НОД "Что нам осень принесла?". Конспект занятия по развитию речи в средней группе: Что нам осень подарила? Беседа с детьми что нам осень принесла

Участники проекта - учитель-логопед и воспитатели средней логопедической группы, дети средней логопедической группы, их родители.

Тип проекта - творческо - информационный, краткосрочный.

Возрастная группа - средняя.

Актуальность темы:

Все дети любят есть фрукты и овощи, знают их названия, но в речи не наблюдалось обобщающих слов. В течение трёх недель были запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о названиях овощей и фруктов, их форме, цвете, размере, их вкусовых качествах, местах произрастания и пользы для здоровья. Было принято решение совместно с родителями оформить в группе выставку поделок из овощей и фруктов «Дары Осени». Принесены натуральные фрукты и овощи для ознакомления.

Цель работы над проектом:

Расширять представления детей о фруктах и овощах.

Задачи проекта:

Познакомить детей с разными фруктами и овощами.

Уточнить и расширить представления детей о фруктах и овощах.

Этапы реализация проекта «Что нам Осень принесла!»

Первый этап - подготовительный с 13.10.14г. по 17.10.14 г.

Задачи:

Выявить уровень знаний детей на тему фрукты и овощи.

Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

Совместная деятельность педагогов с детьми:

1. Диагностика.

Цели и задачи :

Выявить уровень знаний детей о фруктах и овощах.

2. Просмотр презентаций «Фруктовый сад», «Огород и что на нём растёт!», «Фруктовое лукошко», «Едет с поля урожай».

Цели и задачи :

- Привлечь внимание детей.

1. Рассматривание натуральных фруктов и овощей, картинок, фотографий, иллюстраций, рисунков по теме: «Фрукты и овощи».

Цели и задачи :

Определить потребность в изучении детьми названий овощей и фруктов, их обобщённых понятий.

2. Выставка детских книг по теме: «Фрукты и овощи».

Цели и задачи :

Выявить знания детей о значимости фруктов и овощей в жизни людей.

Работа с родителями:

  1. Изготовление папки передвижки «Волшебные ниточки», «Фрукты и овощи в рационе детей».

Цели и задачи:

Сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами группы по созданию положительно - эмоционального настроя у детей к принятию знаний по теме: «Фрукты и овощи».

2. Консультации для родителей на странице группы.

Цели и задачи:

Информировать родителей о требованиях образовательной программы для детей среднего возраста по данной теме;

Помочь родителям детей с ОВЗ закрепить в домашних условиях обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи», ввести в самостоятельную речь наработанный словарь по теме.

Мотивировать и стимулировать родителей к совместной деятельности с детьми дома.

Второй этап - содержательный с 18.10.14 г. по 31.10.14 г.

Задачи:

- Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей по теме: «Фрукты и Овощи».

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

1. Познавательные беседы «Фрукты - где они растут?», «Овощи - где они растут?», «Чем полезны фрукты и овощи?».

Цели и задачи:

Познакомить детей с фруктовым садом и огородом, закрепить знания о названиях фруктов и овощах.

Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Закрепить знания обобщённых понятий «Фрукты» и «Овощи».

Непосредственно образовательная деятельность.

Ø Социально - коммуникативное развитие.

1. Сюжетно - ролевые игры: «Во саду ли, в огороде»!

2.Беседы, обсуждения на тему: «Фрукты и овощи» - где растут, как и кто ухаживает за садом, за огородом?

3. Дидактические игры: «Логические цепочки», «Собери половинки», «Магазин».

Цели и задачи:

Формировать знания о труде садовника, огородника.

Развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

Ø Познавательное развитие.

1. Показ презентаций «Фрукты» и «Овощи».

2. Просмотр мультфильмов: Сапгир «Апельсин», В. Сутеев «Мешок яблок».

3. Упражнения на согласование существительных с прилагательными «Назови цвет, форму».

Цели и задачи:

- Уточнить и расширить знания детей об овощах и фруктах.

Познакомить с тактильными, вкусовыми ощущениями,.

Формировать навыки умения внимательно слушать чтение сказок, рассказов.

Формировать интерес к книге и картинкам в ней.

Показать, как много можно узнать, рассматривая иллюстрации.

Ø Речевое развитие.

1. Чтение художественной литературы: сказка с заданиями «Болтливая редька», В. Сутеев «Яблоко», Т.А. Шорыгина «Овощи - какие они? », «Яблонька». Загадки и стихи.

2.Составление описательного рассказа про фрукт или овощ.

3.Дидактические игры: «Назови ласково», «Один - много», «Жадина».

4.Упражнения на согласовывание существительных с прилагательными «Назови цвет, форму».

Цели и задачи:

Расширять словарь за счёт существительных, прилагательных, глаголов по теме «Фрукты и овощи».

Развивать связную монологическую и диалогическую речь (простое распространенное предложение).

Учить составлять описательный рассказ на определённую тему.

Коррекционная работа:

Цели и задачи:

Стимулировать проявления речевой активности.

Развитие артикуляционной, мимической, мелкой моторики.

Закрепление правильного звукопроизношение звуков А, У, О.

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.

Формировать умение » оречевлять» игровую ситуацию.

Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.

Формировать умение повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из 2-3 простых нераспространенных предложений.

Развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания.

Развитие зрительного внимания.

    1. Артикуляционная гимнастика » Яблочко румяное, …«, «Пришли дети в огород…».
    2. Дидактические упражнения, «Пахнет - не пахнет», «Вкусная корзинка», «Сладкий апельсин», «Мы картошку собирали, мы ладошки замарали…», «Ароматный чесночок», «Лук понюхаем немножко, …».
    3. Дидактические упражнения «Поймай звук», «Найди звук», «Звук потерялся».
    4. Дидактические упражнения: «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Кто позвал Зайку?», «Зайка, сделай», «Бубен громко заиграет», «В огород (сад) мы все пойдем, … соберем».
      1. Составление рассказа-описания о фруктах, овощах по образцу логопеда с опорой на мнемотаблицу (презентации «Фруктовое лукошко», «Едет с поля урожай»)

Ø Художественно - эстетическое развитие.

1. Прослушивание детских песенок «Антошка, Антошка», «Огуречик».

2. Лепка фруктов и овощей. Темы: «Любимый овощ», «Фрукты в корзине».

3. Аппликация овощей и фруктов. Темы: «Компот из фруктов», «Овощи» из нарезанных ниток, работа с родителями и детьми «Чудо дерево».

4. Рисование фруктов и овощей. Тема: «Варенье»,»Любимый овощ«.

5. Конструирование. Тема: «Корзина для фруктов», «Овоще - хранилище».

Цели и задачи:

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Восприятие музыки, художественной литературы.

Учить лепить фрукты и овощи, передавая форму и характерные особенности, показать - приемы лепки разными способами.

Учить правильно держать ножницы и работать с ними.

Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве.

Учить создавать постройки, объединять их в общую композицию, обыграть.

Коррекционная работа:

      1. Дидактические упражнения: «Посмотри и назови», «Слушай и называй», «Слушай и выполняй».
      2. Дидактическое упражнение «Остуди компот» («Горячий компот»)
      3. Дидактическое упражнение «Слушай и повторяй» (шепотная речь)

Цели и задачи:

Развитие глубокого вдоха и плавного выдоха.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Ø Физическое развитие.

Хороводная игра «Яблонька», подвижная игра «У медведя во бору».

Пальчиковые игры: «Это сладкий апельсин…», «Компот», «Как у нашей Зины фрукты (овощи) в корзине», «Засолка капусты»,

Цели и задачи:

Развивать координацию движений общей и мелкой моторики.

Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предметно - развивающая среда:

1. Подбор художественной и познавательной литературы про фрукты и овощи.

2. Наборы картинок для составления описательных рассказов.

3. Трафареты для рисования.

4. Атрибуты для игр.

5. Настольный и пальчиковый театры.

Цели и задачи:

Развивать желание пользоваться книжками, рассматривать картинки, обсуждать.

Формировать умение составлять описательные рассказы.

Активизировать фантазию и речь детей.

Развивать умение самостоятельно пользоваться трафаретами.

Воспитывать желание довести дело до конца, аккуратность.

Формировать творческую инициативу в играх.

Побуждать детей к обыгрыванию сказок, стишков.

Формируем умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимика).

Работа с родителями.

1. Сбор художественной литературы по теме «Фрукты и овощи».

2. Совместная деятельность детей и родителей по созданию книжки - малышки, дидактического пособия «Чудо дерево».

3. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Цели и задачи:

Направить родителей на совместную с детьми деятельность.

Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Расширять кругозор, любознательность детей.

Третий этап - итоговый с 01.11.14 г. по 07.11.14 г.

Задачи:

- Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Что нам Осень принесла?»

Совместная деятельность педагогов с детьми.

1. Выставка детских работ.

2. Презентация книжки - малышки «Ах, как вкусно!», пособия «Чудо - дерево».

3. Круглый стол (приготовление салатов совместно с детьми - фруктовый и овощной);

4. Музыкальный досуг «Дары осени».

Цели и задачи:

Систематизировать и закрепить знания о фруктах и овощах.

Работа с родителями.

1. Презентация проекта «Что нам Осень принесла?».

Цели и задачи:

Показать родителям результаты работы по проекту «Ч то нам Осень принесла?».

В ходе работы над проектом:

Ø Повысилась речевая активность; дети стали лучше вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции;

Ø Значительно расширился словарь и произошла активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по темам «Овощи», «Фрукты»;

Ø Дети стали понимать обобщающие значения слов «Овощи», «Фрукты»;

Ø У детей стало формироваться умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении;

Ø Дети научились выделять одновременно два (три) свойства предметов (форма-цвет, форма-величина, величина-цвет, форма-цвет-величина);

Ø быстрее и активнее шла работа по развитию движений мимической мускулатуры; подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильного звукопроизношения;

Ø легче осуществлялась коррекция нарушений дыхательной и голосовой функций.

Клокова Вера Петровна

Юргилевич Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории

Место работы: ГБДОУ детский сад № 21 Колпинского района
Месторасположение: г. Санкт-Петербург

Описание работы: Предлагаю Вам конспект интегрированного занятия "Здравствуй, Осень Золотая" для детей среднего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с возрастной категорией 4-5 лет

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Образовательные задачи:
1. Формировать представление о признаках Осени;
2. Формировать умение составлять рассказ об Осени.
Развивающие задачи:
1. Развитие у дошкольников воображения, мыслительной деятельности, кругозора, памяти, речи.
2. Развитие интереса у детей к сезонным изменениям в окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание познавать природу.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Оборудование: Картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, мячик
Действующие герои: Старичок-Лесовичок
Место проведения: групповая комната

Конспект НОД «Здравствуй, Осень золотая» для среднего дошкольного возраста

Ход занятия:
Воспитатель:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года?
Дети: Осень
(Стук в дверь. Появляется печальный Старичок – Лесовичок.)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно) ?
Дети: В детский сад.
Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню!
Дети: Подскажем, сейчас у нас Осень!
Лесовичок: Правильно, Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают Зимой, а сейчас Осень!

Лесовичок: Да, так и есть. И это теперь я вспомнил! Ребята, а вы мне поможете вспомнить про Осень, какая она бывает?
Воспитатель: Конечно, Лесовичок, ребята тебе расскажут всё про красавицу Осень! Ребятки, а давайте мы сейчас встанем все в большой, большой хоровод и поиграем в замечательную игру! Для начала мы выберем водящего при помощи считалочки! (проводится считалочка и выбирается водящий) . А теперь Полиночка (водящая) кидает мячик каждому из вас, и вы отвечаете на вопрос «Какая Осень?» Например: Осень золотая! Начинаем!
Дети: Теплая, холодная, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная, удивительная и т.д.
Лесовичок: Какие вы молодцы, столько прилагательных знаете об Осени! (у Лесовичка выпадает из кармана письмо)
Лесовичок: Ой, а что это у меня? Письмо? (удивлено) Точно, вспомнил, письмо! Его мне для вас передали лесные жители! А что бы узнать, какие это животные, отгадайте про них загадки!
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это …
Дети: Белка
Лесовичок: Ну конечно, это Белка!
Лесовичок: А сейчас мы узнаем, кто хочет вам задать ещё вопрос!
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его...
Дети: Медведь
Лесовичок: Ой, от кого же следующий вопрос?
Вот иголки и булавки
Выползают из - под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят!
Дети: Ёжик
Лесовичок: Правильно, Ёжик.
Лесовичок: Ребята, а вы хотите узнать, какие вопросы вам задали в этом письме белка, медведь и ёж?
Дети: Да
Лесовичок: Для того, чтобы помочь нашим белке, медведю и ёжику, нам необходимо разделится на три подгруппы. (Разделение на подгруппы) .
Так как белка совершенно не готова к зиме, для первой подгруппы детишек, она задала интересующий её вопрос «Какие ей надо сделать запасы на зиму?» На столе перед вами лежат картинки с изображением шишек, колбаски, орешек, сыра, ягод, грибочек и молочка. Вы выбираете только те картинки, на которых изображено то, что белка собирает на зиму!
Наш забывчивый Мишка, для второй подгруппы, задает такой вопрос «Что он делает зимой?» Перед вами лежат картинки с изображением сна, прогулки, приёма пищи, купания. Ребята, а вам нужно выбрать картинку, на которой изображено, что делает Мишка зимой?
А для вас ребята, ёжик задал вот такой интересный и очень важный для него вопрос «Что ему нужно спрятать у себя в норке на зиму?» Перед вами картинки с изображением грибов, хлеба, пирожков, фруктов, котлет и ягод. Вы выбираете, что нужно ёжику!
Первая подгруппа детишек: Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибочки.
Вторая подгруппа детишек: Мишка зимой спит.
Третья подгруппа детишек: Ёж прячет у себя в норке грибы, фрукты и ягоды.
Лесовичок: Ребята, а у меня тоже есть для вас вопросы!
- Для чего звери делают запасы на зиму?
Дети: Чтобы не остаться голодными, так как зимой под снегом не будет ни грибов, ни ягод, ни колосков.
Лесовичок: Хорошо, а какого цвета осенью трава и листики?
Дети: Листья разноцветные: оранжевые, жёлтые, красные, коричневые;
Трава жёлтая, коричневая.
Воспитатель: Лесовичок, а говорят ты немного волшебник?
Лесовичок: Да, ребята, волшебство я люблю и колдую понемножку!
Воспитатель: А можешь сейчас сделать для нас что - нибудь волшебное?
Лесовичок: Ребята, старенький я совсем стал, но заклинания волшебные ещё помню. Сейчас я скажу волшебные слова и все ребята превратятся в осенние листочки. Хотите?
Дети: Да
Лесовичок: А вы мне поможете произнести волшебные слова?
Дети: Да
Лесовичок: Повторяйте за мной: Раз, Два, Три, мы закружились и в листочки превратились!
Мы - осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой
Друг за другом полетели. (Бегаем на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
Лесовичок: Молодцы, ребята! А теперь: Раз, Два, Три, мы закружились и в ребят мы превратились! Ой – ё – ёй, ребята, у меня случилось беда, на моём волшебном дереве (дерево изображено на ватмане) , листики потеряли цвет. Что ж мне делать?
Воспитатель: Лесовичок, не расстраивайся, мы тебе с ребятами поможем!
Ребята, давайте поможем Лесовичку, и раскрасим листики на его волшебном деревце?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Перед вами лежат листики, выбирайте себе понравившейся, возьмите в руку кисть и выберете себе краску: красного, желтого или золотистого цвета! Теперь раскрашиваем наши листики (Раскрашивают гуашью листики) . А сейчас мы с вами при помощи клея приклеим наши разноцветные, красивые листики на волшебное дерево Лесовичка! (Приклеивают листики)
Лесовичок: Ребята, какие вы умнички и умники! Теперь моё волшебное деревце ожило разноцветными листочками!
Лесовичок: Я предлагаю вам встать в большой, красивый хоровод и спеть песню «Осень наступила». (Поют песню и выполняют соответствующие движения)
Лесовичок: Молодцы, ребята! Очень мне понравилось, как вы хорошо отвечаете на вопросы, с интересом и задорно играете, весело поёте! Спасибо вам, что помогли мне и лесным жителям вспомнить, какое сейчас время года! Мне пора возвращаться к себе в лес, к моим лесным жителям! До свидания, до новых встреч!
Дети: До Свидания!
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые, помогли Лесовичку всё вспомнить, ответили на все его вопросы! Вам понравилось помогать Лесовичку?
Дети: Да
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Воспитатель: А чем мы занимались?
Дети: мы рассказывали про Осень, разгадывали загадки, играли, рисовали и приклеивали листики.

Воспитатель: Делать хорошие дела, всегда приятно!

Осень - пора урожая и листопада. Эта золотая красавица приходит к нам ежегодно и каждый раз детишки радостно встречают это яркое время года и получают новые впечатления. А чтобы поближе познакомить детей с осенью, устроим для них праздник. Этот сценарий предназначен для детей средней группы детского сада. Сценарий в стихах, но стихотворения короткие и не сложные, детям будет вполне под силу подготовиться и выучить по четверостишию. Будет очень интересно!

Сценарий

Ведущий: Дорогие ребята, наши гости! Мы собрались сегодня на праздник - праздник Осени.

Долго трудились разноцветные краски,

Природа вышла красивой как в сказке!

Вся разноцветная – вот красота!

Вы посмотрите, какие цвета!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?

Дети: Осень!

Ребёнок 1: Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.

Ребёнок 2: Алые и жёлтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.

Ребёнок 3: Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное -
Будем вспоминать.

Ребёнок 4: Деревья все осенним днём
Красивые такие!
Сейчас мы песенку споём,
Про листья золотые.

Песня «Желтенькие листики» музыка и слова О. Девочкиной

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу.

Кто-то к нам сюда спешит,

И как будто бы шумит.

Входит старичок-лесовичок

Лесовичок:

Здравствуйте!
Я старичок-лесовичок,
В бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,
Стерегу и лес, и луг,
И деревья, и цветы,
А также ягоды, грибы.
Собирался я недолго,
Игры, шутки все сложил,
И в заветную котомку
Их к подаркам положил.
Вот и первая загадка,
Отгадайте, детвора,
Что же я сейчас достану,
Из принесённого добра?

Достаёт овощи и загадывает загадки.

Загадки:

В золотистой шелухе,
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).

Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка).

В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. (Тыква)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Лесовичёк: А теперь давайте поиграем!

Игра «Кто быстрее соберёт шишки»

Ведущий: Какой ты молодец, старичок-лесовичок! Какую хорошую игру ты для детей придумал! Только ты скажи, а где же осень? Уж ей давно быть здесь пора.

Лесовичок: Ой, совсем забыл! Так заигрался! Так она должна с минуты на минуту сюда прийти!

Ведущий: Давайте с вами, ребята, Осень, придти сюда скорей попросим,

Дети (хором): Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости неделек восемь –

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождем, с перелетным журавлем!

Под музыка входит Осень.

Осень: Вы обо мне, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд!
Вы рады встретиться со мной?

Дети: Да.

Ведущий: Милая, Осень, конечно, мы рады встречи с тобой. И готовились к ней: песни пели, и стихи учили. И сейчас тебе песню споем.

Песня Осень наступила

Осень: Какую замечательную песню вы знаете!
Разбрасывает листья, говоря
Осень: Листопад, листопад,
Листья по ветру летят,
Кленовые, берёзовые, дубовые…

Игра «Собери листочки» (кленовые – красные, берёзовые – желтые, дубовые - зелёные)

Ведущий: Ветер листьями играет

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

Танец с листочками


6 ребенок: Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша,
Как же осень хороша!

7 ребенок: Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы,
Всё нам, Осень, даришь ты!

8 ребенок: Каждый листик золотой -
Маленькое солнышко -
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко.

9 ребенок: Берегу я листики,
Осень продолжается!
Долго, долго у меня
Праздник не кончается!

10 ребенок: Осень по тропинке,
С дождиком шагает,
Клёны и рябинки
Тихо раздевает.

12 ребенок: Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.

13 ребенок: Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

11 ребенок: Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях,
Тоже не сидится.
Целый день сегодня,
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку,
Улететь хотят.

Ведущий: Пока мы стихи читали

По небу тучки набежали

Хмурая погода и дождик на дворе.

Стало очень холодно в октябре.

Танец с зонтиками


Осень: Весело у вас, ребята,
Встрече с вами очень рада!
За песни, за игры спасибо.

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, и тебе, старичок-лесовичок! Приходите к нам в следующем году!

Осень и лесовичок уходят.

Ведущий: Нам радостно, нам весело,

На празднике своём.

Пусть дети улыбаются

Осенним ясным днём!

Конспект НОД в средней на тему «Дары осени».

Цель: Расширять знания детей об осени.

Задачи:

продолжать формировать знания детей об изменениях в природе осенью;

закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах;

расширять знания об осеннем урожае овощей и фруктов;

формировать любовь к природе;

расширять словарный запас детей;

Ход НОД:

Воспитатель: – Ребята, вы заметили, когда шли в детский сад, какая сегодня погода? (Ответы детей .)

-Почему такая погода? Какое время года? (Ответы детей .)

- Что происходит осенью? (Ответы детей.)

Дети читают наизусть стихотворение «Осень» В. Авдиенко:

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где- то лето.

Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый, желто –розовый кленовый.

Здравствуйте, ребята. Я услышала стихи и пришла. Смотрите, какая у меня тяжелая корзина. В ней овощи и фрукты, которые люди собирают осенью: яблоки, груши, виноград, картошка, морковь, свекла. Вставайте в хоровод. Мы с вами поиграем.

Исполняют хоровод ную игру «Что нам Осень принесла»

Дети: Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки!

Дети: Значит, будут пироги!

Осень: Принесла вам гречки!

Дети: Каша будет в печке!

Осень : Принесла вам овощей!

Дети: И для каши и для щей!

Осень : Рады ли вы грушам?

Дети: Мы их впрок насушим!

Осень : А уж яблоки – что мёд!

Дети: На варенье, на компот!

Осень : Принесла и мёду полную колоду!

Дети : Ты и яблок, ты и мёду

Ты и хлеба припасла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень : Дождику вы рады?

Дети : Не хотим, не надо!

Воспитатель : – Ребята, вы чувствуете, что подул легкий ветерок? Покажите, как качаются веточки деревьев. А вот ветер подул сильнее. Веточки наклоняются ниже.

Осень: Ветер раскидал разноцветные листья. (Раскидывает листочки на ковре) . Давайте их соберем.

Дети собирают листья под музыку. У каждого ребенка по 2 листочка .

Исполняют танец с листьями под песню «Золотая осень»

Воспитатель : – Ребята, а вы хотите попасть в осенний лес? Осень, покажи, пожалуйста, детям осенний лес.

Осень: – Хорошо, давайте отправимся в лес.

-Раз, два, три, покружись и в лесу окажись.

-Ребята, а вот ежик. Он хочет собрать грибы, но забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя. Он просит вас рассказать ему про съедобные и несъедобные грибы.

Дети подходят к мольберту, показывают на картинках и называют съедобные и несъедобные грибы. Садятся на «пенечки».

Воспитатель : – Ребята, помогите ежику собрать грибы.

Проводится игра «Кто больше наберет грибов» (На полу раскладываются грибы: белые, лисички, мухоморы.) Осень проверяет, какие грибы собрали дети.

Воспитатель: – Ребята, вы такие молодцы! Ежик говорит вам спасибо. Вы рассказали ему про грибы и помогли их собрать.

Осень : – Ребята, все лесные звери отправились за грибами. Давайте и мы с ними пойдем, вставайте в хоровод.

Выполняют двигательное упражнение «За грибами»:

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки (дети идут в хороводе ).

Белочки скакали, рыжики срывали (скачут поскоками, приседают ).

Лисичка бежала, лисички собирала (легкий бег, срывают воображаемый гриб ).

Скакали зайчатки, искали опятки (прыгают на обеих ногах, останавливаются и оглядываются по сторонам).

Медведь проходил, мухомор раздавил (ходят на внешнем воде стопы, в конце топают ногой).

Осень: - Ребята, мне пора идти. Надо помочь лесным животным приготовиться к зиме. До свидания. (Уходит, забирает ежика и корзинку с грибами)

Воспитатель : – А нам пора возвращаться из леса в детский сад.

-Раз, два, три, повернись и в детском саду окажись.

Рефлексия:

Воспитатель : – Ребята, вы запомнили, что нам принесла Осень в корзинке? (Ответы детей .)

- Давайте, каждый нарисует по желанию то, что нам приносит осень.

Дети рисуют пальцами по пшену и объясняют рисунок.

Сюрпризный момент:

-Ребята, нам Осень оставила в подарок вкусные груши.

Что нам осень принесла?

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. Закреплять умение образовывать слова, сравнивать, рассуждать. Воспитывать желание помогать, приходить на помощь; умение договариваться; бережное отношение к живой и неживой природе. Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.

Материал. Слайды по сказке «Репка». Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети входят в зал, здороваются, становятся в круг:

Мы – дружные ребята,

Возьмёмся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)

Воспитатель : Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель: А теперь мои друзья все вниманье на меня. Загадаю Вам загадку

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, молодцы. У меня в руках осенний листок кому листок на ладошку приземлится тот и говорит, какая погода осенью.

Если осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

Если осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

Если осенью холодно, какая погода? (холодная)

Если осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

Если осенью сыро, какая погода? (сырая)

Если осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

Если осенью ясно, какая погода? (ясная)

Молодцы. К нам пришло письмо от героев сказки, где все дружно тянули овощ. Как называется сказка? («Репка»). Слайд с героями сказки.

Дед и Бабка просят нас помочь собрать урожай на огороде. Дети, мы поможем нашим героям? (ответ).

1.Слушайте загадку: Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это…
(Репка) . После каждой загадки ложу овощ на стол, рассматриваем его.

2. На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец) 3. Красна девица Сидит в темнице, а коса на улице.(морковь)

4. Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.(свекла)

5. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

6. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

7. Маленький и горький, луку брат.(Чеснок)

8. Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

9. Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

10. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный (Баклажан)

11. Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… Перец)

Дети, а яблоко это овощ или фрукт? А какие фрукты вы знаете?

Воспитатель спрашивает: «А где растут фрукты? Где растут овощи?»

Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях».

Проводится игра «Собери урожай». Дети в две корзинки сортируют овощи и фрукты.

Воспитатель . Посмотрите, сколько овощей мы помогли собрать на огороде Деду с Бабкой. Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?

- Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!

Воспитатель . Дети, а как вы думаете?

Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и овощи, а зимой растения отдыхают».

Воспитатель . А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму?

Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».

А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель . Да, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус».

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Воспитатель от имени Деда и Бабки благодарит ребят за собранный урожай и прощается с ними.

Рефлексия: дети, что мы собирали (овощи). А как называется яблоко, груша? (фрукт). А мы помогли Деду и Бабке?