Конспект НОД по конструированию из бумаги «Пчелиный улей. Конспект занятия по конструированию способом оригами с элементами аппликации в подготовительной группе «Домик Конспект занятий по конструированию из бумаги
Цели:Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).
Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека.
Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная.
Заинтересовать детей работой с бумагой.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, бережливость.
Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги.
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики).
10 толстых альбомов для рисования.
Емкость с водой.
Полотенце.
Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, разукрашка, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.)
Оборудование для конструирования из бумаги.
Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). Это Фея Бумага из Бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги: и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Из бумаги. А из какой именно бумаги, можете назвать? Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.
В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.
Опыт «Сминание бумаги»Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.
Опыт «Разрывание бумаги»Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.
Опыт с водой и бумагойПоложите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло?
Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия.
А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.
Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать. А толстую бумагу труднее смять и разорвать.
Динамическая пауза «Бумажные фантики»Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки)
Мы все фантики возьмем
(Складывают фантики в коробку)
И в коробку отнесем.
Беседа о бумагеБумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Конструирование из бумаги «Цветные шарики-комочки»Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.
Дыхательная гимнастикаДетям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Дети скручивают из салфетки зеленого цвета длинный жгутик, затем наклеивают на него скатанные из салфеток разного цвета шарики (цветочки). Воспитатель помогает детям свернуть жгутик в колечко и закрепить (склеить).
Наша встреча с Бумажной Феей подходит к концу. Взгляните на нашу бумагу в воде. Что с ней произошло? Можно ее еще использовать. На прощанье поиграем.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь
Бумажное пальто
Бумажная газета
Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее беречь бумагу и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки.
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.
Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.
Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.
Материал: Ноутбук, экран, заготовка прямоугольной формы (улей). Презентация. Раздаточный материал по количеству детей: полоски черного и желтого цвета размером 2×15 см., бумага квадратной формы желтого цвета размером 2×2,бумага прямоугольной формы желтого цвета, сложенная пополам 3×6 см., клей, ножницы, салфетки, фломастеры.
Дети проходят в группу.
Воспитатель: Проходите, ребята, присаживайтесь. Все удобно сели? Ребята, а где Вася?
Ответы детей: Вася заболел.
Воспитатель: Как жаль, ребята, что Вася заболел. А как вы думаете, как себя чувствует больной человек?
Ответы детей: У него температура, жар. Ему плохо.
Воспитатель: Вы правы, наверное, ему грустно, одиноко одному. Ребята, хотела вам сегодня сказку рассказать, но сейчас у меня возникла другая идея. А давайте, мы все вместе сделаем Васе подарок. Он обрадуется, у него поднимется настроение и он быстрее поправиться.
Ответы детей: Давайте. Он очень обрадуется.
Воспитатель: А из чего можно сделать подарок?
Ответы детей: Из бумаги, из ткани, из коробок.
Воспитатель: Давайте сделаем из бумаги. А интересно, бумага всегда была?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Нет, ребята, бумага, на которой мы сегодня пишем, рисуем, появилась не сразу. А как все было, я вам сейчас покажу.
Рассказ воспитателя сопровождается презентацией.
В начале, были камень и глина. Глиной писали на камне. Затем появились деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Позже появился папирус. Растение разрезали, складывали друг на друга, смазывали клеем, сушили на солнце и после сворачивали в трубочки. Время шло, люди стали использовать шкуры животных (телят и овец). Материал для письма назывался пергамент. И только потом появилась бумага – самый удобный материал для письма. Как вы думаете, для чего можно использовать бумагу?
Ответы детей: Для рисования, письма. В нее можно заворачивать игрушки, продукты. Делать из бумаги игрушки…
Итог беседы. Педагог подводит итог беседы.
Воспитатель: Мы с вами уже сказали, что из бумаги можно сделать красивые подарки. Посмотрите, пожалуйста, у меня есть вот такая заготовка (улей).
Как вы, думаете, чтобы это могло было быть? На что она похожа?
Ответы детей: На домик для пчел.
Воспитатель: Правильно. А как называется домик для пчел? Кто знает?
Ответы детей: Улей.
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем пчел из бумаги, посадим их в этот улей. У нас получится замечательный подарок для Васи?
Ответы детей: Давайте!
Воспитатель: А вы умеете делать пчел? Я вас сейчас научу.
Показ образца: Вот такую пчелу каждый из вас будет делать. Давайте ее рассмотрим. Что у нее есть? (туловище, голова, крылья).
Для того чтобы сделать туловище, необходимо изготовить вот такую гармошку. Для этого мы берем две полоски бумаги: черного и желтого цветов. Черная полоска бумаги лежит на столе вот так – горизонтально, а желтая – вертикально. Конец полоски черного цвета намазываем клеем и приклеиваем к нему к нему конец желтой полоски, совмещая при этом углы и стороны. Теперь нижнюю полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. Затем желтую полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. И так по очереди складываем полоски, пока не получится гармошка. Туловище готово.
— Аня, из какой фигуры будем вырезать голову?
Ответы детей: Их желтого квадрата.
Воспитатель: Хорошо. Расскажи ребятам, как это сделать (педагог привлекает детей к объяснению уже знакомых способов вырезания).
Воспитатель: А как крылья будем вырезать? Сколько крыльев должно получиться? Бумагу держим вместе, не разворачивая (вырезание из бумаги, сложенной пополам).
Ответы детей: Склеиваем детали вместе.
Воспитатель: Правильно. Голову приклеиваем к передней части туловища. Крылья где? По краям туловища с двух сторон. Ну что все понятно? У кого возникнут трудности, я обязательно помогу. Я думаю, что вы все прекрасно справитесь.
Физкультурная минутка:
Полетели наши пчелки
Собирать нектар с пыльцой.
Жу-жу, жу-жу.
Над цветами я кружу.
Хоть наша пчелка и мала,
Но велики ее дела.
Немного времени пройдет,
И будет самый сладкий мед.
Перед началом работы необходимо вспомнить правила работы с ножницами.
Дети приступают к выполнению задания. Педагог оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.
Каждый закончивший работу, несет свою пчелку к улею, убирает рабочее место и оказывает помощь другим детям.
Итог: Дети сидят за столами.
Ну что, ребята, вам нравиться наша поделка? Как вы думаете, Васе она понравится?
Да, понравится.
Я думаю, она ему поднимет настроение, и он очень скоро поправится. Сегодня вечером я передам наш подарок Васе. Всем спасибо.
Список использованной литературы:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из фольги: Методическое пособие для ДОУ и начальной школы. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 128с. – (Серия «Вместе с детьми»).
2. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 64с. – (Серия «Библиотека воспитателя»).
3. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).
Видео занятия Самоанализ педагогаПри планировании непосредственно-образовательной деятельности, я определила решение следующих задач:
Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.
Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.
Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.
Но главная моя цель — создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки. Сам сюжет занятия завязан на оказании помощи больному товарищу, что стало хорошей мотивацией к предстоящей деятельности. При подаче познавательного материала о бумаге, использовала презентацию. Думаю, что это был более эффективный метод, чем, допустим традиционная беседа с рассматриванием иллюстраций. Дети с интересом смотрели презентацию, и, что меня порадовало, без всякой предварительной работы ответили на все вопросы. Если взять во внимание, что это дети с ЗПР, тем отраднее. Значит, материал был воспринят и понятен.
При изготовлении пчелки я использовала схему — подсказку, гармошки из бумаги — частичный показ, т. к. здесь цель была закрепить ранее полученные знания. Как вырезать круг из квадратного листа бумаги, а также технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, рассказали сами дети. Эти способы вырезывания из бумаги им хорошо знакомы и моя цель была их закрепить.
Физминутка способствовала не только смене статического движения, но и доставила детям радость.
В ходе самостоятельной деятельности детей, я старалась создать ситуацию успеха тем детям, которые испытывали трудности. Ненавязчиво направляла, помогала, ведь главное – чтобы каждый сделал свою пчелку.
Дети хорошо справились с поставленной задачей. Каждый самостоятельно сделал свою поделку, и в общем получилась общая коллективная работа. Желание помочь больному другу, чувство сопереживания объединило ребят в общем порыве. При рассматривании общей композиции, дети эмоционально реагировали на поделку, каждый хотел рассказать о своей пчелке. Один ребенок не справился с заданием и приклеил своей пчелке квадратную голову. Этот мальчик изначально не желал участвовать в нашей общей деятельности. Причина в личном непринятии болеющего ребенка и в открытом конфликте между ними. Это открытая провокация, протест и желание привлечь к себе внимание, а ни незнание приемов вырезывания. Общими усилиями мы выяснили, что в природе не встречаются такие пчелы. И голова у нее все-таки должна быть круглой. Из ответов детей я выяснила, что занятие ребятам понравилось, предлагаемый материал усвоен.
Управление образования администрации г. Валуйки и Валуйского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников
Методическая разработка
«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»
Список используемой литературы
1. Дубровская к творчеству. – Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002
2. теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: «Академия», 2002
3. Покровская у младших школьников представлений о геометрических фигурах. – М., 2003
4. Ремезова конструировать.- М.: «Школьная пресса», 2004
5. Селевко развивающего обучения. – М.: Школьные технологии, 1986
6. Сиротюк детей с учетом психофизиологии. – М., 2000
7. Тюфанова. И.В. Мастерская юных художников.- Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002
8. , Барылкина мероприятия, - М., 2005
Приложение 1
Примерный конспект занятия
«Цирковой клоун»
Программное содержание. Продолжить знакомство с техникой сминания и разрывания бумаги. Показать, что эта техника может быть использована для изготовления не только целостных предметов, но и их деталей. Формировать умение выбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки.
Подготовка к занятию . Из расчета на каждого ребенка педагог готовит мягкую бумагу типа папиросной, салфеточной, туалетной, гофрированной разных цветов и размеров; картонную фигурку клоуна высотой не менее 40-50 см; корзинку высотой 12-15 см.
Ход занятия.
Звучит музыка В. Шаинского «Цирк», под которую появляется фигурка клоуна.
https://pandia.ru/text/78/277/images/image014_21.jpg" width="420 height=312" height="312">
Композиция на доске к игровой ситуации «Как Гном чинил свой дом»
Сказал однажды Кукле Гномик:
«Построил я квадратный домик,
Но в дождик с крыши - вот беда -
Стекает в комнату вода.
Повсюду плавает посуда,
Меня измучила простуда,
А мой жилец и друг Паук
Сушиться убежал на юг».
«Постройки с треугольной крышей, -
Сказала Кукла, - суше, выше.
К тому же, Гном, для Паука
Нет места лучше чердака».
Глаза у Гнома загорелись,
Воскликнул он: «Какая прелесть!
Ты, Кукла, можешь подсказать,
Где мне такую крышу взять?»
И Кукла помогла советом:
Не маленький - размером с дом.
Нашел? Теперь запомни, Гном:
Квадрат сгибаем осторожно,
Чтоб пара противоположных
Углов сложилась, и смотри -
Углов-то сколько стало? Три!
Теперь на домик ставим крышу…
Постой, я чей-то топот слышу!»
И Гном сказал: «Паук - друг мой
Уже торопится домой».
Во время чтения стихотворения педагог показывает процесс складывания квадрата по диагонали. После этого он предлагает детям сложить имеющиеся у них квадраты, повторяя 2-3 раза описание способа (выделенное четверостишие). Важно, чтобы дети запомнили это описание и могли пользоваться им в дальнейшем для воспроизведения данного способа складывания квадрата в других ситуациях.
А потом, после того как все дети сложат квадрат, педагог предлагает вместе с ними определить, что можно сделать для Куклы и Гнома из полученных треугольников. Он приставляет этот сложенный квадрат к разным частям тела предложенных игрушек (голова, лицо, туловище) и при этом говорит детям: «Для Куклы можно сделать косынку, воротничок и фартучек; для Гнома - шапку и бороду». Затем педагог дает каждому ребенку плоскостную фигурку (Гном или Кукла) и предлагает сделать для нее одну из названных поделок - «опредметить» полученную фигурку. Например, чтобы получить косынку или воротничок, нужно «надеть» треугольник на голову или плечи Куклы и склеить его углы, а для изготовления шапки, бороды Гнома - приставить треугольник к голове или подбородку и сначала отогнуть его углы назад, потом склеить их; так же отгибаются назад и склеиваются углы. Поделки из квадрата сложенного по диагонали
Помимо этих фигурок педагог раздает детям еще несколько дополнительных деталей: мелко нарезанную бахрому, блестки из фольги, мелкие разноцветные бумажные кружки - и спрашивает, как все это можно применять в их поделках. Некоторые дети предлагают использовать бахрому для бороды Гнома; блестки для фартука Куклы; кружки для украшения фартука и косынки (как горошки); блестки на бороду Гнома - будет как Дед Мороз, бахрому на фартучек и т. п.
Педагог поддерживает все предложения детей и просит их наклеить дополнительные детали. Используя одни и те же детали
Приложение 4
Примерный конспект занятия
«Волшебные цилиндры»
Программное содержании: Познакомить со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.
Подготовка к занятию: Педагог создает на доске предметно-игровую среду: плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. Заранее готовит фигурки цирковых животных, выполненные на основе цилиндра. Также подбирается ряд поделок-образцов. Для каждого ребенка готовится следующий материал: квадраты из писчей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется воспитателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать различные поделки.
Ход занятия .
Педагог обращает внимание детей на фигуры, расположенные на доске и начинает рассказ.
В поселке том, где жили гномы,
Дома, поляны и дубы,
И грядки, и в лесу грибы.
Коровы, козы, даже кошки -
И те смотрелись как лепешки...
И вот сюда из-за морей
Приехал как-то Цирк зверей.
А в нем слоны, собаки, выдры
Похожи были на цилиндры.
Увидев их, подумал Гном,
Что зверь такой украсит дом.
Послал он Кукле телеграмму,
Где слезно просит эту даму
Решить задачу: как ему
Цилиндры сделать самому.
И Кукла Гному отвечала
«Берем простой квадрат сначала,
Прямоугольник мастерим.
Теперь работать будем с ним.
Прямоугольник, не сминая,
В цилиндр закрутим, понимая,
Что две коротких стороны
Друг друга перекрыть должны».
«Пустяк», - подумал Гном. В субботу
Он смело взялся за работу.
Собачку сделал. И она
Была размером со слона.
Читая стихи, педагог показывает фигурки животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрирует преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем предлагает детям самостоятельно повторить эти действия и запомнить их словесное описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза. Далее показывает заранее приготовленные образцы поделок из цилиндров (без объяснения и показа процесса их изготовления) для выбора объекта предстоящей работы.
Приложение 5
Примерный конспект занятия
«Волшебное превращение круга»
Программное содержание: Продолжать знакомить со способами техники бумажной скульптуры. Показать детям способ закручивания круга в конус («низкий конус). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.
Подготовка к занятию: Педагог располагает на одной стороне доски несколько кругов разной величины (диаметры - 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой - конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по нескольку кругов различного диаметра (от 3 до 5 - 9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие материалы.
Ход занятия .
Педагог обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на доске, и начинает рассказывать забавную историю.
«Был летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется интересная фигура - конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!». Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?». Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус».
«Как же тебе это удалось?» - спросили круги. «Очень просто», - отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:
Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка.
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.
(Показывает этот процесс).
И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?». А маленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».
Затем педагог предлагает детям закрутить круг в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных «низких» конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее педагог показывает несколько готовых поделок..jpg" width="235" height="240 src=">
По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.
Анкета
Участника II этапа областного конкурса методических разработок
(работа на 1 этапе заняла 1-е место)
1. Фамилия, имя, отчество (полностью)
__________________________________
2. Название методической разработки
3. Должность
4. Полное название образовательного учреждения, его номер
5. Адрес образовательного учреждения
6. Домашний адрес с почтовым индексом
309996 Белгородской обл. г. Валуйки ул. Народная 12
Председатель оргкомитета (подпись)
Рецензия
на методическую разработку
1. Фамилия, имя отчество рецензента (полностью)
2. Должность, место работы
Педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Валуйской городской станции юных техников
3. Название методической разработки
«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Полное название образовательного учреждения, его номер
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников
7. Адрес образовательного учреждения
Белгородская область г. Валуйки ул. Степана Разина 10
Отзыв рецензента.
Рецензент _________________
Анализ
рецензирования и оценки методической разработки
« Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»
Педагог дополнительного воспитания Муниципального образовательного
учреждения Валуйской городской станции юных техников
Характеристика методической разработки | оценка в баллах |
|
Новизна и современность | ||
Глубина раскрытия темы | ||
Направленность на рационализацию образовательного процесса, активизацию познавательной деятельности обучающихся | ||
Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся | ||
Творческий подход к составлению разработки с учетом личного или заимствованного опыта, подкрепленного конкретными примерами. | ||
Возможность применения в образовательном процессе (общественно полезная направленность) | ||
Наличие иллюстрированного материала, его целесообразность, содержание и качество исполнения | ||
Краткость, аккуратность, стиль изложения, отсутствие стилистических и грамматических ошибок | ||
Наличие плана разработки | ||
Наличие рецензии | ||
Наличие списка использованной литературы | ||
Детское конструирование из бумаги очень важная деталь в гармоничном развитии ребенка. В работе с бумагой детям прививается эстетический вкус, они учатся составлять композиции, подбирать детали по цвету и форме, а также развивают мелкую моторику и мышление.
Конструирование – сборка новогоОт латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование из бумаги имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Детское конструирование из бумаги может быть:
- конструированием по образцу;
- конструированием по форме;
- конструированием по теме или замыслу.
Самый простой вид конструирования: по образцу . Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. В основе этой техники лежит обращение к примеру – образцу. Малышам предлагается рассмотреть готовый образец изделия, сравнить его с готовыми деталями на столах. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок. Малыши учатся собирать из деталей целое, а также осваивают приемы работы с клеем и ножницами.
Конструирование по форме
предполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Этот вариант конструирования доступен дошкольникам 4-5 лет. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. Оставляет эти картины в пределах видимости ребенка. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.
Самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме . Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги.
Конечно, конструирование из бумаги с ребенком – процесс трудоемкий, особенно, если речь идет о малыше 2-3-х лет. В первую очередь взрослому надо помнить, что игра в таких занятиях – первична, результат работы с бумагой – вторичен. Не ругайте малыша за кривые детали, или неправильный захват ножниц. Не ждите от готового изделия художественного оформления. С малышом 2-3-х лет можно вырезать полоски из цветной бумаги, составлять из них незамысловатый рисунок, и обязательно хвалить ребенка за результат.
Моя дочь очень любит вырезать. Для ребенка ее лет (3 года) процесс вырезания гораздо важнее полученного результата. Дочка с удовольствием нарезает полосочки, кружочки и треугольники. Если задуманная фигура получается у нее с первой попытки – радости нет предела.
Обычно я заготавливаю лист с размеченным образцом, а также шаблоны, которые мы с дочкой обводим вместе на бумагу. Ребенку трех лет удобно вырезать небольшими ножницами с округленными концами. Самые любимые детали в конструировании из бумаги у моей дочки: гирлянды елочек, человечков, бабочек и т.д. С возрастом первичность игры уступает место художественному замыслу. Ребенок 4 лет может самостоятельно оценить предполагаемую композицию, а также подобрать нужные цвета для запчастей. Игра продолжает быть важным элементом в детском конструировании из бумаги, но теперь обыгрывается не цель, а выполнение задания.
Перед началом конструирования из бумаги с детьми, стоит убедиться, что рабочее место организованно верно. Проверьте, наличие на детском столе всех нужных инструментов: ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, или клей ПВА с кисточкой, карандаш простой, белый лист-основание, или лист плотного картона.
Внимание!
- ножницы для работы с бумагой должны быть с округлыми концами;
- для маленьких детей стоит выбирать небольшие ножницы с удобными ушками под пальцы;
- если вы планируете работать с клеем ПВА, приготовьте под него небольшую емкость и специальную кисть, так ребенку будет удобней распределять клей по поверхности изделия;
- не используйте в работе материалы, оставляющие цветной след на руках, или обладающие специфическим запахом! Не рискуйте здоровьем вашего малыша.
Перед началом занятия убедитесь, что рабочая поверхность достаточно освещена, приготовьте для ребенка фартук и нарукавники. Так вы защитите одежду от клея или от нечаянного “прорезывания”.
Разные техники конструирования из бумагиДетское конструирование из бумаги имеет особое значение для подготовки ребенка к школе. Чем раньше вы обратите свое внимание на этот вид прикладного искусства, тем быстрее ваш малыш научится различать материалы, видеть цельную композицию в деталях, а также научится крепко держать в руке ножницы и карандаш. С детьми 2-3 лет используйте самые простые техники. Как то: наклеивание на лист цветных квадратов, треугольников, составление из этих фигур картинок, конструирование простейших узоров. Один из доступных способов конструирования для малышей – складывание фигур из бумажных заготовок, или оригами .
Оригами – древнейшая техника конструирования из бумаги. Она позволяет концентрировать внимание малыша, развивает память, тренирует мышление, а также способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с дальнейшим умением писать и влияет на развитие речи малыша.
С детьми 2-3-х лет можно сложить из бумаги фигуры животных, фонарик, или кораблик. Дети более старшего возраста могут справиться со сложными фигурами оригами, например сложить журавля или цветок лотоса.
Еще одна интересная техника работы в детском конструировании из бумаги: разрывание
и сминание
.
Эта техника на первый взгляд довольно примитивна, но на самом деле несет несколько развивающих аспектов. Порвать бумагу в мелкие клочки, или смять большой лист в комочек – развитие мелкой моторики пальцев рук, а также способ снятия накопленного стресса.
С помощью такой техники можно создавать объемные картины, или необычные коллажи. Сминание и разрывание доступно малышам с самого раннего возраста, но и дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике.
Необычная, но очень яркая и любимая детьми техника конструирования из бумаги - форматное конструирование . Это практически создание объемной фигуры из шаблонных заготовок. В форматном конструировании есть одна особенность: многослойность деталей.
Что это значит? Каждая деталь имеет до трех-пяти копий, большего формата. Детали могут копировать форму своей предшественницы, а могут иметь некоторые свои особенности.
Одна из моих любимых техник детского конструирования из бумаги – бумажная скульптура . В ее основе лежат сразу несколько методов работы с бумагой. Это и сминание, и вырезание по шаблонам, и даже создание фигуры в стиле папье-маше. Дети всех возрастов очень любят бумажные скульптуры и охотно занимаются этим видом конструирования из бумаги.
Бумажные светильники студии “Papier à Êtres”
Лошадка из папье-маше. Наш мастер-класс
Самое удивительное, и в некотором смысле – приятное: практически все поделки из бумаги, которые вы создадите с ребенком можно удачно вписать в интерьер его комнаты.
Картины одной тематики – на стены, объемные фигуры приспособить под полезные функции.
Например, снеговик из мятой и прессованной бумаги может стать неплохой подставкой под сотовый телефон, или стакан – бумажная скульптура – чем не подставка под карандаши и ручки.
Другими словами, детское конструирование из бумаги носит не только развлекательный характер. Оно положительно влияет на умственное развитие вашего ребенка, формирует навыки работы с инструментами, бумагой и формами, а также служит неплохим декоративным материалов в организации пространства детской комнаты.
В обучении конструированию из бумаги решаются следующие общие задачи:
1. Учить дошкольников анализировать образец: выделять форму листа бумаги, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, части, детали и др.
2. На основе анализа учить ребят планировать процесс создания поделки, контролировать свою деятельность.
3.Учить детей выполнять поделки по рисунку, по фотографии.
4. Формировать обобщенные способы работы с бумагой.
5. Учить детей украшать поделку, используя навыки, полученные в аппликации; развивать художественный вкус.
6. Развивать у дошкольников творческое отношение к конструированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности; переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание; комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности поделки.
Занятия по конструированию из бумаги начинают проводить со средней группы. Первые поделки выполняются на основе деления прямоугольника или квадрата пополам (альбом, флажок, домик и т.д.).
Педагог, меняя содержание поделки, ведет детей к обобщению, вычленению общего способа, созданию поделок.
На 1-м занятии педагог знакомит детей со способом работы: делением прямоугольного листа бумаги пополам. Для этого лучше всего предложить им сделать флажок из бумаги разного цвета на выбор. По окончании работы все флажки нанизываются на нитку и получается разноцветная гирлянда, радующая детей. Флажок можно даже не украшать, чтобы ничего не отвлекало детей от усвоения способа действия.
На 2-м занятии воспитатель предлагает детям сделать домик с двумя окнами (по одному на каждой стороне). Его задача - помочь детям увидеть, что домик сделан тем же способом, что и флажок, развертывая образец поделки и накладывая их один на другой. Для этого важно, чтобы размеры листа бумаги были одинаковыми и совпадали. Педагог побуждает детей проговаривать действия, которые нужно выполнять: «Что мы делали с прямоугольником, чтобы получился флажок?» (Сгибали пополам.) «Что мы сделаем с прямоугольником, чтобы получился домик?» (Согнем пополам.) Каждому ребенку для работы дается бумага разного цвета. По окончании работы дети устанавливают общее в работе (способ выполнения) и различное (цвет).
На 3-м занятии закрепляется знание способа действия: детям предлагается сделать вагончик. Рядом с его образцом находятся образцы домика и флажка. Дети находят общее и различное. Колеса вагончика в зависимости от умений дети получают готовые или вырезают сами.
В дальнейшем педагог представляет детям возможность выбирать вариант поделки в одной из серий («Транспорт», «Животные», «Дома», «Человек»). Выполненные одним способом, они отличаются цветом, величиной (высотой, длиной, шириной), количеством деталей, разными украшениями.
Задача педагога состоит в том, чтобы в конечном итоге ребенок мог самостоятельно выполнить желаемую поделку усвоенным способом, т.е. мог перенести этот способ на любое содержание.
Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувство цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке выразительность.
В среднем дошкольном возрасте дети могут усвоить и другой способ создания конструкции из бумаги: деление прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе получаемого таким способом куба и бруска (в зависимости от ширины прямоугольника) можно сделать дома, машины, мебель, животных, человека. В каждой из этих серий есть множество вариантов. Работа с детьми строится по тому же принципу, что и в вышеприведенном примере.
Сначала дети знакомятся с самим способом работы, поэтому содержание поделки максимально простое, например четырехгранный фонарик (детали для украшения можно дать готовыми). Затем на содержании разных серий поделок дети вычленяют и обобщают способ их создания и выходят на вариативный уровень самостоятельной работы. Следует подчеркнуть, что в работе данным способом желательно отгибать части прямоугольного листа бумаги именно по пунктирной линии (а не произвольно). Во-первых, это ориентир для ребенка в том, что работать следует именно этим способом (а не делить прямоугольник пополам), во-вторых, это подготавливает ребенка к восприятию чертежа, где пунктирная линия будет обозначать сгиб.
К концу среднего или в начале старшего дошкольного возраста возможен переход к созданию поделок на основе чертежа. Прежде всего детей нужно научить ориентироваться в чертеже: какие линии начерчены, где они пересекаются, какой они длины (длинные, короткие), сколько сплошных линий, сколько пунктирных. Надо, чтобы дети показывали линию на чертеже, проводя по ней (по всей длине) пальцем, а также показывали точку пересечения линий. На первых порах можно предлагать дошкольникам ставить карандашом точку поярче, объясняя, что разрезать нужно точно до нее, нельзя делать разрез дальше или ближе.
Следует предусмотреть усложнение чертежа: сначала это чертеж полого куба. На этой основе можно сделать множество игрушек, меняя величину и цвет, дополняя разными деталями: мебель, фигурки животных, кубы-вкладыши, пирамиду, дом, корзинки двух видов, вагончики, тележку. Затем можно предложить чертеж полого параллелепипеда с квадратным основанием (бруска). Он послужит основой для разнообразного транспорта, мебели, животных, человека, домов и др.
Занятия с чертежом строятся таким образом, чтобы дети усвоили принцип работы с чертежом и самостоятельно «читали» его обозначения: сплошная линия обозначает разрез, прерывистая (пунктирная) - сгиб, штриховка - намазывание клеем. Детям надо объяснить названия линий и правила работы с чертежом: разрезать точно до пересечения линий, сгибать точно по линии, намазывать точно по обозначениям. Педагог устанавливает связь между выполнением правила и получаемым результатом. С усложнением чертежа создаются условия для переноса умения читать один чертеж на другой, более сложный.
Важнейшая задача педагога - подвести детей к обобщению: на основе полученного из чертежа куба, брусочка, кирпичика (полых и закрытых форм) можно сделать разнообразные игрушки.
Воспитатель строит работу не по линии расширения содержания поделок, а по линии усложнения чертежа и изменения получаемой из него формы - основы поделок. Старшие дошкольники уже имеют опыт конструирования из бумаги и способны вычленить общий способ создания поделки, анализируя образцы разного содержания.
Вариативность поделок возрастает с накоплением опыта чтения разных чертежей и комбинирования получаемых из них форм.
В подготовительной группе возможна коллективная работа по чертежам на картоне больших размеров. Дети делают мебель для кукол и украшают ее («делают обивку»), придумывая композицию для аппликации; частично надрезая картон, делают дома с открывающимися дверями, окнами, строят город для кукол и т.д.
Старших дошкольников нужно научить делать игрушки на основе конуса. Педагог знакомит их с разными вариантами изготовления самого конуса: его можно сделать широким из круга, разрезав по радиусу; из полукруга - узкий, высокий (полукруг можно получить, разрезав круг пополам). Крут и полукруг для конусов дети старшего возраста могут сделать сами, срезая ножницами углы квадрата или прямоугольника. Нужно научить ребенка делать круг с помощью нитки и карандаша.
На основе конуса можно сделать фигурки животных и человека. Педагог показывает, как соединить туловище (конус) с головой. Выразительность поделки разная, в зависимости от способа изображения головы.
Она зависит также и от особенностей конуса (широкий - узкий). Старшие дошкольники владеют разными способами вырезывания и могут разнообразно украшать поделки.
Забавные игрушки разного содержания можно получить на основе цилиндра. Выразительность и вариативность игрушек, созданных таким способом, как и на основе конуса, зависит от особенностей основы (цилиндра), особенностей используемых деталей и украшений.
Методы обучения
Обследование широко применяется как метод, помогающий ребенку в создании конструкции или аппликации. Обследуя с детьми предметы народного творчества, педагог обсуждает технику их исполнения, орнамент и его детали, характерные цвета и их сочетание. Все это помогает детям выбрать свой вариант работы.
Обследуются и живые объекты. Например, перед занятием «Я вижу бабочку» (материал - сухие листья) целесообразно рассмотреть с детьми комплект цветных фотооткрыток «Бабочки», обратив внимание детей на строение (основные части тела) бабочки: туловище, голова, крылья, лапки, вместе с детьми установить, какой формы каждая из частей тела, таким же образом рассмотреть иллюстрации других животных.
Анализ образца, выполненного педагогом . Образец чаще дается в младшем возрасте. С его помощью дети видят конкретный результат, который нужно достигнуть. Он помогает конкретизировать задачу, характер и последовательность действий, необходимых для ее решения.
В младших группах педагог вначале сам задает вопрос и сам называет внешние свойства основы и деталей в аппликации или конструкции (цвет, форма, величина). С усвоением детьми знаний о сенсорных эталонах воспитатель опирается на опыт детей и задает им вопросы. Нельзя злоупотреблять образцом. Так, в предметной аппликации дошкольникам для анализа представляются натуральные предметы - игрушки: неваляшка, домик, елочка и др. Его обследование строится так же, как и в изобразительной деятельности. В соответствии с результатами анализа -вычленением свойств предмета и их расположением - дети отбирают или вырезают нужные формы и выкладывают из них предмет для наклеивания.
Как можно раньше, как только дети освоят основные сенсорные эталоны, нужно предоставить им возможность самим выбирать цвет, размер, основу для наклеивания и т.д. Неваляшку, например, можно наклеить на прямоугольник, круг, овал и т.д. Она может быть большего или меньшего размера, разного цвета.
В старшем возрасте необходимо научить детей анализировать натуральные изделия как с точки зрения их изобразительных особенностей, так и с точки зрения способов создания:
Определить основу (общий способ) создания изделия;
Определить, из какого материала (или нескольких) оно выполнено и каковы его свойства;
Определить технику создания деталей;
Определить технику прикрепления деталей к основе и др.
Это важно для последующей самостоятельной деятельности, в которой педагог может представить детям разнообразие натуральных изделий или альбом с рисунками, фотографиями различных аппликаций или конструкций из различных материалов.
Анализ бумажных конструкций, имеющих очень условное изображение предмета (например, животного на основе конуса), требует отвлечения от реального его строения и вычленения самого главного, характерного, чтобы предмет стал узнаваемым.
В младшем возрасте для анализа детям предлагают образец конкретного предмета, выполненного взрослым.
Обследуется его изображение: сначала главная часть (основа конструкции) и ее характерные свойства, затем детали и их характерные свойства, месторасположение деталей на основе. Наиболее характерными свойствами конструкции являются форма, величина и пространственные отношения между деталями. Цвет может быть разным, и потому в анализе педагог не фиксирует на нем внимание, например в конструкциях домов, мебели.
Дети очень рано, уже к 7 годам, могут рассматривать предметы в их взаимосвязи и находить общее. Поэтому педагог наряду с обследованием изображения ставит и другую цель обследования: обнаружение способа создания основы конструкции. Для этого нужны практические обследовательские действия. Основа первых конструкций - разделенный и согнутый пополам прямоугольник или квадрат. Обследовать изделие и обнаружить способ его создания можно путем наложения листа бумаги на развернутую поделку (они совпадают). Подобным образом обследуются и другие конструкции. В дальнейшем педагог будет закреплять знание о способе создания основы для поделки и обследование может быть частичным, имеющим целью лишь обнаружение способа создания поделки.
Начиная со средней группы возможен анализ серии образцов, выполненных одним способом. Например, несколько разных по содержанию поделок из конуса, цилиндра, из одного и того же чертежа; или несколько плетеных из бумажных полосок предметов; несколько мягких игрушек из набитых ватой помпонов и т.д. Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленить обобщенный способ их создания.
Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Например, воспитатель подводит детей к выводу: главное - научиться читать чертеж, слушать линию, которая всегда говорит, что с ней надо сделать (разрезать или согнуть). Тогда получится волшебный кубик (брусок) и т.п., который может превратиться в любое животное, предмет мебели, машину и т. п. Вычленить обобщенный способ можно, анализируя не только готовые непосредственно представленные образцы, но и изображенные на рисунке, фотографии. Если это плоскостные поделки (например, различные аппликации, сшитые или тканые изделия, вышивки), то дети не испытывают особых затруднений в вычленении общего способа их создания. Но если на рисунке или фотографии поделки объемные (из бумаги, сшитая набивная игрушка и т.п.), то детям значительно труднее обнаружить способ их изготовления. Поэтому вначале детям предлагают для анализа готовые объемные образцы, а затем демонстрируют в рисунках или фото разнообразие содержания данного вида работ.
Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Совершенно неважно, какой, например, конкретный сказочный домик (животное, транспорт и т.д.) решат делать дети, способ его создания один. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.
Впервые знакомя детей с новым обобщенным способом работы, важно предоставить для выбора такие поделки, которые не содержат много деталей, не требуют особых украшений. Это поможет максимально сосредоточить внимание детей на самом способе работы.
Например, из чертежа полого параллелепипеда (брусочка) можно сделать транспорт, животных, мебель и др. Но чтобы сосредоточить внимание детей на чтении чертежа, педагог предлагает выбор из предметов мебели, не требующих особых украшений. А затем ситуация усложняется: выбор может быть в пределах одной серии поделок, выполненных одним способом. В данном случае постепенно увеличивается число свойств, которыми отличаются поделки. Это характерно для работы с детьми младшего и среднего возраста. Приведем пример. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии «дома» можно предложить детям в усложнении следующие варианты:
Домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета, детям надо выбрать цвет бумаги;
Домики разного цвета и разной высоты (высокий, низкий); дети выбирают цвет и длину прямоугольника;
Домики разной высоты, цвета и ширины; дети ориентируются на учет всех трех свойств.
Также имеют свои варианты серии «Транспорт», «Животные».
Отсюда ясно, что ребенку необходимо предоставить возможность выбирать и материал. Поэтому набор материала должен быть разнообразным по свойствам и в количестве большем, чем необходимо для конкретной поделки. В таком случае ребенок поставлен в ситуацию сознательного выбора материала, необходимого для реализации цели.
Для анализа могут быть представлены поделки из разных серий, имеющих один способ создания. Например, на основе конуса воспитатель представляет поделки животных, людей и др. В результате у детей появляется перспектива более широкого разнообразия содержания работ на данном занятии и в последующей самостоятельной деятельности.
Когда у детей накопится опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить ребенку возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, воспитатель представляет детям объемные фигурки животного из бумаги на основе куба, брусочка, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Таким образом педагог учит замысливать, что и каким способом он будет делать.
Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. В результате работа каждого ребенка индивидуальна.
Варьируя анализ образцов, педагогу важно учитывать индивидуальные возможности детей. Так, для одних нужен образец готовой поделки, для других можно дать сразу фотографию или рисунок. Одним для выбора способа создания поделки нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны, и т.д.
В художественном ручном труде ребенку небезразлично качество результата. Его не устраивает плохо сделанная вещь. «Неаккуратно, плохо получилось», - разочаровывается ребенок. И уже с опаской, неуверенно действует в дальнейшем, а то и отказывается от работы. Поэтому важно сразу формировать рациональные действия.
Основными методами формирования рациональных действий являются показ и объяснение.
Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:
Четко представлять алгоритм рационального действия;
Обеспечить совершенствование действия по линии осознанного и самостоятельного его применения;
Помочь детям осуществить перенос усвоенного действия одной конкретной поделки на другую; с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;
Выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Внимание ребенка при выполнении работы часто бывает направлено на результат действия, а не на способ его выполнения. Например, сгибая лист бумаги пополам, ребенок не совмещает углы, проглаживает ладонью, а не пальцами хаотичными движениями, не прослеживая всей длины сгиба. Даже наблюдая правильные действия взрослого, дети часто воспроизводят их неправильно.
Поэтому при показе действий очень важно переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.
Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это отсутствие или недостаточность зрительно-кинестетического контроля за совершаемым движением.
Чтобы успешно преодолеть эту трудность, надо фиксировать внимание детей на рисунке движения рук, побуждать прослеживать глазами совершаемые движения (собственные и взрослого), учить подражать показываемому рисунку движения, развивать способность к подражанию.
Дети также затрудняются сравнивать особенности движений, оценивать их качества, отличать правильное от неправильного. Поэтому даже после показа и объяснения на первых порах могут совершать ошибки. Чтобы преодолеть их, нужно своевременно установить связь между характером движения и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.
Основным приемом показа нового действия, которое демонстрируется ребенку впервые, являются его расчленение на ряд последовательных операций, составляющих «алгоритм» этого действия. Очень важно помнить: то, что кажется простым и очевидным для взрослого, может быть сложным и скрытым для ребенка. Взрослому просто, например, разделить лист бумаги пополам. Но вот сколько последовательных операций, требующих определенных движений, содержит это действие:
Примеривание, целенаправленное совмещение углов и сторон;
Придерживание совмещенных сторон одной рукой (с определенным нажимом, чтобы не разъехались);
Проведение другой рукой сверху вниз до места сгиба и фиксация сгиба (кончиками пальцев, с определенным нажимом, чтобы не сдвинуть совмещенные стороны);
Проглаживание сгиба (движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям).
Расчлененный показ раскрывает ребенку последовательность и рисунок совершаемых движений рукой, инструментом.
Показ сопровождается объяснением. Чтобы заинтересовать детей рисунком движения, его можно обыграть. В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с названиями пальцев на руках. Это может помочь взрослому давать более точные указания к действию в игровой форме. Вот пример показа и объяснения рационального действия сгибания листа бумаги пополам.
«Жили-были братцы-пальчики, большой и указательный на левой руке, большой и указательный на правой руке. Они все вместе и дружно делали. Вот увидели они прямоугольном лист бумаги и решили его разделить пополам, на две одинаковые части. Братцы левой руки взяли лист за одну сторону листа поближе к углам, а братцы правой руки - за другую сторону листа и дружно потянули их вверх к другой такой же стороне. «Давайте, - говорят братцы-пальчики левой руки своим братьям на правой руке, - закроем белую сторону бумаги так, чтобы ее совсем не видно было. Примеривались-примеривались... и закрыли. Смотрите, совсем не видно. Постояли пальчики на уголках, а потом большой пальчик одной руки взял и шагнул в середину. Прижался к бумаге и стоит. Увидели его братцы-пальчики другой руки и убежали к нему. «Давай, - говорит большой пальчик указательному, - я тебя прокачу, вставай». Встал указательный пальчик на ножку, а большой пальчик его вниз, как с горки прокатил, до самого края бумаги. Крепко прижался и ждет братца с другой руки. Скоро и он пришел, постоял около и медленно пошел по самому краю в сторону до самого конца бумаги. Грустно одному, вернулся к братцу, говорит: «Теперь ты погуляй, только иди медленно, по самому краешку до самого конца и ко мне возвращайся». Прогулялся пальчик до края бумаги и пришел обратно... «Давай походим по сгибу на цыпочках», - говорит один пальчик другому. Встали пальчики на цыпочки точно на сгиб в середине и пошли в разные стороны. «Посмотри, - говорит один другому, - какой острый сгиб получился».
Показ и объяснение идут неторопливо, фиксируется направление движения пальцев на бумаге, положение пальцев и кисти руки, форма движения, результат, получаемый от движения пальцев. Братцы-пальчики присутствуют на каждом занятии, они по-разному гуляют по материалу без инструмента и с инструментом (с ножницами, с кисточкой, с иголкой).
В дальнейшем педагог побуждает детей использовать известный им способ действия без показа. Например, чтобы сделать одинаковые окна у автобуса или домика из одной полоски, педагог спрашивает детей, как это сделать. Опять можно использовать игровые приемы: Незнайка (или сам педагог) забывает, как действуют пальчики, чтобы точно пополам разделить полоску.
По отношению к некоторым детям, испытывающим затруднения в восприятии показываемого действия, следует использовать упражнение на основе подражания действиям взрослого. Педагогу нужно сесть рядом с ребенком, чтобы исключить «зеркальное»восприятие. Он медленно показывает и объясняет каждую операцию на своем материале.