Национальный удмуртский праздник гербер. Удмуртский национальный праздник «Гербер Гербер удмуртский праздник как проходит

КАЛЕНДАРЬ УДМУРТСКИХ ПРАЗДНИКОВ НА 2017 ГОД

В России Новый Год давно приобрел характер сугубо светского праздника, лишенного каких-либо элементов религиозности, и вобрал в себя немало примет и обычаев других народов.

Новый Год - праздник семейный, поэтому не забудьте пригласить родителей или сами посетите их. Можно всей семьей съездить в резиденцию удмуртского деда Мороза – Тол Бабая. Живет Тол Бабай в живописном уголке, называемом «Удмуртской Швейцарией», в селе Шаркан, расположенном в 90 километрах от города Ижевска и в 30 километрах от ближайшего города Воткинска.

Место, где живет удмуртский Дед Мороз, называется культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая".

Тол Бабай - удмуртский Дед Мороз, добрый и справедливый сказочный персонаж, пропагандирующий традиционные семейные ценности и бережное отношение к окружающей среде. Согласно легенде, Тол Бабай - единственный оставшийся в живых из алангасаров, которые жили до появления людей. Он долго бродил по свету, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, а стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. Ребятишки обрадовались и прозвали его Тол Бабаем. Удмуртский Дед Мороз носит фиолетовую шубу. В руках у него согнутый посох, а на плече - традиционный удмуртский берестяной короб пестерь. У Тол Бабая есть помощница - Лымы Ныл (снежная девочка).

Радостные улыбки детей, слова благодарности - самые лучшие подарки! А помощники Тол Бабая делают всё, чтобы каждый гость уехал из Усадьбы хорошим настроением!"

И www.astromeridian.ru "

Зимний цикл календарной обрядности удмуртов начинался в дни зимнего солнцестояния, называвшегося вожодыр. Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия - Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника - Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).

В этот день старались сделать в доме уборку, готовили кушанья, варили пива и кумышку (вотский самогон), приглашали гостей и назначали свадьбы. Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника - это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание.

Работать можно было только днем и поздно вечером. Обязательным обрядовым блюдом в этот день были пельмени, перепечи, яичные лепешки. Заранее договорившись, со всей деревни в один дом несли по тарелке муки и пекли куарнянь - пресные лепешки. Вечером, освятив их, ели. С 7 января начиналось ряжение - портмаськон, пеноаськон, вожояськон, чокморскон, продолжавшееся до 19 января. Каждый ряженый должен был наряжаться три дня подряд. Одним из обязательных моментов ряженья было переодевание мужчин в женщин, а женщин в мужчин. Ряженые шли по деревне от верхних домов вниз по течению реки. По улице проходили со страшными криками, воем, ударяли палками по углам домов. Для святочных игр молодежь подыскивала отдельный дом (старый нежилой дом или новый, но еще не заселенный), где можно было бы проводить вечера. Там в эти дни рассказывали сказки, загадывали загадки, разыгрывали комические сценки пели, плясали

Полное название праздника, который отмечают 19 января – Крещение или Богоявление. Когда-то давно Крещение был главным праздником, даже важнее Рождества. Связано это с тем, что во время обряда перерождается душа человека, что для верующих более важно, нежели рождение тела. Потом Рождество постепенно отделилось от Крещения. Согласно Библии 19 января Иисус Христос был окрещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. Люди, которые собрались на это события, услышали Бога, который возвестил им о том, что Иисус – это благословенный сын Божий. Именно поэтому второе название праздника – Богоявление.

Крещение господне в 2016 году, как и в другие годы, отмечаются 19 января. Этот праздник имеет постоянную дату. Праздник начинается с вечерней службы в храмах. После службы проводится освящение воды, которую можно набирать, начиная с полуночи.

После службы проводится крестный ход к реке или любому другому водоему. Здесь проходит второе освящение воды и совершается молебен.

Накануне Крещения, как и перед Рождеством, удмурты наводили в домах чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались.

С утра шли к реке, топором чертили на льду крест и на этом месте рубили прорубь: по народным воззрениям, в этот день все злые духи уходили под воду. После завершения официальной обрядовой части взрослое население деревни гуляло, сгруппировавшись по родственному, семейному признаку; переходя поочередно из дома в дом, гостили понемногу у всех. Между угощениями время проводили в разговорах, беседах о хозяйстве, семейных делах, рассказывании побывальщин, и, конечно, пели, главным образом застольные, а также плясовые песни.

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя).

Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы.

Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Проводы Масляницы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

Йo Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием - вскрытием реки). Празднично одетые жители деревни шли к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляла их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезал от каждого каравая горбушку и опускал её в реку с молитвой-заклинанием. Приносили в жертву кусочки всех блюд, выливали в реку часть напитков.

После жертвоприношения начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения - умилостивление духа реки с пожеланиями поить водами реки людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и мора. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд.

Шорт миськон

Заметным событием в крестьянской жизни было завершение заготовки пряжи, которое тоже падало на февраль – начало марта. Устраивали общий праздник шорт миськон – стирка пряжи, с гулянием из дома в дом. Женщины носили с собой прялки как символ этого праздника.

Стиркой пряжи женщины занимались около двух недель, поочередно устраивая помочи (веме). Женщины и девушки запрягали лошадь, к дуге привязывали колокольчики. Корчаги и кадки с пряжей устанавливали на сани и с песнями отправлялись к проруби. Перед началом работы одна из старших женщин совершала моление с жертвоприношением: нашептывая молитву (куриськон), в прорубь выливала немного кумышки и бросала кусочек хлеба. После этого все приступали к делу, сопровождая его шутками, песнями.

Закончив работу, с песнями возвращались во двор хозяйки, развешивали моты пряжи и уходили домой ужинать у организатора помочи. На другой день собирались у следующей хозяйки. У северных удмуртов, после завершения стирки пряжи во всех семьях, женщины устраивали праздник шорт туй, т. е. праздник пряжи. Его отличие от других деревенских праздников состояло в том, что женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки и, зайдя в очередной дом, садились как бы для прядения на прялку, которая была атрибутом этого праздника.

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг от нечистой силы.

Акаяшка - весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли, сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня. Первый день - вывоз сохи, во второй день - проводы льда, в третий - чествование сохи и сливался с Пасхой - Акашка уй (буквально - Пасхальная ночь). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца.

Лудэ лэзён

Лудэ лэзён содержал множество разнообразных форм культа домашних животных. Он не имел установленной даты и проводился во время первого выгона скота на летний выпас. Впоследствии слился с христианским днем Святого Егория - 23 апреля (по старому стилю). В этот день животных прогоняли по улице. На Егория, а также в Великий четверг выполняли магические действия, связанные с началом календарного года. Так, накануне Великого четверга вечером мужчины деревни отгоняли из ближайшего леса стуком, выстрелами и громкими криками волков и других хищных зверей. Затем выполняли на усадьбе обережные действия, направленные на защиту людей и скота от «злобных действий оборотней и колдунов»: втыкали в двери избы и хлева можжевеловые или рябиновые ветви, чертили острым железным предметом (серп, коса) круг, чертили сажей христианские кресты. Членов семьи и животных окуривали дымом небольшого костра, разведенного во дворе или можжевеловыми ветками.

Рано утром топили баню. Часть воды, принесенной с реки, женщины отливали в особую кадушку и грели. Согретой водой поили и кормили овсом или хлевом всех домашних животных и птиц. В курятник несли золу, обсыпали скот муравейником, пускали в хлев мошкару, чтоб скота было много. Очень важным действием в этот день, как и во время выгона скота на пастьбу, считалось пересчитать до восхода солнца весь домашний скот и птицу в дымовое окошко или печную трубу. После свершения этих и других действий в день лудэ лэзён садились за семейный праздничный стол.

Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-чёрного цвета с изображенным на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-чёрного цвета. Красная половина щита находится в верхней части круга.

Крылья птицы вписываются в окружность, диаметр которой равен расстоянию от верхних точек внутренних линий хвостового оперения до высшей точки окружности ленты, обрамляющей щит. Верхние перья крыльев птицы касаются линии, проведенной по высшим точкам малых солярных знаков, и выходят за пределы щита, доходя до середины белой полосы ленты, обрамляющей щит. Угол, образуемый верхними линиями крыльев, равен 90 градусам. Его вершина находится в центре головы птицы. На крыльях птицы по 26 перьев, в хвостовом оперении - 8. Угол, образуемый внешними линиями оперения, равен 36 градусам. Его вершиной является центр щита.

На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак - оберег красного цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в 4,5 раза меньше диаметра щита. Ширина полос солярного знака равна 1/3 диаметра его окружности. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы. Центр солярного знака ниже центра щита на 1/10 диаметра щита. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра окружности большого солярного знака.

Центры трёх солярных знаков являются вершинами равнобедренного треугольника, высота которого равна половине диаметра щита, а верхняя горизонтальная сторона в 2,5 раза меньше его диаметра. Ширина обрамляющей щит ленты равна 1/10 диаметра щита. Лента состоит из равновеликих полос чёрного, белого и красного (к центру круга) цветов. Между красной полосой ленты и окружностью щита имеется просвет, ширина которого равна 1/12 ширины трёхцветной ленты. В верхней части щита концы ленты не смыкаются. Каждый из них завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной в саму ленту на 1/2 её ширины. Расстояние между вершинами этих углов равно диаметру окружности, описывающей большой солярный знак.

В нижней части щита лента образует складку. На красной полосе складки расположена надпись чёрного цвета «Удмурт Республика», на белой - «Удмуртская Республика».

Тулыс Геры - обряд весенних работ

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе.

Гырон быдтон продолжается несколько дней, молодежь водит хороводы, игры. Проводятся соревнования, скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

Может и должна стать туристическим регионом!

Национальный Гербер как мероприятие республиканского масштаба появился в 1992 году. Первопроходцем стал Алнашский район, где близ деревни Кузебаево впервые всем миром отметили окончание весенне-полевых работ. С тех пор вырос, обзавёлся новыми традициями, начал собирать под своё крыло не только представителей удмуртского народа, но и всех других национальностей, проживающих в Удмуртии. В этом году посетили около 14 000.

Тема Гербера объединила всех земледельцев, поскольку она знаменует собой время, когда один важный этап уже закончен (весенний день год кормит), и остаётся только ждать, каким будет урожай. Таким образом, Гербер стал многонациональной площадкой, где поощряют лучших, строят планы на будущее, и конечно, ве отдыхают. Следующий этап - выход на межрегиональный уровень.

Уже осенью мы займёмся проектированием Гербера-2018, - говорит и. о. министра национальной политики Удмуртии Лариса Буранова. - Мероприятие станет не просто грандиозным ом. Наша задача сделать его инструментом в решении конкретных задач. Чтобы выйти на межрегиональный уровень, мы должны переформатировать этот из яркого «междусобойчика» в туристическое событие. Сделать так, чтобы он вошёл во все графики и календари туристических событий России.

Уже сейчас организаторы работают в этом направлении. На Гербере-2017 побывала делегация из Санкт-Петербурга. В рамках визита было подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому в 2018 году площадка Гербера появится в северной столице России.

А что касается Москвы, в этом году в саду Эрмитаж Гербер пройдёт уже в третий раз.

Дни Удмуртии в Москве

Надо понимать, что Гербер в Москве имеет совершенно другой формат, отличный от республиканского а, - продолжает Лариса Николаевна. - Это, прежде всего, презентационная площадка социально-экономического развития региона, обрамлённая национальными традициями. Здесь будут представлены наши ведущие предприятия, организована -ярмарка фермерской продукции. Будет работать площадка-презентация туристических возможностей региона, где желающие смогут сразу приобрести интересные для них туры.

Конечно, зрители и гости смогут познакомиться с удмуртской культурой, приобрести самобытные сувениры, принять участие в мастер-классах по их изготовлению. Для детей будет работать площадка Тол Бабая. Будет организована и отдельная площадка московского землячества удмуртов.

Впервые в этом году организаторы планируют выйти на новый уровень, привлекая к участию в е новых людей. Именно поэтому в рамках Гербера будет организован шахматный турнир с сеансом одновременной игры с гроссмейстером, специальным гостем которого станет режиссёр Станислав Говорухин.

Также впервые создан сайт Гербера, где представлена подробная программа а. Там же желающие могли зарегистрироваться для участия в мероприятии в качестве волонтёров.

Шахматный турнир и известные гости привлекут на площадку Гербера людей разных интересов. Приняв участие в интересующих их х, они увидят и остальные площадки, которые, как мы надеемся, им тоже очень понравятся. Надеемся, что возникнут и новые совместные проекты, - уверена Лариса Буранова.

«Этномир» и «Этнодеревня»

Тема презентации социально-экономических и туристических возможностей Удмуртии будет основной и в проекте «Этномир» Калужской области, где республика получит отдельную площадку. Концепция этого проекта находится в разработке. «Этномир» посещают тысячи человек, там проходят различные ы и семинары, а потому Удмуртии очень интересно участие в этом проекте. Единственное условие, которое необходимо будет соблюсти, - отказаться от презентации оборонно-промышленного и оружейного кластера, так как концепция «Этномира» основана на демонстрации исключительно мирных производств.

«Этнодеревню», которая будет организована непосредственно в Удмуртии, можно назвать второй частью этого проекта. В разработке её концепции большое участие приняли национально-культурные объединения республики.

Уже сейчас можно сказать, что это будет -проект. Сегодня нам необходимо найти точки соприкосновения этнического и -проектов, потому что 25 ресторанов на одном пятачке - это не экономическая , а значит, не долговечная, - считает и. о. министра национальной политики.

К сожалению, пока рано говорить и о туристической истории проекта, так как туриндустрия - это отдельная отрасль со своими законами и механизмами, которые ещё недостаточно увязываются с проектом. При этом в республике сложилась действительно уникальная ситуация, когда национальные традиции перешагнули порог современности, став её полноценной частью, а не оставшись лубочными картинками в ных фондах. И именно это привлекает туристов, заставляя их возвращаться в Удмуртию вновь и вновь.

Из действующих туристических проектов хочется отметить Усадьбу Тол Бабая. Эксперты из туриндустрии, побывавшие там в прошлом году, были приятно удивлены и посещаемости, и организации работы. Сейчас наша задача вы на «туристические рельсы» и наши ключевые - Гербер и Пельменный , - отметила Лариса Николаевна.

Центр удмуртской культуры

Помочь в решении этой задачи может и создание Центра удмуртской культуры, который, в том числе, должен стать неким ресурсным центром, проектным офисом.

Мне видится этот центр и как центр удмуртской культуры, и как площадка с конференц-залом и галереей, где общественные организации смогут проводить круглые столы, семинары и диспуты. Таких площадок в е катастрофически не хватает. Кроме того, сейчас в е очень много креативной удмуртской молодёжи, которые не делят мир на удмуртский и остальной. И им тоже нужно помочь, дать пространство и возможности для творчества, - говорит Лариса Буранова. - Кроме того, было бы не плохо организовать в центре а кафе с национальной удмуртской кухней, площадки для проведения мастер-классов по традиционным видам удмуртских ремёсел. Таким образом, сложилась бы целостная : в е есть Русский дом, территория Армянской церкви, мечеть, аккумулирующая мусульманское со , и Центр удмуртской культуры. Традиции многонациональной Удмуртии получили бы дальнейшее развитие и выразились в новых проектах и х, интересных жителям региона и привлекающих гостей из соседних областей.

Национальная жизнь страны настолько разнообразна, что охватить все возможные этнические мероприятия и народные праздники не представляется возможным. Чтобы вы не пропустили ничего важного, "НацАкцент" составил календарь самых ярких мероприятий 2018 года с национальным колоритом.

Организаторы гастрономического фестиваля заверяют: родина пельменей – Удмуртия. Именно "хлебное ушко" или "пельнянь" по-удмуртски стало прообразом классического русского пельменя, уверены они.

На "Всемирном дне пельменя" можно будет увидеть выступления творческих коллективов, принять участие в играх и конкурсах и даже отправить всем близким открытку прямо с фестиваля. Ну и, разумеется, съесть столько пельменей, сколько сможете. В 2017 году гости фестиваля за 6 часов съели 74059 пельменей, что стало рекордом по их массовому поеданию в одном месте.

Чага Байрам – праздник обновления человека и природы, святости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В этот день и загодя люди очищают свое жилище, себя внутренне и духовно, в домах готовят угощения. С 2012 года он является официальным праздником Республики Алтай.

Главная традиция праздника – обряд угощения и благословения огня как символа Солнца, который совершают только мужчины. Во время обряда белые ленточки "кыйра" привязывают к священному дереву.

Традиционный славянский праздник, разделяющий зиму и весну, отмечают во всех городах России. Гуляющих ждут все главные атрибуты Масленицы: блины, чучело, забавы и игры, конкурсы и хороводы. На празднике прогоняют зиму и призывают весну, в честь солнца пекут лепешки и блины. Первые три дня праздничной недели называются Узкой Масленицей – в это время еще можно заниматься хозяйственными работами. В оставшиеся четыре дня, на Широкую Масленицу, работать уже нельзя. Завершается Масленица Прощеным воскресеньем – в этот день просят прощение у родных, поминают усопших и сжигают чучело Масленицы.

Шагаа – национальный тувинский праздник Нового года, Кызыл, 15-16 февраля

В новогоднюю ночь тувинцы проводят молебны в храмах, а утром в национальной одежде поднимаются на возвышенное место, неся в руках деревянные тарелки с вареной бараньей грудинкой и прочими яствами. После проходит обряд "сан салыр" с зажжением священного огня. Участие в обряде обещает благосклонность добрых духов и божества, успех и удачу. Наступление нового года празднуют три дня: люди играют в игры, поют песни, слушают сказителей и гадают. На этот раз посетителей праздника ждут в том числе обряд поклонения уходящему году Петуха и наступившему Году Собаки.

Сагаалган, Бурятия, 16 февраля


Бурятский Новый год по лунному календарю Сагаалган не имеет фиксированной даты и отмечается в соответствии с лунными месяцами. В 2018 году праздник Белого месяца выпадет на 16 февраля – глава Бурятии Алексей Цыденов уже объявил этот день выходным в республике. Встречают Новый год с чистыми мыслями и белой пищей: молоком, творогом, сметаной, брынзой и курунгой. Перед праздником буряты трапезничают в кругу семьи, а после начинается хождение в гости с поздравлением соседей, друзей и родственников.

Традиционное блюдо этого праздника – буузы, большие пельмени с отверстием в верхушке, которые едят исключительно руками. В день наступления Нового года по лунному календарю в Улан-Удэ ежегодно проходит Фестиваль национальных традиций "Буузын Баяр – Праздник Буузы". На фестивале будет дегустация главного блюда, традиционные бурятские игры, театральные представления, кулинарные поединки.

Традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках "Берингия-2017", Камчатка - Чукотка, 11 марта – ~11 апреля

В 2018 году протяженность традиционной экстремальной гонки на собачьих упряжках "Берингия" будет рекордной – 2000 километров. Маршрут "Берингии-2018" пройдет от села Мильково Камчатки до поселка Марково Чукотки. Технический старт гонки запланирован на 11 марта в Мильково, примерная дата завершения – 11 апреля. На биатлонном комплексе имени Виталия Фатьянова 3 марта проведут торжественное открытие и гонка-пролог.

"Берингия" проходит с 1990 года, когда ее дистанция составляла 250 км. Через год маршрут удлинился до 1980 км, что позволило гонке попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Гонка была задумана как мероприятие, возрождающее традиции северных народов. Для каюров, которые проходят гонку на традиционных деревянных нартах, учреждена отдельная премия "За верность традициям Севера".

Навруз, 21 марта

Древний земледельческий праздник, традиционный Новый год у тюркских народов. Отмечается в день весеннего равноденствия – 21 марта. С древнеперсидского название праздника переводится как "Новый день". Перед Наврузом необходимо подготовить свой дом: убраться в комнатах и во дворе, сжечь накопившийся мусор и сделать прочую мелкую работу по дому, разобраться с долгами. На праздничном столе обязательно должно быть не менее семи блюд – одним из основных является сумаляк из пророщенных ростков пшеницы.


XIII Международная выставка-ярмарка "Сокровища Севера. Мастера и художники России 2018", Москва, 29 апреля - 3 мая


Выставка тематически поделится на несколько разделов: национальные художественные промыслы, авторские работы мастеров и художников России, дизайнерская одежда, сувениры, экологически чистые продукты питания и этнографический туризм. На мероприятии пройдут фестиваль национальных культур КМНСС и ДВ РФ "Кочевье Севера" и конкурс этнического костюма народов Севера "Полярный стиль". Конкурсная программа проводится по номинациям "Лучшая экспозиция", "Лучшее изделие художественных промыслов", "Национальная кухня" и другие.

Сабантуй, май - август

Сабантуй - национальный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Этот праздник широко отмечают во многих городах России. В 2018 году площадкой для федерального Сабантуя будет город Чебоксары, а точную дату проведения назовут весной. Как правило, сперва праздник отмечают в селах и деревнях, потом – в районах и городах. В древности Сабантуй проводили для того, чтобы задобрить духов плодородия и получить хороший урожай в будущем году. На Сабантуе выступают певцы и танцоры, проводятся состязания по национальным видам спорта.

Гербер, июнь


Как правило, удмуртский праздник Гербер в честь окончания весенних полевых работ отмечается в третью субботу июня. Широко празднуют его не только в Удмуртии, но и в Москве, а также в регионах, где проживает значительное количество этого народа. С 1992 года Гербер является в Удмуртии общереспубликанским праздником, с 2010 года проводится в на территории архитектурно-этнографического музея-заповедника "Лудорвай". Гостей на празднике угощают перепечами и другими блюдами национальной кухни, развлекают песнями, танцами и традиционными конкурсами и состязаниями.

На фестивале пройдут 13 разных конкурсов: фольклорных коллективов "Один день бурята", исполнителей бурятских народных песен, бурятской эстрадной песни, улигершинов и исполнителей одической песни, красавиц "Дангина", работ модельеров "Бурятский костюм: традиции и современность", бурятской поэзии, эссе, документального и художественного кино, журналистских материалов "Алтан саг", книги, а также конкурсы-выставки художественной фотографии и народных промыслов.

Не останутся гости и без спортивных состязаний по бурятской борьбе "Бухэ барилдаан", стрельбе из лука по бурятским правилам, конному спорту, шахматам "Шатар", шагай наадан и hээр шаалган.

Фестиваль вепсской культуры "Древо жизни", Ленинградская область, село Винницы, 10 июня


Гостей ждут выступления творческих коллективов, выставки, конкурсы, мастер-классы по плетению поясов и изготовлению вепсских калиток. Все желающие смогут приобрести обереги, тканые столешницы и дорожки, попробовать традиционную вепсскую выпечку и легендарный вепсский напиток олудь. Можно будет покататься на лошадях, порыбачить в специальных садках и приготовить выловленную форель с помощью повара.

Впервые "Древо жизни" провели в 1987 году в селе Винницы в Ленинградской области, в настоящее время его проводят в районах проживания вепсов в Ленинградской и Вологодской областях и в Карелии.

Ысыах, 21 июня

Якутский праздник лета в честь божеств айыы и возрождения природы традиционно отмечается в день летнего солнцестояния 21 июня, однако в разных городах могут быть разные даты. В древности Ысыах также был скотоводческом праздником, так как это было время приплода скота и изобилия мяса и молока. Праздник всегда сопровождается круговым танцем осоухай, олицетворяющем замкнутый жизненный круг, обрядами и молениями, кумысопитием, танцами, народными играми, а также конкурсом сказителей – олонхосутов. В 2018 году главный Ысыах в Якутии пройдет в Алданском районе.

Всечувашский Акатуй, Чебоксары, 24 июня

Чувашский праздник плуга и завершения весенних полевых работ. Название переводится как "праздник земледелия" или "свадьба плуга". Издревле в этот день чуваши собирались вместе, чтобы станцевать хоровод, спеть песни, угоститься традиционными блюдами. Проводятся состязания в беге, скачках, прыжках, стрельбе из лука, борьбе на поясах Керешу.

Международный фестиваль финно-угорской кухни "Быг-быг", Удмуртия, деревня Старые Быги, 5-7 июля

Гастрономический праздник даст возможность попробовать национальные блюда, приготовленные по старинным рецептам, а на ярмарке-продаже приобрести коми-пермяцкие посикунчики, бесермянский саламат, венгерский токань, марийский подкогыльё, эстонские перепелки и другие национальные продукты. Традиционно участники фестиваля продают блюда и напитки за "быг", специальную фестивальную валюту. В 2017 один быг был равен 20 рублям.

Насыщен фестиваль не только едой, но и событиями: кулинарные состязания, Быгинский базар, ярмарки, мастер-классы по традиционному декоративно-прикладному искусству, национальные игры деревни Старые Быги. В 2018 году ожидается восемь тысяч гостей – это в восемь раз больше, чем жителей деревни.

Кстати, для гостей в национальной одежде вход на фестиваль свободный.

Праздник "Купала", 6-7 июля

Купалу традиционно отмечают во многих регионах России. Он проходит с традиционными русскими народными играми, обрядами и костюмами древней эпохи, песнями, танцами, хороводами и угощениями.

По старому стилю Ивана Купалу или Иванов день отмечали в период летнего солнцеворота с 20 по 26 июня. Главной купальской традицией у славян было купание – считалось, что именно в эту ночь вода способна избавить от недугов и зарядить энергией.

Международный фестиваль этнической музыки и ремесел "МИР Сибири", Красноярский край, поселок Шушенское, 6-7 июля

Полторы тысячи музыкантов и мастеров из России и зарубежных стран примут участие в фестивале. На сцене выступят номинанты на этно-музыкальную премию "МИРА", а на выставке представят изделия номинантов на мастеровую премию "МИРА". Ожидаются и мировые звезды этнической музыки.

На мастер-классах всех желающих научат готовить блюда традиционной "Енисейской кухни", а программа "Обрядовой поляны", по обещаниям организаторов, поможет отдохнуть от городской суеты.

В этом году фестиваль под открытым небом KAMWA, который обычно проходит в музее Хохловка, переедет в Пермь. Локальные точки музыки расположатся сразу на нескольких открытых площадках.

Фестиваль проходит с 2006 года. Его участники рассказывают об аутентичной культуре народов Пермского края через музыку, традиционные ремесла, изобразительное искусство, моду и кино. За время существования фестиваля в нем приняли участие более 200 проектов из 50 регионов России, ближнего зарубежья, а также гости из Великобритании, Франции, Дании, Норвегии, Финляндии, Венгрии, Германии, Болгарии, Бельгии, Индии, Гаити.

Межрегиональный фестиваль коренных народов Сибири "Этюды Севера", Томская область, село Парабель, 5 августа

Мероприятие соберет селькупов, хантов, манси, эвенков, хакасов, алтайцев, тувинцев и других представителей коренных народов Севера. Гостей ждут конкурс красоты "Краса Севера", демонстрация национальных костюмов "Сибирские смотрины", шаманские обряды, состязания по национальным видам спорта, включая гонки на обласах, театрализованный концерт и дегустация традиционных блюд. "Этюды Севера" проводятся с 2004 года. Раньше они назывались "Легенды Севера".

Традиционные игры "Атмановские кулАчки", Тамбовская область, село Атманов Угол, 23 августа

Праздник воссоздает традиционную русскую забаву – большие кулачки, кулачный бой стенка-на-стенку, проходящий по народным правилам. Пройдет и курагодное гулянье "Боярское колесо" с состязаниями гармонистов, плясунов и плясуний и исполнителей частушек. Гостей ждут соревнования по дисциплинам русского этноспорта и состязания в исконных забавах. На традиционной атмановской ярмарке можно будет приобрести ручные изделия, сувениры и попробовать тамбовскую кухню. "Атмановские кулачки" являются частью Всемирного культурного наследия человечества, в 2013 году включены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России.


Международный этнокультурный фестиваль народа сето "Сетомаа. Семейные встречи", Псковская область, деревня Сигово, 28 августа

Фестиваль сето пройдет в 11 раз. Более 300 представителей народа из Псковской области и Эстонии познакомят гостей со своей культурой и традициями, обрядами и фольклорами, промыслами и национальной кухней. В программе фестиваля крестный ход в честь празднования Успения Пресвятой Богородицы, выступления музыкантов и певцов, народное гуляние Кирмаш, ярмарка и экскурсии.

Организаторы обещают всем посетителям атмосферу родства, домашнего тепла и уюта.

Национальный ительменский праздник "Алхалалай", Камчатка, этнографическая ительменская деревня "Пимчах", сентябрь

Осенний ительменский праздник окончания лета и благодарности за урожай. По обычаю ительмены в этот день приносят дары рыбному Богу Хантаю и отпугивают злых духов. Одно из главных событий Алхалалалая – открытый чемпионат России по танцам коренных малочисленных народов края, который длится с вечера и до утра. В 2017 году Надежда Неелова из села Манилы и Дмитрий Петровец из Паланы установили рекорд, протанцевав 16 часов и 50 минут.

Осенние Саамские игры, Ловозеро, Мурманская область, сентябрь

Саамские игры в мурманском Ловозере проводятся дважды - летом и осенью. Даты проведения в 2018 году пока неизвестны, однако уже сейчас можно сказать, что гостям праздника предстоит познакомиться с культурой этого северного народа. Участники смогут поучиться метанию аркана на хорей (чучело оленя), прыжкам через нарты, стрельбе из арбалета, играть в саамский футбол. Помимо игр, на празднике проводятся выступления фольклорных ансамблей и показы национальной одежды.

Традиционный обрядовый корякский праздник нерпы "Хололо" знаменует конец охоты на морского зверя. Главным героем праздника является нерпа – коряки провожают обратно в море души убитых охотниками зверей. По поверью, если угодить душам нерп, то в следующем году они приведут с собой своих собратьев.

Во время сжигания чучел нерп танцующие мужчины и женщины поворачиваются к морю с возгласами "оча-а! хололо!", указывая животным путь домой. Древние обычаи и ритуалы, корякские блюда, соревнования, гадания на огне, вертушке и лопатке нерпы – все это ждет гостей праздника "Хололо".

Большой этнографический диктант, вся Россия

Точная дата проведения Всероссийской культурно-просветительной акции пока неизвестна, но этнодиктант точно состоится – в 2017 году проект получил президентский грант. Написать тест на знание культурных особенностей, традиций и обычаев народов России могут все желающие старше 15 лет, владеющие русским языком. Акция пройдет во всех регионах России, а также может охватить и часть зарубежья: например, в 2017 году в диктанте приняли участие 14 стран, включая Бельгию и Францию.

«После плуга» (геры – плуг, бере – после) - именно так переводится Гербер с удмуртского языка. С момента, когда с поля уходил последний землепашец, земля считалась беременной и ранить ее плугом или лопатой было нельзя. У него не было определенной даты, но проходил он всегда в последние дни летнего солнцестояния, когда совсем немного времени остается до сенокоса и крестьянин может сделать небольшую передышку, чтобы обратиться к богам с молитвой о хорошем урожае.

В далекие времена, когда наши предки-язычники отмечали Гербер, обязательными были несколько действ: обход поля, жертвоприношение и куриськон - коллективное моление всей общиной. Удмурты просили Инмара и Кылдысина о добром урожае: «чтобы из одного зернышка выросло тридцать колосьев, чтобы белка не смогла обижать наше поле». В жертву язычники приносили бычка, купленного на пожертвования всей общины. Жрецы закалывали его недалеко от хлебного поля, а затем мясо добавляли в обрядовую кашу, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки. Обрядовую кашу варят на Гербере и сейчас, и угощают ею всех желающих.

Ну а уж после трапезы начинались песни, танцы, игры, хороводы, конные состязания, купание в реке и катание на качелях. Парни на Гербере присматривали себе невест, демонстрировали ловкость и силу, а девушки старались показать свою красоту и лучшие наряды. Во время Гербера где-то игрались свадьбы, где-то купали молодушек, вышедших замуж прошлой зимой – этот обряд назывался сялтым. Молодые женщины должны были откупиться – полотенцем или вином, иначе их с шутками-прибаутками бросали в реку.

Позже, в XVIII веке Гербер, как и другие языческие обряды, начал испытывать влияние христианства, а еще позже его стали приурочивать к дням церковных праздников. Гербер стал отмечаться в Петров день, 12 июля. Священники присутствовали на обрядах, в их присутствии совершались жертвоприношения. Батюшки служили молебны на открытом поле, включали в тексты куриськонов имена христианских святых – Ильи Пророка, Николая Чудотворца, самого Христа.

Сегодня Гербер – далеко не религиозный праздник. В гости к удмуртам охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Радугой красок национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, нескончаемой рекой льются песни, кружатся хороводы. Тот, кто хоть раз побывал на Гербере, никогда не забудет, как умеет веселиться народ, какие мелодичные складывает песни, какие красивые вещи может делать своими руками…


День России

День России или же День независимости России, как именовался этот праздник до 2002 года - это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придает 12-у июня государственное значение - День принятия декларации о государственном суверенитете России. День России - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник - символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

А Россия была и будет

Николай Рачков

Свысока ее недруг судит,
Предъявляя смертельный счет.
А Россия была и будет,
А Россия не пропадет.

Заведут в глухое болото
И укажут ей ложный брод.
Там погибла целая рота,
А Россия не пропадёт.

Хороша! - и берут завидки.
Через чёрный нагрянут ход,
Обберут Россию до нитки.
А Россия не пропадёт.

Мир, как бомба, во зле взорвётся,
Будет всем в аду горячо.
А Россия сама спасётся
И врагу подставит плечо.

Маленькая родина моя – Удмуртия

Маленькая родина моя – Удмуртия!

Милые, родимые края – Удмуртия!

Деревеньки, села, города – Удмуртия!

Вместе мы с тобою навсегда, Удмуртия!

Время мчится навстречу судьбе,

Эту песню поем о тебе.

Год за годом живи, расцветай

Наш любимый родниковый край, Удмуртия!

Рождена из сказок и легенд, Удмуртия!

Италмаса золотой букет – Удмуртия!

Жемчуга росинок на траве – Удмуртия!

Колос, наклонившийся к земле – Удмуртия!

Край хрустально чистых родников – Удмуртия!

Ты гордишься мужеством сынов, Удмуртия!

Синеглазых даришь дочерей, Удмуртия!

Всем хватает нежности твоей, Удмуртия!

Диана Чайникова

Национальный удмуртский праздник Гербер когда-то отмечался в каждом уголке Удмуртии. С 1992 года он приобрел статус общереспубликанского, на который съезжаются не только жители региона, но и гости из соседних областей, и со всей страны.

Праздник происходит из разных узколокальных традиций удмуртов, рассказала ИА «Удмуртия» заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ Галина Глухова. Если у северных удмуртов это Гербер, то у южных - это Гершид. У южных удмуртов он длился несколько дней - почти неделю, и каждый день посвящался молению какому-то божеству, а у северных он объединен с сенокосом, и празднование проходило в течение одного дня. Красиво и нарядно одетые удмурты выходили на луга с косой. Выбирали человека, «легкого на руку», у которого все спорилось, и он начинал покос. Косили совсем чуть-чуть, и потом начиналась общая трапеза.


udmdunne.ru

Как зародился Гербер и когда его праздновали

По словам доктора исторических наук, профессора Алексея Загребина испокон веков жители Удмуртии были охотниками, и переход к земледелию проходил через заимствование действий и лексики у соседей.

«Если заглянуть в земледельческую лексику, то она очень сложная по своему составу. Там есть и иранские компоненты (все, что связано с конем - прим.ред. ), славянские, потому что многие земледельческие технологии были заимствованы от славян, тюркские компоненты, связанные с рядом сельскохозяйственных орудий, таких, как сабан (плуг - прим.ред. ). Отсюда и Сабантуй у татар. Это говорит о том, что мы все время были открыты друг другу и перенимали разные особенности культуры, но в то же время у каждого оставалось что-то индивидуальное. И удмуртский Гербер стал именно национальным праздником с момента формирования этнического самосознания», - пояснил Алексей Загребин.

По его словам, Гербер зародился в XIX веке, как праздник завершения посевных работ. Галина Глухова также отмечает, что Гербер - это возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы, и попросить хорошего урожая.

Почему до Гербера не рвали цветы

«Раньше Гербер исчисляли не по календарю, а на местах, ориентируясь на погоду, звезды, состояние травы и т. д. Сегодня его отмечают 12 июля, а раньше он мог пройти и в другой день, временные рамки были очень зыбкими», - рассказывает Галина Глухова.

По ее словам, его праздновали примерно после второй недели Инвожо - летнего солнцестояния.

До Гербера удмурты не ломали ветки в лесу, не рвали листьев, ягод со времени, когда набухают почки и до самого Гербера. Они заранее заготавливали дрова, чтобы хватило с мая по конец июня.

«Потому что в это время спускалась с небес Инвожо-мумы (повелительница небесной влаги в традиционной системе мировидения удмуртов - прим. ред.) и поселялась именно в траве, чтобы она наполнялась соком, и как раз до Гербера и до выхода на сенокос к ней нельзя было притрагиваться», - пояснила заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ.

Зачем в первую борозду «бросали яйца»

Фото: Андрей Краснов © vk.com

В день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку и с надеждой на будущее выходили в поле.

По словам Алексея Загребина, языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая.

«Поэтому, когда пахали, в первую борозду бросали яйца, чтобы уродилось такое же большое зерно. Все было направлено на увеличение плодородия земли», - рассказал он.

Галина Глухова уточнила, что подношение богу, закапываемое в первой борозде, могло включать в себя не только яйца, но и хлеб с выпечкой.

Обрядовая каша - из чего её варили и что она символизировала


web-kapiche.ru

По рассказам Галины Глуховой, вначале взрослые жители удмуртской деревни выбирали жертвенного барашка. Для подходящего устраивали испытание: бросали животное в воду, и, если оно после купания встряхивалось, считалось, что жертва принята богом. Резали, варили в котле, и на этом бульоне делали кашу из ячменя.

«Каждая крупинка - есть производное зерна. Каша - собранное воедино желание большого урожая», - пояснил Алексей Загребин глубинный смысл традиционного блюда.

С собой на праздничную трапезу приносили выпечку и караваи хлеба. Перед принятием пищи обязательно все яства освещали. Кумышка (удмуртский самогон - прим. ред.), алкогольный напиток на Гербере, по словам Галины Глуховой, появился в более позднее время. До этого женщины варили праздничный сур (пиво).


Фото: Григорий Фомин © https://сайт

Молодые жены надевали на себя все имеющиеся нарядные платья, юбки и головные уборы

В некоторых районах Удмуртии молодая жена, выходя в первый раз на сенокос (Гербер) после замужества, надевала на себя все наряды, в том числе и все имеющиеся головные уборы, довольно тяжелые даже по отдельности.

«Это показывает, насколько тяжела и нелегка судьба женщины и матери», - пояснила Галина Глухова.

Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал

«Пока сидели трапезничали, молодых женщин, которые вышли в этом году замуж, будто ненароком кидали в реку, и муж должен был свою жену спасти, после чего спасенная одаривала подарками всех присутствующих», - рассказала Галина Глухова.

По ее словам, сегодня кидание молодух в воду воспринимается, как забава, но действо имело сакральный ритуальный подтекст:

«Раньше свадьбу играли не только ради того, чтобы, как сейчас говорят, соединились два любящих сердца. Сейчас жених и невеста пляшут вместе с гостями, а раньше новобрачные во время празднования должны были молчать, потому что в этом обряде происходил переход в другой статус - в статус жены и мужа. В период перехода они считались временно умершими. Фата не только от сглаза защищала. Считалось, что девушка в этот момент безликая, бессемейная, временно умершая личность».

Галина Глухова пояснила, что со дня свадьбы молодая удмуртская девушка считалась чужой для своей семьи:

«Во время купания невесты происходило, с одной стороны, очищение от теперь чужой семьи и принятие в новую семью. После спасения мужем считалось, что она теперь принята в его семью».

Она добавила, что в воду молодух бросали не повсеместно. К примеру, в Малопургинском районе молодую женщину привязывали к дереву, и кто-то из новых родственников расспрашивал ее, как она будет называть свекровь, свекра и других родственников своей семьи. Если она не хотела отвечать или отвечала неправильно, веревку затягивали потуже и повторяли вопрос.

На Гербере тихо пели и водили хороводы

Алексей Загребин ассоциирует Гербер с таинственным элементом ожидания: «а как бог воспримет наш труд».

«Отсюда все песни и действа, которые исполнялись тихо, с наименьшим шумом и с неким благоговейным страхом: как бы не спугнуть», - рассказал он.

Галина Глухова разъяснила, что удмуртам не свойственно громкое песнопение. В некоторых локациях женщины напевали мелодии с междометиями, в других исполнялись лиричные песни. Пение с надрывом и изменением тональности скорее свойственно исполнителям русских народных композиций.

Как удмуртские девушки доказывали готовность стать невестой

Еще одна традиция Гербера - так называемая свадьба поля. Проходила она на ржаном поле, вблизи водоема. В некоторых районах это была имитация настоящего соединения девушки и юноши, которых наряжали, как молодую пару.

«Основная идея обряда - девушки показывают свое совершеннолетие, свою готовность стать невестой. Когда жениха с невестой наряжали, тем самым им давали возможность в дальнейшем устроить свою семью», - пояснила Галина Глухова.

По ее рассказу, празднично одетые «жених и невеста» с молодыми «гостями» пели, взявшись за руки, хороводные песни. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, и взрослое население выходило и угощало их.

Молодые девушки показывали свое умение петь, плясать, вести себя в коллективе, готовить, ведь перед Гербером они тоже готовили стряпню, сур.

«В свадьбе поля принимали участие только те, кто прошел через обряд совершеннолетия, в основном девушки примерно с 15 лет. Причем засидевшихся в девичестве на игрища и посиделки не принимали», - добавила сотрудник УдГУ.

После променада по улице в конце деревни они устраивали обрядовые игры, которые сегодня воспринимаются как детские (например, «колечко»), и хороводные танцы.

Алексей Загребин толкует обряд свадьбы поля как встречу земледельца с полем:

«Это соединение труда, ума, воли и желания человека и плодородной земли. Невеста - мать-земля, женское начало, а земледелец - это мужчина».


Фото: Михаил Шустов © https://сайт

Гербер сегодня

Доктор исторических наук, профессор Алексей Загребин пояснил, что в 21 веке Гербер перерос в форму национального праздника, который стал интересен окружающему миру.

На празднике москвичам и гостям столицы свадебные обряды Удмуртии, мастер-классы по рукоделию и ремесленничеству, национальные блюда и многое другое.

Помимо национального колорита гости смогут и с промышленным, инвестиционным потенциалом Удмуртии: зрители гонку дронов и последние наработки предпринимателей республики.