Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну Толерантности» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе «П

Занятие – игра о толерантности

«Дружат дети на планете».

Подготовила и провела воспитатель 3»а» класса Клименко В.В.

Цель: развивать у учащихся навыки сотрудничества и толерантности; уважения прав и достоинства других людей.

Задачи: Познакомить учащихся класса с современными представлениями о толерантной коммуникации и возможностями овладения ею, раскрыть значение толерантности, интереса к другому человеку, взаимопонимания.

Ход мероприятия:

Воспитатель: В руках у меня любимая книга знакомого мне мальчика. Это книга сказок. Совсем недавно Кирюше я прочитала сказку, и у него возникли вопросы. Давайте вместе разберемся. Чтобы вы поняли, о какой сказке идет речь, я вам прочту отрывок из неё.

Воспитатель читает:

«Что и говорить! Серый утенок и впрямь не был красавцем. Правда, он ел больше своих братьев и рос быстрее, чем они. А плавал хоть куда! Да что толку? С ним никто не хотел играть – такой он был неуклюжий и неловкий. И все над ним смеялись. Даже петух однажды клюнул его:

- Экий увалень! Ко-ко-ко!

А гуси зашипели:

- Ш…ш…што за птица такая? Не поймеш..ш..шь

И только мама-утка порой утешала его:

- Бедный мой сыночек! Почему ты не такой, как все?!»

Воспитатель. Вы, конечно узнали, что это за сказка? О каком герое идет в ней речь?

Кирюше было жаль Гадкого утенка, и он задал вопросы:

Почему его все обижали и над ним смеялись? (ответы детей)

Посмотрите на доску и прочитайте название нашего занятия.

Слайд № 1 «Дружат дети всей земли»

Воспитатель. Ребята, а как вы понимаете слова: «Мы все такие разные, но мы вместе» ? (Ответы детей)

Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас банты красивые.

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

Встаньте ребята, которые занимаются спортом.

А теперь – те, кто занимается музыкой, танцами, пением.

Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

Слайд № 2. Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные.

Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим танцевать и есть конфеты, ездить на природу и в театры.

Сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о толерантности.

Слайд № 3. Что такое Толерантность?

Воспитатель. - Что такое Толерантность? (ответы детей)

Толерантность – это милосердие.

Толерантность – это доброта души.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение.

Толерантность – это дружба.

Толерантность – это терпение.

Воспитатель. – В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Слайды № 4, 5. «Толерантны ли вы?»

Воспитатель. – Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударишь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней и помириться.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты спешишь на день рождения к другу, а незнакомая бабушка у терминала попросила тебя помочь положить деньги на её сотовый телефон.

1. Ты уходишь, объяснив, что очень спешишь.

2. Ты помогаешь ей.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

Я рада, что все вы в основном поднимали красные кружки.

Воспитатель. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Толерантными могут быть не только люди. Но и герои наших любимых мультфильмов.

Слайд № 6. Толерантность в мультфильмах

Хотите узнать, кто они?

    Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Леопольд )

    Они дружно пели песню, лежа на солнышке. (Львенок и черепаха )

    Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки )

    Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (улыбка )

Молодцы!

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа!

Воспитатель . Ребята, а кто помог Крошке еноту добрым советом: пойти и просто улыбнуться? (мама) Мамы самые толерантные люди на земле. Они любят своих детей и помогают им всегда не зависимо от цвета глаз, волос и кожи, рода занятий, характера и возраста.

Воспитатель. Ребята, а я вам принесла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаю лепестки со словами – сострадание, нетерпимость, милосердие, доброта, злость, чуткость, уважение, доверие, понимание, эгоизм, равнодушие, грубость, непонимание , а они выбирают те лепестки, которые подходят к цветку толерантности .)

Что общего в этих словах? (они толерантны ) прикрепляю серединку, на которой написано слово толерантность. Наш цветок такой красивый и разноцветный.

Воспитатель. А оставшиеся лепестки почему не подходят? (эти слова не толерантные) Что можно с ними сделать?

Слайд № 7. Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

В школе, как и везде, все люди разные: маленькие и большие, худые и полные. Люди отличаются друг от друга национальностью, одеждой, привычками, но живут все вместе!

Какой можно сделать вывод? Я думаю, что нужно жить в мире и согласии друг с другом; не обижать другого человека только потому, что он отличается от нас.

А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!

Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках!

Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес добрые слова - комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца.

Давайте сыграем в игру "Комплимент ".

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я даю первому ученику сердечко и говорю комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.

Воспитатель . - Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?

Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? (Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили)

Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.

Слайд № 8

Воспитатель. - Ребята, будьте терпимее друг к другу.
Будьте толерантны. Дружите со всеми.

Конспект интегрированного занятия по формированию дружеских чувств и толерантных отношений в старшей группе «На что похожа дружба?»

Реализация содержания программы в образовательных областях: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие","Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, изобразительная.

Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Материалы и оборудование:

интерактивная доска, презентация, клубок ниток, карандаши, бумага.

Предварительная работа:

. Беседы на тему: "Что, значит дружить?", "Пословицы и поговорки о дружбе".

. Совместная музыкальная деятельность: слушание народной музыки, песен о дружбе народов.

. Физическая карта России - рассматривание.

Планируемые результаты:

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать благоприятный психологический климат группы

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

Задачи:

Уточнить и закрепить представление детей о дружбе

Вызывать желание дружить с детьми разных национальностей

Показать сходство людей разных национальностей

Внимательно и с уважением относиться друг к другу

Воспитывать уверенность в том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми .

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель - показывая презентацию:

Прекрасен горный край Кавказа - здесь разные народы

На крайнем севере у нас живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне. Вот рыболов тунгусский.

Но больше всех у нас в стране. Кого? Конечно русских.( Сергей Владимирович Михалков.)

Включает карту России.

Воспитатель:

Ребята, в какой стране мы с вами живем? .... А в каком городе?....

На берегу какой реки стоит наш прекрасный город?....

Наш Ростов- очень многонациональный город. Здесь живут не только русские, но и армяне, украинцы, грузины,корейцы, дагестанцы и многие другие народы. Но больше, конечно же, в нашей стране русских.

Посмотрите на доску - сегодня в гости к вам пришла девочка Даринушка и зовет вас отправиться в путешествие, в стародавние времена.

Продолжается презентация.

Русский быт…
У бревенчатой хаты
Россыпь ягод и
Грудой - грибы.
Дунул ветер.
Свеча, затухая,
Змеевидной дымкой чадит.(Наталья Гладмир)

Воспитатель:

Из чего строилась изба?.....

В избах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите этот предмет внутри избы.

Загадка.

Летом спит, зимой горит

Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)

В каждой избе была русская печь, она являлось не только местом для приготовления пищи, и домашнего очага, но и воплощала идею благополучия в доме, так же печь была «героиней» Русских народных сказок.

Назовите мне эти сказки:

(«Гуси лебеди», «Колобок», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»)

Воспитатель:

Отгадайте вторую загадку.

Загадка:

Ножек четыре, а шляпа одна

Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

А какой красивый русский народный костюм!

Косоворотка, штаны, белоснежная рубашка у мужчины, сарафан с вышитым узором -у женщины, а на головах кокошник и картуз.

По старой русской традиции на Руси,

встречают дорогих гостей - хлебом -солью.

Гость отламывает маленький кусочек хлеба,

Макает кусочек хлеба, его в соль и кушает.

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Дарина:

- Ребята, к вам в гости я пригласила свою подружку - украинку Наталю.

Посмотрите на ее национальный костюм. Он чем - то похож на наш русский.

Наталя: А я к вам гости пришла не с пустыми руками. Принесла игру "Скажи наоборот". Давайте поиграем?

Враг - Друг

Война - Мир

Ложь - Правда

Слёзы - Смех

Врозь - Вместе

Горе - Радость

Грубо - Ласково

Грустно - Весело

Жадный - Щедрый

Ссориться - Мириться.

Воспитатель:

А у нас для наших гостей тоже есть интересная игра. Поиграем?

Игра "Друг к дружке"

Ухо к уху;

нос к носу;

лоб ко лбу;

колено к колену;

локоть к локтю;

спина к спине;

плечо к плечу.

Воспитатель:

А вот еще один гость к нам пожаловал. Это - Сабир. Сабир в переводе на русский означает "терпеливый". Сабир к нам приехал из Дагестана. Он - Дагестанец. Посмотрите, какой у него красивый национальный костюм.

Сабир очень хорошо дружит с нашими девочками. Они часто играют в одну очень веселую игру: «Цекубачи» (способствует развитию речевого дыхания), по условиям этой игры, на одном дыхании нужно произнести как можно больше раз одно и то же слово «Ц!ек|у». Поиграем?

Воспитатель:

А вот и наш последний гость - девочка из Армении. А зовут ее Нарине.

Нарине:

Вот волшебный сундучок

В нем волшебный клубок

По дорожке доброты

Побежим и я, и ты

Ниточка тянись, тянись

Воспитатель начинает и передает клубок по кругу, каждый ребенок говорит своему соседу приятное слово и дальше передаёт клубок, ниточку оставляя в руках.

Воспитатель:

Ребята, скажите, а на каком языке говорят русские люди? ... А украинцы?....А дагестанцы?.... А армяне?....

Наши гости - очень дружны. И им не мешает то, что разных национальностей, говорят на разных языка, у них разные традиции и обычаи.

А вы — дружные ребята? ...

А почему вы так думаете? ......

А с чего начинается дружба? ......

Как вы думаете, какого цвета дружба? А на что она похожа? ....

А давайте ее нарисуем? Каждый свою неповторимую дружбу.

Рисование по замыслу.

Задачи: формировать у детей доброжелательные межличностные отношения на примерах русских народных сказок, литературных произведений, книжных героев. Формировать представление об элементарных правилах поведения в обществе, коллективе сверстников. Развивать умение прислушиваться к мнению других. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства сострадания, толерантность.

Предшествующая работа: беседы по темам «Мир на всей планете», «Волшебные слова», «Наше настроение», «Как понять друг друга», «Отличим хорошие поступки от плохих», «Учимся играть дружно», «Правила на всю жизнь». Чтение худ. литературы: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», рус. нар. сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Дружба зверей», «Незнайка и все, все». Дидактическая игра «Сигнальная азбука», игры на развитие толерантности «Комплименты», «Фантазии», «Архитектор», «Дизайнеры».

Активизация словаря: дружба, мир, сотрудничество, символ.

Оборудование: указатели-стрелки «Дружба», «Мир», «Сотрудничество». Лесная полянка. Ширма, утенок (бибабо), черные перчатки, сигнальные кружки черные и белые. Конверт с письмом. Дерево мудрости, листики с правилами.

Ход

Воспитатель читает стихотворение:

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли.

О чем это стихотворение? (о дружбе) А как вы понимаете слово дружба? (ответы детей). Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие и посмотреть, как живут герои разных сказок. (указатели-стрелки)

ДРУЖБА-МИР-СОТРУДНИЧЕСТВО

Дружба. Лесная полянка.

Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Так и хочется посидеть и отдохнуть. Но почему то здесь очень тихо, не слышно как поют птицы, как-будто все кругом спит. А произошла в этом сказочном лесу вот какая история, послушайте пожалуйста.

Есть в некотором царстве, в некотором государстве волшебный лес. По давней договоренности между жителями, лес был разделен на районы. На опушке правил Заяц. Землей вдоль ручья руководил Медведь. Были еще территории Волка, Лисы, Белки. Каждый трудился на своей земле для себя, на свое благо. А с соседями никто не дружил. Районы волшебного леса тщательно охранялись. И вот, как-то раз Медведю доложили, что видели медвежат, играющих с бельчатами. Волчата плескались в пруду с рыбками, а лисята катались на спинах у зайчат. Таких нарушений и беспорядка волшебный лес до этого не знал. И решили взрослые звери, что малыши должны помнить, с кем общаться, а с кем нет. Они строго-настрого запретили малышам играть друг с другом. Стали тогда грустить зверята, им стало скучно. Детей лишили главной опоры в жизни-дружбы. И тогда стало всем ясно, что жить без дружбы нельзя, не оживить сказочный лес.

Ребята, вы помогите зверям найти правильное решение. (Проложить в лесу дорогу, по которой смогут ходить все дети без исключений. Пусть у детей будет дорога «Дружбы», убрать все границы. Оборудовать игровые площадки. Пусть у малышей будет своя территория. На ней никто не должен ссориться, нападать друг на друга. Нельзя запрещать детям играть друг с другом.)

Эти правила помогут зверям в лесу. Посмотрите, а здесь растет дерево мудрости. Но оно почему то без листьев. Давайте его оживим. На дерево нужно повесить листочки с правилами. Возьмите листочек, прочитайте правило и повесьте его на веточку.

  • Слушай старших.
  • Будь щедрым.
  • Люби животных и растения.
  • Помогай маленьким и слабым.
  • Уважай взрослых и товарищей.
  • Не обижай близких.
  • Будь вежливым.
  • Будь гостеприимным.
  • Будь смелым.
  • Будь терпимым.
  • Будь добрым.
  • Будь аккуратным.
  • Будь внимательным.
  • Будь ласковым.
  • Будь честным.

Посмотрите дерево ожило. (шелест листьев) Теперь все жители этого леса тоже будут знать правила и запомнят их. (звери благодарят за помощь и дарят символ дружбы-хоровод).

Ребята, а были в вашей жизни случаи, когда вы знали эти правила, но нарушали их? Делали вы что-нибудь плохое, зная, что это нехорошо? А потом было вам стыдно? Очень хорошо, что вы вспомнили свои ошибки.

Я думаю, теперь многие из вас будут жить по этим правилам.

Посмотрите, все звери в лесу помирились, лес ожил (шум ручья, пение птиц).

Мир . На ширме появляется Утенок.

Утенок, почему ты такой грустный и совсем один?

Я сам не знаю. На птичьем дворе все меня зовут Гадким и все обижают.

А мне очень хочется найти себе друзей (появляются черные перчатки и начинают щипать и толкать утенка).

Ну и гадкий ты, слишком велик. Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод. Глаза бы мои тебя не видели.

Бедный Утенок просто не знает, что ему делать. А может к нему правильно все относились, ведь он не красив, уродлив? (Он не красив, но у него доброе сердце, в сказке он превратился в прекрасного лебедя.)

Дети берут сигнальные кружки и оценивают поступки героев «Птичьего двора» (утенок благодарит за помощь и дает символы-солнце, облако, трава.

Сотрудничество.

Что означает это слово? Посмотрите, письмо от Воробья, Мышки, Блина. У них случилась беда и они просят о помощи. Воробей клюв на сторону свернул, У Мышонка шубка повылезла, у Блина пол бока съедено. Как им помочь? Вспомните пословицу «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет». Не достаточно только дружить, каждый должен трудиться, помогать друг другу.(герои сказки благодарят за помощь и дают символы-птицы, цветы, дождик.)

Каждый зверь, каждая птица и любая букашка теперь знает, что жить в мире значительно лучше, чем враждовать. И мы с вами, думаю, помогли им создать Мир, Дружбу и Сотрудничество.

(Звучит гудок паровоза.) Воспитатель обращает внимание на паровозик Счастья и предлагает составить картинку со словами стих. И. Мазенина

Давайте, люди, Дружить друг с другом:

Как птицы с небом,

Как травы с лугом,

Как ветер с полем,

Поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Дети строят хоровод.

Давайте, люди, беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

Исполняется песня «Ветер зовет за собой облака…»

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является развитие у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей и уважения.

Воспитательные:

  1. Развитие толерантных установок по отношению к людям;
  2. Развитие основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
  2. Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

  1. Знакомство детей с понятием “толерантность” и историей его происхождения.

Возраст участников: учащиеся 4-го класса.

Материалы и оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Музыкальное оформление.
  3. Фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
  4. Раздаточный и наглядный материал.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня.

Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.

2. Разминка.

Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…” – умеет веселиться? – у кого есть старший брат или сестра? – кто умеет дружить? – у кого сейчас хорошее настроение?

3. Введение в тему.

– Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего.

А сегодня мы отправимся в путешествие в страну своего Я. Совсем недавно – 16 ноября – весь мир отметил Международный день … ой, - ребята, я забыла, как называется этот волшебный день. Помогите мне. У каждого из вас есть карточка– билетик на наше занятие с цифрами (от 1 до 13). Задание:- встаньте так друг за другом, чтобы числа были расположены в порядке возрастания.

(Дети выстраиваются и показывают карточки.) А теперь переверните карточки и (имя ребенка) прочитает слово, которое получилось: “толерантность”.

– Ребята, откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю. (Обращение к презентации)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Вот почему его имя было использовано для названия такого понятия в психологии, как толерантность.

– Посмотрите, ребята что же вкладывают в это понятие люди в разных странах:

(Дети по очереди читают)

– Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

(В английском языке)

– Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

(Во французском языке)

– Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим.

(В арабском языке)

– Означает “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

(В китайском языке)

Как вы думаете, что значит слово толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность - означает уважение, принятие и признание другого- человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

4. Рисунок “Цветок моего Я”

– Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки мы посадим на нашу поляну и представим свои рисунки. – Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку (дети рассказывают о себе). Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.

5. Работа со сказкой.

– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему. (Слайд) Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд). Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. (Слайд) Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” (Слайд) Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ, и Синецветик был просто счастлив. (Слайд)

– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

6. Упражнение “Волшебный стул”.

Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д. Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

  • Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
  • Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
  • Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?

7. Давайте попробуем почувствовать друг друга…

Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.

– Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде? (ответы детей)

– Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности: и сейчас мы выполним творческое задание.

– У вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные фломастеры, нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут улыбающиеся лица, если занятие вам понравилось, и грустные, если нет.

А теперь мы соберем нашу планету.

Посмотрите, какая она у нас получилась веселая и счастливая!

(Звучит музыка)

– Ребята, чтобы завершить наше занятие, давайте все вместе споем песенку, тоже веселую.

– Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Анна Лушпынина

Тема : "Путешествие в страну Толерантности "

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается : в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Цель : формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи :

1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

2. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.

3. Дать детям представление о толерантности .

4. Расширить и закрепить представление детей о толерантности .

5. Формировать толерантность мышления и поведения детей через игровую деятельность.

Средства : фонограммы песен цветок толерантности , макет автобуса, маленькие цветы толерантности , на каждого ребёнка.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по стране «Толерантность » под девизом : «Мы разные, но мы вместе!» и попытаемся понять смысл очень интересного слова «Толерантность » . Вот посмотрите - это цветок, но в середине этого цветка написано слово «Толерантность » . Что же мы понимаем под словом «толерантность » ?

Я вам сейчас прочитаю слова, которые написаны в лепестках цветка : уважение; терпение; сотрудничество; сострадание ; прощение; доброта, любовь, забота, милосердие.

Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности .

Воспитатель : Ребята, а вы как понимаете наш девиз : «Мы разные, но мы вместе!» ? (Дети пытаются высказать свои мысли)

Воспитатель : Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. Подумайте, какие мы?

(Дети пытаются ответить; подвожу их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные.)

Воспитатель : Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны.

Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности . Хотите оказаться в этой стране ? Нас ждет волшебный

автобус. Занимайте места .

Воспитатель : В этом путешествие мы отдохнем , поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.

Занимайте места (дети садятся, звучит музыка) .

Воспитатель : Вот и оказались мы в городе. Доброты. Этот город необычный : туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные» , то есть вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете? (Дети отвечают)

Воспитатель : А того человека, который использует в своей речи такие слова, можно ли назвать толерантным ? (Ответы детей)

Воспитатель : Все эти слова можно объединить в одно слово – толерантность . Вот такое новое слово мы с вами сегодня и узнали. Сейчас нам приготовили испытания, если мы будем дружными, будем помогать друг другу, то с этими заданиями, естественно, справимся.

Воспитатель : Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом.

Я буду называть сказочного героя, если он добрый – хлопаете в ладоши, если он злой – топаете ногами. (Кощей - Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас - Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка). Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше.

Воспитатель : Мы прибываем в город Волшебных слов. Если мы выполним все задания в этом городе, то попадем с вами на главную площадь страны Толерантности .

Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными» . С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Поиграем с вами в игру «Дополняй-ка» .

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо

Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день

Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте

Когда нас ругают за шалости, говорим : … простите, пожалуйста

Везде и всюду говорят на прощание … до свидания

Воспитатель : Стать вежливым нелегко, но это очень важно!

Наше путешествие продолжается , мы снова с вами поиграем, а игра называется : . (Объясняю смысл игры : если загадка о добре, то вы в ответ проговаривает слова : «Это я, это я, это все мои друзья» ; если загадка о том, что делать нельзя, вы молчите и машете руками)

Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?

А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?

Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу . Оно завершается на главной площади страны . Я снова буду вам задавать вопросы : вы будете улыбаться, если так поступает толерантный человек и хмуриться , если так поступает не толерантный человек .

Поздороваться при встрече

Толкнуть и не извиниться

Говорить «Спасибо» за подарок

Обозвать обидными словами соседа

Бегать по группе, сбивая всех

Помогать родителям

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.

Воспитатель : Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова. Давайте встанем в круг толерантности : передавать доброе тепло по кругу.

Мне хочется завершить наше путешествие словами : «Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир

Воспитатель : Закончилось наше путешествие , пора возвращаться в детский сад. (дети берут цветок Толерантности садятся в автобус и возвращаются в детский сад)

Воспитатель :

Понравилось вам наше путешествие ?

Что нового узнали?

Какие трудности возникали в путешествие ?

Что особенно запомнилось?