Производство искусственных елей и елочных украшений. Производство искусственного камня –реально успешный бизнес план

Изготовление искусственных цветов отлично подходит как для создания небольшого домашнего бизнеса, так и для крупных предприятий. Такие цветы постоянно востребованы в нескольких сферах.

  • С чего начать бизнес по производству искусственных цветов
  • Какое оборудование применяют для изготовления искусственных цветов
  • Особенности цветочного бизнеса
  • Сколько можно заработать на изготовлении искусственных цветов?
  • Сколько нужно денег для старта бизнеса
  • Какой ОКВЭД для изготовления искусственных цветов
  • Какие документы нужны для открытия
  • Какую систему налогообложения выбрать для изготовления искусственных цветов
  • Нужно ли разрешение для открытия
  • Технология изготовления искусственных цветов

С чего начать бизнес по производству искусственных цветов

Во-первых, это сфера ритуальных услуг, где из искусственных цветов делают венки и букеты. Они длительное время не теряют свои первоначальные краски и выглядят натурально очень долго. Обычно срок хранения венков составляет 10 и больше лет. Это позволяет предпринимателям извлекать максимальную выгоду и прибыль.

Во-вторых, активно применяется дизайнерами и оформителями, чтобы создавать уютную атмосферу в помещениях.

В-третьих, на различных праздниках и торжествах, где декораторы создают неповторимые композиции из искусственных и натуральных растений. Таким образом, бизнес, основанный на изготовлении цветов, является востребованным и необходимым, отвечает потребностям и тенденциям развития рынка. Но при этом стоит учитывать, что подобная ниша не пустует, и существует достаточно жесткая конкуренция между хендмейдерами и бизнесменами.

Поэтому перед тем, как начать производство искусственных цветов, нужно учесть несколько важных моментов:

  1. Общее состояние рынка, для чего нужно провести глубокое маркетинговое исследование.
  2. Наличие подобных предприятий в конкретном районе того или иного населенного пункта.
  3. Какие предприятия более успешные - большие или маленькие.
  4. Насколько высокая прибыль у тех, кто занимается изготовлением цветов методом хенд-мейд.
  5. Окупятся ли вложенные средства, через какой срок это произойдет.
  6. Где можно закупать материалы, сколько они стоят, нужно ли их специально заказывать из других стран.

Полученные аналитические данные помогут правильно составить подробный бизнес-план, учесть возможные риски, определить векторы развития и возможные результаты.

В первую очередь стоит определиться с направлением бизнеса - домашнее производство или налаживание производственного цикла. Если делать ставку на хенд-мейд, тогда особых финансовых затрат делать не придется. Обычно подобный бизнес начинается как хобби, увлечение, желание делать что-то своими руками. Им могут заниматься абсолютно все, кто имеет творческие способности, креативное и оригинальное мышление, у кого достаточно свободного времени.

Через некоторое время, когда хобби начинает приносить доход, переходя в постоянный вид заработка, нужно покупать специальное оборудование. Для начала это может быть небольшой станок, позволяющий производить искусственные цветы. Размещать в квартире подобный агрегат будет очень накладно, поэтому нужна дополнительная площадь. Это может быть гараж или другое помещение, находящееся вне жилья. Особенностью такого вида производства будет то, что оно будет небольшим, а объемы продукции - незначительными. Их можно продавать в конкретном городе, постепенно увеличивая клиентскую базу. Главное, гоняться не за деньгами, а за качеством, поскольку именно на нем строится стратегия производства искусственных цветов.

Второй вариант, т.е. создание промышленного производства, обойдется предпринимателям гораздо дороже, потому что:

  1. Нужны значительные материальные и временные вложения.
  2. Необходимо найти помещение и подобрать специалистов.
  3. Важно также подобрать оборудование, инструменты и материалы.
  4. Зарегистрировать деятельность индивидуального предприятия.
  5. Наладить производственный цикл. Для каждого предприятия он будет иметь свои особенности, которые зависят от подобранного материала. В основном, выделяется 3 этапа изготовления.

С помощью деталей живого цветка нужно создать лекала тех или иных форм. Для ускорения процесса и повышения качества изображения к работе нужно привлекать специалистов по компьютерному дизайну.

Необходимо вырезать, отлить, отштамповать и вылепить все элементы.

Сбор цветка достигается различными способами - с помощью стандартного склеивания, сваривания, шитья, нанизывания на проволочную основу.

Какое оборудование применяют для изготовления искусственных цветов

Оборудование для производства искусственных цветов в промышленном производстве - один из самых главных факторов, способных обеспечить качество изготовления и приносить высокий уровень прибыли.

При выборе инструментов и станков стоит учитывать, что цветы можно делать из пластика, тканей, глины, полимерных материалов. Обычно минимальный набор оборудования состоит из следующего списка:

  • Установки, чтобы вырезать различные детали.
  • Сушилка.
  • Станки для формирования и сбора цветов.

Чаще всего предприниматели закупают оборудование в Китае. Оно стоит дешевле, чем европейское. Китайские станки обойдутся предпринимателю в 1 млн. руб., а за оборудование из ЕС придется заплатить от 2,5 млн. рублей.

Для ручного и машинного производства очень важно применение специальных инструментов. К ним относятся:

  1. Специальные стальные шарики-бульки, на которые одеваются лепестки.
  2. Стальные кольца, чтобы завивать лепестки.
  3. Ножи для того чтобы правильно обрабатывать листья.
  4. Разглаживать детали можно с помощью утюгов.
  5. Несколько пинцетов.
  6. Кроечные ножницы.
  7. Шило и кусачки.
  8. Высечки и резиновые подушки, чтобы работать с формами.

Особенности цветочного бизнеса

Важным этапом производственного цикла является реализация готовой продукции. Использовать нужно различные способы рекламы, чтобы привлекать клиентов: интернет, рекламные агентства, личные связи и знакомства.

Все зависит от финансовых возможностей, если они ограничены, тогда можно первое время заниматься самостоятельной продажей.

В качестве покупателей могут выступать собственники цветочных магазинов или фирм, которые занимаются оформлением интерьеров, дизайнеры, небольшие бутики. Устанавливать цену на продукцию нужно, исходя из рыночных запросов.

Сначала она может быть несколько ниже, но именно этот фактор играет на руку начинающим предпринимателям. В противном случае, существует риск, не продать готовый товар и потерять вложенные средства.

На пути к успеху могут стоять и другие преграды:

  • экономия на качественных материалах;
  • отсутствие разнообразия в ассортименте.

Сколько можно заработать на изготовлении искусственных цветов?

Производство цветов в больших масштабах при правильной рекламе и менеджменте, способно ежемесячно давать прибыль в несколько сот тысяч рублей.

Первые несколько месяцев сумма будет меньше, поскольку понадобиться возвращать займы и кредит, но через какое-то время окупаемость бизнеса станет очевидной. Для тех, кто будет заниматься хенд-мейд-производством, выручка составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Сколько нужно денег для старта бизнеса

Готовая линия, причем китайского производства, стоит порядка 1 миллиона рублей. Остальные затраты будет примерно такими:

  • аренда места под цех и складирование продукции – 50 000;
  • оплата труда первых месяцев работы 5 человек - 120-150 000;
  • регистрация бизнеса и ремонт помещения - 80 000;
  • закупка комплектующих, сырья – 200 000.

Получаем, что для старта деятельности по производству искусственных цветов, необходимо обладать капиталом около 1,5 миллиона рублей.

Какой ОКВЭД для изготовления искусственных цветов

Необходимо указать код деятельности 32.99 «Производство прочих готовых изделий, не включенных в другие группировки».

Какие документы нужны для открытия

Чтобы создать бизнес на изготовлении искусственных цветов, мы должны заполнить заявление по форме Р21001 и передать его государственному регистратору. К нему прикладывается ксеро копия паспорта, индивидуального налогового номера и корешок квитанции об оплате государственных услуг в сумме 800 рублей, что для этих случаев предусмотрена законодательством. Те, кто желает сэкономить себе время, могут обратиться в специализированные компании, помогающие подготовить пакет документов, однако подобные услуги обойдутся дороже.

Какую систему налогообложения выбрать для изготовления искусственных цветов

Применение спецрежима - упрощенной системы, позволит в значительной мере сократить отчетность, а вместе с ней и частоту посещения налоговой инспекции. Допускается отражение в предпринимательской книге доходов и затрат тех операций, которые будут формировать базу для налогообложения. При этом, налоговая ставка может составить по 1-му варианту 6% от грязной выручки или же 15%, но с чистой. Во втором варианте нужно документально подтверждать все расходы от ведения деятельности.

Нужно ли разрешение для открытия

Данная бизнес-деятельность имеет неоспоримое преимущество -для нее не требуется лицензий и сертификатов соответствия, а также других разрешений.

Технология изготовления искусственных цветов

Учитывая, что в последние годы растет спрос не на дешевые изделия на основе грубого пластика, а более качественные, в которых применяются органза, пергамент, латекс, шелк и полиэстер, можно рассчитывать отвоевать собственную нишу на рынке.

Сначала для запуска производства готовятся лекала, которые в точности должны повторять живой цветок. Ручная сборка требует большого количества затраченного времени - в итоге изделия будут стоить примерно так же, как поделки в стиле hand made. Можно приобрести готовую линию производства, которая уже включает в себя установки для вырезания листьев и отливания стеблей, формирующие станки, станки для вырезания лепестков и клеящее оборудование.

Максимальный спрос на подобную продукцию наблюдается в канун религиозных праздников и дней почтения памяти усопших. Наибольшие пики продаж будут несколько раз в году. К этим датам должно быть произведено максимально возможное количество продукции, и функционировать сеть розничных точек, включая торговые места на рынках и вблизи городских кладбищ.

30624 0

Использование для отделки фасадных стен искусственного камня позволяет при небольших затратах создавать оригинальные дизайнерские решения. Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам материал нашел широкое распространение среди многих застройщиков, его применяют как для отделки дорогих эксклюзивных фасадов, так и бюджетных домов. Причем, стоимость отделки почти не отличается.

Своими руками можно изготовлять искусственный камень из гипса и цемента. Каждый из материалов имеет свои сильные и слабые стороны.


Для улучшения внешнего вида камень можно окрашивать. Делается это двумя способами.

Краситель добавляется сразу во весь состав. Применяются порошковые красители, устойчивые к солнечным лучам. Способ чаще всего используется при производстве большого количества материала или по требованию дизайнеров. Преимущества такого метода:

  • равномерный окрас всего объема камня;
  • механические повреждения незаметны;
  • однотонный окрас всех камней;
  • ускоряется процесс изготовления.

Покраска поверхностей выполняется после извлечения из формы. Применяются устойчивые к солнечному излучению виды красок, окрашивание выполняется кисточками, губками или пневматическими пульверизаторами. Преимущества отдельной покраски:

  • возможность придавать каждому камню оригинальный внешний вид;
  • уменьшение стоимости производства;
  • возможность при желании изменять вид фасадных стен уже после установки.

Разновидность такого способа – окрашивание порошковыми красками внутренних поверхностей форм. Кисточкой наносится небольшое количество различных оттенков на внутреннюю поверхность формы, места покраски значения не имеют, все зависит от «художественных» способностей производителей.

Желательно покупать готовые формы в специализированных магазинах, но если по каким-либо причинам вы не можете приобрести готовую силиконовую форму, то можно ее сделать самостоятельно.

Для изготовления нужно подготовить ровные рейки с гладкими поверхностями, для примера мы взяли отрезки сэндвич-панелей, они ровные, гладкие, не боятся влаги, к ним не приклеивается силикон. Потребуется достаточно много двухкомпонентного силикона с отвердителем. Количество зависит размеров форм, купить его можно в интернет-магазинах или больших строительных супермаркетах. Продается в емкостях более одного литра. Формы можно делать под имеющийся в продаже облицовочный материал или выбрать рельеф лицевой поверхности самостоятельно. Все остальные принадлежности и инструменты укажем по ходу пошаговой инструкции. Технология по готовым камням или самостоятельно изготовленным шаблонам мало чем отличается, мы остановимся на втором варианте. Он позволяет создавать любые рельефы на поверхности.

Шаг 1. Вырежьте из планок шаблоны камней. Толщины достаточно 8–10 мм, длина и ширина по вашему усмотрению. Стандартные размеры 20×5 см. Но это не обязательно, все зависит от того, в каком стелы вы планируете отделывать стены и где именно ставить искусственный камень. Толще делать нет надобности, по прочности ее достаточно, а за счет небольшой толщины экономится материал и уменьшается вес.

Шаг 2. На поверхность шаблонов приклейте соответствующие куски рельефных обоев или иных элементов для создания возвышенности. Если вам трудно что-то придумывать самостоятельно, то купите в магазине несколько готовых искусственных камней и по ним заливайте форму.

Шаг 3. Саморезами укрепите стенки ящика для заливки формы, есть зазоры – замажьте их жидким клеем или заклейте односторонним скотчем. Размеры ящика произвольные и подбираются с учетом заготовок.

Расстояние между отдельными заготовками 5 мм. Перед установкой проверьте зазоры, все они должны быть абсолютно одинаковыми. Не рекомендуем делать форму и под половинки. Во-первых, их требуемое количество сложно предугадать, а излишние половинки вместо целых не рекомендуется применять. Во-вторых, намного легче во время установки болгаркой отрезать кусок нужной длины.

Шаг 4. Нанесите по внутреннему периметру стенок горизонтальную линию, она должна быть выше поверхности шаблонов примерно на 1–1,5 см. Этот параметр оптимальный для экономии полиуретана и достаточен для сохранения устойчивости формы.

Шаг 5. Тщательно промажьте все поверхности, которые будут контактировать с полиуретаном, промежуточным слоем.

Можно брать вазелин или солидол, покупать в магазинах специальные жидкости и т. д. Мы советуем растворить в воде хозяйственное мыло и опрыскивать поверхности пульверизатором. Просто, дешево, быстро и надежно. Этим же раствором можно пользоваться и во время изготовления искусственных камней. Мыло имеет еще одно неоспоримое преимущество – оно не оставляет следов на лицевых поверхностях, при необходимости легко смывается обыкновенной водой.

Шаг 6. Согласно инструкции подготовьте полиуретан.

Очень тщательно смешивайте компоненты, лучше пользоваться электрическим миксером. Вручную трудно обеспечить равномерное перемешивание, а от этого во многом зависит качество полиуретана. Заливку лучше делать в два этапа, с таким расчетом готовьте материал.

Шаг 7. Выставьте ящик строго по горизонтали, используйте для этого уровень.

Шаг 8. Медленно и очень аккуратно выливайте полиуретан в ящик.

Проследите, сколько материала понадобилось, это даст возможность сориентироваться с размером второй порции. Особое внимание во время заливки уделяйте пространству между отдельными шаблонами, не допускайте пропусков. После того как первый этап заливки полиуретана окончен, немного постучите по краям ящика резиновым молотком или иным неметаллическим предметом для удаления воздуха.

Шаг 9. Подготовьте вторую часть полиуретана и залейте его в ящик. Обращайте внимание на горизонтальную линию по периметру стенок. Если немного полимера осталось – выливайте весь, все равно придется выбрасывать, а утолщенное дно не повредит во время непосредственного изготовления камней.

Полиуретан должен полимеризоваться приблизительно 4-8 часов, но конкретное время зависит от марки.

Практический совет. Для подготовки большого количества полиуретана нужно пользоваться точными электронными весами. Пропорции компонентов нужно контролировать до грамма, от этого зависят физические характеристики готовой формы.

Если есть возможность – таким же способом изготовьте несколько форм. После каждой выемки застывшей, все поверхности следует покрывать промежуточным слоем. Формы готовы, можно приступать к изготовлению искусственного камня.

Как вынимать форму

После того как полиуретан застыл, разберите стенки ящика и начинайте вынимать форму.

Если вы тщательно следовали нашим рекомендациям, то проблем не будет. Форма вынимается с большим усилием – попробуйте в местах приклеивания немного обрезать полиуретан острым монтажным ножом. При обнаружении раковин и механических повреждений лицевых поверхностей не расстраивайтесь. Проблемы легко устраняются силиконом, купите одну тубу и заделайте раковины и повреждения.

Алгоритм изготовления искусственного камня

Мы уже упоминали, что камни из гипса рекомендуется применять для внутренних работ. Отделку фасадов лучше делать материалами на основе цемента. Для изготовления смеси используйте только чистый просеянный песок, количество цемента увеличивайте примерно на 30% в сравнении с обыкновенным кладочным раствором. Что касается консистенции, то здесь решение следует принимать индивидуально. Если у вас есть вибратор, то раствор можно делать гуще. С вибратором проще работать, а камень схватывает быстрее. Но подготавливать специальный вибрационный стол для изготовления камня в небольших количествах экономически нецелесообразно. В таких случаях раствор нужно делать жиже, по консистенции оно должен напоминать жирную сметану. Удалять воздух из камней придется вручную, но качество от этого не пострадает. Конечно, если все работы делать ответственно и не спешить.

Практика показывает, что для обеспечения бесперебойного изготовления искусственного камня из цементно-песчаной смеси нужно иметь формы приблизительно на один квадратный метр продукции.

Шаг 1. Перед заливкой смажьте внутренние поверхности формы мыльным раствором. Приготовьте раствор из расчета 1:10. Концентрацию мыла можно увеличить, но уменьшать нельзя. Для выполнения работы применяйте обыкновенный бытовой пульверизатор.

Шаг 2. Подготовьте раствор, количество определяйте самостоятельно.

Практический совет. Для повышения прочности искусственного камня в раствор рекомендуется добавлять полипропиленовую фибру, на ведро раствора достаточно одну-две небольшие щепотки. Фибра не только повышает прочность камня, но и минимизирует риски образования воздушных раковин, делает раствор более пластичным, с таким материалом легче работать. Стоит она копейки, никакого заметного влияния на конечную цену продукции не оказывает.

Как мы уже выше говорили, консистенция смеси зависит от наличия электрического вибратора.

Шаг 3. Тщательно перемешанную массу вылейте в формы. Есть вибратор – включите его. Нет устройства – немного постучите молотком снизу рабочего стола. Не забывайте перед разливкой раствора выравнивать положение форм по горизонтали. Рекомендуем для заливки сделать специальный стол и установить его в нужном положении.

Практический совет. Не увлекайтесь вибрацией. Если масса жидкая, то во время этой операции песок опускается вниз, а это крайне нежелательное явление.

Шаг 4. Залитые формы устанавливайте на подготовленные стеллажи для созревания раствора. Количество и размеры стеллажей зависят от «мощности» вашего производства.

Шаг 5. После схватывания массы начинайте освобождать формы.

Постепенно сдвигайте ее к краю столешницы, отгибайте вниз полипропилен и по очереди вынимайте искусственный камень. Если камень длинный, то форму ставьте на стол в вертикальном положении, отгибайте края и освобождайте камень.

Полное высыхание можно делать на открытом воздухе или в любых подсобных помещениях, все зависит от времени года и погодных условий. Помните, что камни из этого материала нельзя сушить под прямыми солнечными лучами, бетон должен иметь время для завершения химических процессов в благоприятном режиме.

Есть два способа: добавлять порошковые красители в состав или наносить краску на поверхность готовых камней. Для окрашивания поверхностей применяйте железоокисные краски.

На фото — порошковая краска

По качеству и цене они удовлетворяют пользователей. Если вы делаете небольшое количество камней, то можно применять разноцветные акриловые пигменты, разводятся они в любой грунтовке. Краска хорошо держится на поверхности и имеет неплохие эксплуатационные характеристики. Красить лучше пневматическим краскопультом, если его нет – работайте кисточкой. Соблюдайте три правила:

  • основа должна быть самой светлой из всех используемых цветов;
  • швы делайте самыми темными;
  • во время окрашивания применяйте не более трех цветов или их оттенков.

Вначале красьте основу камней, потом швы, декор поверхности делается в последнюю очередь. Вот и все, материал готов, можно приступать к его укладке на поверхности фасадных стен. Постоянно вспоминайте одно правило: без теории не бывает практики, а без практики никогда не бывает качественной продукции.

Практический совет. Пока краска не полностью подсохла, протрите поверхность камней слегка влажной тяпкой. За счет этого лицевая сторона примет более натуральный вид, незначительные механические повреждения станут менее заметными.

Установка искусственного камня на стены

Для выполнения работы вам понадобится уровень, миксер, болгарка с алмазным диском, резиновая киянка, металлическая щетка, шпатель, кельма, рулетка, емкость под клей и грунтовку, шприц для затирки швов, клинья для соблюдения одинаковой ширины швов и инструмент для их расшивки. Из расходных материалов нужно купить клей, грунтовку и затирку. Камень фиксируется на оштукатуренные фасадные стены.

Шаг 1. Очистите поверхности, при необходимости выровняйте их. Слишком ровнять нет необходимости, неровности в несколько миллиметров устранятся за счет клея непосредственно во время кладки искусственного камня.

Шаг 2. Тщательно грунтуйте поверхности. Не стоит пропускать эту операцию, правильно подобранная грунтовка заметно повышает адгезию клея со штукатуркой. А для тяжелого искусственного камня из цементно-песчаного раствора это очень важно.

Шаг 3. Выложите на ровной поверхности камни в том порядке, в котором планируете их фиксировать. Во время кладки не допускайте резких переходов по цвету, подбирайте камни с учетом колера и оттенков. Снимите размеры и перенесите их на поверхность стены.

Шаг 4. Сделайте на стене разметку места установки камня. Пользуйтесь уровнем, внимательно проверяйте горизонтальность линий.

Шаг 5. Проверьте наличие на обратной стороне камней цементного молочка, если оно обнаружилось – металлической щеткой удалите. Цементное молочко служит причиной плохого приклеивания.

Шаг 6. Согласно инструкции производителя подготовьте клей, тщательно его перемешивайте миксером. После перемешивания дайте 5 минут отстояться и еще раз немного перемешайте.

Шаг 7. Начинайте кладку камня с углов. Клей наносите гребенчатым шпателем. Если поверхности имеют большие неровности, то увеличьте толщину клея и наносите его шпателем по всему периметру камня.

Практический совет. Если стены отделываются в очень жаркую погоду, то обратную сторону искусственного камня смачивайте водой. Пользуйтесь обыкновенной широкой кисточкой.

Шаг 8. Отбейте на стене положение каждого ряда, пользуйтесь веревкой с синькой. Линии дают возможность контролировать процесс укладки камня. Под нижний ряд подложите или прибейте к стене планки. На них должны лежать первые камни, в противном случае они будут постепенно под собственным весом опускаться вниз. Старайтесь клей накладывать на всю поверхность камня. Это нужно для предупреждения появления в пустотах конденсата или попадания атмосферной влаги. Зимой вода будет замерзать, что станет причиной выпадения отдельных камней.

Шаг 9. Проверяйте положение плитки уровнем, плотно вдавливайте ее в массу.

Практический совет. Проверить качество укладки камня очень просто. Постучите по нему деревянным молотком или ручкой отвертки, «барабанный» звук свидетельствует о наличии пустот. А это брак.

Шаг 10. Выступивший в швах раствор убирайте любым подручным приспособлением. Если он попал на лицевую поверхность, то сразу удалите его влажной тряпкой. Камень укладывается с расшивкой – не забывайте пользоваться подкладками для контроля ширины швов. Камень можно укладывать и без швов, но это требует солидных практических навыков. Не советуем новичкам выбирать такой сложный способ облицовки фасадных стен, кладите с зазорами. Они позволяют незаметно исправить орехи и подровнять ряды камня.

Шаг 11. После завершения кладки начинайте расшивать швы. Это не менее важный этап, требует внимательности и аккуратности. К швам искусственного камня сложно добраться руками, нужно пользоваться специальным пистолетом. Такой пистолет применяется для выдавливания силикона из туб. Купите цементную затирку, имитирующую кладочный раствор, тубу вставьте в пистолет, носик надрежьте под углом. Аккуратно наносите затирку, не допускайте пропусков, количество зависит от размеров швов. Если желаете визуально подчеркнуть каменную кладку, то пользуйтесь цветными затирками. Глубина заполнения швов не менее пяти миллиметров, только так можно гарантировать их герметичность.

Может быть очень прибыльным делом, особенно в предновогоднее время. Это идеальный вариант семейного предприятия с недорогим универсальным станком для производства елки в сарае или гараже.

Имея специализированное оборудование для производства елок, можно изготавливать новогодние деревья, праздничную мишуру, а также ритуальные венки, корзинки.

Станки для производства елок из лески

  1. Гильотина – рубка лесочной скрутки или косы до заданного размера.
  2. Станок ершомотный – изготовление усов путем вплетения и скручивания лески с проволокой. Возможно производство двуцветного ерша. Количество лесок 2 цветов регулируется программой.
  3. Веточный станок – для веток елок-сосен длинной 0,45 м – до 300, а 1,2 м – 120 штук.
  4. Верхушечный аппарат. Производительность – 180 штук за смену.
  5. Коловорот – изготовления усов на елки, венки, гирлянды. Мощность – 6000 м за смену, что составляет 100 густых елок высотой 1,8 м.
  6. Сборочный автома т – окончательная сборка елок-сосен. Производительность – 30 елок по 1,8 м.

Станки для скрутки еловых веток

Технические характеристики Полуавтомат Автоматический Комбинированный
Производительность, м/час 200 - 250 1080 350 - 400
К-во слоев скрутки 1 1, 2, 3 1, 2
Сечение используемой проволоки, мм 0,8 0.8 0,8
Расход проволоки / лески, г/1 м ерша 12 / 55 - 12 / 55
Расход проволоки / пленки, г/1 м хвои 12 / 20 12 / 20 12 / 20
Длина наматываемого ерша, м до 1,5 до 3 до 3
Напряжение сети, В 220 220 220 / 380
Потребляемая мощность, кВт/ч 0.29 0.62 1.5
Общий вес, кг 90 110 120
Габаритные размеры, м 1,3 х 0,5 х 0,6 2,2 х 3,7 х 1,7 1,3 х 0,5 х 0,6
Стоимость, руб. 90 000 145 000 150 000

Производство хвои из полимерной пленки


1. Станок раскроя пленки с катушек на полосы для дальнейшей работы. Ширина полученного сегмента варьируется от 3 до 10 см. Работает с ПВХ и полипропиленовым сырьем.

2. Просечной станок или роторная линия – производит боковую насечку полос на неширокие полоски-«иголочки». Используется при комплексном изготовлении искусственных елей или оформления ритуальных фонов. Возможна работа с ПВХ и ПП. Высокая скорость и низкие шумовые характеристики позволяют вырабатывать до 350 м/час.

Характеристики станков Раскройный Просечной
Производительность, кг/час 70 90
Ширина полосы, см 3 - 10 1,5 - 20
Напряжение сети, В 380 220 / 380
Потребляемая мощность, кВт 0.37 0.37
Общий вес, кг 100 120
Габаритные размеры, м 0,15 х 0,8 х 0,7 0,1 х 0,9 х 0,6
Стоимость, руб. 34000 50000

3. Станок скрутки надсеченной полосы с проволокой. Можно одновременно изготавливать как одно-, двух-, так и трехслойную хвою. Диаметр исходного продукта зависит от длинны насечки-иголки» (а втомат ИСк-Ел 4000 ).

4. Станок скруточный универсальный, например, ИСк-Ер 5000 – производство ерша из лески, скрутки хвои, а также комбинированного варианта.

5. Станок перемотки проволоки из бобин на катушки.

6. Станок сборочный – при соединении отдельных ветвей из стволом на конечном этапе полного комплекса производства.

Линия ЛПХ


Данная линия производит искусственною хвою для изготовления новогодней атрибутики из полипропилена и траурных венков, корзинок из полиэтилена высокого давления (ПВД).

Сырьём изготовления волокнисто-пористых материалов являться:

  • промышленные отходы полимерных производств;
  • использованная полиэтиленовая плёнка (тепличная, б/у пакеты);
  • различные полимеры (ПЭТ, ПВД, ПВХ, ПНД, ПП, ПС).

Комплект оборудования линии ЛПХ:

  • Модуль сухой очистки полимеров МСО-1;
  • Агломератор – измельчитель полимерного сырья;
  • Экструдер полимерной ленты;
  • Головка плоскощелевая;
  • Система приемных валиков с термичной стабилизацией и намоткой плёнки;
  • Тянущее устройство;
  • Устройство резки плёнки с намоткой на бобины;
  • Аппарат нарезки хвои;
  • Станок навивки хвои на проволоку.

Дополнительные станки производства ленты с цветными краями :

  • Экструдер полимеров;
  • Экструдер для нанесения двухсторонней цветной полосы;
  • Щит управления оборудованием.

Основные технические характеристики линий ЛПХ-1,2,3

Технические характеристики ЛПХ-1 ЛПХ-2 ЛПХ-3
Произв-ть агломератора, кг/ч 70 100 120
Произв-ть экструдера, кг/ч 20 - 30 40 - 60 80 - 100
Произв-ть хвои, м/пог. за смену (8 ч) 1200 - 2400 2500 - 3200 7000
Ширина хвои, мм 50, 60, 80 50, 60, 80 50, 60, 80
Диаметр шнека, мм 60 60 70
Общая мощность, кВт 35 35 75
Среднее электропотребление, кВт 22 25 32
Напряжение сети, В 380 380 380
Частота, Гц 50 50 50
Общий вес, кг 3000 3000 3000
Габаритные размеры, м 8 х 2 х 2,5 15 х 2 х 2,5 20 х 6 х 2,5

Этапы производства из вторсырья

  1. Сухая очистка – удаление пыли, мелких органических примесей, частиц металла напорным вентилятором с б/у сырья.
  2. Измельчение в агломераторе с формированием гранул полимеров диаметром от 2 до 5 мм.
  3. Загрузка агломерата в экструдер, где он разогревается и пластифицируется.
  4. Формирование полимерного материала в плоскощелевой головке.
  5. Термостабилизация, калибровка и формировка полимерного листа в ленту заданной толщины и ширины через систему приемных валков.
  6. Нарезка лент различной ширины в системе подвижных ножей.
  7. Формирование хвои – боковая надсечка ленты заданных параметров.
  8. Автоматическая навивка хвои на проволоку с получением на выходе готовой еловой веточки товарного вида.

Преимущества изготовления искусственной елки из вторсырья:

  • Дешевое полимерное сырье;
  • Возможность работать в 2-3 смены;
  • Небольшой штат рабочих;
  • Пленка может окрашиваться в любой цвет по желанию;
  • Продукт пригоден для изготовления как новогодней, так и ритуальной атрибутики;
  • Возможность компактного размещения оборудования и малая занимаемая площадь;
  • Высокий уровень рентабельности, не менее 100 %;
  • Хорошая конъюнктура рынка;
  • Возможность дальнейшего развития бизнеса;
  • Линия ЛПХ может являться частью мусороперерабатывающего завода полного цикла, что поощряется государством.

Видео: наглядный процесс производства

Технология изготовления искусственных цветов

Цветы, изготовленные по этой технологии, практически не отличимы от живых.

Введение

На земном шаре обитают сотни тысяч видов растений. И почетное место среди них занимают цветы.

Трудно себе представить, как обеднела бы наша жизнь, погрустнела планета Земля, если бы исчезли на ней цветы. Они — символ любви и верности, символ уважения и вечной памяти. Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы не долговечны. Но люди могут творить чудеса. Они научились создавать искусственные цветы, подражая самой природе. Это — большое искусство, со своими строгими правилами и законами, которые позволяют добиваться максимального сходства, раскрывать природную красоту каждого цветка, подчеркивая его характерные детали и особенности.

Обладая наблюдательностью, вкусом, хорошо освоив методику окраски, обработки лепестков, тычинок, листьев, можно сделать любой цветок. А освоив искусство цветоделия, нужно научиться правильно, на основе пропорций и гармонии, составлять букеты.

Инструменты

Для изготовления искусственных цветов необходимы некоторые специальные инструменты (рис. 1), без которых нельзя приступить к выполнению работ.

Рис. 1. Инструменты для изготовления цветов: а — бульки; б — кольца; в — ножи; г — утюжок; д — высечка.

К ним относятся:

бульки — стальные шарики, насаженные на металлические стержни с деревянными ручками. Число применяемых булек, как правило, не менее шести (различных размеров). Например: 5, 15, 20, 30 мм в диаметре. Бульками обрабатываются лепестки, придается им естественная форма, характерная для данного цветка;

кольца из стальной проволоки различного диаметра, которые применяются для завивки лепестков;

нож одножильный — тупое изогнутое лезвие из стальной проволоки, оправленной деревянной ручкой. Служат для обработки листьев (за неимением штампа листа) и некоторых цветов;

нож двужильный — похож на одножильный, но с двумя лезвиями, которые получаются от проточки продольной бороздки в тупом стальном лезвии. Необходим для обработки язычковых лепестков, чашелистиков;

утюжок — металлический параллелепипед 10х10х3 (4) см с отверстиями диаметром 1,2; 1,5; 2; 3; 3,5 мм. Сквозь нужное отверстие утюжка протягивается полоска накрахмаленной сухой ткани шириной 0,5 см. Получаются тонкие трубочки, которые используют при изготовлении флоксов, примул и др.;

медицинский пинцет — для гофрировки лепестков, сборки мелких цветов и их окраски. Лапки пинцета должны быть одной длины, упругими, при сжимании плотно сходиться;

ножницы — для выкраивания из ткани лепестков, листьев и т. д.;

кусачки — для нарезки проволоки;

шило с круглой стальной иглой длиной 3-5 см для прокалывания отверстий в лепестках, имеющих форму венчика;

высечки — для получения венчиков цветов с очень мелкими лепестками, например незабудки, сирени, ландыша. Каждая высечка должна соответствовать форме лепестка данного цветка;

подушки из жесткой и полумягкой резины толщиной от 1,5 до 4 см. Размеры подушки примерно 15х20 см (подушки обтягивают белой тканью). На подушке из мягкой резины обрабатываются лепестки бульками. На полумягкой подушке изготавливают в основном ножами листья, лепестки, чашелистики. Мягкую резиновую подушку можно заменить подушечкой с песком, хорошо промытым и просушенным. Бульки, ножи, кольца, утюжок при работе должны быть всегда горячими.

Вспомогательные материалы. Кроме ткани, для изготовления даже самого простого цветка необходимо иметь вспомогательные материалы: красители, клеи и т.д.

В качестве красителей при изготовлении искусственных цветов обычно применяют анилиновые красители для хлопчатобумажных и шерстяных тканей, чернила «Радуга», пищевые кондитерские красители, гуашь, тушь, фотокраски. Отметим, что краски, разбавленные не водой, а одеколоном или водкой, ярче, чище, быстрее сохнут.

Необходимые цвета: желтый, красный, синий, лиловый, зеленый, малиновый, коричневый, оранжевый, черный. Для создания нужных оттенков и тонов краски смешивают между собой. Так, чтобы получить оранжевый цвет, нужно желтый смешать с красным цветом. Сочная зелень получится, если объединить желтый цвет с бирюзой. Светлая зелень образуется при смешивании лимонного цвета с голубым.

Клей для цветов должен быть прочным, быстро высыхать, не оставлять грязных следов, не обесцвечивать краску на лепестках и листьях. Канцелярский клей не годится! Клей нужно приготавливать самим.

Клейстер мучной. Просеянную муку (1-2 столовые ложки) заливают небольшим количеством холодной воды и тщательно размешивают до сметанообразного состояния, затем, помешивая, подогревают на слабом огне, пока мука не заварится. Клейстер употребляется как теплый, так и холодный для склеивания бумаги, закрепления «пыльцы», то есть крахмала, манки на тычинках, для приклеивания лепестков к сердцевине цветка.

Декстриновый клей (почтовый). Готовый порошок желто-коричневого цвета разводят теплой водой. Клей употребляется как и клейстер для работы с бумагой, тычинками, лепестками. Если клей засох в чашке, то нужно налить немного горячей воды и, когда он размягчится, излишки воды слить и размешать.

Клеи ПВА. Это лучшие клеи для изготовления цветов.

Желатиновый клей . 1 чайная ложка желатина заливается ½ стакана холодной воды, через 40 мин (после набухания) добавляются 2 столовые ложки муки, 1 чайная ложка сахара. Все тщательно перемешивается и на слабом огне доводится до кипения.

Проволока. Для изготовления цветов подойдет проволока самого различного сечения: тонкая, средняя, толстая. Для стеблей берут алюминиевую проволоку, ее толщина зависит от тяжести цветка. Стальная проволока не годится. Цветок должен на стебле колыхаться, что придает ему больше естественности.

Бумага. Папиросная или крепированная декоративная бумага различных цветов необходима для обвивки проволоки. Чаще всего требуется бумага зеленая и коричневая. Если нет цветной, то можно окрасить белую в соответствующий цвет.

Вата. Белая вата потребуется для обвивки стеблей, изготовления сердцевинок некоторых цветов. Если нужна цветная вата, то белую вату окрашивают в нужный цвет. Краску разводят водой до желаемого тона, опускают в нее вату, слегка отжимают и сушат на бумаге.

Нитки. Для тычинок понадобятся нитки самых разных цветов. Можно использовать штопку, ирис, мулине. Чаще всего употребляются нитки или штопка коричневого, желтого, оранжевого, бордового, черного и зеленого цветов.

Основные операции

Стебель цветка. Стебель — основа цветка. Он должен быть достаточно прочным и жестким, так как на нем располагаются, кроме распустившегося цветка, листья и бутоны. Прежде чем приступить к изготовлению цветов, нужно научиться обвивать проволоку ватой и бумагой (рис. 2).

Рис. 2. Изготовление стеблей, крепление листьев.

Упражняться лучше на короткой проволоке длиной 10-12 см. Проволоку берут в левую руку и держат ее между большим и указательным пальцами, а правой накладывают на нее сверху под углом 45° полоску тонкой бумаги шириной 0,5-0,8 см. Пальцами левой руки вращают проволоку на себя вокруг своей оси, отчего полоска бумаги спирально обвивает проволоку. Бумаги должна ложиться на проволоку аккуратно, без морщинок, плотно обвивая ее по спирали. Пока нет навыка, проволоку перед работой можно слегка смазать клейстером.

Стебли бутонов, тычинок, проволочки для листьев обворачивают таким же образом. Если нужен толстый стебель, проволоку обматывают очень, тонким слоем ваты, смазывают клейстером и затем обвивают бумагой.

Лепестки, листья, тычинки. Основным материалом для изготовления цветов является ткань. Цветы можно делать из батиста, мадаполама, бязи, шифона, крепдешина, шелка, сатина, ситца.

Как крахмалить ткань. Любую ткань для цветов обязательно крахмалят. Крахмал приготавливают следующим образом. В небольшую кастрюлю наливают 2 стакана воды и доводят до кипения. Затем столовую ложку (с верхом) картофельной муки (крахмала) разводят в небольшом количестве холодной воды и тонкой струйкой, помешивая, вливают в кипящую воду. Должен получиться густой кисель без комочков. Если комочки будут, то горячий кисель процеживают через марлю.

Лоскут сухой ткани расстилают на клеенке и наносят на него рукой чуть остывший кисель. На первый лоскут кладут второй, всю процедуру повторяют снова и т. д. Прокрахмаленные лоскуты ткани снимают один за одним и, не выжимая, вешают на веревке, прихватив за края прищепками для белья. Можно крахмалить хлопчато-бумажные ткани другим способом. Сухую ткань мнут в руках и опускают в горячий крахмал (кисель), хорошо пропитывают, излишки крахмала отжимают пальцами и сушат на деревянных раздвижных рамах-пяльцах.

Шелковые ткани — шифон, крепдешин, натуральный шелк рекомендуется желатинить. Раствор желатина готовят так: в стакан насыпают 2 чайные ложки (без верха) желатина, заливают стакан до половины холодной водой, настаивают 1 ч, доливают стакан водой до краев и в металлической посуде подогревают до полного растворения желатина.

Ни в коем случае не кипятите раствор желатина!

Ткань погружают в горячий раствор желатина, излишки отжимают, не выкручивая, и сушат на веревке, как и накрахмаленную ткань. Хорошо обработанная ткань шуршит как бумага.

Изготовление выкройки. Чтобы сделать какой-нибудь цветок, нужно иметь выкройки его деталей: лепестков, листьев, чашелистиков. Для выкроек понадобится плотный тонкий картон. На каждой выкройке пишут название цветка, указывают число лепестков, венчиков или листьев, их порядковый номер. Все выкройки одного цветка нанизывают на тонкую проволоку. Накрахмаленную ткань для цветов складывают вчетверо, закалывают в нескольких местах булавками, накладывают выкройки, обводят простым карандашом «ТМ» и затем вырезают точно по рисунку, чтобы следы от карандаша не были заметны. Нужно помнить, что выкройки накладывают на ткань обязательно по косой нитке (рис. 3-а), иначе лепесткам не придать потом нужной формы при обработке. Но если выкройка имеет форму венчика, то есть отдельные лепестки собраны вместе по 3, 5 штук и более, то некоторые лепестки неизбежно получатся по прямой нити.

Рис. 3. Расположение выкройки на ткани по косой нитке (а) и лепестки с припуском для склейки (б).

Если лепестки необходимо склеивать между собой, чтобы цветок принял вид колокольчика, то на выкройке в месте соединения делают припуск-выступ (рис. 3-б). Листья для цветов выкраивают только по косой нити.

Окраска лепестков и листьев. Для окрашивания лепестков, листьев, бумаги удобнее пользоваться красками, растворенными в небольшом количестве кипятка. Перед окраской лепестки смачиваются в холодной воде, отжимаются с помощью бумажных салфеток или между ладонями. Ткань для листьев красят большими (по 0,5-1 м) лоскутами, сушат, а затем крахмалят. Если лепестки однотонные, без оттенков, их красят полностью, погружая в блюдце с краской, отжимают излишки краски о край блюдца и по одному раскладывают пинцетом на газете для просушки. У некоторых цветов окрашивается только середина или края венчиков. Края у лепестков либо подкрашивают кисточкой, либо 5-10 венчиков аккуратно складывают вместе, смачивают в чистой воде, отжимают между ладонями и вращают, слегка касаясь самыми краями венчиков краски в блюдце. Сушат венчики, разложив по одному на газете. Но большинство цветов отличается разнообразием оттенков и почти у всех лепестков низ зеленовато-желтого цвета. Красят такие лепестки так: 5-10 лепестков аккуратно складывают по размерам, то есть большие с большими, а маленькие с маленькими, смачивают в воде, отжимают. Пальцами зажимают середину лепестков и окрашивают нижнюю часть в блюдце с салатной краской, а верхнюю - в блюдце с другой краской. Строго следят, чтобы краски не сливались, а плавно переходили из одного цвета в другой.

Тычинки. Тычинки у цветочно-декоративных растений весьма разнообразны. Сравните тычинки ландыша, незабудки, ромашки, василька, кувшинки, алого мака и т.д. У каждого цветка они неповторимо индивидуальны. Тычинки украшают цветок, и делать их нужно аккуратно, максимально похожими на живые.

Изготавливают тычинки из марли, катушечных ниток, мулине, шелка, шерсти. «Пыльцу» делают из манной крупы, сургуча, пата, вара, канифоли, мелких опилок, зубного порошка. Нитки для тычинок лучше накрахмалить или нажелатинить. Для этого нитки натягивают на некотором расстоянии одна от другой и пропитывают их горячим крахмалом так, чтобы они не склеились.

Накрахмаленные сухие нитки наматывают на два пальца или на два карандаша, чтобы сделать кисточки-тычинки. Их размеры и цвет зависят от цветка. Полученный моток снимают, середину закрепляют проволокой, которую затем сгибают вдвое и закручивают у самых ниток. Моток посредине разрезают, нитки подравнивают ножницами - получается сердцевина из отдельных ниточек-тычинок (рис. 4).

Рис. 4. Изготовление тычинок из ниток.

Тычинки на 2 карандаша делают так: берут карандаши, а также проволоку длиной 20-25 см, на них густо наматывают нитки нужного цвета, затем проволоку огибают вдвое, закручивают, карандаши вытаскивают, получившийся моток перерезают посредине, выравнивают. Тычинки готовы. Их кончики аккуратно смазывают клейстером и обмакивают в желтую или белую манку. Для «пыльцы» манную крупу красят следующим образом: сухую краску разводят одеколоном или водкой, насыпают в нее манную крупу, перемешивают, сушат на бумаге. Тычинки из марли делают таким образом: на середину проволоки длиной 25 см кладут небольшой лоскут мятой марли, обхватывают ее проволокой посредине, закручивают проволоку под пучком, обрезают с боков, делая кисточку выпуклой.

Цветные головки тычинок делают из пата, который готовят на основе клея и краски (добавки могут быть разные). Например, применяют пат из муки, воды (по чайной ложке), какого-нибудь клея и сухой краски нужного цвета.

Если нет сухой краски, то вместо воды берут чайную ложку жидкой краски. Это могут быть чернила «Радуга», концентрированная краска для побелки, гуашь, тушь (не спиртовая). Чтобы получить черные блестящие головки, используют сапожный вар с канифолью. Кусочек сапожного вара и столько же канифоли нагревают до кипения, размешивают. В горячую смесь опускают концы отдельных тычинок — и получаются черные блестящие головки. Таким же образом делают головки из сургуча или одной канифоли.

Рис. 5. Изготовление тычинок протягиванием ткани через отверстие утюжка.

Для некоторых цветов тычинки выполняют из накрахмаленного материала в виде трубочек. Нарезают полоски ткани по долевой нитке шириной по 1,5 см и протягивают через отверстие диаметром 5-7 мм горячего утюжка (рис. 5). Тычинки-трубочки бывают у таких цветов, как антуриум, калла и др.

Ромашка

Искусственные ромашки делают из хорошо накрахмаленных ситца, шелка, плотного батиста, сатина, чтобы ромашки выглядели красивее, распустившийся цветок собирают из двух венчиков (рис. 6).

Рис. 6. Ромашка.

Полевые ромашки. Полевые ромашки (белые и желтые) мельче садовых. У белой ромашки примыкающую к сердцевине область венчиков (не более 2 см в диаметре) окрашивают в бледный зеленовато-желтый цвет. Чтобы окраска получилась естественной, без резких границ цвета, подкрашивают венчики влажными.

Желтые (коричневые, лимонно-желтые) ромашки делают с более яркими краями лепестков. Для этого влажные венчики сплошь красят в ровный желтый или коричневый цвет, раскладывают по одному на газете и мягкой кисточкой или ваткой на спичке наносят на концы еще влажных лепестков более яркую краску. На рис. 7 приведены выкройки цветов, бутонов и листьев ромашки.

Рис. 7. Выкройка ромашки.

Сердцевина. Для сердцевины ромашек понадобится вата, бинт, нитки мулине, штопки нужного цвета, из которых изготавливают низкую плотную кисточку диаметром 1,5 см (для полевых ромашек) и 2 см (для садовых). Мягкие нитки или штопку для этого наматывают на два пальца 30-35 раз. Сердцевину делают выпуклой или с углублением, аккуратно подстригая концы кисточки острыми ножницами. У желтых ромашек предусматривают коричневую сердцевину, у белых и цветных — желто-зеленую.

Венчики. Каждый лепесток ромашки обрабатывают на полужесткой резине двужильным с лица и одножильным ножом с изнанки (рис. 8). Одножильный нож можно заменить маленькой булькой. Посредине каждого лепестка сверху вниз горячим двужильным ножом проводим глубокую бороздку. Это лицевая сторона ромашки. Перевернув венчик ромашки лицом вниз, проводят одножильным ножом по бокам средней бороздки по одной жилке, а также жилку по контуру лепестка, стараясь вести нож по самому его краю. Булькой среднего размера «пробуливают» с лица середину венчика. Перед этим середины венчиков прокалывают шилом. Венчик к бутону «булят» с изнанки.

Рис. 8. Обработка лепестка одножильным ножом.

Листья и чашечки-подклейки. Листья и чашечки-подклейки выкраивают из зеленого хорошо накрахмаленного материала. Листья у ромашки «сидят» прямо на стебле, обрабатываются они одножильным ножом с лица и с изнанки на полужесткой резине. Чашечки-подклейки прокалывают шилом по центру и булькой обрабатывают на мягкой резине.

Сборка цветка. При сборке цветка проволоку с приклеенной к ней сердцевиной держат свободным концом вверх. Первый венчик прижимается к смазанному клеем основанию сердцевины, второй так, чтобы его лепестки пришлись в промежутки первого венчика. Последней присоединяется чашечка-подклейка. Бутон делают из одного венчика меньшего размера, лепестки которого, поднятые вверх, почти полностью закрывают сердцевину. К основанию сердцевины приклеивают чашечку-подклейку: Основной стебель ромашки - из алюминиевой проволоки длиной 40-45 см. К стеблю прививается (прикручивается) проволока с цветком. Чтобы цветок колыхался, длина проволоки от основания цветка до стебля должна быть не менее 8 см. Затем стебель обвивают зеленой бумагой, одновременно располагая бутон, а также листья один ниже другого. Для букета делается несколько ромашек без бутонов.

Ромашки можно поставить в невысокую вазу. Букет из белых и желтых ромашек станет красивее, если к нему добавить несколько искусственных васильков.

Мак

В природе встречаются желтые, белые, сиреневые, красные, бледно-фиолетовые, розовые маки.

Полевой мак (рис. 9) делают из красного сатина, ситца, алого, красного шелка, крепдешина. Наиболее естественным цветок мака получается из крепдешина или плотного батиста.

Рис. 9. Мак.

Сердцевина мака. Сердцевина мака состоит из маковки и многочисленных тычинок. Маковку делают из ваты. На середину проволоки 20-25 см длиной накручивают небольшой кокон (рис. 10). Проволоку сгибают вдвое и закручивают под основанием получившегося шарика, диаметр которого 1-1,2 см. Сверху шарик накрывают квадратиком 6х6 см зеленой крепированной бумаги. У основания сердцевины шарика бумагу закрепляют черными нитками и перевязывают маковку накрест 4 раза. В маковке подвязывают тычинки.

Рис. 10. Изготовление маковки (буквами указана последовательность операции).

Тычинки. Тычинки для мака делают из черных катушечных накрахмаленных ниток или из черной копировальной бумаги. Катушечные нитки № 10 наматывают на 3 пальца 25 раз, посредине перетягивают тонкой проволокой и концы ровно обрезают. Таких тычинок понадобится две. Тычинки слегка смазывают клеем и обмакивают в манную крупу, которую можно окрасить в бледно-зеленый цвет. Обе кисточки прикладывают к маковке, тычинки равномерно распределяют вокруг и закрепляют у основания нитками.

Рис. 11. Изготовление тычинок мака.

Тычинки из копировальной бумаги делают так: поперек листа копировальной бумаги полоску шириной 4 см складывают вчетверо и разрезают ее с одной стороны на 2,5 см, получая бахрому (рис. 11). Затем эту полоску складывают кисточкой, концы бахромы смазывают клеем и обмакивают в манную крупу. К готовой маковке-тычинке вкруговую приклеивают полоску с бахромой. Лишнюю бумагу под маковкой обрезают.

Подкраска лепестков. Лепестки мака (4-7 штук) подкрашивают сухими. Острый нижний конец лепестков обрабатывают тушью или фиолетовыми и даже черными чернилами. Мягкой кисточкой или ватным шариком на спичке внизу лепестков рисуют миндалевидное пятно (рис. 12, а).

Рис. 12. Обработка лепестков мака: а — подкраска; б — получение жилок и гофрировка.

Обработка лепестков. После просушки лепестки обрабатывают на полужесткой резине горячим одножильным ножом, проводя веерообразно жилки с лица и в промежутках между ними с изнанки. Чтобы получился красивый веер, гофрировку лепестков начинают со средней бороздки, которую проводят от верха лепестка, к миндалевидному пятну. Эта бороздка делит лепесток как бы на две половинки. Посредине каждой половинки проводят еще по одной такой же бороздке (рис. 12, б). Эти бороздки-направляющие помогут правильно провести другие полоски, в результате получаются гофрированные лепестки, у основания которых защипы мельче, а вверху крупнее. После обработки пальцами вытягивают края лепестков, а середину и темное пятно сильно выдавливают большой горячей булькой на мягкой резине.

Рис. 13. Изготовление подклейки.

Листья и подклейка. Листья и чашечку-подклейку вырезают из ткани зеленовато-серого цвета. Подклейку (рис. 13) выдавливают булькой в виде лодочки. Листья (рис. 14) гофрируют с двух сторон одножильным ножом и с изнанки приклеивают проволоку.

Рис. 14. Изготовление листьев мака.

Бутон. Бутон из ваты имеет кокон длиной 2 см. Кокон перетягивают вдоль ниткой, смазывают весь кокон зеленым патом и посыпают мелко настриженной шерстью. На высохшем коконе в верхней его части делают надрез, куда вклеивают небольшой мятый кусочек ткани одного цвета с лепестками мака. Это — начинающий распускаться бутон. Такой бутон можно сделать несколько иначе. К маленькой маковке с тычинками приклеивают два гофрированных лепестка - один против другого. Подклеивают чашечку-подклейку, обвивают стебель ватой и затем зеленой бумагой (рис. 15).

Рис. 15. Бутон мака.

Сборка цветка. Цветок мака состоит из 4-7 лепестков. Из 7 лепестков мак собирается следующим образом: на проволоку с маковкой нанизывают и приклеивают один за другим 3 лепестка, затем приклеивают еще 4. При сборке цветок держат головкой вниз, дают подсохнуть клею и затем обвивают стебель ваткой, которую слегка смазывают клейстером или клеем и обкручивают полоской зеленой (не яркой) бумаги. Ниже на стебле закрепляют сразу 2 листа, а между ними стебель с бутоном. Стебли у мака делают щетинисто-мохнатыми, для чего их смазывают клеем и посыпают мелкой порезанной шерстью, окрашенной в зеленый цвет. Благодаря большому разнообразию окраски маки используют - для букетов и композиций отдельно и в сочетании с другими растениями.

Василек

Садовые васильки (рис. 16) крупнее полевых и окраска их разнообразнее. Они бывают белые, сиреневые, красновато-розовые. Для изготовления васильков можно брать любой тонкий, но хорошо накрахмаленный плотный материал. Садовые васильки выкраивают по выкройке (рис. 17), вырезая по 2 венчика на распустившийся цветок и по 2 венчика на бутон, а также 8-10 зеленых листочков.

Рис. 16. Василек.

Рис. 17. Выкройка венчика, бутона, листьев василька.

Окраска венчиков васильков полевых и садовых. Чтобы мелкие зубчики васильков не лохматились в процессе крашения, нужно выкраивать из ткани не венчики, а кружки чуть большего размера, чем выкройки. Эти кружки стопочкой в 10-12 штук смачивают в чистой холодной воде. Излишки воды отжимают пальцами или с помощью бумажных салфеток.

Полевые васильки красят следующим образом: синюю краску разводят кипятком и разливают в 2 блюдца. В первое блюдце добавляют немного воды и кусочком ткани определяют получившийся тон краски, которая должна быть светлее, чем краска во втором блюдце. Подбирать тона и подкрашивать рекомендуется при дневном свете. Влажные кружки погружают сначала в светлую краску, ее излишки отжимают о край блюдца и с помощью пинцета раскладывают на бумаге, газете. Мягкой кисточкой или маленьким ватным тампоном красят темной краской (из второго блюдца) центр каждого кружка. Высохшие кружки складывают по 3-4 штуки, закалывают и по выкройке вырезают венчики. Центр венчиков прокалывают шилом.

Венчики для белых васильков окрашивают несколько иначе. Кружки смачивают в холодной воде, отжимают салфетками и раскладывают на бумаге. У подсохших, но еще влажных кружков в центре рисуют зеленовато-желтое пятно диаметром 2-2,5 см, которое не должно иметь резких границ. Высохшие кружки складывают по 3-4 штуки и вырезают венчики.

Обработка венчиков. Все венчики васильков обрабатываются горячим одножильным ножом на полумягкой резине. Венчик кладут на резину и по каждому зубчику от края к центру ножом проводят бороздки. Это изнаночная сторона венчика. Затем венчик перевертывают лицевой стороной вверх и по бокам средней жилки проводят по одной бороздке горячим одножильным ножом, благодаря чему средняя жилка становится выпуклой. Самый большой зубчик каждого лепестка аккуратно приподнимают пальцами кверху. Середину венчиков обрабатывают бульками средних размеров. Для распустившегося василька центр венчиков «булят» с лица, для бутонов — с изнанки, чтобы венчики закрылись в бутоны.

Тычинки. В природе тычинки у васильков очень сложные. Для искусственного цветка тычинки можно выполнить более упрощенными, декоративность василька от этого не потеряется. Тычинки для полевого василька изготавливают из катушечных ниток, мулине синего с фиолетовым цветов в виде кисточки (как указано в разделе ). Концы тычинок смазывают клейстером и обмакивают в зубной порошок или белую манную крупу. Делают тычинки и для цветка и для бутона. Для белого василька возможны черные, сине-фиолетовые тычинки.

Сборка цветка. Проволоку с кисточкой-тычинками держат головкой вниз. Клейстером смазывают основание кисточки и приклеивают к нему, нанизав на проволоку один венчик. Затем нанизывают второй венчик и приклеивают его так, чтобы зубчики одного венчика приходились между зубчиками другого. Ко второй тычинке-кисточке приклеивают 2 венчика-бутона. Из ваты зеленовато-коричневого цвета под цветком и бутоном накручивают утолщение в виде кувшинчика, смазывают клейстером, чтобы вата сохраняла форму. Стебли из тонкой проволоки слегка обвивают ватой, затем зеленой папиросной бумагой. Эти короткие стебли с цветком и бутоном прикрепляют, как у ромашек, к стеблям-цветоносам из алюминиевой проволоки длиной 30-35 см. Верхняя часть таких стеблей обвивается зеленой бумагой, немного изгибается в виде дуги. К одному цветоносу прикрепляется цветок, а к другому - бутон василька, по стеблю располагаются листья, один ниже другого. Обрабатывают листья простым способом. Каждый листок складывают вдоль и слегка вытягивают края.

Полевые цветы хороши в букете с несколькими колосками спелой ржи. Великолепно будет смотреться букет из алых полевых маков, белых ромашек и полевых васильков.

Искусственный камень многие из нас считают новым материалом, однако, он известен людям с незапамятных времен. Обычный глиняный кирпич, цементный, гипсовый и известковый растворы являются разновидностями искусственного камня.

Популярность этого материала стала расти после того, как появились новые полимерные составы и формы, позволяющие использовать его для отделки помещений и ландшафтного дизайна.

В частности, из искусственного камня можно делать плитку для облицовки стен и пола, ступени и другие элементы лестниц.

Он используется для изготовления столешниц, декоративной лепнины и скульптурных композиций, бордюров и тротуарной плитки.

По прочности и долговечности некоторые виды искусственного камня не уступают природному, превосходя его по простоте обработки и удобству отделки. Данный материал можно изготовить очень тонкими плитками, что снижает его вес и уменьшает стоимость. Для природного камня такая толщина недостижима по причине высокой хрупкости.

Не уступая натуральному материалу по цветовой гамме и разнообразию фактур поверхности, искусственный камень выгоднее использовать по нескольким причинам:

  • его можно сразу изготовить идеально гладким, что исключает дорогостоящие операции по распиловке, шлифовке и полированию;
  • транспортировать его не нужно, поскольку данный материал можно сделать своими руками на месте применения;
  • количество отходов минимально, поскольку нет потерь на транспортировку и обработку;
  • кроме прямоугольной формы его можно сделать фигурным или фасонным, что позволяет отделывать поверхности точно по месту без дополнительной подгонки.

Виды искусственного камня

Рассматривая вопрос, из чего делают искусственный камень, нетрудно выбрать технологию, приемлемую для использования в домашних условиях.

В зависимости от исходного сырья и способов его обработки искусственный камень делится на такие виды:

— Керамический (изразцы) – процесс изготовления требует создания высокой температуры для обжига сырья и превращения его в монолитный конгломерат.

— Гипсовый (литой). Его можно сделать в домашних условиях. Затраты на исходное сырье и производство минимальны, однако, такой камень пригоден лишь для внутренней отделки, поскольку не стоек к морозу.

— Бетонный формовой. По стоимости производства дороже гипсового, поскольку ресурс форм для литья бетона меньше. Пригоден для самостоятельного изготовления. Морозостоек.

— Бетонный армированный свободного формования. Этот искусственный камень изготавливают штучно, как правило, на месте использования (искусственные булыжники, валуны, плиты).

— Полиэфирный горячего твердения. По своим механическим и декоративным характеристикам превосходит некоторые виды природного камня, но твердение синтетического компаунда идет только в вакууме при повышенной температуре. Для домашнего производства он не подходит.

— Литой акриловый камень холодного твердения. Пригоден для домашнего изготовления. В температурном диапазоне от +175 до 210 термопластичен, поэтому после отливки допускает дополнительную формовку.

Как сделать искусственный камень своими руками?

Для этого нужны две базовые составляющие: форма и литьевая смесь. Домашняя технология изготовления искусственного камня может быть реализована как на заводской полиуретановой форме, так и на самодельной силиконовой. Здесь все зависит от общего метража отделки и бюджета, выделенного на эту работу.

Полиуретановая матрица довольно дорогая, но зато позволяет изготовить несколько сотен качественных слепков. Силиконовая форма больше подходит для мелкоштучного производства камня и домашних скульптурных поделок. Ее ресурс обычно не превышает 20-30 отливок.

Для изготовления своими руками формы из силикона набор природного камня или плитки выкладывают на горизонтальную устойчивую и ровную поверхность, предварительно застелив ее полиэтиленом. После этого на нее ставят рамку из деревянной рейки или пластика. Высота ее бортов должна быть на 1-2 сантиметра выше высоты копируемого материала.

Поверхность плитки и внутреннюю часть бортиков промазывают солидолом либо циатимом. Силикон можно взять самый дешевый — кислотный. Из тубы его выдавливают внутрь формы по спирали, начиная от центра к бортикам до заполнения.

Для исключения образования пузырей, силикон разглаживают широкой флейцевой кистью. Ее нужно макать в раствор моющего средства для посуды. Мыльный раствор здесь не годится, поскольку он щелочной и может испортить кислотный силикон. После заполнения поверхность будущей формы заглаживают шпателем, также смочив его в моющем средстве.

Сушат формы для изготовления искусственного камня при комнатной температуре в проветриваемом помещении. Скорость сушки силиконового состава составляет примерно 2 мм в сутки.

Литьевые смеси

Гипсовый искусственный камень

Смесь для гипсового камня готовят из гипса марок Г5 – Г7. Делают ее небольшими порциями, рассчитывая их на одновременную заливку не более двух форм, поскольку время схватывания этого вяжущего не превышает 10 минут.

Состав смеси: гипс, лимонная кислота для замедления затвердевания (0,3% от веса гипса), вода – 60-70% от объема гипса. Пигмент берут из расчета от 2 до 6% от веса гипса. Дозировку красящего вещества подбирают на пробных образцах отливок.

Бетонный камень

Недорого и качественно сделать искусственный камень своими руками можно избетона.В отличие от строительства, здесь исходный состав компонентов несколько иной: на 1 часть песка берут 3 части цемента. Пропорции пигмента (нужно использовать стойкий к щелочной среде!) такие же, как и для гипсового камня.

Добавление полимерных присадок снижает хрупкость этого материала и повышает его стойкость к истиранию.

Акриловый камень холодного твердения

Данный материал делают на базе акриловой смолы и отвердителя. Рекомендуемый объем минерального наполнителя к акрилу составляет 3:1. Количество пигмента берут в зависимости от общего веса наполнителя (в среднем от 2 до 6%).

В качестве недорогого наполнителя можно брать гравий, каменную крошку или гранитный отсев. Перед приготовлением смеси наполнитель промывают гелем для посуды, затем прокаливают на огне и ополаскивают чистой водой.

Процесс приготовления состоит из трех этапов: сначала пигмент размешивают с наполнителем. Затем акриловую смолу перемешивают с отвердителем и добавляют в нее наполнитель с пигментом.

Время, в течение которого акриловая смесь должна быть залита в форму (от момента введения отвердителя в смолу) составляет не более 20 минут. Время схватывания смеси длится от 30 до 40 минут. Для полного затвердевания изделию требуется 24 часа.

Есливас интересуют то лучшими материалами для их изготовления является бетон или акрил. Бетонное изделие получается тяжелее и не позволяет создать такие же разнообразные по рисунку поверхности, как при использовании акриловой смолы. Однако, низкая стоимость исходного сырья и простота процесса отливки частично компенсируют этот недостаток.

Составы-разделители

Для разных видов искусственного камня применяют различные составы для отделения формы от изделия.

Для гипсового камня оптимален раствор, состоящий из искусственного или натурального воска в скипидаре в пропорции 1:7. Для этого в скипидар, разогретый на водяной бане до +50 — +60 С, небольшими порциями, помешивая, добавляют восковую стружку.

Для бетонного камня используют обычные консистентные смазки (литол, эмульсол, циатим). Перед заливкой акриловой композиции форму смазывают раствором стеарина в стироле (пропорция 1 к 10) или циатимом.

При использовании самодельной силиконовой матрицы ее необходимо защитить от деформирования, которое происходит при нагреве твердеющего гипсового камня и акриловой смолы. Для этого перед заливкой рабочей смеси ее нужно поставить в поддон с мелким сухим песком так, чтобы толщина его слоя составляла от 2/3 до 3/4 от высоты формы.

Полезное видео