Конспект нод в старшей группе по трудовому воспитанию. Конспект комплексного занятия по нравственно-трудовому воспитанию в старшей группе "кто любит трудиться, тому без дела не сидится"

Цель : формирование уважительного отношения к результатам труда человека, техническому прогрессу.

Задачи:

— уточнять представления детей об истории труда человека, начиная с древних времен и до настоящего времени;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории труда человека;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: настольно-печатные игры «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда?», «Разрезные картинки», «Машины-помощницы», «Сортировка», «Историческая лента».

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам обратилась за помощью воспитатель Наталья Юрьевна. Она очень хочет рассказать детям старшей группы об истории труда. Но для этого ей нужна такая книга, где было бы много рассказов с картинками о том, как труд человека менялся со временем, потому что маленькие дети так любят рассматривать картинки! К кому только ни обращалась Наталья Юрьевна с просьбой найти такую книгу. Но, к сожалению, ни в одном магазине ее не оказалось. Тогда воспитатель решила попросить вас сделать такую книгу для малышей. Она знает, что вам много рассказывали, читали о том, что труд человека сейчас отличается от того труда, который был у людей раньше, и вы сможете придумать интересные рассказы и сделать рисунки для книги. Как вы думаете, что можно поместить в нее, чтобы она была интересной для детей?

Дети. Рассказы, рисунки, кроссворды, пословицы, игры.

Воспитатель. Чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете об истории труда человека. Человек трудился всегда. Как вы думаете, зачем трудился древний человек?

Дети. Ему нужны были еда, одежда.

Воспитатель . Ребята, чтобы вспомнить о том, как трудился первобытный человек, добывая пищу, предлагаю поиграть в игру.

Игра-лото «Труд древних людей»

Игра-лото «Труд древних людей»

Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы, яйца птиц). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. В ходе выполнения задания они рассказывают о том, что нарисовано на картинках.

Воспитатель . С помощью чего древние люди добывали еду?

Дети. С помощью рук, камней.

Воспитатель. Кто ходил на охоту?

Дети. Все и даже дети.

Воспитатель . Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о том, какие важные приспособления придумывал древний человек, чтобы его труд был успешным.

Игра «Кому что нужно для труда?»

Игра изготовлена в виде перекидного настольного календаря. На планшет (39x20 см) с помощью пружины прикреплены два ряда карточек. Первый ряд — три карточки с изображением древних людей, которые занимаются разным трудом: охотник, рыболов, женщина, шьющая одежду. Второй ряд — три карточки

с изображением орудий труда, приспособлений, необходимых этим людям: копье с наконечником из оленьего рога, стрелы с каменными и костяными наконечниками, нож из острого камня и крупных костей рыбы; лодка, выдолбленная из ствола дерева; гарпун с костяным наконечником; костяная игла для шитья одежды.

По предложению воспитателя ребенок выбирает карточку из первого ряда и, перекидывая карточки из второго ряда, находит нужные изображения.

Воспитатель. Ребята, на что был направлен труд древнего человека?

Дети . На то, чтобы добыть еду, защитить себя от непогоды, от диких животных.

Воспитатель . Верно! Труд древнего человека был направлен на то, чтобы защитить себя от стихии (ливень, град), от диких животных, чтобы сделать предметы, которыми удобно пользоваться. Чем труд современного человека сейчас отличается от труда людей, живших в далекие времена?

Дети. Сейчас используют много машин, разной техники.

Воспитатель. Все верно! Человек в своем труде использует много машин, техники. Первая техника была несложной. А вот что это была за техника, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Разрезные картинки»

Дети делятся на три микрогруппы. Воспитатель предлагает детям сложить разрезанные на 6—8 частей картинки с изображением прялки, ткацкого станка, гончарного круга (каждая микрогруппа складывает по одной картинке). Выполнив задание, дети рассказывают о том, что изображено на картинках, для чего нужна была эта техника, как она приводилась в действие, из какого материала была изготовлена. Примерное содержание детских рассказов: «Гончарный круг был нужен для изготовления посуды из глины. Чтобы он крутился, человек нажимал ногой на педаль. Гончарный круг был сделан из камня. Работая на ткацком станке, человек переставлял руками планки с нитками. Ткацкий станок изготовлялся из дерева».

Воспитатель . Ребята, для чего необходима техника?

Дети. Она помогает работать быстрее, делает труд легче.

Воспитатель . Да, техника необходима человеку, чтобы работать быстрее, лучше и легче. Доброй славой пользовались хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», а когда любовались хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Ребята, а еще какие пословицы и поговорки о мастерстве людей вы знаете?

Дети. «Каков мастер, такова и работа», «Дерево дорого плодами, а человек делами», «Умелые руки не знают скуки», «Дело мастера боится», «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».

Воспитатель . Как вы понимаете смысл пословицы «Умелые руки не знают скуки»?

Дети. Человек, который любит трудиться, никогда не будет скучать, только лентяям бывает скучно.

Воспитатель . Русские люди о народных умельцах, мастерах своего дела сочиняли песни, придумывали игры. Предлагаю поиграть в одну из них.

Русская народная игра «Кострома»

Девочка — Кострома — сидит на стуле. Дети ходят вокруг нее и поют. После исполнения каждого куплета песни они останавливаются и обращаются к Костроме, которая во время пения показывает, как надо прясть, мотать клубочки, вязать.

Дети (поют)

Кострома, Кострома!

Государыня моя, Кострома!

У Костромушки кисель с молоком,

У Костромушки блины с творогом.

Здорова ли, Кострома?

Кострома. Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Кудельку пряду!

Дети

Кострома. Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Клубочки мотаю!

Дети (поют). Здорова ли, Кострома?

Кострома . Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома . Вязанье вяжу!

Дети (поют). Здорова ли, Кострома?

Кострома (грустно). Здоровенькая...

Дети . Что ты делаешь?

Кострома. Плачу! Пальчики отбила!

Дети (поют). Здорова ли, Кострома?

Кострома . Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Вас ловлю!

Кострома бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Воспитатель . Когда человек научился плавить металл, пользоваться электричеством, машины, станки стали сложнее. Сегодня человек использует в своем труде современные машины, которые высвобождают ему больше времени для отдыха. А вот что это за машины, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Машины-помощницы»

Из набора картинок с изображением разных предметов воспитатель предлагает детям выбрать те, на которых нарисованы современные машины, облегчающие труд человека: машины-автоматы для стирки белья, микроволновая печь, пылесос, электродоильный аппарат. Детям нужно назвать эти предметы и объяснить свой выбор.

Воспитатель . А вот на смену каким предметам и приспособлениям пришли эти машины-помощницы, вы вспомните, если поиграете в следующую игру.

Игра «Сортировка»

Ведущий сортирует карточки по парам («веник — пылесос», «русская печь — микроволновая печь», «корыто с сечкой — кухонный комбайн», «таз для стирки белья — стиральная машина-автомат», «иголка с ниткой — швейная машина», «рубель — электрический утюг») и делит наборы парных карточек поровну между играющими. По команде ведущего игроки должны подобрать парные карточки («веник — пылесос», «русская печь — микроволновая печь» и т.д.) и сложить их. Побеждает тот, кто первым справится с заданием и правильно назовет предметы.

Воспитатель . Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы еще раз вспомните о том, как со временем менялись средства передвижения человека.

Игра «Историческая лента»

(водный, воздушный, наземный транспорт)

По предложению воспитателя дети делятся на три микрогруппы. Нужно разложить карточки с изображением водного (воздушного, наземного) транспорта по порядку: от самых древних средств передвижения до самых современных. Начинать следует с красной стрелки и контролировать себя совпадением цветных кружков на сторонах карточек. В ходе выполнения задания дети называют водный (воздушный, наземный) транспорт, изображенный на карточках, рассказывают о том, при помощи чего (топлива, электричества) он работает, для чего этот транспорт нужен человеку.

Воспитатель . Вот вы и вспомнили о том, как со временем менялся труд человека! Все ваши рассказы я записала на магнитофон. Сегодня после сна мы подумаем, как их красиво разместить в нашей книге. Как вы думаете, какие игры можно будет поместить на ее страницах?

Дети. «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда?», «Разрезные картинки», «Машины-помощницы», «Сортировка», «Историческая лента», «Кострома».

Воспитатель . Что еще можно поместить в книгу?

Дети . Пословицы о труде, наши рисунки о труде людей в разные времена, рассказы наших родителей, бабушек и дедушек об их труде, можно придумать кроссворды.

Воспитатель . Молодцы, как вы много интересного придумали! Я думаю, что у нас с вами получится замечательная книга, которая поможет Наталье Юрьевне познакомить детей старшей группы с историей труда человека.

Конспект НОД для детей 5-6 лет "Помощники"

Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях.
Задачи:
Закреплять знания детей о различных профессиях.
Расширять и активизировать словарь по данной теме.
Развивать речь, мышление, активность, самостоятельность.
Развивать умение доводить начатое дело до конца.
Обучать детей элементарным трудовым действиям.
Воспитывать уважение к людям труда.

Интеграция:
Познавательное развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы: картинки с профессиями (повар, портной, учитель, строитель, врач, парикмахер); картинки-отгадки к загадкам (игла, нож, книга, подъёмный кран, градусник, зеркало); мяч.
Тазики с водой, салфетки, полотенце, фартуки на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы о профессиях родителей, чтение художественной литературы, настольные и дидактические игры по данной теме.

Ход деятельности

Дети встают в круг и приветствуют друг друга:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй ты, здравствуй я,
Здравствуй все мои друзья!
Дети садятся на стульчики. Воспитатель читает стихотворение:

Профессий много разных есть,
Фотограф, повар и учитель,
Водитель, дворник и строитель,
И всех им нам не перечесть.
Не так уж важно, кем нам быть,
Ведь главное- свой труд любить!
- О чем это стихотворение. (ответы детей)
- Что же такое профессия? (ответы детей)
- Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день, которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться, и важно, чтобы она была по душе, нравилась человеку.
- Кем бы вам хотелось стать, когда вырастите? (ответы детей)
- А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете профессии.
Словесная игра «Подумай, отгадай, найди». (На доске картинки профессий. Воспитатель загадывает загадки о предметах труда, дети отгадывают и называют профессию, кому это орудие, предмет труда нужно для работы, и отгадку- картинку прикрепляют рядом).
1. Маленького роста я
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (иголка и нитка)
2. Есть волшебное стекло
Отражает все оно. (зеркало)
3. Я очень острый и стальной
Нарезать хлеб вам помогу.
Но аккуратнее со мной
Порезать пальчик я могу. (нож)
4. Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (книга)
5. Длинной шеей поверчу
Груз тяжелый захвачу.
Где прикажут –положу,
Человеку помогу. (подъёмный кран)
6. Я под мышкой посижу,
7. И что делать укажу.
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять. (градусник)
- Молодцы, все загадки разгадали правильно. А теперь все в круг вставайте, кто, что делает, называйте.
Словесная игра «Что делает?» (воспитатель бросает мяч, и спрашивает что делает повар – ребенок заканчивает предложение – готовит еду).
Строитель, доярка, учитель, водитель, пожарный, парикмахер, почтальон, тракторист, летчик, врач, художник, швея, пекарь, фотограф, дворник, воспитатель (последней назвать воспитателя).
- А кто еще помогает воспитателю в группе? (ответы детей). Чем она занимается, какую работу делает? (ответы детей)
- Работы у неё много: убраться в группе, помыть полы, накрыть столы, и вам помочь одеться. Может мы ей сегодня тоже поможем. (ответ детей). Наведем порядок в кукольном уголке, протрем пыль, помоем стульчики.
- Для этого мы разделимся на три команды: дети берут картинки: у кого мебель – моют стульчики, у кого игрушки- протирают пыль на полках и игрушки; у кого посуда- моют посуду и протирают пыль шкафу. Договоритесь, кто будет доставать и убирать игрушки, кто вытрет пыль, кто помоет игрушки, кто вытрет насухо и поставит на место. Та команда, которая справится быстрее со своей работой, может помочь другим ребятам.
- Что вам нужно для работы? (ответы детей) Оденьте фартуки, возьмите салфетки, тазики с водой и приступайте к работе.
После окончания работы пригласить няню. Она благодарит детей за помощь.
- Вам понравилось работать, помогать старшим. Трудно было? (ответы детей)
- А в народе говорят: «Делу время, потехе час». Что это значит? (ответы детей)
Да, поработали, теперь можно и отдохнуть. Спасибо вам.

Конспект занятия по трудовому воспитанию "Игрушки любят чистоту"

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

    Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.

    Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)

    Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.

Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

1. Беседа о любимых игрушках

Воспитатель:

Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

Воспитатель:

А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: "Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!"

2. Мишка с мешком.

(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).

Воспитатель:

Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?

Мишка:

Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?

(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).

Воспитатель:

Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?

Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!

Основная часть

1. Игра "Стираем".

Физкультминутка (Имитация движений).

Стираем, стираем, стираем целый день.

И снова на работу готовы, ли идти?

Полощем, полощем, полощем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

И снова на работу готовы ли идти?

Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

И снова на работу готовы ли идти?

2. Беседа о процессе труда.

Воспитатель:

Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).

Мишка:

Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!

Воспитатель:

Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!

3. Готовим рабочее место.

Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.

Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?

Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.

(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).

4. Процесс труда.

Самостоятельный процесс труда.

Воспитатель:

Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!

Заключительная часть

Минутка тишины (стихи).

Воспитатель:

Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.

В. Викторов.

Дружат пчелка и цветок.

Дружат лист и мотылек.

Дружат реки и леса.

Дружат солнце и весна.

Дружат звезды и луна.

Дружат в море корабли.

Дружат дети всей земли!

Воспитатель:

Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?

3. Оценка результата труда.

Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, стала у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?

Воспитатель:

Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.

Мишка: Спасибо вам!

МБДОУ Детский сад № 123 г. Архангельск.

Конспект ННОД по трудовому воспитанию «Вырастим лук от семи недуг»

Конспект ННОД по трудовому воспитанию

Тема: Вырастим лук от семи недуг.

Возрастная группа: старшая

Цель: формировать умение правильно высаживать лук в землю, нацелить детей на длительное наблюдение

Задачи: закреплять знания детей о строении лука и с условиями его жизнедеятельности;
формировать трудовые навыки и умения детей;
воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад.

Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок про лук, просмотр мультфильма «Чиполлино», разучивание пальчиковой гимнастики «Овощи», загадки про овощи, игра «Хорошо-плохо», настольное лото «овощи-фрукты», показ познавательной презентации «Лук-от семи недуг», игра «Да-нетка».

Руководство: сюрпризный момент, беседа, пальчиковая игра, вопросы детям, создание проблемной ситуации, объяснение, обследование, показ, пояснение, указание, физкультурная минутка, похвала, поощрение.

Материал: игрушка – Чиполлино, стаканчики с землёй и луковица на каждого ребёнка, лейки с водой, фартуки, палочки, ножницы, аудиозапись песня «всегда найдётся дело», мелодия «Ra-Ta-Ta» в исполнении оркестра Джеймса Ласта, «чёрный ящик», презентации «Как появляется лук».

Словарная работа: корень, луковица, углубления, усилия, стрелка, луковые чешуйки, донце, верхушка.

Ход ННОД

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ты мой друг, и я твой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Молодцы, проходите на стульчики. Вас сегодня ждёт очень интересное занятие. (Дети сидят на стульчиках полукругом).

Звучит мелодия «Ra-Ta-Ta» в исполнении оркестра Джеймса Ласта. (из игры «Что? Где? Когда?»), воспитатель выносит «чёрный ящик»).

Воспитатель: Ребята, к вам в гости пришёл сказочный герой, но кто он, вы должны отгадать, задавая вопросы. Проводится игра «Да-нетка».

Появляется Чиполлино.

Ч: — Здравствуйте, ребята. А вот и я, Чиполлино! А вы знаете кто я? (лук). Правильно, я лук!

Игра «хорошо-плохо»

А чем хорош лук? (лук очень полезен, богат витамином С, к тому же этот витамин способствует повышению иммунитета. Зеленые листья лука богаты каротином. Каротин защищает слизистые дыхательных путей от воспаления и заботится о благополучии нашей кожи. Для лечения и профилактики простуды и гриппа хорошо нюхать нарезанные дольки репчатого лука несколько раз в день).
Ну а чем же плох лук? (горький вкус, когда нарезаешь-текут слёзы).

Ч: — Молодцы, ребята!.

Воспитатель: -Чиполлино, а ребята знают про тебя пословицы:

Лук от семи недуг.
Лук с чесноком родные братья.
Лук да баня — все правят.

Ч: Молодцы какие! А какие овощи вы ещё знаете?(ответы детей). Молодцы, много овощей знаете.

А теперь немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Дети овощи учили: (сгибания и разгибания кистей рук)
Лук, редиска, кабачок, (загибаем пальцы)
Хрен, морковка, чесночок. (на слове «чесночок»-хлопок в ладоши).

Ч: молодцы! А знаете ли вы как появляется лук и что нужно ему для роста? (ответы детей). Это мы сейчас проверим. Предлагаю вам посмотреть познавательную презентацию «как появляется лук?»

После просмотра, Чиполлино задаёт вопросы детям.

— Что необходимо для роста лука (свет, тепло, земля, вода),
— А почему говорят: “Лук – от простудных недуг”? (ответы детей)

Да, лук помогает лечить людей.

А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (показ стрелок лука, ответы детей).
Чтобы получить такие стрелки (так они называются, потому что похожи на стрелки), надо лук прорастить. А вы хотите вырастить свой зелёный лук, может вашей маме пригодиться в салат или в суп? Чтобы приступить к посадке, надо немного размяться.

Физ. минутка «Посадка лука»

Вот идет в огород развеселый народ. (дети идут по кругу)
Мы лопаты возьмем, грядки вскапывать начнем. (действия по тексту)
Потом чуть- чуть присядем и лучок посадим (действия по тексту)
В руки леечку возьмём и лучочек свой польём (поливают)
Солнышко согреет (обнимаем плечики)
И лучок поспеет (дети поднимают руки вверх и качаются)

Ч: Приглашаю всех на своё рабочее место. А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать? (ответы детей
Правильно, надо застелить столы клеёнкой и надеть фартуки. (Дети надевают фартуки, накрывают столы клеенкой).
Затем, (выдаётся каждому ребёнку по луковице, по стаканчику с землёй, ножницы.). Рассмотрите лук. Какая форма у лука? Какого цвета? Если запах у лука? (Дети надевают фартуки, накрывают столы клеенкой).

Инструкция воспитателя с показом.

Возьмите палочку и прорыхлите землю в стаканчике, чтобы земля начала дышать. Затем, возьмите в левую руку луковицу и найдите верхушку. В правую руку возьмите ножницы и срежьте чуть верхушки для ростка. Сделаем углубление в земле. Теперь посадим луковичку донцем (где корешки) в землю так, чтобы ее верхняя часть выступала из земли.

Подумайте, что еще необходимо сделать для роста лука? (ответы детей)
Правильно, полить и поставить поближе к солнышку, на подоконник.

Ч: Молодцы! Вы на славу потрудились! Теперь у вас у каждого вырастит свой «Чиполлинко». Но не сразу. Вам надо каждый день наблюдать за луком и ухаживать за ним, чтобы потом порадовать маму.
Ну а мне пора в другой детский сад. До свидания!

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? А что нужно луку для роста? Вам понравилось сажать лук? Молодцы! Теперь давайте уберём за собой рабочее место. (звучит песня «Всегда найдётся дело». Во время уборки воспитатель находит пакетик с конфетами и записку «Ребятам за труд (Чиполлино)». Воспитатель угощает детей и хвалит их.

Тема: «Помоги жителям города»

Задачи:

Образовательные: закреплять навыки самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели до результата); закрепить навык правильно пользоваться ножом и нарезать овощи кубиками; расширять представления детей о профессиях.

Развивающие: развивать интерес к приготовлению пищи; способствовать становлению гигиенической культуры ребенка во время приготовления пищи; формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно, старательно, дружно; развивать слуховую память, воображение, мышление и речь.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, положительное отношение к собственному труду и труду сверстников.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Материал: фартуки, платки, ножи, разделочные доски, миски, ложка; предметные картинки к игре «Угадай профессию», музыкальное сопровождение.

Продукты: вареные овощи – картофель, морковь, свекла; лук, соленая капуста, горошек, соль, растительное масло; фрукты – бананы, яблоки, апельсины, груши, киви.

Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов «Овощи, фрукты», дидактическая игра «Узнай на вкус», «Что растет в саду, в огороде», лепка «Овощи и фрукты», чтение и разгадывание загадок об овощах, фруктах, заучивание пословиц и поговорок о труде.

Словарная работа: нарезка овощей кубиками, винегрет, технологическая карта.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня по радио объявили, что все люди нашего города поражены страшной болезнью, которая называется Лень. Как вы думаете, чем опасна такая болезнь?

Дети: Никто не хочет работать, трудится и т.д.

Воспитатель: Вот именно, давайте представим, что произойдет, если не будут работать такие профессии, как полицейский, врач, учителя и т.д.

Воспитатель: Может быть мы с вами попробуем спасти наш город от этой болезни?

Дети: Да!

Воспитатель: А для этого нам необходимо выполнить несколько заданий.

Основная часть.

I задание «Угадай профессию»

Работа с предметными картинками игры «Угадай профессию».

II задание «Закончи пословицу»

Дело мастера….(боится)

Без труда не вынешь….(рыбку из пруда)

Кто не работает….. (тот не ест)

Кончил дело……(гуляй смело)

Семь раз отмерь…..(один раз отрежь)

Терпенье и труд…..(все перетрут).

Ш задание.

Воспитатель: Прежде, чем мы будем выполнять следующее задание я предлагаю угадать загадку:

Ходит в белом колпаке С поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. Кто это?

Дети: Повар!

Воспитатель: Правильно. Чем занимается повар?

Дети: Готовит еду, всех кормит.

Воспитатель: Да, у повара много работы. Он умеет готовить много разных и вкусных блюд. Я предлагаю вам сыграть в игру «Вкусная картошка». Давайте все вместе встанем в круг. По кругу мы будем передавать картофель и называть то блюдо, которое можно из него приготовить. Как вы думаете, что можно приготовить из картофеля? (дети по очереди отвечают, передавая картофель друг другу) Воспитатель: Молодцы! Много вкусных блюд знаете из картофеля. А какие еще овощи вы знаете? Дети: капуста, свекла, горох, репка, морковь, лук и т.д.

Воспитатель: Теперь назовите фрукты.

Дети: Яблоко, апельсин, банан, груша и т.д.

Воспитатель: Осталось последнее задание, наверное, самое вкусное, и самое сложное - это приготовление салатов. Король всех салатов – винегрет и салат из фруктов – фруктовый салат. Хотите приготовить эти салаты? »

Дети: Да!

IV задание «Приготовление винегрета», «Фруктового салата».

Воспитатель: Помойте руки и наденьте фартуки и платки.

Воспитатель: «В любом деле нужно знать, что делать, как делать и в какой последовательности. Для этого мы изучали

Дети: Технологическую карту.

Воспитатель: «Давайте вспомним, в каком порядке мы будем все делать».

Дети:

1. сварить овощи (картофель, морковь, свеклу) ;

2. почистить вареные овощи и лук;

3. порезать вареные овощи на кубики;

4. добавить горошек, соленую капусту и нарезанный лук;

5. посолить;

6. добавить растительное масло и перемешать.

Воспитатель: А в каком порядке готовится фруктовый салат?

Дети:

    Вымыть фрукты.

    Порезать кубиками.

    Все смешать и разложить по тарелочкам.

Дети приступают к приготовлению винегрета и фруктового салата (звучит музыка про питание). По необходимости воспитатель помогает детям индивидуально. По окончании работы ребята убирают за собой рабочее место: доски, ножи складывают в контейнер, вытирают стол салфеткой.

Воспитатель: «Молодцы ребята вы и с этим заданием справились! »

Раздается стук в дверь. Воспитателю передают посылку и письмо от жителей города с благодарностью. «Болезнь Лень растаяла и город ожил».

Воспитатель: «Жители города передают вам за ваши знания и трудовые умения лук для посадки, чтобы вы никогда не болели».

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район республики Башкортостан

Конспект

Тема: «Помоги жителям города»

Область: Социально-коммуникативное развитие

Раздел: Трудовое воспитание

возраст: подготовительная группа

выполнил воспитатель

Глухова Наиля Рефмеровна

ноябрь 2015 год