Методика обучения чтению монтессори и домана. Обучение чтению по методу глена домана. Изучение инстранных языков по карточкам Гленна Домана

Глен Доман - один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. "И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, - просто дети делают то, что им нравится". По Доману, оптимальный возраст для начала обучения – 3-6 месяцев.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Гленом Доманом было написано шесть популярных книг о развитии детей, которые до сих пор являются бестселлерами:
«How To Teach Your Baby To Read»
«How To Teach Your Baby Math»
«How To Give Your BabyEncyclopedic Knowledge»
«How To Teach Your Baby To Be Physically Superb»
«How To Multiply Your Baby’s Intelligence».

Официальные сайты Гленна Домана

Скачать бесплатно книги Гленна Домана

«Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка» скачать

«Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» скачать

Скачать бесплатно карточки Гленна Домана

Изучение инстранных языков по карточкам Гленна Домана

Карточки по Доману (английский, японский, французский, итальянский, испанский) [Обучение 10 CD] скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French Cards (часть 1 - DVD MPEG-2) скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French cards (часть 2 - DVD Mpeg - 2) скачать бесплатно

Видео про методику Гленна Домана

Glenn Doman Introducing The Institutes

Первая часть из 5-ти про методику Гленна Домана от него самого.

Metodo de Glenn Doman

Девочка Aleka в свои 9 месяцев показывает на себе части тела, названия которых видит написанными на бумаге.

Glenn Doman: 14 Month can Read

Ребенок читает в возрасте 14 месяцев благодаря обучению по методике Гленна Домана.

Amazing 17 month old baby reading

Последнее изменение 06.01.2018

Для каждой матери родное дитя является самым ценным и дорогим человечком. Для того, чтобы увеличить влияние этого фактора, многие матери прибегают к различным развивающим методам. Одной из самых популярных на сегодняшний день методик является методика развития Глена Домана.

Не пройти мимо данной методики развития очень сложно, так как это способ завлекает родителей своим большим потенциалом для успешного и благополучного будущего ребенка.

Кто такой Глен Доман

Глен Доман – известный врач-физиотерапевт, родом из Америки. Основал некоммерческую организацию, задачей которой являлась практика восстанавливающих методик на детях, имеющих пораженную нервную систему. После того, как они показали положительный результат, некоторые из них были записаны в книгах врача для раннего развития. Одной из самых известных книг Глена Домана является Гармоничное развитие ребенка.

Самой известной техникой развития принято считать обучающую методику чтения с использованием специальных карточек.Методика Глена Домана состоит из ряда серьезных физических упражнений, а также умственных тренажеров, которых необходимо регулярно придерживаться.

Врач-физиотерапевт утверждает, что при занятии физическим видом упражнений с ребенком, родители способствуют стимуляции развития интеллектуальных способностей у малыша. Из этого следует простой вывод – уровень интеллектуальных способностей напрямую зависит от физического развития.

Упражнения Глена Домана

Вот несколько упражнений для данного метода:

Упражнения, проводимые с самого рождения:

  1. Упражнения, улучшающие двигательные навыки. Малышу с самого рождения требуется проползать через специально смоделированный трек, пользуясь отталкивающими рефлексами. Хорошим результатом будет считаться 1 остановка за дистанцию. Количество повторений – 10 раз в день;
  2. Упражнения для улучшения мануальных навыков. Ребенку с рождения желательно предлагать брать твердые предметы в рот для крепкого захвата. В момент сжатия, родитель, держащий ребенка, должен немного приподнять его верхнюю часть тела;
  3. Упражнения для развития равновесия. Плавные, волнообразные покачивания, вращения и подкидывания ребенка в различных плоскостях. Серия, состоящая из 15 упражнений, направлена на развитие вестибулярного аппарата. Продолжительность процедуры составляет 10 минут;

Упражнения для детей, прошедших начальные нагрузки для новорожденных:

  1. Упражнения для повышения двигательных навыков. Ребенку требуется ползать в положении лежа, опираясь на локти за предметами, лежащими на полу;
  2. Упражнения для тренировки мануальных навыков. Захват деревянной палочки/пальцев. При выполнении этого упражнения, держащий ребенка родитель должен немного приподнять верхнюю часть тела, чтобы малыш оказался в повисшем состоянии. Частота проведения упражнения составляет приблизительно 15 раз в день с длительностью в 2-10 секунд;
  3. Упражнения, улучшающие баланс равновесия. Совершение легких подбрасываний, покачиваний и вращений ребенка в различных плоскостях. Сеанс состоит из 15 упражнений, направленных на активное развитие вестибулярного аппарата. Частота повторений составляет 1 раз в день с длительностью в 10 минут.

Упражнения, проводимые для детей, достигших возраста 7 месяцев:

  1. Упражнения, направленные на улучшение двигательных навыков. Малыш совершает ползания на четвереньках с частотой повторений 20 – 30 раз в день и продолжительностью не менее 4 часов;
  2. Упражнения для улучшения мануальных навыков. Ребенку требуется проводить время на перекладине без помощи родителей в течение 20 секунд, 15 раз в день;
  3. Упражнения для поддержания равновесия. Совершение плавных покачиваний, вращений, подкидываний ребенка в разных плоскостях. Данный сеанс состоит из 10 упражнений, которые входят в пассивную программу равновесия. Частота повторений не должна превышать 15 раз в день. Время на выполнение каждого вида упражнений длиться 20 секунд.

Программа упражнений, рассчитанная на детей, достигших возраста 12 месяцев:

  1. Упражнения, направленные на улучшение двигательных навыков. Ребенку требуется регулярно ходить по дому, не более 1-2 шагов на протяжении 20-30 раз в день по 2 часа в день;
  2. Упражнения на улучшение мануальных навыков. Ребенок должен передвигаться за счет перехватов, а также периодически висеть на перекладине. Продолжительность сеанса составляет – 10 раз перехватов, 5 раз повисаний. Длительность проводимых процедур не должна превышать 5 минут;
  3. Упражнения, способствующие развития баланса равновесия. Ребенку должны проводиться разного рода покачивания, подкидывания и вращения. Серия занятий состоит преимущественно из пассивных программ равновесия. Частота проводимых процедур длиться на протяжении 20 минут, по 1 упражнению 2 раза на день.

Комбинированная серия, состоящая из интеллектуальных тренажеров:

Что необходимо сделать, чтобы ребенок научился хорошо читать?

  1. Ребенку показываются карточки, на которых написаны определенные слова. На первых стадиях сеанса ребенку будет достаточно 15 показов слов, предпочтительно существительных. Далее объем изучаемых слов должен наращиваться приблизительно до 9. На более поздних стадиях, ребенку показываются карточки с изображением словосочетаний и простых предложений. На карточке обязательно должны быть написаны слова исключительно красным цветом для заострения внимания малыша;
  2. Интеллектуальный бит. Ребенку проводится демонстрация карточек, формата 28×28см, с различными картинками определенных объектов, расположенных на белом фоне. На старте процедур количество карточек не должно превышать 10 штук. С каждым последующим разом это показатель плавно увеличивается, вплоть до 120 карточек. В результате проводимого упражнения, ребенок способен запомнить около 1000 изображений объектов и их особенности;

Как развить в ребенке навыки счетоводства?

Для того чтобы научить ребенка считать до 20, родители должны показывать малышу карточки с изображением определенного количества точек. На начальной стадии изучения, количество сеансов не должно превышать 3 раз с количеством используемых карточек в размере 5 штук. Каждый последующий прибавляется 2 новыми карточками.

Доктор Доман предполагал, что при достаточно регулярном и интенсивном демонстрировании карточек с определенным количеством точек, ребенок, спустя некоторое время, сможет легко выполнять арифметические расчеты с более крупными цифрами без пересчитывания.

Стоит ли использовать методику Домана

На сегодняшний день в интернете можно встретить множество отзывов, владельцы которых делятся своими успехами в прямом или обратном направлении. Ходят слухи о том, что по данной методике развивались некоторые настоящие лауреаты нобелевских премий. Однако никакое испытание, проводимое под наблюдением, не смогло подтвердить свой положительный эффект на стадии раннего развития. К тому же, при всем при этом, многие компании, продвигающие методику развития Глена Домана, возлагают большие надежды на данные курсы, что как итог, сильно сказывается на конечной стоимости предлагаемых курсов.

(Visited 420 times, 1 visits today)

Методика Глена Домана в течение последних десятилетий считается по праву одной из самых интересных педагогических концепций, посвящённых раннему развитию детей. Однако эта методика имеет не только широкий круг приверженцев, но и большое количество оппонентов, утверждающих, что методы обучения Домана неоднозначны, и далеко не всегда приводят к ожидаемому результату.

В чём же суть этой методики раннего детского развития, чем она отличается от других педагогических концепций, и каким образом можно охарактеризовать её сильные и слабые стороны?

Методика Глена Домана: все началось с карточек

В конце 40-х годов двадцатого столетия молодой американский учёный Глен Доман занимается реабилитацией детей с нарушениями нервной системы. Его пациентами становятся малыши с серьёзными заболеваниями, поэтому задания для них Доман разрабатывает простейшие – для начала врач пытается добиться фокусировки взгляда больных детей на каком-либо предмете.

Для этого он демонстрирует пациентам специальные карточки с нанесёнными на них в произвольном порядке красными точками. Доман добивается успеха – его подопечные действительно начинают фокусировать на карточках свой взгляд. Впоследствии доктор усложняет задания, показывая малышам карты не с точками, а с картинками, изображающими окружающие их предметы.

Этот метод обучения начинает работать, и уже совсем скоро, отстающие в развитии дети, учатся не только определять, что изображено на карточках, но пробуют двигаться и говорить. Успех был настолько ошеломляющий, что на базе своих открытий, Доман разрабатывает целую концепцию, посвящённую развитию маленьких детей. Именно эта концепция и стала называться впоследствии методикой раннего развития Глена Домана.

Основные положения методики

  • Наиболее интенсивно мозг маленького ребёнка развивается во временном промежутке от рождения до 3-х лет. Именно в этот период необходимо создать специальные условия, которые обеспечат определённый уровень интеллектуальной нагрузки. Чем раньше родители начнут тренировки интеллекта своего ребёнка, тем больше информации он сможет усвоить.
  • Движение и двигательная активность детей стимулируют гармоничное развитие и интенсивное формирование клеток мозга. Согласно Доману, ребёнок может научиться ползать, хватать, шагать, плавать значительно раньше, чем это декларируется общепринятыми педиатрическими нормами. Например, учить ползать малыша Доман предлагает практически с рождения, в то время как классическая педиатрия считает началом естественного ползания возраст малыша от 4-х до 7 месяцев.
  • Доман, как учёный, отдаёт приоритет зрительному познанию окружающего мира. Он считает, что мозг ребёнка работает таким образом, что способен «сфотографировать» и аккумулировать огромное количество информации. Именно эту информацию и должны предлагать родители малышу с первых моментов его жизни. Для этого учёный разрабатывает специальную систему карточек, позволяющих донести информацию об окружающих ребёнка предметах в процессе их зрительного восприятия.

Карточки Домана – источник энциклопедических познаний детей

Все познания, необходимые малышу, учёный предлагает сообщать ему посредством специальных обучающих карт.

Внешний вид карточек

  • Определённый размер (одна сторона карточки не должна быть меньше 15–20 см.).
  • Высота шрифта на тематических карточках должна быть не менее 2,5– 3 см.
  • Каждая карта должна содержать изображение понятия (предмета, природного явления) и буквенное обозначение (название) этого предмета или явления.

Урок с картами

Подготовьте несколько тематических наборов карточек: фрукты, ягоды, еда, животные, природа и т.д. Отведите постоянное время для занятий в течение дня.

Показывайте карточки следующим образом: продемонстрировав картинку, громко проговорите, что на ней изображено. Сделать это нужно в течение 1-2 секунд, не более. Вдаваться в дополнительные объяснения не нужно, пары секунд вполне достаточно, для того чтобы малыш усвоил необходимый объём информации.

Количество карточек для первых занятий – не более 5 штук. Со временем можно увеличить количество показываемых карточек до 10 в течение одного занятия.

К обучению детей посредством карточек Доман рекомендует приступать в возрасте до одного года! Именно в этом возрасте, согласно концепции учёного, мозг ребёнка способен поглотить огромное количество информации. Тем не менее, в возрасте одного-трёх лет эти занятия будут также эффективны.

Вариантов карточек Домана великое множество. Они представляют собой не только наборы тематических карточек с информацией об окружающем мире, но и дидактический материал для обучения счёту (карточки с точками) чтению (карточки со словами).

Как и любой другой метод раннего развития детей, учение Домана имеет не только сильные, но и слабые стороны. Желательно, чтобы родители изучали все «за» и «против», задумываясь о том, какой отдать своё предпочтение.

Слабые стороны этой методики раннего развития

Общие моменты

Ребёнок в этой системе обучения является пассивным объектом, методика не поощряет возникновения у него живого интереса к изучаемым объектам. Так на просмотр карточек отведено строго регламентированное время, а объяснения и ответы на вопросы (если таковые возникнут у малыша в процессе занятия) не поощряются.

Таким образом, в первую очередь тренируется «механическое запоминание». Доман видит основной задачей насыщение мозга маленького ребёнка максимальным объёмом информации. Чрезмерная наглядность (использование карточек с подписями) не стимулирует развития у ребёнка так называемого «текстового» мышления – потребности получать и анализировать информацию из текста, без подкрепления её наглядным материалом. Тем не менее, чтобы обеспечить гармоничное развитие малыша, ему нужно сообщать как можно больше текстовой информации. Занимаясь с ребёнком, родителям желательно чаще использовать потешки, стишки, прибаутки, читать ребёнку сказки и стихи. Но методика Глена Домана не придаёт большого значения этим моментам. А между тем навыки «текстового» мышления будут очень востребованы на этапе дальнейшего обучения детей в школе.

Обучение чтению

Построено на механическом запоминании написания слова, демонстрируемого на картах. Доман считает, что если детям с регулярной частотой показывать написание тех или иных слов, то со временем они обязательно уловят связь между написанием и воспроизведением слова. Но практикующие педагоги говорят об обратном: детям трудно обнаружить связь между написанными словами и звучащей речью, и рано или поздно их родители обращаются к – , слогов и только потом, чтения слов.

Обучение математике

Может оказаться весьма трудоёмким проектом по сравнению с классическими методиками. Ведь Доман настаивает на том, чтобы обучаемый представлял не изображение цифры, когда речь идёт о числе, а реальное количество.

Например, мы говорим 36 и представляем цифру «36». Методика Домана предполагает обучение детей реальному количеству, а не его интерпретации в виде цифры. То есть, в процессе обучения ребёнка счёту, ему нужно все время демонстрировать карточки с нанесёнными на них точками, обозначающими то или иное число. Представьте на секунду сколько нужно создать вариантов таких карточек, и насколько это трудоёмкий по сравнению с классическими способами процесс.

Но базовый принцип, состоящий в том, что ребёнок сначала осваивает категорию количества, а потом закрепляет за ней числовое представление, не подлежит сомнению. Однако у отечественных педагогов, придерживающихся аналогичных взглядов, есть куда более простые для реализации способы обучения детей математики – через изучение , .

Подводя итоги, можно сказать, что методика Глена Домана направлена на гармоничное развитие интеллектуальных способностей у маленьких детей. Однако эта педагогическая концепция несколько игнорирует развитие у детей других важных сфер - психоэмоциональной, гуманитарной, поэтому её вряд ли можно назвать идеальной и исчерпывающей.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Реальные истории семей развивающие своих детей по методики Глена Домана:

Существует много вариантов занятий по карточкам, наибольшей популярностью пользуется Домановская техника развития памяти (о ней, в её классическом виде, и пойдет речь в этом посте). Но все-таки перед началом использования методики Домана рекомендую изучить .

Карточки Домана для развития памяти

Основным тренажером развития памяти по методике Домана является «Бит интеллекта». Именно различные варианты этой техники используются для раннего развития с помощью карточек. Техника заключается в кратковременной демонстрации карточек (одна карточка показывается не больше 2-ух секунд !) с четким озвучиванием изображения или краткого факта об изображении. Вы скажете, что за этой время ничего разглядеть не возможно и это для обычного человека верно. Но эта методика как раз нацелена на развитие скорости реакции мозга. Поэтому сначала ребенок действительно ничего не будет понимать, при регулярных занятиях, по мнению Гленна Домана, у ребенка должна развиться скорость реакции и фотопамять.

Как заниматься по карточкам Домана с изображениями:

      • Первые дни занятий демонстрируем 3 раза в день по 10 карточек за одно занятие, затем постепенно количество карточек наращивается до 120 ;
      • Карточка, которая показывалась 30 раз считается изученной и заменяется новой, т.е. Вам надо вести отчет о том сколько какая карточка показывалась раз.
      • Фактически когда количество карточек нарощено до требуемого объема каждые 10 дней Вам будут требоваться новые 120 карточек (4 минуты — 1 занятие). Это не много, не мало 1440 карточек в год, но с появлением интернета приобретение карточек перестало быть проблемой — есть масса сайтов предлагающих скачать или просмотреть карточки он-лайн. Хотя психологи и другие специалисты по развитию детей не одобряют занятия с малышами на компьютере.

Помимо методики Гленна Домана существует еще одна методика, продвигаемая компанией Умница, которая также обещает родителям высокие результаты от демонстрации карточек с рождения. На первый взгляд может показаться, что методика Глена Домана похожа на методику от Умницы Домана-Маниченко, на самом деле это совсем не так! В методике Гленна Домана ключевым моментом является кратковременный показ карточки, для развития скорости реакции мозга. Методика Домана-Маниченко предполагает просмотр карточек в комфортном режиме, а также игры на умение оперировать предметами изображенными на карточках и их свойствами. При этом результаты, обещанные методиками, различаются по масштабам:

  • в первом случае — методика обещает наделить ребенка фотопамятью (очень амбициозные результаты, которые так и не подтверждены ни одним серьезным научным исследованием);
  • во втором случае — словарный запас ребенка пополнится на количество карточек в приобретенных наборах и количество изученных свойств изображенных предметов.

В свое время я приобрела наборы карточек для занятий с дочкой по методике Домана и нашла им более достойное применение — .

Карточки Домана для обучения чтению

Существует мнение, что Гленн Доман рекомендовал учить детей читать с рождения — это не совсем так, в его публикациях наилучшим возрастом для обучения чтения считается 1 год. Что еще немаловажно контроль полученных знаний, подразумевает умение малыша говорить, ведь уже на 7-ой день обучения малыш должен «читать» вслух первые слова. Карточки для обучения чтению должны быть крупные — 50 на 10 см. Текст должен быть красного цвета. Современные карточки помимо текста на обратной стороне содержат картинки, но в оригинальной методике Домана картинки на карточках для чтения не требуются.

График занятий:

  1. Первый день занятия включает 4 показа по 5 слов - существительных. Промежутки между занятиями должны быть не более 30 минут;
  2. Второй день занятия включает: 3 показа по 5 слов с карточками которые демонстрировались вчера и 3 показа по 5 слов с новыми карточками. По итогу дня: 6 занятий — изучаем 10 слов;
  3. Третий день занятия включает: 6 показов по 5 слов с карточками которые уже демонстрировались в 1-ый и 2-ой день занятий и 3 показа по 5 слов, с новыми карточками. По итогу дня: 9 занятий — изучаем 15 слов;

Последующие дни: в итоге Вы должны нарастить количество изучаемых слов в день до 25. В одно занятие — 5 карточек. Каждая введенная в показ карточка демонстрируется 3 раза в день. Таким образом в день 15 занятий . И не забываем заветные 30 минут между изучением одних и тех же карточек — это необходимое условие для достижения результата. После изучения слова в течении 5 дней его необходимо убирать из показов, так как за это время слово уже должно запомниться. Чтобы легче контролировать процесс замены карточек, Доман рекомендует на карточке мелкими буквами подписывать дату начала показов. Вот так непрост процесс обучения чтения по методике Домана! Возможно Вы решите поискать в интернете более легкие рецепты чтения по карточкам и обязательно их найдете в большом количестве;-). Только я сразу Вас предупреждаю, занятия которые я описала на 100% соответствуют оригинальным упражнения Глена Домана из его публикаций. Всё что Вы найдете с более простым подходом — имеет мало общего с методикой Домана. Наиболее подробно о методике развития Гленна Домана Вы можете прочитать в его книгах.

Дети, воспитанные по системе Глена Домана, выполняют невероятные гимнастические упражнения в самом раннем возрасте, умеют читать с двух, трех, четырех лет, отменно общаются на нескольких иностранных языках, превосходно осваивают математику, играют на музыкальных инструментах – иными словами, показывают способности, присущие только гениям. В чем же секрет?

Из истории

Все началось, когда в конце сороковых годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Им были разработаны методики, дающие поразительные результаты. «Приговоренные» дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников. В основу всех разработок легло открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные.

Добившись удивительных результатов, Доман опробовал систему, разработанную для больных, в работе со здоровыми детьми. Он возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Его методику используют родители в разных уголках планеты, с 1964 года его книги издаются на разных языках.

Функции мозга

Глен Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них: моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. Только человек способен к прямохождению, может общаться на символическом, абстрактном, искусственно придуманном языке, записывать этот придуманный язык, читать написанное, понимать устную речь и узнавать предмет через прикосновение.

«Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни». Каждая из перечисленных функций от рождения и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. Это основа, на которой построена вся методика обучения Домана.

Важно отметить, что, по утверждению Домана, основной из этих шести является двигательная функция (ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.

Ползком к рекордам

Подвижность и деятельность рук дает возможность ребенку быстрее повышать свой умственный потенциал. А начинать развитие малыша нужно с самого рождения. Что предлагает Доман? Прежде всего перевернуть новорожденного на живот. Младенцев обычно кладут на спинку, в этом положении они беспомощны и не могут нормально двигаться. Но ни один детеныш животного не находится в положении лапками или копытами вверх. Это главная и первая ошибка, ограничивающая подвижность новорожденного. Положив кроху на животик, мы следуем природе: мягкое подбрюшье защищено полом, а спина – естественным каркасом скелета, малыш свободно двигает руками и ногами, пытается удержать голову.

Вторая ошибка – кутать малышей в теплые одежды, которые мешают им двигаться. Во время беременности малыш находился при температуре 36,6 °С, и ему не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С. Нужно планировать детскую как комнату для детей, а не для воспитателей-родителей – следовательно, сделать ее теплее.

Познание, по мнению Домана, – это тот же инстинкт самосохранения; познание – это тот фактор, который необходим для выживания.

Доман предлагает специальные треки для ползания, которые можно использовать с первого дня рождения. Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Отталкиваясь ножками, следуя врожденному рефлексу, кроха сможет проползать достаточно большие расстояния. Ползание ничком и на четвереньках играет важную роль в развитии зрения, речи и интеллекта. Поэтому эта методика рекомендует даже старшим детям принять участие в обучении малыша – ползать вместе с ним!

Глен Доман готов поместить ребенка для двигательной активности на теплый, ровный, безопасный пол хоть на 24 часа в сутки. Тут, конечно, появляется множество противников такого подхода. Никакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта, скажут они и будут по-своему правы. Однако они не учитывают, что на полу вместе с ребенком должны быть и его родители!

Кроме ползания, нужно развивать у малыша хватательный рефлекс, просто поднося 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам. А программа развития вестибулярных навыков ускорит рост отделов мозга, ответственных за равновесие. Доман предлагает 15 видов такой стимуляции.

Итак, перемещение на животе перерастет в 2,5 месяца в осознанное ползание, в 3–4 месяца в ползание на четвереньках, затем в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, малыш уже в шесть лет будет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и т. д. вплоть до 5 километров без остановки.

Изучая методику Глена Домана , берите то, что подходит именно вам и вашему малышу, не ограничивайтесь только рамками этой программы, даже если она абсолютна ваша. Слушайте с ребенком песенки, читайте стихи, играйте в ролевые игры и игрушки, занимайтесь творчеством. Прислушивайтесь к своему ребенку и занимайтесь тем, что вам обоим доставляет удовольствие. Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поцелуем или поглаживанием.

Чтение с рождения

Обучение чтению Доман считает самой главной и наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может получать «в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него». Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители. Обучение чтению, математике и разным другим наукам строится в системе Глена Домана по одному принципу. Нужно быстро показывать ребенку в течение дня карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т. п. и четко произносить названия изображаемого. Причем чем раньше начато такое обучение, тем лучше. «Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего», – утверждает Глен. А на вопрос: «С какого же возраста следует начинать обучение?» – отвечает: «С самого рождения!»

Методика обучения чтению начинается со слов, разделенных на тематические группы, первая из которых «Части тела». Многие педагоги отмечают, что, должно быть, эта система хороша для тех языков, где отсутствуют окончания, но русский язык ребенок усвоит неверно, будет при чтении игнорировать окончания или проглатывать их. С другой стороны, на втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность видеть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые предложения, распространенные предложения.

Доман не начинает обучение детей с букв. «Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал «А». Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву «М». Это противоречит традиционному подходу, когда детей прежде знакомят с буквами, звуками, слогами и складами, а только потом со словами и предложениями. Доман же утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

Дети любят познавать, любят учиться, и чем младше они, тем больше их тяга к знаниям. При-глушить эту потребность мы можем, проверяя и тестируя детей для выяснения того, что они еще не знают. Доман выступает против проверок: ребенок должен показывать, что он знает, быть победителем, а не побежденным, которому указывают на его ошибки и проблемы. Чаще хвалите своего маленького гения, создавайте ситуации успеха, говорите, что он делает все правильно!

Энциклопедия малыша

Спустя несколько недель или месяцев после начала обучения чтению Доман добавляет энциклопедические знания. Программа построена идентично. Серии карточек включают знания из различных областей науки. Здесь даже не важно, что ребенок запомнит большое количество информации, ведь, покупая энциклопедию, мы тоже не прочитываем ее от корки до корки. Учась, малыш позволит расти своему мозгу, а также сможет анализировать объекты и, как настоящий ученый, делать выводы и находить закономерности. Сами «уроки» не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Время тут исчисляется минутами: одну карточку следует показывать 1 секунду, и так по 10 штук 3 серии. Следовательно, скажем, даже при 20 подходах это займет у вас всего-навсего 10 минут в день. Однако изготовление карточек – достаточно кропотливая работа. Ведь чтобы завершить, например, усвоение энциклопедических знаний и приступить к интеллектуальной программе, у вас должно быть уже около 1000 карточек. Глен Доман же говорит о том, что не обязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.

Множество точек

Математику ребенок начинает познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. Действительно, сначала нужно познакомить малыша с понятием количества, и только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 машин или 10 гусей, его можно знакомить с цифрами. Доман не показывает детям гусей и груши и даже не считает с ними яблоки и кошек, он демонстрирует карточки с точками. Он утверждает, что по его методике дети легко смогут на глаз определять с ходу количество точек, будь их хоть 50, не пересчитывая, и это поможет им выполнять арифметические действия с большими числами в уме.

И в математике, как видите, можно достичь результатов, которые мы называет гениальными. А все потому, что все дети гениальны, по мнению Домана, с рождения, и каждый кроха обладает умственным потенциалом ничуть не меньшим, чем у Леонардо да Винчи.

«Мы пытались понять происхождение гения, – пишет Доман, – и вдруг поняли, что это «происхождение» заключено во временном отрезке от рождения и до шести лет. Появление гения зависит от предоставленной ребенку возможности развиваться!