Полная версия камень ножницы на русском. Полная версия игры камень ножницы бумага. Как бы то ни было, простейший вариант игры — это камень-ножницы-бумага

Итак, чуть раньше я делилась воспоминаниями о «Камне, ножницах, бумаге» (далее — КНБ) и задавала вопрос о том, какие вариации этого развлечения коснулись конкретно вас, други.

Нельзя не упомянуть, что ноги этого невинного детского развлечения растут из Китая, где малышня режется в Jan-Ken-Pon.
Вторая тонкость: почти никто, как выяснилось, не воспринимал КНБ как полноценную игру (то есть, как мы в деревне, когда могли часами просто «скидываться» на интерес) — это был всего лишь способ разбиться на команды, некая замена считалки и т.п.

А теперь проблемы филологического характера.

Внимание, краткий перечень вариаций текстовухи КНБ.

Многие ограничивались банальным «Раз, два, три!» (например, так делали в Харькове, в Пскове, в Москве).
Тверь: «Камине-вадане-уефа!»
Алма-Ата: «Камень-ножницы-бумага и колодец для воды».
Сахалин: «эн-дэн-цо!» (ну ничего себе.)
Сургут: «Камень-ножницы-бумага, раз-два-три!» (и Москва, несомненно, тоже)

Выпендрился Питер. Просто цитирую.
nusha1981 . «А в Питере (у соседей по даче) была вообще другая считалка. Они произносили: сик-сак-сук и вместо кулаков были руки. повернутые либо тыльной стороной, либо ладонью. точно не помню, как именно выбывали:-)»

Львов тоже не промах.
me_riala . «А у нас было Чун-Га-Чи! 20 лет назад во Львове. А вот недавно проходила мимо играющих мальчиков и тоже услышала, не уже немного изменённый вариант Чу-Ва-Чи!»

Удивил Киев.
aaz_2 . «У нас (в основном) было популярно выражение «И-По-Пя-Ти», и так и называлось: «Кто первый — в ипопяти скинемся?».
Применялось в основном при игре на вкладыши на переменке.
Кажется, кто больше выбрасывал — тот и первым «ходил».

Сейчас (по моим наблюдениям) более всего популярно «цу-е-фа».

Шикарный вариант из Владивостока.
traum_vision . А у нас был целый стих:

Камень, ножницы, бумага,
Кислород, подушка, шпага.
И еще пушистый кот
Он ныряет в кислород.
На машине есть бумага,
А в тарелке дремлет шпага.
Села тетка на порог
Точит ножницами рог.
Две старушки на подушке
Стали квакать как лягушки.
Камень бросили мы вниз
В обморок упал артист.

И такая дребедень
Происходит каждый день!

И лишь прочитав все это вслух и хором мы начинали играть!

Хотя принимался в этом городе и обычный вариант.
theriandrora . «камень, ножницы, бумага
раз, два, три
либо вообще без слов».

Москва: «камано-магано-цуефа», «камано-маргано-цуефа. (чичико)», «каманэ-марганэ-цуефа. реже чичико», «каманово-марганово-суефа», «камень-ножницы-бумага-уефа», «камано, маргано, цуефа (как вариант, каманога носорога)», «камано-магано-эйзико».
Более экзотический вариант: «Хрюша Филя и Степашка ду-ра-ки!»
И опять цитата. viscoza . «а в 2000 году почему то скидывались так: гуманоид-марганоид-две тыщи(ударени на последний слог)» .
yoshizuki . «Мы в младшем детстве играли с «раз-два-три» и так и продолжали в школе. А вот от мальчишек часто слышала «цуефа» в конце. «Камано-магано-цуефа» тоже было, а еще. Еще в конце прибавлялось «камфа», и игра получалась как бы сдвоенная. Делалось это так. Произносилось «камано-магано-цуефа» и фигурки выбрасывались на последний слог «фа», а потом тут же без перерыва произносилось «камфа» и опять-таки на последний слог «фа» шло действие руками. Так что получалось две комбинации подряд почти без перерыва.
А. припоминаю, что, по-моему, «камфа» была, если в первом случае была ничья. Хотя, может, и ошибаюсь».

hyyudu (не совсем Москва, Красногорский район): «А еще помню самую длинную формулу, к концу которой все уже забывали, ради чего они трясут кулаками: «Камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода, телевизор, провода, водосточная труба, в общем, все без исключенья, кроме хлеба и печенья, цуефа!».
А еще в чуть более старшем возрасте иногда сталкивался с присказкой «Кто трясет, тот сосет». Правда, это не помогало — привычка непобедима».

И без указания территории.
dimndroll . «камень, ножницы, бумага,
карандаш, огонь, вода
и бутылка лимонада, дадада (позже — цуефа)».

lisca . «У нас последним ещё было загадочное слово «цу-зи-ко».
yarkaya . «слышала один раз что-то вроде: «каминола, угинола, уефа!» но мы так не играли. «
trainbow . «»Камень ножницы бумага раз два три» говорилось хором в первый раз, а потом короткий вариант «кааамс три»
ratnick_off . «Мы в детстве несли следущую отсебятину:
1. «КАМА-НО-ВОДА-НО — СУ-Е-ФА!
и еще было
2. КАМА-НО-ВОДА-НО — ИН-ЦЕРКО!»

timofeev . «А еще у нас во дворе была вообще загадочная версия:» КэМэНэ, НэГэНэ, ИН-ДЕР-КОК!»

Несомненно, если порыться по сусекам, окажется, что в каждом дворе (если не в каждой квартире) был свой вариант КНБ. И спасибо всем, кто откликнулся на призыв вспомнить детство — лично мне было очень интересно.

UPD. Моя тупая башка только сегодня поняла о чём строчки песни Ильи Чёрта «Мост через вечность»:
Мы дохнем быстрей, чем рождаемся заново,
Играем в «Камень, ножницы, бумага» на троих,
И каждому всегда выпадает колодец —
Прыгать в яму кроличью снов чужих.

Ну не играли мы в вариант с колодцем! Я о таком впервые от вас, дорогие мои, узнала. Спасибо, просветили — донельзя.)

Мозг обучение игры, безопасность даже для детей! выиграть в игре рок-ножницы-бумага сейчас
Выглядит как простая игра, но это сложнее, чем вы думаете, потому что высокая концентрация необходима.
Высокая концентрация будет получить больше очков.
Бесплатно случайные японский игра кто /, где / когда можно играть легко.
[Как играть]
«выиграть!» Или «потерять!» Будет отображаться при касании рок, бумага, ножницы.
Включают в себя 20 игр.
Обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор! нажмите быстро ответ, чтобы получить больше очков.
Пользуются этой бесплатной игры самостоятельно.
Теперь, давайте мировой рекорд в игровом центре!

ножницы бумага камень [свободный] Screenshots

ножницы бумага камень [свободный] Permissions:

Полный доступ к сети: позволяет Приложение сможет создавать сетевые сокеты и использовать различные сетевые протоколы. браузер и другие приложения обеспечивают средства для отправки данных в Интернет, так что это разрешение не требуется для передачи данных в Интернете. Просмотр сетевых подключений: позволяет приложению просматривать информацию о сетевых подключениях, например, существующие сети и подключены.

Камень, ножницы, бумага - детская считалка и игра. Считалка применяется, чтобы определить, кого-либо случайным счетом. Считающий начинает произносить считалку, указывая на каждое слово на участников игры последовательно по часовой стрелке. Тот, на ком окончится считалка, считается выбранным (например, будет водить).

Камень, ножницы, бумага применяется и как игра. Игроки (как правило, 2 игрока) считают вместе вслух считалку, одновременно качая кулаками. На окончание считалки они одновременно показывают при помощи руки один их трёх знаков: камень (кулак), ножницы (вытянутые два пальца) или бумагу (открытая ладонь).

Победитель определяется по следующим правилам:

Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)

Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)

Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)

Если игроки показали одинаковый знак, то результат игры ничья.

Существует много вариантов этой считалки. Например:

Вариант 1

Камень, ножницы, бумага,

И бутылка лимонада,

И коробка шоколада,

И отвёртка — тоже надо!

Карандаш, огонь, вода…

Вариант 2

Камень, ножницы, бумага,

Карандаш, огонь, вода,

И бутылка лимонада,

И железная рука!

Вариант 3

Камень, ножницы, бумага,

И колодец, тоже надо

Камень, ножницы, бумага и телепатия

В моей прошлой колонке про игры на пальцах дважды упоминались поезда. И неудивительно — ведь именно в дороге нам нужны развлечения с минимальным реквизитом. Но пальчиковый театр, о котором рассказывалось в прошлый раз — это для самых маленьких, для двухлеток. А вот четырехлетнего, то есть практически взрослого человека интересуют более серьезные пацанские игры. Чтоб не просто смотреть и показывать, а выигрывать!

Когда моему старшему было четыре, мы с ним стали во время поездок в метро коротать время игрой «камень, ножницы, бумага». Ну а поскольку три фигуры в конце концов наскучивают, мы стали искать варианты посложнее.

Однако начнем с классики. Считается, что игру «камень, ножницы, бумага» (КНБ) придумали в Древнем Китае, еще в эпоху династии Мин. Впрочем, фигуры там наверняка были другие, и мы ничего об этом не знаем. Наша же версия выглядит вот так. На счет "раз-два-три" (или "цу-е-фа", или "чин-гис-хан") играющие взмахивают руками, и на последнем взмахе одновременно выбрасывают на пальцах одну из фигур — либо "камень" (все пальцы сжаты в кулак), либо "ножницы" (указательный и средний вперед, остальные в кулак) или "бумагу" (все пальцы вытянуты вперед, ладонь ровная).

При этом каждая фигура бьет одну из других — камень тупит ножницы, ножницы режут бумагу, бумага оборачивает камень. Если выпали одинаковые фигуры — ничья, следующий раунд. Играть можно просто на счет, или например на щелбаны.

Но как уже сказано, три фигуры в конце концов надоедают. Поэтому, поиграв некоторое время с сыном, я стал вспоминать дополнительные — тем более, что в моем детстве они действительно фигурировали в некоторых играх.

Во-первых, иногда добавлялся колодец — почти как камень, только с "дыркой": указательный и большой пальцы делают букву "о".

Был также вариант с колодцем и огнем. Огонь делается как бумага, только пальцы вверх и растопырены.

Наконец, встречалась совсем уж шизовая приговорка "камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода и бутылка лимонада".

Теперь, спустя годы, я понимаю, в чем была главная проблема с этими самопальными расширениями классической КНБ, и почему эти версии не становились массовыми. Их придумывали люди, которые исходили именно из идеи разнообразия фигур — а вот про математику они не думали. Ведь классическая версия хороша симметрией: каждая фигура побеждает одинаковое число конкурентов (одну фигуру) и проигрывает такому же числу конкурентов (одному).

А теперь посмотрите, что происходит, если мы добавляем "колодец". Эта новая фигура бьет сразу две другие (камень и ножницы). Кроме того, двойную силу приобретает бумага (накрывает колодец и заворачивает камень). В то же время камень и ножницы остаются в проигрыше: каждый из них бьет только одну фигуру. Поэтому увеличить свои шансы на выигрыш довольно легко — надо чаще показывать бумагу и колодец.

Очевидно, симметрию отношений в данном случае портит четность фигур. У каждой получается нечетное число отношений, а это значит, что отношения нельзя поровну поделить на "победы" и "проигрыши".

Попробуем взять пять фигур, добавив огонь. Кстати, довольно часто в КНБ использовался не просто счет "раз-два-три", а некая присказка с названием игры. В нашем случае получилась вот такая: "камень, ножницы, бумага, и колодец, и огонь ". Присказка неплохая, фигуры тоже понятные. Но каков расклад сил теперь?

— Камень тупит ножницы и гасит огонь, но тонет в колодце и заворачивается бумагой (2 победы, 2 проигрыша)
— Бумага заворачивает камень и накрывает колодец, но горит в огне и режется ножницами (2 победы, 2 проигрыша)
— Огонь плавит ножницы и сжигает бумагу, но тушится колодцем или камнем (2 победы, 2 проигрыша)
— Колодец топит ножницы и камень и гасит огонь, но накрывается бумагой (3 победы, 1 проигрыш)
— Ножницы режут только бумагу, остальным проигрывают (1 победа, 3 проигрыша)

Здесь виден явный перекос с ножницами и с колодцем. Но его можно легко исправить. Кто сказал, что ножницы обязаны тонуть в колодце? Наши ножницы будут покруче: они на лету втыкаются в колодец и перерезают ему веревку! В общем, ножницы должны побеждать колодец — и в таком раскладе игра на пять фигур снова становится симметричной.