Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста. Конспект открытого занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Путешествие с капелькой Эксперименты в группе раннего возраста

МДОУ "Детский сад №66"

Подготовила: Воспитатель Тараканова Н. И.

Картотека познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе.

Сентябрь

Тема № 1 «Свойства песка»

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.

Оборудование: песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают о песке

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы

Опыт №1 «Почему не получился куличик»

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Описание опыта

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

Описание опыта:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.

В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.

На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты

Опыт №3. « Песок и земля»

Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

Описание опыта:

У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево. Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля сухая, твёрдая, а песок - рассыпчатый.

Опыт № 4. «Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).

Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого).
Воспитатель: а теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.

Опыт № 5. «Из чего состоит песок»

Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

Физминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Опыт № 6. «Движение песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ход: ребята, как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?

Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.

Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчику. Во время рисования звучит спокойная музыка.

Тема №2 «Ветер по морю гуляет»

Опыт № 1 «Море»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.

Описание опыта: В глубокую емкость набрать воду, пустить бумажные корабли. Дети сильно дуют.

Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

Воспитатель: в некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я гоняю стаи туч,

Я волную сине море

Всюду вею на просторе.

Воспитатель: Ребята, сильный ветер - это плохо, как вы думаете почему?

Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель: Сильный ветер - это хорошо, как вы думаете почему?

Дети: Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

Вывод: Сильный ветер - это очень сильное движение воздуха оно опасно.

Опыт № 2 «Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

Ход опыта:

Предложите малышу скомкать один лист бумаги. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Опыт № 3 «Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта:

Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки. А теперь – пусть нажмет на бутылку. Что заставило шарик надуться? Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.

Опыт № 3 «Дети машут веером»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Описание опыта: ребята я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали? Ветерок.

А вот вам листы бумаги, и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали? Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение. Что такое ветерок? Это слабое движение воздуха.

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо, что дует ветер!

Хорошо, что этот лес вырос прямо до небес

Хорошо, что в этой речке очень синяя вода

И мы дружные всегда.

ОПЫТ №4 «Иллюстрация песчаной пустыни»

Описание опыта: Перед каждым ребенком стеклянная банка с песком. Песок в банке - это личная пустыня ребенка. Дети дуют в банку, через трубочки. Что с ним происходит? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыни, они называются барханами, с помощью ветра песок путешествует по пустыни.

Опыт № 5 «Волны»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Описание опыта:

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

Тема № 3 «Узнаем, какая вода»

Ход: загадка:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт № 1«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Описание опыта: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Вода прозрачная, а молоко - нет.

Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Нет.

Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап...

Только кто её поймёт - Недоумённо разводят руками в

Кап, кап? стороны

Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава... Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.

Б. Заходер

Опыт №3 «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт № 4 «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой. А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Тема № 4 «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Ход: дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука!

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Опыт №1 «Бумага мнется»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Описание опыта:

Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Верно, о бумаге. Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей). Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще. Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей).Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей). Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей). ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ И РВЕТСЯ.

Опыт № 2 «Бумага намокает»

Описание опыта:

Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

Опыт № 3 « Бумага для рисования»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).

Описание опыта: возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось? Закрепляем рисунком на выбор.

Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.

Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.

Тема № 5 «Снег, какой он?»

Опыт № 1 «Снеговик»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Описание опыта:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают. Что это? (Снеговик), Вы хотите с ним поиграть? Снеговик рассказывает: “Я хотел слепить из снега “пирожки”, но не умею”. Как же помочь нашему Снеговику?

Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить “пирожки”).Из чего? (Из снега), Где взять снег? (На улице)

Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег.

“В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?” (Тепло).

Показ воспитателя. Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”. Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (“рыбка”, “цветочек”, “бабочка” и т.п.).Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком.

Самостоятельная работа детей.

Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика.

Опыт № 2 «Мы снежинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Описание опыта:

Послушайте загадку.

Он пушистый серебристый

Но рукой его не тронь

Станет капелькою чистой

Как положишь на ладонь

Что это такое?

Да, ребята снег. Это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки – это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду? Нет, снег не слипает? А в теплую погоду снег, какой? Сырой, тяжелый, липкий, влажный. А кто из вас наблюдал, как падает снег в теплую морозную погоду? Хлопьями, отдельными снежинками. Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая. А что будет со снегом в теплом помещении? Снег растает и получится вода.

Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять "

Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой.

Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной? В теплой.

Опыт № 3«Снег холодный и белый»

Цель: выявить свойства снега.

Описание опыта:
Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:
- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?
- Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).
Предлагает детям поочерёдно взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения).
- Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони).
- Вы чувствуете, как идет тепло? Что ты чувствуешь, Егор? А ты, Маша?
(индивидуальные повторения).
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки.
- Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги).
- А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета.
- Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан.
- Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? (Снег растаял)
Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду.
В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.
- А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).
- А откуда тогда можно пить? (Из крана, чайника, баллона).
- А почему из крана, чайника, баллона воду пить можно, а из растаявшего снега нельзя? (Она грязная).

Тема №6 «Свойства льда»

Опыт № 1 «Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

Описание опыта: сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)

А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.

Физминутка. (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).

Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом?

Опыт № 2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Описание опыта: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Описание опыта: воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке

Рассмотреть с детьми воду, налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).

Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

Опыт № 4 «Цветные бусы»

Также сделать бусы из коробки из - под конфетами. В формы очную коробку залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз.

На прогулке предложить посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить деревья на участке и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.

Тема № 7 «Плавает-тонет»

Опыт № 1 «Мяч»

Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Описание опыта: Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).

Серёжа, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.

Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду (ребёнок выполняет действие).

Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.

Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

Иди Серёжа, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза). Вызываю по очереди всех детей.

Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

Поняла Катя? (кукла говорит спасибо).

Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя.

И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.

Опыт № 2 «Разноцветная вода»

Цель: закрепить свойства воды

Описание опыта: предложите детям стать «волшебниками» и сделать воду разноцветной. Спросите их, как прозрачная вода может изменить свой цвет?

Возьмите несколько емкостей с прозрачной водой, приготовьте кисть и гуашь. Используя краску, вместе с детьми окрашивайте воду в стаканчиках, как она изменяется.

Вы уже проводили опыт «Прозрачность воды», попробуйте опустить игрушку-киндер или ложечку в стакан с краской, обсудите плавает - тонет. Сделайте вывод: в светлой краске – игрушка видна, но не полностью, а в темной игрушку – не видно.

Опыт № 3 «Плавает, тонет или растворяется»

Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Ход опыта:

Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду. Предложите малышу взять камень и медленно, и осторожно, без всплесков, опустить его в воду. Теперь смотрим, утонул ли он. Пинцетом малыш вынимает камень, кладет в коробочку для предметов, которые тонут. Теперь пускай повторит опыт для дерева и других предметов. Каждый из них малыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С тем, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ.

Вывод: Тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяется сахар и соль.

Опыт № 4 «Что тяжелее?»

Цель: сравнить свойства песка, камня, в воде.

Оборудование: камни, сухой песок, банка с водой, песочные часы.

Ход опыта: дети располагаются вокруг стола педагога. Сенсорное обследование объектов природы: рассматривание, ощупывание, нажатие. Дети могут бросить камень на пол и услышать его стук, прослушать шуршание струйки песка, звук льющейся воды с последующим их сравнением.

Педагог в банку с водой опускает одновременно камень и песок, а дети наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше - они тяжелее. Песок осел на дно позже камня - он легче.

После серии опытов можно подвести итог об использовании природных материалов (песка, камней) в быту. Демонстрация песочных часов, игрушек и т.д.

Тема № 8 «Угостим петушка и курочку зернышками»

Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»

Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность.

Оборудование. Крупа, ситечки, ведёрки, миски, песок.

Описание опыта: как отделить мелкую крупу от крупной? Предложить попробовать отделить руками. Трудно и долго. Показать, как можно быстро, (например, гречку от манки) используя сито. Отметить, что это более удобно. Раздать ситечки, песок и камешки. Дети просеивают песочек самостоятельно. Почему камешки остались в ситечке? Делают вывод.

Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»

Цель: сравнить свойства крупы.

Оборудование: стеклянная банка (именно прозрачный сосуд, для того, чтобы дети могли видеть, какие изменения происходят, горох, фасоль, греча (можно брать любые другие крупы, самое главное, чтобы они были разной формы, величины, цвета).

Описание опыта: воспитатель подходит к уголку экспериментирования и говорит: «Посмотрите, какой беспорядок!» Ну, естественно дети моментально реагируют, подбегают, и начинают выяснять, что произошло. Подбежать могут все, но постепенно останется несколько человек, остальные могут пойти и заниматься дальше своими делами. Вскоре они замечают, что крупа в банках перемешена.

Как вы думаете, что произойдет, если банку потрясти? (Ответы детей)

А хотите попробовать, и увидеть, что же получиться? (Ответы детей)

Вспоминаем правила безопасности! Но сначала, ребята, нам нужно вспомнить, чем же могут быть опасны мелкие предметы? (Ответы детей)

В уши, нос нельзя совать мелкие предметы,

Могут там они застрять,

Помните об этом!

Педагог: а теперь сделайте так: осторожно, но энергично, потряхивайте банку. Что вы видите? (Ответы детей)

Делаем вывод: более крупные плоды фасоли и гороха оказываются сверху.

Педагог: переложите фасоль и горох в баночки (вовремя перекладывания обсудите с детьми форму, размер, цвет).

Педагог: Как вы думаете, почему крупные плоды появились на поверхности?

Делаем вывод: Более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными, плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность.

Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

Описание опыта: рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.

«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»

Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:

Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!

А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!

Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.

Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!

1 способ. Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.

Опыт № 4 «Проращивание фасоли»

Цель: расширить представления детей о росте растений.

Последовательность наблюдения опыта: выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его на лоток с влажной марлей (ватой) – это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток. На втором этапе - дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают. Наблюдают за появлением первого листа у растения. В дальнейшем наблюдают за ростом растения.

Тема № 9 «Травка зеленеет, солнышко блестит».

Опыт № 1 «Огород на окне»

Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Описание опыта:

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) в луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите какого цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из не вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковице правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Опыт № 2 «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

Последовательность наблюдения: в зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят за раму, затем наблюдают за распусканием почек.

Тема № 10 «Солнечные зайчики» - поиграем с солнышком.

Опыт № 1 «Солнечные зайчики»

Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

Выполнение эксперимента: воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами. Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно только в освещенном помещении.

Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».

Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пр

Конспект открытого занятия в первой младшей группе

по экспериментированию

"В гостях у лисички".

Программные задачи:

    Закрепить знания у детей о свойствах различных предметов: воды, песка.

    Формировать интерес к экспериментальной деятельности.

    Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений..

    Побуждать детей распределять различные по форме, размеру и структуре предметы в отдельные емкости;

    развивать умение детей дуть, с необходимой силой, на мыльную пену, перемещая их таким образом;

    формировать умение детей обращаться с песком;

    доставить радость детям.

    Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие

Материал:

Ростовая кукла "Лисичка"; различные баночки; смесь из сухих фасоли, макарон и разноцветных камешков; таз с водой; формочки-транспорт; космический песок, диск с детскими песнями;

Программное содержание:

Воспитатель: Ребята, мне пришло письмо от Лисички. Она приглашает нас с вами в свой волшебный лес. Хотите пойти к ней в гости?

Дети: Да!

В: Тогда отправимся прямо сейчас, но, подходя к лесу, мы должны спеть Лисичке песенку, чтобы она услышала нас и вышла встретить.

Воспитатель с детьми шагает под музыку по группе, подходя "к лесу", состоящему из трёх столов, накрытых тканью, они останавливаются.

В: Вот мы и пришли. Давайте все вместе споём песенку про лису.

са-са-са это хитрая лиса

су-су-су и живёт она в лесу

Лисичка: Ох, слышу мою любимую песенку, не иначе как мои друзья из детского сада пришли меня навестить. Здравствуйте!

Лисичка: Приглашаю вас в мой лес. Ребята, а вы не помежете мне найти мои драгоценные камешки. Сегодня я тщательно прятала их от волка, что увлеклась и теперь сама не могу их найти. Поможете?

В: Поможем нашей лисичке?

Дети: Да

В: Лисичка, ты нам подскажи где примерно ты прятал камушки?

Л: Я сначала была у озера. Давайте я вам покажу. Ой, вот же и моя водичка. Может там я уронила.

В. : А давайте поможем Лисичке. Здесь у нас водичка с пеной. Посмотрите. А давайте все вместе подуем на пену и посмотрим нету ли там камушек…

В: Пену сдули и донышко видать. А как мы увидели донышко, там же вода. Вода у нас какая?

Д: Прозрачная

В: Молодцы, Лисичка в водичке нету твоих камушек. Давайте искать дальше…

Л: Ой, моя песочница. Я здесь очень люблю играть и лепить фигурки. Посмотрите как я много их слепил.

В: А может в песке ты свои камушки закопал. Давайте посмотрим. Ой сколько много интересных фигур ты слепил. Посмотрите, ребята, что же слепила наша Лиса

В: Самолет, кораблик и машину. А давайте мы лисе расскажем, самолет у нас едет или летит, а кораблик….., грузовик…..

В: А сейчас ручками поищите камушки в песке…

/Воспитатель вместе с детьми ищут камушки в песке руками/

В: Лисичка и здесь нету твоих камушек. Идемте дальше.

Л: Ой, мои игрушки/фасоль, макароны, камушки/. Наверно здесь где-то спрятала мои драгоценные камушки.

В: Мы можем разложить все по местам, по баночкам, чтобы быстрее найти все камушки.

/Дети разбирают содержимое, пока не находят все камушки./

Л: Вот здорово! Спасибо вам мои друзья! А эти камушки я приготовила вам, чтобы вы у себя в группе смогли с ним поиграть…

В: Спасибо тебе Лиса. Мы очень рады такому подарку. Ну нам пора уже в группу возвращаться

В: Спасибо Лисичка, что пригласила нас к себе в свой волшебный лес.

Л: Приходите ещё. Я всегда рада вас видеть

В: До свидания!

Дети прощаются с лисичкой.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Конспект открытого ООД

в первой младшей группе

по экспериментированию

"В гостях у лисички"

Дата проведения: апрель 2017г.

Провела: Иштубаева С.А.

(младшая группа)

Воспитатель МБДОУ «Ягодка» . г.Ноябрьск Ерошко Э.М.

Воспитателем в детском саду я работаю 32 года. За время работы мне довелось работать с детьми разного возраста. Самый ответственный период – адаптация ребенка в ясельной группе, это сложный этап и одновременно интересный. Когда плачущий малыш не хочет отпускать маму, нужно собрать все свои умения, навыки, приемы, набраться терпения, чтобы сделать так, чтоб малыш забыл о маме, отвлекся и не плакал.

Работа с детьми старшего возраста имеет свою особенность. Здесь необходимо быть старшим другом. Другом знающим, умеющим, способным помочь и научить. Стараюсь для детей быть другом, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни. Но и воспитать положительное отношение к окружающему миру, к самому себе.

В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.

Главная задача для меня – идти вперед, осваивая инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывая доброе старое. Мне необходимо наполняться знаниями, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Стараюсь развивать в себе такие качества современного воспитателя, как терпеливость, доброжелательность. Ведь мне приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Родители детей для меня единомышленники, помощники, друзья. Вместе делаем одно дело – воспитываем детей..

В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» (К. Е. Тимирязев) .

Ребенок-дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.. понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности я начала работу с построения предметно-развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр-экспериментов, разработала перспективный план по экспериментальной деятельности, оформила картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности.

Основными вопросами, намеченные для проработки, это подбор литературы по проведению и организации исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте в игровой форме и с использованием игровых персонажей, организация и наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий по экспериментированию, согласно тематическому плану был разработан цикл занятий и картотека опытов.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях. На родительских собраниях убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Для родителей постоянно проводятся консультации о роли экспериментирования в жизни детей, разработаны советы для родителей «Какие опыты можно провести дома» . Была создана фотовыставка детской экспериментальной деятельности. Тема оказалась для родителей достаточно интересной, и они с удовольствием откликнулись на все предложения. В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях. Таким образом, для выполнения поставленных задач объединены усилия дошкольного учреждения и семьи.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1) .

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2) .

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4) .

Педагогам ДОУ была показана презентация «Игры-эксперименты в младшей группе» (Приложение 6)

Приложение 1.

ПЛАН ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО

САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

(младшая группа)

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

  • формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
  • углублять представления о живой и неживой природе;
  • способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Приложение 2

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

  1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.) ;
  3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.) ;
  4. Разные виды бумаги, пластилин;
  5. Красители пищевые и не пищевые;
  6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.) ;
  7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.) ;
  8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито) .
  9. Детские фартуки;
  10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
  11. Схемы проведения опытов.
  12. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
  13. Свойства воды;
  14. Воздух и его свойства;
  15. Твердое тело: камень; песок
  16. Свойства бумаги

Приложение 3

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим

Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.

Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные

Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют» ; д/игры: «Больше-меньше» , «Собери в корзинку» ; наблюдения в природе

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.

Ход занятия

Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости, в свою лабораторию. Пойдём? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного. Дети одеваются и проходят.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины) . Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много. (ответы детей) . А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.

Вывод: Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.

А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой.

Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами стоят два тазика, один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей) . А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей) .

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.

Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте прощаться с профессором Знайкиным.

Занятие 2

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.

Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.

Воспитывать желание помогать близким.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.

Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый

Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку» , «Чудесный мешочек» ; «Какого цвета?»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришёл профессор Знайкин. Знайкин приглашает нас снова провести опыты, одевайте халаты. Дети одевают халаты и проходят к столу. На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие) .

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие Ответы детей. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подоконник, а другой мешочек положим на батарею.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с профессором.

Занятие 3

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.

Дать представление о том, что воздух невидим.

Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.

Обогащать словарь.

Вызвать положительные эмоции настроя.

Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.

Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая

Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку» ; дыхательное упражнение «Бабочки»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия

Позвонил телефон, звонит профессор Знайкин. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем халаты. Дети одевают халаты. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй» . Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.

Тоже самое проделать с толстой бумагой.

Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Ребята, вам понравились опыты с профессором Знайкиным. Дети повторяют чем они сегодня занимались. Прощаются, снимают халаты.

Приложение 4

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Тема: «Что получиться?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком

Тема: «Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет) . Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да) . Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (По тому что песок намочили) .

Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом

Тема: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух) . Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает) . Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие) . Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый) .

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Тема: «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони) . Почему? (Потому что он легкий) . Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает) . Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая) .

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Приложение 5

Сценарий родительского собрания

Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста

Форма проведения собрания: семинар-практикум

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.

Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

  1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи» .
  2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. 2 часть.

Элементарные опыты:

Разноцветная водичка»; «Песочек» ; «Выпустим воздух из стакана» ; «Помоем камешки» ; «Тонкая – толстая» , «Раскрашивание водички»

Приложение 6

Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Работает экспериментальная лаборатория, в которой собрано всё необходимое оборудование для проведения опытов.

  • Приложение 7. Презентация «Экспериментирование в младшей группе»

Опыты и эксперименты с водой

Игра «Бульбочки» . Дети опускают в воду резиновые игрушки и наблюдают, как выходят пузырьки воздуха из воды.

«Воздушные пузыри» - при помощи соломинки можно сделать пузыри в стакане

«Окрашивание воды» - интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.

«Из пустого в порожнее» - Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой. Для этой игры используются бутылочки из под шампуней, баночки разных форм и размеров

«Шарики в воде» - Тренировать мелкую моторику

Опыты и эксперименты с песком

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Песок бывает сухой и мокрый. Сухой песок может сыпаться, мокрый песок

принимает любую нужную форму.

«Игры с вертушками» «Сделаем ветерок»

«Надуйте шарики»

«Мой веселый звонкий мяч»

«Надуйте шарики» «Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

«Лодочка, плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха

  • Совершенство самообразования:
  • Знакомлюсь с современными методиками по теме детского экспериментирования

Принимаю участие в конкурсах педагогического мастерства, в конкурсах инновационных проектов.

  • Сотрудничество с педагогами и родителями детского сада.

Провожу ежегодно консультации по теме детского экспериментирования, деловые игры-опыты, семинары по проблемным ситуациям, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. Также ежегодно занимаюсь организацией различных конкурсов: конкурсы поделок из природного материала, конкурс поделок из «бросового материала

Для родителей постоянно обновляется наглядная информация.

Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.

Изучаемая литература:

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н.В. Нищева 2013г.
  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
  • «Песочные игры» , Игорь Пелинский
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» . Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н.В. Нищева
  • «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» . Н.В. Нищева;
  • Мартынова Е.А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
  • Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, издательство «Учитель»
  • «Элементы песочной терапии» - развитие детей раннего возраста Н.В. Зеленцова-Пешкова

Проект в группе раннего возраста детского сада «Мыло пенится, смотрите!»

Выполнили: Гараева Е. Н., Гудырева А.В. воспитатели.

декабрь, 2016 год.

Актуальность:

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся.

Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.

Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.

Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.

  • Побуждать к речевому общению.
  • Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».

При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.

Вид проекта: Краткосрочный, групповой — 1 неделя.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.

Оборудование: Тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри, зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).

Продукт проекта:

  • Фото отчёт проведения проекта.
  • Картотека игр-экспериментов с детьми раннего возраста.
  • Коллективная работа с детьми. Работа с родителями:
  • Разучивание с детьми стихотворений, потешек дома. Чтение сказок.
  • Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков».
  • Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий.
  • Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.
  • Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций; игровые ситуации, выполнение режимных моментов.Этапы реализации проекта.

I . Подготовительный этап:
Наблюдение за детьми.
Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.
Организация предметно-развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

II .Основной этап реализации проекта:


1 день:
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).А над ручками, как тучки (руки вверх).Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).

Игра «Сделаем пену»


Цель: Уточнить знания о свойствах воды(вода пенится).
В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод – мыло в воде – появляется пена.

2 день:

«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!»


Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»
Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная)
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

3 день:

Игра- эксперимент «Поймай пузыри!»


Цель: Развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены(лёгкая, воздушная).Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!Игра- эксперимент «Дорожки по зеркалу»

Цель: Развивать творческое мышление, мелкой моторики.
Дети совместно с воспитателем намыливают руки и проводят прямые линии.
Вывод – пеной можно рисовать.

4 день:

Игра – эксперимент «Найди игрушки»


Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.
Вывод- пена прячет игрушки (она на прозрачная)

5 день:

Игра «Помощники Мойдодыра»


Цель: Обогащение игрового опыта,выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод- мыльная вода отмывает «грязь».

Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри»

Вывод:

У детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах пены.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.

Конспект проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми первой младшей группы «Колобочки»

Педагог: Егоршина Ирина Владимировна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Колокольчик» комбинированного вида, Катав-Ивановского муниципального района
Тема: «Построим домик для жучка»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать личный познавательный опыт детей.
- Знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка
- Развивать у детей инициативу, активность, самостоятельность в опытно-экспериментальной деятельности.
Методы и приемы:
1. Словесные : наводящие и проблемные вопросы, поощрение, предвосхищающая оценка, объяснительный показ, художественное слово (песенка жука)
2. Наглядно-модельные : иллюстративный материал (плакаты солнечной и дождливой погоды)
3. Имитационно-игровые : сюрпризный момент, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, обыгрывание игрушки, музыкальное сопровождение, сюжетная подвижная игра.
Развивающая среда: плакаты солнечной и дождливой погоды, игрушка жук, ящики с сухим и мокрым песком, зонт
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Солнечный день», «Дождливый день», организация подвижных игр, игра с песком.

Примерный ход мероприятия

Сюрпризный момент (дети играют на ковре)
Стук в дверь, жужжание (аудиозапись) жука. В группу влетает жук.
Воспитатель: Друзья посмотрите кто это к нам залетел?
Дети: Жук (примерные ответы детей)
Воспитатель: Ребятки давайте поздороваемся с жучком
Дети: Здравствуй
Воспитатель: Добрый жук, а почему ты такой расстроенный?
Жук: Как мне не быть расстроенным, был у меня песчаный домик, но налетел сильный ветер и сдул его, теперь мне негде жить. Что делать даже не представляю.
Воспитатель: Не расстраивайся жучек, мы с ребятами тебе обязательно поможем, Поможем детки?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребятки, Жучек у нас в группе как раз есть песочек, из которого мы сможем сделать новый домик. (обращаю внимание на стол с песком)

Опыт №1 «Сухой песок может сыпаться. Песок это множество песчинок»

Воспитатель: Какая чудная солнечная погода (показываю плакат с солнечной погодой, какой теплый сухой песок.
Воспитатель: наберите в кулачек сухой песочек и выпустите его тонкой струйкой. Что происходит с сухим песком?
Дети: ответы
Воспитатель: попробуйте нарисовать пальчиком на сухом песке. Легко рисовать?
Дети: ответы
Воспитатель: Я возьму лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Для того чтобы нам построить домик для жучка нужна большая горка песка, надо много песчинок. (насыпаю горки песка). Много песчинок в горке?
Дети: ответ
Воспитатель: давайте теперь попробуем построить домик для жука, насыпаем песок в ведерко и переворачиваем. Ой, что же произошло?
Дети: песок рассыпался, домик не поучился.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами узнали, что сухой песок сыпется. На сухом песке можно легко рисовать, песок – это множество песчинок, но из сухого песочка домик не построить.

Звучит аудиозапись звук грома и дождя, я открываю зонт и все убегают на коврик, прячутся В это время меняется ящик с сухим песком на ящик с мокрым, и вешается плакат «Дождливая погода»

Воспитатель: Какой сильный дождик пошел, кажется солнышко выглядывает. Ребятки я предлагаю вам сыграть в игру «Солнышко и дождик» (музыкальное сопровождение Марии Александровны).
Воспитатель: весело поиграли, вам понравилась игра?
Дети: да
Воспитатель: мы совсем забыли, что обещали помочь жучку построить домик. Подходим к столу с мокрым песком
Воспитатель: посмотрите ребятки, после дождя песочек стал мокрым, потрогайте его ручками.

Опыт №2 «На мокром песке остаются следы, отпечатки. Мокрый песок принимает любую форму»

Воспитатель: друзья попробуйте сделать отпечаток ладошки на мокром песке, оставить следы. Получается?
Дети: да, получается
Воспитатель: Возьмите мокрый песок в кулачек и попробуйте высыпать. Получается?
Дети: нет
Воспитатель: положите его в ведерко. Сделайте фигурку, получается?
Воспитатель: из какого песка получилось сделать фигурку?
Дети: из мокрого
Воспитатель: Мы с вами узнали, что на мокром песке остаются отпечатки, что мокрый песок не сыпется и он принимает любую заданную форму.
Воспитатель: теперь мы с вами можем построить домик для жучка (делаем)
Воспитатель: отлично получилось, какие вы молодцы. Жучек, а тебе понравилось?
Жук: Да, очень красивый домик, я так рад, что вы мне помогли. Вы такие замечательные друзья!
Жук: (поет песенку)
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Дом построили жуку
Буду в домике я жить
И с ребятками дружить!
Жук: Друзья, за то, что вы мне помогли, я хочу вас отблагодарить. Примите подарочек от меня! (конфеты или фрукты)