Работа с медной проволокой для начинающих. Украшения в технике Wire Wrapping. Плетение из проволоки в технике wire wrap для начинающих. Медный кулон в технике wire wrap Wire wrap украшения

Продолжаю знакомить новичков и всех любопытствующих с техникой wire wrap (плетение из проволоки). Постараюсь на этот раз все описать подробно и коснуться самого волнительного: как сделать шарики на концах проволоки.

Инструменты :

  • круглогубцы,
  • утконосы,
  • бокорезы,
  • надфиль,
  • молоток,
  • наковальня,
  • горелка на 1300 градусов,
  • линейка,
  • наждачка 02,
  • паста гои,
  • машинное масло,
  • нашатырный спирт,
  • бура,
  • гравер (не обязательно).

Защита :

  • перчатки строительные,
  • перчатки резиновые,
  • маска,
  • очки.

Материалы :

  • медная проволока 1,3 мм - 50 см,
  • медная проволока 0,8 мм - 50 см,
  • медная проволока 0,5 мм - 50 см,
  • медная проволока 0,4 мм - 1 м,
  • бусинки,
  • швензы под медь.

Итак, для начала нам нужна медная проволока. Можно купить в интернет-магазинах, можно в виде кабеля (снять изоляцию), а можно откопать в шкафу у мужа или другого властелина трансформаторов. ;) Убедитесь, что проволока не покрыта лаком, даже если она медного цвета. Иначе патина потом не возьмется. Как проверить? Наденьте перчатки, берегите ручки! Пронесите кусочек проволоки через огонь - если появилось пламя, дым и неприятный запах, это сгорает лак. Ну вот и чудно, заодно и медь станет мягче. Тонкую проволоку проносите быстро, чтобы не пережечь. Остатки лака я снимаю наждачной бумагой. Или кипячу обожженные кусочки в растворе лимонной кислоты. Это снимет нагар. После лимонной кислоты хорошенько промываю водой и прополаскиваю в растворе соды. Чтобы нейтрализовать кислоту.

Материалы мы приготовили, теперь готовим идею: ищем волшебный блокнотик. "Художник думає з олівцем в руках" - В.В. Михайлюк. Большинство моих украшений очень далеки от первоначальных эскизов, но мысли лучше хранятся на бумаге. Особенно если эта мысль посещает вдруг, не вовремя, и жалко упустить.

Начинаем гнуть самую толстую проволоку для основы. Не торопимся, прорабатываем каждый миллиметр, мелкими шажками. Не забывайте иногда сверяться с эскизом, ну так, на всякий случай.

В итоге у нас должны получиться две вот такие высоко-художественные загогулины в стиле Ар Нуво. Для второй сережки гнем основу в зеркальном отображении, но теперь ориентируемся не на эскиз, а на первую сережку. Просто переверните заготовку сверху вниз и сверяйтесь очень точно.

Отбиваем молотком на чем придумаете. Но именно на наковальне это делать будет удобнее. Чтобы не будить соседей и не заглушать детские мультики, подложите что-то под наковальню. Подушку из войлока. У меня задействована старая прихватка. Отбивайте тоже аккуратно, лучше ударить три раза легонько, чем один раз, но неисправимо. Такую деталь отбить довольно сложно, потому что линии пересекаются. Я отбиваю где могу, а потом раскрываю петлю, отбиваю каждую часть по отдельности, закрываю петлю и выравниваю молотком. Работаю только с изнанки.

Секрет мастера: "Лінія має бути жива! " (еще раз спасибо нашему учителю рисунка Василию Владимировичу Михайлюку). Ну и лично мне нравится, когда широкие и узкие участки гармонично чередуются. Это придает текучесть и мелодичность украшению.

Отбитые заготовки немного раскроются. Осмотрите их внимательно, подогните круглогубцами, чтобы они опять стали одинаковыми. Теперь нам нужно зашлифовать концы и боковые поверхности, чтобы убрать следы инструментов.

Отрезаем два куска проволоки 0,8 мм по 10 см каждый.

На концах этих двух кусочков нам и требуется сделать капельки. Для этого нужны два хитрых приспособления. Во-первых, газовая горелка в описании которой указана температура не меньше 1200 градусов. Некоторые мастера делают это над конфоркой газовой плиты. Скажу честно, у меня не получилось. Но прежде чем тратиться на дорогое оборудование, можете сначала попробовать сдвинуть кружок рассекателя до середины и в этом пламени работать.

Во-вторых, бура! Для добычи буры вам понадобится тушь супер-объем и очаровательная улыбка №2. Применять и то и другое направленно, в среде мужчин что-то соображающих в ювелирном искусстве, фотографии или радиолюбителей. :) Бура делает капельки идеально гладкими и существенно ускоряет этот процесс. Согните заготовки скобкой, обмакните кончики в порошок буры и направляйте струю пламени снизу вверх на проволоку. Не зевайте, процесс займет секунды. Важно оставить шейку капельки красивой, не слишком тонкой. Если буру добыть не удалось, капелька все равно сформируется, но будет в рытвинах. Это можно убрать надфилем и наждачкой. Долго и неидеально.

Техника безопасности : работайте над выключеной газовой плитой. Если уроните раскаленную заготовку, она ничего не прожжет. Готовые капельки можно поварить в лимонной кислоте, чтобы избавиться от черноты, и чуть-чуть доработать надфилем.

Вот! Какие молодцы! Теперь будем приплетать тонкие загогулины к толстым проволокой 0,4 мм. Формируем заготовку по эскизу. Оставляем кончик 15 см длиной слева и начинаем оплетать с середины толстенькую заготовку:

Присоединяем тонкую заготовку. Мне нравится так: 4 витка по толстой проволоке, 2 по тонкой.

Витки лучше сразу направлять ровно и плотно, но если не получилось, подправьте утконосами или иголкой.

Отрезаем кончик внутри конструкции, чтобы не торчал наружу. Поджимаем утконосами слегка подкручивая.

Теперь возвращаемся к тому кончику, который торчит в середине. Им мы привяжем к основе бусинки. Формируем загиб на тонкой проволоке под бусинку и приматываем. Закрепляем конец так же.

Бусины - это жемчуг сваровски. Очень хорошее покрытие, даже инструментами сложно поцарапать. Амиак на него не влияет. Натуральные жемчужины я бы порекомендовала приматывать после патинирования или чернить серной печенью.

Гуляем на свежем воздухе 2-3 часа. А теперь достаем заготовки и начинаем полировать. Не забываем о перчатках и прочей защите . ;) Пасту гои можно немного размягчить машинным маслом, потом хорошенько протереть войлоком в нужным местах, которые мы хотим засветить. Окончательную полировку делаем гравером, войлочным кругом. Можно обойтись и без этой чудо-машины, но потребуется гораздо больше времени и сил. Отмываем заготовку щеткой со средством для мытья посуды.

Получилось уже очень хорошо. Но я добавила бусинку-цветок с дырочкой посередине. Примотала её проволокой 0,5 патинированной. Думаю мои читатели очень талантливы, и если не найдется такой бусинки смогут вылепить её сами или придумать другой вариант украшения. ;) Раскрываем швензу, крепим нашу сережку. Готово! Можно еще покрыть медь лаком, чтобы не темнела. Оставляю на ваше усмотрение.

Напоминаю, данный мастер-класс - это не поучения строгой тети-профи. :) А скорее дружеское шушуканье на тему украшений из проволоки. Создавался на основе личного опыта и всемирной сети. Поэтому очень рада дополнениям и замечаниям опытных мастеров.

Продолжаю знакомить новичков и всех любопытствующих с техникой wire wrap (плетение из проволоки). Постараюсь на этот раз все описать подробно и коснуться самого волнительного: как сделать шарики на концах проволоки.

Инструменты :

  • круглогубцы,
  • утконосы,
  • бокорезы,
  • надфиль,
  • молоток,
  • наковальня,
  • горелка на 1300 градусов,
  • линейка,
  • наждачка 02,
  • паста гои,
  • машинное масло,
  • нашатырный спирт,
  • бура,
  • гравер (не обязательно).

Защита :

  • перчатки строительные,
  • перчатки резиновые,
  • маска,
  • очки.

Материалы :

  • медная проволока 1,3 мм - 50 см,
  • медная проволока 0,8 мм - 50 см,
  • медная проволока 0,5 мм - 50 см,
  • медная проволока 0,4 мм - 1 м,
  • бусинки,
  • швензы под медь.

Итак, для начала нам нужна медная проволока. Можно купить в интернет-магазинах, можно в виде кабеля (снять изоляцию), а можно откопать в шкафу у мужа или другого властелина трансформаторов. ;) Убедитесь, что проволока не покрыта лаком, даже если она медного цвета. Иначе патина потом не возьмется. Как проверить? Наденьте перчатки, берегите ручки! Пронесите кусочек проволоки через огонь - если появилось пламя, дым и неприятный запах, это сгорает лак. Ну вот и чудно, заодно и медь станет мягче. Тонкую проволоку проносите быстро, чтобы не пережечь. Остатки лака я снимаю наждачной бумагой. Или кипячу обожженные кусочки в растворе лимонной кислоты. Это снимет нагар. После лимонной кислоты хорошенько промываю водой и прополаскиваю в растворе соды. Чтобы нейтрализовать кислоту.

Материалы мы приготовили, теперь готовим идею: ищем волшебный блокнотик. "Художник думає з олівцем в руках" - В.В. Михайлюк. Большинство моих украшений очень далеки от первоначальных эскизов, но мысли лучше хранятся на бумаге. Особенно если эта мысль посещает вдруг, не вовремя, и жалко упустить.

Начинаем гнуть самую толстую проволоку для основы. Не торопимся, прорабатываем каждый миллиметр, мелкими шажками. Не забывайте иногда сверяться с эскизом, ну так, на всякий случай.

В итоге у нас должны получиться две вот такие высоко-художественные загогулины в стиле Ар Нуво. Для второй сережки гнем основу в зеркальном отображении, но теперь ориентируемся не на эскиз, а на первую сережку. Просто переверните заготовку сверху вниз и сверяйтесь очень точно.

Отбиваем молотком на чем придумаете. Но именно на наковальне это делать будет удобнее. Чтобы не будить соседей и не заглушать детские мультики, подложите что-то под наковальню. Подушку из войлока. У меня задействована старая прихватка. Отбивайте тоже аккуратно, лучше ударить три раза легонько, чем один раз, но неисправимо. Такую деталь отбить довольно сложно, потому что линии пересекаются. Я отбиваю где могу, а потом раскрываю петлю, отбиваю каждую часть по отдельности, закрываю петлю и выравниваю молотком. Работаю только с изнанки.

Секрет мастера: "Лінія має бути жива! " (еще раз спасибо нашему учителю рисунка Василию Владимировичу Михайлюку). Ну и лично мне нравится, когда широкие и узкие участки гармонично чередуются. Это придает текучесть и мелодичность украшению.

Отбитые заготовки немного раскроются. Осмотрите их внимательно, подогните круглогубцами, чтобы они опять стали одинаковыми. Теперь нам нужно зашлифовать концы и боковые поверхности, чтобы убрать следы инструментов.

Отрезаем два куска проволоки 0,8 мм по 10 см каждый.

На концах этих двух кусочков нам и требуется сделать капельки. Для этого нужны два хитрых приспособления. Во-первых, газовая горелка в описании которой указана температура не меньше 1200 градусов. Некоторые мастера делают это над конфоркой газовой плиты. Скажу честно, у меня не получилось. Но прежде чем тратиться на дорогое оборудование, можете сначала попробовать сдвинуть кружок рассекателя до середины и в этом пламени работать.

Во-вторых, бура! Для добычи буры вам понадобится тушь супер-объем и очаровательная улыбка №2. Применять и то и другое направленно, в среде мужчин что-то соображающих в ювелирном искусстве, фотографии или радиолюбителей. :) Бура делает капельки идеально гладкими и существенно ускоряет этот процесс. Согните заготовки скобкой, обмакните кончики в порошок буры и направляйте струю пламени снизу вверх на проволоку. Не зевайте, процесс займет секунды. Важно оставить шейку капельки красивой, не слишком тонкой. Если буру добыть не удалось, капелька все равно сформируется, но будет в рытвинах. Это можно убрать надфилем и наждачкой. Долго и неидеально.

Техника безопасности : работайте над выключеной газовой плитой. Если уроните раскаленную заготовку, она ничего не прожжет. Готовые капельки можно поварить в лимонной кислоте, чтобы избавиться от черноты, и чуть-чуть доработать надфилем.

Вот! Какие молодцы! Теперь будем приплетать тонкие загогулины к толстым проволокой 0,4 мм. Формируем заготовку по эскизу. Оставляем кончик 15 см длиной слева и начинаем оплетать с середины толстенькую заготовку:

Присоединяем тонкую заготовку. Мне нравится так: 4 витка по толстой проволоке, 2 по тонкой.

Витки лучше сразу направлять ровно и плотно, но если не получилось, подправьте утконосами или иголкой.

Отрезаем кончик внутри конструкции, чтобы не торчал наружу. Поджимаем утконосами слегка подкручивая.

Теперь возвращаемся к тому кончику, который торчит в середине. Им мы привяжем к основе бусинки. Формируем загиб на тонкой проволоке под бусинку и приматываем. Закрепляем конец так же.

Бусины - это жемчуг сваровски. Очень хорошее покрытие, даже инструментами сложно поцарапать. Амиак на него не влияет. Натуральные жемчужины я бы порекомендовала приматывать после патинирования или чернить серной печенью.

Гуляем на свежем воздухе 2-3 часа. А теперь достаем заготовки и начинаем полировать. Не забываем о перчатках и прочей защите . ;) Пасту гои можно немного размягчить машинным маслом, потом хорошенько протереть войлоком в нужным местах, которые мы хотим засветить. Окончательную полировку делаем гравером, войлочным кругом. Можно обойтись и без этой чудо-машины, но потребуется гораздо больше времени и сил. Отмываем заготовку щеткой со средством для мытья посуды.

Получилось уже очень хорошо. Но я добавила бусинку-цветок с дырочкой посередине. Примотала её проволокой 0,5 патинированной. Думаю мои читатели очень талантливы, и если не найдется такой бусинки смогут вылепить её сами или придумать другой вариант украшения. ;) Раскрываем швензу, крепим нашу сережку. Готово! Можно еще покрыть медь лаком, чтобы не темнела. Оставляю на ваше усмотрение.

Напоминаю, данный мастер-класс - это не поучения строгой тети-профи. :) А скорее дружеское шушуканье на тему украшений из проволоки. Создавался на основе личного опыта и всемирной сети. Поэтому очень рада дополнениям и замечаниям опытных мастеров.

Необходимый инструмент и материалы:

1 - большой молоток (можно без него обойтись),

2 - молоток с круглым бойком,

3 - наковальня (или что то наподобие, например тот же молоток),

4 - надфиль,

5 - плоскогубцы,

6 - круглогубцы,

7 - кусачки,

8 - проволока трех диаметров:

0.4 мм (тонкая),

1.5 мм (средняя),

2 мм (толстая),

9 - гравер с насадками (металлическая вата и войлок) и паста ГОИ. Этот процесс можно также сделать вручную.

Также понадобится емкость (банка к примеру) с крышкой и раствор аммиака (продается в аптеке).

Наждачная бумага и конечно же набор бусин любого цвета разных размеров.

Предварительных эскизов никаких делать не будем, импровизируем в процессе. Итак начинаем делать наше сердечко. Отрезаем кусок проволоки 2 мм длиной примерно 15-17 см. Круглогубцами аккуратно и не спеша сгибаем один конец проволоки, как показано на фото

Загнув одну половинку сердечка, приступаем ко второй

Получается вот такая заготовка, супер симетрия тут особо не нужна, по задумке сердце у нас ассиметричное.

Одну половину отбиваем молотком с плоским бойком. Здесь у меня большая наковальня, мне на ней удобнее работать, но если у вас такой нет - не беда, можно обойтись маленькой (или подобием наковальни).

Вот так выглядит отбитая половинка.

Вторую половинку отбиваем молотком с круглым бойком, к сожалению чем заменить такой молоток не знаю, лучше наверно купить, он не дорогой. Не спеша, равномерно по все поверхности бьем

Скрепляем между собой сердце и 1.5 мм проволоку тонкой проволокой. Тонкую проволоку сгибаем пополам и начинаем обмотку. фото 14

Получается примерно так. Чередовать количество витком можно любое: один большой - два маленьких, три больших - три маленьких, и так далее. Главное витки делать аккуратно и периодически, если необходимо, придвигать их плотно друг к другу. Изделия с неаккуратной намоткой смотрятся кустарно...

Сделав примерно сантимер обмотки, начинаем делать узор.

Его я делаю от руки, аккуратно, не спеша, сгибая проволоку.

Лишний конец обрезаем кусачками.

Теперь кончик нужно обработать - отгинаем его, отбиваем, зачищаем надфилем и шкурим наждачкой. Такие манипуляции нужно проделывать с каждым свободным концом проволоки. Если у вас кусачки не с прямым срезом, как у меня, то тем более концам проволоки нажно уделить внимание, даже если конец не расплющенный, а просто обрезанный.

Если остаются следы от молотка - шкурим. Далее уже вплетаем бусины, здесь как раз важно разнообразие бусин по размеру.

Таким образом один конец тонкой и средней проволоки у нас полностью ушли в работу.

Делаем произвольные узоры из проволоки средней толщины.

Примерный узор мы сделали, теперь можно его сделать немного объемным, отбив на наковальне.

Теперь узор приплетаем к основе. Такие наложения я называю "принцип фотошопа", кто хоть немного знаком с этой программой, знает, что там есть слои. Вот и мы здесь каждый раз накладывем новый слой проволоки).

Вот такое получается сердечко.

Теперь сделаем к нему держатель (бэйл). Отрезаем сантиметра 3 толстой проволоки.

Плющим ее на наковальне. Выравноваем кусок с помощью надфиля и наждачки.

Сгибаем как показано на фото.

Бэйл готов. Зазор оставляем чтобы одеть на кулон, потом зажимаем.

Патинируем кулон - подвесив на веревку, опускаем в баночку с открытой емкость с аммиаком, медь окисляется в парах аммиака, для ускорения процесса можно поставить на батерею или другое теплое место. Существуют другие способы патинирования, но этот пожалуй самый дешевый и доступный. Оставляем на несколько часов и следим за изменением цвета. Следует помнить что малахит, жемчуг, янтарь и некоторые другие камни так окислять нельзя, лучше использовать средства для патинирования металлов, которые наносятся кисточкой или вплетать камни после патинирования.

Вот так выглядить окисленный кулон.

Затираем поверхность шкуркой, можно еще использовать жескую губку для посуды.

С помощью гравера окончательно зачищаем выступающие части.

Полируем войлоком (можно вручную), предварительно нанеся на него пасту ГОИ.

Такое получается сердце. Теперь моем его с мылом и щеткой, смываем лишний жир и пасту.

При желании изделие покрываем лаком для металла. Такой лак на длительное время защитит изделие от окисления.

Прикрепляем цепочку с замком и кулон готов!

Вариантов может быть сколько угодно! Здесь решающую роль будет играть только ваша фантазия)

Бусинка – проект, посвященный бисеру и бисерному рукоделию. Наши пользователи – начинающие бисерщики, которые нуждаются в подсказках и поддержке, и опытные мастера, которые не мыслят своей жизни без творчества. Сообщество будет полезно каждому, у кого в бисерном магазине возникает непреодолимое желание потратить всю зарплату на пакетики вожделенных бусинок, страз, красивых камней и компонентов Swarovski.

Мы научим вас плести совсем простенькие украшения, и поможем разобраться в тонкостях создания настоящих шедевров. У нас вы найдете схемы, мастер-классы, видео-уроки, а также сможете напрямую спросить совета у известных бисерных мастеров.

Вы умеете создавать красивые вещи из бисера, бусин и камней, и у вас солидная школа учеников? Вчера вы купили первый пакетик бисера, и теперь хотите сплести фенечку? А может, вы – руководитель солидного печатного издания, посвященного бисеру? Вы все нужны нам!

Пишите, рассказывайте о себе и своих работах, комментируйте записи, выражайте мнение, делитесь приемами и хитростями при создании очередного шедевра, обменивайтесь впечатлениями. Вместе мы найдем ответы на любые вопросы, связанные с бисером и бисерным искусством.

В этом мастер-классе будет подробно рассказано об одной из самых новых на сегодняшний день, но крайне быстро набирающих популярность, техник по созданию бижутерии – технике wire wrap. Дословно с английского это название переводится как «умение обвивать проволокой», получив среди мастеров СНГ более привычное название – вайрворк (плетение из проволоки).

Технология плетения из проволоки украшений

Wire wrap . Несмотря на иностранное название и обилие непонятных слов техника плетения из проволоки не является слишком трудной или непостижимой. Главная цель данной техники – это умение собирать легкие и ажурные конструкции из различной по толщине проволоки.

Кстати, проволока может использоваться абсолютно любая: от стальной и до проволоки из серебра. Единственное требование – проволока должна быть достаточно гибкой, но иметь запас прочности, чтобы выдерживать воздействие различных нагрузок при ношении уже готового украшения.

Wire wrap не является каким-либо новшеством. Данный подраздел скорее даже ювелирного мастерства уже успешно существовал в средневековой Европе, а также в более древних античных городах. Там проволока из специальных сплавов серебра и меди была необходимым помощником ювелира и позволяла создать удивительнейшие вещицы.

Мастер-класс плетения из проволоки кулона

Следуя этому уроку вы сможете легко и быстро создать красивый кулон в данной технике.

Для начала нам понадобятся материалы.

В wire wrap используют большой набор инструментов,
но всегда есть три самых необходимых и главных: это круглогубцы.
плоскогубцы и кусачки (также можно заменить ножницами по металлу).

Также самый нужный материал – это проволока. В нашем случае это будет медная проволока для основы, диаметром -0,8 мм, и тонкая проволока для обмотки ∅ 0,27 мм.


Непосредственно плоская акриловая бусина, на которой будет выплетаться узор из проволоки. Такую или другую подходящую бижутерию вы сможете приобрести в ближайшем отделе по продаже таких аксессуаров.


Рисуем эскиз. Этот кулон будет двусторонним, поэтому продумываем рисунок и задней и передней части.

Еще понадобится небольшой молоточек с круглым бойком и наковальня (или любой толстый лист металла). Это будет необходимо при отбивании деталей.
От более толстой проволоки отрезаем 2 длинных кусочка, и 4 более маленьких. Это будущие части узора. Также можно сделать несколько отрезков про запас (если первые будут испорчены).


Берем кусочек длинной проволоки и, обернув ее посередине два раза вокруг губок круглогубцев, создаем вот такие вот «ушки».


Эти ушки – заготовка будущего кулонника, через который будет продеваться цепочка или шнурок.
Теперь берем тонкую проволоку, оборачиваем вокруг одной из дужек, делая три витка.


Теперь "подныриваем" под верхнюю дужку.


Также делаем три витка и вокруг нее.


Делаем обратный "нырок" под нижнюю дужку и получаем еще три витка из проволоки.


Данный рисунок повторяем, пока не заполним весь промежуток ушек.


Кулонник готов.


Теперь примеряем его на бусину, расположив ее посередине между двумя проволочными заготовками.


Начинаем изгибать проволоку на передней стороне, сверяясь с рисунком.


Кончик проволоки подрезаем наискось ножницами по металлу или кусачками и «завиваем» круглогубцами, начиная эту процедуру с ее конца.




На обратной стороне украшения формируем подобный рисунок.


Первый этап плетения из проволоки закончен. Далее, берем четыре маленьких кусочка проволоки и завиваем их круглогубцами таким образом, чтобы получились вот такие двухспиральные завитки.


Отбиваем все необходимые части узора на наковальне до плоского состояния.




Фиксируем основную часть узора. Для этого продеваем проволоку через верхнее отверстие, оставляя по одному концу проволоки на каждой стороне. Делаем по три витка и пропускаем концы навстречу друг к другу.


Подобным образом фиксируем и нижнюю часть узора.


Теперь приматываем спиральки. Делаем три общих витка. Затем два маленьких витка только на дуге основы.


Повторяем рисунок оплетки, пока не зафиксируем спиральку.


Точно так же добавляем остальные спирали на передней и задней частях кулона.




Прячем все кончики проволоки и кулон готов.