Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь? Вредные привычки у детей: как отучить? Дурные привычки ребенка 7 лет

Кто-то откручивает себе ухо во время еды, кто-то сосет палец, дергает волосы или ковыряется в носу - разнообразию дурных привычек можно было бы позавидовать…если бы это не касалось наших детей.

Дурная привычка как этап развития

Часто можно услышать от взволнованных мам: «Мой дергает себя за волосы во время еды», «мой бьется головой о стену/корчит рожи/морщит нос».

С полугода (а иногда и раньше) малыши начинают изучать возможности своего тела - здесь и первые неконтролируемые движения рук: хватательные, крутильные; и копирование мимики взрослых, которую они могут подглядеть когда угодно; и извлечение звуков из стены и пола (пусть даже ценой собственного лба). Эти «привычки» длятся недолго, сменяют друг друга и зачастую не акцентируют на себе внимание взрослых.

Другое дело, если ребенок непроизвольно повторяет одно и то же действие - сосет палец/воротник/игрушку в определенных ситуациях, и нет никакой возможности его от этого отучить.

Навязчивое действие, нервный тик

Навязчивые действия и тики проявляются по-разному - кто-то сосет палец, кто-то часто моргает, покашливает или откидывает назад голову, у кого-то напрягаются мышцы лица и шеи. Если движение кажется вам небезобидным (особенно в ситуациях, когда ребенок после подобных «приступов» чувствует себя некомфортно), то лучше проконсультироваться с неврологом, пройти обследование и исключить возможности серьезных заболеваний.

Если же действие достаточно безобидное, но повторяющееся постоянно, то следует обратить внимание на нервно-психическое состояние малыша. Зачастую ребенок находит успокоение в подобном «ритуале», находясь в состоянии напряжения или тревоги.

Возможные причины: переезд, натянутые отношения в семье, ссора, стресс или хроническая усталость. У совсем маленьких детей это может быть признаком недостаточного физического контакта с матерью - ласки, поглаживаний, объятий.

С осательный рефлекс

Хорошо, если ребенок вырос на грудном вскармливании и имел возможность сосать материнскую грудь столько, сколько ему было необходимо. У таких детей вредные привычки - такие, например, как постоянное сосание пустышки или пальца, почти не проявляются, поскольку не возникает необходимости, так называемого, «дососа». Но даже если они и, бывает, засовывают палец в рот, это носит эпизодический характер.

«Сосательная» стадия чаще возникает у малышей, не имеющих возможности сосать материнскую грудь, или у тех, кого отлучили от нее раньше, чем им было необходимо. «Воду пьет, прикорм ест - пора отучать от груди» — подобный девиз зачастую приводит к тому, что дети до 2-3 лет не могут отучиться от сосания всего подряд: соски, пальца, уголков одежды или игрушки.

Мастурбация

Звучит, конечно, громко, но привычка трогать гениталии появляется в совсем юном возрасте, хотя и не носит никакого сексуального характера (как минимум в силу физиологии).

Впервые она появляется, когда малыш 7-9 месяцев, оставшись без подгузника, вдруг начинает интересоваться своим телом. Пупок, живот, половые органы - все это осматривается и ощупывается с большим вниманием. Позже, получая удовольствие от прикосновений, ребенок может повторять эти действия.

Задача родителей не ругать ребенка, формируя негативное отношение ко всему, связанному с половыми органами (а в будущем и сексуальными отношениями), а стараться отвлечь его внимание на что-нибудь другое.

Безопасная привычка

Некоторые привычки не должны являться поводом для беспокойства родителей. Например, раскачивание головой перед сном или в особенно напряженные моменты - так маленький ребенок себя успокаивает. То же самое относится к каким-то «заветным» словам, произнося которые он чувствует себя увереннее: «мама придет», «мама рядом».

Есть привычки безопасные, однако не принятые в обществе, тогда основной акцент в воспитании должен строиться на том, где и в каких ситуациях непринято так делать (например, ковырять в носу нельзя при людях, очистить таким образом нос можно в ванной и тому подобное).

Памятка родителям

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Отвлекать ребенка от действия, привычки. Если ребенок нервничает или испытывает стресс, то чаще обнимать, находиться рядом. Если привычка - последствие отлучения от груди, стараться направить внимание ребенка на игры, общение.

Детей постарше можно направить на «взрослое» поведение. Особенно в случаях, когда дети грызут ногти или ковыряют в носу.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:

Не ругать и не запрещать. Слова «не надо так делать» подразумевают то, что ребенок должен контролировать свои действия, чего он может еще не уметь.

Не высмеивать привычку, не пошучивать над ней - это не только может усугубить проблему, но и вызвать у ребенка недоверие к взрослым, неверие в их помощь, поддержку и любовь.

Юлия Асланова

Вредные привычки у детей 4 -5 лет .

Бывает, что родители принимают за вредные привычки нервные тики или навязчивые движения у детей. Проявляться невроз навязчивых движений может по-разному: в виде частых миганий, движений головой (как будто ребенок откидывает челку или разминает шею), шмыгания носом, покашливания, кряхтения и т.д. В этом случае особенно опасно ругать ребенка из-за «вредной привычки». Наоборот, не стоит заострять внимание малыша на нервном тике. Иногда навязчивые движения у детей проходят самостоятельно при исчезновении провоцирующих факторов и соблюдении режима питания и сна, в других случаях ребенку требуется помощь специалистов.

Виды «плохих» привычек

Сосание пальцев

Существуют различные типы сосания, к которому дети могут привыкнуть в зависимости от возраста. Такая вредная привычка наблюдается у 17-59% детей до 15 лет. Сосание большого или указательного пальца обычно начинается в первые несколько месяцев жизни. Многие дети перерастают ее задолго до своего первого дня рождения, остальные прекращает сосать пальцы в возрасте пяти лет из-за давления со стороны сверстников. Другими объектами для привычного сосания являются пустышки, соски, концы одеяла.

Сосание имеет успокаивающий эффект и часто помогает детям уснуть. Эта привычка может привести к проблемам, когда появляются постоянные зубы в возрасте около пяти лет, поскольку сосание меняет форму зубов ребенка, неба и прикус.

Битье головой, ритмичные движения головой, раскачивание тела (яктация)

Наблюдается у 10% младенцев. Чаще характерно для детей с аутизмом, воспитанников детских домов. Битье головой – ребенок неоднократно ударяет головой о твердый предмет, например, кроватку, с частотой около 80 раз в минуту. Это может очень пугать родителей из-за страха возможности получения травмы. Но ребенок не демонстрирует проявлений боли, ведет себя при этом спокойно. Эпизод обычно длится от 15 минут до нескольких часов и происходит во время прослушивания музыки или засыпания.

Качания головой – ребенок вращает голову из стороны в сторону в положении лежа на спине, при этом волосы на задней части головы могут полностью стираться.

Качания телом – ребенок ритмично раскачивается в положении сидя или опираясь на колени, локти. Такое поведение обычно начинается в возрасте около шести месяцев и исчезает до двух лет, длится до 15 минут, происходит во время прослушивания музыки или засыпания, чаще наблюдается у детей с сенсорными дефицитами, нарушением развития. В возрасте старше 2 лет привычка может сохраняться у 3% здоровых детей.

Все перечисленные привычки являются обычным поведением для детей этого возраста способствующими самоуспокоению, саморелаксации. В большинстве случаев такое поведение не приносит ребенку никакого вреда, за исключением случаев, если малыш имеет отставание в развитии.

Скрип, скрежет зубами (бруксизм), сжатия зубов

Бруксизм или скрежетание зубами, по одним данным наблюдается в норме у более половины детей, по другим – у 5-30% (в среднем в 8% случаев). Обычно начинается в возрасте около шести месяцев, когда появляются молочные зубы, и снова возвращается с появлением постоянных зубов в возрасте пяти лет. Частота увеличивается с возрастом, достигая пика в 7-10 лет, после чего снижается.

Ребенок не осознает проблемы ночного бруксизма. Скрежетание зубами происходит преимущественно во время сна, длится 8-9 секунд, днем сжатия зубов является беззвучным и часто сопровождается другими вредными привычками . Ребенок обычно перерастает его, но бруксизм может продолжаться и у взрослых. Если скрежетание приводит к повреждению зубов или нарушениям со стороны височно-нижнечелюстного сустава может понадобиться консультация стоматолога.

Привычка грызть ногти, обкусывать кожу вокруг ногтей (дерматофагия)

Привычка преимущественно появляется в дошкольном возрасте и продолжается до подросткового возраста, является самой распространенной у школьников. Редко наблюдается в возрасте ранее 4 лет, достигает пика распространенности к 8-11 годам, нередко остается и у взрослых. Такая привычка может осложняться частыми кровотечениями или инфицированием кожи пальцев.

Привычка ковыряться в носу

Родители могут быть особенно недовольны такой привычкой ребенка из-за ее социальной неприемлемости. С другой стороны, ковыряние в носу является одной из самых распространенных привычек, как среди детей, так и взрослых.

Ее появление провоцирует появление корочек в носу. Ковыряния приводит к дальнейшему повреждению и образованию корок, и так по кругу. Ковыряния является наиболее частой причиной носовых кровотечений у детей.

Ребенку следует объяснять, что такая привычка неприемлема в публичных местах, что высморкаться и преодолеть зуд можно с помощью платка. После ковыряния следует рекомендовать ребенку мыть руки. Детям с такой привычкой надо постоянно увлажнять носовые ходы солевым раствором, особенно это необходимо больным бронхиальной астмой.

Задержка / остановка дыхания

Такая привычка сильнее всего пугает родителей. Эпизоды внезапной остановки дыхания могут длиться от нескольких секунд до минуты и даже приводить к потере сознания. Случаются наиболее часто в возрасте 18-24 месяцев, и исчезает к пяти годам. В возрасте до 8 лет эту привычку фиксируют только у 4-5% детей.

Эпизоды внезапного прекращения дыхания делятся на два вида: синюшный (цианотичный, чаще имеющий эмоциональную составляющую) и бледный (чаще в ответ на боль). Задержка дыхания – способ для ребенка осуществлять контроль в ситуации, когда он не получает желаемого, когда чувствует боль или злость. Симптомы часто путают с судорогами. В такие моменты необходимо успокоить ребенка и обезопасить его от травм.

Как преодолеть плохую привычку ребенка

    Попробуйте игнорировать некорректное поведение. Ребенок, скорее всего, перерастет привычку со временем. Сосредоточение внимания на проблеме (даже с отрицательной коннотацией) может только поощрять нежелательное поведение малыша.

    Похвала за желаемое поведение указывает на то, каким вы хотите видеть ребенка, поэтому не скупитесь поощрять ребенка за хорошее поведение.

    Если у ребенка много плохих привычек, не следует пытаться избавиться от всех сразу. Начните с одной-двух самых надоедливых или опасных.

    Попробуйте выяснить, что может оказывать негативное влияние на ребенка и старайтесь помочь ему справиться со стрессом. Поговорите с малышом о вещах, которые могут его беспокоить, удерживая зрительный контакт и активно слушая.

    Чаще позволяйте ребенку самому принимать решения, когда это возможно, путем предоставления (деликатного подсказывания) приемлемых вариантов. Ощущение участия в управлении ситуацией позволяет снизить стресс и фрустрацию.

    Даже если не удается справиться с «вредной» привычкой, попробуйте минимизировать ее вредные последствия. Например, ребенку, который ковыряется в носу, помогите высморкаться, используйте солевой назальный спрей или вазелин, напоминайте о мытье рук и т.д.

    Используйте естественную стимуляцию воздержания от проблемного поведения. Ребенок самостоятельно должен принять правильное решение, а не «прогнуться» под давлением воли родителей. Будьте терпеливыми, результаты требуют времени.

    Будьте настойчивыми и одновременно добрыми. Неуклонно следуйте выбранной тактики.

    Установите для малыша несколько правил, призванных изменить нежелательное поведение. Обязательно объясните ребенку причины их внедрения. Убедитесь, что он понимает, какими будут последствия нарушения правил.

Лечение вредных привычек

В большинстве случаев никакого лечения не требуется. Однако, если ребенок находится в состоянии дистресса, социально изолирован, получает физические травмы, может встать вопрос о дополнительных мерах:

    физические меры (шлем, зубные шины);

    поведенческая психотерапия (главное в лечении);

    фармакотерапия (налтрексон, кломипрамин, флуоксетин, сертралин – любые медикаменты назначаются исключительно врачом!)

Любая вредная привычка ребенка - это следствие какого-то испуга, плохого настроения, чувства собственной ненужности или неполноценности. Соответственно, все, что вызывает позитивное настроение у малыша, устраняет депрессивные настроения, может способствовать избавлению от любых вредных привычек. .

http://36n6.ru/semya/vrednie-privichki-deteihttp://3-years.ru/vospitanie/vrednye-privychki-u-detej.html

Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители. Как же нужно выстраивать семейное воспитание, чтобы потом не жалеть о последствиях?

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Если изначально в семье сложились неправильные отношения, то как результат воспитания - непослушные, закомплексованные и проблемные дети. Этот факт можно объяснить. Дело в том, что трудными дети становятся не из-за своего характера.

Ребенок проецирует отношения в семье на свою личность. Отсюда и проблемы, возникающие в воспитании и нраве детей. Но не всегда в хорошей и гармоничной семье всё благополучно. Даже в этом случае ребенок может вырасти проблемным, если влияние внешних негативных факторов окажется слишком сильным.

Психологи отмечают, что роль семьи в воспитании ребенка велика. Его внутренний мир строится на основе внешних факторов. Ребенка можно представить в качестве древесной веточки. Возникновение проблем будет зависеть от того, всё ли хорошо в почве, на которой он вырос.

Малыша нужно постоянно подпитывать родительской любовью, чтобы он смог справиться со всеми трудностями. Заменить семью не сможет никто другой. Именно в ней закладывается система ценностей. Семья становится базой для формирования отношения к себе и окружающим. В ней происходит становление личности.

Рассмотрим, как семья может влиять на последний из перечисленных выше факторов. Это может быть бессознательное усвоение принципов жизни и поведения родителей. На ребенка оказывает влияние атмосфера в семье, эмоциональное взаимодействие её членов. Эти стереотипы малыш усваивает с самого раннего детства.

Если вспомнить пример из психологии, где только что вылупившийся гусенок привязывается к тому предмету, который первым попал в его поле зрения. И неважно, будет ли он одушевленным или нет, главное, чтобы объект двигался. Этот момент длится всего несколько секунд.

То же самое происходит и с ребенком. В трудный для него период он хочет получить любовь и заботу родителей, привлечь к своей персоне их внимание. Это тот момент, который не стоит упускать, так как в будущем придется перевоспитывать детей. А это может оказаться невозможным.

Если родителей не оказалось рядом, когда ребенку требовалось внимание, он заполнит эту душевную пустоту кем-то другим. И не факт, что это будет порядочный человек. Поэтому стоить находить и уделять воспитанию своих детей хотя бы немного времени.

На ребенка также влияют слова, произнесенные родителями. Поэтому взрослым нужно быть осторожными при общении. Если вы не хотите впоследствии краснеть за ребенка перед посторонними людьми, следите за своей речью. Всё, что будет сказано вами, усвоится малышом с легкостью.

Кроха каждый день наблюдает взаимоотношения матери и отца. Он видит, как они общаются, какие эмоции испытывают по отношению друг к другу. Это формирует его представление об отношениях между мужчиной и женщиной. Чем гармоничнее семья, тем более положительные представления о будущих отношениях сложатся у ребенка.

Как правило, мать должна быть женственной, а отец мужественным. Если в семье наблюдается обратная ситуация, это приводит к тому, что в будущем у ребенка могут быть проблемы с построением собственных отношений. Это же может привести к различным психологическим нарушениям.

Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.

В семье зарождается определенное поведение ребенка. На то, каким оно будет - положительным или отрицательным, - оказывает влияние применение поощрения или наказания. Родители должны четко знать, что следует осуждать, а какие стереотипы можно поддержать.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.

В семье ребенок познает различные эмоции, начинает понимать их уместность в той или иной ситуации. Если взрослые их сдерживают или запрещают выражать, то эмоциональная сфера ребенка будет сформирована исходя из базовых показателей. Другими словами, умение выражать свои эмоции ребенок заимствует из собственной семьи.

Советы родителям по воспитанию детей в семье

1. Первой школой жизни для ребенка является семья, в которой он вырос. Родители - пример для малыша. Поэтому важно помнить, что если вы хотите вырастить своё чадо правильным и счастливым, позаботьтесь, чтобы в вашей семье царила гармония.

2. Относитесь к своим детям так, как хотите, чтобы они относились к своему потомству. Модель построения собственной семьи ребенком зависит в первую очередь от того, какие взаимоотношения были между его родителями.

3. Если на вашего ребенка пожаловались, не спешите наказывать его. Займитесь лучше самовоспитанием.

4. Роль семьи в воспитании детей первостепенна и многогранна. Задумайтесь о взаимоотношениях между её членами. От этого зависит, будут ли ваши дети счастливы в собственной семейной жизни.

Сделаем вывод из сказанного

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Семья - это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.

Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей. Почему же у детей появляются эти вредные привычки и что с этим делать?

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху. Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Действительно ли вредные?

Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей. Паниковать не нужно: какими бы пугающими они не казались, далеко не всегда они свидетельствуют о расстройствах психики ребёнка. Скорее всего, ситуация не такая уж страшная и запущенная. Но в этом случае консультация врача обязательна.

Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

Важно не перепутать

Иногда родители обращаются к специалистам с жалобами на вредные привычки детей. В беседе выясняется, что путают с привычками совсем другие проявления. Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках. Они тоже могут возникать от повышенной тревожности или чрезмерной усталости. Но разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации всё же должен врач.

Боремся с вредными привычками

Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

2. Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает.

3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

7. Почаще , целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) - процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.

По мере того как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

Дурные привычки: как они формируются

Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева. — Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами. Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

Какие дурные привычки бывают у детей

Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами.

«Важно понимать, что любое поведенческое "застревание" у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

Привычка: сосать палец

Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери. Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения. Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт. Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития. Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по-прежнему искать успокоение в сосании.

Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их. Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать. «Таких видов поведения может быть очень много, и все они также признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. — В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания. На самом же деле — признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги. И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

Повторяющиеся действия

Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание. Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя о сложном психическом нарушении. В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

Дурные привычки: как справиться

Как мы уже выяснили, в основе вредных привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости, дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении (школа, детский сад).

«Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева. — Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д. — ни к чему не ведут. Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его усугублению. Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

Нервная система и психика, склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки. Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых витаминами группы В. Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является рыбий жир».

Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина, играйте, делитесь новостями и т.д.

Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.