Маски африки из дерева сделать. Африканские маски - yarejka — LiveJournal. Чикагская гостиница смерти

...Однако стоит помнить, что некоторыми масками все-таки лучше восхищаться на расстоянии: за каждой из них стоит своя история или культ, иногда далеко не безобидный...

Каждый предмет - ритуальный или декоративный - излучает первобытную силу, каждый элемент - древний знак, каждый узор, невидимая для жителя других континентов мелочь, несет мощный поток информации и энергетики.

Что: выставка африканского искусства «Африканская зима»
Где: ул. Артема, 37-41, галерея «Минус 4»
Когда: сейчас и до 25 января.

Выставка находится на втором этаже, на первом же расположились бары и кафешки, так что лицезреть африканские артефакты можно аж до полуночи, заодно и перекусить.

Но вернемся к маскам. Не думала что их история и связаные с ними легенды и слухи на столько интересны.

Как правило, маски вырезают из дерева; черты их «лиц» мастер никогда не выдумывает полностью сам — все соответствует строгим правилам и канонам. А сам процесс представляет собой настоящее таинство.

Прежде всего, резчик должен получить разрешение у колдуна. Если новая маска делается взамен износившейся — колдун потом обязательно проведет особый ритуал, чтобы дух, «живший» в старой маске, «переехал» в новую.
Перед тем как начать работу, резчик проходил обряд очищения. Топор и нож, которыми он пользовался, считались священными, им нередко приносились жертвы. Свой труд мастер совершал в укромном месте, вдалеке от посторонних глаз. Ночью он возвращался в деревню, прятал у колдуна неоконченную маску, а на рассвете снова удалялся, чтобы завершить работу. Надо заметить, что сама фигура резчика традиционно пользовалась в деревнях уважением, смешанным со страхом; предполагая, что он на короткой ноге с потусторонними силами, старались не заводить с ним особо тесных отношений — так, на всякий случай.

Готовую маску часто раскрашивают, причем в ход идут самые разные материалы — например, известняк или сушеные экскременты ящериц и змей. Иногда готовую личину покрывают кожей или шерстью животных. Или украшают кусочками зеркал, клыками хищников, когтями, рогами, перьями, волосами, ягодами, стеклянными бусинами и клочками одежды. Каждая деталь при этом имела свой смысл, зачастую неизвестный непосвященным, или предысторию, иногда и такую, от которой европейцам может стать слегка не по себе. Например, когда-то к маскам привязывали рога жертвенных животных, наполненные магическим порошком, в состав которого входил прах предков.

Все маски разные.
Так например, маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображают умерших родственников и используются в основном в погребальных обрядах.

Шаманы кладут маски на лицо покойника и специальными ритуалами заставляют дух покойника переселиться в маску. Затем родственники покойника должны эту маску продать, именно продать, а не подарить!!! Зачем это делается, нам не ведомо, но такие маски приносят новому владельцу несчастья и болезни, а возможно даже смерть.

Лично я не хотела бы держать у себя такую маску, хотя есть разные мнения на этот счет.
Опять же, не обязательно дух умершего должен быть плохим, может и хороший достаться.)))

Но на всякий случай, думаю все же не стоит покупать маски с рук.

Еще маски отличаются по цвету.

С появлением древних африканских племен существовало обозначение только трех цветов, белого, черного и красного. Использование в древности этих трех цветов, являлось символической классификацией предметов. Черный был цветом болезни, зла. А белый, считался признаком сверхъестественного и божественного, цветом чистоты. Шаманы прикрепляли к талии шкуры белых козлов, а маски умерших окрашивались только в белый цвет. Красный цвет символизировал красоту и считался символом кровного братства.

Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя, надевались членами тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Есть в этих масках что то зловещее.

Ну и под конец еще одна страшилка.
Говорят что когда колдуны в племени лечат больных они заставляют их делать маску. Пока больной ее делает - колдун читает заклинания, и переносит болезнь на маску. Потом эту маску продают. И покупатель заболевает, изготовитель же маски начинает выздоравливать. Когда же новый хозяин маски умирает, изготовитель полностью выздоравливает.

Верить в это или не верить - личное дело каждого. Возможно все это лишь сказки, непровереные слухи и сплетни.
Но все же...
Чужая религия, чужие боги...

А выставка, хоть и очень маленькая, но интересная.
Будете рядом, не проходите.

Маска , я тебя знаю! Забавно угадать, кто скрывается под карнавальной маской. Чего не скажешь о масках, которые так любят привозить из путешествий туристы в качестве сувенира. Масками украшают интерьеры, особенно хорошим дополнением они служат в этностиле. Эти маски больше всего хранят в себе мистики и таинственности, что не совсем хорошо, если вы не знаете истинное предназначение этой маски.

Поэтому, прежде чем внести в дом роскошный заморский сувенир, поинтересуйтесь историей происхождения и использования этой маски, о культуре страны.

Ритуальные маски

Такие маски особенно распространены в Африканских странах. Ритуальные маски несут в себе сакральное значение и предназначены для передачи определенной информации, идущей из невидимого простым людям мира. Такие маски украшены характерными узорами, мистическими знаками и в них зашифрованы послания, которые защищают присутствующих на похоронной церемонии от вторжения злых сил потустороннего мира.

Такие маски надевают, как правило, мужчины при исполнении ритуального танца, и женщине к этим маскам даже прикасаться нельзя.

Мистическая сила, заложенная в культовые предметы, не всегда имеет защитную силу. Некоторые маски создают для проклятия или сведения бед и болезней на будущего владельца этого сувенира. Соответственно, украсив свой дом таким экзотическим экспонатом, вы нанесёте ущерб энергетике дома.

  • Одним из таких зловещих сувениров считается маска Маруса . В африканских деревнях её подбрасывали к дому людей, которых считали предателями, а сама маска обозначает пожелание проклятия.
  • В Нигерии для погребальных целей создают терракотовые скульптуры с профилем лица.
  • А камерунцы в своих масках больше отражают прошлое.

Разнообразие узоров на масках — это символическое описание стадий преображения человека. Такие маски используют для раздвоения личности, чтобы можно было общаться с душами мёртвых, на специальных сеансах и во время погребения умершего.

  • Некоторые маски используют при жертвоприношении животного, защищая себя от духа смерти. Такие имеют распространение в Заире, и особенно популярна фигура Бванга , на которой изображен властитель различных сил природы.
  • Существуют маски, украшенные клыками, хвостами, черепами, рогами различных животных. Одна из распространенных таких ритуальных масок с Берега Слоновой Кости, обозначающая мировой хаос.

Стоит ли в память о поездке в Африку приобретать такую экзотику, порой несущую зловещую или мистическую силу?

Карнавальные маски

История карнавалов уходит вглубь римских времён, когда устраивали праздник в честь Сатурна и окончания сельскохозяйственных работ. Люди радовались собранному урожаю, устраивали пышные пиршества и гуляния. В эти дни рабы освобождались от работы, им разрешали сидеть за одним столом с вельможами, которые кстати ещё и прислуживали своим слугам, т.е. всё было наоборот.

С появлением венецианского фестиваля в эпоху Возрождения появилась и маска, как основной атрибут карнавального костюма. Маска позволяла принять любой облик , уходили прочь условности и можно было позволить новые знакомства и отношения с любым человеком, ведь все были равны.

Одна из самых распространённых венецианских масок — Баута . Своим вытянутым видом она напоминает ритуальную африканскую, тем не менее, венецианская маска использовалась лишь для появления инкогнито, когда высокопоставленные чиновники не желали быть узнаваемыми в обществе. Такую маску мог позволить себе любой гражданин.

Маска, перевоплощавшая любую барышню в знатную особу «Венецианская дама» . Такая маска украшалась перьями и драгоценными , необычной причёской. Рассматривается несколько вариантов венецианской дамы: Либерти, Саломея, Фантазия.

Маска кота. Происхождение этой маски связывают с одной историей про бедного китайца, прибывшего в Венецию с одним котом. Спустя время китаец вернулся на родину богатым человеком. Таким он стал благодаря коту, который передавил всех мышей во дворце знатного дожа.

Кота оставили на службе в Венеции за огромное вознаграждение. Рассказав свою удивительную историю успеха, китаец навёл на мысль своих соседей отправиться в Венецию с более дорогим товаром, за который предполагалось выручить больший куш, чем за какого-то кота.

Товар был оценен по достоинству, особенно китайские шелка, за которые не жалко было отдать самое дорогое и ценное, что было у знатного дожа — это кот.

Маска Гражданина, или Вольто. Такие маски разрешалось носить не только на карнавале, но и в определённые будние дни, разрешенные местными властями. Ее мог надеть гражданин любого сословия. Маска Вольто практически полностью повторяла контуры и форму лица.

Маска смерти

Мистерии и карнавалы демонстрировали всегда не только праздник жизни, но и другую её сторону — смерть. Смерть изображали специально ряженые люди в маски и балахоны, напоминающие смерть.

Во Франции такой ряженый назывался Свирепый жнец или Властелин смерти.

Самое знакомое и популярное изображение смерти — это маска-череп, которая одевалась как шапка и балахон костюм с изображением скелета. Такой наряд пришёл из Тибета.

Ещё одна маска, напоминающая смерть — венецианский Доктор Чума . Она жутковата на вид, с длинным клювообразным носом. Такие маски использовали лекари во время чумы, от которой Венеция страдала несколько раз. Предполагалось, что различные масла и лекарственные снадобья, которые закладывали в длинный нос, смогут защитить врача от заражения.
Уже позже «Доктор Чума» стал одним из популярных персонажей на карнавале.

Покупая маску, нужно задумываться не только о том, какое место она займёт в интерьере, как украсит стену, но и о её истинном историческом, этническом значении.

Не все маски являются мистическими или культовыми предметами. Многие из них отражают культуру той или иной страны.

Если вы не уверены, какой тайный смысл скрывает маска, не спешите украшать с её помощью свою комнату: могут многое рассказать о тайных пристрастиях и увлечениях хозяев дома. А необычная маска может создать неправильное представление о вас у ваших гостей.

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

В галерее "Афроарт" вы можете

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании. Изготовлялись маски всегда из подручных средств - дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична. Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок - это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски). Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины ©Flickr Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога). По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые; 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.); 3) погребальные; 4) свадебные; 5) театральные и танцевальные.
Китайская маска ©Flickr Другая классификация учитывает характер изображения: 1) простые изображения человеческого лица; 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры; 3) изображения животных; 4) наголовники и т. д. Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою - все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть - это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко - с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке. Индейская маска ©Flickr Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели - сокрытия лица - здесь играет роль и цвет фаты - белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти. Таким образом, маска - это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности - символ пребывания в области смерти.

Экзотические Маски Мира

Все об экзотических масках мира и, прежде всего, Африки

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ МАСКИ КВАКИУТЛЬ

October 9th, 2012

Деревянное зодчество североамериканского индейского племени квакиутль – это отдельная тема для разговора. Отдельная и особая, потому что квакиутли добились в искусстве резьбы по дереву, а именно, в создании сложных механических масок небывалого совершенства. Трансформационные маски, или как их называют, маски-трансформеры встречаются и у других племен-соседей квакиутль – тлинкитов, хайда, но только у первых трансформационные маски наиболее сложны и великолепны. Положа руку на сердце, скажу, что в мире существовало огромное множество различных масок, все они имели для своих создателей большое значение, а для кого-то просто огромное (даже, несмотря на их порой примитивное исполнение). Маски же квакиутль настолько технически сложны, что могут являть при трансформации (при отрытии и закрытии створок) шлемов две или даже три личины своих персонажей. На мой взгляд, маски-трансформеры квакиутль - это вершина развития искусства ритуальной резьбы по дереву.





Маска-трансформер представляет собой шлем, в котором прячутся, как в матрешке две или более масок. Створки шлема приводятся в движение с помощью веревок и блоков, и за одним раскрывающимся лицом обнаруживается другое, неизменно связанное с первым или мифом или реальной действительностью.
Как правило, в масках квакиутль изображены тотемные прародители племени и их потомки, духи-помощники, а также такие персонажи как Луна и Солнце, сменяющие друг друга. Иными словами, такого рода маски призваны показать во время ритуала трансформирующийся, меняющийся характер мира, его явлений, процессов. Такие маски широко использовались в похоронных обрядах и обрядах инициации молодых мальчиков квакиутль, которые, подчас, были поражены невиданному доселе «духу», меняющему личины в процессе танца.



Но не только маски квакиутль заставляли двигаться. Многие общественные здания (как и у тлинкитов) были оборудованы раздвижными входами, «поглощающими» представителей племени персонажами местной мифологии. Такие примеры зданий можно увидеть в фильме Эдварда С. Кёртиса «В краю охотников за головами» (1914) и в «Мертвеце» (1995) Джима Джармуша.

Tags: Эдвард С. Кёртис , квакиутль , маски , маски-трансформеры , трансформационные маски

    Leave a comment

КВАКИУТЛЬ И ИХ КРОВОЖАДНЫЕ ГАМАЦУ

September 15th, 2012

У квакиутль в силу закрытости своей области расселения (горы и леса Британской Колумбии были их «глубинкой», а холодное побережье Тихого океана, с одной стороны, и высокая гряда Скалистых гор, с другой, - границей) было очень сплоченное общество, связанное особенно крепкими узами со своими великими богами, как злыми, так и добрыми. Как и все подобные сильно изолированные общины квакиутль разработали такую своеобразную племенную мифологию, подобную которой очень трудно найти во всем мире. Именно от мифологических представлений проистекал каннибализм квакиутль. Опуская нечеловеческие подробности, скажем лишь, что не все представители рассматриваемого племени ели человеческую плоть, а только гамацу – последователи Баксбакуаланксивы (в мифологии квакиутль могущественное существо – дух, пожирающее людей и обладающее огромными возможностями в природе и мире человека). Гамацу (своеобразные шаманы) принимались в племенах квакиутль с благоговейным страхом, отсюда последние были вынуждены потворствовать их природе есть человеческую плоть. Только к концу XIX столетия обряды гамацу стали принимать имитативный характер, и в следующем веке сошли на нет. Примерно к этому же времени, конец XIX века, исчезает у квакиутль традиция отрезать и хранить головы поверженных врагов, равно как и мумии или части тел собственных предков. В документальном фильме Эдварда С. Кёртиса «В краю охотников за головами» (In the Land of the Head Hunters) 1914 года выпуска квакиутль еще показаны кровожадными и злобными воинами, но это лишь постановка давно минувших традиций. Подробнее о каннибализме квакиутль здесь: http://lib.rus.ec/b/162889/read

Tags: Баксбакуаланксива , Эдвард С. Кёртис , гамацу , каннибализм , квакиутль

    Leave a comment

ИНДЕЙЦЫ КВАКИУТЛЬ

September 14th, 2012

Квакиутль - индейский народ группы вакашей. Самоназвание - кваквакэвакв. В русских текстах встречается написание - квакиутл, квакиютль, квакиутли. Численность - 3,5 тыс. человек. Населяют север острова Ванкувер и противоположное побережье континента в Канаде, провинция Британская Колумбия. Язык квакиутль (кваквала), относится к северной группе вакашских языков. В настоящее время сильно вытеснен английским.
По типу культуры относятся к индейцам северозападного побережья Северной Америки. Основное занятие - рыболовство (главные промысловые рыбы - лосось, рыба-свеча). Ремесла - резьба по дереву, изготовление масок. Поддерживали отношения с соседями, народами других языковых групп, тлинкитами, атапасками, хайда. О тлинкитах и их искусстве резьбы по дереву мы уже писали ранее: http://vk.com/login?act=mobile#/topic-39920007_26730220

В обществе квакиутль существует деление на сословия. Ранее было распространено рабство. Существуют так называемые ранги, или церемониальные должности. Их обладатели составляют знать. Народность квакиутль состояла из 30 независимых групп (племён). Племя состояло из 7 родов (нэмайма), жило в одном общем зимнем селении. Во главе стоял вождь. Браки совершаются между родами (экзогамия), но знать допускает браки внутри рода (эндогамия).








В настоящее время насчитывается 15 племён, которые пользуются самоуправлением. С 1974 г. действует Совет района, общественно-политическая организация. Община Нимикиш на о. Ванкувер создала свой отдельный Совет. Многие общины владеют судами и предприятиями. Совершаются попытки возродить язык и культуру.

Сохраняется шаманизм. Из традиций распространены зимние церемонии, инициации, потлач (обмен подарками). Существуют ритуальные общества. Основные мифические персонажи, объекты культа - Каннибал, живущий на Краю Мира, чудовище Дзоноква, двуглавый змей Сисиутл.

Tags: Дзоноква , Сисиутл , квагул , квакиутль , маски

    Leave a comment

Карнавал масок игбо

Каждый предмет в африканской культуре имеет четкое значение, в нем заложена глубокая информация. Африканская маска - выражение невидимого мира. Даже концепция и дерево, из которого она сделана, несут определенную информацию. Например, в бывшей французской колонии, Камеруне, есть маски Рамун.

Они очень почитаемы у аборигенов. Эти маски отражают прошлое, с их помощью можно понять культуру камерунцев. Делают такие маски банулеки из племени банту. Живут они в горах. Больше им и заняться-то там особенно нечем…

Конечно, маски используют воинственные вожди для ритуальных церемоний.

К примеру, во время церемонии инициации подростков большую роль играют группы внутри племени. Там есть свои предводители дворянства. Абсолютно во всех церемониях, особенно в мистических при общении с мертвыми, маски имеют священный смысл.

Банулеки создают статуи своих предков, как бы умиротворяя умерших. Делают они и трубки, украшенные ящерицами и летучими мышами, которые тоже являются символами и ритуальными предметами. Татуировки на масках показывают этапы преображения человека, во время которого он раздваивается и общается с невидимым миром. Маски делают на всей территории черной Африки.

Чаще всего маска цветная и покрашена натуральными красками. Белую делают из известки, красную из коры африканских деревьев, а черную из глины. Украшают их ракушками, железом, медью и бронзой. Все это у африканцев - символы богатства. Часто встречаются маски из наипрочнейшего черного, как африканские ночи, эбенового дерева. Иногда в маски вставляют даже остатки костей и волос.

По маскам можно изучать культуру племени, экономику, фауну и флору местности, где оно живет. Вообще, маски - не только мистические предметы, они обладают необычными свойствами, по ним можно отследить творчество и самобытность народов Африки. Африканцы таким способом несут свою культуру в мир и передают своим потомкам.

Сделана маска из черного дерева, которое еще в Древнем Египте считалось драгоценностью - как золото или слоновая кость. Черное дерево очень твердое и обладает способностью к полировке до зеркального. Именно африканский эбен, самое красивое, дорогое и уникальное дерево в мире.

Оно не аллергенно и даже обладает лечебными свойствами. Символизирует оно, оказывается, вечную любовь. В черной жаркой Африке существуют предания, связанные с амулетами из черного дерева. И традиция дарить маску или амулет тому, кого сильно любишь.

Создателями древнейшей африканской скульптуры являются догоны. Их скульптуры, в стиле теллем, делаются только из твердых пород дерева. Это целые серии масок и статуэток - женские, мужские и животные изображения. Здесь сочетаются строгая форма и горячая страсть. Почти истерические жесты фигур активно контрастируют с четкими монументальными формами.

Африканская маска

В наше время мы воспринимаем маски исключительно, как символ карнавалов и маскарадов. Скрывая лицо под выбранной личиной, мы на время становимся сказочными красавицами, суровыми пиратами или мужественными ковбоями, превращаясь в детей и воплощая таким образом свои старые мечты. Мы давно перестали относиться к маскам серьезно, они для нас всего лишь игра, однако в далекой раскаленной Африке вовсе не является предметом для развлечений. Там отношение к маскам не в пример нашему, трепетное, а само существование без такого, казалось бы, забавного атрибута просто немыслимо.

Африканский стиль интерьера, или африканское направление этно-стиля, или афростиль, значительно выделяется среди других этнических стилей, завоевывая все большую популярность. С уверенностью можно сказать, что этим он обязан таким чертам, как импульсивность, загадочность, и при этом - почти детская, но очень светлая наивность и простота.

Практически все предметы африканского декора хорошо вписываются в современный интерьер, а потому решать, в каком количестве они будут присутствовать - дело исключительно Вашего вкуса и потребностей. Важнейшие элементы интерьера по-африкански - многочисленные предметы декора и прикладного искусства. Самобытное искусство передают изготовленные вручную традиционные изделия художественных ремесел: ритуальные шаманские маски, маски африканских вождей, черные глянцевые статуэтки резных идолов из тика, керамическая и деревянная посуда, шкатулки причудливой формы, этнические музыкальные инструменты вроде тамтамов, обтянутых шкурами диких животных, и многое другое.

Африканские маски, их разновидности, значение и применение в современном интерьере

Африканские маски у многочисленных племен черного континента играют роль тотемов, талисманов, оберегов и амулетов. Ритуальные маски из Африки используют в жертвоприношениях богам, чтобы те снизошли до смертных и даровали им победу в битве с другим племенем, хороший урожай, здоровых сыновей и дочерей.

Разновидности ритуальных масок из Африки

Африканские маски, изображающие спокойное лицо с закрытыми глазами, используют в обрядах погребения. Такую маску надевают на лицо умершему человеку как олицетворение покоя и продолжения жизни в духовном обличье.

На африканском континенте во все времена было ярко выражено земледелие. Для привлечения большого урожая, дождей для полива растений жители многих деревушек использовали маски, расписанные тремя цветами: белым, зеленым и синим, что означало небо, воду и землю.

Такое произведение художественной пластики, как маска воина-охотника, было очень страшным. Черты лица были искажены, зачастую в них просматривались черты волка, тигра или медведя. Такие маски носили самые лучшие воины и охотники африканского племени.

В некоторых африканских обрядах присутствовали такие атрибуты, как маски-приманки, к ним относится, к примеру, маска животного с ярым оскалом, с дикими глазами или дьявольской улыбкой. Глаза таких масок окрашивались в ярко-алый цвет, оскал делался серым или белым, сама маска была в черно-коричневых тонах. Надевал ее вождь племени и его приближенные. Считалось, что человек, на лице которого надета такая маска, становится временным сосудом для духов и демонов.

Мода на экзотические вещи не может пройти по определению. Людям испокон веков нравились необычные предметы, одними из которых являются ритуальные маски из Африки. Еще 20-30 лет назад дизайнеры облюбовали их и внесли в индустрию роскоши, поставив в один ряд с крокодиловой и змеиной кожей, шкурами жирафов, львов, зебр и других обитателей саванны.

Источники: art.sovfarfor.com, www.superstyle.ru, stranamasterov.ru, maasai-shuka.com, forum.awd.ru

Герберт Уэллс - машина времени

Тренажёрный зал в космосе

Загадки Стоунхенджа

Российский плазменный ракетный двигатель откроет путь к Марсу

Самый быстрый в мире самолет

Размах крыльев X-43A составляет 1,5 метра, длина - 3,6 метра. Установленный на нем двигатель scramjet является экспериментальным прямоточным двигателем...

Чикагская гостиница смерти

В 1893 году в городе Чикаго была построена гостиница, получившая в народе название Колумбовской. Причина была проста: она была возведена...

Лучшие пляжи Сицилии

Остров Сицилия предлагает огромное количество разнообразных пляжей. Их здесь настолько много, что отметить на карте Сицилии можно только лучшие пляжи. ...

Мутновская геотермальная электростанция

Мутновская геотермальная электростанция расположена возле вулкана Мутновский на полуострове Камчатка в Российской Федерации. Станция была запущена в эксплуатацию в 2003 ...

Психические состояния

Психическое состояние человека Психические состояния человека, связанные с определенными ритуалами и особенностями религиозных практик, при которых человек оказывается в мире иного...