Как воспитывать ребенка, чтобы он стал успешным в будущем. В-восьмых, одно из качеств успешного человека - ценить время. Настраиваемся на лучшее

Каждый человек, если еще и не имеет, то, как минимум, мечтает об успехе, счастливой, насыщенной жизни. Но любой родитель еще больше желает успеха собственным детям. Как воспитать успешного ребенка? Этот вопрос задают себе все родители, поскольку именно они первыми закладывают основу программы жизненного сценария для будущего успешного человека.

Программы по типу: «Мы не жили хорошо, так пусть хоть дети…» в данном случае не работают. Вряд ли удастся воспитать успешного человека в семье, где родители имеют заниженную самооценку, где господствует потребительское, пассивное отношение к жизни. Дети повторяют действия родителей, наблюдая за ними, и мало следуют наставлениям, не подкрепленным наглядным примером.

Сможете ли вы, как и Джим Роджерс, инвестор и путешественник, написать книгу «Сделайте ваших детей успешными», в которой дали бы советы своим детям? Наверное, многие это смогли бы сделать, ведь у каждого с возрастом формируются свои взгляды на жизнь, появляется опыт, приобретается мудрость. Однако, есть одно важное условие – все советы должны быть подкреплены примерами из собственной жизни, собственными результатами. С этим, пожалуй, будет сложнее.

Ребенок, который с вашей помощью пришел в этот мир, не имеет никакого представления о себе и том, что его окружает. Он познает его с вашей помощью, не зависимо от того насколько вы готовы к этому в данный момент. Но хорошая новость заключается в том, что саморазвитие – это процесс непрерывный и непрекращающийся. С каждым ребенком родители получают новый опыт, навыки, развиваясь сами, более осознанно подходят уже и к воспитанию своего успешного ребенка.

Хотите изменить свою жизнь к лучшему, самосовершенствуйтесь сами и развивайте качества успешного человека в вашем ребенке. Все у вас получится, если в основе ваших взаимоотношений с ребенком будет находиться безусловная любовь. Нельзя ни в коем случае шантажировать любовью. Страх потерять вашу любовь породит в ребенке неуверенность, а задача родителя помочь сформировать ребенку высокую самооценку. В этом случае ребенок будет независим от мнения других людей, научится с уважением относиться к себе и другим людям.

Если не хотите, чтобы ребенок остался лишь зрителем на большом спектакле под названием «Жизнь», то учите его видеть положительные моменты даже в самой тупиковой, неблагоприятной ситуации. Жизнь принадлежит оптимистам.

Чем больше различных занятий испробует ребенок, тем с большей вероятностью он найдет с , дело, которое будет соответствовать его желаниям. Успешный человек не ходит на работу, а занимается любимым делом, от которого получает удовлетворение.

В жизни много моментов, требующих принятия важного решения. Вокруг много людей, готовых с радостью дать совет. При этом они будут ориентироваться на свой опыт, свои убеждения, социально принятые идеи о том, как необходимо себя вести в той или иной ситуации, куда вкладывать деньги, что изучать, чем питаться. Среди всех этих рекомендаций много будет мудрых, еще больше абсолютно бесполезных. Научите ребенка не соглашаться слепо с тем, что ему говорят, или тем, что он где-то вычитал. Это его жизнь и только он должен уметь принимать решения, что для него правильно, а что нет.

С этим бывает сложно согласиться, особенно когда это касается наших советов и наших детей, ведь мы знаем всегда лучше, что надо нашим детям. Но в умении услышать желание ребенка, и будет заключаться родительская мудрость, уважение к своему ребенку. Если все подвергать сомнению и жесткой корректировке, то вы никогда не сможете научить его иметь собственное мнение.

Самостоятельность должна быть и в действиях. И если вам не хватит терпения до трех лет научить ребенка выполнять самостоятельно самые элементарные дела, как, например, убрать за собой игрушки, то потом этого от него уже можно и не дождаться.

«Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно» (А.Энштейн).

Хотите воспитать успешного ребенка, который сможет справиться с любыми трудностями и выйти из них еще более сильным, то развивайте в нем творческие способности.

Чем в данный момент занят ребенок? Помните, что занят чем-то полезным, во всяком случае, для него, он должен быть постоянно. У него не должно быть пустого времяпровождения, ценность такого ресурса, как время, должна быть усвоена еще в раннем детстве.

Вы выполняете все свои обещания, умеете держать слово? Ответьте на эти вопросы для себя, чтобы понять насколько ответственный и растет рядом с вами.

С самых ранних лет необходимо приучить ребенка осознавать свои желания. Проговаривайте с ним цели. Пусть это будут маленькие цели, но они дадут возможность почувствовать вкус победы после того, как были предприняты действия для их достижения.

Вот так шаг за шагом, идя по дороге жизни вместе со своим ребенком, вы ежедневными своими действиями воспитываете успешного человека.

Удачи вам в таком важном деле, как воспитание успешного ребенка. Пусть ваши дети радуют вас своими победами и жизненными успехами. Читайте темы.

С праздником День защиты детей!

Related Posts

Навигация по записям

Как воспитать успешного ребенка : 71 комментарий

  1. Шамратова Елена

    Не думаю, что мне удастся воспитать детей успешными. Нет, если бы воспитанием занималась я — еще может и вышло бы. А так их воспитывают садик и школа. Там клавное прививаемое качество — послушание, а не успешность 😉

    Любовь :
    Июнь 7th, 2014 at 14:18

    Елена, не могу с Вами согласиться. Мы все учились в школе и почти все ходили в садик. Но семью никто не отменял.

  2. Лилия

    Понравилась фраза: «Жизнь принадлежит оптимистам». Действительно, как воспитать успешного и жизнерадостного ребенка, если сам смотришь на мир в черно-белых тонах. Чтобы воспитывать ребенка нужно самим меняться в положительную сторону.

  3. Лара

    Интересная статья и много полезных советов. Прививать самостоятельность и развивать творческие способности с ранних лет, имеет большею роль в дальнейшей его жизни.

    Зоя:
    Май 30th, 2014 at 13:23

    Лара! Все основные навыки ребенок получает до пяти лет, потом он только совершенствует их.

    Лара :
    Май 31st, 2014 at 04:34

    Смотря для чего! Готовить кушать, к примеру. до пяти лет ребенок не научится, задатки — это да. с моей дочкой так и было, уж чересчур самостоятельная! и любознательная, вдобавок! все сама и все ей хочется знать!

    Зоя:
    Май 31st, 2014 at 16:39

    Лара! К пяти годам дети еще очень многому не научатся, но задатки проявляются однозначно. У меня три внучки, в одной семье, а все разные. Старшая может часами самостоятельно чем-то заниматься, а младшие без внимания долго обходиться не могут и усидчивости не хватает, но за домашние дела берутся даже там, где еще не по силам.

    Лара :
    Июнь 1st, 2014 at 04:29

    Здесь трудно возразить — в одной семье дети и то разные, а здесь все же, семьи другие, хотя и все ваши внучки… А вот то, что за домашние дела берутся в таком юном возрасте, вообще редкость! Чаще, в этом возрасте. больше об игрушках думают…

  4. Наталья

    Всегда считала, что бесполезно воспитывать детей, не воспитывая себя. А иногда даже у детей чему-то учишься.

  5. Larisa

    Всегда нужно уделять ребенку достаточно времени, общаться и прививать полезные привычки, такие как читать книги, приучать к порядку и самостоятельности. И конечно же ходить на разного рода кружки, что бы в будущем он мог с легкостью определиться кем хочет стать.

    Зоя:
    Май 30th, 2014 at 13:20

    Larisa! Очевидно, ребенка надо не воспитывать, а проживать вместе с ним жизнь. Но как утверждают специалисты, да и на практике можно найти подтверждения, и этого бывает недостаточно.

    Larisa :
    Май 31st, 2014 at 04:32

    Ну хорошо, а если вышесказанное, то есть, как вы говорите. «прожить с ним жизнь» и на личном примере показывать как добиться успеха?! Думаю, куда уж больше…

    Зоя:
    Май 31st, 2014 at 16:44

    Лариса, а как еще? Почему во всех учениях существуют гуру, наставники, которые не лекциями потчуют, а своим жизненным примером показывают путь в жизни, к достижению какой-либо цели. Родители в идеале и должны быть такими наставниками. Хорошо, если бы и школьные учителя были бы хоть в малой доле такими наставниками.

    Larisa :
    Июнь 1st, 2014 at 04:32

    Да, точно так! Во всяком случае на примере моем и младшей дочери! Правы вы, Зоя. и возразить нечего! ведь это чудесно, когда являешься примером для подражания своим детям, правда и ответственности добавляется в разы!

  6. Надежда

    Отличные советы, многим родителям на заметку. Как воспитать успешного ребенка целая наука.

  7. Елена

    Согласна, что ребенок должен по возможности попробовать свои силы везде, чтоб найти своё предназначение.Ведь не попробовав он так и не узнает об этом

  8. Ольга Суворова

    Я думаю, многим качествам, которые вы описали действительно нужно родителям сначала научиться самим. Дети всегда делают то, что делают их родители, а не то, что они говорят им делать. И в данном случае не работает принцип: «Учитель так долго объяснял задачу, что, наконец-то, ее сам понял». Для детей надо уже быть авторитетом, умельцем на все руки, обмануть не получится, они лукавство чуют за версту

    Зоя:
    Май 31st, 2014 at 17:05

    Ольга! Нельзя научить тому, чего не умеешь сам.

  9. Наталья

    Я думаю успешность не исключает многие другие качества, например такие как послушание, исполнительность, трудолюбие и т.д.

  10. Алевтина

    Своим примером отношения к жизни,беседами, маленькими целями — думаю,что можно воспитать успешного человека.Хорошая,интересная статья.Твит!

  11. Хуторная Елена

    Да, согласна полностью со всеми советами и рекомендациями — нет ничего важнее собственного примера и стремления научить ребенка брать на себя ответственность и самому искать свой путь. Только так и можно найти себя. Хотя, конечно, и многим взрослым стоило бы поучиться этому — лишний стимул опять же заниматься своим самосовершенствованием)))

    Зоя:
    Май 31st, 2014 at 16:58

    Елена! А чему может научить взрослый, который сам остановился в своем развитии, постоянно ищет виноватых?

  12. Наталья

    Здравствуйте!
    Зоя, как я согласна с вашими доводами, что вокруг очень много людей желающих дать совет (особенно не нужный)… И свой успешный опыт будет просто незаменим.
    вы правы, что с детства надо помочь ребёнку правильно использовать время. Иногда говорят, что не будет детства…но ведь это не так. Кто с детства привык только этим и заниматься (извините за тавтологию), тот всю жизнь проводит в детстве.

    Зоя:
    Май 31st, 2014 at 16:57

    Наталья! Правильное использование времени ребенка заключается не в трудовой повинности, а в игре, посильных занятиях и обязанностях. Чтобы приобрести навыки, найти свои сильные стороны, он должен рисовать, прыгать, бегать, рассматривать картинки, заниматься с игрушками, а не сидеть без дела на диване и смотреть очередной 33 мультик.

  13. Галина

    Очень актуальная для меня сейчас статья. Как раз задумываюсь над этим.. Пришло осознание, что как не воспитывай ребенка, все равно он будет похож на тебя. Это правильно. Поэтому надо только собственным примером, поведением прививать ему ценности, направлять в сторону добра и успеха. Самим быть позитивно настроеным и уметь преодолевать трудности, которых в жизни очень много. Спасибо!

  14. Эдуард

    Очень интересная и полезная статья, затрагивающая жизненно важную проблему. Спасибо за ценные советы. Твит.

  15. Татьяна

    Да, теперь мне так уже с внуками придётся работать:) Но ничего, тоже поколение нужно воспитывать:)

  16. Ольга Черныш

    Меня вот не пытались воспитать успешной. Меня хотели видеть умной и правильной. Умной вышло, потому что я сама хотела. А правильной не вышло, потому что я не выношу правила. Ну а успеха у меня средне. Бывает, повезет.

  17. Леонид

    С детьми нужно заниматься с детства и давать попробовать как можно больше различных направлений.

Один из важных этапов воспитания ребенка - формирование у него уверенности в себе. Психологи объясняют, что такая черта характера помогает детям браться за выполнение сложных задач, пробовать что-то новое. Если ребенок будет не уверен в собственных силах, он будет бояться прослыть неудачником, разочаровать близких и вызвать неодобрение окружающих. В будущем такой человек не сможет добиться успехов в карьере, ведь особенно ценятся сотрудники, которые берут на себя ответственность и предлагают нестандартные, рискованные решения различных задач. Соблюдайте наши рекомендации - и вырастите уверенного в себе ребенка, обеспечив ему успешное будущее .

Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания (вне зависимости от того, удалось ребенку добиться успеха или нет)

Достижение цели важно для взрослых, а ребенок ведь только учится - сначала самостоятельно держать ложку и , потом - читать, писать, играть в игры с мячом. Поэтому и требования к детям должны быть другими. На этапе взросления важен сам процесс обучения, поэтому родители должны поощрять старания ребенка, причем независимо от того, добивается он успехов или нет . Если ваш сын, играя в футбол, промахнулся по воротам, все равно громко аплодируйте и выражайте свой восторг. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал себя неловко, если у него что-то не получилось. Пусть малыш поймет, что никто не будет насмехаться над ним, осуждать, ругать за промахи. В таком случае он не станет бояться пробовать новое и учиться дальше.

Поощряйте практику


Заметили, что ребенок с интересом смотрит баскетбол по телевизору, ему понравилось рисовать или петь? Постарайтесь подстегнуть ему к тому, чтобы он занимался этим чаще. Главное - действовать ненавязчиво и без принуждения. Если вы разглядели у своего чада музыкальный талант, не заставляйте его играть на фортепиано до боли в кистях. Так ведь можно и напрочь отбить интерес не только к конкретному инструменту, но к музыке в принципе. Все занятия должны быть дозированными, а режим занятий пусть подскажет учитель.

Позволяйте ребенку самостоятельно решать некоторые свои проблемы

Жизнь всем подбрасывает трудности. Научиться справляться с ними человек должен еще в детстве, ведь по мере взросления все проблемы будут становиться только более серьезными. Поэтому дайте возможность своему ребенку самостоятельно находить выход из непростых ситуаций, развивать навыки общения с разными людьми. Постарайтесь не вмешиваться постоянно в жизнь вашего ребенка, стараясь максимально облегчить ее. Подсказывайте ему советами, выслушивайте и подбадривайте, но не бегите сразу наказывать его обидчиков, даже не разобравшись в ситуации. Если вы будете постоянно вмешиваться в жизнь ребенка, стараясь уберечь его от всех невзгод, он вырастет несамостоятельным и неуверенным в себе. Тогда даже в 40 лет ваше чадо будет ждать, что в любой момент придет мама и решит его проблему.

Бросайте ребенку вызов


Научите ребенка всегда двигаться вперед. Дайте ему понять, что достижение небольшой цели - это только начало, теперь он может сделать что-то более значимое. Например, если ребенок начал учиться кататься на двухколесном велосипеде, предложите ему убрать дополнительные колеса. Убедите его, что он готов ехать и так, а вы его подстрахуете, если понадобится.

Ошибки - неотъемлемая часть обучения

Все мы учимся на своих ошибках, а дети - не исключение. Поэтому не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным, все схватывал с первого раза. Ничего, если ребенок совершил досадный промах. Зато он осознает свою ошибку, извлечет из нее урок, а в следующий раз лучше справится с поставленной задачей.

Поощряйте детское любопытство

Дети - маленькие почемучки. Конечно, их бесконечные вопросы утомляют и даже начинают нервировать взрослых. Только родителям важно понять, что, спрашивая о чем-то и узнавая новое, ребенок развивается, пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор. Получая ответы за свои «почему», малыш понимает, что в мире есть очень много интересных вещей, о которых ему нужно узнать подробнее. Любопытство ребенка разгорается, оно мотивирует его учиться и расти над собой.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

По статистике, мальчики и девочки, которые в первые годы жизни задают много вопросов родителям и получают на них ответы, в начальной школе обгоняют своих одноклассников. Таким детям интересно узнавать новую информацию, они лучше учатся и быстрее впитывают знания.

Открывайте новые возможности

Старайтесь чаще брать ребенка на прогулки и в разные поездки, рассказывать ему что-то новое, читать интересные и познавательные книги. Все это способствует расширению кругозора и формированию уверенности в себе.

Делитесь своим опытом и знаниями

Весь мир малыша в первые годы его жизни - это родители. В его глазах мама и папа - супергерои, которые могут все. Станьте достойными примерами для подражания. Передавайте крохе свои знания, учите его всему, что умеете сами.

Никогда не критикуйте


Дети очень ранимые. Даже если ребенок потерпел неудачу, ни в коем случае не критикуйте его, не говорите, что он делал все плохо и неправильно. Тем более нельзя применять сравнения с детьми, которые оказались лучше, быстрее, смышленее. Иначе вы рискуете полностью отбить у ребенка желание чем-либо заниматься. Он попросту начнет бояться снова разочаровать родителей и не рискнет пробовать что-то новое.

Поддерживайте ребенка, когда он испытывает сложности и неудачи

Каким бы талантливым ни был ваш ребенок, он все равно познает на себе всю несправедливость этой жизни. Он будет сталкиваться с трудностями, терпеть обидные неудачи. В такие моменты ребенку нужно, чтобы родители его просто поддержали. Напомните своему чаду, что для достижения цели нужно упорно трудиться и верить в свои силы, а все сложности - это только ступеньки на пути к успеху.

Поощряйте стремление пробовать что-то новое

Начинать что-то новое - всегда волнительно. Поэтому обязательно поддержите ребенка, если он хочет записаться в спортивную секцию или научиться кататься на роликах. Похвалите его за то, что он хочет заняться чем-то полезным. Скажите своему чаду, что гордитесь тем, как смело он начинает новый этап своей жизни.

Рано или поздно, но родители задаются вопросом, как же воспитать из своего малыша успешного человека? Как помочь ему реализовать себя в будущем? И лучше если родители заинтересовались этим вопросом как можно раньше. В своих мечтах родители видят своего ребенка известным музыкантом, писателем, изобретателем или спортсменом. Главное не то, кем вы хотите его видеть, самое главное, чтобы ребенок сам, в конечном счете, нашел свое призвание в жизни и реализовал свои таланты.

Во - первых, ребенок должен чувствовать, что вы его любите

Залог успешного человека - нормальная самооценка. Покажите ребенку, что вы любите его таким, каков он есть. Чаще говорите ему об этом, обнимайте его, он должен знать, что родители любят его не смотря ни на что. Уважайте все, что делает ваш ребенок. Для детей игра очень важна, примерно так же, как для вас важна работа. Если, к примеру, вам необходимо ложиться спать, а ребенок заигрался и не желает вас слушать, то помогите ему доиграть, достроить гараж или уложить куколку поспать. Критиковать следует не самого ребенка, а только его действия. Не забывайте хвалить малыша, показывать ваше одобрение. Чаще хвалите его за хорошие поступки, чтобы он осознавал, что вести себя хорошо, это здорово.

Во - вторых, нужно предоставлять право выбора

Даже самое банальное, например, в чем пойти погулять, даже в этом ребенок должен высказать свое мнение. Так он научится иметь собственное мнение, ведь понимать, что и почему он хочет очень важно. Как можно чаще общайтесь с ним, обсуждайте просмотренные мультфильмы, прочитанную книжку или произошедшую ситуацию, в дальнейшем все это поспособствует воспитанию успешного ребенка. Даже большие покупки для ребенка попробуйте выбирать вместе с ним, например, при выборе мебели в детскую зайдите вместе на сайт www.mebel-1000.ru интернет-магазина "Мир Мебели" для поиска новой.

В-третьих, умение договариваться с людьми

Это очень полезное умение, особенно для достижения успеха. Помогите научиться ребенку, высказывать свои мысли и чувства по поводу разных ситуаций. Развивайте красноречие вашего малыша.

В-четвертых, помогите вашему малышу найти дело, которому он сможет посвятить свою жизнь

У каждого есть свои способности и таланты. Приглядитесь к своему ребенку, понаблюдайте, чем ему нравится заниматься долгое время, и начинайте развивать его в этом направление. Чем раньше вы начнете заниматься в нужном направлении, тем лучше. Но будьте готовы к тому, что в будущем, он может переключиться на что-то еще. Без сомнения приобретенный опыт пойдет только на пользу.

В-пятых, научиться замечать творческие навыки вашего ребенка и развивать их

С раннего детства следует заниматься с малышом творческой деятельностью: рисовать, сочинять стихи, заниматься танцами или музыкой. Успех человека во многом зависит то того, как смотрит он на появившиеся проблемы. Ведь чем больше решений он найдет в сложившейся ситуации, тем легче преодолеет различные трудности. Поощряйте проявление любопытства и любознательности у вашего ребенка.

В-шестых, научите его ответственности. Объясните, что следует всегда отвечать за слова и поступки

Приучайте вашего малыша брать ответственность, за то, что натворил. Но не стоит ругать его за ошибки, ведь опыт набирается, как раз при совершении ошибок. Лучше помогите ему придумать выход из сложившийся ситуации. На своем примере показывайте, что нужно держать данное слово. Обязательно выполняйте обещания, но если не уверены, что сможете их выполнить, лучше не обещайте.

В-седьмых, учите вашего ребенка оптимизму

Помогайте ему научиться видеть в любой плохой ситуации положительные стороны, это поможет в воспитании успешного ребенка. Объясните, что в жизни победы сменяются поражениями, и что это нормально. Ведь приобретенный опыт очень ценен, он помогает достигать будущих целей. А лучше на собственном примере показывайте, как полезно и здорово быть оптимистом, видеть хорошее, даже в самой непростой ситуации.

В-восьмых, одно из качеств успешного человека - ценить время

Научите своего малыша быть постоянно чем-то занятым. Бывают такие моменты, когда ребенок сам не знает, чем ему заняться, тогда вы можете помочь и подсказать, найти интересное занятие для него. С течением времени быть постоянно занятым станет привычкой.

В-девятых, приучайте к самостоятельности

В возрасте двух лет ребенок начинает проявлять самостоятельность. Дайте ему возможность что-то сделать самому, не спешите делать за него. Просто проявите чуточку терпения, помогите или направьте в нужном направлении, но пусть он сделает сам, например, подтереть пролитый чай.

Все родители, которые задавались вопросом, как воспитать успешного ребенка, задумывались о том, что ребенок как губка, впитывает поведение своих родителей. Поэтому начинать надо с воспитания и самосовершенствования себя. Ради детей, хочется добиться каких-то успехов, измениться в лучшую сторону, чтобы стать достойным примером для подражания своему малышу. В воспитании успешного ребенка нужно прилагать много усилий и проявить терпение, зато результат будет того стоить.

Нам, родителям, всегда хочется, чтобы дети были удачливее нас. Но как это сделать? Не кажется ли вам, что поста-новка вопроса сама по себе слишком технична? Про-граммирование — это обу-чение устройства дейст-вовать по шаблону и добиваться пред-сказуемого результата. Но человек - не машина, и тут требуется особый подход. О том, как воспитать своего ребенка успешным, и пойдет речь.

0 74022

Фотогалерея: Как воспитать своего ребенка успешным

Программу можно заложить в машину, которая яв-ляется чистым листом. С человеком это невозможно, ведь даже младенцы име-ют врожденные свойства, которые от-личают их от других людей: строение психики, факторы здоровья, черты ха-рактера. Канадские ученые исследова-ли более 100 пар однояйцевых близне-цов и выявили у 85% огромное количество отличий, хотя, казалось бы, такие дети должны быть похожи друг на друга как две капли воды. Изве-стный психоаналитик Станислав Гроф считал, что внутриутробная жизнь, ро-ды и первый опыт "земной" жизни за-кладывает ядро личности человека: его умение реагировать на трудности, до-верие к миру, оптимизм или песси-мизм. Именно поэтому современная гуманитарная психология считает, что программирование должно быть сугу-бо индивидуальным. Причем задача родителей — прежде всего понять ре-бенка, его интересы и склонности и лишь после этого давать эмоциональ-ную установку на успех. Иначе про-грамма может "не прижиться" или даже навредить ребенку.

ОШИБКИ В СЦЕНАРИИ

На популярном уровне, проводя аналогии со сказками, о родительском программировании миру рассказал из-вестный психолог Эрик Берн. В своей книге "Люди, которые играют в игры" он показал, как формируется жизнен-ный сценарий человека. По его наблю-дениям, многие слепо копируют жиз-ненную программу своих предков или же "встраиваются" в чей-то сценарий. Недостатком такого образа жизни Берн считал то, что люди испытывают внутренний дискомфорт. Спасение он видел в психоанализе, который помог бы человеку понять, чего он хочет сам. Берн считал, что большинству родите-лей не мешает психологическая кон-сультация, ведь, находясь в болоте соб-ственного сценария, они не позволят воспитать своего ребенка успешным и дать ему стать творцом своей жизни.

Второй распространенной ошибкой программирования психологи считают желание родителей воспитывать ре-бенка от противного: дать ему то, чего не хватало самим родителям в детстве, или же не делать того, что их травмиро-вало. Если речь идет об отказе от тако-го зла, как побои или алкоголизм, то решение, безусловно, правильное. А вот когда дело доходит до: "Я не выучил английский язык, и у меня жизнь не сложилась. Так что ты должен обяза-тельно это сделать" или: "Вот мне не разрешали ходить на танцы, а ты обя-зательно будешь ими заниматься", то это может привести к печальным по-следствиям. Психологи утверждают, что негативный опыт учит нас, как не надо, но не дает представления о том, КАК надо. Как в свое время заметил Михаил Жванецкий: "...в общем, жизнь моя, сынок, не удалась. Единст-венное, что у меня есть, — это жизнен-ный опыт. И вот его-то я и хочу пе-редать тебе..." Поэтому попытки вос-питывать от противного закабаляют ребенка не меньше, чем любые жиз-ненные сценарии.

Третья проблема родительского про-граммирования — это бездумное сле-дование авторитетам. Школа требует — подчиняйся. Бабушка опасается — вы-полняй. Как показывают исследова-ния, 70-80% успешных людей были в детстве невыносимыми бунтарями. А школьные любимчики частенько про-зябают на средненьких должностях и жалуются на депрессию. Как в миниа-тюре Петросяна: "У троечника — квар-тира и машина, у отличника — лысина, очки и золотая медаль за окончание школы". И дело здесь не в том, что учиться вредно. Просто ребенок, которого лишили воли, лишается самосто-ятельности и сметливости — во взрос-лой жизни ему приходится нелегко.

Как видите, основные ошибки ро-дительского программирования сво-дятся к тому, что ребенка вольно или невольно пытаются встроить в какую-либо систему без учета его интересов. Через эти преграды пробиваются толь-ко истинные бойцы, да и то с потерями по части самооценки или здоровья. Да-вайте же если уж программировать де-тей, то правильно.

ПОЙМИТЕ, ЧТО ЕМУ НРАВИТСЯ

Прежде всего, психологи советуют разобраться в интересах и склонностях ребенка. Причем делать это лучше всего с помощью специали-ста, ведь сами родители в душе уже ви-дят сына или дочку спортсменом, ад-вокатом, художником... Если ваш ребенок только что пошел в школу или же вовсе дошколенок, рано говорить о том, как воспитать в своем ребенке успешность. Можно выбрать лишь направление интересной ребенку деятельности. За чем вам непременно следует понаблюдать?

В каких занятиях ребенок неуто-мим? Обычно даже дошкольники про-являют свои склонности довольно чет-ко. Можно заметить такие интересы: раскладывать и сортировать; организо-вывать игры; строить конструкции; ли-цедействовать... Будьте внимательны: записывать в художники всех любите-лей рисования — преждевременно. Посмотрите, что именно изображает ребенок. Творчество нередко просто способ выплеска эмоций.

Что он делать не будет ни за что? Не надо связывать нежелание читать или заниматься спортом с ленью. По-дыщите интересную для ребенка книгу, подходящий вид спорта (есть дети, не способные к каким-то групповым или индивидуальным видам, это норма).

Психолог поможет правильно ин-терпретировать ваши наблюдения, а также дополнит их с помощью специ-альных методик. Начните развивать в ребенке именно то, к чему он склонен. Не надо бояться, что он вырастет лен-тяем, если не будет через силу делать то, что ему не удается. Стать специали-стом в "чужой" области сложно, к чему же тратить на это драгоценные силы?

Развивать способности ребенка — не значит отстранить его от других ви-дов деятельности. Например, способ-ному к шахматам мальчику все же нуж-но ходить в школу и заниматься физическими видами спорта. Просто дайте возможность ребенку выбирать и старайтесь по мере сил поддерживать его увлечение морально и материаль-но: покупайте и читайте вместе книги по любимой теме, посещайте музеи, ходите на спортивные матчи. "Побоч-ным эффектом" от такого целевого раз-вития будет ваше взаимопонимание.

ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК

Психологи много работают с ро-дителями для того, чтобы приучить их следить за своей речью. У кого из нас в сердцах не вырывалось: «Что ж ты ничего не соображаешь?» или «Ничего у тебя не получится!» Опросы показывают, что 90% людей испытывают неуверенность в своих си-лах именно из-за подобных установок. Психоаналитики утверждают: у боль-шинства неудачников есть своя "клю-чевая фраза", которую в подсознание заложили родители, и она давит на лю-дей, когда им нужно принять решение.

Научитесь "ловить себя" до того, как с языка сорвалась негативная установ-ка, и... говорите ребенку то, что думаете, спокойно, с помощью "я - сообщения": "Я боюсь, у тебя ничего не получится, потому что я тоже два раза бросала сек-цию и так ничему не научилась". Такая форма "я думаю, я боюсь" воспринима-ется как информация о вас, а не про-грамма для ребенка — это важно. Ограничьте указания с частицей "не". Приучите себя вместо "не шали" гово-рить "веди себя спокойно". Специалис-ты по НЛП утверждают, что в 95% слу-чаев дети не слышат "не" и не воспринимают программу. К тому же указание "что делать" всегда понятнее, чем "чего не делать".

ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

НЛП и другие направления гу-манитарного знания утверждают, что у людей есть сильные и слабые каналы восприятия информации. Кому-то проще воспринять установки в форме устного логического довода. Кто-то предпочитает яркий эмоциональный пример. Иные детки набираются зна-ния только из личного сенсорного опы-та. Понаблюдайте за ребенком: воз-можно, вы с ним говорите на разных языках? Классический пример — такой анекдот: "Мама: "Сынок, давай, я в тебя верю!" Сын: "Мама, верят в то, чего не существует. А я — существую". Мама оперировала эмоциями, а ребенок — логикой. Ей следовало бы сказать: "Ты хорошо подготовился к соревнованию, я уверена: ты победишь".

Как ребенок пытается добиться от вас чего-либо? Ласкается, убеждает, воздействует эмоциями. Постарайтесь перенять его "язык". Эмоциональному ребенку в красках распишите, как им будут все восторгаться. Логику объяс-ните причины и следствия его поведе-ния и ответьте на бесконечные "поче-му?" и "а если?". Деятельному ребенку дайте "пощупать" результат усилий, трудитесь вместе с ним. Решение "язы-ковой проблемы" — путь к успеху.

ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР

Даже если вы выяснили, что у вас и вашего ребенка диамет-рально противоположные интересы и разные "языки", это вовсе не значит, что вы не сможете воспитать своего ребенка успешным. Известный психоаналитик Фран-суаз Дольто в своей книге "На стороне ребенка" писала: "Самое лучшее, что родители могут сделать для сына или дочери, — это показать, что они очень счастливы". Так что личный успех ро-дителей и близких людей лучше всего дает ребенку веру в то, что успех возмо-жен. Пожалуйста, будьте счастливы!

КАК ПОСТУПАЛИ В ДРЕВНОСТИ

Одним из древнейших языков программирова-ния были обряды. У всех народов существова-ли специальные ритуалы, посвященные рож-дению ребенка и вступлению его в половую зрелость. Народы, которым приходилось жить в тяжелых условиях, всегда разлучали мать и новорожденного ребенка, при этом матерей заставляли сцеживать молозиво. Так детей программировали на недоверие к миру и по-вышенную агрессивность. Подобные обычаи зафиксированы у каннибальских племен, гор-ных индейцев и варваров. У некоторых европейских и восточных наро-дов существовала традиция: выложить перед малышом предметы, символизирующие раз-ные виды деятельности, и дать ему "выбрать". Понятно, что выбор крохи был достаточно слу-чаен, однако после этого ритуала родители начинали думать о том, как воспитать в своем ребенке успешный подход к жизни. Его начинали с малых лет программировать на "выбран-ную" стезю. Человек принимал это безогово-рочно — обряд был частью культуры. Обряды инициации проходили в различных племенах по-разному. Например, многие ин-дейцы одурманивали юношей наркотиком. Галлюцинации, которые они видели и переска-зывали шаману, давали представление об их внутреннем мире. Шаман выбирал юноше имя исходя из таких рассказов — это яркий при-мер попытки найти каждому человеку подходя-щее место в социуме. Некоторые африканские племена добивались бессознательного состояния у юношей и деву-шек, причиняя им физические страдания. В этом состоянии им давали установки полагать-ся на волю духов (читайте — шамана). Так лю-дей программировали на покорность.

«Как воспитать успешного ребенка?»

Все родители хотят видеть своих детей успешными. Как же быть, чтобы малыш вырос уверенным в себе, а в будущем стал успешным человеком.

Уважаемые родители, давайте поговорим об этом.

Давайте проверим себя, хорошо ли мы знаем своих детей и то, что их волнует.

Родители отвечают на задаваемые вопросы.

  1. Любимое занятие моего ребёнка?
  2. Имя лучшего друга, подружки?
  3. Любимая сказка?
  4. Моему ребёнку нравится, когда…,
  5. Мой ребёнок обижается, если…,
  6. Наша любимая с ним (с ней) игра…,
  7. Я советуюсь с сыном (с дочкой), если…,
  8. Мы любим гулять…,
  9. Мой ребёнок боится... и др.

Я рада, что вам не безразличны интересы ваших детей.

А теперь попробуем разобраться, кто же это «успешный ребёнок», какие качества необходимы для этого?

Попробуйте объяснить свой выбор. Каким образом эти качества развивать? (ответы родителей, отметить те качества, которые чаще прозвучали).

А я хотела бы остановиться на креативности - это способность к творчеству, которое необходимо для успешного обучения детей в школе. Поэтому мы предлагаем вам участвовать с детьми в разных конкурсах, где не только дети, но и вы можете проявить себя, родители - лучший пример для подражания! В каждом ребёнке скрыт какой - либо талант, один ребёнок любит рисовать, другой - петь, кто – то - стихи рассказывать, а может - сочинять! Надо только дать возможность ребёнку почувствовать, что в чём - то он самый - самый!

А сейчас я предлагаю вам на примере 2-х ситуаций выяснить, легко ли будет детям из предложенных ситуаций вырасти успешными. Ваша оценка действий отца. Объясните причины такой реакции отца на неуспехи ребёнка. К чему приведёт такое отношение отца к ребёнку? (неуверенность, низкая самооценка ребёнка, ребёнок всё реже будет обращаться к отцу).

Почему девочка отказывается идти в школу? (нет опыта общения со сверстниками, страх перед школой.) Задание. Проиграть ситуацию в ролях (матери и ребёнка). Как вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?

А с какого возраста начать воспитывать «успешного человека»?

Давайте обратимся к психологу. Вот что думает об этом психолог Коровина Светлана.

У многих из вас есть дети не только дошкольного возраста, но и подростки. На вопрос, могут ли родители помочь им стать в жизни успешными, вот что ответили 14 - 15 летние подростки: Больше верить, доверять и меньше опекать. Давать возможность высказывать своё мнение и дома, и в школе. Не навязывать того, что не нравится. Чаще хвалить и не ругать по пустякам. И, главное, не сравнивать с другими.

Влияние на ребёнка оказывают все члены семьи. Обратите внимание на стили воспитания и скажите, при каком стиле воспитания в семье ребёнку легче стать успешным и почему?

Слово «успешный» происходит от слова «успех». Создавайте ребёнку такие ситуации, где он будет успешен, ведь каждый ребёнок - уникальная личность со своим неповторимым набором качеств, талантов. Очень важно заметить творческий потенциал малыша и приложить усилия для его развития, а самое главное - защищать, любить, понимать и принимать ребёнка таким, какой он есть. А мы постараемся вам в этом помочь.

Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос!? Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? - 2б.

2. Посоветуй мне пожалуйста… - 1б.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. - 1б.

4. В кого ты только такой уродился?! - 2б.

5. Какие у тебя замечательные друзья! - 1б.

6. Ну на кого ты похож (а)? - 2б.

7. А я в твои годы …- 2б.

8. Ты моя опора и помощник (ца) - 1б.

9. Ну что за друзья у тебя? - 2б.

10. О чём ты только думаешь? - 2б.

11. Какая (ой) ты у меня умница! - 1б.

12. А как ты считаешь? - 1б.

13.У всех дети как дети, а ты?… - 2б.

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! - 1б.

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов , значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности. Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка. 11 баллов и выше - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Какие качества помогут стать ребенку успешным?

Перед вами список качеств, выберите 3 самых главных на ваш взгляд, которые необходимо развивать, чтобы воспитать ребёнка успешным. Пронумеруйте их по степени значимости.

Трудолюбие, аккуратность, исполнительность, организованность, вежливость, дружелюбие, справедливость, настойчивость, целеустремленность, умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, дисциплинированность, хорошая память и внимание, инициативность, самостоятельность, креативность (творческий подход к работе), уверенность и другие.

1-я ситуация . Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колёса, и обратился к отцу за помощью. Отец, увидев, что сын сделал всё не так, стал упрекать его в бестолковости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

2-я ситуация . Машу воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой. У неё не было подруг. Маша любила играть одна, и бабушке это нравилось. Когда девочке исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Маша неуверенно отвечала, ошибалась, а мама сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Через неделю девочка отказалась идти в школу.

Кризис возраста трех лет - формирование установки «Я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. К сожалению, чаще всего родители, при попытках детей в 3 года сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха...». А что получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность? Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Ребенок понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться. Для ребенка рассерженные родители - крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: не высовывайся, тогда тебя будут любить и уважать. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо! Чем подобная установка может обернуться в дальнейшем? Человек будет стараться устроиться на комфортную, но малооплачиваемую работу - просто из соображений безопасности. Чтобы никакой ответственности, а значит, и вероятность наказания минимальна. Будет бояться карьерного роста, новых проектов. Самое интересное, что у такого человека может быть прекрасное образование, он может владеть языками и быть очень грамотным работником. Все его замечательные идеи будут выдаваться за свои другими людьми, которые не боятся не понравиться. Вывод напрашивается очень простой: поощряйте самостоятельность своего ребенка, особенно в возрасте от 3-х лет. Пусть все, что он может сделать сам - делает. Хвалите за инициативу, подбадривайте, если что-то не получилось. Ваша помощь должна быть достаточной, но никогда избыточной. Проявите терпение.

Демократический стиль воспитания : родители поощряют любую инициативу ребёнка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним. Детям позволено принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитываются их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твёрдость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Авторитетный стиль родительского воспитания - образ действия родителей, отличающийся твёрдым контролем над детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребёнка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и поэтому они легко соглашаются с ними.

Хаотический стиль воспитания . Это отсутствие единого подхода к воспитанию, отсутствие определённых требований к ребёнку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками. У родителей, особенно у матери не хватает выдержки для последовательной тактики в семье.

Опекающий стиль воспитания . Стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся. Такое воспитание приводит к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности.

Список литературы:

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. № 6.
  2. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний //Воспитатель ДОУ. 2007. № 5.
  3. Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1988.
  4. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990.
  5. Родительские собрания: Подготовительная группа / Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.: ВАКО, 2010.
  6. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Прогресс, 1985.