Конспект урока на тему "диагностика на выявление уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста". Фгос до. диагностические методики по экологическому воспитанию Диагностика детей старшей группы по экологичес

Методика изучения уровня сформированности экологических знаний

Диагностические показатели:

    Полнота знаний - объем, количество знаний, мера со­ответствия стандарту и программе.

    Понимание - степень осмысленности в усвоении зна­ния, умение последователь Fro решать учебные задачи.

    Доказательность - способность обосновать истин­ность суждения, умение аргументированного решать учебные задачи и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

    Гибкость знаний - способность высказывать многооб­разие идей, умение оперировать знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа, находить новые способы решения задач.

    Владение спосо­бами действий, основанными на базе выработанных знаний.

Варианты заданий

Показатели

Ключевые слова и фразы

Полнота знаний

Расскажи... Опиши.. Перечисли

Понимание

Расскажи своими словами... Объясни смысл..

Покажи взаимосвязь... Опиши явление...

Доказательность

Докажите... Что является причиной... Изобра­зи... Какова последовательность... С чем связи но...

гибкость

Расскажи об одном признаке… Придумай…Раздели.. Как ещё… Объедини… Какие признаки..

практическое применение знаний

Продемонстрируй… Воспользуйся этим, чтобы… Проведи…как бы ты показал…Отбери..

Оценка показателей

показатель

Критерии, оценки

полнота знаний

Отсутствие знаний

Знания до 1/3 требуемого объема

Знания до 1/2 требуемого объема

Знания в соответствии с эталоном, возможны ошибки

Знания в соответствии с эталоном

понимание

Не понимает материал

Не может оперировать знаниями

Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями

Владеет смыслом, оперирует знаниями с ошибками

осмысленно усваивает знания, последовательно решает учебные задачи

доказательность

отсутствие аргументов, неумение устанавливать причинно-следственные связи

Аргументация на несущественном основании, смена направления аргументации, устанавливает прямые связи, не определяет причину и следствие

Последовательная аргументация на несущественном основании, случайное оперирование связями, уста­навливает промежуточную связь

Аргументация на существенном основании, оперирование причинно-следственными связями, устанавли­вает промежуточные связи, допускает ошибки

Аргументация на существенном основании, установ­ление связей на уровне эталона, определяет причину и следствие, оформляет их в схеме

гибкость

Отсутствие

«Близкий» перенос в пределах конкретных знаний с ошибками, не высказывает идей

«Близкий» перенос в пределах вида с конкретного на конкретное, высказывает

перенос с конкретного на обобщённое, высказывает 2-3 идеи

«Дальний перенос, свободный в пределах эмпирического и теоретического знаний, высказывает 2-3 идеи

практическое применение знаний

пассивность, не включает в деятельность, равнодушие к учёбе, исполнительская деятельность

активен только по требованию не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам

внешняя активность, выбирает наиболее лёгкий путь, поисковая деятельность только по заданию

Активен не всегда. Демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе. часто безрезультатно

Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает творческую и исследовательскую деятельность

Методика изучения уровня развития

экологического мышления

Диагностические показатели:

    Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей и решений экологических задач за мини­мальный срок.

    Оригинальность - способность высказывать нестан­дартные экологические идеи.

    Обобщение - переход от фактов к их отождествлению в свойствах, от мысли об индивидуальном к мысли об общем.

    Анализ - нахождение причин наблюдаемых явлений, разделение объекта на составные части.

    Сравнение - умение находить общее и различное в объектах и явлениях.

    Синтез - соединение частей объектов или отдельных объектов в систему на основе абстрагирования.

    Классификация - разделение объектов на группы по определенному признаку.

показатели

Ключевые слова и фразы

Быстрота

Назови еще... Предложи...Объясни

Оригинальность

Придумай... Предложи другой способ... Выскажи свои идеи... Назови то, что никто не называл...

Обобщение

Объедини..-. Докажи.,. Какие общие признаки

Какие свойства... Объясни причины... Назови части... Разложи по порядку

Сравнение

Сравни... Найди отличия... Что общего... Разложи

по порядку...

Придумай... Опиши... Что произойдет, если... Что было бы... Объедини... Создай... Есть ли другая

причина...

Классификация

Раздели на группы... Раздели по другому призна­ку... Как еще...

Оценка показателей

показатели

Критерии опенки

Быстрота

Не отвечает на вопросы, не предлагает идей

медленно формулирует ответы на вопросы, ошибается

медленно мыслит, предлагает идеи с ошибками

быстро мыслит, предлагает идеи, часто ошибочные

быстро и четко формулирует ответы, предлагает идеи

оригинальность

Не может предлагать какие- либо идеи

предлагает одну традиционную идею

предлагает традиционные идеи (более 1)

предлагает 1-2 нестандартные идеи

предлагает более 3 нестандартных идей

обобщение

отсутствие обобщённого взгляда на вещи

оперирует конкретными единичными знаниями

первичное обобщение типа «вид- род» до 0,5 возможного объёма материала, эмпирическое обобщение

обобщение «вид-род» более 0,5 объёма материала, отдельные случаи более высокого уровня обобщения

обобщение на уровне понятий эмпирического и теоретического характера

не может установить причины, не разделяет на части

делает попытки установить связи или разделить на части

выделяет отдельные части, устанавливает только прямые связи

выделяет все части, устанавливает промежуточные связи с ошибками

владеет на уровне эталона

сравнение

не владеет сравнением

сравнивает по одному несущественному основанию, называет только отличия

сравнивает, пытается определить сходство

сравнивает на существенном основании, с ошибками

сравнивает в соответствии с эталоном

абстрагирование и синтез

не может абстрагировать, не обладает вариативным мышлением

абстрагирует на несущественном основании, не владеет вариативным мышлением

абстрагирует на существенном основании, на конкретном уровне, не владеет вариативным мышлением

абстрагирует на существенном основании. Обобщает, допуская ошибки, владеет вариативным мышлением

абстрагирует на существенном основании на обобщённом уровне, владеет вариативным мышлением

классификация

не может классифицировать

классифицирует непоследовательно

классифицирует по 1 несущественному признаку

классифицирует по 1 существенному признаку

свободно классифицирует по нескольким признакам

Методика изучения уровня сформированности экологических отношений

Диагностические показатели:

1. Соответствие знаний и поведения в природе.

2. Интерес к природе, желание, намерение и потреб­ность реализовать свои позиции в поступках.

    Эмоциональное отношение к природе.

    Оценка состояния природы по эстетическому, гигиеническому, материальному, биоэкологическому критериям.

  1. Варианты заданий

Показатели

Ключевые слова к фразы

Соотнесение уровня экологи­ческих знаний и характера поведения в природе

Почему ты так поступил... Можно ли... как связаны... Как правильно...

Интерес к природе

Хочешь ли ты... Часто ли ты... Что ты выберешь... Что ты чувствуешь...

Эмоциональное отношение к природе

Любишь ли ты... Что тебе больше всего нравиться... Что ты чувству­ешь...

Оценочные умения

Красиво или некрасиво... Полезно или вредно для здоровья, для живых существ...

В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.(Приложение 1)

Задачи:

1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;

2. На основе подобранной методики провести диагностику сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.

Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный С.Н.Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту.

Констатирующая диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке.

Детям было предложено выполнить следующие задания.

Задание 1.

Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).

Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.

Вопросы и задания:

1. Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?

2. В какое время года холоднее (теплее) всего?

3. Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?

4. Какое время года наступит после весны?

5. Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?

6. Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?

7. В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.

8. Почему летом на лугу много бабочек?

9. Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?

10. Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.

11. Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)

12. Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?

13. Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?

14. Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?

Задание 2.

Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).

Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?

Задание 3.

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.

Вопросы и задания:

1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?

2. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).

3. Что нужно для того, чтобы растение росло?

4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?

5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

Вопросы и задания:

6. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).

7. Где растут овощи (фрукты, цветы)?

8. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).

9. Могут ли овощи расти в лесу?

10. Из чего выросли овощи (цветы)?

11. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.

Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".

Задание 4.

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).

Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

1. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?

2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).

3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?

4. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?

5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").

Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 31 вопрос.

Ответы детей оценивались по трех бальной системе.

Критерии оценки ответов:

1 балл – нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.

Характеристика уровней:

Высокий уровень (93-78 баллов) -знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (77-47 баллов) – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Низкий уровень (46-31 баллов)– ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

Ответы детей заносились в протокол (Приложение 2).

Сравнительная гистограмма распределения детей по уровням выполнения отдельно каждого задания в контрольной и экспериментальной группах приведена на рисунке 2.(Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням выполнения заданий констатирующего эксперимента)

По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты.

Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности экологических знаний.

Таблица 2. Распределение детей контрольной группы по уровням сформированности экологических знаний.

Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп, мы построили гистограмму

Сравнительная гистограмма результатов констатирующего эксперимента.

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по каждой группе отдельно позволил сделать количественную обработку полученных результатов.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе (в %)

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе (в %)

Как видно из таблиц 3 и 4 и рисунка 3 значительных отличий по показателям нет. Можно отметить тот факт, что, несмотря на приблизительно равные средние результаты обеих групп (46,3 и 48,5) дети контрольной группы находятся на среднем уровне сформированности экологических знаний, а дети экспериментальной группы на низком. Это произошло в виду того, что в контрольной группе один ребенок (Филиппова Катя) по результатам выполненных заданий набрала 85 баллов, что соответствует высокому уровню сформированности экологических знаний.

Стоит отметить ответы таких детей, как Орешиной Леры, Зверевой Анны и Ильиной Дарьи из экспериментальной группы и Тевзая Иллариона, Салаховой Вари, Шаламова Миши, Потаповой Лизы из контрольной группы.

У данных детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, могли привести примеры. Правильно называют последовательность времен года, знают отличительные признаки каждого сезона. Эти дети без особого труда распределили представителей животного мира по видам, четко отвечали на поставленные вопросы, знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.

Катя Ф.(контрольная группа) при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводила сезонные особенности того или иного времени года. Выражала эстетическое отношение к природе.

Салахова Варя (экспериментальная группы) иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Шаламов Миша допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

В первом задании 4 (40%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп самостоятельно, без подсказки воспитателя выбрали картинку заданного времени года. Иногда, дети затруднялись назвать характерные признаки выбранного сезона. Данные дети правильно устанавливали некоторые связи и зависимости, но не всегда объясняли их. Дети путали названия и порядок времен года, но с помощью наводящих вопросов воспитателя быстро исправляли допущенные ошибки. Допускали нарушения в разложении карточек с изображением дерева в разные сезоны по порядку. Например, лето-весна-осень-зима или зима-осень-весна-лето.

Особенные трудности при выполнении этого задания вызвал вопрос определения состояния погоды. Дети не смогли подобрать слово, которое могло определить это состояние.

Со вторым заданием справились 5(50%) детей экспериментальной и 6(60%) детей контрольной групп. Испытуемые знают объекты живой и неживой природы и в основном правильно называли их качественные характеристики. Самостоятельно выделяли признаки живого и неживого.

Анализируя результаты ответов третьего задания, следует отметить, что данный материал вызвал наибольшие затруднения у детей в обеих группах.

Частично правильно ответили на поставленные вопросы 3(30%) испытуемых контрольной и 2(20%) экспериментальной групп. Дети очень часто допускали ошибки в своих ответах, но эти ошибки не были значительными.

Ребята с трудом могли разложить в определенной последовательности картинки с изображением разных стадий роста гороха. Практические навыки и умения ухода за комнатными растениями у данных детей сформированы не достаточно. Все дети испытали затруднение при ответе на третий вопрос, но с помощью картинок, предложенных воспитателем, большинство детей исправляли свои ответы.

5 (50%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп при выполнении четвертого задания в основном правильно соотносили представителей животного мира со средой обитания. Дети знают характерные признаки внешнего вида, голосовых реакций, особенностей поведения того или иного представителя животного мира, но иногда допускали неточности в своих ответах.

Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты. А именно, в ходе опроса было выявлено, что 3(30%) детей контрольной и 2(20%) экспериментальной групп показали самые худшие результаты по всем заданиям. Данные дошкольники допускали ошибки в названии представителей животного мира, при разделении их по видам. Испытуемые не смогли аргументировать свой выбор. Не соотносили представителей животного мира со средой обитания. Ребята не смогли правильно классифицировать растения по видам. Многие не смогли назвать характерные признаки растений. Многие знают условия, необходимые для жизни и роста растений, но не знают, как нужно ухаживать за ними.

Дети с трудом выделяли объекты живой и неживой природы. Неправильно называли времена года даже с помощью наводящих вопросов и карточек.

Объем знаний у этих детей небольшой.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс недостаточно оснащен, мало места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду и особенно такому виду деятельности, как игра.

Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.

2.2 Методика совершенствования работы по экологическому воспитанию дошкольников 4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций (организация и содержание формирующего эксперимента)

На следующем этапе нашего исследования мы приступили к разработке методики по совершенствованию у детей экологических знаний.

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики экологического воспитания в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать систему игровых обучающих ситуаций экологического направления;

2. Апробировать разработанную систему игровых обучающих ситуаций исходя из модели экологического воспитания.

При планировании работы мы учли положение о том, что воспитатель должен во всех видах деятельности раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомить с различными свойствами и качествами растений, формировать элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению экологических знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает педагог.

В получении экологических знаний особое значение имеют игры экологической направленности.

Одним из наиболее интересных и эффективных видов игр для детей 4-5 лет являются игровые обучающие ситуации.

Учитывая возрастные особенности испытуемых, именно такой вид игр мы и решили использовать в своей дальнейшей работе.

Для начала мы ознакомились с игровыми обучающими ситуациями, предложенными С.Н.Николаевой и Комаровой И.А..

Нами была спроектирована модель экологического воспитания детей. Данная модель предполагает использование игровых обучающих ситуаций во всех видах деятельности. (Приложение 3).

Игровые обучающие ситуации основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д. В ходе создания таких ситуаций мы формировали у детей умение выражать свое отношение к роли главного героя, ситуации, как определенной жизненной позиции. Развивали способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу "не навреди". Примером такой специальной созданной игровой ситуации стало проведение игры «Лесное происшествие» (Приложение 4).

Было организовано и проведено игровое занятие «Рыбка зовет на помощь» (Приложение 5).

С целью обогащения сознания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Куст», «Цветок» было проведено занятие, главным героем которого был Старичок -лесовичок (Приложение 6).

Для ознакомления детей со свойствами воды было проведено занятие «Что мы знаем о воде». Главным персонажем занятия выступал Незнайка. (Приложение 7).

Так как на констатирующем эксперименте большинство детей экспериментальной группы показали неудовлетворительные результаты в области знаний о жизни диких животных и птиц, не смогли связать особенности их жизни со временем года, мы провели занятие, персонажем которого был Старичок-лесовичок «Зимние встречи» (Приложение 8.)

Широко применяли мы в своей практике игры-путешествия, в которых дети с помощью игровых обучающих ситуаций попадали на Северный полюс, на дно океана и т.д. Критерии выбора игр исходили, прежде всего, из уровня экологических знаний детей.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, были направлены на решение задач и связаны с организацией игры на занятии.

Игровые ситуации требовали от детей включенности в свои правила: они должны запомнить все обозначения, должны быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых детьми в игровой ситуации, не осознавался ими как процесс преднамеренного обучения – дети учились играя.

В экологических играх мы применяли наглядный художественно оформленный материал, придумывали интересные игровые моменты, действия, занимали всех детей решением единой задачи. В таких ситуациях мы прибегали к помощи сказочных героев, музыкальному сопровождению.

В своей работе с детьми мы использовали такие игры- путешествия, как

«Рассели животных по Земле», целью которой явилось ознакомление детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли; «Фотоохота в лесу», « Путешествие в зоопарк», «Зимняя экспедиция в Арктику - на Северный полюс» и др.

С целью обучения детей умению классифицировать животных со средой их обитания была проведена игра « Исправь ошибку».

Созданием игровой ситуации «Кто поможет малышу?», мы уточнили знания детей о приспособлении животных к этой среде обитания. Содержание игровой ситуации заключалось в том, что педагог выбирал картинку с одним из животных, картинка «оживала», т.е. появлялась игрушка животного, изображенного на картинке. Один из детей бросал кубик на котором изображены разные среды обитания (море, пустыня, лес и т.д.). Игрушка отправлялась в ту среду обитания, которая выпала на кубике.

Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Например, педагог выбрал зайца. Заяц упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? и т.д. Продолжительность игры зависела от познаний детей в этой области.

Параллельно с закреплением у детей знаний об уже известных им животных мы знакомили их с новыми, им незнакомыми животными. Так, было проведено занятие «Муравьи и муравейники». (Приложение 9). Главным персонажем этой игровой ситуации был игрушка-муравей.

После проведенного цикла наблюдений за золотыми рыбками была проведена игровая обучающая ситуация с игрушками-аналогами.

Создание данной обучающей ситуации имело цель - закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать - смотреть, как они плавают, как едят; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Для создания игровой ситуации воспитатель готовил таз с водой, игрушечных рыбок (по числу детей и для себя), кукольную посуду. Педагог сажал детей перед аквариумом и начинал сравнение: просил сказать, кто живет в аквариуме, как называются рыбки. Спрашивал, делая акцент на последнем слове: «Это игрушечные рыбки или живые?»

Подтверждал, что это живые золотые рыбки, они живут в аквариуме в воде, вынимать их нельзя. Затем показывал детям игрушечную рыбку, спрашивал, что это такое, живая рыбка или игрушечная (акцент на последнем слове), подтверждал: «Это игрушка, эту рыбку можно брать в руки, она игрушечная, а не живая».

Затем воспитатель направлял внимание детей на аквариум, спрашивал, что делают рыбки. После их ответов уточнял: «Рыбки плавают в воде. Они живые - плавают сами, никто им не помогает». Клал игрушечную рыбку в таз с водой, просил детей посмотреть, что делает игрушка. Уточнял: «Игрушка лежит на воде, не плавает. Эта рыбка игрушечная, неживая, она сама плавать не может. С ней можно поиграть». Изображал рыбкой движение в воде, предлагал двум-трем детям повторить игру.

Сопоставление продолжалось - воспитатель кормил рыб в аквариуме, дети наблюдали, как они едят, а взрослый подчеркивал: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, подплывут и ртом хватают. Они живые - сами едят». Затем воспитатель выяснял, как надо кормить игрушечных рыбок: сыпал рыбий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предлагал посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточнял: «Эта рыбка не ест - она игрушечная, неживая. С ней можно поиграть - покормить ее понарошку». Воспитатель вынимал игрушку из воды, вытирал, просил детей дать кукольную посуду, показывал, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагал нескольким детям покормить ее, напоить чаем, а потом погулять с ней, побаюкать, покатать в машине.

В завершение воспитатель подчеркивал: с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные виды деятельности: «На живых можно смотреть, наблюдать за ними очень интересно - как они сами едят корм, плавают в воде. А с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. Теперь, если кто хочет, останьтесь возле аквариума и понаблюдайте за золотыми рыбками. Тому, кто хочет играть, я дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграете».

Для формирования у детей практических умений и навыков трудовых умений в природе были использованы игровые обучающие ситуации с использованием такого литературного персонажа, как Карлсон. Данный персонаж приходил в гости к детям и вместе с детьми заботился о растениях в уголке природы.

Игровой персонаж Чиполлино, помогал детям выращивать лук, а Колобок знакомился вместе с детьми с жизнью лесных обитателей.

Для стимулирования гуманных отношений к живому было проведено занятие – игра «Оказание помощи планете «Северное сияние».(Приложение 10)

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

Оценка знаний:

  • 1 балл – ребёнок не ответил
  • 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
  • 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

  • 23 – 35 – средний уровень
  • 36 – 45 – высокий уровень

Вторая младшая группа № _____

№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 итог
Ф.И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Диагностика экологических знаний детей средней группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

6. Назови и покажи домашних птиц

7. Расскажи, как выросла птичка?

8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке

10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)

13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4)

16. Определи, какие растения надо полить?

17. Что нужно, чтобы растение росло?

18. Что произойдёт, если растение не поливать?

19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

Критерии оценки ответов:

Подсчёт результатов:

  • 15 – 22 баллов – низкий уровень
  • 23 – 35 – средний уровень
  • 36 – 45 – высокий уровень

Средняя группа № ____

№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 итог
Ф.И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Диагностика экологических знаний детей старшей группы

1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)

2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)

3. Назови признаки, отличающие птиц от животных

4. Назови зимующих птиц (3-4)

5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)

6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?

7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?

8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)

9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)

11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?

12. Назови и покажи части растений

13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)

14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?

15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?

17. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля)

18. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние)

19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.

Критерии оценки ответов:

  • 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 19-26 баллов – низкий уровень
  • 27 – 42 – средний уровень
  • 43 -57 – высокий уровень

Старшая группа № _____

№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 итог
Ф.И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Диагностика экологических знаний детей в подготовительной группе

1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?

2. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)

3. Какие условия необходимы для комнатных растений?

4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов)

5. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)

6. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)

7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.

8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?

9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)

10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)

11. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)

12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (н-р, лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?

13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы, Животные травоядные и хищные, земноводные).

14. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

15. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)

16. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)

17. Д/И «Каждому свой домик» (животные Севера, жарких стран, средней полосы)

Критерии оценки ответов:

  • 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 17 – 24 – низкий уровень
  • 25 – 39 – средний уровень
  • 40 -51 – высокий уровень

Подготовительная группа № ____

№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 итог
Ф.И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)

На основе дидактических игр по экологии С.Н. Николаевой мы провели исследования уровня развития экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня развития экологических знаний у старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня развития экологических знаний старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня развития экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

Во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;

Во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний о живой природе:

1) знания о мире животных.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности старших дошкольников детского сада №57 представлены ниже в таблицах и графически.

Представители мира животных

Направлена на определение характерных особенностей представителей мира животных.

Таблица 1

Результаты методики, диагностирующей уровень развития знаний о животных детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о животных

Средний балл по группе

Высокий уровень - 0 детей (0%);

Средний уровень - 3 детей (20%);

Низкий уровень - 12 детей (80%).

Таблица 2

Анализ результатов по методике

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что развитие представлений о животных у 80% детей в группе находится на низком уровне, что составляет в среднем по группе 3,7 балла. Эти дети часто допускают ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не аргументируют свой выбор. Не соотносят представителей фауны со средой обитания. Затрудняются назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняются, а если и отвечают, то в основном неверно. Не проявляют интереса и не выражают свое отношение к животным.

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что уровень сформированности экологических знаний у детей находится на низком уровне, поэтому детям необходима коррекционная помощь педагогов в повышении уровня экологических знаний.

Анастасия Малютина
Диагностика по экологическому воспитанию дошкольников

Блоки экологических знаний:

Критерии оценки знаний об объектах живой природы у детей старшего дошкольного возраста.

Задание №1 (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: знание характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: три большие карты, первая разделена на четыре части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображено голубое небо, ветви деревьев и земля, на третьей картинке изображены небо и луг, на четвертой отражена степь.

Фигурки животных: лошадь, корова, свинья, коза, баран, собака; волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра, животные нашего края.

Фигурки птиц: голубя, синицы, воробей, дятел, сорока, вороны, снегирь, совы.

Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха.

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Воспитатель предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их в соответствии с инструкцией разместить насекомых.

Воспитатель предлагает взять следующую картинку и разместить животных, которые живут в нашем краю.

Если на столе остались какие–нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним. Высокий уровень. Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень. Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется называть характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание № 2

Цель: знание характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония, традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочки и поддон.

Инструкция к проведению:

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного из растения).

Для чего нужны людям комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

А) Сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

Б) Лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

В) Ягоды и грибы (Земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

Г) Цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям.

Публикации по теме:

1. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении «Современная экология – это наука о том, как передать.

Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и.

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «От зерна до каравая» Цель: Донести до детей, что хлеб – наше богатство, а люди создающие его, достойны уважения. Задачи: - расширить представления детей о крестьянском.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Методический семинар «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической.