Как оказать первую помощь ребенку: это должен знать каждый родитель. Основы первой помощи, которые надо знать детям - здоровая россия Первая помощь младенцу

Евгения Гусева

Цели занятия:

1. Показать детям, что оказание первой помощи – дело не трудное и под силу даже 4-летнему ребенку

2. Усвоить с детьми, что первая помощь начинается с команды «СТОЙ!»: главное – безопасность для самого себя)

3. Запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС

4. Отработать навык укладывания человека в безопасное стабильное положение

5. Определить, что необходимо сообщить в службу спасения

Форма проведения: занятие проводится в подгруппах 6-12 детей от 4 до 14 лет; с одной группой работает один инструктор и два помощника.

Продолжительность: 20-25 минут.

Оборудование на одну группу: стулья по количеству детей; 2-4 коврика, имеющие дорожную разметку, наклеенную скотчем так, чтобы выглядеть как участок дороги с двумя тротуарами, два телефона.

Ход занятия:

Инструктор: Наше занятие посвящено первой помощи и тому, как помочь человеку, если ему вдруг стало плохо. В первую очередь, и это самое главное, вам надо позвать взрослых и вызвать службу спасения. Кто знает, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать помощь (скорую?

Дети: 03, 01.

Инструктор: Правильно. Это все правильные телефоны. Но их много, и чтобы в них не путаться, давайте мы с вами запомним только один номер: 112 . Давайте все вместе повторим еще раз, чтобы хорошо запомнить: 112. А теперь давайте попробуем позвать на помощь взрослых. Покажите, как вы это будете делать.

Дети показывают. Затем инструктор объясняет и показывает, как это делать правильно:

Подняв руки вверх (руки надо поднимать, чтобы казаться выше и быть заметнее, громко кричать: «Помогите, человеку плохо!»

Если находишься в закрытом помещении (например, в комнате, выйти в коридор

Если видишь человека (без разницы, много людей вокруг или мало, надо подходить конкретно к нему, брать его за руку, ему говорить: «Дядя\тетя, помогите, там человеку плохо!» и за руку отводить его к пострадавшему

Дети по очереди отрабатывают этот навык.

Инструктор: Молодцы. Теперь все отворачиваются (все дети поворачиваются спиной к классу ). Представьте, что вы идете по улице, гуляете с другом…

Пока дети стоят спиной, один из помощников инструктора ложится на коврик с разметкой дороги лицом вверх, изображая пострадавшего без сознания, так, что дети стоят на одной стороне дороги, пострадавший – на другой.

Инструктор: Теперь поворачивайтесь… и вдруг увидели: человеку плохо. Что будете делать?

Дети зовут взрослых так, как только что тренировались.

Инструктор: Хорошо, молодцы. Но на помощь к нам пока никто не пришел. Что же вы тогда будете делать?

Дети: Помогать сами.

Инструктор: Хорошо, тогда помогаем. Покажите, что вы будете делать.

Обычно в этой ситуации дети (как впрочем, и взрослые) всей толпой сразу подбегают к пострадавшему и трясут его за плечо, руку или ногу, в зависимости от его положения.

Инструктор: Все, ребята! К сожалению, вы больше никому не поможете, т. к. вы сами пострадали! Посмотрите внимательно: наш потерпевший лежит не просто на ковре, он лежит на ДРУГОЙ СТОРОНЕ ДОРОГИ ! Это значит, что когда вы побежали к нему, вы стали перебегать дорогу в неположенном месте, а машины-то ездят! Это опасная ситуация?

Дети: Опасная.

Инструктор: И в такой ситуации помощь нужна будет вам самим! Из этой истории мы делаем вывод: прежде, чем оказывать помощь кому-то другому, надо убедиться, что ТЕБЕ САМОМУ НИЧЕГО НЕ УГРОЖАЕТ ! Когда что-то случается с другим человеком, мы всегда сразу бежим ему помогать, а на бегу мы не можем понять, опасно там или нет. Для того, чтобы в этом убедиться, надо выполнить простую команду: «СТОЙ! » и топнуть ножками, как солдаты: «Раз, два!». Все повторяем за мной: «СТОЙ! Раз, два! ».

Дети все вместе репетируют этот нехитрый прием, сначала под команду инструктора: «СТОЙ! Раз, два!», а потом командуя каждый сам себе.

Инструктор: Если ты один увидел, что произошла беда, то достаточно только топнуть ножками. Но если вас несколько человек? Вот вы уже знаете, что нужно остановиться и топнуть, но другие этого могут и не знать, а значит они, как и вы в начале, сразу побегут вперед. Поэтому вам нужно не только самим остановиться, но и других остановить ! Для этого нужно, выполняя самому команду: «СТОЙ! Раз, два!», расставить руки в стороны и не дать другим пройти вперед.

Инструктор показывает, и дети репетируют.


Инструктор: После того, как мы остановились, надо проверить, есть ли опасность вокруг. Для этого мы смотрим по сторонам. Посмотрели все вверх: на нас что-нибудь падает сверху?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь посмотрели вправо: там есть что-то опасное?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь влево: там что-то опасное есть?

Дети: Нет.

Инструктор: Обернулись назад: а там?

Дети: Нету.

Инструктор: А теперь посмотрели на самого пострадавшего: есть ли вокруг него что-то, что может быть опасным, например, провода или большая злая собака?

Дети: Ничего нет.

Инструктор: Мы убедились, что ничего опасного вокруг нет, и только теперь мы можем пойти помогать человеку. Давайте еще раз отрепетируем, что надо делать.

Дети вместе с инструктором снова повторяют все команды: «СТОЙ! Раз, два! Посмотри вверх, вправо, влево, назад, вперед на пострадавшего».

Инструктор: Теперь, когда опасности вокруг нет, давайте пойдем помогать нашему пострадавшему. Первое, что нужно сделать, это позвать самого человека, вдруг он просто спит, а мы уже зовем на помощь. Итак, мы зовем: «Тетя, тетя!» (или «Дядя, дядя!», если лежит мужчина).

Дети подходят ближе и повторяют все действия и слова за инструктором. Если дети сами не подходят, инструктор приглашает их подойти поближе.

Инструктор: Позвали – она \ он не откликнулась, наверное, крепко спит! Теперь давайте позовем еще раз и аккуратно дергаем за плечо: «Тетя, тетя!».

Дети снова повторяют все движения.

Инструктор: Все равно не откликается, значит точно не спит, а что-то случилось. Поэтому мы сразу зовем на помощь: поднимаем ручки вверх и кричим: «Помогите, человеку плохо!».

Дети выполняют действие.

Инструктор: Пока к нам на помощь никто не пришел, давайте проверим: дышит человек или нет. Для этого садимся на корточки (дети садятся на корточки вокруг пострадавшего ) и внимательно смотрим на его грудную клетку и живот. Нам надо насчитать три вдоха.

Дети смотрят на пострадавшего и вместе с инструктором считают вдохи.

Инструктор: Три вдоха насчитали, значит человек дышит сам. Но лежа на спине ему дышать не удобно. Лучше перевернуть его на бок. Теперь отойдите немного в сторону, я покажу, как это сделать.

Дети встают и отходят немного в сторону. Инструктор показывает, как повернуть человека в безопасное стабильное положение.




Инструктор: Теперь нашему пострадавшему будет легче дышать и он ничем не подавится. А нам остается только вызвать скорую помощь и сообщить, что произошло. По какому номеру будем звонить?

Дети: 112.

Инструктор: Правильно.

Инструктор берет телефон и дает его одному ребенку. Ребенок набирает номер, а инструктор изображает оператора службы спасения.


Инструктор: Але. Это служба спасения. Я вас слушаю.

Ребенок: Здесь человеку плохо.

Инструктор: Опишите, что случилось.

Ребенок: Человек лежит на земле.

Инструктор: Он откликается, когда вы его зовете?

Ребенок: Нет, но он дышит.

Инструктор: Хорошо. А где вы находитесь?

Ребенок: .

Здесь инструктор объясняет, что для того чтобы вызвать скорую помощь, надо знать адрес, где вы находитесь, и рассказывает, как его можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть на углу дома). Затем инструктор называет адрес места проведения занятия и просит ребенка повторить его по телефону.

Инструктор: Отлично. Мы с вами научились всему, что нужно сделать, если человеку стало плохо. Теперь, чтобы хорошо запомнить, давайте по очереди сделаем все с самого начала.

Все дети возвращаются на стулья. Помощники инструктора ложатся на коврики на некотором расстоянии друг от друга. Дети по очереди по одному подходят к пострадавшим (если времени остается мало, а группа большая, то по парам) и самостоятельно повторяют весь алгоритм: стой, проверка опасности, проверка сознания, позвать на помощь, проверка дыхания, поворот в боковое положение, звонок в скорую. При необходимости инструктор подсказывает, помогает, поправляет.

Когда все дети отработают самостоятельно, инструктор еще раз кратко повторяет алгоритм и затем благодарит за участие.


Это мини-занятие было с успехом проведено в рамках проекта "Стань врачом вместе с ЕМИАС" 1-9 ноября 2014 года на ВДНХ в Москве.

Для проведения этого занятия педагогам желательно предварительно самим пройти обучение первой помощи.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Федеральный закон от 21. 11. 2011 N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 31. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. 4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477 н г. Москва «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи « Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь* 1. Отсутствие сознания. 2. Остановка дыхания и кровообращения. 3. Наружные кровотечения. 4. Инородные тела верхних дыхательных путей. 5. Травмы различных областей тела. 6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения. 7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур. 8. Отравления. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. Определение наличия сознания у пострадавшего. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний Придание пострадавшему оптимального положения тела. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 125. Оставление в опасности Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 28. Невиновное причинение вреда 1. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. 2. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Статья 39. Крайняя необходимость 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПП Человеку без сознания можно оказывать помощь. Если человек находится в сознании, то необходимо спросить, нуждается ли он в помощи. В случае отказа помогать не следует. Если в помощи нуждается ребенок до 15 лет, при отсутствии его родственников в непосредственной близости, помощь оказывать можно, в противном случае необходимо спросить согласия его близких. Если пострадавший угрожает Вашей личной безопасности – помощь лучше не оказывать. При суицидальных попытках согласие на оказание помощи получать не нужно. Нельзя превышать свою квалификацию, т. е. исключается применение любых медикаментов. Нельзя производить любое оперативное вмешательство (например, вправлять вывихи и т. п.). «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ЭТО: Обеспечение своей безопасности и пострадавшего. Обеспечение психологического и физического покоя и комфорта пострадавшему. Предотвращение осложнений. Здравый смысл!!! «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Осмотр места происшествия Что угрожает мне? Что угрожает ему? Первичный осмотр пострадавшего: необходимость экстренной помощи Сознание есть фонтан крови, дырка в груди, подавился Сознания нет: Дыхательные пути -> Открыть и проверить Дыхание -> нет 10 сек -> приступаем к СЛР Дыхание -> есть -> Перевод в боковое стабильное положение «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ЖГУТА Жгут накладывается в крайних случаях (фонтан), ибо он часто вызывает необратимые последствия. Выше раны На одежду 1 -й тур закрепляем, потом растягиваем и накладываем 3 -4 тура Накладывать быстро, снимать медленно Пишем дату и время на лбу Время: зимой – 1 час, летом-2 часа Ничем не закрывать жгут!!! Немедленно доставить к врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПП ПРИ РАНЕНИЯХ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ В рану не лезем руками Из раны ничего не достаем Не снимаем уже пропитавшуюся повязку ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ Доставить пострадавшего к врачу При невозможности передвигаться самостоятельно – звоним 112 «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ИНОРОДНОЕ ТЕЛО В РАНЕ Если предмет торчит – максимально его фиксируем Повязку накладывают вокруг торчащего предмета («бублик») Никогда ничего из раны не достаем «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Обеспечение психофизиологического комфорта Голову слегка наклонить вперед, попросить пострадавшего придержать ее руками Прикладывать тряпочки к носу Холод на нос Если через 10 -15 минут не останавливается – вызвать «скорую» НЕЛЬЗЯ запрокидывать голову назад – возможна кровавая рвота «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ВНУТРЕННЕЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Слабость, боли может не быть Бледность, холодный пот, озноб «мушки перед глазами» , головокружение Дыхание слабое, поверхностное Вздутый, твердый, безболезненный при надавливании живот «поза эмбриона» Может быть синяк на животе «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПП ПРИ ВНУТРЕННЕМ КРОВОТЕЧЕНИЕ Ч Т О ДЕ Л А Т Ь Вызвать «скорую» Холод на область живота Противошоковые меры Ч Е Г О Н Е ДЕ Л А Т Ь Не обезболивать Не кормить Не поить «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ Закрываем рану Относимся как к внутреннему кровотечению Если выпали внутренние органы – аккуратно собираем во влажную тряпочку и пакетик, приклеиваем пакет скотчем, пластырем или прибинтовываем, не прижимая (кишки можно трогать – это безболезненно для пострадавшего). Повязку постоянно смачивать – чтобы не ссохлись кишки. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ Закрыть отверстие герметично Усадить Приложить холод Не разрешать говорить Глубоко дышать При наличии в ране инородного тела, зафиксировать «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

РАНА НА ГОЛОВЕ/ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА Накладываем чистую повязку Немедленно вызываем «скорую» НЕ промываем НЕ трогаем «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ТРАВМАТИЧЕСКАЯ АМПУТАЦИЯ Оторванную конечность положить в пакет, его во второй пакет и охладить Контейнер отправить вместе с больным. Время до 6 часов Срочно «Скорую» ! Обязательно говорим ампутация Есть шанс пришить до локтя и до колена «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО СДАВЛИВАНИЯ (CRASH-СИНДРОМ) При попадании человека в завал Наложить жгут выше места прижатия и только потом освобождать Освободили – тугое бинтование конечности и снять жгут Иммобилизация конечности, холод Обильное теплое питье Противошоковые меры и срочная госпитализация «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ТРАВМЫ Относимся как к перелому Не вправляем Быстро доставить в больницу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ШОКЕ Любое оказание первой помощи включает противошоковые меры Успокоить, если в сознании Согреть Уложить на спину и приподнять ноги (если в сознании, нет травмы головы, шеи и позвоночника) Дать теплое сладкое питье Следить за состоянием «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОЖОГИ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Смазывать маслом, кремом, белком и т. п. , наносить пену (пантенол) не только что обоженное Отрывать прилипшую одежду Прокалывать пузыри Мочиться (писать) на ожог ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ Снять все вещи с обоженного участка тела: одежду, пояс, часы, кольца и прочее Прилипшую отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ОБМОРОЖЕНИЯ Потеря чувствительности Ощущение покалывания или пощипывания Побеление кожи – 1 степень Волдыри – 2 степень Потемнение и отмирание – 3 степень ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Игнорировать Растирать Резко согревать Пить спиртное «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ/ОТМОРОЖЕНИИ Убрать с холода Закрыть сухой повязкой Медленное согревание в помещении Обильное теплое сладкое питье «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ Интенсивная дрожь Нарушение координации Затруднение речи Резкие перемены настроения Замедление движений, редкое дыхание, слабый пульс Потеря сознания. ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Растирать конечности пострадавшего Заставлять его энергично двигаться Пить спиртное Класть пострадавшего в теплую ванну и применять грелки «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕОХЛАЖДЕНИИ Остановиться и согреть Не игнорировать, не пытаться дожать, не заставлять идти из последних сил Убрать поражающий фактор – в дом, в палатку, в спальник, в куртку Медленно согревать (Нельзя горячую ванну!!!) Теплое сладкое питье и еда Если потерял сознание – поместить в тепло или греть телом, человек должен быть в восстановительном положении Вызвать «скорую» «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ Вызвать рвоту: дать 4 -5 стаканов теплой воды, и надавливать на корень языка (старше 6 лет) Прополоскать рот Дать 2 стакана прохладной воды Положить в восстановительное положение Признаки и симптомы Тошнота, рвота Холодный пот Озноб Судороги Внезапная вялость сонливость «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Не вызывать рвоту, если человек без сознания Не вызывать рвоту у беременных Не вызывать рвоту у тех, у кого слабое сердце и при судорогах Не вызывать рвоту при отравлении нефтепродуктами, кислотами, щелочью Не давать газировку! Не давать кислоту при отравлении щелочью и наоборот!!! Что делать дальше Когда после рвоты полегчает, укрыть и дать питье Дать адсорбенты (энтеросгель, полисорб и т. п.) Вызвать врача – особенно к детям Желательно сохранить то вещество, чем отравился «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ ЗМЕИ Тугое бинтование выше места укуса, иммобилизация (шина) Холод Обильное питье Если стало плохо – вызываем равоту Обязательно к врачу! НЕ надо: отсасывать, прижигать, накладывать жгут «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ КЛЕЩА Намазать маслом, жирной мазью, кремом Пинцетом, ниткой или пальцем выкручивать Если головка все-таки оторвалась, то извлекать ее как занозу и дезинфицировать место укуса Показать врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ СОБАКИ И ДРУГИХ ЗВЕРЕЙ Они могут болеть, потому надо найти их хозяина – выяснить про прививки Место укуса обработать как рану Показать врачу, даже если небольшой укус, и рассказать кто укусил «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОБМОРОК П Е Р В А Я П О М ОЩ Ь Укладываем, не даем упасть и удариться Поднимаем пострадавшему ноги выше головы Расстегиваем тесную одежду Обеспечиваем приток свежего прохладного воздуха Контролируем состояние Вызываем Скорую помощь, если не очнулся через 10 мин Ч Е Г О Н Е ДЕ Л А Е М Не поднимать в вертикальное положение Не стремиться привести в сознание Не давать нюхать нашатырный спирт Не давать пощечины Не брызгать водой П Р И З Н А К И И С И М П Т О М Ы Дурнота Бледность Слабость Зрачки расширены Медленно опускается на землю или падает Длительность приступа несколько десятков секунд «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРИЗНАКИ ИНСУЛЬТА У- попросите УЛЫБНУТЬСЯ, «кривая улыбка» З- попросите ЗАГОВОРИТЬ – речь нарушена П- попросите его ПОДНЯТЬ обе руки ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Успокоить Доставить к врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЭПИЛЕПСИЯ Аура приступа (за 5 м- 30 сек до) Вокализация (нечеловеческий крик) Фаза судорог (1 -3 мин) Мышцы напряжены, язык НЕ ЗАПАДАЕТ! Фаза сна (возможна рвота, западение языка) Если человек не знает что с ним: Вызов скорой обязателен! «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОСТРЫЙ ЖИВОТ ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ Сильные боли в животе Напряженный живот Поза «эмбриона» Слабость, озноб ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Холод Голод Покой Скорейшая транспортировка к врачу Очень опасное состояние! Может привести к необходимости серьезной операции. ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Греть живот Давать пить или есть Давать таблетки «от боли в животе» Терпеть и надеяться «. . что скоро пройдет» «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

СОРТИРОВКА В случае ограниченных ресурсов, помощь в первую очередь оказывается тем, кто Стонет/Срочная помощь. В данном случае стоит задача спасти, как можно больше человек. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК Острая стрессовая реакция Характеризуется частичной или полной утратой: целесообразной деятельности; критичной оценки ситуации; контакта с окружающими. Она наступает в момент критического инцидента и продолжается не более трех суток. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК Наиболее распространенные ОСР: Плач; Истероидные реакции; Агрессивное поведение; Психомоторное возбуждение; Нервная дрожь; Апатия; Ступор; Страх. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ не оставлять человека одного; дать ощущение большей безопасности; оградить от посторонних зрителей; дать ощущение, что человек не остался один на один со своей бедой; употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией; избегайте в своей речи употребления частицы «не» . постараться свести реакцию к плачу; «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

Любознательные и верткие ребятишки очень любят показать удаль, но не всегда верно оценивают свои силенки и довольно часто получают травмы: порезы, ушибы, переломы, ожоги. Взрослые и старшие ребята, как правило, спешат на помощь пострадавшему, но часто ли их готовность помочь подкреплена умением правильно действовать в сложной ситуации, когда на принятие решения и на его исполнение отведены считанные минуты. Поэтому мы сочли уместным напомнить правила неотложной помощи при наиболее распространенных несчастных случаях: проверьте, все ли вам известно и какими из необходимых навыков вам еще надо овладеть?

Ребенок тонет. Если он еще держится на воде, подплывите к нему сзади, чтобы он не смог схватить вас за руки или шею. Доставить пострадавшего на берег удобней всего способами, показанными на рисунках №1 и №2.

При погружении в воду с головой рефлекторная задержка дыхания длится до полутора минут, а затем дыхание возобновляется, и вода во время вдоха попадает в легкие. Через пять - десять минут останавливается дыхание, а через пятнадцать - и это самое страшное - сердечная деятельность. После извлечения тонущего из воды надо быстро расстегнуть на нем одежду, пальцем, обернутым платком, открыть рот, очистить его от песка и ила и начать искусственное дыхание по методу «рот в нос»: пострадавшего укладывают на спину, голову максимально запрокидывают. Левой рукой поддерживают голову в таком положении, правой плотно закрывают рот и вдыхают в нос. (Можно правой рукой зажать нос и делать искусственное дыхание «рот в рот», как показано на рисунке №3.)

Если отсутствуют сердечные сокращения, то одновременно начинают закрытый массаж сердца. Двумя руками, как показано на рисунке 4, надо ритмично давить на нижнюю треть грудины 60-70 раз в минуту: после четырех нажатий грудины производят один вдох («рот в нос»), затем снова массаж и вдох. Эффективность массажа определяется по появлению пульса на крупных сосудах и сужению зрачков. Удаление воды из дыхательных путей проводят только при «синей» асфиксии (удушье). Утонувшего повертывают лицом вниз, кладут животом на свое колено и надавливают на спину.

Ребенок получил солнечный удар. Такое состояние может быть вызвано долгим пребыванием на открытом солнце без головного защитного убора, нередко в сочетании с общим перегревом.

При солнечном ударе ребенок сначала жалуется на ощущение пульсации в сосудах, головную боль, головокружение и тошноту, шум в ушах, дрожание конечностей; окружающие предметы окрашиваются для него в красные и зеленые тона. У детей наблюдается потеря координации, зевота, слюнотечение, носовое кровотечение. Если не принять срочных мер, может наступить потеря сознания, лицо побледнеет, зрачки расширятся, резко участится пульс, появится одышка. Обморок бывает продолжительным или кратковременным.

Первая помощь при солнечном ударе не сложна - надо перенести пострадавшего в прохладное помещение и положить на голову холодный компресс или лед, если окажется под рукой.

Ребенок получил ушиб. При этом повреждаются ткани или органы, но без нарушения целостности кожных покровов. Чаще всего у детей страдают голова и конечности. В месте ушиба образуется припухлость и кровоподтек, которые лечат холодом и свинцовой примочкой. Если ушиблен сустав руки или ноги, движение ограничено и вызывает боль. Те же неприятные ощущения сопровождают разрыв мышцы. При сильном ушибе или подозрении на повреждение внутренних органов нужно уложить ребенка в постель до прихода врача.

Ребенок получил ожог. Учтем, что ожог можно получить не только от пламени, кипящей жидкости или пара, но и от солнечных лучей, и от небрежного или неумелого использования химических веществ и таких распространенных препаратов, как йодная настойка, ляпис и карболовая кислота, - и будем предельно осторожны. Запомним, что обожженные места нельзя смазывать маслом или жиром, чтобы под слоем жира не образовывалось нагноения, и никогда не будем этого делать. Если ожог легкий, то на обожженное место нужно направить струю холодной воды, а затем наложить стерильную повязку. Если же ребенок пострадал при пожаре, то надо удалить тлеющую одежду, закрыть обожженное место стерильным (!) полотенцем, простыней или повязкой (прогладить перед этим горячим утюгом). Больного укутать, если это возможно, согреть, напоить горячим чаем, дать анальгин, димедрол или пипольфен и со всеми доступными мерами предосторожности отправить в поликлинику.

Ребенок получил электротравму. Первая помощь состоит в немедленном освобождении пострадавшего от действия тока. При этом спасатель сам должен принять меры предосторожности, используя предметы, не проводящие или плохо проводящие ток: резиновые перчатки, сухие палки и т.п. При поражении молнией пострадавшего ни в коем случае на надо закапывать в землю, никакого «заряда» в его теле не осталось. Если сознание утрачено, надо провести закрытый массаж сердца с искусственным дыханием «рот в нос» по правилам, описанным выше. Ожоги, появившиеся в местах воздействия током, лечат как обычные.

Ребенок получил вывих, растяжение или разрыв связок . В поврежденном месте появляется отек, ребенок чувствует боль при движении, иногда сильную. Первая помощь состоит в обезболивании доступными средствами, например, анальгином или амидопирином, обездвижении пострадавшей конечности и осторожной транспортировке в ближайший травмпункт. Ни в коем случае не пытайтесь вправить вывих собственноручно, это дело специалиста.

Ребенок получил черепно-мозговую травму. При легкой травме ребенок жалуется на головную боль, слабость, тошноту. При более серьезной он может потерять сознание, память. У него начнется рвота, общая слабость, ослабление рефлексов (например, зрачки не реагируют на свет), нарушение пульса. При тяжелой степени наступает коматозное состояние. При черепно-мозговой травме любой степени тяжести больного надо показать немедленно травматологу.

У ребенка инородное тело в дыхательных путях. Закупорка дыхательных путей у детей случается довольно часто: инородное тело попадает изо рта в трахею при резком вдох, испуге, ударе, падении, во время смеха или плача. Если инородное тело велико по размерам или с острыми краями, оно задерживается в голосовой щели: при незначительных размерах и гладкой форме попадает в трахею или бронхи. Но в любом случае возникает приступ удушья: лицо становится сине-багровым и покрывается липким потом. Через некоторое время приступ может пройти, но успокаиваться не следует: при перемене положения инородного тела приступ возникает вновь. Если инородное тело застряло под голосовыми связками, то дыхание затруднено, сопровождается свистящим шумом, хрипом. Лишь в редких случаях от инородного тела можно избавиться при кашле, поэтому ребенка как можно быстрее надо доставить в травмпункт, обеспечив в пути покой и максимальный доступ воздуха.

Ребенок пострадал от отравления . Летом с детьми это случается довольно часто. При легком отравлении - тошнота, рвота, понос. В этом случае применимы традиционные средства - рисовый отвар, слабый раствор марганцовки и как можно больше питья. При тяжелых отравлениях бывает слабость, нарушения пульса, синюшность, иногда потеря сознания. При тяжелом отравлении самолечение крайне вредно, потому-то разные яды обезвреживают разными способами: в одном случае показано промывание желудка, в других - слабительное. Кроме того, за признаки отравления можно принять проявления другой болезни, при которой промывание желудка крайне опасно. Поэтому первая помощь состоит в немедленной госпитализации ребенка.

Все мы помним свое детство: царапины, вывихи, порезы, кровоподтеки. Дети - очень активный народ, который постоянно сталкивается с такими недоразумениями. И если родители без труда могут помочь малышу с этими проблемами, то сам малыш зачастую даже не знает, что необходимо делать в таких случаях.

Задача родителей - обучить ребенка этому навыку, поскольку ребенок часть дня проводит в школе, бегая по коридорам на переменах, а затем идет гулять с друзьями. Безусловно, взрослые не могут всегда находиться рядом с малышом, поэтому придется постараться обучить его азам первой помощи.

Психологическое препятствие.

Зачастую малыши начинают рыдать и тревожиться, когда испытывают боль . Даже незначительный ушиб может нарушить спокойствие и тишину. Однако когда поблизости нет взрослых людей, которые по первому зову прибегут и помогут, ребенок должен проанализировать ситуацию и найти выход из нее.

Расскажите ему, что получение травмы не является катастрофой. Это может произойти с каждым человеком. По этой причине в первую очередь необходимо успокоиться, пересиливая болезненные ощущения, осмотреть полученную рану и оценить степень ее сложности. Объясните, что в некоторых случаях своевременная помощь может стать решающей для сохранения жизни или же значительным образом облегчить его состояние.

Научите своего ребенка различать травмы и действовать в зависимости от их вида.

Если малыш ударился головой.

Принимая участие в играх или детских драках, ребенок может удариться. Если удар пришелся на голову и на ней стремительными темпами появляется шишка, малыш должен приложить к ней что-то холодное - любой предмет, который окажется под рукой. Главное, чтобы он не был грязным, иначе может в рану попасть инфекция.

Если же ребенок чувствует головокружение или резкую головную боль, тошноту, пусть незамедлительно вызовет скорую помощь.

Что делать при ушибе?

Если малыш ударился и при этом образовался кровоподтек, место удара немного отекло, то, скорее всего, это обычный ушиб. В большинстве случаев у детей страдают локти, колени, попа и остальные мягкие ткани. К месту ушиба нужно прикладывать на несколько минут холодный предмет, потом убирать, а затем снова прикладывать. Это позволит избежать обморожения. После этого ребенок должен зафиксировать место ушиба при помощи эластичного бинта. При этом важно не перетягивать его, поскольку можно нарушить ток крови.

Ребенок и ожог.

Если ребенок нечаянно схватился за горячий предмет или же облился горячей водой, у него может появиться покраснение кожи, жжение и болезненные ощущения на том участке кожи, который пострадал. Это ожог . Расскажите малышу, что он не должен снимать с пораженного участка тела одежду, в противном случае не избежать инфицирования.

Место ожога необходимо подержать в холодной воде, пока не малыш не почувствует облегчения. Если образовались волдыри, их нельзя прокалывать, поскольку в рану может попасть инфекция и ситуация только усугубиться. Ожог следует спрятать под стерильной повязкой и отправиться в больницу. Если ребенок не может терпеть боль, следует позвонить в скорую помощь.

Кровь из носа.

У детей это встречается часто. Многие малыши испытывают страх при виде крови , что она течет так сильно и трудно остановить. Важно чтобы ребенок запомнил, что в этом случае нужно оставаться в вертикальном положении, не запрокидывая голову, поскольку кровь может пойти в носоглотку.

Ребенок должен взять что-то холодное и приложить к переносице. Потом нужно зажать нос руками и подержать несколько минут.

Порез.

Иногда случаются и довольно серьезные травмы . Если малыш сильно порезался, необходимо быстро остановить кровотечение. Если он не в состоянии сделать это самостоятельно, он может объяснить своим друзьям, которые находятся рядом, как правильно это сделать.

Ребенок должен знать, что если из раны вытекает алая кровь - это артериальное кровотечение . Для того чтобы ее остановить, необходимо наложить немного выше пореза жгут. Если нет жгута, можно воспользоваться ремнем или тканью.

Если из раны вытекает густая кровь темного, насыщенного цвета - это венозное кровотечение . В данном случае необходима повязка на ранку, которая будет ее сдавливать. При этом повязка должны быть стерильной. Обязательно положите в карман малыша бинт, который может пригодиться при таких травмах.

Если в ране есть стекло или другое инородное тело, ребенок должен сжать место вокруг пореза.

Чтобы эти действия не вылетели из головы ребенка, периодически напоминайте ему, что они могут спасти его. Однако при этом не перегибайте палку, так как ребенок может испугаться.

Каждый ребенок должен иметь хотя бы элементарные знания по оказанию помощи , ведь это может спасти жизнь не только ему, но и другим людям, попавшим в беду.

Полные счастья дни первого года жизни малыша могут омрачить серьезные проблемы со здоровьем, от которых никто не застрахован. Ребенок может сильно обжечься, удариться, порезаться или отравиться. Каждый родитель обязан знать. как следует себя вести в таких ситуациях и как грамотно помочь младенцу, пока едет скорая помощь.

Порезы и ссадины

Как бы вы ни оберегали грудничка, он всегда «найдет возможность» удариться. В таких ситуациях не нужно ругать дитя или обвинять себя в невнимательности, важно сразу приступить к оценке характера раны и оказать ребенку первую помощь.

  1. Неглубокие нарушения целостности кожного покрова достаточно обмыть перекисью водорода, а края ран смазать зеленкой или йодом. Обрабатывать спиртовыми растворами непосредственно саму рану нельзя.
  2. Если младенец повредился на улице, и его рана была полна песка и грязи, лучше перестраховаться и отправиться после того, как была оказана первая помощь в виде обработки, в травмпункт, чтобы там ребенку сделали вакцину от столбняка.
  3. Глубокие раны ребенку следует обработать, а затем наложить на них стерильные марлевые салфетки, прибинтовать их или закрепить с помощью пластыря. Не нужно промакивать рану кусочками ваты, поскольку ее волокна налипнут на поврежденные ткани и вызовут нагноение. После того, как вы защитили глубокую рану дитя от загрязнения, отвезите его в травмпункт.

Укусы животных

Ни один малыш не застрахован от укусов животных, тем более — неопытный грудничок, который доверчиво тянется ко всем собачкам и кошечкам. При укусе уличного животного вам нужно обработать рану младенца, а затем отправиться с ребенком в травмпункт. Там малышу введут две вакцины — от столбняка и от бешенства.

Если кроху покусала домашняя собака или кошка, вам необходимо взять с собой в травмпункт паспорт животного, в котором обязательно проставляются все сделанные ему в ветклинике прививки. Если с документами вашего «обидчика» будет все в порядке, вакцину от бешенства вам делать не станут, если же животное давно не прививалось — ребенку придется потерпеть укол.

Перелом

Несмотря на известный всем факт о пластичности детских костей, сломать их очень легко, например, дернув дитя за ручку на себя. При этом кость разломится в месте активного роста: чаще всего травматологи диагностируют переломы лучевых костей у малышей до года.

Если вы обнаружите, что дитя словно бережет свою ручку, не двигает ей, а сам постоянно плачет — осторожно осмотрите сустав и припеленайте его ниже и выше перелома к телу, чтобы обездвижить. После того, как окажете ребенку помощь, отвезите его в травмпункт.

Ушиб и сотрясение

Дети часто ударяются головой, особенно когда начинают ходить. Иногда ушибы бывают такой силы, что приводят к сотрясениям головного мозга. Такие травмы проявляются не сразу, поэтому, если дитя ударилось головой, обеспечьте ребенку полный покой, без укачиваний, и наблюдайте за его состоянием. Если у крохи в течение суток начнется рвота — немедленно отправляйтесь в травмпункт.

Если уже удар головой был очень сильным, у малыша выскочила шишка и он долго плачет, — ничего не ждите, а сразу поезжайте в травмпункт. Специалисты оценят состояние крохи, рекомендуют лечение, а в случае необходимости даже отправят вас в стационар под наблюдение врачей.

Ожоги

Ожоги — одна из распространенных травм у малышей до года. Ребенок, научившись ходить, может дотронуться до горячего утюга, также дети часто опрокидывают на себя тарелки и кастрюльки с их содержимым. Чтобы последствия от ожога были минимальными, вам нужно действовать быстро и правильно и незамедлительно оказать грудничку адекватную первую помощь.

  1. Если ожог у малыша располагается под одеждой — вам нужно сначала оценить характер повреждений, а затем принять решение о том, нужно ли раздевать дитя. При образовании пузырей (2 степень) лучше не травмировать лишний раз кожу младенца сниманием вещей, а аккуратно их разрезать, открыв травмированный участок. Если же покровы просто покраснели — одежду можно снять.
  2. Затем участок ожога нужно охладить. Лучше для этого использовать проточную воду и удерживать травмированное место в холоде как можно дольше, так вы сможете охладить ребенку даже глубокие пострадавшие слои кожи.
  3. После охлаждения ожог не нужно ничем обрабатывать, тем более нельзя использовать масляные средства, такие как пантенол и облепиховое масло. Их вы будете применять позднее, на этапе заживления кожных покровов. А пока ожог ребенку нужно прикрыть стерильной марлевой салфеткой и закрепить ее с помощью бинта или пластыря.
  4. Для облегчения боли у малыша дайте ему обезболивающее (подойдет сироп от температуры, содержащий парацетамол) и обязательно запишите время приема лекарства и дозировку. Эти данные вы скажете врачам в травмпункте, они помогут медикам скорректировать собственное лечение.

Электротравмы

Если на ваших розетках не установлены специальные заглушки, и они находятся на доступной для крохи высоте, ребенок вполне может попробовать засунуть в интересные дырочки металлический предмет. Также малыши не застрахованы от ударов током при контакте с оголенными проводами. Электротравмы очень опасны, могут привести к ожогам и остановке сердца.

  • Прежде чем оказывать первую помощь дитя, вам нужно разомкнуть электрическую цепь, которая образовалась, когда кроха схватил оголенный провод или засунул проводящий предмет в розетку. Если есть время — выверните предохранители в щитке или выньте штепсель оголенного провода из розетки. Если действовать надо срочно — возьмите любой деревянный сухой предмет (стул, палку или швабру) и оттолкните малыша в сторону.
  • Когда ребенок будет в безопасности, вызывайте скорую помощь, попутно проверяя наличие сердцебиения и дыхания у грудничка. Если они отсутствуют — сообщите об этом диспетчеру и приступайте к реанимационным мероприятиям. Если кроха дышит, вы прощупали его пульс, но он потерял сознание, аккуратно уложите его в наклонное положение, когда ноги находятся выше груди и головы. Такая поза обеспечивает приток крови к головному мозгу, и младенец быстрей придет в сознание.
  • Найдите на коже грудничка места прохождения тока и охладите эти обожженные участки.

Вывих

Малыш может вывихнуть ручку, когда вы сильно ее одергиваете, или когда он, пытаясь за что-то удержаться, падает. Положение сустава нижних конечностей также может нарушиться при неудачном падении или перевороте. При травмировании возникает сильная боль, а узел суставов распухает, иногда можно визуально увидеть, что кость стала располагаться неправильно.

Если вы боитесь навредить крохе — вызовите скорую, а чтобы младенец не страдал от боли, ожидая бригаду СМП, дайте ему жаропонижающий сироп с парацетамолом, а отекшее место охладите.

Прежде чем везти кроху с вывихом в травмпункт для выправления положения суставов, вам нужно максимально обездвижить травмированную конечность. Не изменяя положения руки или ноги зафиксируйте ее с помощью бинтов на теле или, в случае с повреждением нижней конечности, — на доске или картонке. При этом суставы нужно приматывать выше и ниже места вывиха, но никак не поверх него.

Отравление

Безусловно, вы оберегаете дитя от некачественных продуктов и кормите его исключительно свежеприготовленной пищей. Но никто не застрахован от беды, и малыш, оказавшийся даже на минуту без присмотра, может попробовать то, что для него совершенно не предназначено: съесть испортившиеся продукты, отхлебнуть из бокала алкоголь, чистящие жидкости из флаконов или наесться таблеток.

  1. Заметив, что младенец съел или выпил что-то вредное для него, вызовите скорую, а затем действуйте сами. Первая помощь ребенку будет заключаться в немедленном провоцировании у грудничка рвоты. Заставьте его выпить соленой воды (3 ч.л. на стакан) и нажмите на корень языка.
  2. До приезда бригады СМП дайте малышу «раствор» активированного угля: 1 ст.л. растолченных таблеток вымешайте в 1 стакане воды и поите младенца с ложечки.
  3. Обязательно сообщите о своих действиях прибывшим медикам и расскажите, чем отравился кроха.

Но не всегда мы замечаем сразу, что грудничок съел что-то «запретное». К сожалению, часто случается, что мы видим уже признаки нарастающей интоксикации, и при этом должны действовать четко и слаженно, стараясь оказать первую помощь младенцу и обнаружить, чем именно он отравился.

Признаки отравления

  • Слабость и бледность;
  • рвота;
  • при сильной интоксикации появляются судороги, и кроха теряет сознание.

Ситуация с отравлением младенца осложняется тем, что маленький ребенок, особенно чувствующий себя плохо, зачастую не может объяснить и показать, что он выпил и съел. Если в поле видимости нет пустых бутыльков, блистеров от таблеток или емкостей от моющих средств, принюхайтесь к малышу. Если от него пахнет бензином, скипидаром, хлоркой или уксусом, вызывать рвоту нельзя, поскольку эти вещества при повторном прохождении через пищевод могут вызвать сильнейшие химические ожоги. В таких случаях лучше позвонить в скорую и проконсультироваться с диспетчером.

Ожидая бригаду СМП, уложите младенца на бок и постоянно контролируйте его пульс и дыхание, чтобы в случае их остановки приступить к реанимационным мероприятиям. Если после вызова скорой вы выяснили, чем именно отравился грудничок, не бойтесь позвонить снова и уточнить у диспетчера, чем вы можете помочь своему ребенку до приезда медиков.

Ложный круп

Из-за особенностей строения гортани малышей до года, каждый из грудничков во время ОРВИ может пережить эпизод ложного крупа. Особенно часто испытывают трудности с дыханием дети-аллергики. Во время обычной болезни узкий участок гортани над голосовыми связками отекает, что приводит сначала к «лающему кашлю», а затем и к сложностям со вдохом. Малыш начинает испытывать кислородное голодание, синеет. Любой родитель в такой ситуации растеряется, но, чтобы ваши действия не были сумбурными и ошибочными, важно знать, какой должна быть первая помощь дитя при ложном крупе, чтобы грудничок дожил до приезда бригады СМП.

  1. В первую очередь важно успокоить и отвлечь ребенка, ведь плач увеличивает отечность.
  2. Щелочные ингаляции хорошо справляются с отеками. Высыпьте на дно ванной горсть соды, включите горячий душ и постойте с младенцем на руках в помещении, дыша щелочными парами.
  3. Если крохе не хватает кислорода, быстро укутайте его, чтобы он не замерз, и вынесите его на балкон или же откройте настежь окно в комнате. Свежий уличный воздух способствует спазму сосудов, и отек гортани быстро уменьшится.
  4. Хорошо если у вас есть небулайзер, тогда вы сможете в домашних условиях значительно уменьшить отек, с его помощью. Ингалации с использованием специальных лекарственных препаратов (например Пульмикорт) в кратчайшие сроки снижают отечность. Проконсультируйтесь у своего участкового педиатра, какие средства и в каком количестве лучше использовать в таких случаях.

Захлебывание

Сейчас многие родители практикуют методику раннего плавания в домашней ванной или в бассейне под руководством инструкторов. Это, безусловно, полезное для развития крохи начинание может обернуться трагедией. Несмотря на действие инстинктов самосохранения, грудничок, даже на пару секунд оставшийся без присмотра, способен захлебнуться.

  1. В первую очередь, грудничка нужно вытащить из воды. Если он в сознании и активно откашливается, держите его на руках, слегка наклонив, но так, чтобы желудок был по уровню ниже головы.
  2. Если малыш потерял сознание — следует уложить малыша, повернув его головку набок и приподняв верхнюю часть тела, и вызвать скорую. Одновременно вы должны произвести оценку состояния ребенка: нащупать пульс и удостовериться в наличии дыхания. При их отсутствии приступайте к реанимационным мероприятиям.

Реанимационные мероприятия

Реанимационные мероприятия оказываются при отсутствии у младенца дыхания или биения сердца. Важно освоить нужные методики до наступления необходимости их применения, ведь заранее отточив все действия, вы не растеряетесь, когда вашему малышу потребуется помощь.

Приступать к реанимационным мероприятиям нужно незамедлительно, попросив присутствующих взрослых вызвать скорую. Если же вы оказались с ребенком без дыхания и сердцебиения наедине, звоните диспетчеру в перерывах между оказанием помощи, отводя поочередно по минуте на разговор по телефону и на реанимацию младенца.

Инородное тело

Часто остановки дыхания происходят из-за того, что младенец задыхается из-за инородных предметов или веществ. На проверку дыхательных путей нужно потратить не более 15 секунд до начала искусственного дыхания. Если вы приступите к легочной реанимации, но грудная клетка не будет двигаться, несмотря на изменения положения головы, значит прохождению воздуха что-то мешает.

  • Попробуйте отсосать изо рта и носовых ходов молоко, слизь или инородные предметы с помощью резиновой груши;
  • переверните дитя вниз головой, удерживая его за ноги одной рукой, другой надавите на низ грудной клетки;
  • если инородный предмет застрял в гортани, можно попробовать извлечь его пальцами или протолкнуть глубже, освободив часть просвета дыхательных путей для прохождения кислорода.

Легочная реанимация

Если дыхательные пути у младенца чистые, есть пульс, но дыхания нет и нарастают признаки недостатка кислорода в тканях (малыш синеет), приступайте к легочной реанимации. Также она требуется, если ребенок дышит нерегулярно.

  1. Положите дитя на спину, под лопатки ему подложите пеленку, чтобы голова слегка откинулась назад. Такое положение сделает просвет дыхательных путей больше, и воздух будет беспрепятственно поступать напрямую в легкие.
  2. Наберите в легкие воздух и вдыхайте его в ребенка, захватывая своим ртом и нос, и раскрытый ротик младенца. Не нужно вдыхать и выдыхать слишком много воздуха — легкие грудничка в разы меньше наших, достаточно дышать в «полвдоха».
  3. Повторяйте вдохи и выдохи каждые две-три секунды, при этом следите за реакцией тела малыша на ваши действия: при правильной легочной реанимации грудная клетка младенца должна приподниматься, а его кожные покровы из-за поступления кислорода должны розоветь. Если легкие не раскрываются, и грудь малыша не движется, попробуйте поменять положение его головы.
  4. Контролируйте частоту пульса. Лучше, если этим будет заниматься ваш «ассистент». Через каждые 10 секунд следует считать, сколько ударов делает сердце грудничка за 10 секунд. Если за это время пульс будет меньше 13, приступайте к одновременному проведению сердечной и легочной реанимации.
  5. Раз в минуту останавливайтесь и смотрите, не начал ли ребенок дышать самостоятельно. В случае успеха, легочную реанимацию надо прекратить, но нужно продолжать контролировать состояние крохи.

Непрямой массаж сердца

Сердечная реанимация проводится, если у крохи отсутствует пульс или его частота недостаточно быстрая, чтобы обеспечить нормальный кровоток. При нормальном пульсе проводить сердечную реанимацию категорически запрещено, поскольку это может привести к остановке органа и повреждении грудины и ребер.

  1. Обхватите младенца обеими руками так, чтобы по 4 пальца каждой из них лежали сзади на лопатках, а большие пальцы были на грудине.
  2. Определите среднюю треть грудины (немного ниже сосков) и надавливайте на нее обоими пальцами с частотой 2 раза в секунду. При этом важно рассчитать силу, чтобы и ваши действия были достаточно эффективными, и у младенца не сломались кости. Считается, что в идеале грудина должна прогибаться при нажатии на 2-2,5 см.
  3. Совмещайте легочную и сердечную реанимацию — после 5 нажатий на грудину, произведенных в течение 3 секунд, следует делать один вдох воздуха в ребенка.
  4. Каждую минуту останавливайтесь и проверяйте биение сердца у малыша. Если пульс появился — наблюдайте за грудничком.