Консультация использование интеграции нод по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в группе старшего дошкольного возраста на тему: Сказки с презентацией. «К другу очень я спешу и помочь ему хочу!»

Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…

Отличительные особенности непосредственно образовательной деятельности прежде всего в
* формах её организации,
* в изменении позиции педагога по отношению к детям,
* в обновлении структуры НОД .
Давайте по порядку…
Что нам предлагают ФГОС? Из образовательного процесса исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (НОД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.
Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.
Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.
Они по ФГОС немного изменились и вам их нужно выучить заново: (8)
- игровая,
- коммуникативная,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- конструирование из разных материалов,
- изобразительная,
- двигательная,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм образовательной деятельности и виды занятий в Приложении 1 . Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого (педагога) : от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.На занятии основная модель организации образовательного процесса – учебная. Педагог озвучивает тему занятия и даёт готовые знания («педагог говорит – ребёнок слушает и запоминает»). Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
Вот мы перешли к третьей отличительной особенности – структура . И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается непосредственно образовательная деятельность. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься. Перед тем как перейти к структуре НОД, мне хочется сделать акцент вот на чём.
Одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л.Г.Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок-личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру НОД. Здесь структуру НОД я даю упрощённую, впоследствии мы её будем разбирать, дробить и конкретизировать каждую её часть (полный разбор в Приложении 2).
Вводная часть.
1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь также может быть любое упражнение на организацию детей.
Основная часть.
2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…
Заключительная часть.
3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.Итак, разберём каждую из трёх частей…Вводная часть НОД, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации…
Средняя группа: можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать), а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Основная часть НОД.
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, целеполагание), взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Ответы детей не оценивать, принимать любые. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так», можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
Заключительная часть НОД.
Итоги и рефлексия.
Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…
Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы.При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно вам заранее подумать, как обсуждать детские «версии»: не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в течение всей НОД ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить. Вот это и есть системно-деятельностная технология.
И ещё некоторые нюансы в организации НОД.
1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.
2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).
3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т.д.).
Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… от в этом и заключается преимущества НОД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных НОД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.
Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная НОД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность НОД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-НОД, вы можете сделать вывод, что занятие-НОД это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований. Приложение 1. Формы образовательной деятельности (Примеры форм работы) Двигательная детская деятельность
- Подвижные игры с правилами
- Подвижные дидактические игры
- Игровые упражнения, игровые ситуации
- Соревнования, досуги
- Ритмика, аэробика, детский фитнес
- Спортивные игры и упражнения.
- Аттракционы
- Спортивные праздники
- Гимнастика (утренняя и пробуждения)
- Организация плавания
Игровая детская деятельность
- Сюжетные игры, игры с правилами
- Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)
- Игры с речевым сопровождением
- Пальчиковые игры
- Театрализованные игры
Продуктивная детская деятельность
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
- Детский дизайн
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы
- Чтение, обсуждение
- Заучивание, рассказывание
- Беседа
- Театрализованная деятельность
- Самостоятельная художественная речевая деятельность
- Викторина, КВН
- Вопросы и ответы
- Презентации книжки
- Выставки в книжном уголке
- Литературные праздники, досуги.
Познавательно – исследовательская деятельность
- Наблюдение, экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование, исследование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
- Конструирование
- Увлечения
Коммуникативная детская деятельность
- Беседа, ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
- Этюды и постановки
- Логоритмика
Трудовая детская деятельность
- Дежурство, поручения, задания
- Самообслуживание
- Совместные действияПриложение 2.
Полный разбор НОД.
НОД строится с учетом деятельностного подхода, а единой технологией построения занятий является проблемный диалог.
Вводная часть
1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
2. Мотивация.

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
Поиск выхода из затруднительной ситуации.
Основная часть
4. Актуализация знаний
Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.
5. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
Заключительная часть
6. Итог занятия. Систематизация знаний.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились..., узнали...».
7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Консультация для воспитателей на тему:

«Структура интегрированной непосредственно

образовательной деятельности. Методика подготовки,

проведения и анализ интегрированной НОД».

Подготовила Ушпик Е.А.

Наиболее эффективные методы и приемы, которые могут быть

использованы в ходе интегрированной НОД:

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (Характерным признаком эвристической деятельности является то, что дети с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний). Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения.

Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированной НОД

Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом мероприятии НОД.

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД.

Большая информационная емкость учебного материала, используемого в НОД.

Систематичность и доступность изложения материала.

Необходимость соблюдения временных рамок НОД.

Примерная структура НОД.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Преимущества интегрированной НОД:

способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

углубляют представление о понятии. закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;

основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Педагогическая и методическая технология интегрированной НОД может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей будет являться проявлением творческой активности педагога.

Методика подготовки интегрированного занятия

Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

Выявить основной принцип построения системы интегрированной НОД (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал в соответствии с ним.

Продумать развивающие задачи.

Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей понятийной лексики).

Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).

Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.

Анализ интегрированной НОД

    Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

    Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

В создании нового раздела (программы);

Цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

Единичных интегративных занятий.

3. Тема интегрированной НОД, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

5. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированной НОД (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

6. Форма проведения интегрированной НОД, виды деятельности педагога и воспитанников (разумность сочетания).

7. Количество педагогов, участвующих на интегрированной НОД. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

8. Результаты деятельности детей в интегрированной НОД. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Материал подготовлен на основе методического пособия Сажиной С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности считается процесс интеграции. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности. Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников.
  3. Форма проведения интегративных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ:

1 ПЛАСТООБРАЗНАЯ - наслоение пластов различных видов искусства и деятельности, содержание которых пронизано одной целью - создание в сознании ребенка целостного художественного образа;

2 СПИРАЛЕВИДНАЯ - содержание и виды деятельности постепенно возрастают количественно и качественно, изменяясь на каждом витке;

3 КОНТРАСТНАЯ - принцип диалога и контраста в рассуждениях педагога и детей. В основе - сравнение, сопоставление и проблемные вопросы;

4 ВЗАИМОПРОНИКАЮЩАЯ - организация такого вида художественно - творческой деятельности, в которую вливаются другие виды (муз., изо., и др.).

5 ИНДИВИДУАЛЬНО - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ - ориентировка на создание условий для творческого развития ребенка.

Перед началом работы по осуществлению интеграции рекомендуется выполнить ряд важных действий:

Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

Продумать развивающие задачи;

Использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;

Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала;

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и др.);

Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведенияинтегрированных занятий.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия - определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.

Любая интеграция этовзаимодействие друг с другом. Взаимодействовать можно несколькими способами:

1 - фронтальный, направлено на всех детей сразу

2 - индивидуальный, направлено на каждого ребенка в отдельности и ответ от каждого не связанный с другими детьми

3 - подгрупповой (дети объединены по определенному признаку, взрослый взаимодействует на всю подгруппу в целом, получая ответ от каждой подгруппы)

4 - внутригрупповой, такой же, как подгрупповой, но добавляется взаимодействие детей внутри группы для достижения цели (коллективная работа)

5 - межгрупповой (группы для достижения цели взаимодействуют с взрослым и друг с другом);

6 - общекомандный (наивысший способ; взрослый руководит группой детей в целом, аподгруппы взаимодействуют между собой).

Моделирование интегрированного занятия

Шаг 1- определяем цель занятия.

Шаг 2 - определяем задачи, реализация которых позволит добиться планируемой цели и интеграцию образовательных областей.

Шаг 3 - Устанавливаем форму интеграции - взаимопроникающая, поскольку содержание одних областей реализуется через деятельность в других областях.

Шаг 4 - определяем деятельность детей, посредством которой можно решить поставленные задачи.

Шаг 5 - определяем форму взаимосвязи детей и педагога, которая будет оптимальна для достижения поставленных задач.

Шаг 6 - определение последовательности детской деятельности и временного ограничения.

ТЕМА НОД «Знакомая незнакомка» (средняя группа)

ЦЕЛЬ: формирование представлений детей о многообразии предметного мира.

Пользоваться простейшими способами сенсорного анализа

Устанавливать причинно-следственные зависимости

Подбирать графические знаки для обозначения результатов

Группировать предметы по двум признакам

Называть основные источники опасности.

Участвовать в партнерской деятельности

Рассказывать правила безопасного поведения

Выкладывать узор по схеме

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ - взаимопроникающая

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Познавательно-исследовательская

Опыт с деревом и металлом

Коммуникативная

Вопросы поискового характера (почему? зачем?)

Группировка предметов по материалу

Коммуникативная

Составление рассказа по схеме

Выкладывание узора из спичек

Двигательная

разминка

ФОРМА ВЗАИМОСВЯЗИ

Подгрупповая

Индивидуальная

Внутригрупповая

У нас получился план интегрированного занятия для детей средней группы:

  1. Рассматривание коллекции спичек-2 мин.
  2. Группировка игрушек по материалу (дерево, металл) - 2 мин.
  3. Опыт с деревом и металлом - 5 мин.
  4. Разминка - 1 мин.
  5. Сравнительный рассказ о дереве и металле - 5 мин.
  6. Выкладывание картинок из спичек - 3

Итого - 18 минут (2 мин. оставляем на организационные моменты).

Татьяна Назарь
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные»

«Аленушка»

«Дикие животные »

Образовательная область «Познавательное развитие »

Интеграция образовательных областей : «Коммуникационное развитие » , «Физическое развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

Цель : Обогащать знания детей о диких животных , активизировать словарь.

Задачи :

3. Воспитывать .

Методические приемы : игровые ситуации

Оборудование и материалы : макет «Круги Луллия » , картинки : с изображением животных , их детенышей.

Ход НОД

1. Организационный момент

2. Дидактическое упражнение круги Луллия «Кто у кого?»

3. Физкультминутка «Дикие животные »

4. Дидактическое упражнение круги Луллия «У кого что?»

5. Закрепление материала

Назарь Татьяна Витальевна

Воспитатель 1 младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Аленушка»

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные »

Образовательная область «Познавательное развитие »

Интеграция образовательных областей : «Коммуникационное развитие » , «Физическое развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

Цель : Обогащать знания детей о диких животных , активизировать словарь.

Задачи :

1. активизировать память, внимание, мышление;

2. развивать мелкую моторику рук ;

3. Воспитывать интерес и любовь к животному миру .

4. воспитывать умение слушать воспитателя;

Методические приемы : игровые ситуации

Оборудование и материалы : макет «Круги Луллия » , картинки : с изображением животных , их детенышей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети стоят в кругу

Воспитатель : Сегодня, ребята, я снова предлагаю вам поиграть с «волшебными кругами » . Вы хотите поиграть?

Дети : Да!

Воспитатель : Чтобы начать игру займите себе места вокруг стола .

Дети проходят и садятся вокруг стола .

Воспитатель : Садитесь удобно, спину прижмите к спинке стула, руки положите на колени и будьте внимательными.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на «волшебные круги » . Кого вы видите на картинках?

Дети : Это дикие животные .

Перечисляют животных .

Воспитатель : Правильно. На кругах картинки с дикими животными . Сегодня мы о них будем говорить.

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в первую игру, которая называется «Кто у кого?» . Нужно назвать животное на картинке , попавшей под стрелку на большом круге , подобрать и назвать на втором круге детеныша .

Дети по очереди выполняют указания воспитателя.

Воспитатель : А теперь мы отдохнем и физкультминутку проведем.

Физкультминутка «Дикие животные »

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)

Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)

Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)

Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные

Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)

Волк озирается кругом , (Руки на поясе, повороты головы

И мы головки повернем. влево – вправо)

Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в

Топтался и рычал. локтях)

Хотел он очень меда,

А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

Воспитатель : Молодцы ребята. Давай те поиграем в еще одну интересную игру , которая называется «У кого что?» .

Воспитатель : Я буду показывать вам на кругах животное , а вам нужно найти его отличительную черту. Договорились?

Дети : Да

Воспитатель указывает на животных , а дети подбирают их отличительную черту.

Ёж - колючки.

Заяц - длинные уши.

Лиса - пушистый хвост.

Медведь - когти.

Тигр - полоски.

Воспитатель : Молодцы, ребята.

Воспитатель : А теперь пойдемте все на ковер.

Дети выходят на ковер и встают в круг

Воспитатель : Ребята, что мы сегодня узнали нового о животных ? Понравилось вам ребята? Хотите еще поиграть с «волшебными кругами » ? В следующий раз они обязательно помогут нам узнать еще что-нибудь интересное ! До свидание ребята.

Публикации по теме:

План-конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» Тема «Дикие животные» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию с применением мнемотехники «Дикие животные» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 станицы Троицкой муниципального образования Крымский район.

Конспект НОД «Дикие животные» с использованием приемов мнемотехники Подготовила Левина Т. А. ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Тема: «Дикие животные леса» с использованием.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Серебряное копытце»

Итоговая НОД

по познавательно-речевому развитию


Воспитатель: Шлык О.А. г. Сургут 2016г.
Итоговая непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во II младшей группе «К другу очень я спешу и помочь ему хочу!» Составила и провела: воспитатель Шлык Оксана Анатольевна Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Безопасность», «Социализация», «Труд». Цель
:
создавать положительный эмоциональный настрой детей; способствовать формированию игровой мотивации детей; стимулировать познавательную активность детей. Программные задачи: 1. Закреплять знания детей о профессиях, о диких, домашних животных, их повадках и среде обитания, о насекомых, знание овощей и фруктов; закреплять название посуды и умение правильно сервировать стол; закреплять знания и представления детей о возможных опасностях в лесу. 2. Развивать речь, память, творчество, воображение. 3. Вызвать желание помогать друзьям в трудной ситуации, желание охранять окружающую природу. Материал и оборудование: Демонстрационный: кукла Маша, большая мягкая игрушка-Медведь, игрушки животных, насекомых, цветов, сундучок с различными профессиональными принадлежностями (руль, расческа, ножницы парикмахерские, половник, кастрюля, утюг, весы, калькулятор, шприц, градусник и др.,) стол с посудой, муляжи фруктов и овощей, макеты ручейка и деревьев, фонограмма музыки из м/ф «Маша и Медведь», Е. Железновой «Автобус». Ход НОД: Дети проходят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришла еще одна очень интересная гостья. (Звучит фонограмма из м/ф «Маша и Медведь») Вы узнали, кто это? Конечно же, это Маша! Здравствуй, Маша! (Дети здороваются с куклой Машей) Маша говорит, что она пришла к нам за помощью, потому что в нашей группе очень добрые и умные дети, которые ей могут помочь. Дело в том, что ее любимый друг Мишка – заболел. Что же делать? (Лечить) Кто у нас лечит больных? (Доктор) А что нужно доктору для работы? (таблетками, градусник, шприц, капли…) Ребята, поможем Маше вылечить Мишку? (Да) Тогда нам нужно собрать сумку доктора. Справимся? Дидактическое упражнение «Кому, что надо для работы?». Что из этих предметов нужно доктору для работы? Дети разбирают различные принадлежности, определяя, кому, что надо для работы и называя профессии, отбирают, что необходимо для работы врача. Воспитатель: Молодцы, ребята, все готово! Мы теперь можем помочь Мишке! Вы соглашаетесь на небольшое путешествие в лес? (Да) Беседа о правилах безопасности в лесу и о диких/домашних животных. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила безопасного поведения в лесу (Предполагаемые ответы детей). Воспитатель подытоживает: детям в лесу нельзя отходить от взрослых, держаться всем вместе, не рвать и не есть незнакомые растения, ягоды и т. д. Воспитатель: Дети, как можно быстро добраться до леса, ведь лес обычно находится далеко от города? (На велосипеде, автомобиле, автобусе) Давайте, мы поедем на воображаемом автобусе! Предлагаю вам пройти к автобусу (из стульчиков). Физминутка Дети «едут» в лес под песню Е. Железновой «Автобус»
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес, выходите аккуратно из автобуса. Смотрите, здесь тропинка, узенькая, извилистая. Аккуратно пойдем по тропинке. А здесь ручеек! Какой ручеек – широкий или узкий? (Узкий) Его можно перепрыгнуть? (Да) - Перепрыгиваем! Воспитатель: Ой! посмотрите, из куcтов выглядывают ушки, кто спрятался под кустом? Дети: Под кустом спрятался заяц. Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. Он пушистый, у него длинные уши и короткий хвост и живет он под кустом. А детеныши зайца - зайчата. Воспитатель: А давайте с зайкой поиграем? Дети: Да! Подвижная игра «Мы на луг ходили, хоровод водили»

Воспитатель: А кто у нас спрятался за деревом? Дети: За деревом спряталась лиса. Лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост, живет в норе. Воспитатель: А какие звуки издает лиса? (Тяв, Тяв..) Воспитатель: А детеныши лисы кто? - лисята. Воспитатель: Как ходит лисичка? Вот так она заметает хвостом следы, чтобы никто не догадался, что она выслеживает добычу. (Дети изображают походку лисы). Воспитатель: Молодцы! Ой, а здесь кто сидит на ветке? Дети: На ветке сидит белка. Ребенок: В лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. Детки у нее - бельчата и живет она в дупле. Поиграем с белочкой? (Да) Пальчиковая гимнастика: Сидит белка на тележке, (хлопаем в ладошки) Продает она орешки: (cтучим кулачками) Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (Одна рука загибает на другой пальчики, начиная с большого) Воспитатель: Ребята, а как выглядит медведь? Дети: Он большой, косолапый, неуклюжий, живет в берлоге. Ходит вот так. (Дети изображают походку медведя) Воспитатель: какие звуки издает медведь? Дети: Ур-ур! . Воспитатель: А детеныши медведя кто? - медвежата. Воспитатель: А что любит кушать Мишка? (мед) Мы тоже любим сладкое варенье. Покажем Маше, как мы любим мед? Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» (Дети облизывают языком верхнюю и нижнюю губу.) Воспитатель: Ребята, скажите, как называют животных, которые живут в лесу (Дикие) Воспитатель: А собака или лошадь, это какие животные? (Домашние) Каких еще домашних животных вы можете назвать? (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы! Ну, что же, нам нужно идти дальше. Воспитатель: Посмотрите, какая красивая цветочная поляна! Давайте остановимся и полюбуемся. Сколько цветов? /Ответы детей/ очень много цветов. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Давайте понюхаем цветы: (показ цветов) вдыхаем носиком, потом выдыхаем ртом - Ах! Дидактическое упражнение «Кто спрятался под ромашкой? » Воспитатель: Угадайте, кто спрятался под цветами? Дети переворачивают цветки и называют насекомое, которое спряталось. Воспитатель добивается полных ответов и самостоятельного вывода, что муравей, бабочка, муха, комар, пчела и др. – это насекомые. Воспитатель: Ребята кто это? И что она делает? Дети: Это пчела она жужжит и собирает пыльцу. ж-ж-ж-ж Воспитатель: Неожиданно откуда-то прилетел кто? Дети: комар Воспитатель: Издали он звенит тихо з - з - з - з. А чем ближе, тем громче Дети: з - з - з – з Воспитатель: Посмотрите, прилетела бабочка, она машет крыльями. Как? Дети: Фрр - Фрр - Фрр - Фрр Воспитатель: Идем дальше, нас ведь Миша ждет! А вот и его дом. Проходите! Вот, Мишка лежит в постели, болеет. Ребята, посмотрите, какой у него в доме беспорядок. Давайте поможем прибраться. Регина, Кирилл, Ралина вам надо навести порядок на столе – правильно и красиво расставить посуду. Алан с Игорем и Петей разложат отдельно по корзиночкам фрукты и овощи. (вспоминаем где растут фрукты - вверху, на деревьях, а овощи - внизу, на грядках) А Вика и Айдан – будут лечить Мишу! (ставят градусник, проверяют дыхание, делают укол, дают лекарство и т. д.) Во время детской деятельности, Маша «наблюдает», радуется, хвалит за помощь. Воспитатель: Вот какие молодцы наши ребятки! И порядок навели, и Мишку вылечили! Дети, расскажите Мишке, какой вы путь проделали, пока шли к нему, какие преграды вам встретились. Воспитатель: Ребята, а вам самим понравилась наша прогулка? Что вам запомнилось больше всего? Воспитатель: Ребята, вы были такие молодцы, помогли нашим друзьям, и в благодарность за это Мишка угощает вас медом. Воспитатель: Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Машу мы оставим с Мишкой, пусть за ним присмотрит. (Дети идут по тем же дорожкам в обратную сторону и «едут» под песню Е. Железновой «Автобус»)
Самоанализ НОД по познавательно-речевому развитию

«К другу очень я спешу и помочь ему хочу!»

Целью
НОД являлось создать положительный эмоциональный настрой детей; способствовать формированию игровой мотивации детей; стимулировать познавательную активность детей. НОД носила интегрированный характер. Основной образовательной областью является речевое развитие (это общение и обогащение активного словаря), которая реализовывалась в тесной взаимосвязи с такими областями как, физическое развитие - это двигательная активность, социально-коммуникативное развитие -это развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, познавательное развитие -это развитие любознательности и познавательной мотивации. Основными задачами данной образовательной деятельности являются: 1. Закреплять знания о профессиях, о диких, домашних животных, их повадках и среде обитания, о насекомых, закреплять знания и представления детей о возможных опасностях в лесу; знание овощей и фруктов; умение правильно сервировать стол. 2. Развивать речь, память, творчество, воображение. 3. Вызвать желание помогать друзьям в трудной ситуации, желание охранять окружающую природу. Достижению поставленных задач способствовало использование таких методов и приемов, как рассказывание события, показ, игра, упражнения - вопрос-ответ, показ и словесная инструкция. Игры и игровые упражнения подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Для мотивации детей я использовала куклу «Машу», с которой отравились на помощь к Мишке. Оборудование для непосредственной образовательной деятельности я подбирала с учетом программного содержания, принципа доступности и возраста детей. Наглядные пособия были красочными, яркими, реалистичными. Во время НОД я использовала здоровье сберегающие технологии, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Виды здоровье сберегающих технологий, которые мной использовались в непосредственной деятельности: пальчиковая игра, артикуляционное упражнение, дыхательная игра, физминутка. Дыхание является важнейшей функцией организма. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Самое главное правило при выполнении упражнения – научить детей вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Ходьба по дорожке «Массажный коврик» направлена на профилактику плоскостопия и самомассажа ног. Игры малой подвижности на развитие мелкой моторики рук «Мы на луг ходили» и пальчиковая гимнастика очень важны для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика. Недостатки произношения
отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Постоянная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость детей. Использование музыки усилило эмоциональное восприятие. Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач: игровых, личностно – ориентированных, творческих. В заключительной части я использовала момент подарка (угощение медом) , чтобы у детей остались яркие, положительные впечатления от проделанной работы. Продолжительность образовательной деятельности составила 15 минут, что соответствует рекомендациям СанПин. Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, т. к. детям всегда нравится, играть, выполнять поручения, оказывать помощь. Запланированные мероприятия состоят из трех взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной. I часть - направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности – принять самим участие в ее действии (использования демонстрационного материала – кукла Маша) II часть - строила на использовании групп методов: игрового (встреча с животными и насекомыми, игра малой подвижности и пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики рук); наглядного (использования демонстрационного материала – большая мягкая игрушка-Медведь, игрушки диких животных, насекомых, цветов, сундучок с различными профессиональными принадлежностями (руль, расческа, ножницы парикмахерские, половник, кастрюля, утюг, весы, калькулятор, шприц, градусник и др.,) стол с посудой, муляжи фруктов и овощей, макеты ручейка и деревьев.) словесного (рассказывание истории и диалогов героев, педагогическая оценка) практического метода (выполнение физических упражнений, дыхательных, артикуляционное упражнение «Вкусное варенье») III часть – заключительная, где был подведен итог мероприятия с помощью рассказа детей, о том, какой они путь проделали, пока шли к Мишке, какие преграды им встретились. Понравилась ли им самим прогулка? Что запомнилось больше всего? Считаю, что данное мероприятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности были готовы к решению проблемной ситуации «помочь Мишке», так как они были уверены в направляющей помощи с моей стороны. Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательной атмосферы. Для достижения результата я опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. На протяжении всего времени проведения данного мероприятия прослеживалась интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» физическая культура (достаточно активно и качественно выполняли ходьбу по массажным дорожкам, играли в игры малой подвижности,) ; здоровье («особенно детям нравится дыхательная гимнастика - они выполняли её с удовольствием», игра на развитие мелкой моторики рук, артикуляционное упражнение, социально-коммуникативное развитие -это общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, проговаривали слова вместе с воспитателем, проявлялась эмоциональная отзывчивость, сопереживали героям сказки,
познавательное развитие -это развитие любознательности и познавательной мотивации, речевое развитие -это общение и обогащение активного словаря. Активизировать в речи детей прилагательные: длинный, короткий, большой, хитрая, мягкое, коммуникация (где дети вели диалог с персонажами сказки и с воспитателем), музыка (усилила эмоциональное восприятие). Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач. В заключение, надеюсь, что ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.