Развивающая среда по фгос в доу. Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в доу

Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.

Определение понятия: цели и задачи

Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша. Целями организации предметно-развивающей среды является:

  • помощь в определении личностных интересов ребёнка (в 4–5 лет дети уже вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному виду деятельности, например, продуктивному - рисованию, или игровому - ролевым забавам);
  • развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);
  • формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств (так, у малышей в 4–5 лет, если и происходят ссоры на почве обид из-за игрушек, то обе стороны могут аргументировано объяснить суть конфликта, чего не наблюдалось в раннем дошкольном возрасте, когда любое недоразумение решалось либо слезами, либо потасовками, а чаще и тем, и другим).

Дети 4–5 лет всё больше предпочитают играть большими компаниями, а не по одному, как это было раньше

Задачами оформления окружающего детей пространства является:

  • наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т.д.), а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;
  • обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств - калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);
  • включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению), сборку целого из частей (пазлы, головоломки);
  • введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);
  • расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму), справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).

Большая песочница будет настоящей находкой в зимнее время года

Это интересно. В предметно-развивающей среде для средней группы около 20% игр предназначаются для ребят старшего дошкольного возраста, чтобы опережающим в развитии сверстников малышам можно было двигаться дальше, а не останавливаться на достигнутом.

Принципы организации предметно-развивающего пространства

Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.

Насыщенность

Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.

Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек.

Даже на небольшой площади можно разместить все необходимые материалы, организовав их в подходящие тары и места

Трансформируемость и полифункциональность

Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.

Вариативность

Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный - на другой.

Доступность

Всем детям, в том числе и малышам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы инклюзивного образования, должен быть обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам. Так, например, аквариум должен стоять на таком уровне, чтобы ребята 4–5 лет могли не только наблюдать за рыбками, но и давать им корм.

Очень удобно, когда под центры организуется мебель для детей

Безопасность

Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.

Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:

  • познавательно-исследовательской;
  • игровой;
  • продуктивной.

Это интересно. Насыщенность центров предполагает определённые финансовые затраты, поэтому в описании ниже дан усреднённый вариант.

Не все пособия нужно покупать, многие можно сделать совместно с родителями и детьми своими руками

Учебный центр

Самое полифункциональное пространство, состоящее из лёгких столов и стульев, с помощью которых можно менять численность детей в той или иной деятельности: в четвёрках, в парах (именно в средней группе активно вводится приём работы по двое). Учебный центр ребята используют в качестве:

  • базы для занятий продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, вырезают, клеят);
  • лаборатории (для опытной деятельности, например, распределение карточек с изображением животных на диких и домашних);
  • места для самостоятельной работы (складывания пазлов, забав с конструктором, рисования и пр.).

Столы в группе должны быть трансформируемые

Центр хранения материалов

В пространстве это место обычно ограничивается шкафом с выдвижными ящиками, в которых находятся тары с:

  • песком;
  • камешками;
  • ракушками;
  • мукой;
  • крупами;
  • бобами.

Центр для ролевых игр

Основой этого пространства является детская мебель для ролевых игр, отображающая привычный взрослый быт (кухня, гладильная доска, кукольный домик, гараж с инструментами).

А также в зоне должны быть куклы и все необходимые атрибуты кукольного «быта»: комплекты одежды, коляски, игрушечные тележки для покупок в супермаркете, посуда. Кроме того, стоит обзавестись и атрибутами для переодевания самих детей: фартуками, косынками для работы на игрушечной кухне, например.

В центре для ролевых игр должны быть и атрибуты для самих детей, не только для кукол

Центр творчества

Для этой зоны определяется шкаф или полка, а также стена для выставки детских работ и картинной галереи с репродукциями картин известных художников (для средней группы интересны сюжеты картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», пейзажи, Левитана «Золотая осень», Поленова «Русская деревня»). Работы малышей: рисунки и аппликации - размещаются на стене с помощью декоративных шнуров. Кроме того, в творческой зоне нужно разместить рулон белых обоев, чтобы дети могли выполнять на них коллективные работы (например, составление целого рисунка из отпечатков ладошек), доску для создания рисунков мелом и небольшие мольберты для индивидуальной работы.

Уголок творчества обязательно должен включать выставку работ самих малышей

Экспериментально-экологический центр

Эта зона располагается на стеллажах. На одноцветных кашпо размещены комнатные растения, а на полочках - всё необходимое для ухода за цветами (лейки, грабли), корм для рыбок. В экоцентре также ставят аквариум и вешают календарь наблюдений за природой.

В уголке природы должно быть много комнатных растений

Центр спорта

Зона, способствующая физическому становлению детей, располагается в нише стены, а также предполагает наличие вешалки с крючками для обручей, скакалок, кольцебросов, мешка с мячами разных размеров (в том числе и массажных), кеглями, развешанных мишеней и свёрнутых в рулоны ребристые коврики.

Раскладывание спортивного инвентаря по местам - это хороший способ дисциплинировать малышей

Центр театра

В средней группе с тенденцией к переодеваниям, имитации действий взрослых, эта зона имеет ключевое значение. Её оснащение должно быть максимально полным и включать:

  • большую и маленькую ширмы;
  • фланелеграф;
  • стойку или вешалку с костюмами;
  • маски;
  • пальчиковый театр;
  • кукол бибабо;
  • декорации для разыгрывания сказок (нужно постараться найти универсальные варианты, например, дерево для инсценировки «У Лукоморья дуб…» подойдёт и для антуража леса в сказке «Красная Шапочка»);
  • куклы и игрушки;
  • театральный грим, парики, зеркало (опционные атрибуты).

В театральном уголке обязательно должен быть хотя бы минимальный набор декораций, а если в каждой группе сделать это обязательным требованием, то появится возможность обмениваться подходящим антуражем

Центр математики

С помощью средств этой зоны ребята учатся складывать целое из частей, производить простые действия с цифрами, решать логические задачки. Материалы располагаются на полке или тумбе. В уголке можно найти:

  • головоломки;
  • наборы цифр и математических знаков;
  • комплект геометрических фигур плоский из картона или объёмный из пластика (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, ромб, куб);
  • счётные палочки;
  • детский компьютер (опционная позиция).

В уголке математики должны быть пособия с цифрами, геометрическими формами, головоломками

Книжный центр

Его расположение несложно предсказать - книжный шкаф. На полках представлены книги по программе: сказки, рассказы, сборники скороговорок и чистоговорок. Последнее особенно актуально для малышей 4–5 лет, у которых уже могут быть ярко выражены дефекты речи, требующие коррекции. А также в центре книги есть справочная литература (по истории родного края, географии). Правда, относительно последней есть одно строгое условие: так среди детей средней группы читающих всего единицы, книги должны содержать цветные и крупные иллюстрации.

Кроме того, книжная зона может быть дополнена открытой витриной с книгами, столом и стульчиками, за которыми дети могли бы рассматривать печатные издания.

Литература по программе и по интересам детей может быть систематизирована в рамках музея любимой книги

Центр музыки

Открытые полки в шкафу - подходящее место для размещения звучащих предметов (например, шумовых коробочек, наполненных разным материалом - песком, крупой, камешками - дети угадывают, содержимое по звуку, который оно издаёт). В нарушение принципа доступности, но в соблюдение требования безопасности диски, аудиокассеты лучше располагать выше роста малышей.

Даже игрушечные инструменты дают малышам представления о принципах звукоизвлечения

Центр уединения

Эта зона, кроме мягкого кресла в углу и полупрозрачной шторы, которая крепится на стенах, никакого другого оборудования не требует. Зато располагать его необходимо чуть в отдалении от остальных центров, чтобы никакие шумы не мешали малышу расслабиться, полистать понравившуюся книжку.

Это интересно. Некоторые методисты очень скептически настроены относительно организации зоны уединения в младших и средней группе, аргументируя это тем, что в младшем и среднем дошкольном возрасте не все ребята понимают назначение этого центра. Да и педагоги чаще всего используют кресло или стул в качестве места отбывания наказания для нарушителей дисциплины. Правда, что касается последнего, то такой подход к использованию пространства от возраста детей не зависит и с одинаковым успехом может наблюдаться и в старших группах, где воспитанники обладают уже более очерченным темпераментом, а значит, некоторым из них и правда необходимо уединение после шумных игр.

Чем оригинальнее оформлен уголок уединения, тем меньше вероятности использовать его не по назначению

Центр патриотического воспитания

По установке ФГОС эта зона организуется в средней группе со второго полугодия. Обязательными элементами оформления должны быть:

  • плакат с изображением государственного герба;
  • фотография президента;
  • книги с рассказами, стихотворениями о родине.

Дополнить центр патриотического воспитания можно учебниками (например, «Моя Родина - Россия: учебник для малышей» В.А. Степанова), проектами об истории семей воспитанников (выполненными совместно с родителями), а также комплектом фотографий видов и достопримечательностей родного края.

Уголок патриотического воспитания можно совместить с картинками красивых местных пейзажей из центра экологии

Приёмы, обыгрывающие предметно-развивающую среду

Всё, что можно увидеть и пощупать, идеально подходит для группы наглядных приёмов. В среднем дошкольном возрасте малыши всё ещё опираются на наглядно-образный тип восприятия, то есть любая информация должна сопровождаться чем-то материальным.

Наглядные приёмы

Самые продуктивные способы взаимодействия с дошкольниками и младшими школьниками. Но если у последних доминантный наглядно-образный тип восприятия определён индивидуальными особенностями личности, то у дошколят такой способ познания мира является возрастным, то есть для многих из них временным.

Наблюдение

Исходя из принципа трансформируемости и полифункциональности для наблюдений, а именно для экспериментальной деятельности в рамках этого вида наглядности, может быть использована практически любая зона.

Процесс наблюдения просто очаровывает детей, особенно если этот вид наглядности сопровождается занимательным рассказом

Это интересно. В 99% экспериментов задействованы столы и стулья учебного центра.

Таблица: использование разных центров для проведения опытов

Зона Название опыта Задача Оборудование и материалы Описание Вывод
Творческая (частично театральная). Радужные шарики. С помощью смешивания основных оттенков палитры получить новые цвета (зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый). Гуашь синего, красного, жёлтого, белого цветов, палитра, вода, салфетки, листы с контурами шариков (4–5 на каждого воспитанника), половинки кругов исходных тонов и целые для искомых, фланелеграф. Забежавший в гости зайка жалуется, что никак не может найти свои любимые цвета красок, но слышал, как их можно сделать из того, что есть. Дети соглашаются помочь. Берут целый круг, крепят его на фленелеграфе, затем на листе смешивают две краски. Если получается правильный оттенок, половинками кругов показывают решение. Жёлтая и красная краски - оранжевый цвет, синяя и жёлтая - зелёный, красная и синяя - фиолетовый, синяя и белая - голубой.
Музыкальный, театральный. Почему рождается звук. Помочь детям понять, что звук является результатом колебаний предметов. Бубен, стакан из стекла, гитара, линейка (деревянная), газета. Педагог просит вспомнить, какие звуки издают шмель, муха, комар. Затем предлагает извлечь звуки из представленных предметов. Когда звучание прекращается? Когда мы перестаём воздействовать на предмет. Звук появляется в результате быстрых колебаний в одну и в другую сторону. Прекращаются колебания - заканчивается звук.
Центр материалов. Из чего птицы делают гнёзда Определить ряд особенностей жизни пернатых весной. Кусочки ваты, меха, нитки, лоскутки ткани, тонкие ветки, камешки. Оставляем материал рядом со строящимся гнездом (или оставшимся с прошлого года), наблюдаем несколько дней, какие материалы птице пригодились. Приклеиваем на лист бумаги использованные пернатыми материалы, рядом изображаем гнездо.

Это интересно. В средней группе дети начинают знакомство с долгосрочными опытами, в то время как у ребят младших групп эксперименты были только краткосрочными.

Демонстрация

В рамках темы или для использования в любых других целях взрослый знакомит детей с материалами в центре через демонстрацию. Так, например, при изучении темы «Сказка А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» на развитии речи воспитатель показывает всех героев сказки, взяв их из игрового и театрального центра. При этом, возможно, ранее малыши не встречали игрушку кенгуру, то есть она не была в доступе.

Причём поскольку личный пример - самый сильный способ донести информацию до ребёнка, то прежде чем распределять реквизит для ролей в постановке, воспитатель сам надевает (или прикладывает к себе) костюмы, маски - как бы знакомит ребят с образами.

Даже такой знакомый вид театрализованной деятельности как пальчиковый театр нуждается в том, чтобы напомнить детям принцип его работы

Словесные приёмы (беседа, загадки, стихотворения)

Слово сопровождает каждый шаг педагога и детей. То есть неважно, показываем, рассматриваем мы что-то, нужно комментировать каждый шаг. Так что наглядность без словесных приёмов реализуется сложно и малоэффективно.

Такая обычная, привычная форма работы как беседа, станет куда более интересной, если она будет вестись от лица игрушки из игрового центра или от имени художника, написавшего картину из творческой зоны. А животные - это просто непременные «загадыватели» загадок и «слушатели» выученных наизусть стихотворений.

Сказки и рассказы

Объёмные повествования сопровождаются демонстрацией картинок или игрушек с героями текста. Некоторые отрывки (или даже целые произведения) могут иллюстрироваться постановками с использованием реквизита театрального центра. Так, к примеру, при изучении темы «Огород», в гости на занятие могут прийти герои-овощи в виде пальчикового театра.

Чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем заметнее обогащается словарный запас малышей

Игровые приёмы

Не зря же целый центр выделен под забавы. Причём и для подвижных, и для спокойных всё необходимое найдётся.

Таблица: примеры подвижных игр в игровом центре

Название игры Задачи Описание Варианты
Самолёты Закреплять навык строится в колонну, работать над развитием умения ориентироваться на местности. Малыши («лётчики») строятся в 2–3 колонны в разных местах, отмеченных флажками. По сигналу педагога «Готовимся к полёту!» дети сгибают руки в локтях и выполняют круговые движения кистями, заводя мотор. По команде «Летите!» дети расставляют руки и «летают». А реакцией на слова «На посадку» должно быть быстрое построение в свою колонну, отмеченную флажком. Взрослый может менять расположение флажков в течение игры.
Ищу пару Тренировать умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться по двое, распознавать цвета и практиковать бег. Развивать смекалку, инициативность. Нечётное количество детей стоит у стены, каждый держит флажок определённого цвета. По команде педагога малыши разбегаются, а на слова «Найди себе пару» должны быстро найти флажок такого же цвета и принять с партнёром какой-то образ (например, героев сказки «Лисица и журавель»). Если флажков нет, можно использовать корпусы от использованных фломастеров. Чтобы немного усложнить задачу, можно попросить образовавшуюся пару перепрыгнуть для начала через «ручей».

Таблица: примеры дидактических игр в игровом центре

Название игры Задачи Описание
Кто/что бывает? Тренировать внимание, память, закреплять знания о животных, птицах и насекомых. Ведущий называет любое животное (насекомого, птицу), поднимает руки вверх и говорит: «Летит». Если это правильно, то все малыши тоже поднимают руки. Если неправильно, то держат по швам. Кто ошибся - выбывает.
Бывает - не бывает (игра с мячом) Работать над развитием внимания, памяти, быстроты реакции и мышления. Воспитатель кидает мяч малышу, который должен быстро сообразить, бывает такое или нет. Например, «Снег летом… не бывает!», «Капель весной… бывает!» и т.д.
Дети могут стоять по кругу, а могут произвольно.

Как оформить развивающие центры в группе

Начиная со средней группы, воспитатель оформляет предметно-развивающую среду вместе с детьми, то есть советуется относительно расположения центров, вариантов их сочетания. Тем самым давая понять малышам их значимость, то есть опираясь на самую главную мотивацию ребёнка 4–5 лет: во всём быть похожим на взрослых.

Центры могут не иметь жёстко закреплённых уголков, а быть организованы более гибко. Для этого нужно найти оптимальное сочетание компонентов-центров по содержанию и эстетическому оформлению.

Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ

С раннего возраста дети повторяют правило о том, что брать следующую настольную игру можно тогда, когда предыдущая будет возвращена на место
Уголок книги и правда может размещаться в углу, только мебель для этого должна быть подходящая Уголок патриотического воспитания выделяется во втором полугодии Коробку с природными материалами можно хранить в уголке природы, а не в центре материалов Мягкие конструкторы могут использоваться как снаряды на спортивных занятиях, поэтому и хранить их можно в спортивной зоне Игрушечная мебель для игрового центра - обязательный элемент комплектации В центре творчества обычно столов и стульев для детей нет, мебель используется из учебной зоны В уголке уединения может быть организован музей, например, с моделями разного вида транспорта

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-Москва: Мозаика – Синтез, 2010).

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ, т.к. разнообразие игрушек не является основным условием развития детей.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Одна из задач воспитателя — создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудова-ния и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.

Мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми уголками нашей старшей группы детского сада.

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Зона двигательной активности


Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки др.

В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр.

Музыкально-театральный центр


Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.

Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Уголок театральной деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками.

Уголок ряженья

Уголок ряженья – необходимый атрибут группы. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Желательно, что бы этот уголок помогали пополнять родители, тем материалом, который находится у них дома и им уже не нужен.

Уголок природы

Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок — книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Место для уединения

В группе организовано место для уединения – где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

Раздевальная комната

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть панно «Наша группа», где размещены фото детей, посещающих группу.

Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Игровой центр «Жилая комната»



Основной вид деятельности детей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Столовая», «Парикмахерская». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры:
в «Больницу» в наличии имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевоз-можные пузыречки и коробочки от таблеток;
для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками.


Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru




Марина Петрова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды . (слайд №3)

Предметно- развивающая среда организуется на основе следующих принципов :слайд№ 4

1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы .

2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды . Предметно- развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде : слайд№5-6

Должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

Реализацию различных образовательных программ;

В случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) ;

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;

Возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает :

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды , например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

4) Вариативность среды предполагает :

Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5) Доступность среды предполагает :

Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

6) Безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Роль предметно - развивающей среды в развитии детей на примере ее основных функций : слайд№ 7

1. Организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям , потребностям или формировать интересы.

3. Развивающая функция предполагает , что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития " самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития " самого сильного в группе ребенка.

Принципы создания ; слайд№8

1. Принцип вариативности

- определяется типом ДОУ , содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды , разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно- развивающей среды .

2. Принцип целостности образовательного процесса

Наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка : физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям , предъявляемым к ней ФГОС ДО .

3. Гендерный принцип

Обеспечение среды как общим , так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

4. Принцип учета возрастных особенностей

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Принцип опережающего развития

Наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития

6. Принцип интеграции

Материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

7. Принцип информативности

Разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт

8. Принцип трансформируемости

Возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

9. Принцип эмоционогенности

Индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.

Примерный перечень зон для организации предметно - развивающей среды :слайд№9

1. – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжения, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

2. – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи , наблюдение за природными явлениями, развитие матем . представлений и пр .);

3. – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из материалов, худ-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

4. – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.) ;

5. – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.) ;

6. – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

7. – для отдыха (уединение, общение и пр.) .

Алгоритм формирования предметно - развивающей среды

Функциональный модуль «Игровая» ; слайд №11

Назначение функционального модуля

1. организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;

2. включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;

3. формирование и коррекция индивидуального развития детей ;

4. создание условий для гармоничного развития детей .

Реализуемые виды деятельности

1. Игровая.

2. Коммуникативная.

3. Познавательно-исследовательская.

4. Изобразительная.

5. Музыкальная.

6. Двигательная активность.

7. Восприятие художественной литературы и фольклора.

8. Конструирование из различных материалов.

9. Трудовая.

Функциональный модуль «Творчество»

развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;

развитие детского творчества ;

развитие продуктивной деятельности детей;

Функциональный модуль Речевое развитие

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи , серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Функциональный модуль Познавательное развитие

Центр опытно-экспериментальной деятельности В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности : лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции . В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал : магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены , как различные виды мозаик, современные пазлы.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за растениями : фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями, календарь природы и погоды.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, и России.

В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства.

«Музыкально - театрализованный» Центр. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров.

«Строительный» (конструктивный) центр. Его можно перемещаться в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Социально-личностное развитие .

Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».