Как учили детей в Древней Греции — Гипермаркет знаний. Воспитание и обучение в древней греции


Воспитание детей в Древних Афинах
Ребенок до семи лет - как мальчик, так и девочка - находился под присмотром матери или няньки. Жили они вместе с матерью в женской половине дома - гинекее. Дети до семи лет ходили преимущественно голыми, это объяснялось греческой неприхотливостью в одежде и практичностью. В два-три года мальчики переходили из рук кормилиц под присмотр педагогов, специальных рабов, которые по тем или иным причинам не могли заниматься хозяйством, он должен был постоянно присматривать за ребенком, а в последствие водить его в школу.

Греки хорошо понимали, как важно, хотя и нелегко в воспитании детей сохранять меру, не прибегая к слишком суровым методам, но и не допуская, чтобы ребенок рос избалованным и изнеженным. «Изнеженность делает характер детей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабощение детей делает их приниженными, неблагородными, ненавидящими людей, так что, в конце концов, они становятся непригодными для совместной жизни». Здесь Платон говорит о соблюдении меры в воспитании детей, везде должна быть найдена золотая середина, в особенности в воспитании.

Ребенок рос и мало-помалу его кругозор становился все шире, а мир его представлений богаче. Это происходило благодаря сказкам, игрушкам, совместным играм и общению со сверстниками.

Дети постарше, сами лепили для себя игрушки из глины или воска, они строили песочные дворцы, скакали на палочках, запрягали в коляски или маленькие повозки собак или коз, играли в жмурки. Маленьким эллинам были известны качели, обручи и даже воздушные змеи. Но больше всего дети любили подвижные игры. В них они подобно современным дошкольникам подражали молодым эллинам. Они устраивали состязания по бегу, прыжкам, но больше всего любили игру в мяч. Эти и подобные игры готовили детей к суровой юношеской жизни, которая начиналась с исполнения семи лет, когда заканчивалось детство, и мальчики переходили под опеку отца (жили в мужской половине дома и подчинялись отцу) и шли в школу. Девочки же оставались в гинекее, под присмотром матери и няньки-рабыни.

Платон советовал взрослым следить за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что все науки надо преподавать детям не насильно, играючи, ибо свободный человек никакой науке не должен учиться рабски.

С семи до тринадцати-четырнадцати лет мальчики учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты (абак). Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стило). Позже начинали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки. Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка.

В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Читали вначале старых писателей Гомера и Эзопа с его мудрыми баснями, затем изучали поэмы Гесиода, стихотворения законодателя Солона, сочинения Феогнида. Учитель кифарист прививал мальчикам навыки игре на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов они пели песни и гимны - соло или хором. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре. Преподаватели также обучали мальчиков верховой езде, стрелять из лука, метать копья, кидать камни из пращи.

В тринадцать-четырнадцать лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Для наилучшего результата в обучении применялся принцип состязательности - агонистика, благородное и честное соревнование. Этот принцип пришел в школу из Олимпийских игр.

В Афинах обучение не было строго обязательным, но, тем не менее, считалось долгом родителей по отношению к своим детям. Платон по этому вопросу отмечает, что дети, которым не дали образования, полностью свободны от каких-либо обязательств перед родителями. А эти обязанности были очень строгими.

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца. Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Кроме того, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей или лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали. Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

Итак, все обучение длится ровно десять лет и заканчивается к шестнадцати годам. Платон отмечает, что «не допустимо, чтобы отец или сам ребёнок увеличивали или сокращали это время учёбы, установленное законом». Однако за учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья бедняков ходили в школу недолго. Ведь они рано начинали сами работать. Дольше учились дети богатых родителей, поэтому они становились более образованными людьми.

Богатые родители отдавали своих детей в возрасте шестнадцати лет в гимнасии, где они продолжали совершенствоваться в искусстве пятиборья, также изучали философию, литературу. Большое внимание уделялось поэзии и музыке. Задачей учеников было не только овладение некоторым количеством текстов и умение их произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах и т. д.) Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия была призвана служить воспитанию эстетическому. Той же цели служила и музыка.

В восемнадцать лет, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Зачисление в эфебию совпадало с гражданским совершеннолетием. Зачисление в эфебию было связанно с принесением присяги на верность службы государству. Принесение присяги превращало молодого человека в граждански правоспособное лицо, давая ему право наследования, право опеки (между прочим, над матерью), право распоряжения имуществом, все, кроме участия в политической жизни. Эфебы давали присягу, что не опозорят доверенного им оружия, не бросят своих товарищей в беде и будут защищать домашние алтари, границы державы. Через год в торжественной обстановке в театре эфебам вручали щит и меч как настоящим воинам. Второй год подготовки они проводили на границах полиса, дежуря на сторожевых постах. По истечении двух лет юноши становились полноправными гражданами.

Эфебы выполняли физические упражнения под руководством тренера - педотриба, а непосредственно военной подготовкой занимался инструктор - дидаскал. Эфебов учили фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика, верховой езде, обращению с катапультой (устройством для метания стрел, копий и камней). Программа занятий предусматривала так же дальнейшее обучение поэзии и музыке, так как одной из обязанностей эфебов было активное участие в государственных торжествах. Обучение в эфебии в разные времена длилось от двух до четырех лет.

Но и на этих ступенях обучение могло не закончиться. Юноши, у которых «преобладала разумная часть души», могли продолжить свое обучение у философов до 30 лет, изучая философию, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, развивая отвлеченное мышление. Философами греки называли людей, которые стремились понять и объяснить, как устроен мир - природа, человек, человеческое общество. Они размышляли, задавали себе вопросы, наблюдали. Поэтому первые философы были и первыми учеными - они занимались астрономией, математикой, медициной, географией и другими науками. Выделившиеся самые сильные в интеллектуальном отношении ученики философов часто привлекались к государственной деятельности.

Девочки в Афинах оставались в гинекее, их учили женским ремеслам: прядению и ткачеству. Хоть девочки и не посещали школу, но их учили читать и писать, ведь будущая жена гражданина должна быть образованной. Программа обучения девочек включала в себя пение и танцы, это было необходимо для участия в религиозных и общественных празднествах. Так же девушки изучали литературу, но от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. В мужском обществе могли блистать остроумием и начитанностью только гетеры (куртизанки), а женщины из свободорожденных - никогда. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет. У богатых родителей девочки жили вольготнее и веселее. В бедных домах было не до музыки и танцев. Как и мальчики, девочки рано начинали работать, помогая родителям. Достигнув зрелости, девочки уже могли выходить замуж. Собрав детские игрушки, девочки относили их в храм Артемиды, что свидетельствовало о том, что детство закончилось, и они стали взрослыми.

Рассмотрев философско-педагогические взгляды греков, мы можем сказать, что их идея воспитания заключалась в том, что оно должно быть целостным, то есть полным, состоящим из всех необходимых составных частей, в согласии с эллинским классическим принципом «всего в меру, ничего чересчур». Сегодня эти части воспитания можно было бы обозначить как интеллектуальное воспитание, художественное воспитание, спортивное и военное воспитание. Все эти части в Греции образовывали одно неразрывное гармоничное целое.

В этом-то и заключается педагогическая заслуга древнегреческой философии, она первая дала представление о целостном, гармоничном воспитании, которое действовало до самого конца эпохи Эллинизма, но с приходом христианства было забыто более чем на тысячелетие.

Воспитание детей в Древней Спарте

В Спарте дело обстояло иначе: с семи лет мальчик переходил под опеку государства, то есть его просто забирали из семьи. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их помешали в специальные учреждения - агелы, где они находились до восемнадцати лет. Основной упор делался на физическое развитие, о всестороннем и гармоничном развитии не было и речи, считалось, что если человек физически развит, то все остальное само приложится.

Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались. С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.

Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Ученики делились на две группы: младшие или мальчики от семи до четырнадцати лет, и эфебы от четырнадцати до восемнадцати-двадцати лет

На первом этапе давалась элементарная интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а так же некоторыми сведениями о традициях Спарты, об ее истории, религии и обрядах. Также большое внимание уделялось развитию у детей «лаконичной речи». Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие — физический труд, быть беспощадными к рабам. Закалка была суровой: в детях воспитывались упорство и выносливость, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитывалась готовность к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. В конце этого этапа подростков ждало испытание, в котором проверялась выдержка, готовность к дальнейшим испытаниям. Подростка сильно секли перед алтарем Артемиды, он не должен был издать ни звука. Еще одним испытанием подростков были крипии - набеги на поселения рабов - илотов, с целью истребления наиболее строптивых рабов. Здесь проверялось умение четко и безжалостно следовать приказам.

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Второй этап от четырнадцати до восемнадцати-двадцати лет проходил в эфебии. Здесь уже готовили настоящих воинов. Юношей учили владеть всеми видами оружия, правилами ведения войны и т. д. Перед концом обучения юноши проходили последние испытание, оно называлось криптия: целый год молодой человек должен был скитаться по горам и долинам, скрываясь так чтобы его нельзя было найти, сам себе добывая пищу и спя прямо на земле. Отбыв крипию юноша становился иреном, он становился мужчиной, теперь он мог принимать участие в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин - фидитиях. Его зачисляли в войско, в котором он обязан был служить до тридцати лет, только после этого молодой спартанец мог считаться полноправным гражданином

Девочки в Спарте воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска и борьбе. Но, так же как и в Афинах, поскольку они должны были принимать участие в религиозных обрядах, их учили священным песням и танцам. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов.


А какие цели образования и воспитания следует поставить в нашей стране? Кем должны стать наши дети в итоге: гармонично развитыми личностями или узкими специалистами, ищущими пытливыми исследователями или послушными исполнительными работниками, и т.д.?

Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.

Примечательно, что к концу 5 века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.

Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми.

Принципы образования в Древней Греции

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику - принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Обучение мальчиков

Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции .

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора - для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Обучение девочек

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

>>История: Как учили детей в Древней Греции

42. Как учили детей в Древней Греции

1. Школа.

До семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей было много игрушек: погремушки, куклы, свистульки, волчки. Дети играли с щенками, голубями, черепахами. Затем мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога. Он присматривал за ребенком, учил его, как надо вести себя, водил в школу. За учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья бедняков ходили в школу недолго. Ведь они рано начинали сами работать. Дольше учились дети богатых родителей, поэтому они становились более образованными людьми.

В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. В обучении арифметике помогали наглядные пособия: камешки, особая доска, на которой отмечены единицы, десятки, сотни. Сначала писали на покрытых воском деревянных дощечках стилем - специальной металлической или костяной палочкой. Острым концом стиля писали, тупым - стирали и сглаживали воск. Позже начинали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.

Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Сохранился папирус с надписью: "Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били". Ниже эта запись повторена четыре раза учеником. Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.

Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное - они прославляли доблесть, героизм, стойкость в борьбе с трудностями. Школьнику следовало знать о героях и подражать им.

Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре .

Одновременно мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым. Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были помочь сделать из ученика хорошего гражданина.

Занимались спортом в палестре (от древнегреческого слова "пале" - борьба). В палестре занимались бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой.

2. Гимнасии.

К 16 годам юноши заканчивали занятия в школе. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по-прежнему занимались спортом, но уже в гимнасии. В Афинах было три гимнасии. Самые известные в Афинах - Ликей (отсюда - слово "лицей") и Академия.

В Греции не было ни институтов, ни университетов, но можно было брать уроки у философов. Их уроки стоили дорого.

3. Греческая философия.

Философия зародилась в конце 7 века до н. э. в Ионии. Философами греки называли людей, которые стремились понять и объяснить, как устроен мир - природа, человек, человеческое общество. Они размышляли, задавали себе вопросы, наблюдали. Поэтому первые философы были и первыми учеными - они занимались астрономией, математикой, медициной, географией и другими науками.

Таким ученым-философом был Пифагор, который жил в Великой Греции (в Южной Италии) в 6 веке до н. э.

В центре философских взглядов Пифагора находилась математика, самое большое значение он придавал числам. Он думал, что в основе всего лежит количество, а не качество, изучал свойства чисел. Широко известна так называемая теорема Пифагора. Пифагор пользовался большим уважением и известностью не только в Великой Греции. У него было много учеников.

Большой известностью пользовался Сократ. В центре внимания Сократа находился человек. Он полагал, что философия должна помогать человеку стать лучше. Особенно Сократа интересовало, что такое истина, добро и зло. Все свое время Сократ посвящал размышлениям и беседам. Излюбленный способ Сократа вести беседы - это задавать вопросы. Так он побуждал своих собеседников искать истину. Но одновременно, как говорил Сократ, он учился и сам.

Противники Сократа обвинили его в безбожии, и суд его родных Афин приговорил его к смерти. Сократа заточили в тюрьму. Ученики, подкупив стражу, предлагали ему бежать, но Сократ отказался, сказав, что должен соблюдать законы. Он умер, выпив яд. Уже сами греки считали Сократа мудрецом. И для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Выдающимся греческим мыслителем был Платон - ученик Сократа, с которым он провел 20 лет. Платон много размышлял о том, каким должно быть государство. Он создал проект идеального полиса и подробно описал его устройство. Платон основал свою школу в гимнасии Академии. Это была первая постоянная философская школа в Афинах. Она просуществовала почти тысячу лет.

Вторую постоянную философскую школу в Афинах создал ученик Платона Аристотель в гимнасии Ликей. Аристотель - один из величайших философов и ученых всех времен и народов. Трудно, наверно, найти такую область знаний, которой бы он не занимался. Аристотель написал множество трудов о растениях, животных, человеке и др. Его очень интересовал полис. Вместе с многочисленными учениками Аристотель описал устройства более 150 полисов и на их основании написал исследование о государстве и его различных формах.

4. Эфебия.

С 18 лет афинские юноши проходили обязательную военную подготовку. Во время такой подготовки их называли эфебами. Их учили ходить строем, владеть оружием, стрелять из лука, метать дротики и обращаться с катапультой (устройством для метания стрел, копий и камней).

Через год в торжественной обстановке в театре эфебам вручали щит и меч как настоящим воинам. Второй год подготовки они проводили на границах полиса, дежуря на сторожевых постах. По истечении двух лет юноши становились полноправными гражданами.

5. Воспитание девочек. Девочки в школы не ходили и воспитывались дома. Их учили читать и писать, под наблюдением матери они занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет. У богатых родителей девочки жили вольготнее и веселее. В бедных домах было не до музыки и танцев. Как и мальчики, девочки рано начинали работать, помогая родителям.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Онлайн библиотека, планы конспектов уроков по истории , скачать задания по истории для 5 класса , лекции уроков , бесплатные учебники

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.

Примечательно, что к концу 5 века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.

Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми.

Принципы образования в Древней Греции

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику – принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Обучение мальчиков

Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции.

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора – для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Обучение девочек

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

В Афинах обучению девочек уделяли меньше внимания, чем в Спарте. В Спарте девочки обязательно должны были быть обучены письму и чтению, они занимались интенсивной гимнастикой, пением и танцами, так как должны были принимать участие в религиозных ритуалах и мистериях.

Образование и первые учебные заведения в Древней Греции

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Итак, в Древней Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. древний греция гимнасия театр

1. Школа - образование в Греции было платным. Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Когда мальчик идёт в школу за ними, следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.

Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало учителям, так же как педагогам и отцам, щедро наделять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась "пестрее шкуры змеи". В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство. В школе мальчика, прежде всего, учили грамоте. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Поэмы Гомера считались очень полезными для детей. Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться. В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.

2. Палестра (“пале” - борьба) - с 12 - 13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни музическую школу. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем знакомство с музыкой и литературой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не умеют ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.

Прозанимавшись первую половину дня в музической школе, мальчики отправлялись в палестру - так назывались гимнастические школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооружённый тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель музической школы, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

3. Гимнасии - первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места музических и физических упражнений молодёжи. В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16 - 18 лет. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными гимнасиями были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить, прежде всего, воина и мать воина. В течение 13 лет -- с 7 до 20 лет -- мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" -- красоты и добра, слитых воедино.

А теперь отправимся в театр Диониса!

«С весёлой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Под звуки флейт шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам»…

Дионис (Вакх) - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Театр Диониса под Акрополем является самым древним театром Греции. Именно здесь впервые были поставлены первые пьесы античных классиков.

У истоков греческого театра и лежали праздники в честь бога Диониса.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В 6 в. до н. э. в эти праздники был введён сценарий. Так появились 1-е спектакли. Вскоре праздники были перенесены в специальные места - театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди, сочинявшие пьесы для театра.

Все посетители театра делились на 2 группы - почётные гости и обычные зрители. Почётными гостями были жрецы Диониса, олимпионики и стратеги. Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги для посещения театра.

Актёры, игравшие в спектаклях, главной задачей считали заучивание текста. Его произносили со всевозможными завываниями, пытаясь передать чувства героев. Этой же цели служили маски: они отражали радость, горе и другие эмоции.

Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 г. до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры.

У каждого места в театре есть свое название.

Скене - палатка, где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей); сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых боковые назывались -- параскениями, а то, что мы называем сценой -- предскением.

Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром.

Орхестра - место между сценой и амфитеатром. Здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководителем хора).

В театре было 2 вида представлений.

Первый - трагедии. Слово «трагедия» происходит от греческих слов козёл и песнь, то есть «песня козлов». Это название вновь ведёт нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Очень часто актёры, исполнявшие трагические роли, вставали на деревянные колодки - их было лучше видно. Так пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии. Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли -- цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его -- торжественной, патетической.

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигает в творчестве трёх великих трагиков 5 в. до н. э. - Эсхила, Софокла и Еврипида - и комического поэта Аристофана, творившего и в начале 4 в. до н. э. Каждый из них уделял большее внимание конкретным и определённым вопросам, но объединяло их стремление жить в демократичном афинском обществе и руководствоваться теми принципами, которые были провозглашены им как основополагающие.

Другим популярным театральным жанром была комедия. Слово «комедия» происходит от греческих - шествие и «песня шествия». Это описание шествия подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельских праздниках в честь Диониса.

К старшему поколению комедийных поэтов принадлежали Хионид и Магнет, о которых почти ничего неизвестно, к младшему - Кратин, Евполид и Аристофан, от их произведений сохранились лишь фрагменты.

Наиболее популярным комедийным драматургом был Аристофан, написавший комедию «Птицы». Комедии Аристофана отличаются богатством идейного содержания, выразительностью театральной формы. Он - одновременно и вершина её, и завершение. Во второй половине 4 в. до н. э., когда в Греции сильно изменились социально-экономические условия, древняя комедия утратила свою основу.