Открытое занятие «Моя семья» для детей средней группы. Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №129 СП «СОЛНЫШКО»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

Конспект открытого занятия по социально-личностному

воспитанию в средней группе №2

Тема : «Моя семья»

Составила : воспитатель

средней группы №2

Абрамова Л.А

Цель: формировать у детей правильное представление о семье.

Задачи: 1.Образовательные: ввести понятие «семья», формирование правильного представления о семье: роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, сына, дочери; формирование представлений о трудовых обязанностях членов семьи.

2. Развивающие: развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно - ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Материал: конверт с письмом, рисунки «Лунтик», «Моя семья», мяч, детали для самостоятельной работы детей, клей.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Форма занятия: фронтальная.

Методы и приёмы: беседа, наблюдение, рассматривание рисунков, игры.

Предварительная работа: беседа с детьми о семье; разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»; наблюдение и запоминание: «Кто как трудиться в нашей семье?»; чтение художественной литературы о семье: сказки: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений: творчество А. Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту», работа с родителями: рисование рисунков «Моя семья».

Итоговая работа с детьми «Изготовление открытки для семьи»

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и встают в круг.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом:

«Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг».

Молодцы! Проходим и садимся на стульчики.

Презентация «Моя семья».

Друзья мои, утром в детский сад почтальон принёс письмо для нашей группы, хотите узнать что же в нём? Здесь фото. Узнаёте чьё? Послушайте, что пишет Лунтик:

Что такое «друзья» я знаю. Ребята, а что такое «семья» подскажите мне, пожалуйста!

Дети, на доске расположены ваши картинки. Лера покажи всем сою картинку и расскажи- кто здесь изображен. (Рассказ ребёнка по картинке)

Захар, здесь и твоя картинка, познакомь нас с ней. (Рассказ ребёнка по картинке)

И папу, маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, а как можно их назвать одним словом?

(Ответы детей: семья).

Беседа о понятии «Семья».

Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки - это члены семьи, все вместе они - это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.

Ребята, но, послушайте меня внимательно, в семье жить дружно очень важно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть. Запомнили? (Индивидуальные ответы детей).

Друзья мои, а сейчас мы с Вами встанем возле своих стульчиков и поиграем с нашими пальчиками в игру, которая называется «Моя семья».

«Моя семья»: «Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик- мама,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья».

Молодцы, присаживаемся на стульчики.

Ребята, а теперь Вы расскажите мне о своей семье:

Максим, подойди ко мне, пожалуйста, расскажи, с кем ты живёшь? Как зовут твоих членов семьи?

Настя, а ты хочешь рассказать о своей семье, тогда подойди ко мне? С кем ты живёшь? Как зовут маму, папу?

(Индивидуальные ответы детей).

Друзья мои, а у кого есть брат или сестра, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

Даша, как зовут твоего брата? Он старше или младше тебя?

Соня, как зовут твою сестру? Она старше или младше тебя?

(Индивидуальные ответы детей).

Молодцы! Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, загадку:

Стеклянные колеса
Не едут дальше носа,
За уши цепляются,
На носу катаются. (Ответы детей: очки).

А кто в семье всегда носит очки? (Ответы детей: бабушки, дедушки).

Правильно, друзья мои. У кого есть бабушки и дедушки, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

Максим, скажи нам, пожалуйста, как зовут твоего дедушку?

Костя, а как зовут твою бабушку?

(Индивидуальные ответы детей).

Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, они заботятся о Вас: и вкусно накормят, пожалеют и приласкают.

Ребята, а теперь мы с Вами отдохнём немножко:

Физ. минутка: «В понедельник»

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем, бег на месте)

А в субботу, танцевал (показ танц. Движений)

воскресенье торт я кушал, (изображаем)

а под вечер отдыхал (Сложить ладошки под щёку)

Молодцы, присаживаемся на свои стульчики.

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Друзья мои, скажите мне, пожалуйста, как друг к другу обращаются в семье? (Индивидуальные ответы детей).

Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. А сейчас и мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково», и назовём всех своих членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а Вы должны изменить это слово, но только ласково.

Например: «Мама - мамочка…(мамуля)»;

Папа - папочка, папенька, папуля;

Дочь-доченька, дочурка;

Сын - сынок, сыночек, сынуля;

Сестра - сестрёнка, сестричка;

Брат - братишка; братик;

Бабушка - бабуля;

Дед - дедушка, дедуля».

Дидактическая игра с мячом

«Кто как трудиться в нашей семье?»

Молодцы какие, всё Вы знаете, а сейчас я узнаю, кто и как трудиться в вашей семье? Встанем возле своих стульчиков. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а Вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у Вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или Вы.

Например: - Ходит на работу? Кто? (Ответы детей: мама, папа)

Готовит пищу? (Мама, папа, бабушка)

Ходит в магазин за продуктами? (мама, папа)

Учит уроки? (брат, сестра)

Вяжет носки, варежки? (бабушка)

Наводит дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы? (мама)

Играет в игрушки? (я, братик, сестренка)

Ребята, а Вы помогаете своим родителям по дому выполнять домашние обязанности?

(Индивидуальные ответы детей).

Кто хочет рассказать, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

Настя, давай начнём с тебя, расскажи нам, пожалуйста, как ты помогаешь своей маме?

Даша, а ты расскажешь, как помогаешь своей маме? Что ты для этого делаешь?

А теперь давайте послушаем Стаса, что он нам расскажет, как он помогает своим родителям?

(Индивидуальные ответы детей).

Молодцы, какие же растут помощники у нас!

Ребята, посмотрите, какая у меня в руках красивая открытка. Какой цветочек Вы видите на открытке?

(Ответы детей: ромашка).

Правильно, это ромашка. Ромашка - это символ семьи. Давайте и мы с вами сделаем такую же открытку только для Вашей семьи. Проходим к столу и садимся на стульчики. (Дети выполняют задания.)

Итог занятия:

Друзья мои, а теперь подведём итог нашего занятия. О чём мы с Вами сегодня говорили? А что Вам больше всего понравилось или запомнилось?

(Индивидуальные ответы детей).

Правильно, о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. Как хорошо, что у Вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Так и напишем в открытке с ромашкой Семья- это мама, папа, их дети, бабушка и дедушка, и отправим её Лунтику.

1. Появление опрятного, ухоженного Кузи

Наш друг решил переодеться, нарядился, как на праздник.

- Вот и домовенок Кузя сочинил стихотворение про свою родню. А вы внимательно слушайте, правильно ли он их перечислит своих родственников?

Мама с папой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка.

Я родных своих очень люблю!

Я им всем подарки дарю!

2.Загадка про дерево.

На экране появилась какая-то загадка. Я прочитаю, а вы с Кузей подумайте, о чем она.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели . (ответ: дерево)

Составление генеалогического древа.

Вот и выросло у нас дерево. Оно необычное, но мы с таким древом где-то уже встречались.

Где же именно? (когда составляли семейный альбом, родословную).

А давайте мы сейчас Кузе объясним, как составляется генеалогическое древо или родословная.

- Скажите мне, пожалуйста, кого нужно вставить в нижний овал?

Обратите внимание на сердечко, которое над ребенком, и оно охраняет его.

- Кого же мы вставим в эти окошки? (маму, папу – родителей, от слов «родили, родные»)

А теперь взгляните на окошки над папой (над мамой).

Чьи фото мы туда поместим?

- Кем являются ваши бабушка и дедушка для вашей мамы (папы)? (родителями)

А Кузя тоже составил свое генеалогическое древо. Посмотрите как это у него красиво и правильно получилось.

В овале нижнем появляется бабушки и дедушки. Кузя показывает свое генеалогическое древо на экране, радуется, что у него получилось.

4. семьЯ

- А вот вы с родителями делали страничку семейного альбома «На кого я похож?». Вы похожи на маму с папой, на бабушку с дедушкой (папиных родителей), на бабушку с дедушкой (маминых родителей).

А давайте сейчас сосчитаем всех наших родных.

Вы похожи на маму, папу, бабушку, дедушку, бабушку, дедушку. Посмотрите на экран, появилось 7 человек, а это значит, что это СЕМЬ Я).

6. Игра «А ты мне кто?»

Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!

Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, стан о вится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

5. Составление лимериков о семье - упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

А сейчас мы домовенка научим составлять лимерики – небольшие короткие стихотворения, нелепицы о родственниках (на экране появляется модель составления лимериков).

Смотрите внимательно на экран, а Кузя будет вам предлагать, на кого мы будем нелепицы сочинять.

(дедушка – …, бабушка – …, брат- …)

С чего нужно начинать лимерики? (с нахождения рифмы к объекту, затем сказать, что он делал и сделать вывод).

А как рифмуются лимерики? (1-2 строчки, 3-4 строчки и делается вывод).

Как можно по-другому назвать дедушку (бабушку, брата по аналогии)

7. Физкуль тминутка « Ладушки, ладушки » с целью обеспечить кратковременный активный отдых детей .

Ладушки , ладушки,Где были?У бабушки! (Хлопают в ладоши) А у бабушки ладониВсе в морщинах собраны.(Показывают руки ладонями вверх) А у бабушки ладониДобрые-предобрые.(Поглаживают ладони друг о друга) Все работали ладониДолгими годами.(Постукивает кулаками о ладони) Пахнут добрые ладониЩами с пирогами.(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваю т ся) По кудрям тебя погладятДобрые ладони.(Имитируют поглаживания) И с любой печалью сладятТеплые ладони.(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них) Ладушки, ладушки,Где были?У бабушки!(Хлопают в ладоши)

8. Свидетельство о рождении

Ребята, взгляните на экран. Кузя хочет узнать об очень важном, первом вашем документе. Взгляните на экран, и вы сможете назвать его.

Как он называется? (свид. о рожд.)

Что там написано? (как нас зовут, кто наши мама и папа, кто мы по национальности и где родились).

А вот сейчас вы и расскажете Кузе, что в ваших свидетельствах о рождении написано.

- Наш Кузя наводил порядок в доме, нашел половинки пословиц. Он будет доставать начало мудрых слов, вторую половинку вы будете продолжать. (На экране появляются первые части пословиц, на пр а вильный ответ детей появляются вторые половинки. Дети должны объяснить смысл этих пословиц)

« При солнышко тепло,… (при матушке добро).

« Нет лучше дружка,… (чем родная матушка).

« Родители трудолюбивы –… (дети не ленивы).

« Уважай отца и мать – … (будет в жизни благодать).

« Вся семья вместе … (так и душа на месте).

Тема : "Моя семья".

Цель : учить детей называть членов своей семьи. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья. Расширять знания детей о семье, её составе и взаимоотношениях. Сформировать у детей понятие о том, что семья - это самые близкие люди, они заботятся друг о друге. Развивать умение проявлять уважение к родственникам. Воспитывать любовь и уважение.

Словарная работа : родственники, дочечка, сыночек, фотографии, семья.

Материал : кукла, фотографии семей детей, большая картина с семьёй.

Ход занятия.

Воспитатель: Ой, посмотрите, кто к нам пришёл (показывает куклу). Какая красивая девочка. А давайте с ней познакомимся. Хотите узнать как её зовут? Поиграем в игру.

Д / и " Знакомство " .

Правила игры : Дети здороваются за ручку с куклой, произнося своё имя и спрашивая имя куклы. Например: "Меня зовут Саша, а тебя?"

Воспитатель: Девочке - кукле понравилось, что вы такие приветливые. И сегодня она хочет побыть на занятии и посмотреть что умеют наши дети. Она принесла нам большую картину с семьёй. Давайте её рассмотрим. Кого мы тут видим?

Вот люди пожилого возраста, кто это? (Дедушка и бабушка).

А ещё есть люди моложе. Кто они? (Мама и папа).

Ещё младше (Дочечка или сыночек).

Подумайте как одним словом можно назвать этих людей? (Семья, а родственники можно сказать?). Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - я,

Вот и вся семья.

Воспитатель: А вы ребята, кто для мамы и папы? (Сыночек и дочечка).

Физкультминутка.

Дети ходят по кругу и произносят:

У нас большая семья

В ней есть не только я.

(останавливаются)

Дочечки (хлопают в ладоши). Сыночки (топают ножками). 3 - 4 раза.

Воспитатель: А сейчас мы куклу познакомим с фотографиями наших семей.

Д / и " Моя семья " .

Воспитатель выбирает фотографию, а ребёнок, семья которого изображена на фотографии, рассказывает о своих родных.

Вывод : Дети вам понравилась игра? (да). Ребята, а возьмём куклу в нашу большую дружную семью? Мы ведь тоже с вами в садике и в группе большая дружная семья.

ОГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Братского района»

Открытое занятие: «Моя семья».

Цели : Расширить представления о семье как о родных, близких людях, которые любят, помогают и заботятся друг о друге, о важности и роли семьи в жизни человека;

Задачи:

    формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства.

    развивать речь детей; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

    воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к членам своей семьи, стремление помогать и заботиться о близких.

Социальный педагог: Накорякова Людмила Павловна

Дата проведения: май

Предварительная работа: рисунки детей, заучивание стихов, пословиц.

Ведущий.

Слайд 1

Добрый день, дорогие друзья! К нам приближается необычный день, 15 мая мы отмечаем самый добрый, самый теплый праздник - День семьи, день радости и счастья.

А что такое счастье? Несомненно, счастлив тот, кто может заниматься любимым делом, счастлив тот, кто любит и любим. И конечно же, счастье - иметь семью, в которой царит взаимопонимание и согласие.

Один великий писатель сказал: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме».

Слайд 2

Ребенок: Богдан Г.

Дом - это будни,

Дом - это праздник.

Дом - это творчество, это мечты,

Дом - это я, дом - это ты!

Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуты ненастья:

Ожидают его в доме том

Радость, надежда и счастье!

Слайд 3

Педагог:

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Недаром гласит народная мудрость «Жизнь прожить - не поле перейти». Но если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются и на душе у всех легко и радостно. Ведь «если семья вместе, то и душа на месте». И мир сразу раскрашивается яркими красками, и весело светит детям ласковое оранжевое солнышко.

Слайд 4 « семейные заповеди».

    Свято храните честь своей семьи.

    Любите свою семью и делайте ее лучше.

    Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь членам своей семьи.

    Дарите членам семьи радость.

    Умейте выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Слайд 5

Конкурс 1. «Собери пословицу»

1. Человек без семьи... (что дерево без плодов).

3. В гостях хорошо... (а дома лучше).

4. Вместе тесно... (а врозь скучно).

5. В недружной семье... (добра не бывает).

6. Дом согревает не печь... (а любовь и согласие).

7. Дома... (и стены помогают).

8. Мой дом... (моя крепость).

Педагог: Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о семье?

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    В семье и каша гуще.

    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    Семейное согласие всего дороже.

    В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Дерево держится корнями, а человек семьёй.

    У милого дитяти много имён.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Дети родителям не судьи.

А мы с вами отгадаем загадки, слушайте внимательно.

Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома - и не дома,

Между небом и землей.

Отгадайте-ка, друзья,

Где же я? ( Балкон .)

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Водопровод .)

А что было! А что было?

Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала,

Мама в ней белье стирала.

А потом, а потом

Я купался под дождем. (Душ .)

Деревянная дорога,

Вверх идет отлого.

Что ни шаг –

То овраг. ( Лестница .)

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдет,

Тот и руку мне пожмет. (Дверь.)

Висит в прихожей,

На грабли похожа. (Вешалка.)

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым.)

В избе - изба,

На избе - труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь.)

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь –

Все на ус мотает. (Электросчетчик.)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (Электрический ток.)

Без шофера, без колес,

А домой меня привез.

Прокатил меня почти

До дверей квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры. ( Лифт.)

Есть спина,

А не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит. (Стул.)

Молодцы! По реакции зала - наша разминка прошла успешно! В таком случае, двигаемся дальше! А кто из вас еще знает пословицы.

Слайд 6

Ребенок: Кристина СЕМЬЯ

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Слайд 7 Качества счастливой семьи?

Слайд 8 Уважение, любовь, верность, дружба, терпение, взаимопонимание.

Слайд 9

Конкурс 2 «Семейная переправа»

С помощью 2 газет команда на скорость должна переправиться на «другой берег».

-А теперь я предлагаю разгадать семейный кроссворд.

Конкурс4 «Семейный кроссворд»

1. Самый близкий и родной человек (Мама.)

2. Сестра мужа. (Золовка.)

3. Муж дочери. (Зять.)

4. Отец жены. (Тесть.)

5. Брат мужа. (Деверь.)

6. Дочь брата или сестры. (Племянница.)

7. Мать мужа. (Свекровь.)

8. Сестра жены. (Свояченица.)

9. Сестра мамы или отца. (Тетя.)

Слайд 10 Что объединяет семью?

Слайд 11 Потомство, общие интересы, традиции, поддержка, сотрудничество, забота друг о друге.

Слайд 12

Конкурс « Семейный поезд» (с шарами )

Ребята становятся в колонну в затылок другу, положив руки на плечи впереди стоящим. Воздушные шары зажимаются между животами задних и спинами передних участников. Дотрагиваться до шариков, поправлять их – нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры – пройти таким образом по некоему заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.

Слайд 13 . Назовите, кто относится к близким родственникам; кто относится к дальних родственникам

Слайд 14

Педагог : Задание .

Близкие родственники: Дальние родственники:

мама тетя

папа дядя

брат двоюродный

сестра двоюродная сестра

дедушка прабабушка

бабушка прадедушка

Вывод

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь , он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки – семья.

Семья – главное в жизни человека

Закончат наше открытое мероприятие песней о семье.

Песня в исполнении Вани и Леры «Гимн Семьи»