Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)

«Воспитание детей» - Я не храбр. Лень и дети. Родительское собрание по теме «Отцы и дети. Как сформировать волю? Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Что делать? Умение беречь время – важная черта организованного человека. По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость.

«Метод проектов в литературе» - Ведущая идея. Команды не соревнуются. Методика работы команд. Продукт. Портфолио. Результат проектной деятельности. Что дает применение таких уроков? Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Проектная Личность деятельность. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

«Активные методы обучения» - Признаки методов активного обучения Проблемность. Активные методы обучения: игровое моделирование. Индивидуализация. Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях.

«Интерактивные методы обучения» - Решает три главные задачи: Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений) Социально-ориентированная. Карусель Кластер Паучок. Интерактивные методы обучения.

«Метод проектов в обучении» - Подготовка. Предложенный Дж. Границы и трудности использования метода проектов. Заключительный этап. Конструкторский этап. Оценка результатов и процесса. Планирование. Исследование. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: Характер педагогической деятельности в методе проектов.

«Методы воспитания» - Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. Доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование

Морщакина Т.Н.

Рославль

Введение

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями

задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно

приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной

действительности проблемы и искать пути рационального их решения,

используя современные технологии;

Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть

применены в окружающей их действительности;

Грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в

различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в

различных ситуациях;

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта,

культурного уровня.

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

«Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я пойму»

Конфуций

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов

обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения

современного качества образования, воспитания информационно-компетентной

личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

Работать преподавателем я пришла имея за плечами двадцатилетний багаж производственной работы: инженером – механиком и руководящим работником. Первый этап своей трудовой деятельности в должности преподавателя- освоение и применение традиционных технологий.

Второй этап совпал с межаттестационным периодом.(2012-2016гг.)

На протяжении межаттестационного периода изучены и реализованы следующие инновационные технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения

Реализуемая цель:

Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной

ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.

Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:

В правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,

При изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности

полученных знаний, умений и навыков;

Поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности

обучающихся.

Результатами использования мною технологии являются:

Активная самостоятельная деятельность обучающихся;

Повышение интереса к избранной профессии;

Раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

Инфомационно-коммуникационные технологии

Цель:

- активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического

обучения;

Внеурочных мероприятиях;

Обогащение содержания изучаемых предметов.

Результаты:

- развитие различных видов мышления; -углубление межпредметных связей;

Расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

Обогащение содержания изучаемого материала.

.

Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой,

нравственной личности обучающегося.

Результаты:

- сохранение здоровья обучающихся;

Повышение качества образовательного процесса:

Удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;

Усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

Укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении

грамотно заботиться о своем здоровье.

Построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Воспитательные технологии -реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

Диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

Целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

Мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

Развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);

следует добавить:

Обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

Корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Проектное обучение - развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения

гипотез, обобщения);

Развивают системное мышление.

В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

    Игровые технологии;

    Проблемное обучение;

    Технология коммуникативного обучения.

Игровые технологии

Деловая игра- в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия

профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Формируют устойчивую мотивацию учения;

Формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Результат:

Переход от игровой деятельности к учебной

Проектные методы обучения - в своей работе широко использует метод защиты курсовых проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.

Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам,предполагающим владение определенной суммой знаний и через

проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,

умение практически применять полученные знания.

Формируются компетенции: учебно-позновательные, ценностно-смысловые.

Результат:

Усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Практикую работу с применением технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию спозиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышленияпосредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Критическое мышление:

Способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;

Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

Позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся:

Критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Оценка (Где ошибка?)

Диагноз (В чѐм причина?)

Самоконтроль (Каковы недостатки?)

Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

Прогноз (Постройте прогноз).

Основные методические приемы развития критического мышления :

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

Также в начиная с прошлого учебного года внедряю в в практику метод кейс-

технологий.

Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивают у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.

Стараюсь реальный профессиональный случай перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

Результат:

Эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

Развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;

Освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

Повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий :

Ориентированы на получение конкретного результата;

Цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;

Индивидуализация процесса обучения;

Способствует социализации обучающихся в процессе обучения и после окончания колледжа;

Использует другие инновационные технологии;

Требует от преподавателя организации образовательного пространства урока;

Устанавливает качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;

Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.

Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.

Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий

Название

Механизм реализации

Сущность

технологии

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций.

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.

Технология модульного обучения

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки.

Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения.

Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе.

Технологии развивающего обучения

Всестороннее развитие личности и ее способностей.

Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Технология дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.

Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения.

Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.

Информационные технологии обучения

Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.

Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др.

Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения.

Технология деловой игры

Обеспечениеличностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.

Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний.

Проектная технология

стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

наличие проблемы требующей исследования,

организация и осуществления деятельности,

защита проекта

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

здоровье- сберегающая технология

сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья

поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке

активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

Осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

Целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

Использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

Активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

Деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

кейс технологии

повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивает у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

вычленение проблемы из той информации, которая содержится в описании кейса и решению ее.

усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий

технология

уровень использования

дисциплина, МДК,ПМ

результат использования технологий

Личностно-ориентированное обучение

Методические приёмы. Отдельные компоненты

все дисциплина, МДК

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности.

Здоровьесберегающие технологии

Отдельные компоненты

Компоненты технологии используются на всех все дисциплина, МДК

Уменьшение пропусков

по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

Исследовательские методы обучения

Методические приёмы

ПМ.01, ПМ02специальность 110809 «Механизация сельского хозяйства»

МДК.01.01 «Устройство автомобиля»

Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; подготовка и защита ВКР

Информационно-коммуникационные технологии

Отдельные компоненты

Компоненты технологии используются на всех изучаемых дисциплинах и МДК,ПМ.

Создание и грамотное

оформление творческих работ.

Обновление дидактического материала,

Работа в веб-сайтах,

Тестирование при входном контроле,

Подготовка презентаций, -использование электронных учебников,

Участие в сообществах по интересам,

Повышения эффективности своей профессиональной деятельности,

Принимать

участие в онлайн конференциях,

Преподаватели и собучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме.

кейс- технология

Методические приёмы

дисциплина, МДК,ПМ

совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Проектные методы обучения

Методические приёмы

При применении инновационных технологий встречаются проблемы, рассмотрим пути их решения :

    Возрастающая роль преподавателя - как непосредственного носителя знаний - не только профессиональных по предметной дисциплине, но и современных: в области педагогики, психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе у преподавателя формируется готовность к восприятию, оценке и реализации инновационных проектов в образовании.

Для решения этой проблемы мною

- пройдены курсы повышения квалификации по темам :

«Организация процесса профессионального обучения в современных профессиональных образовательных организациях»,

«Разработка основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»,

«Психолого-педагогическое и учебно- методическое сопровождение образовательного процесса(для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций).

-изучена литература :

Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Хрестоматия по возрастной психологии» под редакцией Д.И. Фельдштейна, «Курс общей психологии», «Психологический смысл труда» автор Н.С.Пряжников, «Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях» - Н.И.Леонов и другие работы. Изучены методики: А. К. Марковой, А.И.Савенкова, Амтхауэра, Торренса, Хеллера,Дж. Холланда, Гилфорда, Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан, М. Лукьяновой и А.А. Реана.

Работаю над темами самообразования:

«Формы и методы повышения мотивации к обучению и создание условий для формирования учебной деятельности»,

«Использование ИКТ и совершенствование методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся»

    внесение изменений в цели, содержание, методы и технологии, форму организации урока.

Решение проблемы - в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность новых дидактических и воспитательных программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности.

    проблема изучения, обобщения и распространения современных педагогических технологий.

Решение: принимала активное участие в региональных педагогических научно-практических конференциях , посвящённых совершенствованию и модернизации современного образовательного процесса:

Научно-практическая конференция "Использование инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования" -доклад на тему "Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО", 2014 год.

Научно-практическая конференция "Формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО" - доклад на тему "Технология проектирования экзамена (квалификационного) ", 2015 год.

Научно - практическая конференция " Непрерывное профессиональное образование в региональном контексте"

Международная научно- практическая конференция " Информационно - методическое сопровождение внедрения ФГОС опыт, проблемы, перспективы" и публикация статьи "Ресурсное обеспечение непрерывного профессионального образования"

Приняла участие в Московском международном салоне образования. - апрель 2016 года.

Принимаю активное участие в конкурсах сети «Портал педагога»:

Всероссийский конкурс «Развитие профессиональны педагогических концепций, Социокультурная практика»- 2 место;

«Основы компьютерной грамотности педагога как фактор повышения профессионального статуса. Высокий уровень»- второе место.

Разработка материала для классного часа «Дети Смоленщины на войне» заняла 2 место во всероссийском конкурсе «Лучший классный час»

4) внедрения достижений инновационных проектов в образование на практике.

Транслирование опыта через проведение открытых уроков, написание методических разработок, проведение открытых внеклассных мероприятий:

Открытые уроки:

- «Машины для внесения минеральных удобрений»;

- « Выбор посадок по предельным натягам с использованием таблиц допусков»

Урок- конференция на тему «Зерноуборочные машины. Современные тенденции в комбайностроении».

- «Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное дню автомобилиста.

Курсовое и дипломное проектирование выходит за рамки отдельно взятого профессионального модуля и носят исследовательский характер с переходом на практическую направленность.

Разработка рабочих программ по профессиональным модулям, пакетов контрольно оценочных средств.

Результаты использования инновационных технологий:

Повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;

Обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;

Качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

Усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

Повышения умения адекватно оценивать себя:

Развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

Развитие исследовательских способностей;

Развитие умения мыслить адекватно;

Развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

IV - этап работы 2017-2019г.

1. Внедрить в свою работу бинарные уроки- нетрадиционную

форму занятия.

2. Продолжить мониторинг интеллектуального развития.

3.Шире внедрят в учебный процесс возможности ИТК технологий.

4.Углубить уровень использования проектной технологии.

5. Продолжить реализовывать технология портфолио.

6. Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии.

Заключение

Использование в педагогической деятельности различных образовательных

технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением

эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат

образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих

кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Литература.

    Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126

    Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ru events/284.html

    Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.

    Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

    Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.

Cтраница 1


Совершенствование методики преподавания на современном этапе требует широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс. Значительный интерес в этом направлении представляет разработка программного обеспечения технологии проведения лабораторного практикума по курсу железобетонные конструкции при подготовке высококвалифицированных инженеров-строителей 21 века. Компьютеризация лабораторного практикума имеет ряд несомненных и очевидных преимуществ, связанных, во-первых, с возможностью динамического моделирования процессов измерений, во-вторых, с возможностями использования компьютерных разработок лабораторных работ в режиме тренинга и совмещения процесса обучения и тестирования. Информационно-компьютерная система лабораторного практикума представляет значительный интерес для внедрения на заочной и дистанционной формах обучения с учетом неограниченных возможностей по многовариантности заданий и фронтальности проведения лабораторных работ в виртуальном режиме. Программа лабораторного практикума прошла апробацию на четвертом курсе специальности 2903 Промышленное и гражданское строительство. Студент выбирает нужную лабораторную работу и запускает се на выполнение. На экране монитора с помощью компьютерной графики изображаются образцы для испытаний, лабораторная установка, выводится таблица данных, фиксируемых в работе. Программа позволяет изучить работу в динамике, автоматически заносит регистрируемые данные в таблицу, проводит необходимые расчеты и строит графики. Лабораторный практикум может проводиться как на отдельных индивидуальных ЭВМ, так и в компьютерном классе, рассчитанном на академическую группу. Можно выделить следующие особенности компьютерного лабораторного практикума: а) каждый, студент выполняет свою работу индивидуально, что значительно повышает понимание исследуемых процессов; б) в случае неудачного проведения работы за весьма короткий промежуток времени можно повторить выполнение как всей работы, так и отдельных ее этапов; в) при выполнении работы на компьютере отсутствует так называемый эффект страха перед реальной лабораторной установкой; г) значительно снижается риск травмирования; д) компьютерный вариант работы позволяет детально обсудить особенности экспериментальной установки; е) многовариантность работы позволяет моделировать эксперимент в условиях, недоступных в реальной обстановке.  

Без непрерывного развития науки и совершенствования методики преподавания и самостоятельная работа студентов быстро выдохнется, превратится в некий шаблон, в стандарт, а это, как известно, злейший враг воспитания и образования молодежи. Огромнейшую роль в развитии самообразование и самостоятельности студентов, в расширении их кругозора, научных и общекультурных интересов играет книга, умение ее - найти и своевременно прочитать.  

На заседаниях совещания-семинара заслушано 24 доклада, посвященных совершенствованию методики преподавания теоретической механики в университетах и технических вузах, организации и проведению НИРС и УИРС на кафедрах теоретической механики, использованию в учебном процессе технических средств обучения, организации машинного и безмашинного контроля знаний студентов, а также повышению квалификации преподавателей и работе общегородских межвузовских семинаров преподавателей теоретической механики.  

Одной из мер повышения качества подготовки специалистов со средним специальным образованием является совершенствование методики преподавания.  

Третье издание (2 - е - 1987 г.) дополнено рекомендациями по самообразованию и совершенствованию методики преподавания.  

К сожалению, этот преподаватель успел забыть давно проходившееся им дифференциальное исчисление и неодобрительно отнесся к нашей первой попытке совершенствования методики преподавания.  

Пленум поручает новому составу президиума Совета, руководствуясь решениями XXIV съезда КПСС, разработать перспективный план деятельности Совета и его секций на ближайшее пятилетие, в котором предусмотреть мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение качества обучения студентов по курсу теоретической механики, повышение научного и идейного уровня читаемых курсов, совершенствование методики преподавания и широкий обмен опытом этой работы, развитие научно-исследовательских работ по проблемам методики преподавания, дальнейшее повышение качества учебников, учебных и наглядных пособий, повышение квалификации преподавательского состава, улучшение воспитательной работы со студентами.  

Научно-методическая работа кафедры предусматривает развитие педагогики высшей школы с учетом работы конкретного вуза. Многие положения дидактики высшей школы требуют дальнейшего научного углубления и развития, и чем шире на кафедрах ставятся проблемы педагогики высшей школы, тем эффективнее претворяются в практике учебного процесса результаты методических исследований, тем быстрее идет совершенствование методики преподавания.  

Здесь кроется основной резерв повышения эффективности обучения и качества подготовки специалистов. В современной высшей школе учебный процесс все в большей мере приобретает характер самостоятельного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методов и средств обучения. Наряду с совершенствованием методики преподавания важнейшими задачами вузов является планирование, рациональная организация и контроль за самостоятельной работой студентов. Пути совершенствования управления самостоятельной работы студентов конкретизированы в прилагаемой схеме.  

Частью общей культуры являются культура умственного труда, способность работать с разньши видами текстовой информации, умение учиться. Между тем исследования показывают, что скорость чтения научно-популярных текстов у преподавателей профтехучилищ примерно соответствует нормам чтения для старших классов средней школы. В работе с книгой преобладает репродуктивная ориентация: чтение рассчитано на простое воспроизведение материала, не анализируется степень усвоения прочитанного, его содержательная связь с потребностями совершенствования методики преподавания дисциплин.  

Значительный интерес представляют соображения В, А. Здесь автор рассматривает модельное изучение как средство развития творческих способностей и научного осмысливания практики, как путь оценки качества учебных программ, форм обучения, совершенствования контроля знаний, совершенствования методики преподавания, как средство согласования различных компонентов системы учебного процесса. Большое значение придает автор роли методов моделирования для создания науки о педагогике высшей школы.  

Правильное и оправданное применение ТСО ведет к повышению эффективности обучения, в противном случае - к формальному их задействованию. Кафедра не может допускать использование технических средств обучения в тех случаях, когда это не диктуется методической целесообразностью, а применяется как атрибут современного уровня обучения. Важной задачей является определение критериев оценки эффективности применения ТСО. Последнее возможно на основе обобщения результатов научно-исследовательской работы кафедр по совершенствованию методики преподавания.  

Например, сравнительные данные экзаменационных сессий показывают, что в зимнюю сессию 1973 / 74 учебного года было получено на 253 неудовлетворительные оценки меньше, чем в зимнюю сессию 1968 / 69 учебного года. Заслуживает особого внимания тенденция заметного уменьшения доли неудовлетворительных оценок по таким трудным для усвоения дисциплинам, как высшая математика, физика, химия, теоретическая механика и другим. Конечно, приведенные данные не могут быть охарактеризованы только как результат внедренной системы аттестации. В этом процессе находит отражение действие всех форм совершенствования методики преподавания и организации учебного процесса, новой среди которых является рассматриваемая система активизации самостоятельной работы студентов с помощью систематических проверок.  

Страницы:      1

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся через совершенствование

методов обучения

Цаплюк Олег Сергеевич,

Мастер производственного обучения

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества профессионального образования.

Это нашло непосредственное отражение в Программе модернизации российского образования. Суть этих задач состоит в том, чтобы "существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения начального профессионального образования к потребностям рынка труда".

С 2008 года в Белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется региональная модель образования, которая предполагает, что каждый выпускник школы должен овладеть основами рабочих профессий. Следовательно, профессиональная подготовка становится неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей школе.

Цель профессиональной подготовки – обеспечение социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии.

Материально-техническая база ресурсного центра позволяет осуществлять обучение профессиям на достаточно высоком методическом уровне. Функционируют два кабинета профессиональной подготовки, оснащенных современной техникой. Имеется в наличие все необходимые нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность: акт-разрешение на проведение занятий, правила техники безопасности и т.д. В каждом кабинете имеются средства пожаротушения и аптечка для оказания первой медицинской помощи (Приложение 1)

Анализ анкетирования, проведенного в 2006 г., позволил выявить личную заинтересованность обучающихся в освоении программы профессионального обучения. Дети проявляют заметный интеpec к получению специальности, понимая актуальность сегодняшних противоречий. Это стало толчком для поиска приемов работы, способствующих повышению эффективности профессиональной подготовки учащихся.

В период формирования первичных профессиональных умений и навыков уделяется большое внимание индивидуальному подходу к обучению.

Правильный выбор и применение эффективных методов, дидактических средств обучения являются решающими, в осуществлении этой задачи. Необходимо, чтобы современный выпускник был подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной сфере. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей своей жизни. И эти новые умения должны наращиваться на приобретенные ранее. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе. Во главу угла ставится формирование у человека умения и желания учиться.

Таким образом, обозначились следующие противоречия и пути их решения:

Противоречия

Пути их решения

База знаний, умений и навыков, которую закладывает традиционная школа

Постоянно

меняющиеся

требования,

предъявляемыми

современным

обществом

Организация различных видов деятельности как на уроке, так и на практических занятиях

методика

преподавания

Уникум личности, стремление ребенка быть услышанным и понятым

Создание психологически комфортной атмосферы на уроке, позволяющей выявить творческие и физические задатки и способности личности, способствовать их развитию и проявлению

Штампы в обучении

Стремление школьников естественным образом приблизиться к пониманию реального окружающего мира,

Исследовательская деятельность, направленная на развитие индивидуальных способностей учащихся

Ориентация содержания образования на развитие творческих способностей

Традиционные формы и методы обучения, ориентированные на передачу готовых знаний

Поэтапный анализ техники выполненного действия с последующим осмыслением собственной деятельности на каждом из этапов

Сегодняшняя жизнь школьников

Необходимость подготовки выпускников к взрослой жизни в быстро меняющемся мире

Формирование

мировоззренческих ориентации через развитие личностного потенциала и самосовершенствования учащихся

В основу данного педагогического опыта положены теоретические исследования в области познавательных интересов (Г.И.Щукина), индивидуализации и дифференциации обучения (И. Унт), профессиональной педагогики (С.Я.Батышев), педагогической диагностики (К.Ингенкамп) и современных дидактов по проблеме совершенствования профессионального обучения.

В наследии Г.И. Щукиной (создание теории познавательных интересов школьников) подчеркивается важность позиции ученика в учебном процессе, его мотивация, значимы идеи ученого о взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Идеи Г.И.Щукиной важны в контексте личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), так как показывают важность усиления личностного смысла образования для ученика. Познавательный интерес выступает как личностный мотив учения.

Новизна опыта заключается в систематизации накопленного материала, в построении теории и практической деятельности, на основе применения различных методов и приемов профессиональной подготовки

Интеграция выше обозначенных теоретических подходов позволила мне сконструировать свою систему работы по повышению эффективности профессиональной подготовки на основе применения различных методов и приемов

Система работы включает в себя:

1) Исходную, текущую и итоговую диагностику успешности обучения старшеклассников;

2) Организацию деятельности обучающихся через использование различных методов и приемов на занятиях по профессиональной подготовке

3) Создание психолого - педагогических условий для реализации цели;

4) Рефлексия работы мастера и учащихся.

Цель данного опыта - повышения эффективности профессиональной подготовки посредством использования различных приемов и методов на занятиях.

Анализ психолого - педагогической литературы, а так же опыт собственной работы, убедили в том, что повышение повышения эффективности профессиональной подготовки возможно только применяя на уроках различные методы и приемы.

Вытекающие отсюда задачи:

1. Повысить повышения эффективности профессиональной подготовки

2. Создать ситуацию успеха для каждого учащегося;

3. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Средством достижения цели является использование различных методов и приемов на занятиях по профессиональной подготовке.

Успешное проведение занятий с учащимися: зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:

Воспитывающий характер профессионального обучения;

Политехническая направленность профессионального обучения;

Доступность и посильность обучения,

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Сочетание наглядности с познавательно - творческим, развивающим характером обучения;

Систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в профессиональном обучении.

Методы профессионального обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности учащихся

Если на уроках теоретического обучения преобладают фронтальные формы, когда преподаватель сообщает более или менее законченный учебный материал всем учащимся группы, в процессе профессионального обучения чаще всего приходится проводить занятий с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально. При выборе методов обучения я исхожу из того, что основными источниками информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность. В связи с этим в своей работе выделю три группы методов профессионального обучения: словесные, наглядные и практические. К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой, устное и письменное инструктирование, производственные семинары.

Применение словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно -технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственною действительность.

Во время рассказа часто использую наглядные пособия, учащимся задаю вопросы для проверки понимания им сообщаемого материала. Мобилизирую их внимания.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции первоначально даю анализ ее состава и структуры. Обосновываю назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравниваю изучаемую операцию с уже известными учащимся. В профессиональном обучении опять же в отличие от теоретического рассказ и объяснение чаще всего объединяется. В ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, разновидность объяснение, относящегося к отдельным частым вопросам.

Инструктаж - важнейшая форма методического руководства обучением в образовательном учреждении. Инструктаж проводится, как правило, для тех учащихся, которые уже имеют первоначальные знаний и навыки. Я, как мастер инструктирую учащихся для того, чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт в новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к реальным условиям. Стремлюсь, чтобы инструктаж имел указания о возможных неполадках в работе механизмов, ошибках в выполнении действий, правил дорожного движения и пр.

По мере обучения инструктаж становиться основной формой методического руководства учащимся с моей стороны и становится все более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие учащихся к самостоятельному принятию решений.

Наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты - задания, информационные карты и т.д.

При разработке инструкционных материалов учитываю, что они не являются простой памяткой. А служат средством организации познавательной деятельности. При этом чисто текстовые, т.е. словесные инструкции стараюсь заменить картами со схематическими рисунком, схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Кроме письменных инструкций широко использую различные виды производственно - технической документации - схемы, технические условия, технологические карты, инструкции по настройке наладке оборудования и т.д.

Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

В наличие кабинета имеются натуральные наглядные пособия, представляющие различные объекты в естественном виде и изобразительные - в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов. Некоторые натуральные объекты в учебных целях подвержены предварительной обработке, чтобы ярче и выразительнее представлять наиболее важные стороны и качества. К наглядным пособиям относятся и производственно - технические документы - рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики, кинофильмы, слайды, DVD-диски. Мной постоянно используются электронные учебники, энциклопедии и мультимедийные самообучающие программы. Использование таких средств развивают у учащихся логическое мышление, умение выделять главное и навыки самостоятельного обучения. Применение в учебном процессе мультимедийных компьютерных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и получить навыки самоконтроля; способствует развитию зрительной памяти, тактического мышления и умению оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях, что в конечном итоге ведет к повышению безопасности на дорогах, сохранности материальных ценностей, жизни и здоровья людей. (Приложение 4)

В качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений применяю метод практического показа

Развитие у учащихся способности правильно воспринимать производственно - технические явления и объекты можно только при умении самостоятельного наблюдения.

Задача мастера в этом случае учить их культуре наблюдения, проводя специальные упражнения с использованием наглядных пособий и тренировочных устройств.

Как правило, методы обучения реализуются с помощью различных приемов. Так, метод показа трудовых действий часто применяться с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса, изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий, проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.

Среди практических методов профессионального обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений - целенаправленное и многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями.

Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства.

Упражнение в профессиональном обучении проводятся по определенной системе, когда каждое предыдущие упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующие способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущие. Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость. Прочнее закрепляются усвоенные навыки.

При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы производственного обучения. Каждое занятие проводится в определенной последовательности и включает обязательно вводный инструктаж, текущий и заключительный инструктажи.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Применение на занятиях различных методов и приемов дает положительную динамику роста качества знаний учащихся;

2. Использование практических методов и приемов способствует повышению интереса учащихся к профессиональной подготовке, увеличивается количество школьников, желающих получить профессию «Водитель ТС»

Данный опыт прост в применении может быть использован мастером производственного обучения любой школы, но требует от учителя определенной доли профессионализма. Многие приёмы работы могут успешно проводиться с минимальной затратой времени и сил даже начинающего педагога.

4. Библиографический список,

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М, 2003

2. Батышев А.Я. Теория и методика бригадного обучения. - М., 1996.

3. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. - М, 1989.

4. Нечаева Н.В. Методика производственного обучения. - М., 1991.

5. Скакун В.А. Методика производственного обучения. - М., 1994.