Ребенок не хочет разукрашивать. Дети и рисование. Рисующий и нерисующий ребенок. Что значит: ставим руку, готовимся к письму

В дошкольном, а также младшем школьном возрасте, как правило, всем детям нравится рисовать. Не рисуют только те дети, у которых при рисовании возникают трудности. У ребенка то, что «не получается», вызывает стойкое неприятие. Зачастую объяснить это можно вполне оправданными причинами.

Плохо развитая мелкая моторика

Руки ребенка плохо слушаются, поэтому он не может держать карандаш правильно. В начальной школе, когда почерку уделяется особое внимание, письменные занятия превращаются в настоящий стресс. Поэтому, соответственно, учение превращается в мучение. Именно по этой причине необходимо заниматься развитием мелкой моторики заранее, применяя для этих целей раскраски, занимательные прописи и многое другое.

Бедность фантазии

Данное качество напрямую связано с задержкой в психическом развитии. Особенно оно проявляется у тех детей, которые успели уже привыкнуть к компьютеру и телевизору. Ещё десять лет назад, детские психологи заволновались по поводу того, что у детей, проводящих много времени у компьютера и телевизора, обедняется фантазия. Тогда, 90-х годах это казалось крайне спорным вопросом, поскольку допускалось, что малыш наоборот обогащается за счет многообразия сюжетов и образов. Да и игры в то время были в основном развивающими.

Но сегодня такие споры поутихли. Сильно уж заметны плоды таких «развивающих» игр. И даже если ваш малыш смотрит исключительно добрые и хорошие мультики, но в неограниченном количестве, это также негативно влияет на его творческую фантазию. В памяти детей фиксируется уже сформированный зрительный образ, заслоняющий собой сюжеты, которые могут появиться в его воображении. Если это случается очень часто, то у ребенка возникает заштампованное мышление. Какой уж тут может быть простор для его фантазии? Для простора требуется свободное место: меньше смотреть телевизор, больше впитывать живые, яркие впечатления, пробуждать интерес к сочинению сказок, чтению, играть в разнообразные ролевые игры.

Бывает, что ребенку необходим лишь маленький толчок, чтобы его фантазия забила ключом. Сегодня безумно модно раннее обучение, и зачастую ребенок получает эмоциональную травму, так как не может справиться с заданием, чувствуя неодобрение педагога.

Понять свои переживания, а тем более рассказать внятно о них ребенок просто не способен, поэтому многие родители и вовсе об этом не подозревают. Однако у детей вырабатывается стойкая неприязнь к занятию, которое им не поддаётся. Переживая, что он опять совершит ошибку, ребенок уже не хочет повторять неудачный опыт. И тут все напрямую зависит от родителей, от их настойчивости, терпения и такта. Сравнивая его с более успешными детьми, родители могут заставить его тем самым чувствовать себя неполноценным. И напротив, одобряя малыша, помогая ему, способны вывести его из такого состояния.

В наш центр нередко приходят дети, у которых нет желания рисовать.

Многие родители задаются вопросом: уж так ли нужно ребенку это рисование или можно обойтись без него?

Мы уверенно говорим: все дети любят рисовать! И все дети могут рисовать!

Это подтверждают дети всех возрастов, занимающиеся в нашем центре.

Важно понять, что есть рисование для ребёнка : повторение линий за взрослым, т.е. срисовывание, или выражение на бумаге собственных образов («что я видел»).

Если вы покажете ребёнку, как рисуется дом, дерево, заяц и т.д., то в момент рисования ребенок вспоминает Вас! – как вы ему показывали рисовать тот или иной предмет.

Согласитесь, что более естественно в момент рисования вспоминать тот предмет, который рисуешь. Поэтому дети, рисуя зайца, говорят, где они видели его, что у зайца есть (голова, туловище, лапки, глаза, хвостик, нос, усы) и рисуют, как представляют.

Теперь понятно, почему ребенок «не любит» рисовать? Все рисуют воробья, а ребенок с мамой воробья ещё «не проходил». Все вспоминают, какого воробья видели на улице, а ребёнок вспоминает маму, с которой воробья не рисовали. Поэтому он говорит: «Я домик могу, солнышко могу, а воробья не умею рисовать».

Если воробья не умеешь, человека не умеешь, ёлку не умеешь, разве хочется этим заниматься? Поэтому «не люблю рисовать».

Мы возвращаем детей к рисованию, лишь обратив их к своим собственным образам! Спрашиваем, где был, вспоминаем, что видел, рассказываем, как это выглядит, а потом… рисуем. И нет у нас правильных или неправильных рисунков. Ведь это мысли ребёнка, выложенные на бумаге.

Начинаем с 3 лет.

Сначала рисунки детей похожи на каракули. А родители или педагог терпеливо спрашивают, уточняют:

Это у тебя что? Машина? А где дверь? А где фары? А шины какого цвета? А диски ты видел? И т.д. И ребенок, если видел машину, всё дорисовывает тут же.

Это ты дерево рисуешь? А ствол у дерева, где толще: у земли или вверху? Давай посмотрим на дерево за окном! Чем дерево заканчивается вверху? Чем дерево покрыто? Ветки у дерева тянутся к солнцу – посмотри!

И ребенок дорисовывает фары – машине, ветки – дереву, уши – человеку и т.д.

Так рождается смысловой рисунок! Из собственных образов детей! А так как образы у каждого свои, то и рисунки все разные. Даже по одной теме нет ни одного одинакового рисунка. Так каждый ребенок проявляет в рисунке свою индивидуальность.

Как только ребенок ощутил это состояние «что видел, то рисую», рисовать для него станет так же естественно, как есть, играть, лепить и т.д.

Абсолютно естественно, если ребенок рисует постоянно, после прогулки, после обеда, после похода в цирк или зоопарк.

В 3 года дети начинают рисовать по смыслу очень легко, но и в 8 лет не поздно.

Рисование развивает творческие способности ребенка, позволяет ему ярче увидеть мир, учит обращаться к своим собственным мыслям, создает хорошее эмоциональное состояние, организует досуг ребенка.

Дети любят рисовать! Приходите и убедитесь в этом сами!!

Продолжаем отвечать на ваши вопросы о рисовании. Если вы пропустили, то можете посмотреть ответ на вопрос “ ”. Мы говорили о каракулях самых маленьких деток.

А сегодня я постараюсь ответить на вопрос, как вдохновить ребёнка, если ребёнок не любит рисовать совсем. Этот вопрос касается, вероятно, ребёнка старше 4х лет. Чтобы заблокировать детей, привить нелюбовь к рисованию, рисующих , надо очень постараться. Разве что не давать рисовать совсем или требовать точного соответствия образцу.

Как же помочь, если ребёнок не хочет рисовать? Это сильно зависит от его возраста.

Если ребенок отказывается рисовать на стадии «каля-маля», то вдохновляем его радостью общения с новыми материалами, знакомством с ними.

Для более старшего ребенка есть несколько способов помощи.

Через игру

Мы не ждем от ребенка какой-то продуктивной деятельности — «Нарисуй мне березку» или «Нарисуй своего любимого персонажа». Мы просто играем в краску. Кисточка у нас может разговаривать, а краски — знакомиться друг с другом. Дети очень хорошо включаются в такую деятельность. И незаметно для себя, начинают верить в свои силы, верить в то, что они могут рисовать. И у них все получается!

Через сказку

Мы рисуем сказку, рассказываем ее прямо на бумаге. Этот способ особенно хорош для детей выше стадии «каля-маля», когда они уже изображают что-то конкретное.

Через группу

Для детей старше 4 лет полезно походить в группу (конечно, к адекватному педагогу и на адекватные занятия), где они заражаются общим процессом, смотрят, как это делают другие, и тоже начинают рисовать.

Но самый важное условие для родителей – не ждать результатов!

Что в игре, что в рисовании – для ребёнка важен процесс. Дети не рисуют так, как взрослые, они не изображают точную копию мира или предмета. Не должно получиться похоже. Дети рисуют свое ощущение, свой образ, впечатление о том предмете, который их заинтересовал.

Именно поэтому детские рисунки – уникальны. Если дети рисуют рыцарей – у каждого будет свой рыцарь. Если у всех получается одинаково, надо бить тревогу. К сожалению, так часто происходит в детских садах или на не совсем правильных занятиях по рисованию с педагогом.

Еще блокировка наступает, когда мы показываем, как рисовать.

Хотите получить в подарок запись вебинара "От каля-маля до шедевров!" и стать экспертом по сопровождению детского рисования? Заполните форму, и через несколько минут он придёт к вам на почту!




Все мы очень стремимся к тому, чтобы наши дети скорее научились чему-нибудь, выдали какой-то результат. Это было свойственно когда-то и мне, как маме. Но когда мы показываем, как рисовать, мы тут же блокируем развитие собственного рисования у ребёнка.

Ребёнок понимает, что «мама рисует лучше». Он уже способен это оценить. И начинает отказываться рисовать сам. Конечно, все дети разные, и бывает, к счастью, что желание не перебьешь ничем. Но есть ранимые ребятки, которым достаточно один раз увидеть, как что-то рисуется, и они отказываются рисовать сами. Или все время просят: «Мам, ты нарисуй».

Бывает, что ребенок жалуется, что не знает, КАК рисовать. И тогда мы учим его наблюдать и исследовать окружающий мир и предметы вокруг него. Чем лучше ребёнок познает объект, тем лучше он его рисует. Побуждайте детей к этому, обращайте внимание на детали. Чем лучше ребёнок знакомится с деревом – с обычным деревом на улице – трогает, нюхает, бегает вокруг него, — тем легче потом ребенку рисовать деревья. И так со всеми предметами.

Рисование, так же, как и игра, показывает уровень развития ребёнка.

Надеюсь, теперь вы сможете сделать рисование интересным, даже если ребёнок не любит рисовать.


    Похожие записи

"Ребенок совсем не хочет рисовать. Что же делать? Как уговорить его взять в руки карандаш?" Приходилось ли вам слышать такое? Мне - да. Я и сама так говорила. Но даже смирившись с тем, что, возможно, из ребенка никогда не вырастет великого художника, я не оставляла попыток научить его держать в руках кисть или карандаш.

В любом рисунке основа основ - линия. Значит это первое, чему необходимо научить ребенка. Как? Ведь он начинает отчаянно качать головой, завидев чистый лист бумаги. Что ж, раз так, то и не будем обучать, а станем... играть!

Нарисуйте сами в нижней части листа чахленький, поникший цветок, а в верхней части листа - тучку. Игра начинается: бедный цветочек взывает к помощи, ему нужна вода, иначе он завянет. А юная тучка понятия не имеет, как делать дождь. И только ребенок (с помощью родителей) может им помочь. Проведите первую вертикальную линию от тучи к цветку сами, или же дайте карандаш ребенку, а сами обхватите руку малыша и ведите ее сверху вниз. Пусть ребенок проведет сам еще несколько линий. Игру можно варьировать. На месте цветка может быть кто угодно: грязная машина, дерево, зайчик, который хочет пить, воробей, который хочет умыться и т.д. И, конечно же, всякий раз нарисованные герои с радостью благодарят своего спасителя!

Далее играем с ребенком в "рисовалки", которые помогут ему научиться проводить линии от центра в разные стороны. Героями нижней части листа могут быть лесные зверята, а в верхней части нарисуйте солнце без лучей. Несчастные зверушки внизу мерзнут без теплых лучей солнышка. Ну разве можно их бросить? Конечно, нет. И вот уже два смелых героя - вы и ваш ребенок - отправляются на ракете в космос. Сначала покажите ребенку, как правильно проводить линии, нарисовав пару лучей сами. Когда же дело будет сделано, на Земле смельчаков будут ждать счастливые спасенные.

Теперь переходим к пересекающимся линиям. Нарисуйте в нижней части листа, например, собаку, а в верхней - котенка. В принципе, вариантов может быть много, главное, чтобы один из нарисованных "нападал". Задача - спасти слабого. Как? Самое простое - нарисовать между ними забор. Много коротких вертикальных линий и одна-две длинных горизонтальных, которые пересекают "заборчик" на протяжении всего листа. Вы начинаете строить забор, а ребенок продолжает. Можете усложнить задачу - котенок просит у ребенка еще и дерево. Оно может быть выполнено схематично - вертикальная линия, а над ней каракули. И снова те, кого спас и защитил ребенок, не забывают сказать спасибо. И, может быть даже, котенок преподнесет малышу нарисованную рыбку в знак благодарности.

Возможен другой вариант рисования пересекаемых линий: нарисуйте заранее красивый паровоз или поезд. Можете его вырезать. Дайте ребенку чистый лист бумаги и карандаш (фломастер). У паровозика важное поручение - необходимо сродно доставить в Африку 100 кг мороженого, иначе оно растает! Но вот беда - паровозик не может ехать по обычной дороге, ему нужны рельсы. Догадайтесь, кто же придет ему на помощь?! Отважный герой с фломастером в руке! Итак, ребенок рисует рельсы, а паровозик в это время может не просто скучать в сторонке, а принимать активное действие в этом процессе: подсказывает, какими бывают рельсы, как точнее нарисовать шпалы... После того, как ребенок выполнил рисунок, паровозик обязательно должен не только сгонять до Африки, но и вернуться обратно и всё-всё подробно рассказать о своем путешествии.

В этой игре тоже может быть масса вариантов: пешеход и пешеходная дорожка, путешественник и мост через пропасть, пожарный и лестница и т.д.

За прямыми линиями следуют волнистые. Тут уж совсем просто: море, река, озеро, холмы, горы, сугробы, - все это можно изобразить волнистой линией.

Теперь переходим к рисованию овалов и кругов: бусы для куклы, сосиски для собаки, снеговик к Новому году, капуста для зайца, мяч для футболистов, - в общем, каждый выбирает в зависимости от своей фантазии и пристрастий ребенка.

Порой в рисовании ребенка пугает сложность изображения: "Я так не смогу, я не умею, у меня не получится!". Попробуйте упростить рисунки элементарного, схематичного вида. Например, изображение машины - пузатый овал, два круга-колеса, в центре овала две перекрещенные линии. Машина готова.

Самолет еще проще - три овала-"колбаски" и пропеллер - несколько маленьких пересекающихся отрезков.

Важно показать ребенку, что рисовать совсем не страшно, не сложно, а главное - у ребенка всё может получиться!

Когда малыш будет увереннее держать в руках карандаш, предложите ему игры посложнее.

"Заворачивания" . Вы и ребенок берете по листу бумаги. Каждый из вас на своем листе рисует голову задуманного персонажа. Загибаете рисунок так, чтобы видна была только шея. Меняетесь листами, пририсовываете к шее туловище и руки задуманного вами персонажа, заворачиваете, меняетесь, пририсовываете ноги. Затем разворачиваете свои листы и... Смешные существа на рисунках порой получаются! В эту игру можно играть втроем.

"Принцесса и ключ".

Стала она бегать, играть, прыгать на лужайке да ключ от замка уронила в озеро. Вот такая грустная история. Как же помочь принцессе? Как достать ключ, чтобы прекрасная принцесса смогла попасть домой?". Ответ кроется в самом рисунке. Рисунок целиком и есть ключ! Если ребенку сложно будет найти ответ самому, подскажите ему, задайте наводящие вопросы. Многие дети так входят во вкус, что еще долго терзают этой загадкой своих близких.

Рисунки-загадки

Сколько этих загадок мы сами загадывали друг другу в детстве! Но немного подзабыли. Давайте попробуем припомнить?

"Медведь на дереве"
"Мексиканец на велосипеде"
"Очень толстый мексиканец"
"Удав, проглотивший слона" (все помнят Сент-Экзюпери)
"Радист и собака за кочкой"
или "Пограничник и собака в окопе"
"Жираф, проглотивший телефон"

Возможно, вы вспомните еще что-то из своего детства и поделитесь этим со своим ребенком.

Как еще вы можете стимулировать ребенка, чтобы он не забывал брать в руки бумагу и ручку, карандаш, фломастер? Почаще обращайтесь к нему за помощью. Дайте понять ребенку, как вам важно, что именно он запишет, например, телефонный номер поликлиники, или слово, которое вы боитесь позабыть, или время показа мультиков, или счет в ходе игры...

Каждую загадку, каждую игру лучше повторять не один-два раза. Варьируйте условия, придумывайте героев, обновляйте игру, делая ее каждой раз интересной ребенку. И, возможно, стремление озадачить родных и знакомых подтолкнет ребенка чаще брать в руки карандаш.

Обсуждение

Я в детстве таких загадок не загадывал!

19.08.2018 13:47:51, Доктор Влипердиус

Очень правильный и интересный метод.

26.11.2002 23:10:11, Maria

Я под впечатлением. Опробуем, сообщим результат. Спасибо!

26.11.2002 15:30:44, Лощадка

Сегодня же вечером опробуем "завернутые" рисунки! Уже предвкушаю удовольствие от этой игры. Моему сыну 5 лет.

26.11.2002 15:04:27, нку

Наверное, неплохой способ приучить ребенка рисовать, если это очень нужно. Спрашивается только, когда это бывает так уж нужно?

Если честно, я очень не люблю критиковать чужие статьи:) Наверное, потому, что сама "обожглась", когда рука перестала писАть, после нехорошей:) критики.
Конечно, я понимаю, что мы пишем статьи не для двух-трех "обиженных" критиков, а для широкой родительской аудитории...
Давайте сделаем так: откроем дискуссию.
Я выскажу свое мнение, возможно, ошибочное: с моей точки зрения, речь идет не о закономерностях развития детского рисунка, а о мамином комплексе: "мой ребенок не рисует", и мама торопится...

Комментировать статью "Ребенок не рисует"

Видишь, человечков рисует -это хорошо! Тут же не только в моторике дело. С точки зрения психологии плохо, когда ребенок не рисует.

Все началось с того, что по английскому задали творческую работу. Младший с воплями - это же не урок рисования, а английский, наотрез отказывался выполнять. Суть задания - урок 23 - была составить рассказ про свою комнату, описать ее и нарисовать с мебелью, и всем прочим. Пришлось изобретать. Так что если у вас Верещагина, 4 класс, и урок 23 еще не позади, делюсь. Нашла чудесную очень простую и понятную программку про расстановку мебели. Sweet Home 3D. Программа на русском языке, очень...

Добрый день! Напомню. Мы приготовили ластик, тушь, кисточку, мамин портрет, карандаш и несколько листков бумаги А4. Хорошо бы еще подложить под баночку с тушью газету, на всякий случай, чтобы не испортить стол. Наша задача сегодня - нарисовать бровь, глаз, ухо, подчеркнуть губы и нос и нарисовать на портрете волосы. На этом мы завершим портрет мамы. Нарисовать глаз и ухо - не простое дело. Но мы сделаем их проще для понимания и рисования. Отложите пока мамин портрет в сторону. Берём карандаш...

Здравствуйте. Моему сыну 4 года. Водим в частный детский сад. Воспитатели жалуются, что он не хочет заниматься, рисовать, лепить, клеить. Вчера у него даже случилась истерика, когда на занятиях в саду они лепили. До этого я водила сына на занятия в развивающий центр. Вначале он там тоже ничего не хотел делать, но потом и лепил, и рисовал, и песни пел, стихи учили. Учили буквы, складывал в слова. Втянулся в процесс недели через две. Было видно, что ребенок учится и ему это нравится. На занятия ходил с удовольствием. А как пошел в сад все переменилось. водим почти 2 месяца. Вначале тоже ему все нравилось, но вот в последнее время совсем не хочет туда идти. Бывает даже плачет. Говорит, что Ирина Игоревна (воспитатель) заставляет его заниматься, а он не хочет и тогда она на него кричит. Ребенок не из плаксивых. Если что-то не хочет, то хмурится, скрещивает руки на груди и отворачивается. Плачет только если на него повышают голос или ругают. Купила новые карандаши грифельные (восковыми, по их словам, ребенок не должен рисовать, моторика не развивается), пришли домой и сели раскрашивать картинки. Вначале он начал, а потом отказался раскрашивать. Сидел наблюдал как я раскрашиваю, давал советы по-поводу выбора цвета. Раньше дома всегда раскрашивал картинки и со мной и сам. И лепили они с папой.Сегодня отвела его в сад, а он никак не хотел меня отпускать не хотел там оставаться. Началась истерика, вырывался из рук воспитателя ко мне.
Еще несколько моментов. У меня ребенок левша, а в саду их заставляют есть правой рукой (хотя я их предупреждала). Так же со мной провели беседу по поводу развития моего ребенка. Что он ничего не хочет делать, не занимается, а они готовят их к школе и он должен учится, что в конце года будут вывешиваться листки с информацией о том, что должен уметь делать ребенок и итог, что каждый делает. Будет сравнение. По тому тону, как со мной говорили мне показалось, что они не хотят чтоб мой ребенок к ним ходил либо, чтоб мы отвели его к специалисту.
Я как мать, конечно, переживаю за своего ребенка и не понимаю, что с ним происходит. Почему с ним происходят такие изменения. Может в саду не могут либо не хотят находить к нему подход, не могут заинтересовать. Или они своими действиями сами отбили у ребенка охоту к занятиям? Помогите советом, что нам делать?

Именно, очень не педагогично в этом саду отбивают охоту заниматься детям. Если Вас волнует развитие малыша- сходите к психологу и проведите психодиагностику познавательных процессов.

в 4 года ребенок должен уметь:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

- Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

- Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

- Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

- Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела).

Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку.

Определяет предметы в мешке на ощупь.

Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Ведущая потребность 4-х летки - познавательная активность и потребность в общении, в игре с детьми.

Любое насилие в учебной деятельности 4-х летки- вредит развитию ребенка и отбивает у него познавательную мотивацию.

Ваша цель:

Создать условия для развития творческого воображения.

Формировать умения подчинять свои действия правилам, усложняя при этом количество правил. (в игре!)

Создать условия для проявления познавательной активности - это значит организовать занятие так, что бы ребенок с удовольствием и интересом занимался.

Произвольное поведение и внимание только к школе формируется.

Не торопите события.

Хороший ответ 4
Плохой ответ 1

Здравствуйте, Елена. В последнем абзаце вашего письма вы задаете очень правильные вопросы. Теперь переделаем их в утверждения. В саду не могут или не хотят находить к вашему ребенку подход, не могут его заинтересовать. Воспитатели в саду своими действиями сами отбили у ребенка охоту к занятиям. Вы - умница, Елена. Правильно видите ситуацию, и переживания ваши совершенно справедливы. Но, почему-то вы не сразу доверяете своей интуиции. Ведь в письме вы описали немало фактов, что вашему малышу в садике некомфортно и страшно. А история, как его заставляли есть в садике правой рукой - вообще сегодня звучит абсурдно. Он сопротивляется уже из-за всех сил. Встаньте на его сторону, защитите его от воспитателя, который не любит детей, и явно непрофессионал. У меня много сочувствия к вашему малышу и к вам. Меняйте садик и вначале понаблюдайте за реакцией вашего сына - вы умеете это делать. Удачи, вам. С уважением Гульнара.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1