так, чтобы образовалась на поверхности «дырка» (большая ямка, глубокая).

Задержка дыхания.* Попробуй на счет «раз, два, три» задержать дыхание после обычного вдоха. Попроси маму, папу пусть они громко считают вслух.

Крошки на столе. * Видишь: крошки на столе. Сдуй их!

Качели. * Ребенок дует на бумажные качели, и качели начинают качаться.

Полетели бабочки.* Ребенку дается маленькое панно из крышки «доширака». На левом краю панно приклеена веточка, а на середине висят бабочки, привязанные на ниточке. Когда ребенок дует на бабочек, бабочки «садятся» на веточку. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Падают листья.* Детям дается тоже маленькое панно из крышки «доширака». На панно приклеена веточка, а на веточке прикреплены на нитках листья. Когда дети дуют на веточку, листья должны падать. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Узнай что за шторой.* Ребенок, сидя на стуле, дует на штору, штора открывается и становится видно то, что находилось за шторой.

* отмечены игры и упражнения, которые предлагаются и в старшей группе.

Игры и упражнения для развития речевого

дыхания у детей 5-6 лет

Игра «Пароход»

Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука ы.

Воспитатель показывает картинку, на котором изображен плывущий по реке пароход; рассказывает: «Наступило лето и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем отплыть, пароход дает сигнал «ыыы…») Поплыли по реке, а на встречу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: «ыыы…» Как пароход дает сигнал? (Дети произносят: «ыыы…») Причалил пароход к берегу, и дети пошли в лес на прогулку.

«Давайте теперь поиграем». Дети делятся на подгруппы. Каждая изображает пароходы. При встрече они сигналят: «ыыы…»

Игра « Ныряльщики»

Цель. Развивать дифференцированное дыхание.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Повторяют не больше двух-трех раз.

Игра « Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Развивать целенаправленное длительное дыхание.

Воспитатель показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Игра «Соревнование лягушек»

Цель. Добиваться от ребенка умения делать короткий, направленный выдох.

Играют двое. Например, у одного ребенка зеленая лягушка, у другого желтая. Желтая лягушка прыгает по зеленым цветочкам, а зеленая, наоборот, по желтым цветочкам. Лягушки должны «поскакать» от цветочка к цветочку. Можно играть на счет очков. Если лягушке удалось побывать на всех цветочках - 4 очка, а если только на одном - 1 очко.

Игра «Подуй на шарики»

Цель. Учить детей управлять и регулировать своим выдохом, делать короткий направленный выдох.

Детям предлагаем направлять выдох на поролоновые шарики, которые ставим над «ямочками». Если правильно регулировать выдох, шарики скатываются в «ямочки».

Количество скатившихся в «ямочки» шариков можно считать за очки.

Игра продолжается 2-3 раза.

Упражнения

Свечи. Детям предлагают подуть на свечи так, чтобы свечи не погасли. (Во избежание опасности упражнение выполняется только индивидуально).

Использованная литература:

  1. Дурова Н. В. Фонематика. М., Мозаика - Синтез, 2002
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., « Просвещение», 1973
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» 1978г. №7
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» 1982г. №10
  5. Журнал «Обруч» 2000 г. №5
  6. Журнал «Семья и школа» 1989г. № 1
  7. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства. М., « Просвещение», 1989
  8. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия и физиология детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1975
  9. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М., Творческий центр, 2004
  10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., Воронеж, «Институт практической психологии», 1997-320 с.