Картотека «Дидактические игры на развитие воображения и творческого мышления. Игры развивающие творческое мышление

Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернет существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. В нашем случае классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании.

Онлайн-игры

Поймай кота. Игра

«Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флэш-игра разработана знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign (gamedesign.jp) и носит оригинальное название «Chat Noir» («Черный кот» - по-французски).

Друдлы

Суть игры заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Попробуйте проявить свою креативность в разгадывании друдлов .

IQ Ball

«IQ Ball» – интересная онлайн флеш игра, которая отлично подойдёт как для детей, так и для взрослых. Играя в неё, вы научитесь поиску нетривиальных и максимально эффективных решений, что необходимо любому человеку, желающему развивать свои творческие навыки. Играть .

Матрица памяти

Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации, что важно и для развития творческих способностей. Играть .

8 ферзей

8 ферзей – одна из самых известных шахматных задач. Поиск ответа на вопрос о том, как же всё-таки расставить одновременно 8 ферзей на шахматной доске, будет полезным для всех, кто хочет развивать свои интеллектуальные способности, находить решения нестандартных задач, продумывать ходы в поисках ответа. Ведь даже в этой, казалось бы, логичной шахматной головоломке, все ответы можно найти лишь с помощью творческого подхода. Играть .

Оффлайн-игры

Игра «На букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы);
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» - посложнее.

«Дорисуй»

В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.

Буриме

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Включите лёгкую музыку, попросите закрыть глаза и рисовать все, что заблагорассудится, не думая о форме и расположении. Пусть это будет несколько рисунков, которые накладываются друг на друга. После, уже с открытыми глазами и разноцветными карандашами попробуйте вместе найти самые причудливые образы на стыке нарисованного и разукрасить их.

Крокодил (Пантомимы)

Встречается множество вариаций (разных не только правилами, но и философией) игр под названием «Крокодил». Одна из самых распространенных известна также как «Пантомимы» (в прошлом на ТВ даже была похожая программа). Правила просты – сначала жеребьёвкой выбирается первый загадывающий игрок. Он выбирает слово (словосочетание) и с помощью жестов и мимики пытается показать остальным что это. Когда слово отгадано, тот, кто показывал, загадывает следующее тому, кто отгадал. Слова должны быть сложными, разговаривать загадывающему запрещено.

Оригинальный «Крокодил» также связан с угадыванием слов посредством ассоциаций и построения логических цепочек. Но правила в нём более сложные. Детальное их описание с хорошими примерами можно прочесть в Википедии .

Также рекомендуем познакомиться с логическими играми и играми для развития памяти , которые будут полезными для всех, кто хочет всесторонне развить свои творческие способности.

Интересные развивающие игры для детей от 5 до 6 лет.

Двойник

Инвентарь: большой кусок бумаги (остаток обоев, склеенные листы ватмана), кусок картона, карандаши, фломастеры, краски.

◈ Предложите ребенку изготовить его двойника. Для этого постелите на полу большой лист бумаги. Пусть ребенок ляжет на него спиной.

◈ Обведите его контур карандашом.

◈ Осторожно вырежьте по линии ножницами и приклейте к более прочному материалу, например, к картону.

◈ Пусть сам ребенок раскрасит своего двойника так, как захочет. Конечно, вы можете дать ему дельный совет: какую краску выбрать, где приклеить куски из цветной бумаги или материала, где сделать разрез для кармана, куда можно положить настоящий носовой платок, и т. д.

Любимый альбом

Инвентарь: вырезки из газет и журналов, листы бумаги или альбом, клей, ножницы, возможно, карандаши и краски.

◈ У каждого ребенка есть свои предпочтения — кто-то любит кукол, кто-то — машинки или мягкие игрушки.

◈ Заметив его увлечение, помогите ему вырезать из журналов, газет и других иллюстрированных материалов все то, что он любит. Затем наклейте эти картинки на альбомные листы. Лучше скреплять листы на шнуровке, чтобы была возможность добавлять странички.

◈ Предложите ребенку самому оформить обложку. Можно написать: «Любимые машины», «Мои любимые животные», «Альбом мод», «Все про собак» и т. д.

◈ Напишите дату начала создания альбома.

Зоопарк

Количество играющих: 2-6 человек.

◈ Дети выбирают себе роль животного.

◈ Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в нарисованный круг.

◈ Дети, не получившие ролей, встают за взрослым, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк».

◈ Прогуливаясь по «зоопарку», взрослый подходит к «клетке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?». «Звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» — отгадать зверей.

Встреча животных

Количество играющих: 1 — 6 человек.

◈ Попросите каждого ребенка вспомнить свое любимое животное.

◈ Затем предложите, чтобы ребенок представился своим друзьям этим животным.

◈ Например, если Васе нравятся медведи, он может сказать: «Здравствуйте, меня зовут Вася-медведь, и вот как я приветствую вас», — а после этого издать «медвежий звук», то есть зарычать.

Новая скатерть

Инвентарь: дешевая полиэтиленовая скатерть, старая одноцветная простыня или лист бумаги, чтобы накрыть стол, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Накройте стол большим листом бумаги (можно склеить скотчем альбомные листы).

◈ Теперь дети могут приступить к созданию нового изделия. Можно нарисовать орнамент, цветы, ягоды, животных — все, что захочется.

◈ Другой вариант — нарисовать людей, которые сидят за столом. Пусть каждый член вашей семьи будет нарисован именно там, где он обычно сидит, можно подписать имена.

◈ Быть может, ребенок захочет изобразить своих любимых героев, и вы будете обедать с Винни-Пухом и Чебурашкой. Так что скучать вам не придется.

Волшебные кляксы

Инвентарь: бумага, краски или тушь.

◈ Предложите детям сделать кляксы. Для этого на половину бумажного листа наносится маленькая лужица цветной туши или краски.

◈ Лист складывают пополам и проглаживают ладонью, чтобы получилось симметричное пятно. При желании изображение можно дорисовать.

◈ Попросите детей внимательно рассмотреть кляксы и описать, на что они похожи.

Колечко

Количество играющих: 3 — 6 человек.

Инвентарь: колечко, монетка, любая мелкая игрушка.

◈ Дети сидят или стоят. Они складывают ладони вместе перед собой.

◈ Ведущий, у которого между ладонями находится кольцо, подходит к каждому ребенку, слегка раскрывает ладони и одному из них незаметно вкладывает кольцо.

◈ Затем ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Ребенок с кольцом выходит из ряда. Теперь он — ведущий.

◈ Ведущий должен рассказать стихотворение или показать сценку, как-то творчески проявить себя.

Лучики и узоры

Количество играющих: 1—6 человек.

Инвентарь: спички (лучинки) длиной 10-15 см.

◈ Для игры детям, сидящим за столом, даются по 30-40 лучинок, окрашенных в три-четыре цвета.

◈ Взрослый показывает, какие узоры можно выложить из лучинок (лестницу, ворота, домик, солнце в виде лучиков, выходящих из одной точки, и т. д.). Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по этим образцам. Затем им предлагают самим придумать, что можно выложить из лучинок.

◈ После того как дети научаться выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляют лучинки других размеров (длиной 5-20 см). Взрослый предлагает детям выкладывать несложные сюжеты (дом с забором и деревом и т. д.).

Кулак — ладонь

Игра развивает мелкую моторику. Можно использовать как разминку-переменку между занятиями.

◈ Дети сидят или стоят. Руки держат перед собой.

◈ Все должны сжать левую кисть в кулак, пальцами вверх. Согнутые пальцы правой руки упираются в кулак левой.

◈ Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки выпрямляются и упираются в кулак правой.

◈ Движения, вначале медленные, должны стать быстрыми и точными. Приговаривать: «Кулак — ладонь, кулак — ладонь».

Мы - зверюшки

◈ Попросите детей имитировать движения разных животных, например, прыгать как зайчики, ходить, переваливаясь, как медведи, ходить на корточках как уточки, и т. д.

Копируй мимику

◈ Рассадите детей по кругу.

◈ Выберите ребенка, с которого начнете игру. Этот ребенок изображает на лице какую-то гримасу и поворачивается к рядом сидящему ребенку. Следующий ребенок делает такое же лицо, и поворачивается к третьему.

◈ Продолжайте до тех пор, пока все дети не сделают себе такое лицо и не «передадут» его соседу.

◈ Можно повторить игру с новым выражением лица. Если дети испытывают трудности с тем, какую гримасу или выражение им состроить, предложите им изобразить какое-нибудь животное или выразить какую-либо конкретную эмоцию.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 350

Подготовил:

Халиулина С.В., воспитатель

первой квалификационной

Челябинск, 2013

Библиографический список…………………………………………………28

1.Игры на развитие воображения детей 6-7 лет

Развитие воображения у детей

Воображение - неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию).
«Несуществующая рыба» .

Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...» .

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.
«Любимое животное».

В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись».

Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня» .

В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные - слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький - хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!
Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги - это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой - злые, на третьей - грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача - жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача - придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь : пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все - посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее - провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно - дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт - она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок - в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям - один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх - возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета - может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории - их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь : белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками - вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь : цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь : фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь : видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит - костюмы, грим, декорации.

2.Игры на развитие творческого мышления детей

6 -7 лет

Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.
«Что будет, если?..»

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы».

Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее - другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное - не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек».

Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш».

Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10- 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Новая поза».

Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

«Какого вкуса небо?»

Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета - это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?

Камушки (игра на развитие воображения)

Для этой игры нарисуйте морской берег (ваши художественные способности не имеют никакого значения: это может быть просто полоска желтого цвета – песок и полоска синего - вода).
На берегу нарисуйте несколько камушков (5-6) разной формы. Каждый камушек должен быть похож на несколько разных предметов, животных, человека. Может быть несколько камушков одинаковой формы.
Вы говорите ребёнку, что по берегу моря только что прошел волшебник и заколдовал, превратил в камушки все, что было на берегу. Чтобы все расколдовать, надо догадаться, что же здесь такое.
Помогите придумать про каждый камушек несколько вариантов. После ответа ребёнка выберите один из вариантов и вместе с ним дорисуйте «камушек» так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета.

Если Вы рисуете круг: это пуговица, яблоко, солнышко, сладкая ватрушка.

А камушек в форме капли похож на туловище человечка, морковку

Поможем художнику

(игра на развитие умения творчески воображать ситуацию)

Эта игра принесет вам радость совместного творчества, сблизит вас с ребёнком, научит лучше понимать друг друга. Перед этой игрой на листе бумаги нарисуйте схематическое изображение человека. Буквально так: «Ручки, ножки, огуречик…». Приготовьте еще цветные карандаши или фломастеры.

Скажите ребёнку, что ваш знакомый художник не успел дорисовать картину, и сейчас вы ему поможете. Пусть ваш малыш придумывает, что хочет про этого человечка, а вы рисуйте все его выдумки, хотя можно и вместе обсуждать разные варианты.

Придумайте, кто здесь будет нарисован (мальчик или девочка). Какого цвета будут глаза? Придумали? Рисуйте, не смущаясь тем, как это у вас получается, все равно для ребёнка это будет большой радостью. Какого цвета волосы? Как одеть человечка? Обсудите всё в деталях. Можно придумать и нарисовать, что у человека в руках, что рядом с ним.

После того как вы решите, что рисунок закончен, можно вместе (а потом и малыш самостоятельно) придумать, как зовут вашего человечка, куда он идет, что там случится.

Игру эту можно проводить много раз, дорисовывая, дополняя деталями: домик и собачку, поезд и машину, дерево и цветок, да и всё, что придумается.

Эта игра особенно дает почувствовать радость творчества детям, не очень уверенным в себе. Тут появляется такая возможность всё говорить самому, а взрослый, большой и всезнающий, будет всё это выполнять! Многие дети с каждым разом все смелее и веселее начинают диктовать свои выдумки, особенно если взрослые охотно принимают их.

А вот ребят-«всезнаек» эта игра может приучить прислушиваться к мнению других. С такими детьми можно вместе обсуждать разные варианты решения, выбирая, чей лучше. Какой бантик больше подойдет к голубым глазам девочки, коричневый или голубой? Какого цвета будут у нее туфельки? И это тоже школа умения договариваться, а не просто упрямо стоять на своём.

Важно, чтобы вы вместе создавали детальный рисунок, чтобы история, сочиняемая про него ребёнком, включала в себя некоторые неожиданности. Чтобы все истории не сводились к стандарту, как это часто делают дети: «Это девочка Лена. Она идет гулять. Погуляет, покушает и ляжет спать». Тут тоже предложите неожиданность: «Идет Лена, идет и встречает говорящего котенка…». Но при этом помогите малышу не забредать слишком далеко в дебри фантазии, ведь он еще не очень справляется со своим воображением, сочините вместе с ним небольшую, но законченную историю, и уж, конечно, с опорой на ваше совместное произведение.

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения

Младшая группа

Угадай игрушку

Цель: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Воспитатель показывает детям 3-4 игрушки, дети назы­вают их. Надо сразу научить детей правильно называть пред­мет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Лю­бит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель опи­сывает другие игрушки, а дети называют их.

Про кого я говорю

Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает ребенка из группы, называя дета­ли его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.

Скажи, какой

Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».

Исправь ошибку

Цель: Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.

Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок крас­ного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.

Что напутал Буратино?

Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом утен­ком. Рассказывая о своем друге, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка си­ний клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!». Дети ис­правляют неточности.

Сравни кукол

Цель: Учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные; у Тани голубые глаза, у Кати - черные; Таня в платье, а Катя - в брюках. У кукол разная одежда*.

    Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами?
    (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)

    Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

Разложи картинки

Цель: Учить выделять начало и конец действия и правильно на­зывать их.

Детям раздают по две картинки, изображающие два по­следовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны на­чало и конец действия.

Средняя группа

В гостях у лесника

Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.

Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тро­пинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).

    Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

    Отгадайте мою загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».

Дети отгадывают загадку. Белка обращается к детям: «Опи­шите меня, чтобы было понятно, какая я и что умею делать». Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает связ­ками: «Шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты уме­ешь...; и очень любишь...» Белка говорит, что она любит пры­гать с ветки на ветку. Дети называют другие действия: прыга­ет, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белку, и зарисовать встречу с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается детям в естественной разговорной форме: «Да­вайте подумаем сначала, как белочка встретилась с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем закончились их приключения?»

Ручка-ножка

Цель: Познакомить с разными значениями слов «ручка», «нож­ка».

Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, - ручку подает». (Дверная ручка.)

    У каких предметов есть ручка? Что можно делать руч­кой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

    Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За ручку можно...»

    А какие предметы мы называем словом «ножка». На­рисуйте предметы, у которых есть ножка.

Старшая группа

Это правда или нет?

Цель: Учить находить неточности в стихотворном тексте.

Послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ - Это правда или нет?

Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, мож­но ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:

«Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика - один на голо­ве, другой на спинке. Папочка, это лошадке подметки подби­вают. Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются. Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом. Мамочка, я тебя громко-громко люблю*.

А сейчас вы придумайте небылицы или путаницы, а
другие дети будут их распутывать.

Назови одним словом

Цель: Учить находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Решал ученик задачу и не мог никак решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Труд­ная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) О чем мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: «тяжелый груз» (имеющий большой вес), «тяжелый сон» (неспокойный), «тяжелый воздух» (не­приятный), «тяжелая рана» (опасная, серьезная), «тяжелое чув­ство» (мучительное, горестное), «тяжелый на подъем» (с тру­дом решается на что-то), «тяжелое наказание» (суровое).

    Как вы понимаете выражения: «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «труд­ный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?

    Послушайте стихотворение Б. Серовой «Подскажи сло­вечко». Вы будете мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

«Вот чудак, - смеется брат, -

Твой горох ведь это... (град)».

От кого, мои друзья.

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит... (тень).

Придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова:
большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малю­ сенький: бежит, мчится, несется: идет, плетется, тащится.

Подготовительная группа

Укрась слово

Цель: развитие образного мышления, воображения, ассо­циативного процесса.

Группа детей делится на команды. Каждой ко­манде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подхо­дят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.

Подбери слово

Цель: развитие мышления, сообразительности, воспита­ние умения подбирать нужные по смыслу слова.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?», «Что можно штопать? Завязывать? Надвигать? Надевать?» и т.д. Дети дают ответы, называя слова, подходящие по смыслу. Ор­ганизовать игру можно по кругу, передавая друг другу каме­шек, мяч, карандаш, выступающий в роли волшебной палоч­ки. Тот, кто не может назвать подходящее слово, должен за­платить штраф-фант, который выкупается в конце игры.

Да - нет

Цель: : воспитание логического мышления, сообразитель­ности, целеустремленности, выдержки.

Угадывание предмета посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности. На все вопро­сы можно отвечать только «да» и «нет». Выбирается один водящий, который на время удаляется из игровой комнаты. Де­ти вместе с воспитателем загадывают какой-то предмет, находящийся в игровой комнате. Водящий должен отгадать этот предмет, задавая вопросы о его местонахождении, материале, из которого он изготовлен, цвете, форме и т.д. Воспитатель должен научить детей задавать вопросы логично, делать пра­вильные выводы.

Придумай предложение

Цель: развитие быстроты мышления и речевой активности.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я назову ка­кое-нибудь слово, а вы должны быстро придумать предложе­ние с этим словом. Например, я скажу слово «близко» и пере­дам камушек Мише. Он возьмет камушек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое сло­во и передаст камушек рядом сидящему». Слово в предложе­нии должно употребляться в такой форме, в какой его предла­гает загадывающий.

По мере освоения игра может усложняться: можно зада­вать придумать предложение из двух, трех, четырех или пяти слов с заданным ключевым словом. Если дети затрудняются при ответе, им помогает воспитатель.

На этой тематической неделе логично ключевые слова связать с животным миром или флорой жарких стран.

Учимся рассуждать

Цель: Подвести детей к составлению рассуждения и понима­нию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.

Воспитатель предлагает детям картинки-небылицы: ле­том мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы.

Докажите, что в этих картинках нарисовано неправиль­но, что надо изменить. Используйте в своем доказательстве слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последова­тельность ваших рассуждений.

Составь рассуждение

Цель: Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в
определенной последовательности.

Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ран­няя», используя для связи предложений слова «вот потому», «потому что», «в связи с этим».

    Кто может доказать, что зима не очень похожа на зиму.

    Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они
    подружились, играли и веселились до самых холодов. Насту­пила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не
    нашел». Почему?

    Выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта». «Почему сле­дует быть честным».

Составим разные рассказы

Цель: Учить составлять схемы разных высказываний.

Воспитатель напоминает детям, что описание обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ) - поездом, у которого вагончики разного цвета, а рас­суждение - это знак вопроса из трех цветов (полукруг - зеле­ный, средняя часть красная и окончание - синяя точка). Нача­ло каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагон­чик, верхняя часть знака вопроса) - зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик, средняя часть знака вопроса) - красного, конец (нижняя часть круга, третий вагон­чик, точка в нижней части знака вопроса) - синего цвета.

Воспитатель делит детей на три команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст: «Вчера я был в лесу и видел там зайца. Он так меня испугался...» Первая команда детей составляет описание. Остальные дети слуша­ют его и составляют у себя на столах модель описания, чтобы получился круг (если присутствуют все части описания).

Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше. Дети, сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков. Третьей команде предлагается составить рас­суждение о том, почему заяц такой пугливый и всего боится. Сидящие за столами дети выкладывают знак вопроса из трех частей: верхней (зеленой), средней (красной) и точки (синей).

Затем воспитатель набирает новые три команды и дает новую тему - картину об осени. Одни дети составляют опи­сание осени, другие придумывают историю о том, что случи­лось в осеннем лесу, а третья команда доказывает, что на картине изображена именно осень. Остальные дети выклады­вают у себя на столах модель высказываний: описания, пове­ствования и рассуждения. В конце занятия дети оценивают, какая команда лучше всех составила описание, повествование (историю), рассуждение.

Литература

    Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»

    Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте»

    «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. Ушаковой О.С.

    Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей»