Новогодние конкурсы в кругу семьи для взрослых. Активная новогодняя игра для компании "Честь воина". Игры для спокойных гостей

Спросите у любого ребенка о том, какой у него самый любимый праздник и вы услышите единогласное мнение, конечно же – Новый год. Этот день, а, вернее ночь, каждый ждет как чудо. Ведь к ним явится Дедушка Мороз и исполнит самые заветные желания.

Чтобы юным гостям не было скучно во взрослой компании, следует продумать план мероприятия и для них. Игры на Новый год для семьи могут быть самыми разными: подвижными, спокойными, интеллектуальными, но это будет зависеть от возраста и темперамента тех, кто соберется за праздничным столом. Главное, чтобы 2020-й год встретить в кругу семьи и близких людей, а не в рабочей обстановке.

В этой статье:

Развлечения для самых маленьких

В природе давно существуют Новогодние семейные игры для самых маленьких. Они безобидны и веселы, главное, не стоит забывать, что эти игры для детей и взрослых. Малышей никогда нельзя оставлять одних, поэтому родителям отведены весомые роли в детском застолье.

«Угадай размер»

Всех выстраивают полукругом и выбирают ведущего, который загадывает неодушевленный или одушевленный предмет, а играющие показывают его размер.

К примеру:

  • Слон какой? Отвечают – большой и поднимают руки вверх.
  • А муха какая? Отвечают — маленькая и присаживаются вниз.
  • Дом – какой?
  • А сандалик – какой?
  • Воздушный шар – какой?
  • А мячик футбольный – какой?

Через пару слов (в зависимости от количества детей) ведущего следует менять, чтобы каждый попробовал себя в этой роли.

«Зайка»

Из родителей, чьи семьи присутствуют за праздничным столом, выбирается ведущий и человек, который будет лисой. А малыши будут зайками. Тот, кто ведет, произносит такие слова:

«Скачут наши зайки, по большой лужайке, ноженьками топают, рученьками хлопают».

В это время маленькие повторяют то, что им проговаривают. Автор продолжает:

«Тут идет лисичка, хитрющая сестричка. А ну-ка зайки, мигом разбежались по лужайке!».

И лиса ловит зайцев. Можно лисичку выбирать и из подростков, если у них получится.

Игры с тканью

Для этих развлечений в кругу семьи понадобятся двое родителей и четырехметровая белая материя, которая будет выполнять ту или иную роль.

«Сугроб»

Мужчины, растянув материю в длину, крепко держа с 4-х концов, поднимают и опускают ее, как бы встряхивая. Каждый встает в очередь и пытается пробежать под или над тканью. Тот, кто попался, будет закутанным в ткань и защекоченным. Конечно, следует быть очень осторожными с щекоткой, ведь речь идет о хрупких детишках.

«Буран»

Ведущему надо рассказать о том, что когда зимой сильный буран, человека даже может оторвать от земли и унести. Двое мужчин держат кусок материала с двух концов, ловят в нее малыша и качают его как в гамаке. Они от этого приключения получает неимоверное удовольствие.

«Волейбол»

Надуваем не менее десяти воздушных шариков. Детки делятся на команды, если их немного, можно пригласить родителей или других членов семьи. Двое натягивают ткань, как волейбольную сетку. Запускаем шары. Условие такое: шары всегда должны находиться в воздухе, падение шара – минус очко. В эту игру детки готовы играть не менее 20 минут.

Подвижные конкурсы на Новогодний праздник

Семейные мастерские

Также для маленьких людей можно придумать различные творческие мастерские. К примеру, это может быть мастерская:

  • лепки;
  • аппликации;
  • маленьких поваренок: можно вместе сделать салат или пиццу (конечно, все продукты надо будет приготовить заранее).
  • Новогодней игрушки;
  • шумового оркестра.
  • Новогоднего плаката.

Весь реквизит должен быть безопасен и уже заготовлен к приходу гостей на семейное торжество.

В заключение

Как застольные семейные игры, так и подвижные готовятся заранее. К подготовке можно подключить всех взрослых, раздав им задания. Так как мы имеем дело с детьми, не забудьте и о призах. Не следует забывать и о том, что детки переутомляются в процессе веселья и быстро устают. 40-60 минут активных действий для них будет достаточно. Затем можно их покормить и перейти к интеллектуальным или творческим играм для детей и взрослых.

Волшебный и долгожданный праздник , который так ждут наши дети уже на пороге. У вас еще есть время подготовится к его встрече с детьми, спланировать сценарий и изучить конкурсы и игры к Новому году.


Игры и конкурсы

Игра "да" и "нет"

Ведущий задает вопросы, на которые участники игры должны быстро, не задумываясь, ответить "да" или "нет". Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Дед Мороз - старик веселый?
- Да.
- Любит шутки и приколы?
- Да.
- Знаете песни и загадки?
- Да.
- Съест все ваши шоколадки?
- Нет.
- Он зажжет ребятам елку?
- Да.
- Спрячет нитки и иголки?
- Нет.
- Он душою не стареет?
- Да.
- Нас на улице согреет?
- Нет.
- Йоулупукки - брат Мороза?
- Да.
- Расцвела под снегом роза?
- Нет.
- Новый год идет все ближе?
- Да.
- У Снегурочки есть лыжи?
- Нет.
- Дед Мороз несет подарки?
- Да.
- В Новый год все маски ярки?
- Да.

Существует еще один вариант этой игры. Ведущий называет предметы, а участники также быстро, не задумываясь, отвечают, подходят ли они для украшения елки.

Разноцветные хлопушки?
- Да.
- Одеяла и подушки?
- Нет.
- Нет.
- Мармеладки, шоколадки?
- Да.
- Шарики стеклянные?
- Да.
- Стулья деревянные?
- Нет.
- Плюшевые мишки?
- Да.
- Буквари и книжки?
- Нет.
- Бусы разноцветные?
- Да.
- И гирлянды светлые?
- Да.
- Снег из белой ваты?
- Да.
- Бравые солдаты?
- Нет.
- Туфли и сапожки?
- Нет.
- Чашки, вилки, ложки?
- Нет.

"Снежное задание"

Для этой игры можно использовать небольшой мяч или сделать из ваты "снежный" ком. Участники игры становятся в круг и передают по кругу "снежный" ком. При этом приговаривают:
Снежный ком мы все катаем,
До пяти мы все считаем.
Раз-два-три-четыре-пять -
Тебе песню исполнять!

У кого на последней фразе оказывается "снежный ком", тот и исполняет это пожелание. Последнюю фразу можно менять: "А тебе стихи читать!", "Тебе танец танцевать!", "Тебе сказку рассказать!" и так далее.

"Анекдот "с бородой""

Участники конкурса по очереди начинают рассказывать анекдоты. Если кто-то из присутствующих знает продолжение, рассказчику прикрепляется "борода", которую заменяет кусочек ваты. Выигрывает тот, у кого в итоге окажется меньше кусочков ваты.

"Конкурс поваров"

За определенное время (например, 5 минут) участники игры должны составить новогодние меню. Все блюда в нем должны начинаться с буквы "Н" (Новый год). Блюда в меню для Деда Мороза должны начинаться с буквы "М", а для Снегурочки - с буквы "С". Выигрывает тот, у кого самое большое меню.

"Сейчас спою!"

В Новый год принято петь песни и водить вокруг елки хороводы. Но это занятие можно разнообразить. Например, по хлопку ведущего все начинают петь известную песенку "Маленькой елочке холодно зимой...". По второму хлопку пение вслух прекращается, но все участники игры продолжают петь про себя. По третьему хлопку все вновь начинают петь вслух. Тот, кто вступил невпопад, выбывает.

"Сказочный персонаж"

На столе раскладываются карточки, на которых написаны имена сказочных персонажей, героев мультфильмов (надписями вниз). Участник игры вытаскивает любую карточку и, прочитав, что там написано, должен с помощью мимики, жестов, характерных звуков изобразить этот персонаж так, чтобы присутствующие поняли, о ком идет речь. Первый догадавшийся вытаскивает следующую карточку.

"Золушка"

В игре участвуют по два человека. Каждому участнику завязывают глаза и предлагают разобрать свою горку, в которой смешаны горох, фасоль, чечевица, сушеная рябина (ингредиенты можно менять, в зависимости от того, что есть в доме). Участники с завязанными глазами разбирают плоды по группам. Тот, кто первым справится с заданием, тот и победил.

"Загадочный приз"

Небольшой подарок (блокнот, ручку и т. д.) заворачивают в бумагу, на которую приклеивают листок с загадкой. Еще раз заворачивают в бумагу - и снова приклеивают листок с загадкой. Таких слоев может быть сколько угодно, все зависит от количества играющих. Участник разворачивает один слой бумаги, читает про себя загадку и вслух говорит отгадку. Затем разворачивает следующий слой, снова читает загадку про себя и говорит отгадку. Если он не знает ответ - читает загадку вслух. Первый, кто отгадает эту загадку, разворачивает следующий слой бумаги. Выигрывает тот, кто, разгадав последнюю загадку, доберется до подарка.

"Мобильный телефон"

Участники игры называют цифры по порядку. Те, кому выпадает цифра 5 или кратные ей числа, говорят "дзинь-дзинь". Те, кому выпадают цифра 7 и кратные ей числа, говорят "динь-дилинь". Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

"Выбери приз!"

На длинную веревку прикрепляются различные подарки, завернутые в кулечки. Участнику игры завязывают глаза и дают ножницы. Он должен срезать какой-нибудь подарок, который ему и достается.

"Башмачок для Золушки"

Участники игры складывают свою обувь в кучу и завязывают себе глаза. Ведущий перемешивает в кучку обувь и дает команду: "Найди свой башмачок!". Участникам с завязанными глазами нужно отыскать свою пару обуви и обуться. Кто быстрее справится с заданием, тот и победил.

"Торопыжки"

Для этого конкурса понадобится сладкое желе или, например, халва. Выигрывает тот, кто быстрее всех съест с помощью зубочистки предложенную ему порцию.

"Сборщики урожая"

Участники игры разбиваются на 2 команды. Задача каждой команды - перенести за определенное время (например, 10 минут) как можно больше апельсинов или мандаринов в определенное место без помощи рук.

"Отгадайки"

Каждому участнику игры прикрепляют на спину бумажку с названием какого-либо животного, предмета и т. д. (например, слон, ручка, груша, самолет), но так, чтобы игроки не знали, что у них написано в их бумажках. Но они могут прочитать, что написано на спине у других. Участники игры должны задавать друг другу наводящие вопросы, чтобы узнать, что написано у них на спине. Ответы могут быть только "да" или "нет". Тот, кто первый угадает свое "имя", - победитель. Игра ведется до последнего угадавшего. Все получают поощрительные призы.

"Скульпторы"

Этот конкурс лучше всего проводить на улице. Ведущий называет букву, а участники конкурса должны вылепить из снега любую вещь, начинающуюся на эту букву. Кто слепит быстрее и достовернее - тот и победил. Дома можно проводить этот конкурс, используя пластилин.

Фокусы


Разучите эти несложные фокусы, и в новогоднюю ночь в глазах ваших гостей вы станете непревзойденным магом.

Нитка на пиджаке

Вы замечаете на своем пиджаке белую нитку и пытаетесь ее смахнуть, но нитка остается на пиджаке. Тогда вы берете ее за кончик и тянете. К вашему удивлению (и удивлению других людей), она тянется дальше. Вы тянете все дальше и дальше, пока несколько метров нитки не заканчиваются.

Секрет фокуса: Перед показом фокуса вы кладете во внутренний карман пиджака маленький карандашик, на который наматывается несколько метров нитки с катушки. Кончик нитки с помощью иголки просовываете сквозь ткань пиджака наружу. Главное, чтобы в вашем кармане после демонстрации фокуса не осталось следов, если особо бдительные зрители решат осмотреть ваши карманы. Поэтому нитка и наматывается на карандаш.

Три стакана и бумага

Поставьте на стол два стеклянных стакана на некотором расстоянии один от другого. Сверху положите лист бумаги.

Возьмите в руки третий стакан и предложите зрителям поставить его между двумя стаканами на лист бумаги так, чтобы бумага не прогнулась. Ни у кого, конечно, не получается. Тогда вы демонстрируете свои "магические" способности.

Секрет фокуса: Лист бумаги сложите гармошкой вдоль длинной стороны, тогда он легко выдержит вес даже стеклянного стакана.

Волшебная веревка

Вы садитесь перед зрителями за стол, демонстрируете им веревку, кладете ее на стол и говорите: "Я завяжу узел на этой веревке без помощи рук".

После этого скрещиваете руки на груди. Взяв один конец веревки левой рукой, а другой - правой, вы разводите руки в стороны. На веревке действительно появился узел!

Секрет фокуса: Никакого особого секрета здесь нет. Просто нужно взять веревку не менее 1 метра длиной. И, конечно, тщательно отрепетировать номер, чтобы суметь захватить со стола оба конца веревки.

Волшебный "пятачок"

Вы просите у зрителей две монетки достоинством в 1 и 5 рублей. Кладете монету в 1 рубль на небольшой листочек бумаги, обводите вокруг нее карандашом разметку и затем аккуратно вырезаете отверстие, по диаметру равное этой монете в 1 рубль. После этого предлагаете зрителям просунуть в это отверстие 5-рублевую монету. Никто не догадывается, как это сделать. Тогда вы с легкостью решаете предложенную задачу.

Секрет фокуса: Конечно, в такое маленькое отверстие 5-рублевая монета не пройдет. Но если согнуть листок бумаги пополам так, чтобы линия сгиба прошла по центру отверстия, то отверстие превратится в щель. Немного растяните бумагу - диаметра отверстия вполне хватит для того, чтобы через него с легкостью проскользнула монета.

Не замочив рук

Возьмите большую плоскую тарелку, положите на нее монету и залейте небольшим количеством воды так, чтобы она покрыла монету. Затем предложите зрителям взять монету, не замочив рук.

Секрет фокуса: Вы поджигаете бумажку и кладете ее в стакан. Затем быстро переворачиваете стакан и ставите его на тарелку возле монеты. Когда бумага в стакане прогорит и погаснет, вода с тарелки соберется под ним, и монета окажется на сухом месте.

Три раскладки

Возьмите любые 21 карту и разложите их картинкой вверх по три карты в семь рядов. У вас должны получиться три вертикальных колонки по семь карт в каждой. Предложите одному из зрителей запомнить какую-нибудь одну карту и сказать, в какой колонке она находится. Аккуратно, одну за другой, сложите карты каждой колонки в стопочки, а затем все стопочки - в одну стопку. При этом стопку карт из колонки с выбранной картой надо положить в середину между двумя другими. Затем переверните стопку картинками вниз, снова разложите карты в три колонки по семь карт в каждой и опять попросите зрителя, чтобы он указал, в какой колонке находится выбранная карта. Сложите карты по колонкам и указанную колонку карт снова положите в середину. И наконец, в третий раз разложите карты и опять колонку с выбранной картой положите между остальными двумя. Отсчитайте десять карт. Одиннадцатой выходит загаданная карта.

Секрет фокуса: главное - всегда класть колонку с загаданной картой между двумя другими.

Хитрый трюк

Возьмите колоду карт. Предложите одному из зрителей выбрать и запомнить какую-нибудь карту и положить ее сверху колоды, вам не показывая. Затем снимите колоду и нижнюю ее часть положите на верхнюю. Раскладывайте карты картинками вверх и безошибочно указывайте загаданную карту.

Секрет фокуса: Чтобы найти загаданную карту, применим маленькую хитрость. Перед демонстрацией фокуса запоминаем самую нижнюю карту колоды. Теперь при раскладке колоды загаданная карта будет лежать перед картой, которую мы подсмотрели.

Угаданная карта

Вы предлагаете четырем зрителям сесть с вами за стол. Всем раздаете по пять карт. После этого зрители должны запомнить по одной карте из тех, что находятся у них в руках. Вы собираете карты и раскладываете их на столе в пять стопочек. Зрители выбирают одну из стопок. Вы берете карты и веером показываете их зрителям. После чего спрашиваете, кто из них видит свою карту. Получив ответ, вы безошибочно указываете ту карту, что они запомнили.

Секрет фокуса: Вы начинаете собирать карты со зрителя, который сидит слева от вас и далее - по часовой стрелке. Причем собираете сразу все пятерки карт, а не по одной. Ваши карты вы соберете последними, и они окажутся наверху колоды. Когда затем вы раскладываете карты по пяти стопочкам, в любой из них карты лежат в том порядке, в котором зрители сидят за столом. Если, например, "свою" карту опознает третий зритель, она будет третьей, считая сверху стопочки и т. д.

Короли и дамы

Из колоды отбираются короли и дамы. Вы выкладываете их перед зрителями в два ряда - отдельно королей и отдельно дам. Складываете карты, кладя стопку из королей на стопку из дам. Полученную колоду из восьми карт зрители могут снимать любое количество раз. Затем вы прячете карты за спину, достаете две карты и показываете зрителям. Они видят, что это король и дама одной масти.

Секрет фокуса: Изначально вы складываете карты так, чтобы последовательность мастей в обеих колодах была одинаковой. За спиной вы делите колоду на две по четыре карты и берете из каждой мини-колоды верхнюю карту. Это всегда будут король и дама одной масти.

Задуманное число

Предложите одному из зрителей задумать число. После этого зритель должен умножить его на 2, затем прибавить 8, разделить на 2 и отнять число, которое он задумал. После многозначительной паузы вы объявляете, что получившееся в итоге число - 4.

Секрет фокуса: Никакого секрета нет, чистая математика!

В этом материале мы приводим новогодние забавы, которыми вы сможете развлечь своих гостей. Чтобы к участию в играх и конкурсах собравшиеся отнеслись с энтузиазмом, дайте им сначала немного освоиться: пообщаться, посидеть за праздничным столом, выпить. И уж только потом приглашайте всех поучаствовать в развлекательной программе вечера.

«Этот предмет нужен, чтобы...»

Ведущий называет участникам любой предмет (например, одеяло, ручка и т. п.), а те должны по очереди говорить, как можно применять загаданную вещь, начиная фразу со слов: «Этот предмет нужен, чтобы...» Игра становится интересной, когда все очевидные функции вещи заканчиваются и приходится придумывать их на ходу. Проиграл тот, кто не смог придумать применение вещи.

По кочкам

Эта игра подойдет для момента, когда застолье уже подходит к концу и гости хотят немного поразмяться. Двум-трем участникам выдается по два листа бумаги. Это — «кочки», а пол в помещении — «трясина». Перейти ее можно только наступая по очереди на каждый листок, а другой передвигая вперед. Игроки должны как можно быстрее перебраться на другой берег по «кочкам», не наступая на пол.

Фанты

Старая и всем знакомая игра, которую вы можете немного изменить. Участники могут доставать из «шапки» фанты со смешными заданиями: изобразить животное — символ наступающего года, спеть новогоднюю песню, громко позвать Снегурочку и т. д. Это, так скажем, традиционный подход к этой игре.

Но можно немного видоизменить смысл «Фантов». Напишите на листочках различные состояния человека, но постарайтесь подобрать только оригинальные и забавные. Например, «щенячий восторг», «бурный расколбас», «томная задумчивость» и т. д. Игрок, вытянувший фант, должен изобразить написанное без слов, а остальные участники — угадать, что же он показывает.

Цветной калейдоскоп

Эта игра подвижная, в ней могут участвовать минимум 5 человек. Очень любят подобные развлечения дети. После того как ведущий называет цвета (например, желтый, потом красный и т. д.), игроки должны схватиться за какой-то предмет названного цвета. Ведущий в это время считает до трех. Кто не успевает — выбывает. Темп игры можно увеличивать, и сложность ее возрастает.

Слепой художник

Играющие делятся на пары в произвольном порядке, одному из двух партнеров завязывают глаза и дают ручку, карандаш или фломастер. Свой рисовальный прибор «слепые художники» должны держать в вытянутой руке. Вторым участникам выдаются листы бумаги, сообщается тема будущего творения. Она может быть от самой простой (нарисовать геометрическую фигуру) до достаточно сложной (создать новогодний пейзаж). Затем «зрячие» партнеры возвращаются к своим парам и начинают рисовать, двигая лист вокруг зажатого в руке второго участника пишущего предмета. При этом сами «слепые художники» не должны двигать рукой. После окончания конкурса глаза им развязываются, и победители определяются по лучшему и наиболее точно отображающему действительность рисунку.

Футболисты

Ведущий объявляет гостям, что будет проводиться конкурс на лучшего футболиста, и все желающие могут в нем поучаствовать. Затем играющим раздаются воздушные шарики. Задача — не дать «мячу» упасть на пол в течение какого-то определенного времени (например, 3 минут). Кто-то будет «чеканить» шарик головой, а самые догадливые будут просто дуть на него снизу, поддерживая таким образом в воздухе. Если не удается выявить однозначного победителя, то игру можно усложнить: раздать «футболистам» по еще одному «мячу». Выигрывает тот, у кого ни один из шариков не упал на пол.

Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!

Этот конкурс развивает ораторские навыки и творческие способности участников. На карточках нужно написать названия разных сказок (например, можно взять «Колобка», «Красную Шапочку», «Спящую красавицу» и т. д.). Каждый игрок вытаскивает по одному листочку и вспоминает сюжет доставшейся ему сказки. Затем участники должны рассказать то, что вспомнили, собравшимся, но при этом должны придерживаться определенного жанра (который тоже может быть написан на карточке). Например, «Красная Шапочка» по-иному зазвучит в жанре детектива, «Спящая красавица» или «Белоснежка» — в жанре мелодрамы. Выигрывает самый изобретательный рассказчик.

Ярмарка-продажа мужчин

Для проведения этого конкурса понадобится не меньше трех мужчин, для каждого из них выбираются «продавцы»: одна или несколько женщин. В качестве реквизита нужно предоставить участникам яркие платки, куски ткани, различные украшения, косметику. Первая задача девушек — нарядить свой «товар» как можно лучше и оригинальнее. Можно создать какой-нибудь узнаваемый образ: например, Казановы. На выполнение этого задания отводится не более 3 — 5 минут. Затем «продавцы» должны прорекламировать «продукт» потенциальным покупателям, они могут даже провести импровизированный аукцион. Команда, которая лучше всех справилась с задачей получает приз.

Слишком обидчивым и впечатлительным в этой игре лучше не участвовать — обидно, когда с тобой не делятся! Участники встают в тесный круг лицом друг к другу, при этом их руки должны быть за спиной. В центр становится водящий. Играющие начинают незаметно передавать из рук в руки яблоко (при иных кулинарных пристрастиях возможна замена яблока на банан, огурец, кусок колбасы, в конце концов). Человек, попавший в центр круга, при этом должен угадать, у кого фрукт находится в данный момент. Сложность в том, что от яблока нужно еще и откусывать по кусочку — естественно, когда водящий не видит. Если счастливого обладателя фрукта «ловят с поличным», то наступает его очередь вставать в центр круга. И так продолжается, пока не будет съеден целиком собственно главный предмет игры.

«Показать слона»

Очень смешной, но достаточно жесткий розыгрыш. Ведущий затевает всем известную игру: нужно загадать животное, изобразить его без слов, а все собравшиеся должны понять, кого изображает участник. Ведущий выводит ничего не подозревающую жертву за дверь и объясняет, что нужно будет показать слона (или любое другое животное, которое достаточно просто изобразить). При этом нужно успеть сообщить оставшимся, что игрок будет изображать такое-то животное, а их задача — ни в коем случае не называть, «не угадывать», предлагая любые другие версии. Далее какое-то время можно наслаждаться видом удивленного участника, который никак не может понять, то ли он сам плохо изображает слона, то ли никто никогда не видел это животное. Главное — не мучить жертву слишком долго.

Две половинки

Играющие разбиваются на пары. Ведущий объявляет простейшее, на первый взгляд, задание: вырезать из бумаги снежинку. Участникам выдаются ножницы и бумага. Если боитесь, что гости порежутся ножницами, то раздайте свертки, упаковочную бумагу и бантик. В этом случае нужно будет завернуть «подарок». Затем партнеры должны обхватить друг друга, обнять, оставив свободными только по одной руке. Таким образом, «половинки» сцепляются в одно двурукое целое. А теперь они должны выполнить поставленную задачу. Побеждают те, кто быстрее и качественнее всех сделают свою работу.

Новогодний словарь

Нужно подготовить заранее карточки со всеми буквами алфавита, кроме Й, Ь, Ъ, Ы, й непрозрачную емкость. Ведущий объявляет о подготовке к печати Специального Праздничного Словаря. Каждый участник по очереди достает по одной карточке и тут же называет слово новогодней тематики, начинающееся на извлеченную букву. Желательно также совместно со всеми играющими придумать смешное толкование этому слову. Все понятия записываются, чтобы потом можно было в память о торжестве создать Словарь.

Новогодние песенки

Ведущий складывает в непрозрачный мешок или в шапку написанные на отдельных бумажках слова, связанные с праздником: «елочка», «сосулька», «снеговик», «иней», «мороз», «снег», «хоровод», «подарок» и т. д. Участники по очереди вытаскивают карточки, а затем пытаются вспомнить и пропеть строчки из какой-нибудь песни с заданным словом, получая за это очки. Выигрывает тот, кто наберет больше всех очков, т. е. вспомнит больше песен.

Снежный тир

Заранее нужно подготовить как можно больше «снежков» — шариков, свернутых из бумаги, ваты или, что лучше, сделанных из папье-маше. Можно использовать в качестве снежков мячики для пинг-понга. Участники делятся на две или более команды. Несколько человек (по одному из каждой группы) встают на стулья — теперь они являются «мишенями». Противники пытаются попасть «снежками» в цель. При этом игрокам на стульях можно двигаться, всячески уворачиваться от «вражеских снарядов». Выигрывает самая меткая команда.

В зимних условиях

Как известно, чтобы не замерзнуть зимой, нужно тепло одеваться. Предложите вашим гостям проверить, есть ли у них шанс пережить суровые зимние морозы. Участники надевают выданные теплые варежки и халаты. Их задача — как можно быстрее застегнуть все пуговицы. Тот, кто быстрее всех справился с задачей, — победитель. Остальных же нужно спасти от холодов другим способом — налить по рюмке чего-нибудь горячительного.

Прыжок в будущее

Нарисуйте заранее «шкалу»: нужно превратить длинную полоску бумаги (можно использовать обои или туалетную бумагу) в эдакую большую «линейку», т. е. разметить ее в сантиметрах.

А теперь подключите вашу фантазию и около каждой отметки напишите какое-нибудь новогоднее пожелание или предсказание.

Будет замечательно, если вы сочините что-нибудь юмористическое.

Участники должны будут прыгнуть с места в длину, посмотреть, на сколько они прыгнули, и узнать, что ждет их в следующем году.

Пойми меня

Эта игра напоминает по своей сути телевизионное шоу, которое шло на наших экранах несколько лет назад. Собравшиеся делятся на две команды (минимум по 4—5 человек в каждой). Команды выстраиваются в два ряда. Ведущий передает первым участникам карточки, на которых написаны фразы, желательно позаковыристее. Необходимо тихо и быстро передать следующему игроку на ухо содержание карточки. Тот сообщает следующему, и т. д. Последний участник должен громко произнести вслух то, что он услышал. Выигрывает команда, которая быстрее всех выполнит задание и, конечно, не потеряет при передаче смысл фразы.

Сенсация

К этой игре ведущему нужно будет подготовиться заранее. Надо вырезать из газет различные фразы, желательно смешные или неоднозначные, и наклеить их на карточки. Затем эти карточки раздаются гостям, и тем нужно будет составить из них связный рассказ.

Будет весело, особенно если подготовленные отрывки будут касаться и политики, и шоу-бизнеса, и еще многих сфер жизни; можно даже взять концовки анекдотов.

А дальнейшее развитие игры будет полностью зависеть от фантазии участников.

Кто сказал «Гав»?

Все участники становятся в круг, в середине стоит водящий с завязанными глазами. По команде «незрячего» хоровод начинает двигаться по кругу, по другой команде — замирает. Участник, стоящий в центре, должен вслепую указать на любого другого игрока, а тот — один раз гавкнуть. После этого водящий должен угадать, на кого он показал рукой. Если он будет прав, то «гавкавший» встает на его место, и игра продолжается. Задача может оказаться слишком трудной, так как по короткому слову сложно определить говорящего. Тогда «Гав!» можно заменить на фразу «С Новым годом!».

А теперь докажи!

Ведущий заранее записывает на листочке задуманное слово (например, «Дед Мороз», «елка» или что-то другое на новогоднюю тематику). Все собравшиеся должны, не зная загаданного, сказать, на что похож этот предмет. Потом ведущий объявляет слово, и теперь каждый участник должен доказать, что загаданная вещь действительно напоминает то, с чем он ее сравнил. Например, «Дед Мороз похож на диван, потому что он такой же большой и мягкий».

Каждый участник по очереди получает карточку с определённой фразой, которую нужно будет изобразить так, чтобы остальные смогли угадать, что же именно, показал участник. Таким образом, участник показывает, остальные угадывают, далее смена на нового участника, пока все не попробуют себя в роли актёра. Примерные фразы, которые могут содержать карточки:
- двоечник у доски;
- плачущий ребёнок, который хочет кушать;
- злая собака;
- Дед Мороз принёс подарки;
- танец маленьких утят;
- на улице скользко, и так далее.

Какой он, этот дед Мороз?

Игра на выбывание. Все участники стоят в кругу. И, начиная с любого (который будет считаться первым после), ребята называют по одному хвалебному слову для Деда Мороза. Итак, какой он, наш Дед Мороз? Добрый, волшебный, весёлый, красивый, мудрый, искренний, щедрый, крепкий, хороший, бородатый, загадочный, необычный и так далее. Пусть дети проявят фантазию и всем расскажут, каким они видят доброго волшебника. А кто не называет, тот выбывает. А несколько ребят, которые останутся в игре до конца, получат звания победителей и призы.

И Новый год не Новый год

Дети сидят или стоят в кругу. Дед Мороз или ведущий объявляет, что сейчас пора вспомнить все необходимые вещи и предметы, которые являются элементами праздника. По кругу каждый из участников по очереди называет по одному предмету. К примеру, часы, телевизор, ёлка, гирлянда, Дед Мороз, снег, подарок и так далее. Участник, который не может назвать предмет - выбывает. Побеждает тот, за кем остаётся последнее слово.

Сообразительный ответ

Ведущий задаёт вопросы, которые касаются новогодних героев и школьных предметов одновременно, а дети отвечают и, чем сообразительней и интересней ответ, тем лучше. Например: как Снеговик связан с геометрией? (он состоит из шаров). Как Дед Мороз связан с географией? (он летает по всему миру и доставляет подарки детям в каждую точку, поэтому должен знать географию на твёрдую 5). Как Снегурочка связана с русским языком? (она подписывает поздравительные открытки для детей и должна делать это грамотно). Чем интереснее участник ответит на подобные вопросы, тем больше шансов у него стать победителем.

Секретно для Деда Мороза

Ребята делятся на команды примерно по 10 человек. Каждая команда становится в ряд, один за другим. Первые участники получают лист - письмо, информацию которого нужно передать Деду Морозу, например, 31 декабря вечером зайцы и белки, олени и волки, дети и взрослые ждут Вас на ёлке! По команде «старт» первые участники передают информацию, как запомнили второму участнику на ухо, стараясь сделать это быстро и не громко, чтобы не услышали соперники и так по цепочке. Команда, которая быстрее остальных и, главное, правильно донесёт информацию до Деда Мороза (то есть последний участник должен сказать исходный текст письма), и победит.

С Новым годом

Ребята делятся на команды по 11 человек, каждому участнику вручают по фломастеру или маркеру. Для каждой команды на одинаковом расстоянии расположены мольберты с ватманом. Каждый участник должен пропрыгать в мешке, как волк в мультфильме «Ну, Погоди!» до мольберта и написать по букве, чтобы в конце получилась фраза «С Новым годом». Итак, по команде «старт» первые участники прыгают в мешке до мольберта и пишут по букве «С», затем прыгают обратно и передают эстафету вторым участникам, вторые пишут букву «Н», третьи - «О» и так далее. Команда, которая быстрее закончит эстафету и напишет «С Новым годом», и победит.

Когда на улице холодно

Ребята делятся на команды по 5 человек. Каждый участник должен надеть варежки. Каждая команда получает одинаковые наборы-пазлы (желательно с новогодней тематикой) на малое количество деталей. По команде «старт» команды приступают складывать пазл в рукавицах. Команда, которая быстрее справится, победит и получит приз.

Колпачок

Дети встают в круг, и под музыку начинают передавать по кругу новогодний колпак. Когда музыка останавливается, участник, у которого в руках остался колпачок, надевает его на голову и исполняет задание Деда Мороза. Обычно, дети заранее готовят стихи или песенки для Дедушки, так что накладки тут исключены.

Сорвать с ёлки все иголки

Два участника, которым завязывают глаза, стоят в кругу болельщиков. На одежду участников цепляют по 10 прищепок. По команде ведущего ребята должны друг другу помочь освободиться от прищепок и как можно быстрее. Участвуют по очереди все желающие, при этом прищепки каждый раз цепляют в разные места.

Новый год на одной ноге

Все дети стоят у ёлки и по команде ведущего принимают позу «стойка на одной ноге». Включается новогодняя весёлая песенка и ребята начинают прыгать - танцевать на одной ноге, не меняя её. Кто сдаётся - выбывает, а кто продержится до конца песенки, тот победит.

Цель: создание праздничного настроения.


Вторая игра заключалась в том, чтобы в двухлитровой ёмкости, заполненной гречкой доверху, нащупать и вытащить малюсенькие конфетки.
Третья игра предлагалась для всех детей, но правила были разные. На верёвке, которую держали за концы двое взрослых, висели разные призы, сувениры, которые нужно было срезать ножницами, чтобы забрать себе. Дети выбирали приглянувшийся подарок, а потом с завязанными глазами пытались его срезать. Трудность для них состояла в том, чтобы сориентироваться в пространстве и сделать нужное количество шагов. Младшему глаза не завязывали, но и не помогали срезать нитку с подарком.
Для 2-летнего ребёнка этих заданий оказалось достаточно. Остальное время он наблюдал за своим братом и сестрой, которые активно соревновались друг с другом.

Игра "Золушка"
Каждому участнику завязывают глаза и предлагают разобрать свою горку, в которой смешаны 3 вида макарон, по группам. Ингредиенты можно менять, в зависимости от того, что есть в доме. Это может быть горох, фасоль, чечевица, сушеная рябина и т.д. Тот, кто первым справится с заданием, тот и победил.


Здесь с большим преимуществом выиграл старший внук, который действовал одновременно 2 руками.

"Конкурс поваров"
За определенное время участники игры должны были составить новогодние меню. Внучка придумывала меню для Снегурочки, а внук – для Деда Мороза. Блюда в меню для Снегурочки должны начинаться с буквы "С", а для Деда Мороза - с буквы "М". Выигрывает тот, у кого самое большое меню. Сначала дети придумывали блюда самостоятельно, но очень скоро к ним присоединились родители, что сильно оживило игру и обогатило словарь детей. В этом конкурсе победу одержала внучка, у которой великолепная слуховая память и большой словарный запас.

Творческий конкурс «Сделай ёлочку»
Детям было предложено создать свой вариант ёлочки из предложенных фруктов, овощей и фигурок из марципана.
На тарелку срезом вниз кладется половина яблока. В этом яблоке делается отверстие, в которое вставляется морковка. Она будет являться «стволом» ёлочки, на который с помощью зубочисток будут прикрепляться виноград и другие фрукты.


Игра «Найди сокровище».
Для этой игры нужно заранее приготовить чертёж квартиры, в которой происходит праздник, и сделать несколько ксерокопий. Затем на этом чертеже крестиком обозначить место, где спрятано сокровище.
Трудность прочтения чертежа заключается в том, что на нём трёхмерные предметы представлены как двухмерные, поэтому быстро поняв, где следует искать, дети долго не могли обнаружить спрятанный предмет. Например, зная, что внук легко читает схемы, дедушка подвесил «сокровище» на карниз шторы со стороны балконной двери, что невозможно было понять, глядя на чертеж. Игра проходила в два этапа. На первом этапе дети искали сокровища вместе потому что, во-первых, внучке надо было перенять опыт старшего брата и научиться читать схему квартиры, во-вторых, совместная деятельность объединяет, и наконец, подарки были для всех, а младшему внуку выполнить такое задание самостоятельно пока не под силу. Идея подарков была мною заимствована в магазине «Весёлый праздник». Там за 380 рублей продавались небольшие баночки с названием «Скорая помощь. Для денег», «Скорая помощь. От противной учёбы» и т.д. Внутри этих баночек были какие-то сладости весьма сомнительного состава. Я подумала, что напечатаю на цветном принтере этикетки, придумаю позитивные названия для «Скорой помощи», куплю сладости, в качестве которых я не сомневаюсь, и получу прекрасные сувениры за гораздо меньшую цену. Вот эти баночки и были припрятаны для детей в ванной комнате внутри стиральной машины, загруженной чистыми вещами. Названия я придумала такие:
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
«РАЗУМИН»

Питает мозг,

Гарантирует
отличную учёбу.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ
«ВИТАМИН Х»

Увеличивает послушание.
Уменьшает упрямство.
Повышает иммунитет.

Жалею, что не сфотографировала эти баночки, поскольку не планировала размещать этот материал в блоге.

Игра «Найди черепашку».
Черепашка – это магнитик, который висит на холодильнике. Игра заключается в том, что я кладу черепашку в комнате на видное место, а дети должны её найти, но при этом не закричать от радости, не брать черепашку в руки, а спокойно сесть на диван и ждать, когда другой участник справится с заданием. В такую игру я играю с детьми в саду. Она помогает справиться с импульсивностью, развивает наблюдательность. Не сразу детям удаётся выполнить эти правила. Несмотря на то, что я всегда кладу предмет на видное место, ищут долго, а уж если нашли, то не могут сдержать своей радости и нарушают второе правило. Здесь приходится проявлять изобретательность ведущему, чтобы найти в комнате такие места, которые с, одной стороны, были на виду, а с другой – маскировали магнит. Вместо магнита можно брать самые простые предметы: коробок спичек, стёрку, скрепку и т.д.

Игра «MEMORY»
Для этой игры требуются парные картинки, которые раскладываются лицом вниз. Картинок может быть 20 и более. Все зависит от количества игроков и их возраста. Игроки ходят по очереди. Тот, кто ходит, открывает любые две картинки. Если они оказались одинаковые, игрок забирает их себе, если картинки разные, их снова кладут на место лицом вниз. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто наберёт больше пар.
Во время игры необходимо внимательно смотреть на картинки и запоминать их расположение. Начало игры – самый трудный момент, потому что картинок много и открываются почти всегда непарные. В этот период надо поддерживать в детях уверенность, что скоро им повезёт, и они смогут выиграть. В эту игру мы играем смешанной компанией, поскольку шансы у взрослых и детей равные.
Есть еще вариант «MEMORY», когда картинки разные, но слова для их обозначения используются одинаковые, например: коса, доска, счёт, груша, лук, мышка (компьютерная), зарядка (для мобильного телефона), каток (спецмашина), бабочка (галстук) и т.д.
Для Нового года я придумала сладкий вариант игры. После того, как мы поиграли в обычные варианты, я объявила супер-игру. Вместо картинок будут конфеты и шоколадки, которые я накрою непрозрачными одноразовыми стаканчиками. Как играть дальше, все знают. Открыл одинаковые конфеты, забираешь себе, разные – накрываешь стаканчиком. Играли два раза, всем очень понравилось.
Правда, фото я сделала позже, просто чтобы показать сам принцип игры.



Мастер-классы
Мне нравится, когда дети рисуют, лепят, приобщаются к прекрасному, поэтому на празднике я предложила им сделать работу в технике пластилинографии. Каждый, включая младшего внука, выбрал для себя заготовку и начал «рисовать». По завершению работы устроили «вернисаж» для родителей.


В прошлом году свое творческое начало проявлял сын, который раскрасил лица детей гримом. Им этот процесс очень понравился, за исключением младшего, который категорически отказался.



Задания для взрослых
На празднике задания предлагаются всем. Они нетрудные, доступные даже для школьников, но требующие внимания и умения логически мыслить. Вот внимания частенько всем и не хватает, чтобы ответить без ошибок. Конечно, вопросы предъявляются в напечатанном виде по типу теста. Остается только подчеркнуть правильный ответ. Вот пример одного из таких заданий.
1. Вы участвуете в марафоне и обогнали бегуна, бежавшего вторым. Какую позицию вы теперь занимаете?
Вторую первую такое невозможно третью

2. Есть ли в США 23 февраля?
Да нет только у военных только у мужчин

3. Вы участвуете в марафоне и обогнали бегуна, бежавшего последним. Какую позицию вы теперь занимаете?
Вторую первую последнюю предпоследнюю такое невозможно

4. Вини Пух – это …
Кабан поросенок хряк свинья ничего из перечисленного

5. Сколько животных взял Моисей в свой ковчег?
Неограниченное количество ни одного по два каждого вида по одному каждого вида

6. На столе стояло 5 стаканов. Миша выпил один стакан и поставил на стол. Сколько стаканов теперь стоит?

7. От прямоугольного стола отпилили один угол. Сколько углов стало?

8. На столе 3 моркови и 5 яблока. Ребенок взял одну морковь и съел. Сколько фруктов осталось?

9. Расстояние между пунктами А и В составляет 500 км. Из пункта А в пункт В выехал автомобиль со скоростью 100 км/час. одновременно навстречу ему из пункта В в пункт А выехал автомобиль со скоростью 120 км/час. кто из них будет ближе к пункту А, когда они встретятся?
(Автомобиль считать материальной точкой).

10. Товар сначала подорожал на 10 %, а потом подешевел на 10 %. Какова его стоимость сейчас?
101% 100 % 90 % 99 % 109 %

11. Сколько раз цифра 4 встречается в числах от 1 до 50?
1 14 4 6 10 15

Правильные ответы:
1. вторую 2. да 3. такое невозможно 4. ничего из перечисленного
5. ни одного 6. 5 7. 5 8. 5 9. они будут на одинаковом расстоянии от пункта А при встрече (задача перегружена информацией, но достаточно включить образное мышление, чтобы моментально найти решение) 10. 99% (при удорожании на 10% товар стал стоить 110, 10% от 110 =11, следовательно, после удешевления он будет стоить 99%) 11. 15 раз (часто забывают, что в числе 44 две четвёрки).

На новогоднем празднике невозможно обойтись без загадок, песенок и танцев. Были они и у нас, но описывать их я не буду, поскольку такая задача не ставилась.