Любовь физическая и духовная. Как сохранить любовь. Освобождение от догм

Продолжение раздела «О понятии любовь».

ЛЮБОВЬ человека к какому-либо объекту - есть стремление к гармоничному единству человека с этим объектом, а также восприятие и осознание этого гармоничного единства .

Любовь - это стремление, а значит, активная составляющая

Любовь - это восприятие, а значит, пассивная составляющая причинно-следственных связей человека.

Любовь - это осознание, а значит, активно-пассивная составляющая причинно-следственных связей человека.

Следовательно, любовь, как любая связь, может быть классифицирована аналогично классификации причинно-следственных связей человека, аналогично классификации удовольствий и страданий.

Каждой группе удовольствий соответствует свой тип любви . На каждом уровне существует какое-то частное проявление восприятия и стремления, называемое любовью. Как писал Франсуа де Ларошфуко, - Любовь одна, но принимает разные обличья.

Внутренние удовольствия включают в себя внутреннюю любовь на всех уровнях. Внешние удовольствия содержат внешнюю любовь к различным объектам на всех уровнях. В абстрактных удовольствиях - всеобщая любовь ко всему.

На уровне «физического тела» человек стремится к "физической любви" - к гармоничному физическому единению с объектом любви. И это не только половая любовь (лишь частный случай), это желание иметь максимальный контакт с любым объектом любви, контакт, максимально использующий все восприятия «физического тела». Стремление видеть его, слышать, осязать, находиться рядом в пространстве-времени. Объектом такой «физической любви» может быть свое тело, любой человек, группа людей, животное, растение, любой «физический» объект, любое место на Земле, вся Земля, Солнце, звезды и т.д.

Наш уровень «эмоций» стремится к «эмоциональной любви» - к гармоничному эмоциональному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать объекту одни и те же эмоции - и не только эмоции радости.

Объектом «эмоциональной любви» может быть и сам человек, и супруг, и дети, и родители, вообще любой человек или любая группа людей, животное, любой предмет, как «физический», так и «не физический» (объект, воспринимаемый на других уровнях). Это могут быть мысли, чувства, слова (стихи), звуки (музыка), идеи и т.д. Радость возникает от познания общих причин и принципов, от ощущения единства с Природой и Богом. Главное условие «эмоциональной любви» - возможность гармоничного единения с этим объектом на эмоциональном уровне.

На интеллектуальном уровне человек стремится к «интеллектуальной любви» - к гармоничному интеллектуальному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать объекту одни и те же мысли, слова, идеи, образы, говорить на одном языке. Стремится к объектам, с которыми можно делиться своими размышлениями, передавать им информацию, у которых, в свою очередь, можно получить новые знания, новую для себя информацию.

Объектом «интеллектуальной любви» может быть не только свое Я, другой человек или сообщество людей, говорящих на одном языке и обладающих общими знаниями. Это может быть книга, компьютер и любой другой источник или носитель информации. Это могут быть любые объекты, позволяющие познать общие принципы и причины, познать всеобщее единство и всеобщую необходимость.

Уровень «высших чувств» человека стремится к «высшей душевной любви » - к гармоничному душевному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать ему одни и те же высшие чувства - уважения, совместного творчества и совершенствования. Мы стремимся ощутить душевную близость, душевное родство, душевную теплоту.

Это любовь к человеку (в том числе, к себе) как личности - неповторимой индивидуальности. Это стремление подарить объекту любви «высшую радость» и для этого человек готов пожертвовать практически всем на уровнях «рассудка», «эмоций» и «физического тела». Это «сердечная» любовь не только к одному человеку, не только к близким, не только к общности людей, к которой принадлежим. Это может быть любовь к любым живым существам, любым объектам Природы, а также к тому, что объединяет эти объекты.

На духовном уровне человек стремится к «духовной любви » - к ощущению внутренней гармонии, к гармоничному духовному единению не только с конкретным человеком, не только с группой людей, но и к единению со всеми объектами Природы, частями которой являются люди. Стремится к осознанию единства, сущности-смысла-цели бытия не только своего Я, не только всех людей, но и всей Вселенной. Стремится к единству с каждым объектом - от атома и мотылька до планеты Земля и скопления галактик. Стремится к духовному единству с Высшей силой, с Сознанием, с Духом, с Богом, с Абсолютом (названия здесь могут быть самые разные).

Так какое же из перечисленных частных проявлений любви является или может быть сделано смыслом человеческой жизни? Оказывается, ни одно из них в отдельности не может быть смыслом жизни, не может принести полного удовлетворения и хоть сколько-нибудь длительного счастья.

Например, одним из самых сильных удовольствий считается физическая любовь. Познание и творчество, связанные с физической близостью, дарят людям много наслаждений. Это трудно отрицать. Но сделайте физическую любовь целью жизни, отбросьте все ради максимальной частоты восприятия ее проявлений, и … страдания накроют вас с головой. Страдать будет и физическое тело, и затухающие эмоции, и опозоренные высшие чувства, и потерявшееся в мире сознание. Без гармоничной любви на всех уровнях, «физическая любовь» быстро угаснет и уже не вернется, а жизнь-то останется.

Франкл Виктор: «Чем больше внимание смещается с партнера на сам половой акт, тем больший ущерб наносится половому акту…, здесь опять целью ставится то, что в норме является лишь сопутствующим эффектом и должно им оставаться, если мы не хотим, чтобы оно было нарушено» («Человек в поисках смысла»).

Любовь уровня «высших чувств» между двумя людьми часто воспевается поэтами как высшее проявление любви. Но «высшее» не может быть ограничено. Пока не преодолена индивидуальность и обособленность, а на этом уровне она еще сохраняется, - до тех пор любовь не достигла предела. Мало отдать всего себя ради любимого человека (и не только человека), необходимо осознать свое гармоничное единство с ним, почувствовать обоюдную необходимость друг для друга, найти общую цель и познать способы ее совместного достижения.

Франкл Виктор: «Любовь можно определить как возможность сказать кому-то "ты" и еще сказать ему "да". Иными словами: это способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости, однако понять в нем не только его суть и конкретность, но и его ценность, его необходимость. Это и значит сказать ему "да"» («В борьбе за смысл»).

Сказанное касается не только любви к супругу или ребенку, это общий принцип для любви к сообществу людей, к окружающей Природе, к Земле и т.д.

Любовь физическая без любви эмоциональной, любовь эмоциональная без любви душевной, любовь душевная без любви духовной, а любовь духовная без любви интеллектуальной рано или поздно ведут к страданию , - именно об этом нам говорит опыт человечества. Об этом говорит повседневный опыт каждого человека.

Любовь внутренняя - к себе и к своим частям, невозможна без любви внешней - к людям, к любым объектам Природы. Любовь внешняя , в свою очередь, невозможна без любви абстрактной, всеобщей - ко всей Природе в целом, к Единству всех объектов, к Абсолюту, к Богу.

Верно и обратное утверждение. Никакая всеобщая любовь невозможна без любви к каждому конкретному объекту, невозможна она и без любви к самому себе .

Исходя из введенного определения, любовь - это стремление к гармоничному единству, любовь - это восприятие гармоничного единства, любовь - это осознание гармоничного единства. А можно ли достичь гармоничного единства в одной сфере связей человека? Можно ли достичь гармоничного единства на одном уровне связей человека? Можно ли достичь гармоничного единства с объектами, произвольно избранными человеком? Психологии
Науки

Как выразить философскую истину?

Когда слово берет Сократ, тон диалога меняется. Автор уже показал нам людей скучных, педантичных, нелепых или смешных. С появлением Сократа диалог становится серьезным и глубоким. Вначале философ не хочет говорить. Приходится несколько раз просить его высказаться. Лишь приведя аргументы против мнения Агафона, Сократ соглашается выразить собственную позицию. И манера его поведения совершенно недвусмысленна. Он не собирается соревноваться с Агафоном в умении красиво говорить. Сократ поясняет, что не задумывался над формой своего выступления. Он предпочитает находиться как бы в стороне. Философ не хочет убеждать слушателей только красотой формы, с помощью языка, существующего в себе и для себя. Сократ высказывается лишь для того, чтобы выразить истину. Он стремится единственно лишь к ней, а не к красоте слога, называя это «недостатком», слабостью своей позиции. Но совершенно очевидно, что такая форма выступления имеет единственную цель: придать словам философа такую силу, которая заставит собеседников постичь всю глубину его рассуждений.

К тому же он избегает прямой конфронтации. Он не выражает свои мысли непосредственно, а излагает собственную концепцию под предлогом рассказа о диалоге с Диотимой, жрицей из Мантинеи. И сам он скорее предполагает, чем утверждает что-либо. Любовь для него - это любовь к Красоте и к Благу, стремление к бессмертию.

Для Сократа чувство любви есть эмоциональная данность, которую следует объяснить. Дитя Богатства и Бедности, Любовь в основе своей, как концепция, и по сути есть «любовь к мудрости», любовь к философии. Но глубину философских рассуждений, которым предается Сократ, можно по-настоящему понять лишь после появления Алкивиада, иллюстрирующего тезисы Сократа.

Да, Алкивиад красив, силен и желанен. Но несмотря на влечение к нему, Сократ не поддается плотскому желанию. Сексуальное влечение не должно помешать философу ставить превьппе всего другое желание - стремление к философии, жажду более глубокой радости - радости знания. конечном счете это понял и Алкивиад, пытаясь объяснить отношение Сократа к его физическим домогательствам. Алкивиад рассказывает, как трудно и мучительно постигал он эту истину: телесная любовь есть лишь проявление более глубокого стремления к неуловимой Красоте, которая возносит Эрос выше любого физического действия. Несмотря на свою любовь, Алкивиад привержен «правильной философии». Он отказывается от плотского желания и рад, что смог отказаться. Тем самым Платон показывает нам, что суть совершенной философии - отказ от любовного желания. Пользуясь фрейдистской терминологией, можно сказать, что философия может строиться лишь на кастрации. Для создания философии требуется прежде всего подавить либидо.

Но по Платону, путь к философии - это совершенствование сексуального желания, а вовсе не его обход и сублимация, как полагал Фрейд. И все же разве можно лучше поведать о физической любви, чем в мифе Аристофана и рассказе Диотимы? Пире больше, чем в любом другом философском произведении, видна борьба между силой желания и потребностью в логичном самовыражении. Логос противостоит страсти. Логика борется с Пафосом.

Оказывается, влюбленные и не подозревают, как сильно им повезло! Потому что, кроме всех удовольствий, которые дарит людям любовь, физическая любовь еще и полезна для здоровья, как ничто другое.

Прежде всего, хорошо известно, что занятия любовью очень поднимают настроение. Гораздо меньше известно благотворное влияние секса на весь организм в целом. Полноценная сексуальная жизнь - это гарантия хорошего здоровья.

Французский доктор Сильвен Мимун считает:

Сексуальная активность имеет первостепенное значение для психического равновесия. Она придает человеку уверенность в себе, в своей способности нравиться и любить, что же касается влияния на физическое здоровье, то это очень хорошо заметно хотя бы на таком важном органе, как кожа. У влюбленной женщина улучшается цвет лица, ее кожа светится. Все дело в гормонах. Сексуальное наслаждение способствует гормональному равновесию, в организме женщины вырабатываются гормоны, которые улучшают качество кожи, делая ее более мягкой. А женщина, лишенная любви, рискует своим цветом лица.

Кроме этого, секс - самое приятное и естественное средство от бессонницы, и это тоже связано с гормонами. Во время любовных объятий наши ощущения через нервные окончания передаются в мозг, в центр удовольствия. Существуют даже гормоны удовольствия, которые действуют как естественные успокаивающие средства. Поэтому и возникает это ощущение покоя, которое иногда и приводит ко сну. К тому же, это снотворное имеет огромные преимущества перед лекарствами: оно не имеет противопоказаний или побочных эффектов.

Это относится даже к сердечникам. Интересно, что еще совсем недавно врачи пугали их возможным сердечным приступом во время занятий любовью. Однако теперь выяснено, что этот страх ни на чем не основан, так как серьезные медицинские исследования показали, что секс - хорошая тренировка для сердца. Пульс изменяется с 70-80 ударов в минуту в состоянии покоя до 100 во время секса и 160-180 во время оргазма.

Что касается женщин, то, если женщина регулярно занимается любовью и, главное, если она получает при этом удовольствие, ее грудь увеличивается. Это случается и если женщина вновь начинает заниматься любовью после долгого перерыва. Кстати, многие женщины худеют в результате занятий любовью. И многие из них, желая оставаться соблазнительной как можно дольше, успешно противостоят кулинарным удовольствиям, предпочитая им удовольствия сексуальные.

Знаете ли вы, что во время занятий сексом люди становятся менее восприимчивыми к боли? В это время тело переполнено гормонами, многие из которых оказывают обезболивающее действие. Еще более любопытно, что любовь помогает сохранить хорошую память. Научные исследований показали, что наши воспоминания более долговечны, если они связаны с сильными эмоциями.

Выходит, чем больше человек занимается любовью, тем лучше он живет? "Необязательно, - говорит доктор Мимун. -Лучше заниматься любовью редко, но хорошо, чем часто, но плохо. Любовь благотворна только если это разделенная любовь"

.
5. .
6. .

Энергия сама по себе не является ни сексуальной, ни духовной. Энергия всегда нейтральна. И она безымянна. Название она получает по названию той двери, через которую она течет. Это не имя самой энергии, это название той формы, которую она принимает.

1. Физическая/ЭФИРНАЯ ЛЮБОВЬ

Способность любить приобретена человеком в ходе эволюции как одно из самых высших проявлений его Сознания. У древнего человека не было ещё любви, а был лишь "эрос" - влечение . У малочисленных народов, до сих пор находящихся на первобытнообщинной стадии развития, физическая любовь - основной инструмент отношений между мужчиной и женщиной. Воспроизведение потомства - главная задача. Практически любой мужчина должен оплодотворять женщин, готовых забеременеть.

Семья - это община. Физическая любовь - это общинная любовь, в ней нет места чувству ревности . Любовь «дикарей» - без трагедий, без драм, словом, без каких-либо эгоистических примесей. Физическая любовь - любовь «здесь и сейчас». Цель её - не получение удовольствия, а продолжение рода.

У некоторых северных народов России сохраняется древний обычай, по которому хозяин дома предлагает гостю-мужчине, остающемуся ночевать в его доме, спать вместе со своей женой. Если же гость отказывается от такого «подарка», то хозяину наносится большая обида.

Эфирная Любовь - это долг, обязанность, повинность, обязательство .

Вожделение

В основе Производительной Силы лежит желание. Желание обладает огромной потенциальной силой относительно явлений жизни. Желания (см. .) могут создавать явления жизни.

Вожделение вызывает стремление к спариванию. Состояние после полового акта напоминает состояние, вызываемое действием наркотических средств. Образуется крепкий химический "коктейль" благодаря повышению уровня серотонина, окситоцина, вазопрессина и эндогенных опиоидов (естественного физиологического эквивалента героина). "Эти изменения могут выполнять несколько функций - расслабление организма, получение удовольствия - и, возможно, вызывают привязанность именно к тем индивидуальным особенностям партнёра, с которыми всё это ассоциируется", - говорит доктор Пфаус.

Сущность эйцехоре состоит в непреодолимом для самого обладателя мучительном стремлении – всё поглотить в своём самостном Я. Эйцехоре проявляется начиная от вожделения, чувства собственности, желания обладать всеми материальными благами и до желания властвовать вплоть до тиранства...
См.

Все материальные желания коренятся в вожделении. Это вожделение – пылающий огонь, который не может потушить никакое количество чувственного удовольствия. Однако огонь вожделения можно потушить охлаждающими водами любви к Богу.
Когда вожделение преобразуется в состояние духовной любви, личность начинает чувствовать не только сладкий вкус любви, но также и сопутствующих ей доброты, терпения, прощения, терпимости, смирения… Когда человек чувствует вкус этих качеств, он испытывает настоящее счастье.
Духовная жизнь означает выйти из – под влияния потока вожделения и подвергнуться воздействию потока духовной любви.
Святая личность приходит, чтобы распространять поток духовной любви. Давайте прыгнем в этот поток, чтобы он мог унести нас.

О ЛЮБВИ И СЕКСЕ
ОШО

Не существует такой вещи как сексуальная энергия. Энергия едина и одинакова. Секс – это один из выходов, одно из направлений её, это одно из применений энергии. Жизненная энергия едина, но она может проявляться в различных направлениях . Секс – одно из них. Когда жизненная энергия становится биологической, она принимает форму сексуальной. Секс – это всего лишь применение жизненной энергии. Когда жизненная энергия течёт в другом направлении, нет секса. Но это не сублимация, а трансформация. Секс – это естественное, биологическое течение энергии, и самое низшее её проявление . Секс естественен, потому что жизнь не может существовать без него, а низший потому, что это основание, а не вершина.

Когда секс становится всем, жизнь проходит впустую

Это можно сравнить с закладкой фундамента, когда вы только это и делаете, всё время только закладываете фундамент, но так и не приступаете к постройке дома, для которого предназначался фундамент. Секс – это возможность для более высокой трансформации жизненной энергии. Сам по себе он не плох, но когда он становится всем, когда он становится единственным выходом для жизненной энергии, тогда секс превращается в разрушительную силу . Секс может быть только средством, а не целью. И средства имеют смысл только тогда, когда достигается цель. Если злоупотреблять средствами, то уничтожается весь смысл. Если секс превращается в центр жизни (как это сейчас и происходит), тогда средства становятся целью.

Нет необходимости в сублимации, потому что энергия сама по себе не является ни сексуальной, ни духовной. Энергия всегда нейтральна. И она безымянна. Название она получает по названию той двери, через которую она течёт. Это не имя самой энергии, это название той формы, которую она принимает. Когда мы говорим "сексуальная энергия", это определяем ту форму, которую принимает эта энергия, выходя через сексуальный центр. Та же самая энергия является духовной, когда она устремляется к божественному. Сама по себе энергия нейтральна. Когда она выражается биологически, - это секс. Когда она выражается эмоционально, она может становиться любовью или ненавистью, или гневом. Когда она выражается интеллектуально, она проявляется в науке, или литературе. Когда она движется по телу, она становится физической, когда проходит через ум, становится ментальной. Разница заключается не в различии энергии, а в применении её проявлений.

Есть только непрямые методы трансформации сексуальной энергии, когда вы совершенно не занимаетесь сексуальной энергией, а скорее ищите способы открыть дверь к божественному. Когда открыты двери к божественному, тогда все энергии внутри вас устремляются к ним . И секс поглощается. Когда возможно высшее блаженство, тогда все низшие формы блаженства теряют всякий смысл. Вы не подавляете их, не сопротивляетесь им. Они просто отпадают. Секс не сублимируют, его трансцендируют. Любое негативное действие по отношению к сексу не преобразует энергию. Напротив, оно породит внутри вас конфликт, что очень разрушительно. Когда вы боритесь с энергией, вы боритесь с самим собой. Никто не может победить в этой схватке. В один момент вы почувствуете, что победили вы. В другой момент вы ощутите, что верх берет секс. И так будет постоянно. Иногда вам будет казаться, что вы взяли секс под контроль, а через минуту вы почувствуете влечение, и всё, что вы, казалось, достигли, окажется потерянным. Никто не может выиграть битву со своей собственной энергией. Если ваша энергия нужна для чего-то другого, что доставляет вам больше радости, секс исчезнет. Это не значит, что вы сублимировали энергию, вы с ней ничего не сделали. Просто открылась возможность большего блаженства и автоматически, непроизвольно, вся энергия потекла в новом направлении.

Если у вас в руках камни, и вы вдруг находите бриллианты, вы даже не заметите, как уроните камни. Они сами упадут, как будто бы вы их и не несли. Вы даже не заметите, как вы от них отказались, как вы их выбросили. Вы даже не поймёте, как это произошло. Ничего не было сублимировано. Открылся больший источник радости, и источники меньшей радости иссякли сами по себе. Это так автоматически и спонтанно происходит, что не нужны никакие направленные действия против секса. Когда вы предпринимаете какие-то действия против энергии, это отрицательно.

Настоящее, положительное действие не будет даже связано с сексом, оно будет связано с трансформацией. Вы даже не узнаете, что секс исчез. Его просто поглотило новое. Секс нужно принимать таким, какой он есть. Это просто биологическая основа существования жизни. Не придавайте ему ни какого духовного или антидуховного значения. Просто поймите факт секса. Когда вы принимаете его как биологический факт, тогда он перестаёт занимать вас. Вы становитесь озабоченными только тогда, когда придаёте ему духовное значение. Поэтому не придавайте ему никаких значений, не создавайте вокруг секса философий. Не делайте ничего ни в пользу секса, ни против него. Пусть он будет таким, какой он есть, примите его как нечто нормальное.

Вы пришли в жизнь через секс, и в вас заложена программа продолжения жизни через секс. Вы являетесь частью великой непрерывности. Ваше тело должно умереть, поэтому в нём заложена программа создания другого тела, которое бы заменило ваше. Смерть неизбежна. Поэтому секс стал наваждением. Вы не будете здесь вечно, вас нужно заменить новым, похожим. Секс приобретает такое значение, потому что на нём настаивает природа, без него не будет продолжения человека. Если бы он был произвольным, то на земле никого не осталось бы. Секс так притягателен и всепоглощающ, и сексуальное влечение так неодолимо, потому что вся природа требует этого. Без него не может существовать жизнь. Когда секс подавляется, он становится уродливым, больным, невротичным. Он становится извращением . Так называемое религиозное отношение к сексу породило извращенную сексуальность, и совершенно сексуально, - невротическую культуру. Секс – это биологический факт, и в нём нет ничего дурного. Поэтому не боритесь с ним, иначе он превратится в извращение, а извращенный секс это не шаг вперед, а падение ниже нормального уровня, это шаг к безумию. Когда вы уже не в силах его больше подавлять, он взрывается – и в этом взрыве вы будете уничтожены. Вы являетесь совокупностью всех человеческих качеств, всех возможностей. Нормальный секс это здоровое явление, но когда его неестественно подавляют, он становится болезненным. От нормального состояния двигаться к божественному достаточно легко, но идти к божественному из невротического состояния становится невероятно трудным, до известной степени, невозможным делом.

С природой невозможно вступать в борьбу, вы её неотъемлемая часть. Ваше отношение к сексу должно быть дружеским и благожелательным. Это глубочайший диалог между вами и природой.

Половой акт – это не диалог между мужчиной и женщиной, это разговор мужчины с природой, с помощью женщины, или женщины с природой, через мужчину. Это диалог с природой . На мгновение вы оказываетесь в космическом потоке, в небесной гармонии, в созвучии с целым. Таким образом, мужчина осуществляется через женщину, а женщина через мужчину. Мужчина не целостен, и женщина тоже не целостна. Они являются двумя частицами единого целого. Поэтому когда они сливаются в одно, в половом акте, они достигают гармонии с сокровенной природой вещей. Эта гармония может дать биологическую жизнь новому существу. Если вы не осознаёте, то это единственная возможность. Но если вы осознаёте, то этот акт может стать вашим рождением, духовным рождением. Через него можно стать "дважды рождённым". Когда ребёнок вырастает, игрушки теряют для него всякий смысл. Он ничего не сублимировал, ничего не подавлял, он просто вырос и повзрослел. Игрушки стали ненужными. Это ребячество, а он уже не дитя. Точно так же, чем больше вы будете медитировать, тем меньше вас будетпривлекать секс. И постепенно, непроизвольно, без сознательного усилия трансформировать секс, энергия найдёт новое направление движения. Та же энергия, которая раньше выражалась через секс, теперь движется через медитацию. А когда она течёт в медитацию, открываются двери божественного .