Методика железновой с чего начать. Методика железновых. Суть методики Железновых

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Но существуют и такие методики, основная цель которых заключается не в стимулировании интеллекта ребенка, а в его гармоничном и естественном развитии. Одной из таких систем является методика Железновых, в основе которой лежит подача учебного материала в игровой форме.

Сразу подчеркнем, что в процессе занятий по данной методике Ваш ребенок не обогатит свой ум энциклопедическими знаниями. Он не научится считать и писать. Зато он станет намного счастливее, веселее, общительнее и увереннее в себе. Согласитесь, это многого стоит.

Несколько слов о Железновых


Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития "Музыка с мамой" , которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.

В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.

Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать "с нуля") двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития , получившая название "Музыка с мамой". Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.

Особенности методики Железновых


В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых .

Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только "целью", но и "средством". То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.

Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:

  • улучшить общее физическое развитие;
  • развить музыкальный слух и память;
  • сформировать навыки общения;
  • научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.

Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.

Как проходят занятия по методике Железновых

Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:

  • танцы;
  • прослушивание музыки;
  • пальчиковую гимнастику;
  • пение;
  • игру на музыкальных и шумовых инструментах;
  • различны виды игр.

Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.


Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом "в ход" могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку "азбуку-потешку", где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.

Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).

Недостатки методики Железновых

Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:

  • некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
  • поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
  • большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро "приедаются" и становятся скучны.

«Музыка с мамой» - музыкальная программа раннего развития для детей от 6 месяцев до 6 лет.

Музыкальные материалы программы (CD и DVD диски, нотные учебные тетради) удобны для работы в семье, детских центрах и студиях, детских садах. Используются как при индивидуальной, так и при групповой работе; как на развивающих, так и в коррекционных занятиях.

Ядром нашей программы является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.

Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.

Новизна программы

В данной публикации мы постарались представить и систематизировать часть созданного нами музыкально-игрового материала для музыкально – игровых занятий с малышами 1 – 3 лет в семье и ДОУ.

В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста.

Новизной программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях (музыкальных, занятиях физкультурой, логопедических и др.), но использоваться и в группе (воспитателями), и семье (родителями).

Одной из особенностей программы является как возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.

Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.

Задачи программы:

  1. Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами.
  2. Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
  3. Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам.
  4. Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома).
  5. Формировать готовность к дальнейшему обучению
  6. Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.

Принципы программы:

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.

  1. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью
  2. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми
  3. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми
  4. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
  5. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий

Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.

Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.

Направлениями работы по программе являются:

  1. «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Игры - потешки
  4. Игры – массаж
  5. Игры - катания
  6. Игры с предметами
  7. Игры с подражательными движениями
  8. Игры с ловлей
  9. Игровая гимнастика
  10. Хороводные игры и танцы
  11. Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
  12. Развитие музыкально-слуховых представлений
  13. Слушание музыки
  14. Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
  15. Знакомство с «теорией музыки»: музыкальной грамотой, нотами и клавиатурой.

Адресация и организация работы по программе:

Проект адресован широкому кругу специалистов и родителям.

Музыкальные руководители, логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Воспитатели и работники дополнительного образования могут использовать разработки для проведения самостоятельных занятий на базе детских садов, дошкольных учреждений, в системах дополнительного образования. Родители могут использовать видео- и аудиозаписи для домашнего досуга и занятий с малышом в семье.

ПРИМЕРЫ ПОУРОЧНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Организационные и методические принципы проведения занятий в детско-родительских группах

    Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ДОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы.

    Желательно от урока к уроку менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», что способствует закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживает интерес детей к многократному повторению игрового задания.

    Выбрав определённые игры - проводите их в течение того времени, которое необходимо для их разучивания (4 - 6 занятий), а затем - постепенно заменяйте новыми. НО - Не меняйте все игры сразу!

    Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.

    Оптимально ставить по расписанию 2 одновозрастные группы подряд, что позволяет:
    - Соединить группы для подготовки к праздникам.
    - Соединить группы в случае, если часть детей «отсеивается», а «учебного резерва» нет.
    - Отрабатывать, отшлифовывать учебный материал, проводя урок повторно.

    Этапы занятий по программе с детьми раннего возраста включают в себя:
    - Совместное выполнение здания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.
    - Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.
    - Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.
    - И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.

    При разучивании новой игры:
    - Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, не знакомые детям, расскажите сначала малышам о них, используя игрушки и картинки.
    - Проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками.
    - Когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солистки), исполняя песню сами и побуждая подпевать детей.
    - Старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями (хотя бы в рамках одного «блока» игр)

    Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый.

    Объясните родителям, что не следует всё время активно помогать своему ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.

    Проведение подряд более четырёх групп, а также работа более, чем 4 раз в неделю, может привести к эмоциональной перегрузке педагога. Будьте внимательны к своему здоровью!

Образцы занятий

ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 1 – 1,5 года)

Раздел

Название игры

№ диска

Приветствие

Ну-ка, все

Разминка 1

Ручки вверх

Разминка 2

С молоточками

Жестовая игра

Наши ручки (вот так)

Пальчиковая игра

Мальчик-пальчик и (или) Рисование

Песенки-шумелки

Колокольчики

Развитие слуха

С использованием разрезных карточек, кубиков (см. альбом бим-бом) *

Игра с перемещением

Королевский марш

Игровой массаж

Показ игрушек, развитие речи, пение

Мошка (ай); Жук (жу)

Игра песен

Игра на мяче (катание на коленях)

Едет-едет

Завершающая игра

Прощание

Всем домой пора

ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 2 – 2,5 года)

Раздел

Название игры

№ диска

Приветствие

Ну-ка, все

Разминка

Пора начинать

Разминка с инструментами

С бубнами

Жестовая+массажная игра

Листочки

Листочки

Развитие слуха, нотная грамота

С использованием карточек и наклеек (см.альбом бим-бом) *

Игра с подражат. движениями

Игра с предметом

Платочек

Распевание и пение

Дождик, котенок

Сказка-шумелка

Прощание

Всем домой пора

ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 3 – 3,5 года)

Раздел

Название игры

№ диска

Приветствие

Все на ножки

Разминка 1

Ну-ка, повторяйте!

Разминка 2

Вот все ребята...

Жестовая игра

Дом и (или) Утром

Игра-массаж

Ходьба в ритме с остановками (в конце музыкальных фраз)
- бег со сменой направления
- игра с платочком (определяем конец музыкальных фраз)
- зайчики и медвежата (определяем смену контрастных разделов музыки в движении)

Нотная грамота и слух, синтезаторы

Работа с карточками, игрушками, синтезаторами с наклейками*

Распевание, пение

1.дыхательные упражнения
2.распевание
3.попевки: Дождик, два кота

Слушание, Танец

С кубиками, мешочками или бубнами (по выбору)

Прощание

Мы урок позанимались

Семинар «Музыка с мамой®»

Для кого:
Семинар адресован педагогам раннего развития, педагогам дополнительного образования, педагогам-музыкантам, монтессори-педагогам, детским фитнес-инструкторам, логопедам и коррекционным педагогам, а также всем тем специалистам, которые хотели бы работать по методике «Музыка с мамой ®» или дополнить свою программу нашими материалами.

Кто проводит семинар:
Ведущая семинара - Екатерина Железнова

Продолжительность семинара:
2 дня, 12 академических часов

Дистанционный семинар:
5 академических часов видео-курса
Ответы на вопросы

Содержание семинара:
Как и большинство педагогов-музыкантов, занимающихся с дошкольниками, на занятиях «Музыка с мамой ®» мы стремимся не только раскрыть музыкальные способности детей, но и обеспечить их общее развитие средствами музыки. На семинаре «Музыка с мамой ®» мы будем говорить об особенностях организации комплексных музыкально-ритмических занятий с детьми от 9 месяцев до 5 лет.

  • Мы рассмотрим следующие виды комплексной музыкально-ритмической деятельности:
  • Игры для начала и завершения занятия: приветствия, разминки, заключительные упражнения и прощания.
  • Игры для развития моторики и активизации речи: пальчиковые игры, жестовые игры, игровой массаж.
  • Игры для физкультминуток: подвижные игры, ритмика, коммуникативные игры и танцы.
  • Песенки и игры для развития речи и вокальных навыков.
  • Сказки для элементарной театрализации: сказки-шумелки, сказки-подражалки, сказки-щекоталки, музыкальные сказки.
Документы:
Слушателям выдается авторское свидетельство о прохождении семинара «Музыка с мамой ®» (12 часов)

Тренинг «Игровое сольфеджио и Школа абсолютного слуха»

Для кого:
Это тренинг предназначен, в первую очередь, для педагогов-музыкантов, которые проводят групповые и индивидуальные музыкальные занятия с детьми от 1 до 5 лет. Но и мамы малышей на этом тренинге смогут узнать много интересного и полезного для развития музыкальных способностей своего ребенка.

Кто проводит тренинг:
Ведущая тренинга - Екатерина Железнова

Продолжительность тренинга:
1 день, 4 академических часа

Дистанционный тренинг:
2 часа видео-курса Ответы на вопросы

Содержание:
Опираясь на наш многолетний опыт групповых и индивидуальных занятий мы разработали специальный курс «Школа абсолютного слуха». На тренинге вы узнаете:

  • Как развивать музыкальные способности детей
  • Как в игровой форме познакомить малышей с нотами и развивать слух
  • Как научить детей петь по нотам и играть первые песенки
  • Как использовать компьютерный тренажер «Школа абсолютного слуха» для индивидуальной работы и работы в мини-группах
Документы: Слушателям выдается авторское свидетельство о прохождении тренинга «Музыка с мамой ®»: Игровое сольфеджио и Школа абсолютного слуха» (4 часа)

Вебинар «Музыка с мамой ®» для родителей

Мы приглашаем участвовать в вебинаре родителей и малышей от 3 месяцев. Даже если у вас нет музыкального образования, вы сможете развить музыкальные способности ребенка и обеспечить увлекательный и полезный музыкально-игровой досуг.

На вебинаре мы поговорим о том:

  • Как организовывать и проводить музыкальные занятия дома
  • Какое оборудование необходимо для занятий
  • Какой репертуар и какие пособия вам понадобятся
  • Как заниматься по комплекту «Домашняя студия Музыка с мамой ®»
  • Каких результатов вы сможете добиться

К моменту личного знакомства с Екатериной Железновой я уже полгода применяла ее методику в занятиях с моим сыночком, которому на тот момент было 10 месяцев. Однако за идею поучаствовать в авторском семинаре я ухватилась обеими руками, потому что где-то в глубине души я чувствовала, что применяю далеко не все, что включает в себя система. Легко запоминающиеся, ритмичные песенки, которые используются повсеместно – в развивающих центрах, современных детских садах и студиях – это всего лишь материал, а что же скрывается за научным словом «методика»? Найти ответ на этот вопрос и понять, как можно полноценно использовать методику Железновых в домашних условиях – вот были мои цели на семинаре. Надо сказать, что многие существующие центры, занимающиеся по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Никитиных в той или иной степени прибегают к материалам дисков Железновой и используют их для физкультминуток, логоритмики, классической ритмики, инсценировки сказок, постановочных праздничных представлений. Принимавшие участие в семинаре педагоги признались, что применяют больше половины материалов Железновой, но делают это «на свое усмотрение», интерпретируют методику по-своему. Однако системные занятия по методике Железновых проводятся исключительно студиями «Музыка с мамой».

Перейдем сразу к первой задаче – что же такое классический урок по Железновой. Вот как представила его сама

Структура занятия:

Приветствие
Разминка
Жестовые и пальчиковые игры
Игровой массаж
Музыкально-ритмические движения или гимнастика
Логоритмика
Распевание, пение
Игра на музыкальных инструментах
Сказка (с 1,8 лет)
Прощание

Приведу пример классического урока по Железновой для ребенка от 1 до 2 лет:

Приветствие – Хватит баловаться (CD 37 – № 2,3)
Разминка – Все вместе (CD 37 – № 14,15)
Жестовые и пальчиковые игры – диск № 37
Игровой массаж – диск № 33
Музыкально-ритмические движения или гимнастика – диски № 6, 22, 32, 37
Логоритмика – диск № 35
Распевание, пение диск № 25
Игра на музыкальных инструментах – Колокольчики (CD 32 – № 2,3)
Сказка – диск № 24 – сказка –шумелка, 38 – сказка-подражалка, 39 – сказка –щекоталка, 36 – музыкальная сказка, релаксация
Прощание – Мы отзанимались (CD 37 – №68, 69).

Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимают 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.

После того, как мой первый вопрос был разрешен, я решила прояснить для себя второй вопрос – как применять все это в домашних условиях с ребенком?

Давайте разберем, что нам нужно для проведения занятий:

— ковровое покрытие;

— музыкальный центр или компьютер (ноутбук);

— подушки;

— стулья.

Музыкальные инструменты для детей:

колокольчики
бубенчики
погремушки
маракасы
клавесы (палочки)
бубны
ложки
барабаны
тарелочки или треугольники
шейкеры (можно «коробочки Монтессори»)

Игровое оборудование

Для массажа:

массажные мячики и кольца
мячики мягкие маленькие
перышки
шишки

Для гимнастики и подвижных игр:

фитбол
палочка
обруч
ленточка
платочки
основные игрушки (куклы, мишки, зайки)

Для сказок:

ширма
сюжетные игрушки (желательно нарукавники) или картинки

В общем – то, ни один из вышеперечисленных пунктов не должен вызывать трудности в приобретении. Многое, уверена, уже есть в домах, где растут малыши. С самим материалом тоже не должно возникнуть проблем – в настоящее время диски Железновой можно не только купить, заказав их в Интернет магазинах или на официальном сайте, но и скачать в сети в свободном доступе.

Единственное, что может вызвать сомнения, это то, что в группе несколько детей и занятия в основном рассчитаны на группу 5-7 человек. Но, я уверена, что и это не проблема. Во-первых, повезло тем, у кого есть братья и сестры, во-вторых, вы можете привлечь к занятиям доступных на тот момент членов семьи (ведь хороводы можно водить и со взрослыми), в-третьих, даже вдвоем с малышом Вы можете организовать занятия в паре – формат многих уроков Железновой.

Еще один вопрос, который может возникнуть, – как определить, к какому блоку относится та или иная композиция на диске. Во-первых на официальном сайте Е. Железновой можно найти характеристику каждого выпущенного диска, во-вторых, существует диск с методическими указаниями, на котором можно найти не только эту информацию, но и пошаговое руководство к движениям, выбору музыкального инструмента, жестам, игрушкам.

Дело за малым – выделить в расписании место для ежедневных или еженедельных (кому как удобно) занятий по методике Железновой и вперед!

Современные родители предъявляют множество требований к еще совсем маленьким деткам. Порой дитятко еще только появилось на свет, а мамы и папы стараются опробовать на малыше все новые и модные развивающие методики.

Многие из них порой дают неоднозначный результат, другие оказываются вовсе бесполезными или даже вредными. Но существует одно направление, которое в любом случае будет полезно для любого малыша. Это методика Железновых «Музыка с мамой».

Об авторах

Папа - Сергей Станиславович. Имеет высшее музыкальное образование и, как никто, знает все тонкости музыкального ритма и воздействие музыки на маленького человечка. Имеет за плечами большой опыт работы с детками в музыкальной школе, а также руководство развивающим центром по своей методике.

Дочь - Екатерина Сергеевна. Также имеет высшее образование, специальность - учитель музыки. Екатерина Железнова работает по своей уникальной методике и постоянно повышает квалификацию.

Как все начиналось

Вначале Железновы, работая с детками, опробовали уже имеющиеся на тот момент методики по развитию музыкальности малышей. Постепенно они разрабатывали свои идеи и внедряли их в жизнь. Нарабатывался опыт, все удачное приобретало более четкие очертания. Так складывалась целостная система подготовки детей к поступлению в музыкальную школу.

Но все наработки, которые существовали, подходили для малышей от 3 лет. А вот для самых маленьких материала недоставало. Поэтому Сергей стали сами придумывать материалы для малышей. Как говорит Железнова, методика подходит для любого ребенка. Неважно, будет ли он в дальнейшем заниматься музыкой или нет, основы, заложенные в детстве, помогут в дальнейшем развитии.

Е. Железнова. Методика и ее суть

В основу методики положены любимые всеми малышами потешки, песенки и соответствующие им движения. Авторы брали за основу народные потешки, а также сами сочиняли небольшие песенки.

Основываясь на том, что жизнь малыша немыслима без движения, все песенки обыгрываются. К тому же в потешках легкие, часто повторяющиеся слова, которые маленький ребенок вскоре начинает сам повторять.

Маленьким деткам важно, чтобы взрослый показывал и выполнял все движения вместе с ними. Так появилась методика Железновых «Музыка с мамой». Прыгая и танцуя с малышом, родители дарят своему ребенку много радостных минут. А педагог, присутствующий на занятии, руководит и направляет.

Цели и задачи музыкальных занятий

Конечно, все занятия с малышами проходят только в игровой форме. Ребенка не заставляют ничего делать. Педагог и мама показывают движения, а ребенок в ответ - по желанию - выполняет.

В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком, которая позволяет решать такие задачи, как:

  • Развитие и ритмики.
  • Становление речи, в результате многократного повторения слов - звукоподражаний.
  • Развитие моторки в результате взаимодействия с различными предметами, как музыкальными, так и обычными. Очень хорошо воспринимаются детками деревянные ложки и звонкие бубенчики.
  • Тесный эмоциональный контакт с мамой, в результате веселого совместного времяпровождения.
  • Слуховые и и восприятие информации посредством музыки.
  • Укрепление общего состояния здоровья в результате активной физической активности.
  • Музыка расслабляет, она показана при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей.
  • Развитие способности общаться в коллективе и взаимодействовать с другими малышами.

Замечено, что малыши, с ранних лет приобщенные к музыке, смышленнее своих сверстников. Связывают это с одинаковой работой левого и правого полушария мозга.

Основы методики

  1. Екатерина Железнова, методика которой направлена на раннее развитие деток, рекомендует очень тесное участие мамы в занятиях. Так достигается важный контакт малыша и родителя, который важно поддерживать для полноценного развития.
  2. Часто можно видеть, как ребенок, услышав музыку, начинает танцевать. Ведь малыш воспринимает музыку через движения. Поэтому занятия по методике Железновых всегда проводятся с играми, танцами и музицированием. Только так ребенок поймет и прочувствует музыку.
  3. Непосредственно сами песни должны быть либо русскими народными, т. е., классические потешки и песенки, или можно использовать современную, но танцевальную и действительно качественную. Железновы Сергей и Екатерина написали очень много хороших детских песенок и аранжировали старые русские потешки.
  4. Педагог, используя методику Железновых, обязательно должен играть на настоящем музыкальном инструменте. Но и без использования фонограмм нельзя обойтись. Только так педагог сможет помогать деткам и их мамам, активно учувствовать в танцах и играх.
  5. На занятиях предлагается знакомить детей с клавиатурой уже с 2-3 летнего возраста. Такая методика очень интересна для малышей. А детки после 3 лет уже сами могут наиграть простейший куплет и спеть песенку.

Когда можно начинать

Методика развития Железновых подходит для совсем маленьких детишек. На занятия приводят деток, которые только-только начали самостоятельно сидеть. Как правило, малышам предлагаются удобные подушки, на которых они вдоволь машут ручками и ножками в такт музыке. Детки постарше уже вовсю ходят по всему периметру комнаты.

Но даже если малыш еще совсем мал, мама всегда может начать с ним играть. Да-да, именно играть. Ведь занятием это назвать нельзя. Хотя пользы от музыкальных игр очень много.

Все игры прекрасно вписываются в повседневный быт малыша. Вот мама несет ребенка умываться и напевает: «Водичка-водичка, умой мое личико…». Или, сгибая и разгибая ножки малыша, проговаривает: «Мишка косолапый…». А всем известные «Сорока-ворона»? Все это начальный этап приобщения ребенка к и музыкальности.

А есть ли недочеты в методике?

Если строго следовать методике и заниматься непосредственно по дискам или в студии раннего развития, то вреда уж точно не будет. Совместное времяпрепровождение, танцы, игры и веселые песенки настроят любого малыша на позитивный лад.

Но если все же присмотреться пристально, то можно выявить некоторые моменты, которые можно назвать скорее маленькими нюансами, нежели недочетами.

Малышу предлагается четко следовать предложенному плану действий. Не дается право выбора и самостоятельного придумывания движений.

Есть много сложных повторений и стишков, которые маленькие детки не сразу начинают усваивать.

Екатерина Железнова, методика которой применяется во многих развивающих центрах, совместно со своим отцом сочинила множество авторских песенок. Но в основном они однотипные. Часто повторяются одинаковые слова, вроде таких как: зайчик или мишка, их действия, поспать, погулять.

Хотя для совсем маленьких малышей именно такое повторение однотипных слов является предпочтительным.

Для занятий на дому

Когда нет возможности или желания ходить на развивающие занятия по методике Железновых, можно приобрести диски с записями песенок и готовых занятий.

Диски можно найти как для совсем маленьких, так и для деток постарше.

На занятиях, обычно после пропевания песенок педагогом, предлагается деткам повторить. На дисках также после музыки со словами идет просто музыка, для самостоятельного пения мамы с малышом.

Диски условно можно разделить на категории.

Колыбельные

Здесь представлены исконно русские колыбельные, которые пели еще наши бабушки и мамы свои деткам. Песни звучат в их традиционном исполнении. Екатерина Железнова сама поет многие колыбельные. Дополнительным бонусом идут звуки природы, настраивающие на лирический лад.

Потешки

Песенки-потешки давно используются мамами для развлечения своих карапузов. Они способствуют разностороннему развитию ребенка и помогают в налаживании эмоционального контакта. Все помнят и «идет коза рогатая», и «ладушки-ладушки» с детства и дарят минуты радости теперь своим деткам.

Пальчиковые игры

Давно доказано, что речь напрямую зависит от А этому способствуют так называемые пальчиковые игры. А если их выполнять под музыку, то и польза огромная, и малыш с радостью все выполняет.

Помимо основных, есть еще диски с физкультминутками, подвижными играми, сказками-шумелками, аэробикой и даже игровым массажем. Железновы Сергей и Екатерина песенки написали на разный возраст и придумали к ним незамысловатые движения, следуя которым ребенок познает мир.

Любой родитель, даже не имея музыкального образования и представления о музыкальной грамоте, сможет, опираясь на методику, всесторонне развить своего малыша и привить ему хороший музыкальный вкус.