Конспект занятия в средней гр части суток. Конспект занятий "временные представления". Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

Поговорите с ребенком о сутках.

Знаете ли вы, из чего складываются сутки?

Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?

Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.

На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.

Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь.

Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.

Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".

Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра
Засыпает детвора.

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Можно ли разделить сутки на четыре части?

Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.

Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Чтобы образно предствить эту картинку, послушайте стихотворение "Утренние лучи",

Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: "Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!"

Луч второй упал на зайку,
Встрепенулся вмиг косой,
Поскакал он на лужайку
За росистою травой.

Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!

На насесте, наверху
Пробудился петушок.
ОН запел: "Ку-ка-ре-ку",
Поднял алый гребешок.

Луч четвертый поднял пчел.
Им сказал: "Цветок расцвел!"

Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене
И шепнул: "Пора вставать".

Давайте вспомним, что мы делаем утром?

Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.
После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день
День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.

Что мы делает по вечерам?

Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.

Послушайте колыбельную песню.

Стали звездочки ясней,
Засыпай, сынок, скорей.

Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок.
Засыпай скорей, сынок!
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик.
Звездный хор поет: "Бай-бай!"
Спи, сыночек, засыпай!

Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта - дни и ночи равны.

Послушайте стихотворение "Столько ж света, сколько тьмы!"

Идет красная девица,
Несет в ведрах не водицу.

Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.

Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!

Старший дошкольник должен понимать вопрос: "Какое время суток?". Можно связать время суток с распорядком дня: мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью. Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.

Вопросы и задания:

  1. Сколько часов в сутках?
  2. На какие две части можно разделить сутки?
  3. На какие четыре части можно разделить сутки?
  4. Какое время суток самое светлое?
  5. Какое время суток самое темное?
  6. Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.
  7. Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
  8. В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
  9. Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
  10. Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
  11. Скажи наоборот: утро-..; день - ..;
  12. Что такое равноденствие?

Цели:

  • Уточнение и расширение словаря по теме (синонимы, глаголы, прилагательные).
  • Закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?).
  • Образование приставочных глаголов.
  • Уточнение и закрепление родовых понятий при помощи местоимений и числительных.
  • Формирование навыка составления простых предложений.
  • Закрепление диалогической речи с учетом интонационной выразительности.
  • Работа над смысловым значением пословицы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, звери и птицы!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть доброе утро длится до вечера!

2. – Доброе утро! Сядет тот, кто скажет, кто его сегодня разбудил и как? (Ответы детей).
– А кто еще может разбудить нас утром? (Сестра, бабушка, собака, кошка, попугай…)
– А что нас может разбудить утром? (Будильник, радио, стук в дверь, шум машин, дождь…)

3. Посмотрите в окно – наступает утро! А как мы можем определить, что сейчас утро? (Небо светлеет, становится голубым, солнце всходит…)
– Да, раз светает (светлеет), значит, рассвет.
– Вы согласны, если обозначу утро этим цветом? (выставляю голубой экран)
– А что ожидает вас утром? (подъем, зарядка, дорога в детский сад, завтрак…)

4. Что приходит на смену утру? (День)
– Как изменится на улице с приходом дня?
– Каким цветом лучше определить это время? (Желтым, оранжевым) .
– Да, потому что яркое солнце заливает своим светом все вокруг!
– Что вы делаете днем? (Играем, занимаемся, обедаем, спим, гуляем…)
– Спасибо солнышку. Пока оно светит, мы успеваем сделать много дел.

5. Давайте вместе сейчас расскажем, что мы знаем про солнце?

Рис. 2

Солнце, как и люди – (ходит)
Рано утром оно – (всходит)
Важно по небу – (проходит)
Как дозорный все – (обходит)
То за облако – (заходит)
То осветит, нас – (находит)
На ночь спать оно – (уходит)
Нам оно вполне – (подходит)

– Какая часть в вашем ответе изменялась, первая или вторая? (Первая)
– Да, мы подставляли только маленькие частички в начале слова, а они изменяли значение действия. «Приходит и уходит» – это ведь не одно и то же, ребята?

6. Итак, ушло наше солнце и вместе с ним день. Как еще говорят про солнце, когда оно уходит? (Садится, скрылось, уснуло, закатилось…)
– Закатилось…, а иногда мы просто говорим: «Наступает закат».
– Что же наступает вместе с закатом? (Вечер, небо темнеет, становится серым…)
– Чем вы занимаетесь в это время? (серый экран) (Уходим из детского сада, еще немного гуляем, ужинаем, смотрим «Спокойной ночи, малыши», готовимся ко сну, ложимся спать) .
Осень
7. И вот, все во власти ночи! Догадываюсь, какой экран вы мне сейчас подскажите поставить. Совершенно верно – черный, потому что наступает темнота, ночная мгла. Ночью все люди… (спят, отдыхают от трудового дня) . Так заканчиваются сутки. Утро, день, вечер, ночь – сутки. Давайте вместе повторим и запомним пословицу: «День да ночь – сутки прочь». А сейчас послушайте, как День и Ночь между собой беседовали:

– Эй, Ночь, как тебя зовут?
– Меня зовут Ночь.
– А как будут называть тебя завтра?
– Завтра тоже будут называть Ночь.
– А как называли тебя вчера?
– Вчера меня тоже называли Ночь.
– А меня сегодня зовут Четверг, завра будут называть Пятница, а вчера…

– Ребята, как называли его вчера? (Среда) . Какие дни недели вы еще знаете? (Понедельник, вторник, суббота, воскресенье).
– Сколько всего дней в неделе? Назовите их по порядку.
– Да, это про дни говорят: «Годами равные, а именами разные».

8. Вот смотрю я на наши цветные экраны, и мне от чего-то становится грустно. Таким ли мы видим небо в разное время суток? (Нет, на нем бывают звезды, солнце, луна, месяц…)

Рис.3

Сколько в небе солнц? – (одно)
Днем засветится – (оно)
Сколько в небе лун? – (одна)
Вечером встает – (она)
Сколько месяцев? – (один)
Да и месяц он высоко
Светит тоже – (одиноко)
Ну, а звезд, их сколько – (много)
В небе звездная – (дорога)

9. А сейчас возьмите наши круги-схемы, я проверю, все ли ребята различают части суток (называю предложение-загадку, дети стрелочкой указывают, когда это бывает):

Рис.4

– На завтрак мама сварила манную кашу.
– В окно заглянула желтая луна.
– Началась моя любимая передача «Спокойной ночи, малыши».
– После обеда дети вышли гулять.

– А теперь вы придумайте предложения, а я попробую угадать, когда это бывает.

10. Так и ходит время по кругу: утро, день, вечер, ночь. А помогают нам точно определять время – наши помощники часы.

Физминутка (муз. сопровождение, действие в круге)

Рис. 5

Говорят, часы – стоят
Говорят, часы – идут
Говорят, часы – спешат
Говорят, часы – бегут
Говорят, часы – летят,
То немного отстают.
Посмотрели мы все вместе,
А часы висят на месте!

11. Год, ребята, тоже принято делить на 4 части, 4 времени года. Назовите их (переворачивают круги-схемы): зима (белая лебедка), весна (все зеленеет), лето (красное), осень (золотая).

– Внимание, задание! Если весну называют утром года, то чем будет лето? (Днем). Осень – вечер. Зима – ночь.

Рис. 6

12. Давайте пофантазируем: чем похожи весна и утро? (Все просыпается: и природа, и люди) . Лето и день? (Солнце ярко светит, все в действии, в движении) . Осень и вечер? (И природа, и люди готовятся ко сну) . Зима и ночь? (Все отдыхает, спит).

13. А теперь все, о чем мы говорили сегодня, я вам напомню загадками (кроссворд):

Рис. 7

Утром, так заведено,
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. (Солнце)

Вдруг стемнеет – он придет:
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. (Месяц)

Срок прошел, плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна. (Луна)

Небо вдруг порозовело,
Тихо-тихо и несмело
Солнце красное лучом
Что открыло, как ключом? (Утро)

Солнце ярко осветило,
Землю всю позолотило.
Он сияет и блестит,
Нам лениться не велит. (День)

Когда с темнотою земля вдруг сошлась?
И в небе луна со звездою зажглась? (Ночью)

Вдруг рассыпалось зерно – золотые точки.
Глянешь утром – ничего. Что же было ночью? (Звезды)

В отгадках из выделенных букв дети должны прочитать слово «МОЛОДЦЫ»

Рис.8

– Да, ребята, вы сегодня на занятии были молодцы! Желаю вам доброго дня!

для старших дошкольников с ЗПР Тема: "Части суток, распорядок дня»

Цель: Обобщение и закрепление знаний о распорядке дня, соответственно частям суток»

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепление знаний о частях суток, соотнесение с распорядком дня.
  2. Научить детей различать части суток и определять их последовательность.
  3. Расширение пассивного и активного словаря

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Развитие устной связной речи, актуализация пассивного словаря.
  3. Развитие зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. Развить умение сотрудничать в коллективе.
  2. Развить навыки культуры поведения на совместных занятиях.
  3. Развить умение слушать и самостоятельно выполнять инструкции.

Оборудование и материалы: два набора картинок с изображением частей суток, набор картинок с распорядком дня, фланелеграф, цветные карандаши каждому ребенку, черно- белые сюжетные картинки с распорядком дня.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы еще не все проснулись. Что же нам сейчас делать? Нам нужно сделать зарядку!

Каждый день мы по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться всем нам
Всё делать по порядку.

Весело шагаем,
Руки поднимаем,
Приседаем и встаем,
Прыгаем и скачем.

Ребята, а скажите, какое сейчас у нас время суток? Правильно, сейчас у нас утро. А почему вы так решили? Солнышко встает, птички начали петь, мы все проснулись. И давайте вспомним вместе, что мы всегда делаем по утрам: мы просыпаемся, умываемся, чистим зубки, делаем зарядку и завтракаем (на доске висят соответствующие картинки) .

Посмотрите на эту картинку (День) . Какое это время суток? Правильно, день. Солнышко уже высоко. Ребята, а что вы обычно делаете днем? Мы выходим на прогулку, играем, рисуем, лепим, занимаемся.

Повторяйте это стихотворение за мной:

Повторяем, все что знаем,
И с охотой напеваем,
И стихи вовсю читаем
Или сказки вспоминаем.

А теперь давайте вспомним, что наступает после дня. Правильно, наступает вечер. Солнышко опускается вниз, цветочки закрывают свои бутоны, на улице темнеет. А что вы делаете вечером? Вы приходите из садика домой, играете в спокойные игры, смотрите свои любимые мультфильмы, ужинаете всей семьей и готовитесь ко сну. И правда,

Это время нам дано
Для веселого кино,
Для катанья на коне
И на папиной спине.

В небесах луна плывет,
Мама ужинать зовет.

Это время – время сна,
Спит за окнами сосна.
Сладкий сон сморил ребят,
Завтра снова в детский сад.

А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки по порядку: утро, день, вечер, ночь.

Ребята, мы сегодня научились определять части суток и узнали, какой у нас распорядок в каждое время суток. А какую часть суток вам нравится больше всего? Почему?

Ребята, вы хорошо занимались, а теперь пора и отдохнуть. Занятие окончено!

Цель : формировать понятие времени.

Задачи:

— расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить детей правильно употреблять эти термины в речи.

— упражнять в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др. небесных тел, состояние природы.

— закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

— развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.

— воспитывать у детей желание быть отзывчивым.

Предварительная работа:

— Беседа с детьми «о частях суток и их последовательности» ,

— Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.

— Дидактическая игра «Когда это бывает?»

— Подвижная игра «День и ночь»

Наглядный дидактический материал:

Демонстрационный:

— картинка-изображение Незнайки

— игрушка: старик-лесовик с часами

— игрушка Незнайка

— цветовой круг

— схема-таблица местоположения Солнца в разное время суток

— изображения природы в разное время суток

— изображения деятельности человека в разное время суток

Раздаточный:

— 2 комплекта карточек с изображением частей суток

— геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона

Ход занятия

Дети садятся за столы, перед ними на мольберте картинка с изображением Незнайки и игрушка, старик Лесовик с часами..

Воспитатель: Ребята, сегодня нужна ваша помощь Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старику-лесовику, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Гном-волшебник рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Ответим на задания Хранителя времени?

Воспитатель: Итак, первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.

Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: А сколько их всего?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Молодцы, вы верно справились с первым заданием. Второе задание, что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.

Дети: — Утро, потому что Солнышко встает.

— День, так как Солнце высоко в небе.

— Вечер, Солнце садиться.

— Ночь, на небе появляются звезды и Луна.

Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились! Дети, не только Солнце и небесные тела помогают определить часть суток, но и то, чем человек занимается. Поэтому, третьим заданием гнома-волшебника будет игра – «Когда это бывает?»

Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!

Подвижная игра «Геометрическая прыгалка»

(Две команды на скорость прыгают только по заданным геометрическим фигурам разложенным на полу в виде цепочки). Поиграли, сели за столы.

Воспитатель: Следующая игра-задание называется «Закончи предложение»:

— Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).

— Ночью спим, а утром …(просыпаемся).

— Играем днем, а ночью …(спим).

— Солнце светит днем, а Луна …(ночью).

Молодцы, справились! И последнее задание Хранителя времени: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.

Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.

Воспитатель: Обе команды молодцы, со всеми заданиями вы справились! Хранитель времени готов расколдовать Незнайку! Закройте глаза!

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает куклу Незнайку.

Воспитатель: Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит вас за помощь и хорошие знания. А на прощание хотел вам пожелать:

Утро, день, вечер, ночь

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Нужно каждый час беречь!

Берегите время и знания! До свидания!

Приложение:

Программные задачи:

Учить определять части суток по разнообразной деятельности человека и по объективным показателям;

Закреплять знания детей о последовательности частей суток;

Формировать представление о временном промежутке «сутки»;

— формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня»,

«завтра».

Оборудование: игрушечная белка, модель «сутки» с вращающейся стрелкой, модели-карточки с изображением деятельности человека в различное время суток (для показа воспитанникам) и изображение различных частей суток на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл сегодня в гости!

(Дети обращают внимание на игрушку в руках воспитателя- белочку).

Белочка! (отвечают дети).

— Она запуталась в частях суток, и просит нас помочь ей разобраться в том, когда наступает «утро», «день», «вечер», «ночь»? Что значит «вчера», «сегодня», «завтра». Поможем ей?

— Да (отвечают воспитанники).

Основная часть.

— Тогда поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?». Я буду вам читать стихи про части суток, а вы будете отгадывать, когда это бывает, только нужно обязательно внимательно слушать задание. Итак, начнём.

— Дети просыпаются, в детский садик собираются,
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой, завтракают и играют,
Все растения поливают (утро).
— Гуляют, и играют, все игрушки собирают,
Повар сделал 100 котлет — приглашает на обед (день).
— Солнышко садится, всех зовёт угомонится.
Хочется посмотреть в тиши: «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)
— Дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладко – сладко.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко малыши (ночь).

— Молодцы, ребятки, вы быстро и правильно справились с заданием!

А теперь я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Назови верно». Я вам буду задавать вопросы, а вам нужно будет подумать и дать правильный ответ. Договорились?

— Да!

— Тогда слушайте первый вопрос:

— Когда мы рисовали?

— Что мы видели сегодня (вчера)?

— Куда мы пойдем завтра?

— Какое у нас сегодня было занятие?

— Кого вчера не было в детском саду?

— А сегодня эти дети пришли?

— Какую сказку мы прочитали вчера?

— Какую сказку вы хотите послышать сегодня?

— А завтра какую сказку вам прочесть?

— Какие вы у меня внимательные! Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется «Весёлые зверята».

Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки»

По болоту и по кочкам. из ладоней.

Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несёт бельчатам – деткам.

Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав

Катится колючий ёжик. круглые спинки.

(Н. Нищева).

— А теперь, ребята, выполним следующее задание. Мы знаем, что день начинается утром, затем идёт какое время суток, Катя? Я попрошу подойти к доске Веронику и показать часть суток, которая идёт после дня… Амалию показать какая часть суток идёт после вечера… Антона какая часть суток идёт после ночи… А затем снова начинается новый день, новые сутки.

Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того чтобы наша белочка запомнила последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение:

«Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь».

Заключительная часть.

Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. Я буду показывать вам картинку с изображением деятельности человека, а вы определите, в какую часть суток это бывает, и поднимите соответствующую карточку.

— Молодцы, ребята! Я думаю, что белочка запомнила последовательность частей суток и поняла, что значит «сегодня», «вчера», «завтра». Вы ей в этом очень помогли. Белочка благодарит вас и с нетерпением ждёт новой встречи с вами!

Подведение итогов.