Московские троллейбусы вымирают как мамонты. Мосгортранс умышленно ухудшает обслуживание - автобус не равноценная замена троллейбусу Троллейбус 67 маршрут остановки и расписание

Если в городе не будут закупать новый подвижной состав, то старому останется не так много времени

«Уважаемые пассажиры! С 7 ноября на маршруте троллейбуса №67 будут работать автобусы под номером №Т67» - такое объявление напугало многих горожан. После 2 мая, «черного дня троллейбуса», когда сразу восемь маршрутов в центре заменили автобусами, а контактные сети демонтировали, жители столицы стали ждать дальнейшего наступления на «рогатый» транспорт. Как рассказали «МК» эксперты, все это только верхушка айсберга. Если всерьез не заняться спасением электрического транспорта, через пару лет от него в прямом смысле останутся рожки да ножки.

Движение автобусов №Т67 по трассе троллейбусного маршрута №67 «Каширское шоссе, 148, - Автозаводский мост» организовано в связи с вынужденным прекращением эксплуатации девяти троллейбусов модификации ВМЗ-5298, курсировавших по данному маршруту, - объяснили «МК» в пресс-службе Мосгортранса. - Причиной стало обнаружение технического дефекта на подвижном составе данной модификации. В целях обеспечения безопасности пассажиров вся партия троллейбусов этой модификации тщательно проверяется специалистами предприятия.

Кроме того, в Мосгортрансе уточнили, что сейчас маршрут №Т67 обслуживают современные низкопольные автобусы 2016 года выпуска: «Подобная временная мера не оказала влияния на удобство пассажиров: частота следования транспорта по данному маршруту не изменилась». При этом нас заверили, что по мере обновления парка троллейбусы №67 вернутся на маршрут.

За довольно расплывчатой формулировкой о техническом дефекте, по мнению опрошенных «МК» экспертов, скрывается вполне конкретное явление - старение московских троллейбусов.

Можно сказать, что то общественное волнение из-за троллейбусов, которое возникло весной, способствовало некоторому пересмотру отношения к этому виду транспорта, - говорит начальник Центра независимых комплексных транспортных исследований ИУИТ Алексей Колин. - В частности, было отменено решение о ликвидации троллейбусного движения на Садовом кольце. Однако в целом кардинально ситуация не улучшилась. В настоящее время существует дефицит троллейбусов. Те маршруты троллейбусов, которые были временно выключены на Садовом кольце (речь идет о маршрутах «Б», 3, 47, 39, 79), даже не удастся быстро возобновить: на их возвращение тривиально не хватит машин. Та же история и с маршрутом 67, который обслуживается Нагатинской площадкой 8-го троллейбусного парка: из-за дефицита там просто не хватает машин. При этом линию на проспекте Андропова не закрывают, а просто меняют троллейбусы на автобусы.

На данный момент, по данным Алексея Колина, Мосгортранс располагает около 1500 троллейбусами. При этом далеко не все из них находятся в рабочем состоянии.

Срок службы троллейбусов - около 10 лет, - объясняет бывший начальник отдела электрооборудования Мосгортранса Виталий Люлько. - Сейчас в городе ходят свыше 500 троллейбусов, у которых срок службы уже 11–12 лет, то есть выше нормы. Конечно, можно проводить восстановительные работы, делать капитальный ремонт машины... Не скажу, что такие троллейбусы эксплуатировать небезопасно. Но нежелательно - это точно.

Пенсионный возраст столичных «рогатых» объясняется очень просто: их нечем заменить. Дефицит троллейбусов вызван несколькими факторами: их не закупают и их негде закупать.

В Мосгортрансе троллейбус попросту считают неэффективным видом транспорта. Поэтому не решается вопрос с обновлением подвижного состава: на протяжении последних трех лет покупались только автобусы и трамваи. Соответственно, резко вырос уровень износа машин, - отмечает Алексей Колин.

На круглом столе в Высшей школе экономики весной этого года глава Мосгортранса Евгений Михайлов заявил, что ведомство заказало 12 машин с увеличенным автономным ходом, способных пересекать центр города без контактной сети. «Он оснащен батареей, которая подзаряжается в тех местах, где контактная сеть есть. Компания-изготовитель должна начать поставку в сентябре», - отмечал гендиректор ведомства. Один такой экземпляр действительно появился на улицах города 15 октября на маршруте от Лубянки до проспекта Буденного. Но на Тверской, вопреки общению властей, продолжают ездить автобусы.

Кроме того, Мосгортранс вспомнил о Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе СВАРЗ, который поставлял мелкие партии «рогатых» в Крым и Краснодар.

Речь идет о том, чтобы для выпуска новых машин использовать СВАРЗ (вместе с МАЗом). Правда, у столичного предприятия небольшие производственные мощности, которые не позволят полностью покрыть дефицит, - пояснил Колин.

В начале ноября стало известно, что на этом заводе восемь автобусов МАЗ-203 переоборудуют в троллейбусы с возможностью автономного хода. Плюс к этому Мосгортранс планирует закупить еще 20 обычных низкопольных троллейбусов. Остальные поставщики, по мнению экспертов, просто развалились. Итого Москва обогатится на целых 28 машин.

Для полноценной работы текущей маршрутной сети нужно около 1700–2000 машин, - продолжает транспортный эксперт. - Если говорить об идеальном случае, когда всю троллейбусную инфраструктуру города можно было бы использовать по максимуму (в том числе используя контактно-аккумуляторные троллейбусы с автономным ходом), то, по моей оценке, для этого нужно более 3 тысяч таких машин. Зато эти троллейбусы смогут заменить до 30–40% автобусных маршрутов: не секрет, что многие маршруты автобусов дублируют троллейбусные на протяжении 80–90% пути.

В каком же составе троллейбусы Москвы встретят зиму?

Как я узнал в Мосгортрансе, троллейбусы на Садовую скоро все-таки вернутся, - говорит Виталий Люлько. - При этом есть неприятная тенденция: стали объединять троллейбусные и автобусные депо. Соединили 3-й, 6-й, 7-й автобусные парки с 6-м троллейбусным, 4-й со 2-м. Почему так делают? Не знаю... Может, нет денег: одному директору надо меньше платить, чем четырем.

По мнению экспертов, если в городе не будут закупать новый подвижной состав, то троллейбусу останется не так много времени.

Мы подходим к очень опасной черте: в парке Мосгортранса увеличивается доля машин, срок службы которых подходит к концу. И если за год-два ничего не сделать, не предусмотреть программу по покупке нового подвижного состава, то дефицит будет только увеличиваться, и будущее троллейбуса будет под большой угрозой, - предсказывает Алексей Колин.

Эксперты издания «TR.ru - Транспорт в России» обрисовывают еще более мрачное будущее в конкретных цифрах. «Количество столичных троллейбусов к 2020 года имеет все шансы сократиться до тысячи или вообще стать трехзначным, уменьшившись в полтора раза. Фантастический сценарий, по которому все существующие низкопольные машины остались бы в строю к 2020 году - своими силами, либо пройдя через капремонт на СВАРЗе, с натяжкой даст инвентарь «рогатых» в 1050 единиц», - предрекают аналитики. При этом с поправкой на реальность - ремонт, возгорания машин, ДТП - в строю останется еще меньше машин.

Затянувшееся восстановление троллейбусной сети на восточном участке Садового кольца подходит к концу. С 6 ноября сюда возвращаются троллейбусы-«Букашки». А уже на следующий день число маршрутов «рогатых» снова уменьшится. С 7 ноября они перестанут ходить по проспекту Андропова.

Осенние плоды реконструкции Садового кольца

Отлучение троллейбусов от «кольца Б», планировавшееся на полтора месяца, продлилось почти четыре. 6 ноября 2016 года троллейбусные маршруты «Б-чёрный» и «Б-красный» после восстановления контактной сети возвращаются на Садовое кольцо в круглосуточном режиме. Как и ранее, в дневное время часть троллейбусов будет следовать с пассажирами до конечной станции «Лужники» и обратно.

«Обеденные» рейсы маршрута «Б-чёрный» будут отклоняться от основной трассы после станции метро «Парк Культуры», откуда они пойдут в Лужники по Комсомольскому проспекту. Обратно на Садовое кольцо (остановка «Зубовская площадь») выезд троллейбусов проходит по улице Лужники, дублёру Комсомольского проспекта, улице Хамовнический Вал, Лужнецкому проезду, Большой Пироговской улице и Зубовской улице.

Троллейбусы маршрута «Б-красный» , следующего по внутренней стороне Садового кольца, на «обеденные» рейсы отклоняются от остановки у станции метро «Смоленская», откуда разворотом над Новоарбатским тоннелем переходят на внешнюю сторону кольца и следуют аналогично «Б-чёрному» до станции метро «Парк культуры» и далее в Лужники. Обратный выезд на Садовое кольцо идёт по улице Лужники, Фрунзенской набережной и Новокрымскому проезду к станции метро «Парк культуры».

ДОПОЛНЕНИЕ ОТ 11:00 06.11.2016.
Восстановление троллейбусного движения по Садовому кольцу отложено. 6 ноября маршруты «Б-чёрный» и «Б-красный» обслуживаются автобусами.

До основания, а зачем?

Несмотря на то, что весь бюджет реконструкции восточного участка превысил четыре миллиарда рублей, троллейбусу финансирование досталось по минимуму. Вся контактная сеть, снятая на время активной фазы работ, с изменением геометрии проезжей части и переносом новых опор ближе к оси улицы, восстановлена практически «один в один». Использованы комплектующие того же типа, в качестве спецчастей установлены стрелочные переводы устаревших конструкций семейств СТС-5 и СТУ-5, которые будут тормозить движение потоков транспорта в крайних правых рядах движения. По состоянию на 6 ноября не восстановлен разворот над южным порталом Маяковского тоннеля и примыкание к Садовому кольцу технологической линии по 2-й Брестской улице.

Не попали в план работ новые участки контактной сети, необходимые для организации сквозного движения троллейбусов через Садовое кольцо на перекрестках с Долгоруковской и Баррикадной улицами.

А как же остальные?

Пять других троллейбусных маршрутов (№№ 3, 10, 39, 47, 79) , работавших на Садовом кольце до 7 июля 2016 года, обратно не возвращаются. Каждый – по своей причине.

Четыре из них с вводом поменяли свои трассы. И на изменённых участках маршрутов контактная сеть отсутствует. Нет проводов на поворотах с Долгоруковской улицы на внутреннюю сторону Садового кольца и с внутренней стороны Садового кольца на Долгоруковскую улицу – они необходимы для новых трасс маршрутов №№ 3 и 47 , которые из-за этого остаются замещаться автобусными маршрутами №№ Т3 и Т47 .

Не предусмотрено крепление контактной сети к хлипким фонарным опорам на дублёре Садового кольца для организации поворота с внутренней стороны Садового кольца на Баррикадную улицу - для того, чтобы можно было произвести обратную замену автобусного маршрута № Т79 на троллейбусный № 79 .

И, наконец, не восстановлен разворот над южным порталом Маяковского тоннеля, использовавшийся раньше троллейбусным маршрутом № 79 , а в новой «магистральной» сети отданный продлённому троллейбусному маршруту № 39 .

Для восстановления троллейбусного маршрута № 10 физических помех нет – его трасса на реконструированном участке полностью совпадает с «Букашками». Однако вместо запуска троллейбусов, автобусы маршрута № Т10 на весьма неопределённый срок продолжат свою работу.

За время, прошедшее после «временного» закрытия движения по Садовому кольцу, 45 «рогатых» машин уехали из столицы в и . Более двадцати троллейбусов было списано, и ещё несколько десятков разукомлектованных машин находятся в ожидании списания. Ни одного нового троллейбуса за это время в столицу не поступило, и в ближайшие месяцы ожидаются лишь 12 «Тролз» с увеличенным автономным ходом.

Тем самым дефицит троллейбусов, обозначенный руководством «Мосгортранса» ещё 31 марта в НИУ ВШЭ, продолжает усиливаться. А без поступления новых машин восстановление уже «замороженных» маршрутов не состоится. Более того, компанию в «режиме ожидания» им могут составить ещё несколько маршрутов.

По состоянию на весну 2016 года обновления требовало 430 троллейбусов, отработавших положенный срок. С учётом переданных в Тулу 25 «Тролз» 2012 года дефицит составляет уже 455 машин (в Саратов отданы более старые машины, чей возраст перевалил за 10 лет).

Усиление периферийных маршрутов троллейбусами, снятыми с центральных троллейбусных маршрутов, продолжалось менее трёх недель. Уже с 21 мая количество работающих троллейбусов было сокращено – сначала на летний период, затем на постоянной основе. Видимость достаточности подвижного состава для обслуживания сохранившейся сети удавалось сохранять благодаря затянувшейся реконструкции Садового кольца. На это время «безработные» троллейбусы оставались в парках, постепенно замещая списываемых и перемещаемых собратьев.

Есть провода, но некому за них цепляться?

Дальнейшее сокращение числа обслуживаемых маршрутов уже не объясняется снятием контактной сети, реконструкцией или низким пассажиропотоком.

Уже с 7 ноября вместо троллейбусов по маршруту № 67 «Каширское шоссе, 148 – Автозаводский мост» выйдут автобусы. Они будут работать с вывеской «Т67» .

Хотя трасса маршрута проходит через Нагатинский метромост, на котором продолжается капитальный ремонт, причина запуска автобусов кроется не в каких-то строительных работах. Об этом не преминули бы указать в крайне скупых объявлениях, появившихся на остановках.

Наиболее сложные работы с попеременным закрытием восточных, центральных и западных полос проезжей части уже выполнены здесь без прекращения движения троллейбусов. И далее троллейбусы с Нагатинской площадки 8-го троллейбусного парка продолжат выходить через проспект Андропова на свои маршруты в Люблино, Кузьминки и Текстильщики. В очередной раз снизится лишь эффективность использования контактной сети - она по-прежнему будет в полной готовности, но троллейбусы под ней станут ещё более редкими гостями.

Дефицит троллейбусов в 8-м парке образовался из-за того, что он наиболее активно был задействован в передаче троллейбусов в Тулу и Саратов, «подарив» им 13 «рогатых» из 45. Это как раз сравнимо с количеством машин, предусмотренных действующим городским реестром маршрутов для обслуживания маршрута № 67 (11 единиц подвижного состава). Кроме того, при запуске с 8 октября был продлён и усилен обслуживаемый им троллейбусный маршрут № 8 .

Итого: от потери звания Москву отделяет всё меньше оставшихся маршрутов, проводов и «живых» троллейбусов.

Уважаемые пассажиры! С 7 ноября на маршруте троллейбуса №67 будут работать автобусы под номером №Т67» - такое объявление напугало многих горожан. После 2 мая, «черного дня троллейбуса», когда сразу восемь маршрутов в центре заменили автобусами, а контактные сети демонтировали, жители столицы стали ждать дальнейшего наступления на «рогатый» транспорт. Как рассказали «МК» эксперты, все это только верхушка айсберга. Если всерьез не заняться спасением электрического транспорта, через пару лет от него в прямом смысле останутся рожки да ножки.

Движение автобусов №Т67 по трассе троллейбусного маршрута №67 «Каширское шоссе, 148, - Автозаводский мост» организовано в связи с вынужденным прекращением эксплуатации девяти троллейбусов модификации ВМЗ-5298, курсировавших по данному маршруту, - объяснили «МК» в пресс-службе Мосгортранса. - Причиной стало обнаружение технического дефекта на подвижном составе данной модификации. В целях обеспечения безопасности пассажиров вся партия троллейбусов этой модификации тщательно проверяется специалистами предприятия.

Кроме того, в Мосгортрансе уточнили, что сейчас маршрут №Т67 обслуживают современные низкопольные автобусы 2016 года выпуска: «Подобная временная мера не оказала влияния на удобство пассажиров: частота следования транспорта по данному маршруту не изменилась». При этом нас заверили, что по мере обновления парка троллейбусы №67 вернутся на маршрут.

За довольно расплывчатой формулировкой о техническом дефекте, по мнению опрошенных «МК» экспертов, скрывается вполне конкретное явление - старение московских троллейбусов.

Можно сказать, что то общественное волнение из-за троллейбусов, которое возникло весной, способствовало некоторому пересмотру отношения к этому виду транспорта, - говорит начальник Центра независимых комплексных транспортных исследований ИУИТ Алексей Колин. - В частности, было отменено решение о ликвидации троллейбусного движения на Садовом кольце. Однако в целом кардинально ситуация не улучшилась. В настоящее время существует дефицит троллейбусов. Те маршруты троллейбусов, которые были временно выключены на Садовом кольце (речь идет о маршрутах «Б», 3, 47, 39, 79), даже не удастся быстро возобновить: на их возвращение тривиально не хватит машин. Та же история и с маршрутом 67, который обслуживается Нагатинской площадкой 8-го троллейбусного парка: из-за дефицита там просто не хватает машин. При этом линию на проспекте Андропова не закрывают, а просто меняют троллейбусы на автобусы.

На данный момент, по данным Алексея Колина, Мосгортранс располагает около 1500 троллейбусами. При этом далеко не все из них находятся в рабочем состоянии.

Срок службы троллейбусов - около 10 лет, - объясняет бывший начальник отдела электрооборудования Мосгортранса Виталий Люлько. - Сейчас в городе ходят свыше 500 троллейбусов, у которых срок службы уже 11–12 лет, то есть выше нормы. Конечно, можно проводить восстановительные работы, делать капитальный ремонт машины... Не скажу, что такие троллейбусы эксплуатировать небезопасно. Но нежелательно - это точно.

Пенсионный возраст столичных «рогатых» объясняется очень просто: их нечем заменить. Дефицит троллейбусов вызван несколькими факторами: их не закупают и их негде закупать.

В Мосгортрансе троллейбус попросту считают неэффективным видом транспорта. Поэтому не решается вопрос с обновлением подвижного состава: на протяжении последних трех лет покупались только автобусы и трамваи. Соответственно, резко вырос уровень износа машин, - отмечает Алексей Колин.

На круглом столе в Высшей школе экономики весной этого года глава Мосгортранса Евгений Михайлов заявил, что ведомство заказало 12 машин с увеличенным автономным ходом, способных пересекать центр города без контактной сети. «Он оснащен батареей, которая подзаряжается в тех местах, где контактная сеть есть. Компания-изготовитель должна начать поставку в сентябре», - отмечал гендиректор ведомства. Один такой экземпляр действительно появился на улицах города 15 октября на маршруте от Лубянки до проспекта Буденного. Но на Тверской, вопреки общению властей, продолжают ездить автобусы.

Кроме того, Мосгортранс вспомнил о Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе СВАРЗ, который поставлял мелкие партии «рогатых» в Крым и Краснодар.

Речь идет о том, чтобы для выпуска новых машин использовать СВАРЗ (вместе с МАЗом). Правда, у столичного предприятия небольшие производственные мощности, которые не позволят полностью покрыть дефицит, - пояснил Колин.

В начале ноября стало известно, что на этом заводе восемь автобусов МАЗ-203 переоборудуют в троллейбусы с возможностью автономного хода. Плюс к этому Мосгортранс планирует закупить еще 20 обычных низкопольных троллейбусов. Остальные поставщики, по мнению экспертов, просто развалились. Итого Москва обогатится на целых 28 машин.

Для полноценной работы текущей маршрутной сети нужно около 1700–2000 машин, - продолжает транспортный эксперт. - Если говорить об идеальном случае, когда всю троллейбусную инфраструктуру города можно было бы использовать по максимуму (в том числе используя контактно-аккумуляторные троллейбусы с автономным ходом), то, по моей оценке, для этого нужно более 3 тысяч таких машин. Зато эти троллейбусы смогут заменить до 30–40% автобусных маршрутов: не секрет, что многие маршруты автобусов дублируют троллейбусные на протяжении 80–90% пути.

В каком же составе троллейбусы Москвы встретят зиму?

Как я узнал в Мосгортрансе, троллейбусы на Садовую скоро все-таки вернутся, - говорит Виталий Люлько. - При этом есть неприятная тенденция: стали объединять троллейбусные и автобусные депо. Соединили 3-й, 6-й, 7-й автобусные парки с 6-м троллейбусным, 4-й со 2-м. Почему так делают? Не знаю... Может, нет денег: одному директору надо меньше платить, чем четырем.

По мнению экспертов, если в городе не будут закупать новый подвижной состав, то троллейбусу останется не так много времени.

Мы подходим к очень опасной черте: в парке Мосгортранса увеличивается доля машин, срок службы которых подходит к концу. И если за год-два ничего не сделать, не предусмотреть программу по покупке нового подвижного состава, то дефицит будет только увеличиваться, и будущее троллейбуса будет под большой угрозой, - предсказывает Алексей Колин.

Эксперты издания «TR.ru - Транспорт в России» обрисовывают еще более мрачное будущее в конкретных цифрах. «Количество столичных троллейбусов к 2020 года имеет все шансы сократиться до тысячи или вообще стать трехзначным, уменьшившись в полтора раза. Фантастический сценарий, по которому все существующие низкопольные машины остались бы в строю к 2020 году - своими силами, либо пройдя через капремонт на СВАРЗе, с натяжкой даст инвентарь «рогатых» в 1050 единиц», - предрекают аналитики. При этом с поправкой на реальность - ремонт, возгорания машин, ДТП - в строю останется еще меньше машин.