План-конспект воспитательного мероприятия "культура поведения на переменах". Внеклассное воспитательное мероприятие «правила этикета

КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие

«Поговорим о культуре поведения»

Подготовила:

Воспитатель Демочко Е.С.

2015г.

Цели:

    формировать у учащихся понимание правил поведения в школе, как гармонию своего внутреннего мира, а также гармонию взаимодействия в социальной среде;

    формировать у учащихся потребность соблюдать эти правила.

Оборудование:

    Столы со стульями для групп

    Бумага и фломастеры

    Мультимедиа проектор

Учащиеся делятся на 2 группы с учетом пожеланий обучающихся. Ребята рассаживаются за свои столы.

Ход мероприятия

Школа - общественное место. Здесь и взрослым и детям необходимо соблюдать обязательные правила поведения и внутреннего распорядка. Многим из вас эти правила известны буквально с самого первого дня в школе. Но есть вопросы, которые до сих пор являются предметом острых споров и разногласий.

Поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения.

Как вы думаете, что обозначает слово «вежливый»?

Знакомство с такими понятиями как - «вежливый», «этикет».

Этикет - (от этикетка, надпись) - правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о .

Решение проблемной ситуации.

Дети разыгрывают ситуаци и.

1 ситуация. Утро. Вася подошёл к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю.

2 ситуация. В общественный транспорт входит пожилой человек, ваша реакция?

3 ситуация. Прохожий на улице останавливает вас и спрашивает: «Подскажите, пожалуйста, который час?» или «Скажи, а сколько время?»

Дети совместно с воспитателем выводят правила поведения в раздевалке, в школьной столовой и др. При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения.

Правила поведения в раздевалке

    Вешай свою одежду на определенное (свое) место.

    Одежду вешай аккуратно.

    Увидел упавшую одежду - подними.

    Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

Правила поведения в коридоре и на лестницах

Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок, даже если тебя не назначили дежурным.

Не бегай в коридоре и на лестницах. Слишком оживлённые игры и беготня часто приводят к различным неприятностям и даже тяжёлым травмам.

При встрече в школе с взрослыми людьми обязательно здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.

Всегда уступай старшим дорогу и пропускай их в дверях.

Будь внимательным к ученикам младших классов. Обязательно окажи помощь малышу, если она ему необходима. Никогда не обижай маленьких и слабых и не позволяй делать этого другим ребятам.

Всегда помни, что ты не один. Старайся вести себя так, чтобы никому не мешать.

В школе не кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.

Относись бережно к школьному имуществу.

Правила поведения в школьной столовой

Не беги в столовую, расталкивая всех вокруг локтями. Не пробивайся к буфету без очереди, отталкивая малышей.

Не садись за стол боком или положив ногу на ногу.

Вспомни правила поведения за столом - здесь тоже необходимо их соблюдать.

Не разговаривай за столом.

Не отзывайся плохо о том блюде, которое тебе подали к столу.

Закончив есть, убери за собой посуду.

Вопрос-кроссворд «Правила поведения в классе»:

(Дети отгадывают кроссворд и определяют основные правила поведения в классе).

1. Для всех закон, а не желание –

Приходим в класс без опоздания!

Лишь только прозвенит звонок –

Начинается ………!

Ответ: урок. Правило – приходить без опоздания.

2. Все, что нужно для урока, ты с собой всегда бери – дневник, тетради, ручки, карандаши и его еще сложи.

Ответ: Учебник. Правило - всё необходимое для урока приготавливай заранее.

3. На уроке веди себя тихо, будь всегда старательным,

Объяснения учителя слушай – … внимательно

Ответ: внимание. Правило – Будь внимательным на уроках.

4. Если ты хочешь ответить на вопрос учителя или задать свой вопрос, не кричи с места, а подними … руку .

Ответ: рука.

5. На уроке она может пригодиться, но во рту ее жевать - не годиться.

Ответ: резинка. Во время урока нельзя жевать резинку.

6. Некрасивое и недостойное занятие на уроке – про таких говорят: шею - влево!

шею - вправо!

Ответ: списывание. Правило - Некрасивым и недостойным занятием считается списывание.

7. Должен каждый ученик

В школу брать с собой …..

Ответ: дневник. Правило - записывай домашнее задание в дневник, чтобы вечером не тревожить своих одноклассников.

«Сокровищница народной мудрости»

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов.

В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания пословицы.

У себя как хочешь,

Не дорог подарок –

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,

по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

От одного слова,

и от слова погибель .

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

Итог занятия.

Закрепление полученного материала (что нового узнали, что было интересно).

Рефлексия.

В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА
(Час информации)

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Мы едем за границу, вступаем в деловые и личные отношения; посещаем дипломатические приемы, презентации и вернисажи. Все это предъявляет новые требования к нашему поведению и внешнему виду, к языку и культурному кругозору. Именно поэтому в нашей библиотеке 8 ноября 2011 г. было проведено мероприятие « В гостях у Этикета» для учащихся 9-х классов.

Целью данного мероприятия было привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета. Объяснить,как знание и применение правил поведения позитивно влияют на формирование имиджа человекаи как с их помощью получать удовольствие от ежедневных контактов с окружающими.

Ребята узнали об истории этикета и значении этого слова, познакомились с основными требованиями этикета. Была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения в транспорте, ресторане, при общении по телефону и т.д. По итогам викторины были определены настоящие « леди» и « джентльмены“, которые были награждены. Всем участникам мероприятия вручены буклеты» « Дисциплина клерикалис“, или Правила хорошего тона». В конце мероприятия был показан фильм « Этикет – трактат для подростков, желающих стать культурными людьми», который помог понять, как важно правильно себя держать в разных ситуациях, как легче добиться успеха, соблюдая этикет.
Мероприятие понравилось учащимся, они активно принимали участие в викторине, с интересом посмотрели фильм, познакомились с книжной выставкой « Этикет от А до Я».

В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание учащихся к проблемам этикета,к проблемам человеческого взаимопонимания. Присутствующие на нем смогли расширить свои представления о человеческом общении и надеемся,в дальнейшей жизни будут использовать любую возможность, чтобы применять на практике то, что узнали.

Внеклассное мероприятие “Этика и культура общения”.

Цель: изучение и сравнение манер поведения, отображение их позитивных сторон.

Задачи:

    изучить философские высказывания о манерах поведения, научиться определять проблему и самостоятельно формулировать ее решение по предложенным терминам;

    освоить термины “тактичность” и “чуткость” через теоретическое исследование идругие виды проблемно-поисковой деятельности;

    выделять нравственные аспекты манер поведения, уметь использовать их при общении со сверстниками и взрослыми.

Формы проведения

    словесные: обсуждения, беседа – диалог;

    практические: проблемно - поисковые и творческие игры.

Пособия и материалы : карточки с заданиями, листы бумаги формата А4, А3, карандаши.

Метапредметность: литература, изо, история, философия, русский язык.

План проведения

    Проблемно-поисковая игра “Тактичность, чуткость - два разных слова”.

    Беседа-диалог “Манеры поведения. Тактичность и чуткость”.

    Творческая игра “Сказка о тактичном и чутком...”.

    Физкультминутка “Раз, два, три, четыре, пять”.

    Проблемно-поисковая игра“Тактичность и чуткость в современном мире”.

    Творческая игра “Мир чутких и тактичных людей”.

    Рефлексия.

Ход проведения

Приложение (презентация)

1. Проблемно-поисковая игра “Тактичность, чуткость - два разных слова”

Педагог предлагает воспитанникам найти цитаты о тактичности и чуткости:

Вопросы для обсуждения:

    в каких из цитат говорится о скрытности и хитрости?

    в чем различие слов “тактичность” и “чуткость”?

    что общего между этими понятиями?

    какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет обладать этими качествами?

В конце обсуждения парам предлагается заполнить таблицу

Тактичный человек -____________

______________________________

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет тактичным

_______________________

_______________________

Что нужно сделать, чтобы быть тактичным__________

_________________________

_________________________

Чуткий человек -______________

_____________________________

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет чутким ______________________

______________________

Что нужно сделать, чтобы быть чутким__________

_________________________

_________________________

2. Беседа-диалог “Манеры поведения. Тактичность и чуткость”

Педагог рассказывает о том, что манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.

Манеры - это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонацию, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Часть культуры поведения человека, регулятором является этикет, называются манеры.

Тактичность – это одна из манер поведения человека, чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу в разговоре с собеседником.

Чуткость - социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам.

Эти два качества включают в себя такое понятие, как чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, т. е. умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает возрастную разницу с собеседником, половую принадлежность, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Вопросы для обсуждения:

    по отношению к кому можно быть тактичным?

    что нужно учитывать при общении с собеседником?

3. Творческая игра “Сказка о тактичном (ой) и чутком (ой)...”

Педагог предлагает воспитанникам разделиться на три команды, каждой из которой дается задание сочинить сказку об одном из выбранных сказочных персонажей по следующей структуре В.Я. Проппа:

- подготовительная часть сказки, например:

    Отъезд. “Уезжают родители...”.

    Запрет. “Не заходи только в эту комнату...”.

    Нарушение. “Побежала девочка на улицу, заигралась”.

- завязка

    Посредничество. “Иди, девочка, братца искать...”.

    Начинающееся противодействие. “Позволь мне, попытать счастья...”.

    Отправка. “Герой отправился в путь”.

- основная часть

    Первая функция дарителя. “Стал....вопросы спрашивать”.

    Реакция героя. “Ты б меня сперва накормила...”.

    Получение волшебного средства. “Дал старичок...”.

    Перемещение в иное пространство. “Долго ли..., коротко ли...”.

- заключительная часть

    Победа. “Завертелся злодей и сгинул”.

    Начальная беда или недостача ликвидируется. “Вышла к герою из подземелья....”.

    Возвращение. “Сели на ковер-самолет, полетели домой”.

В течение 25 минут воспитанники сочиняют (по выбору: записывают, зарисовывают) сказку, затем излагают ее другим командам. Каждая из команд может задать вопросы на уточнение и понимание сказки.

Вопросы для обсуждения:

    в какой из сказок описывается тактичный (чуткий) герой?

    какой из героев сказки был самым тактичным и чутким?

4. Физкультминутка “Раз, два, три, четыре, пять”

Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю поиграть!
Раз – на физкультминутку приглашаю,
Два – стишок посочиняю,
Три – хлопок над головой,
Четыре – руки пред собой,
Пять –все вместе улыбнемся,
Шесть – в малый круг сойдемся,
Семь – тактично отойдем,
Восемь – чутко повернем
мы соседа своего,
Девять – плавно пробежимся,
Десять - нам пора остановиться.

5. Проблемно-поисковая игра “Тактичность и чуткость в современном мире”

Педагог озвучивает воспитанникам примеры бестактных поступков приведенных древнегреческим философом Теофрастом:

    прийти за советом к занятому человеку;

    пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку;

    начать рассказывать всё сначала, когда суть дела уже понята собравшимися.

Создание проблемной ситуации 1

    антоним слову тактичность – бестактность

    какое из слов: чёрствость, бессердечность, равнодушие или безразличие будет антонимом к слову чуткость ?

Создание проблемной ситуации 2

    соотнести картинки со словами:

Педагог предлагает воспитанникам разделиться на две команды:

    первой команде предлагается определить причины возникновения у людей бестактных поступков и разработать правила тактичного человека;

    вторая команда работает по такой же схеме, только со словами: равнодушие и чуткость.

Каждая из команд выписывает на листе бумаги наиболее рациональныеправила для тактичного и чуткого поведения в современном мире.

По итогам составляется общий свод правил тактичного и чуткого поведения современного человека.

5. Творческая игра “Мир чутких и тактичных людей”

Воспитанникам предлагается составить сочинение-сюжет: бытовую историю, юмористический рассказ, исторический рассказ, притчу, сказку, фантастический рассказ (фэнтези) или нарисовать рисунок (плакат) по теме игры.

Вопросы для обсуждения:

    через что лучше и удачнее можно отобразить “Тактичность” и “Чуткость”?

    можно ли повлиять на современных людей своим творчеством? Если они прочтут (увидят) вашу творческую работу, измениться ли их поведение?

6. Рефлексия

При подведении итогов мероприятия можно использовать упражнение “Плюс-минус-интересно” Эдварда де Боно, доктора медицинских наук, доктора философии Кембриджского университета, специалиста в области развития практических навыков в области мышления.

П

(плюс - все, что понравилось на занятии)

(минус - все, что не понравилось на занятии)

(все любопытные факты, о которых узнали на занятии)

Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов

Внеклассное занятие на тему: Культура общения

для детей начальной школы «Вежливый слушатель»

Цели : развивать навыки общения; воспитывать хорошие манеры.

Ход мероприятия

Мы можем беседовать со своим приятелем, можем беседовать в кругу своих друзей. Что в беседе главное? Какие правила беседы мы должны соблюдать?

В процессе беседы мы делимся новостями, рассказываем о чувствах и переживаниях, узнаем мнения своих собеседников. Что же главное в беседе? Может быть, главное - умение вести беседу? Да, очень важно быть хорошим рассказчиком. Но не менее важно быть хорошим слушателем. Настоящий друг может всегда вас выслушать. Станьте таким другом. Не спешите говорить только о себе. Выслушайте своего товарища, задайте ему вопросы. Научитесь слушать - вас станут уважать: какой хороший собеседник! Старайтесь помнить то, что вам рассказали. При встрече с приятелем не просто спросите, как дела, а вспомните, что ваш друг рассказал прошлый раз, на что пожаловался, чем поделился с вами. Сейчас мы в этом и поупражняемся.

Ситуация 1 . Одному из группы детей предлагается рассказать что-то интересное. Например, о своем щенке, котенке, о том, как провел каникулы. Остальным участникам разыгрываемой ситуации предлагается задать вопросы говорящему, т. е. поддержать беседу. Например, а чем ты кормишь своего котенка? Во что он любит играть? Где он спит?

Ситуация 2. Катя перед расставанием рассказывает своей подруге Оле, что она очень волнуется за свою бабушку, которая заболела и попала в больницу. Представьте, что прошло три дня. Девочки встретились вновь.

- О чем должна спросить Оля при встрече с Катей? (Ответы детей.)

Да, конечно, настоящая подруга при встрече обязательно поинтересуется, как здоровье бабушки.

Одно из правил беседы - помнить о том, что тебе рассказали. Сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы помните, что говорит ваш товарищ.

Одному из учащихся дается текст, в котором, например, с°держится объявление о предстоящем походе в театр. Пятеро Учащихся выходят из класса. В это время учащийся, получивший Текст, проговаривает его всем учащимся, оставшимся в классе.

«Ребята, через две недели в Театре юного зрителя будет премьера спектакля "Не хочу быть собакой". Билет стоит 70 рублей. Мы должны выйти из школы в 14 часов. Встречаемся в половине первого у школы. Можно к театру дойти вместе с родителями. У театра собираемся без двадцати минут два».

После прослушивания этого текста в класс приглашается один из учеников, стоящих за дверью. Один из учащихся, слушавший текст, передает его содержание вошедшему. Следующий шаг: этот ученик передает услышанное следующему ученику, стоявшему за дверью. Так цепочкой передается содержание всем вышедшим за дверь. Последний повторяет услышанное, и все сверяют его с первоначальным текстом. Это позволяет детям наглядно увидеть, как часто бывает, что не все слышим, когда слушаем.

Еще несколько правил хорошего собеседника:

Если к вам обратились, а вы в это время заняты, оставьте все свои дела и посмотрите на собеседника, выразите свою готовность участвовать в разговоре.

Слушайте внимательно и до конца. Не перебивайте. Не подсказывайте говорящему слова, не заканчивайте за него фразы, не делайте по ходу беседы замечаний. Учтите и то, что человеку иногда надо просто выговориться.

Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируйте на речь, которая обращена не к вам.

В вашем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайтесь сразу прекратить разговор, но сделайте это без вызова.

Насмешничают или обзывают других? Переведите разговор на другие темы.

Старайтесь слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что вы с ним говорите.

Игра на развитие внимания и речи «Снежный ком»

Учащиеся садятся на поставленные по кругу стулья лицом к центру. Ведущий предлагает составить рассказ «Мой щенок». Каждый из игроков должен повторить предложение, составленное предыдущим игроком, и добавить свое так, чтобы получился рассказ. Например:

Учащийся 1. У меня есть щенок.

Учащийся 2. У меня есть щенок. Его зовут Джим.

Учащийся 3. У меня есть щенок. Его зовут Джим. У Джима гладкая шерсть коричневого цвета с белым пятнышком.

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для 2 класса

Описание материала : Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2 класса (8-9 лет) по теме «Школа вежливости». Этот конспект внеклассного мероприятия, направленного на закрепление знаний о правилах поведения человека среди других людей, на воспитание культуры поведения школьников.

Цель : систематизировать знания о правилах поведения, об этикете

Задачи:

1) закрепить знания о правилах поведения человека среди других людей

2) расширять кругозор, обогащать словарный запас

3) воспитывать уважение, доброту, культуру поведения

Оборудование : костюмы героев, компьютер, диски с песнями, лекарство-витамины

Методические приемы : беседа - диалог, инсценирование сказки, игра «Вежливо - невежливо», подведение итогов.

Ход мероприятия:

Ведущая: Человеку надо много знать: на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах и много другие. Люди придумали правила для всех случаев поведения и называли их этикетом. Что же такое этикет? Давайте послушаем.

Ведущая

Что такое этикет? Это каждый знает. То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает? Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья. А теперь серьезное дадим определенье.

Чтение стихотворений детьми.

1. Этикет - это правила поведения человека среди других людей.

Человек, который знает все правила этикета и соблюдает их, называется культурным, воспитанным.

2. Этикет - серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам - привет,

Вот что значит этикет.

3. Будь опрятным, не кричи,

Словно по весне грачи.

Не дерзи, улыбнись,

После танца поклонись.

4. И хоть нам не много лет,

Уже знаем этикет.

Все хотим изучить.

И воспитанными быть!

Ведущая

Мы часто слышим выражение «Вежливый человек. Какого человека называют вежливым?

Вежливый - соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый.

В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».

Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»?

1. «Волшебные слова»

Извини, пожалуйста и разреши.

Это не слова, а ключик от души

Таблица умножения -

Есть еще таблица -

Таблица уважения!

2. Помните как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

3. Всюду, где нескромному

Укажут от ворот.

Вежливый попросит

И пройдет.

4. Перед словом вежливым

Двери отворяются.

Пусто оно почаще всюду повторяется

Помните как азбуку

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

Игра «Вежливо - невежливо»

Условия игры просты:

Если - вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег съэкономить.

2. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.

3. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо».

4. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!

5. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу.

6. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. А вот и гости к нам пожаловали.

Звучит музыка. Инсценировка сказки.

Фея - Здравствуйте, ребята!

Герои - Здравствуйте?

Дровосек - Добрый день!

Страшила - Привет!

Лев - Приветствую вас, друзья!

Элли - Мы очень рады вас видеть!

Страшила - Смотрите что мы вам принесли!

Ой, здравствуйте! Вот вы нам и прочитаете…

Элли - Страшила!

Страшила - Ах! Ну, да! Фея, будьте так любезны, прочитайте это послание всем.

Фея - Дорогие ребята! Приглашаем вас к себе в гости. Жители Изумрудного города.

На пути в Изумрудный город нам могут встретиться трудности:

Ведущая - А вы готовы их преодолеть?

Герои - Готовы!

Фея - Тогда в путь!

Звучит музыка. Грохот камнепада.

Фея - Я знаю, что это такое. Это камнепад грубых слов. Я часто слышала эти слова.

Дровосек - Он перегородил нам дорогу.

Лев - Что же делать? Нам надо спешить, нас ждут в городе.

Фея - Нам поможет воздушный шар. Но он взлетит лишь тогда, когда вы отгадаете его тайну.

(Ребята помогают сказочным героям) .

Лучики - 1. Вам нужно вспомнить вежливые слова.

Если больше есть в силах

Скажем маме мы спасибо.

Когда нас бранят за шалости

Говорим, простите, пожалуйста.

И во Франции и в Дании

На прощание говорят до свидания.

Мы очень рады, что вы отгадали наши задачи до свидания.

Фея - Я знаю, вы пришли в Изумрудный город, чтобы волшебник Гудвин исполнил ваши желание. Тогда загадайте доброе желание, и оно исполнится.

Путешествие в страну Вежливость

Цель : Формирование представлений о нравственных качествах,

воспитание потребности употреблять в своей речи вежливые слова,

развивать речь, интерес к речевому этикету, чувство такта, прививать этические нормы поведения в общественных местах, вежливое обращение с окружающими.

Ход занятия

1.Вводная часть

Сегодня будем говорить о вежливости:

Как проявляется вежливость?

В словах, а так же в тоне, которым они сказаны.

Вежливыми рождаются или становятся?

Становятся.

Для того чтобы стать вежливыми, нужно, как можно чаще, пользоваться вежливыми словами. От них становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Это волшебные слова.

2.Основная часть

Сегодня совершим путешествие в волшебную страну Вежливость. Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладёт» в волшебный кузовок вежливое слово.

Практическая работа : создание «банка вежливых слов».

(записи вежливых слов на отдельных лепестках).

Путешествовать будем на поезде, который называется «Чу – Чу». Наш поезд отправляется в путь.

1.СТАНЦИЯ «Волшебные слова».

1.Конкурс «Словарь вежливого человека».

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят …(до свидания).

2.Стихотворение «Вежливые слова»

Добрый день! – тебе сказали

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Нам желают: Доброго пути!-

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему - ни будь.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы

Кому сказали, сколько раз.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать,

А если я всё же буду,

Простите, я больше не буду.

2.СТАНЦИЯ «Добрые поступки».

1.Стихотворение «Очень вежливый индюк».

(чтение и обсуждение)

Раз по 30 в день, не реже Только раньше бы умыла

Он кричал: «Эй вы, невежи!» Ты своё свиное рыло.

Заходите к нам в гости, Как ни бился он, однако

Поучитесь вежливости. К индюку никто не шёл:

Я и сам – кричал индюк – Ни хавронья, ни собака,

Доктор вежливых наук, Ни корова, ни осёл.

И жена моя – пример Посинел индюк от злости -

Замечательных манер. Зря пропали все труды:

Даже, когда спит она, Все они балды, балды, -

Не стесняйся ты, осёл, Своего величья, -

Заходи, садись за стол, Не усвоили они

Что же ты молчишь, как рыба? Правила приличья.

Ты свиньёй не будь, свинья,

Не только слова должны быть добрыми, нужно, чтобы и поступки были разумными, ясными, такими, чтобы никогда не пришлось за них краснеть и стыдиться. Надо всегда стараться быть приятным людям.

2.Стихотворение С. Я. Маршака «Урок вежливости».

(Чтение и обсуждение).

Медведя лет пяти – шести Так мишку лет пяти - шести

Учили, как себя вести. Учили, как себя вести.

В гостях, медведь, нельзя реветь, Хоть с виду стал он вежливым,

Нельзя грубить и чваниться, Остался он медвежливым.

Знакомым надо кланяться, Он кланялся соседям,

Снимать пред ними шляпу, Знакомым и медведям.

Не наступать на лапу. Знакомым место уступал,

И не ловить зубами блох. Снимал пред ними шляпу.

И не ходить на четырёх, А не знакомым наступал

Не надо чавкать и зевать, Всей пяткою на лапу,

А, кто захочет спать, Совсем, куда не надо, совал он нос,

Тот должен лапой прикрывать Топтал траву и мял овёс.

Разинутую пасть. Наваливался брюхом На бабушку в метро,
Послушен будь и вежлив будь И старикам, старухам

И уступай прохожим путь, Грозил сломать ребро.

И старших уважай, Медведя лет пяти - шести

И бабушку медведицу Учили, как себя вести,

В туман и гололедицу Но, видно, воспитатели

До дома провожай. Напрасно время тратили!

3. «Вежливый сад».

Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение не вежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно):

Поздороваться при встрече;

На прощанье буркнуть под нос «ну пока»;

Наступить на ногу товарищу и не извиниться;

Специально толкнуть товарища;

Уступить место в автобусе пожилому человеку;

Жаловаться на всех подряд.

3.СТАНЦИЯ «Вежливый разговор».

Инсценировка отрывка из сказки «Гуси-лебеди».

Разговор девочки с яблонькой.

Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Съешь моего лесного яблочка, скажу.

У моего батюшки и садовые не едятся.

Разговор девочки с печкой.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Разговор девочки с речкой .

Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Изменить разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».

Теперь давайте все вмести решим задачи:

1.Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Какие три ошибки он допустил?(Скажите пожалуйста, который сейчас час, спасибо).

2.Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовёт меня Галькой. – А ты его как зовёшь? – спросила мама. –А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».

Скажите, права ли Галя? А мальчик?

Многое зависит от того, как сказаны слова: спокойно, приветливо или грубо, не вежливо.

1.Чтение стихотворения.

Папа разбил драгоценную вазу, И мама молчит,

Бабушка с мамой нахмурились сразу. Улыбается даже.

Но папа нашёлся: Мы купим другую,

Взглянул им в глаза Есть лучше в продаже.

И ровно, и тихо простите, сказал. «Простите!»- казалось бы,

Что в нём такого, а вот ведь какое чудесное слово!

Каким тоном папа сказал слово «простите»?

2.Как можно вежливо обратиться к человеку?

Будьте добры!

Прошу вас!

Пожалуйста!

Будьте любезны!

3.Разговаривайте с людьми вежливо.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО РАЗГОВОРА:

    Разговаривай с людьми вежливым тоном, уважай старших.

    Во время разговора – не хвастайся.

    Разговаривай с людьми вежливо.

    Во время разговора употребляй, как можно больше, «волшебные слова».

    Будь внимательным к людям!

4. СТАНЦИЯ «Весёлая полянка».

Игры:

    «Угадай вежливое слово».

Маша знала слов немало, За подарком, за обедом

Но одно из них пропало. Это слово говорят,

А оно-то, как на грех, Если вас благодарят.

Говориться чаще всех. Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).

День был серый, непогожий, Наступила мышка

Над землёй густая тень. На ногу слону.

Добрый день! – сказал прохожий. Две минуты с лишком

Я ответил: - … (добрый день)! Слон не мог шагнуть.

После этого мгновенья Мышка огорчилась:

До конца большого дня -Ах, какая жалость – то!

Почему – то настроение Мышка извинилась:

Было добрым у меня. -… (Простите, пожалуйста!)

Слон сказал: - Ну, что же,

Ладно уж, бывает.

Вежливость тоже от боли помогает.

2. «Вежливые прятки».

Дети встают в круг, водящий с завязанными глазами – в центре. Один ребёнок из круга произносит вежливое слово, а водящий по голосу должен угадать, кто сказал это слово.

5.СТАНЦИЯ «Друзья».

Можно ли назвать вежливым человека, который обижает животных, не

любит их?

СТИХОТВОРЕНИЕ «Соседний щенок».

Привязали на цепь щенка,

Цепь холодная, коротка …

Говорят, уже через год

Подойди к нему – разорвёт.

А сейчас он тихонечко плачет,

Грустный хвостик под лапы прячет.

Стоит мне подойти поближе

Торопливо мне руку лижет

«Отпусти меня, отпусти».

Я глаза отвожу:

«Прости, ты не мой,

Понимаешь, не мой».

Грустный я ухожу домой.

Если б я великаном был,

Я тогда бы все цепи разбил!

Какие чувства вы испытали, прослушав это стихотворение?

6.СТАНЦИЯ «Вредные советы».

Послушайте стихи Григория Остьера и скажите, как надо поступать правильно.

Как нужно здороваться?

Если ты пришёл к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Ни кому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Вот и закончилось наше путешествие в волшебную, вежливую страну.

Запомним правила вежливого человека:

    В вежливости проявляется отношение к другим людям.

    Вежливый человек не причиняет другим неприятности.

    Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

    Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

    Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

И к совести не глухи, Поможете вы маме

Вы место без протеста … И помощь ей предложите …

(Уступите старухе). (Без просьбы – то есть сами).

Ежели вы вежливы И ежели вы вежливы,

В душе, а не для виду, То в разговоре с тётей,

В автобус вы поможете … И с дедушкой и с бабушкой...

(Взобраться инвалиду) (Вы их не перебьёте).

И ежели вы вежливы, И ежели вы вежливы, -

То, сидя на уроке, Тому, кто послабее, Не будете с товарищем… (Трещать, как две сороки). Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

А ТЕПЕРЬ ДАДИМ КЛЯТВУ:

Клянёмся вежливыми быть!

Всегда спасибо говорить!

Добрый день! До свидания!

Нет в мире выше звания!

4.ИТОГ:

Вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки необходимо в повседневной жизни.

Будьте всегда вежливы, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться! Только к вежливому, доброму и воспитанному человеку люди относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Чаще употребляйте вежливые слова, и тогда ваши желания будут исполняться.

Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней №21

Классный час на тему:

« Путешествие в страну Вежливость»

1-Б класс

Клас. руководитель Яловая Т.Н.

2016-2017 учебный год