Как развлекались дети когда не было интернета? Лучший отдых для ребенка — это Лагерь! Как развлекаются современные дети пока

Современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Развитие научного прогресса, обилие информации, а также стремительно меняющийся темп и образ жизни людей оказывают огромное влияние на характер малышей с самых первых секунд жизни. Сегодня сайт рассказывает о том, чем же отличаются современные дети от детей предыдущих поколении.

Гиперопека и недостаток внимания

Психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие.

Сегодня женщины озабочены карьерой наравне с мужчинами и, едва родив, прибегают к помощи няни или гувернантки. Конкурс на рынке труда огромен, поэтому женщины предпочитают сознательно сократить свой декретный отпуск для того, чтобы поскорее вернуться к трудовым будням. В результате в том возрасте, когда формируется характер и психологическое здоровья ребенка, малыш совсем не видит свою маму.

Из-за обостренного желания добиться внимания родителей, ребенок может много капризничать , вести себя вызывающе, провоцировать родителей на эмоции, а также манипулировать взрослыми. К тому же очень часто ребенок пытается заменить нехватку внимания другими элементами: игрой в компьютер, странными увлечениями и друзьями, а в подростковом возрасте может столкнуться и с более серьезными проблемами, такими как наркотики и алкоголь.

Проблемы современных детей

Гиперопека также не добавляет ребенку легкости в восприятии действительности и накладывает отпечаток на характер в тот самый момент, когда он только формируется. Матери, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка, слишком оберегают свое чадо, стараясь оградить его от опасностей окружающего мира. В итоге ребенок вырастает избалованным, инфантильным и запуганным, неспособным принимать самостоятельные решения и двигаться к своей цели.

Помните, что характер формируется в течение первых 5 лет жизни ребенка. Не спешите выходить из декретного отпуска, но и не закрывайте его от мира в четырех стенах. Подумайте о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, где он сможет научиться социально адаптироваться среди сверстников и уже в маленьком возрасте начать проявлять самостоятельность.

В потоке информации

На сегодняшний день в нашем мире циркулирует огромное количество информации, и дети являются ее непосредственными потребителями. Но проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют ею пользоваться и фильтровать, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться интересным.

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок извлек максимум позитивных впечатлений из своего детства? Именно поэтому мы стараемся выехать в аквапарк на выходных вместо того, чтобы поваляться на диване с пивом. Поэтому грыземся с начальством за путевку в спортивный лагерь для оболтуса, отвозим его на урок английского вместо залипательного фильма с Бэтменом. Кажется, выкладываешься для него по максимуму – картинг, развивающие кружки, музеи – а он выходит из очередной поездки и нескромно разевает рот, мол, тоска зеленая этот зоопарк и мороженое тоже невкусное!

Отчего так получается? Стараешься, создаешь новые впечатления, а ребенок всегда недоволен, ершится и капризничает на пустом месте? Либо он не ценит родительских стараний, либо сами взрослые что-то упустили за бесконечными попытками развлечь…

Общение с ребенком: есть контакт?

Как это ни грустно, но современные родители давно потеряли контакт со своими отпрысками – перестали говорить по душам, проводить время за починкой розеток, как и просто интересоваться внутренним миром. Работа, командировки… куда проще откупиться от чада, подарив очередной крутой гаджет или свозив в Диснейленд. «Развлекайся, золото! Бегай, покупай чупа-чупсы, только меня не трогай, я устал…» Тысячи игрушек позволяют практически не пересекаться с шумными «короедами», к тому же всегда есть прикрытие от их нытья: «Папа много работает, чтобы тебе было хорошо!»

А что нужно ребенку? Не деньги, не игрушки и уж точно не золотая клетка. Дите хочет иметь возможность быть рядом с мамой и папой, делиться своими мыслями и мечтами, обнимать их, когда плохо, получать их поддержку. Он хочет, чтобы мама целовала его ранку, когда она болит, чтобы папа отвечал на глупые вопросы о детях и капусте, чтобы его учили быть таким же взрослым и сильным. Именно поэтому при любой возможности он так раздражает взрослых своими «почему» и «давайте поиграем».

По большому счету ему не нужны развлечения и мороженое, он хочет держать контакт с родителями, иметь возможность делиться своими переживаниями. И когда этого не происходит, появляется еще один взрослый, который ощущает нехватку чего-то важного, не верит в доброту людей и не умеет поддерживать полноценные отношения. Еще один несчастный, который пытается заткнуть дыру внутри высокими достижениями, социальными успехами, эпатажем или умными мыслями.

Поколение эгоистов

Со стороны может показаться, что родитель, который во всем потакает чаду, – пример настоящей любви, однако это не так. Вместо того чтобы удовлетворить реальные потребности ребенка в любви и принятии, он внимает его капризам и мелким удовольствиям, выращивая эгоиста. Такой ребенок с детства привыкает, что мир взрослых крутится вокруг его высочества, и вырастает с ощущением, будто каждый что-то ему должен. Родители – квартиру и статус, общество – хороший социальный пакет, муж – бриллианты, ребенок – высокие оценки и послушание. Получается, он излишне концентрируется на внешних атрибутах вместо их содержания.

Чтобы избежать подобного искажения личности, нужно делать акцент на других вещах. Не просто дарить дочери дорогие игрушки, но позвать ее вместе испечь торт и украсить его, как она захочет. Не просто отправлять сына в дорогущий лагерь, но вместе пойти в поход, научить его ставить палатку и варить кашу на костре. Должно быть общение, полноценное совместное взаимодействие, а не «вот тебе конфетка, до свидания».

Ребенок счастлив, когда у него есть возможность быть рядом с родителями, неважно чем они будут заниматься вместе – стирать белье, ремонтировать стол или стряпать омлет на завтрак. Да, проще поставить мультик, но это не будет нести для него такой ценности, как обычная болтовня рядом. При этом не надо концентрировать все внимание на ребенке, занимайтесь повседневными делами и позвольте «короеду» просто присутствовать рядом, эффект вас удивит! Ребенок станет спокойнее, увереннее в себе, будет быстрее схватывать новые знания и реже болеть.

Залог счастливого детства – счастливые родители

В чем проблема большинства семей с детьми? Взрослые так стараются, чтобы детям было хорошо, что забывают о себе и своих «хочу». Решение отдыхать делается в пользу детей, выходные проводятся так, как будет лучше детям, и даже ремонт в доме делается под мелких. Но в этом и заключается подвох! Чего хотят дети? Они желают видеть маму и папу счастливыми, а не томящимися от безысходности и скуки. Поэтому глупо отказываться от своих интересов, жертвовать своими желаниями, чтобы другим было хорошо, это не работает.

Хотите в горный поход? Так идите туда вместе с детьми. Увидев, как горят ваши глаза, дети останутся куда более удовлетворенными таким отпуском. Не беспокойтесь о том, что что-то им не по возрасту, лучше жить сложно, но интересно, чем загонять себя в рамки ради ребенка. Скоро дети вырастут, у них появятся собственные интересы и планы, с того момента вы и предоставите им личное пространство. А пока не отказывайте им в желании быть рядом с вами.

Детям не нужны жертвы, им нужны полноценные и счастливые родители, довольные жизнью. Не загоняйте себя в угол, иначе в будущем замучите чадо обидами в стиле «я потратил на тебя лучшие годы, неблагодарный щенок». Живите для себя и подключайте в эту игру своих отпрысков. Будьте для них примером!

Самое главное, что необходимо ребенку – это любовь и взаимопонимание. В современный век высоких технологий людям очень не хватает живого размеренного общения. Поэтому очень важно общаться с детьми, такое взаимодействие эффективно в момент игры. Представим, что погода внесла свои коррективы в ежедневный график, и вы остались вдвоем с малышом. Идеи с играми могут пригодиться, если вы организуете детский праздник или вечер.

Совместные занятия с детьми — лучше времяпровождение

Идеи совместных занятий необходимо фиксировать, почему-то в самый необходимый момент все идеи не приходят на ум, а дети не привыкли ждать и долго готовиться к игре.

Игры для самых маленьких


Развлечения для ребят постарше


Очень интересен для детей вариант ролевых игр, где можно развлечь друг друга, поменявшись с детьми ролями, сыграть в школу, больницу, ветеринарную клинику, ателье, магазин. Инвентарь можно всегда найти в домашнем хозяйстве. За такими развлечениями игры проходят легко, непринужденно, продолжительное время.

Совместные поделки

При наличии навыков к изготовлению поделок можно совместно с детьми сделать настоящий кукольный театр или куклу на шарнирах, для изготовления вам понадобятся самые простые подручные материалы, такую игрушку легко трансформировать и развивать. Если на следующий день погода не изменилась, вы знаете, чем развлечь малыша.


Поделки из макарон и круп — сделайте конкурс, кто лучше придумает

Если у вас есть много картонных коробок, то можно заняться конструированием дома. Это будет интересно как для девочки, так и для мальчика. Творческая мысль не имеет границ, вы сможете возвести собственный многоэтажный дом, разработать планировку комнат и интерьер. Если у вас остались стройматериалы после ремонта, то неплохо бы найти им применение, тем более, что на оснащения игрушечного домика много их не понадобится.

Занятие это очень интересное, можно поклеить стены обоями, нарисовать картины, сшить шторы, смастерить маленьких кукол.

Водные развлечения


Если у вас отсутствует освещение, то можно попробовать сделать оригинальную свечу, на основе картона и фонарика. Сделайте цилиндр из картона, на боковую поверхность нанесите узор при помощи дырокола или иголки. На стенах квартиры могут засиять разные картины. В такой обстановке можно попробовать организовать театр теней, детей это всегда очень завораживает.

Самодельная кормушка из бутылки станет предметом гордости

Если ребенок любит животных и птиц, то можно попробовать смастерить с ним кормушку для птиц. Желательно, чтобы в этом участвовал папа. Такой домик можно повесить во дворе или парке, каждый раз, когда вы гуляете можно насыпать в кормушку семян, круп хлебных крошек. Так вы разовьете у ребенка чувство сострадания.

Если вы на кухне, то можно сделать картины и поделки из круп и макарон. Для творчества вам понадобится дощечка со слоем пластилина, на ней можно изобразить сюжет сказки или придуманного вами рассказа. Из макарон можно сделать комплект бус и браслета. Если под рукой оказались пищевые красители или краски, то раскрасьте поделки в разные цвета. Малыш будет в восторге, так организуется целая выставка.

Если у вас есть балкон, то можно организовать запуск мыльных пузырей. Это занятие увлекает не столько детей, но и взрослых. Старайтесь только, чтобы ветер был не в сторону соседских балконов. Никому не хочется отмывать мыльные пятна от стекол.

Поделки из льда сделать очень просто

Интересное направление творчества – работы на основе льда. Моно насобирать на улице цветущие и зеленые растения, сформировать композицию, залить водой, для насыщенного цвета добавьте немного пищевого красителя. Конечно, время жизни у такой работы ограничено, но можно сфотографировать поделку на память.

В холодильнике можно заморозить воду в воздушных шариках с добавлением пищевого красителя. Когда смесь замерзнет, просто разрежьте шарики. В итоге у вас получаться разноцветные ледяные шары.


Сделайте с ребенком снежинки на елку

В приближении новогодних праздников можно украсить квартиру, сделать снежинки и фонарики. Часто зимняя погода не всегда нас радует, поэтому самое время заняться созданием уюта в преддверии новогодних праздников. Можно найти множество инструкций по изготовлению поделок. Ребенку очень приятно видеть дома плоды своего творчества.


Подарите ребенку лупу — он сам найдет себе занятие

Если вы увлекаетесь йогой, то можно проводить занятия вместе с ребенком дома, такие упражнения не причинят неудобства соседям, но вы будете заняты физической активностью. В интернете и по детским каналам можно найти целый курс занятий для детей. Вы станете для ребенка прекрасным примером.

Если вы умеете играть на музыкальном инструменте, то самое время научить дитя этому. Возможно, первые звуки дома не будут отличаться мелодичностью, но пример прекрасной игры пробудит в ребенке интерес. Малыш, попросит записать его в музыкальную школу.


Настольные игры — отличный способ провести время

Дома можно развлечь ребенка настольными играми, интеллектуальное развитие всегда в почете. На примере свой игры вы научите ребенка хитростям, во время игры со сверстниками это увеличит шанс на успех.

Лето или каникулы – время отдыха, радости и безделья для ребенка. И он, ребенок, с нетерпением ждет его, чтобы предаваться всевозможным развлечениям. Но какие они – эти развлечения и много ли их?

Развлечения современных детей

Современных детей можно назвать экстравертами с натяжкой. Да, они общаются с ровесниками в школе, в саду или в кружках, секциях, которые посещают. У многих есть друзья. Но общение вне школы зачастую сводится в виртуальному.

Соцсети заполонили всех и вся. Это любимое детское развлечение . Здесь дети практически живут. Родители и сами этому способствуют. Покупают технические гаджеты, диски с играми и мультиками, оплачивают интернет даже для смартфона. Вместо печатных книг предпочитают скачивать аудиокниги. Неудивительно, что современные развлечения у детворы – это переписка с такими же, как они сами, виртуальными друзьями, игры онлайн, просмотр фильмов на компьютере и прослушивание аудиокниг.

Конечно, так проще. Ребенок слушает сказку в наушниках, а у мамы появляется свободное время. Проводя время за гаджетами, чадо сидит дома, а не бродит по опасным улицам. А что потом?

Вырастая, дети испытывают трудности в общении, не могут познакомиться с новыми людьми, с девушкой или парнем. Они не готовы к свободному плаванию в реальном мире. Еще бы, здесь нет функции автосохранения и нельзя переиграть встречу или житейскую ситуацию. Есть ли выход? Разумеется!

Ищем альтернативу виртуальным развлечениям

Вспомните себя. Вы проводили каникулы на улице, весело гоняя мяч, играя в салки, прятки, «море волнуется раз», «казаки-разбойники». Находились и другие детские развлечения . И все это проходило на свежем воздухе, в компании друзей. Или же вас отправляли в деревню к бабушке с дедушкой, где тоже было много ребятни, поэтому скучать не приходилось. А если выпадал у родителей отпуск летом, то и на море можно было вырваться на недельку-другую.

Еще один вариант – путевки в лагерь на одну, а если понравится, и на две смены. Именно туда вы стремились более всего. В лагере было весело, дни насыщены развлечениями и занятиями. Будучи детьми, вы не задумывались, что это безопасно, что досугом скрупулезно занимаются организаторы и вожатые, что программа продумана еще до приезда оравы детей. Главное, было классно, впечатлений – море, друзей – масса.

Вспомнили? Обеспечьте ребенку такое детское развлечение , как лагерь. Для него это и приятно, и полезно. А вам спокойно.

  • Дети под постоянным присмотром, поэтому о безопасности можно не беспокоиться.
  • Режим дня не нарушен. Дети встают, кушают, ложатся спать в определенное время.
  • Питание правильное и сбалансированное.
  • Программа продумана таким образом, чтобы задействовать всех детей без исключения. Времени на гаджеты просто не останется.

Дети волей-неволей общаются с реальными сверстниками, появляются новые знакомства. А это новый опыт. В разносторонних мероприятиях, на занятиях развивается ум, логика и творческая жилка деток. И, оказывается, что не все потеряно. Ребенок с удовольствием общается, совершенствуется, познает новое.

Именно так построен отдых в детском лагере имени Олега Кошевого. В отрядах дети расширяют кругозор, участвуют в играх и постановках, обзаводятся новыми знакомствами. Лагерь расположен за пределами Хабаровска, вдали от трассы, и воздух здесь чистый. С детьми занимаются опытные вожатые, которые найдут подход к каждому ребенку. Живая природа, безопасность, пятиразовое питание – даже это стоит того, чтобы хотя бы на время забыть о гаджетах.

Постоянно развлекая детей, родители лишают их будущего.

Полгода назад ко мне на приём пришла женщина и попросила совета. По её словам, в её семейной жизни всё вроде бы хорошо: полная семья, сама женщина и её муж с высшим образованием, работают по специальности, 12-летняя дочка неплохо учится в престижной питерской гимназии, между родителями и девочкой хорошие ровные отношения, есть достаток. Живи и радуйся? Они как будто так и делают: кроме работы и учёбы много и разнообразно отдыхают, ходят в музеи и театры, в клубы и рестораны, на выставки и всякие интересные мероприятия, катаются на горных лыжах, много путешествуют всей семьёй, но недавно мать столкнулась с проблемой.

– Посоветуйте, пожалуйста, как мне заинтересовать дочку Италией?

– Заинтересовать Италией? – глуповато переспросила я, внутренне изумившись. Италия представлялась мне одной из интереснейших стран мира хотя бы в силу древности своей истории. Не говоря уж о том влиянии, которое Рим оказал на всю европейскую, да и мировую цивилизацию.

– Ну да, – подтвердила женщина. – Мы собираемся туда на каникулы вместе с ещё одной семьёй, хотели арендовать машину, разработали интереснейший маршрут, и я, и муж уже много всего попутно об этом прочитали (и нам было очень интересно), а она отказывается. Откровенно говорит, что лучше бы осталась дома на диване, поиграла бы в планшет, посидела бы в «ВКонтакте», поболтала с подругами. Не хочет смотреть никакие достопримечательности. Не хочет ничего узнавать. Мне совсем не хочется тащить её с собой насильно и две недели видеть ребёнка, который со скучающим лицом ходит за нами и ждёт, когда всё это кончится и можно будет лечь на кровать в отеле и включить планшет (тут я поняла, что эта картина ей уже знакома). Как мне её правильно заинтересовать? Наверняка ведь есть какие‑нибудь психологические методики?

Я с ходу таковых не вспомнила. Просто рассказать о том, что тебе самому интересно? Наверняка мать с отцом это уже пробовали.

– Но, может быть, она просто устала? – предположила я. – Напряжённая и насыщенная учёба в гимназии, много информации, ответственности, и ей не хочется какой‑то познавательной программы ещё и на каникулах. А если Италия без программы, просто смотреть и впитывать атмосферу?

– Мы предлагали просто отдых – поехать и покататься на лыжах. Она ничего не хочет, понимаете? Вот что меня пугает.

– Так и оставьте тогда ребёнка в покое, – простодушно предложила я. – Поезжайте сами и познавайте от души, на полную катушку. Её оставьте с бабушкой или ещё с кем‑нибудь, кто согласится за ней присмотреть. Это же её каникулы, в конце концов, пусть отдохнёт так, как ей нравится. А вы зато будете свободны и не увидите ни одного скучающего лица.

Мать задумалась, потом покачала головой.

– Вы понимаете, мы ведь во многом для неё всё это делаем. Чтобы она побывала, увидела… Только для себя нам это как‑то странно и как будто даже и не нужно. А скучающее лицо мы всё равно увидим. У друзей, с которыми мы едем, двое детей. Девочка маленькая, а вот их мальчику уже 15, и там уже не только вежливая скука, как у нашей, но и такое великолепное презрение ко всему и ко всем на фоне ничегонеделания… Они не только не хотят ничего знать, они вообще не хотят взрослеть – вот что тревожит.

Я вспомнила, что на самом деле эта мама далеко не первая, кто приходит ко мне с этой проблемой: у нас всё есть, мы всё делаем для детей, а им не надо. Я, если честно, иногда от этой проблемы на фоне всех других ко мне обращений просто отмахивалась, как от несуществующей или несущественной. Я однозначно была неправа. Но ведь и сами родители часто подменяли эту проблему другой, выпячивая вперёд компьютерную зависимость: ему бы только играть, ей бы только в телефоне с подружками…

– Где уже побывала ваша девочка?

– Греция, Турция, Египет, – мама начала загибать пальцы. – Австрия, Хорватия, Испания, Таиланд, Болгария, Париж – мы там Новый год встречали, в Лондон она по обмену от гимназии ездила, в Германию – в лагерь. В Финляндию мы ездили на выходные.

– Ещё Прага, там у наших друзей квартира. И в Голландию два раза ездили, но это она ещё совсем маленькая была, хотя и говорит, что лебедей, тюльпаны и велосипеды помнит.

– Понимаете, – задумчиво сказала я матери. – Есть такой термин «сенсорная депривация». Он означает…

– Я знаю, что он означает.

– Хорошо. Как вам, может быть, тоже известно, сенсорная депривация часто развивается у детей, которые долго лежат в больницах и смотрят в белый потолок. Отчасти недостаток впечатлений мозг умеет компенсировать. Когда я была маленькой, нас, в общем‑то, не особо развлекали. И телевизоры были не у всех. Но зато мы почти все видели лица, зверей и даже целые картины в рисунках на обоях. И носили гаечки, цветные стекляшки и осколки чашек в карманах. Это называлось «сокровище». Я специально пару лет назад опрашивала современных детей: большинство не видят и не носят. Зато их невероятно много, постоянно и практически непрерывно развлекают.

Нам, признаюсь, довольно скучно жилось. Мы и мечтать не могли поехать в Париж. Развлекали мы себя преимущественно сами. Довольно примитивно, с элементами двигательного автоматизма. Часами стучали мячиками об стену, прыгали на резиночках или нарисованных мелом «скачках», бросая туда банку от гуталина, наполненную песком. Любой выход «в свет» был событием. Я помню, как в 18 лет впервые сама поехала путешествовать, первый раз в темноте увидела горы с горящими в высоте огоньками пастушьих хижин и услышала шум горной реки. Это меня потрясло, я помню этот миг до сих пор. Вы догадываетесь, что бы со мной было, если бы 12-летней мне предложили посмотреть Италию?

– Да! Нас у мамы троё, я младшая, а папа умер, когда мне 10 лет исполнилось. Мы за всё моё детство только один раз в Сочи ездили. Я, может, потому и завожусь теперь. Вы полагаете, что у них у всех теперь нет «депривации», а есть, наоборот, такая «перепривация» или «сверхпривация»? – усмехнулась мама. – Слишком много впечатлений, слишком много развлечений? Переедание просто? Тошнит? Поэтому они и прячутся?

– Да, что‑то в этом роде. Но не только это. На мой взгляд, обязательно должен быть градиент, вектор. Только тогда жизнь кажется идущей правильно. Было хуже, беднее, неинтереснее, станет лучше, богаче, интереснее. Вот я вырасту и узнаю… Вот я стану большим и научусь… Вот я дорасту и поеду, и увижу, и попробую… Что? Что такого интересного, захватывающего, неожиданного должен хотеть, должен будет увидеть, узнать тот 15-летний мальчик ваших друзей, которому уже совсем пора становиться взрослым?

– Развлекая их непрерывно, мы навсегда отнимаем у них «правильное будущее»? Поэтому они не хотят взрослеть?

– Боюсь, что да. Вот это ощущение «вырвался из коротких штанишек», которое так часто описывали в литературе и которое осуждается всеми поклонниками «счастливого детства» (в том числе и специалистами‑психологами), – так ли уж оно неконструктивно в психологическом смысле? Чёткое ощущение движения вперёд, от скуки, депривации, несвободы, зависимости, безответственности – так ли это плохо?

– Но что же делать? Я же не могу отправить свою дочь во двор с коробочкой из‑под гуталина! Она там просто никого не встретит. Все катаются на горных лыжах или сидят дома с планшетами.

Я не знаю, что делать. Я только чувствую, что здесь есть проблема. Учиться должно быть интересно. Знания должны подаваться детям непременно в игровой, увлекательной форме. Ребёнку с самого начала нужно всё показывать, объяснять – непременно доброжелательно и терпеливо. Ему нужно показать мир. Учить нужно всему, желательно как можно раньше и в самом лучшем месте, до которого сможешь дотянуться. При этом ребёнка нужно увлечь, ему не должно быть скучно, на него нельзя «не обращать внимания», с ним нужно заниматься, «всё лучшее детям». Всё это хорошо, приятно звучит и для моего уха. Когда я вижу современные познавательные возможности, предоставляемые детям, я до сих пор иногда завидую («вот если бы у нас в детстве такое было…»). Но я вижу и оборотную сторону. Дети, которые привыкли, что их развлекают, уже не могут сами себя занять ничем, кроме мультиков или игр в планшет (но ведь про эти занятия никак нельзя сказать «сами себя»). Дети, не умеющие преодолевать реальные трудности (а зачем это?), ждать и бороться со скукой. Подростки, которые вообще ничего не хотят и которым ничего в реальном мире не интересно. Ранние депрессии. Нежелание взрослеть.

Что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели? Лично меня тут вот что больше всего интересует: индивидуальный родитель явно имеет в этом вопросе некоторую степень свободы (хотя, реши он сейчас не усердствовать со «счастливым детством», ему явно придётся идти «против потока»). А вот общество, общественное сознание в целом – может ли оно в связи с вышесказанным как‑то конструктивно модифицировать концепцию «счастливого детства», или это не в его силах?

Катерина Мурашова