Новый год по буддийскому календарю. Буддисты россии встретят новый год по лунному календарю. Навестить родных и вывесить Хий Морин

ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА

САГААЛГАН - 2016

9 февраля 2016 года наступит новый год по буддийскому календарю - год Красной огненной Обезьяны.

По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски - Сагаалган ) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.

5 февраля, пятница, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану.

6 февраля, суббота, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

7 февраля, воскресенье, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал . С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» - бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» - для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.

В 17 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба , после чего разведут ритуальный костер . Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу - символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта - собирая дурные слова, по груди - очищая душу, потом в ладошках - как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер. В то же время ламы готовят так называемый «соор» - увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

8 февраля, понедельник - день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00 - Сахюусан хурал, с 15:00 - молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).

С 22:00 до 5:00 9 февраля - торжественный молебен Балдан Лхамо , посвященный встрече Нового буддистского года Красной огненной Обезьяны.

9 февраля, вторник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо , будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).

В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен - тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах , которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 9 февраля по 23 февраля.

При этом принято на второй день Сагаалгана , 10 февраля, среда, вешать хий морины - совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов - Хий Морин Сан . «Конь ветра удачи» - это символ, показывающий состояние благополучия человека.

На 15 день Монлам Ченмо , 23 февраля, вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 24 февраля, среда, будет прочитан Додудба - текст из сутры Праджняпарамиты. 25 февраля, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал , посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

04.02.2013

По буддийскому лунному календарю Новый год наступает в первое весеннее новолуние или в 1-го числа первого лунного месяца. Как правило, оно выпадает на конец января – начало марта. Буддийские ламы-астрологи каждый год заново рассчитывают точную дату празднования. В этом году, согласно их расчетам, Бурятия встречает Новый год 11 февраля 2013 года.

Празднование Нового года – Сагаалгана(в пер. Белый месяц) – в Бурятии традиционно начинается на 29-й день двенадцатого лунного месяца. В этот день, 9 февраля, в монастырях и дацанах пройдет особый обряд очищения и устранения всех препятствий с помощью огня — Дугжууб. Подготовка к этому обряду проводится в каждой семье и включает в себя обтирание тела свежеизготовленным тестом, что символизирует избавление от негативных мыслей и поступков. Затем из этого теста лепят фигурки человечка и относят в храм, где складывают в ритуальный костер. Ламы и монахи проводят специальную церемонию очищения и растворения негативных энергий и зажигают костер. Считается, что все негативное и все препятствия сгорают в этом костре.

На следующий день, 10 февраля, во всех дацанах Бурятии пройдут хуралы (церемонии), посвященные защитнице учения Будды — Балден Лхамо. На хурал принято приносить молоко, свежезаваренный чай, пищу и другие подношения Балден Лхамо. Для того, чтобы получить ее благословение, в эту ночь не ложатся спать – можно медитировать и читать мантры дома, можно присутствовать на церемониях посвящения в храме. Считается, что обращение к защитнице Балден Лхамо в эту ночь имеет особую силу – оно может помочь в устранении трудностей и решении сложных вопросов. Весь день и всю ночь в дацанах идут торжественные службы, которые завершаются утренним хуралом Сидор Лхамо в честь наступления Сагаалгана.

В 6 часов утра, после завершения молебна в домах устраивают застолье. На праздничном столе обязательно присутствует белая пища – творог, молоко, масло, сметана. Первый день принято проводить в кругу семьи. Празднование Белого месяца продолжается вплоть до полнолуния. В это время ходят в гости к друзьям и родственникам, обмениваются подарками, устраиваются застолья. В храмах каждый день проходят праздничные службы.

Тува также встретит традиционный Новый год 11 февраля. Он называется Шагаа и символизирует начало новой жизни.

Как и в Бурятии, важную часть праздника занимает обряд очищения огнем – Сан Салыр. Принято считать, что участвующим в нем, в новом году будут покровительствовать добрые божества и сопутствовать успех и удача. Шага также празднуют в течение месяца. В это время тувинцы устраивают обильные угощения для друзей и родственников. Здесь также особое место на праздничном столе занимают молочные или «белые» продукты такие как заквашенное молоко (хойтпак), сушеный творог (курут).

В Калмыкии уже отметили Зул (праздник здесь прошел 8 декабря). По традиции вся семья с раннего утра готовит национальные угощения (борцоги, чай). Потом все посещают утренний праздничный хурал в храме. По возвращении, можно отправиться в гости. Но после захода солнца вся семья обязательно собирается за праздничным столом и вместе встречает Новый год. А 11 февраля также будет отмечаться праздник Цаган Сар (Белый месяц), перед этим праздником принято делать большую уборку в буддийских храмах и дома, также проводят различные очистительные обряды. Это традиционное время для посещения родственников и приготовления борцоков (традиционного блюда).

Истоки традиции празднования буддийского Нового года и в Калмыкии, и в Бурятии и Туве лежат в Тибете, откуда в 7 веке в Россию пришло буддийское учение, а с ним – и традиционные буддийские обряды встречи Нового года. Расчет точной даты праздника по астрологическим таблицам берет свое начало в Тибете. Однако из-за разницы в вычислениях они могут не совпадать в разных странах. В этом году тибетский Новый год будет отмечаться…

В канун праздника проходит череда очистительных обрядов. Так, например, бурятский обычай лепить фигурку человечка своими корнями лежит в схожих тибетских обрядах очищения. На 22-й день 12-го месяца тибетцы готовят из теста линга — фигурку человечка, к которой крепятся шерстяные и шелковые кусочки ткани, украшения и монетки, а затем призывают злых духов войти в линга. А на 29-й день двенадцатого месяца в дом приглашают ламу, который должен унести фигурку.

В монастырях в канун Нового года разыгрывается мистерия Чам, которая включает танцы лам в масках, символизирующие окончание старого года и удаление препятствий в новом году, мирян с мечами, а также торжественное выбрасывание линга. Празднование Лосар продолжается в течение двух недель, в течение которых в монастырях проходят церемонии благопожеланий.

Сагаалган (Цаган Сар) или праздник Белого месяца - это буддийский Новый год, который не имеет фиксированной даты и празднуется согласно данным астрологических таблиц, сформированным по лунным месяцам. Какого числа наступит Сагаалган в год Огненного петуха? Что особенного в этом празднике? Как его правильно встретить и провести?

Сагаалган - один из главнейших праздников у монгольских и некоторых тюркских народностей, символизирующий начало весны, обновления природы и человека, а также надежды на всё новое, прекрасное и доброе.

Когда же наступит Сагаалган в 2017 году? Если в 2016 году этот праздник отмечался в ночь с 8 февраля на 9-е, то в 2017-ом буддийский Новый год - 26 февраля.

Особенности Сагаалган

За три для до наступления Сагаалган в религиозных заведениях проводится особый молебен, посвящённый десяти божествам-защитникам учения Дхармы, которые пытаются образумить всех противников буддизма (дхармапалам). Особое уважение среди них занимает богиня Балдан Лхамо - покровительница Лхасы (столицы Тибета). В её честь проводится отдельный молебен в канун Сагаалган.

Чтобы получить благословение богини Балдан-Лхамо, рекомендуется не спать всю ночь либо же проснуться в 4-5 утра. Именно в это время до восхода солнца в дом заходит данное божество. Если упустить этот момент, то счастья в новом году не будет. А если Балдан-Лхамо увидит человека бодрствующим, то обеспечит ему своё покровительство и поможет в разрешении сложных житейских ситуаций.



В храмах проводятся хуралы - торжественные службы, которые длятся всё ночь и заканчиваются утром в 6 часов. В это время звучат поздравления настоятеля для всех собравшихся в храме по поводу наступления Сагаалган.

Что же касается домашнего обихода, то тут накануне праздника по полной ведётся уборка всех уголков жилых и нежилых помещений. Кроме того члены семьи, в знак уважения, готовят друг другу подарки, а женщины планируют меню на новогодний стол.

Ритуалы Буддийского Нового года 2017

На Сагаалган и в канун этого праздника все монголоязычники совершают основные обряды:

  1. Гутор
  2. Дугжууба
  3. Конь ветра удачи

Обряд очищения Гутор — особенное действие, которое заключается в том, чтобы выбросить из дома всё то, что несёт в себе плохое, негативное и «нечистое», убрать из жилого помещения то ненужное, что копилось в нём целый год. Этот ритуал предполагает присутствие в доме приглашённого ламы и всех членов семьи.

Дугжууба - это специальный церковный обряд духовного очищения кармы (сжигания грехов), который проводиться в храме или монастыре за день до праздника Сагаалган. Данная церемония сопровождается разведением костра, в котором сжигают всё то, что не несёт в себе положительной энергетики и долгое время не используется в быту.
По большому счёту Дугжууба — эзотерический ритуал, поэтому его нельзя проводить на придомовой территории.

Обряд «Конь ветра удачи» предполагает вывешивание на крыше дома полотна с определённым изображением, которое накануне праздника было освящено в храме. Смысл данного действия заключается в том, что, развивающаяся на ветру ткань, должна защитить дом и домочадцев от потенциальной опасности, несчастий и болезней. А изображение на тканом полотне будет дарить жильцам дома достаток, счастье и удачу.

Традиции Сагаалган

Точно также как и у православных, на Буддийский Новый год в обязательном порядке должен быть накрыт богатый стол со всякими вкусностями. Но примечательно то, что в последнем случае на столе непременно обязаны присутствовать блюда белого цвета. Как правило, они создаются из молока или кисломолочных продуктов. Дело в том, что Сагаалган - праздник Белого месяца, а белый цвет символизирует собой чистоту и процветание. Во время трапезы в доме традиционно зажигается лампада - зула.

Что касается потребления алкоголя, то, в частности бурятами, это не приветствуется вообще никогда, а в Белый месяц тем более.

Также в Сагаалган не принято ходить в гости, и это при том, что данный фактор является обязательной составляющей праздника. Первый день буддийского Нового года следует повести в кругу семьи, с родными и близкими, живущими вместе. И только на второй день можно приглашать в свой дом ближнюю и дальнюю родню, родителей, друзей или же наоборот отправляться в гости к ним.

Белый месяц


Год красной огненной обезьяны по буддийскому календарю наступает 9 февраля (в буддийской традиции новый год приходится в разные годы на период между концом января и серединой марта, на первое новолуние по лунному календарю – дату встречи нового года по лунному календарю высчитывают ежегодно по астрологическим таблицам, и в разных странах эта дата может не совпадать вследствие астрологических исчислений). У монголоязычных и некоторых тюркских народов праздник Нового года называется Сагаалган, что переводится как "Белый месяц".

Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом.

Сагаалган отмечается на протяжении 21 дня: три дня открывающих, 15 дней молитв и три дня завершающих. В эти дни нужно посетить родственников и поздравить их.

Традиции и обряды

В преддверии праздника наиболее уважаемые ламы составляют астрологические прогнозы на будущий год: советуют, что следует делать и чего избегать. Сагаалган – самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. В домах проводится Гутор , особый обряд очищения, во время которого из дома, как и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда.

Характерным элементом праздника также является обряд Дугжууба , который в этом году прошел 7 февраля. Дугжууба – это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. Для этого принято дома обтираться кусочком теста, прокатав его по поверхности тела. Затем эти табалены - "символы зла" - нужно бросить в ритуальный костер, который был зажжен во дворе дацана после хурала – торжественной службы. Для обряда монахами изготавливается сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на том же костре. Его гибель в огне символизирует духовное очищение.

Новый год принято встречать в кругу семьи. Дома накрывают праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища, например, молоко, сметана, творог, масло. Эта традиция связана с притчей о Будде. Однажды Будда принял обет аскезы и медитировал, однако из-за измождения он решил прервать аскезу. От голода и истощения он потерял сознание; в таком состоянии его нашла девушка Суджата. Она заблудилась, когда несла традиционную рисовую похлебку своему отцу. Девушка накормила Будду похлебкой, чем спасла от смерти. Теперь пища, содержащая молоко, подносится к алтарю в знак почитания Будды.

Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня нового года, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным.

При наступлении Нового года можно попросить ламу совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долгие годы жизни. При наступлении вашего года (года Обезьяны, Собаки, Лошади и т.д.), желательно сделать обряд вхождения в год. Благоприятным временем для его проведения является Белый месяц.

В дни нового года совершается обряд запуска "коней ветра удачи", который пройдет в храме 10 февраля. "Конь ветра удачи" - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Флажок с изображением "коня ветра удачи", освященный в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы он обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветра удачи" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Буддийский новый год начинается с первого дня астрологической весны. Он находится между 22 декабря и 21 марта, то есть между днём весеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Потому что зимнее солнцестояние с астрологической точки зрения – это середина зимы, а 21 марта – середина весны. Получается, что первый день весны находится где-то в пределах 7-8 февраля. И ближайшее к этой дате полнолуние считается первым днём Нового года. Лунный календарь не совпадает с солнечным, и поэтому дата может сдвигаться. В этом году буддийский Новый год – год Синей лошади – выпал на 31 января.

Об отличии от русского Нового года

Новый год во всех культурах связан с переменами. С точки зрения буддизма понятие «новый год» находится, прежде всего, в сознании человека. Стоит начать жить по-другому, настроить себя на позитивный лад и оставить все неприятности в старом году. История проведения праздника уходит в глубь веков. Если говорить об отличиях, то буддийский Новый год празднуется в рамках ритуалистики, связанной с основателем учения – Буддой Шакьямуни. Во всех храмах проводится многодневный молебен-восхваление 15 побед Будды – Монлам Ченмо.

О том, как празднуют

Главный обряд – это торжественные проводы старого года. Мы оставляем свои проблемы и несчастья, начинаем жизнь с чистого листа. Символическое прощание с «плохими аспектами» – центральный праздничный ритуал. Он проводится ежегодно. В начале февраля ламы начинают читать специальный молебен Дугжууба, а потом разводят ритуальный костер. Таким образом «вызывается» божество смерти – Ямараджа – для того, чтобы ублажить его. Все живые существа движутся к смерти, а несчастья – голод, бедность, изнашиваемость организма, нервы – укорачивают их жизнь.Мы, буддисты, верим, что людские невзгоды идут от этого божества. Оно управляет людьми. Когда человек перестаёт сопротивляться, «владыка смерти» приходит и забирает его к себе. В этот момент наступает физическая смерть.

Ритуальный костер символизирует кратковременный выход Ямараджи из подземного мира. В этот момент мы делаем ему подношение и просим, чтобы все несчастья уходящего года сгорали, а сам он оставался спокоен и дал возможность людям стать счастливыми. Тогда его влияние ослабевает. Миряне обтирают свои тела тестом, представляя, что из них вытягивается всё плохое. Потом они сжигают кусочки теста, а, следовательно, и свои несчастья в другом костре, который зажигается во дворе храма.

Об ограничениях в праздники

Постов в буддизме нет. Это связано с тем, что человек сам решает и управляет собственной жизнью. Чем больше он совершает добрых поступков, тем яснее возможность улучшить собственную карму.

О легендах

Легенд много. Прежде всего, они связаны с самим Буддой. Ещё есть двенадцатизвериный цикл. Он рассказывает, как Будда пригласил себе на день рождения всех животных, которые захотят прийти сами. Пришло 12 зверей, и каждому животному Будда подарил по одному году управления.

А вообще в буддийских семьях есть много новогодних сказаний, сказок. Их смысл – в наделении себя новыми добрыми качествами. Забудьте о накопленных неблагих качествах – страсти, алчности, зависти, ненависти, злобе, отрицательных переживаниях, унынии, страхе. И настраивайте себя на спокойное, ясное понимание мира и гармоничное существование. Потому что в новый год мы даём шанс своему сознанию стать счастливым.

О пожеланиях

Согласно буддизму, если человек делает добрые дела, то результат его деятельности будет надежнее и быстрее. Плохие дела лишь удлиняют путь к просветлению. Это важно понимать. Добрые дела очень надежны и фундаментальны. Не ждите вознаграждения немедленно. Просто в будущем эти аспекты будут продолжаться. В наступающем году благоприятно создавать семью, заводить ребенка. А тем, у кого есть дети, обратить внимание на их воспитание. Направляйте свою молодую энергию в этом направлении.