Как обезопасить детей от групп смерти. Как уберечь детей от «групп смерти»? Не бойтесь обратиться за помощью

Кто-то доводит наших детей до самоубийства. Кто? Зачем? А главное – как уберечь свое родное дитя?

В Петербурге сейчас идет беспрецедентный процесс: расследование по делу Филиппа Лиса, основателя и администратора так назыаемых «групп смерти» в соцсетях. Дети, которые подписываются на эти группы, получают задания, которые заканчиваются одинаково страшно. Самоубийством.

Филипп Лис сейчас находится под стражей, в тюрьме «Кресты». И, что самое страшное, ему каждый день приходят сотни писем от поклонников организованной им страшной игры. Письма со словами поддержки. Понимаете? Он кумир для подростков. Смертельно опасный кумир.

Игра, которая убивает

Они ставят на аватарки картинки китов или тела, истекающие кровью. Они постят картинки про самоистязание или унижение. Они общаются странными для непосвященного глаза хэштегами #тихийдом #няпока #морекитов #хочувигру. Они часами зависают в соцсетях. Пишут на страницах стихи. Например, такие:

«Хочу утонуть в #морекитов

а потом попасть в #Тихийдом

хочу домой к звездам в #млечныйпуть

я так #хочувигру

найди меня

дай мне инструкции

дай мне номер

я жду тебя

А потом просто выходят… в окно. Или прыгают с моста. Или режут вены. Россию захлестнула волна подростковых самоубийств на фоне смертельных «игр» в интернете.

Один из администраторов групп смерти, Филипп Лис, уже под стражей. Статья – доведение до самоубийства. С другими работают следователи. Но вся эта борьба детей, наоборот, вдохновляет на страшные шаги: с начала года специалисты регистрируют новый всплеск интереса к убийственной игре.

Кто в ответе

За один только день в сети появляется порядка 4 тысяч тегов, характерных для групп суицидальной тематики, – бьют тревогу представители общественной организации РОЦИТ. - Такие группы регулярно блокируют, но появляются новые.

Кому и зачем это надо, пока непонятно. Эксперты из организации РОЦИТ уверены в одном: с детьми работают взрослые люди – системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии и техники внушения.

Уличить их в такой работе крайне сложно, – говорит психолог-криминалист Михаил Виноградов. - Зачастую администраторы групп даже сопровождают детей к месту суицида. Например, на крышу. Говорят, что шагнут вместе со своими жертвами. Но, разумеется, только делают вид. А потом, когда их ловят, говорят, что действительно хотели спрыгнуть вниз. Но в последний момент испугались и передумали.

В итоге доказать причастность администраторов к гибели детей практически невозможно. И они остаются безнаказанными.

Фото GettyImages

Причем влиянию организаторов суицидальных групп подвержены далеко не только и не столько дети из сложных семей.

Хочу обратить внимание, чаще всего дети из хороших, внешне благополучных семей сводят счеты с жизнью, – добавляет уполномоченный по защите прав детей в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. - Поэтому, дорогие родители, будьте начеку и чаще узнавайте, чем интересуются ваши дети.

Психолог Дарья Грошева объясняет: ребят буквально «поймали» на особенностях, свойственных переходному возрасту. В это время идет становление подростка, определение его идентичности, интересов. И на желании быть интересным и нужным, которое остро свойственно детям.

Проблемы будут возникать, если нет доверия. И тут один выход: быть интереснее интернета, интереснее компьютера. Ребенок сейчас остро нуждается во внимании взрослых, даже если не показывает этого. А взрослые часто совершают ошибку, считая, что уже можно немного отступить на задний план.

9 признаков тревоги…

Обычно активный ребенок вдруг подавлен, неразговорчив, не спит по ночам.

Начал рисовать китов или бабочек, много времени проводит в интернете, не участвует в социальной жизни школы.

Уходит в полную изоляцию, не идет на контакт.

Снижается успеваемость.

Появляются вредные привычки.

Он скрывает от вас круг своих друзей, непонятно, с кем он общается.

В интернете он посещает странные непонятные сайты, в том числе для взрослых.

Фото GettyImages

…и 5 способов защиты

Многие папы и мамы считают: установил контент-фильтр на компьютер – и дело с концом. Но это заблуждение.

Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне! - говорят в Центре защиты детей от интернет-угроз.

Поэтому одними фильтрами не надо ограничиваться. В ваших же интересах:

Добиться полного доверия и диалога по вопросам интернет-безопасности.

Объяснить, что интернет является не надежным источником информации, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.

Оговорить правила работы с компьютером и гаджетами, установить временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что интернет в первую очередь является средством развития и обучения и только второстепенно – развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.

Ввести ограничения по использованию смартфонов и планшетов. Дошкольникам, а также ученикам младших классов мобильный интернет не нужен в повседневной жизни.

Запретить общение в сети с неизвестными людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице.

Личный опыт

Читая новости о подростковых самоубийствах, первое желание – отрубить ребенку доступ в интернет полностью. Это, конечно, не выход. В наш-то век вездесущего вай-фая. Пытаясь защитить ребенка, родители зачастую перестраховываются. Появился, к примеру, слух о том, что любители аниме чаще сводят счеты с жизнью, – запрещают смотреть аниме. Проявляет ребенок интерес к японской культуре – впадают в панику.

Хочется сказать по этому поводу: не перегибайте палку. Не кидайтесь запрещать все подряд, не разобравшись. Как говорится в популярном анекдоте, иногда банан – это просто банан. А аниме – просто мультфильм. Если подросток увлекся мультсериалом «Тетрадь смерти», это его не убьет.

Что за бред. «Тетрадь смерти» – о том, как круто быть умным. О противостоянии двух гениев, добра и зла. А вовсе не о самоубийствах, – пожала плечами 17-летняя Александра, с десяти лет фанатеющая по японским мультфильмам и манге (в том числе и по «Тетради смерти». До сих пор жива).

И помните: ребенка скорее убьет ваше собственное невнимание и зацикленность на работе, внешних проблемах, его оценках. На чем угодно, только не на нем самом.

У ребенка, который не чувствует себя заброшенным, с которым родители разговаривают, которого не просто слушают, а слышат, таких мыслей никогда не возникнет, – говорят психологи.

Больше общайтесь. Доверяйте друг другу. Цените своих детей, и пусть они об этом знают.

За последние три недели в психиатрическую больницу Читы попали шестеро подростков: за экстренной помощью обратились их родители. По данным местного Минздрава, дети играли в «суицидальные игры» в интернете и наносили себе увечья.

Психолог Людмила Петрановская рассказывает о том, как относиться к этому встревоженным родителям и что они могут сделать, чтобы защитить своего ребенка от влияния так называемых «групп смерти».

Учите детей распознавать манипуляции

Мы столкнулись с беспрецедентными возможностями воздействия на людей – информационного, пропагандистского. Они существовали и раньше, но не были настолько всепроникающими. Это новое для нас, и очевидно, что детей к этому надо готовить и учить видеть манипуляции.
Вспомните все истории про клубы самоубийств – от «Принца Флоризеля» до акунинской «Любовницы смерти». Всегда оказывалось, что за ними стоит или неустроенный в жизни психопат, который таким образом тешит свою власть, или мошенник, который это монетизирует. Никаких других вариантов нет. Это то, что нужно донести до детей.
Участвуя в подобных группах, дети отстаивают свою субъектность, свои права. Вы считаете, что мы не имеем права распоряжаться своей жизнью? Нет, мы имеем! Вы считаете, что мы должны бояться? Нет, мы не будем бояться!
Для детей это история про самоуважение: я сам распоряжаюсь своей жизнью, я сам себе хозяин
Людмила Петрановская
Противоядием может быть только это: посмотри, тебя же разводят! Тобой манипулируют, как марионеткой. И главное – кто? Не «черный князь тьмы», а мошенник, которые делает деньги на твоей смерти. Либо там сидит псих, у которого в жизни нет никакого успеха, и он получает удовольствие за счет того, что управляет чужими жизнями; который не нравится девочкам, и вот так себя утешает. Нет никакой философии, нет никакого «сотоны», нет никакого культа смерти – ничего этого нет.
Характерный пример – когда история с «синими китами» началась в украинской части интернета, там отреагировали стёбом. Это способ, который детям понятен. Делали это такие же подростки: они обстёбывали «кураторов», снимая эту магию.

Учите говорить «нет»

Мы хотим, чтобы ребенок был послушным, никогда не говорил нет маме – и в то же время ждем, чтобы он сказал нет, когда в соцсетях ему говорят «вырежи кита на руке» и «ты обещал, что пройдешь все 50 этапов». Хотя до этого времени ребенку все время внушали: упаси господи сказать «нет» тому, кто старше, «обещания надо выполнять».
Нужно учить критическому мышлению и не падать в обморок, если ребенок чего-то не хочет, отказывается что-то делать. Пусть на нас тренируется сопротивляться и не слушаться.

Подростки могут делать дикие вещи

Мозг подростков – это нечто совершенно особое. Какое-то время они живут, можно сказать, в измененном состоянии сознания. Все процессы – «что я делаю», «что я хочу делать» и «насколько я осознаю то, что я делаю» - рассогласованы. Есть период, когда подростки могут делать совершенно дикие вещи.
Почти все эмоциональные, впечатлительные подростки примеряют на себя суицидальные мысли, опасное поведение. Они не могут этого не делать – это закон возраста, когда ты должен что-то такое учудить, чтобы проверить себя
Людмила Петрановская
Уверен ли такой ребенок твердо, что его дома ждут и от него не отвернутся? Или у него будет ощущение, что можно и уйти… за синими китами? Неслучайно в самой символике китов используются образы утешения. Тихий дом. Девочка на спине кита, спящая как ребенок на руках родителей. Мир, который тебя примет и полюбит.

Контроль в соцсетях ничего не гарантирует

Если вы думаете, что можете контролировать ребенка в интернете – запрещать ему что-то или читать его переписку, не обольщайтесь. Вы уверены, что он не завел два аккаунта и не пишет в одном то, что читаете вы, а в другом – то, что он хочет? Вы уверены, что он не завел аккаунт с телефона приятеля, а вы об этом даже не знаете и искренне уверены, что вашего ребенка в соцсетях нет?
Проверки не гарантируют ничего. Хотя есть ситуации, когда ребенок с суицидальными мыслями, с серьезными намерениями «случайно» забывает закрыть свой аккаунт, «случайно» оставляет дневник на столе. Он дает сигналы, знаки – просьбы о помощи. Потому что если он находится в депрессивном, подавленном состоянии, для него попросить о помощи – невозможно.
Какая степень контроля оправдана – я не знаю, и никто не знает сейчас. С одной стороны, это нарушение личных границ. С другой стороны – родители детей, которые всерьез пострадали, понятно, предпочли бы, чтобы контроль был. Хотя нет гарантий, что это спасло бы. А кого-то, может быть, и спасло.
Здесь никто не знает точно, как правильно – это новая для нас реальность. Мы, конечно, когда-нибудь научимся с ней обращаться, но пока не знаю, как

Ребенок должен знать, что он дорог

Почему одни дети поддаются этим манипуляциям, а другие нет? Во-первых, личные качества. Большая или меньшая впечатлительность, подверженность тревожным расстройствам, депрессивным состояниям – это, скорее, свойства нервной системы и в меньшей степени зависит от воспитания.
Другое дело, когда у ребенка все благополучно в отношениях с родителями, и единственную причину трагедии мы можем найти в воздействии каких-то групп – это редкие, единичные истории. В большинстве случаев это совокупность факторов: и с родителями не очень хорошие отношения, и в школе все не очень гладко, и свои какие-то проблемы, а родители годами не замечают, что ребенку плохо.
Часто все общение подростка с родителями – это постоянные претензии, недовольство, критика
Людмила Петрановская, психолог
Многие подростки живут в твердой уверенности, что родителям они не нужны, что родители в них разочарованы, что родители предпочли бы, чтобы их не было.
На самом деле родители их любят, конечно, но подростки абсолютно искренне считают, что для мамы и папы они – типичное «не то».
Нужно, чтобы дети слышали от родителей: да, можно поссориться из-за того, что не вынес мусор, но это не значит, что ты плохой и тебя не любят.
Когда подросток просит денег, а родители раздраженно реагируют, у него складывается представление, что от него одни проблемы, что вечно ему что-то нужно, что он родителям осложняет жизнь, и без него будет только лучше. Не нужно будет переживать из-за вызовов в школу и деньги на новый телефон тратить.
Важно, чтобы ребенок знал, что он дорог, что его любят. Для подростков это совершенно не очевидно
Людмила Петрановская, психолог
Хотя нельзя думать, что если ты сказал ребенку «я тебя люблю», то с ним совершенно точно ничего плохого не случится. Это – не гарантия, но, безусловно, дополнительная страховка.

Что делать, если ребенок подсел на пагубные сообщества в социальных сетях.

Статья «Группы смерти» в «Новой газете» вызвала у родителей по всей стране настоящую панику. Многие мамы и папы, прочитав о действующих во «ВКонтакте» сообщества, которые занимаются пропагандой суицида среди подростков, бросились проверять компьютеры своих чад. И некоторые из них с ужасом обнаружили, что их сын или дочь подписаны на паблики вроде «Море Китов», f57 или похожие сообщества («Белый кит», I cut myself, «Скорби Душа Моя», «Некрес Психес» и др).

У любого родителя, сделавшего столь жуткое открытие, возникает закономерный вопрос: что делать в такой ситуации? Как найти подход к ребенку и уберечь его от пагубного влияния соцсетей и, возможно, от попытки покончить с собой?

Детский психолог Полина Джуха дала несколько советов, следуя которым взрослые смогут помочь своим детям.

1. Никакого шпионажа и агрессии

Первая реакция родителей, которые узнали, что их дети сидят в группах, призывающих к суициду, - это усиление контроля. Мама или папа устраивают своему ребенку допрос с пристрастием, проверяют переписку в соцсетях, телефон, роются в личных вещах, а порой в довершение всего запрещают пользоваться интернетом.

Такое поведение не принесет ни родителям, ни и их чадам ничего хорошего. Единственной реакцией подростка на подобные агрессивные действия в его адрес станет ответная агрессия. В итоге ребенок просто закроется и перестанет доверять близким. И, что самое главное, он все равно найдет способ так или иначе заходить в эти группы, только уже будет делать это тайно.

Важно: жертвами разного рода сект чаще всего становятся именно те дети, которых дома, так сказать, морально насилуют, отнимая право на собственное пространство и личное мнение и не давая возможности возразить или отказать взрослому. Как следствие, подросток не чувствует, когда на него оказывают психологическое давление чужие люди, поскольку слишком привык к нему.

2. Аккуратный позитивный диалог

Любой разговор с детьми, особенно на столь болезненную тему, нужно выстраивать деликатно и внимательно. Нет смысла спрашивать подростка «в лоб» - так от него никаких ответов не добиться. Лучше действовать исподволь, постепенно завоевывая его доверие - интересоваться его делами, просить рассказать о том, как у него прошел день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Кстати, для откровенного разговора отлично подойдет совместный прием пищи: в такой обстановке легче сблизиться и наладить контакт.

Важно: Проявлять интерес нужно искренне и внимательно слушать ребенка, что бы он ни сказал. Скорее всего, взрослому многое в его словах не понравится. Однако нужно держать себя в руках; ни в коем случае нельзя критиковать идеи подростка или заявлять, что они глупые.

Пусть озвучит свою точку зрения, даже если он будет говорить, например, что смерть - это красиво, а суицид - способ перейти в другую реальность. А уже после можно постараться спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти.

3. Разговор о смерти через искусство

Многие родители боятся и всячески избегают говорить с детьми на тему суицида. В этом случае лучше подойти к проблеме «окружным путем». Например, можно дать ребенку посмотреть хороший классический фильм или дать прочитать книгу, в которой поднимается тема смерти и самоубийства, а затем обсудить с ним его мысли и впечатления.

Важно: около 80% детей, которые покончили жизнь самоубийством, так или иначе заявляли о своем намерении родным или друзьям. Просто их словам и поступкам не уделили должного внимания, списав на подростковые «закидоны» и демонстративное поведение.

К тому же подростки зачастую не воспринимают смерть достаточно серьезно, романтизируя ее. Им кажется, что суицид - это некий выход, переход куда-то, а не точка невозврата. Необходимо попробовать донести до ребенка, что пока он жив, у него всегда есть возможность выбора. А смерть - это не дверь, а черта, за которой больше ничего не будет.

4. Поиск альтернативных интересов

Ребенок, который постоянно сидит в социальных сетях и мало интересуется чем-то в реальной жизни, на самом деле впадает в некий виртуальный транс, который создает у него ощущение «параллельной реальности», зазеркалья. В этом измененном состоянии сознания у подростка ослабляется критичность восприятия, и он легче поддается внушению и манипуляциям.

Родителям нужно не просто запретить те или иные действия в интернете, а предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в офлайновое пространство. Тут подойдут любые, даже глупые на взгляд взрослых, увлечения.

Важно: Особенно действенными будут хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на те или иные группы во «ВКонтакте» и других социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление - быть признанными и понятыми. Просто раньше тинейджеры примыкали к разным субкультурам, которые хоть и были иногда пугающими для родителей, но все же были офлайновыми и потому более-менее понятными и контролируемыми. Сегодня же, не имея возможности удовлетворить эту потребность «наяву», они уходят за желаемым в глубины интернета, где ориентируются куда лучше большинства взрослых.

5. Включение здоровой критичности

Вспомним одно из правил «групп смерти»: как только один из подписчиков интересовался у организаторов, кто они и какие цели преследуют, его тут же изгоняли из сообщества. Так вот, чтобы подросток был более устойчивым к манипуляциям онлайн-«сектантов», нужно научить его критически мыслить и задавать неудобные вопросы. И воспитывается этот навык в первую очередь в семье. У каждого ребенка должна быть возможность спросить у мамы или папы: «Почему? Для чего мне это делать?».

Это дает подростку ощущение значимости собственной персоны, чувство, что он способен и сам сделать какой-то выбор в жизни, а не постоянно следовать указаниям родителей. В таком случае тинейджер не так охотно будет поддаваться чужому авторитету и, в частности, «подсаживаться» на загадочные игры, которые инициировали некоторые суицидальные группы.

Важно: Подросток должен чувствовать любовь и принятие со стороны родителей в любой ситуации. Если ребенок знает, что, как бы он ни поступил, что бы ни сказал, его всегда поймут и примут дома, он будет гораздо увереннее ощущать себя в жизни. Родителям стоит внушить своим детям, что они не должны зарабатывать любовь повиновением и покорностью.

6. Регулировать режим сна

Сон является одной из сфер жизни детей, которую действительно стоит жестко контролировать. Согласно утверждению «Новой газеты», многие подростки сидели в социальных сетях именно ночью; особое значение в ряде случаев имело время 4.20 утра.

Дело в том, что в таком полусонном состоянии гораздо легче впихнуть в тинейджера любую информацию, в том числе и про суицид. Этот нехитрый, но действенный прием, кстати, хорошо знаком деструктивным религиозным организациям. Так что, если у родителей есть желание прибегнуть к жестким мерам, можно, к примеру, выключать или ограничивать интернет именно в ночное время.

Важно: Если ребенок не высыпается, у него усиливаются тревожность, внушаемость, понижается иммунитет как физический, так и психологический. Также ребенок, который и так в своем возрасте видит мир черно-белым, начинает воспринимать его с еще большим скепсисом и неприязнью.

7. Психологические группы для подростков

Если родители узнали, что их ребенок и вправду подумывает совершить самоубийство, в этом случае справиться лишь своими силами не получится: необходимо прибегнуть к помощи профессионалов. Однако не каждый подросток согласится пойти к психологу; даже если посулами или угрозами загнать его на сеанс, толку от такой терапии будет мало. Гораздо проще и полезнее будет уговорить чадо посетить групповые занятия, где ему легче будет освоиться и приступить к работе над своими проблемами.

Важно: Есть несколько признаков, которые могут свидетельствовать о том, что подросток впал в депрессию и думает о смерти:

Появление порезов и шрамов

Резкое изменение настроения и поведения; к примеру, всегда общительный ребенок вдруг стал замкнутым

Желание подростка раздать или подарить свои вещи

Разговоры о бессмысленности жизни

Ребенок ведет себя так, как будто собирается в дальнюю дорогу: приводит в порядок дела, убирается в комнате, возвращает одолженное

Журнал Православие.фм благодаря помощи православных психологов города Новосибирска создал памятку «Что делать, если ваш ребёнок попал в суицидальную группу?». Памятка предназначена для родителей и поможет им уберечь детей от влияния интернет-клубов самоубийц, а также подскажет, что сделать и к кому обратиться, если он всё же туда попал.

Кто-то говорит, что они организуются стихийно из-за возросшей социальной напряжённости. Иные исследователи видят в этих группах и прослеживают организационные до шведских и германских серверов. Они видят за всем этим руку западных разведок.

То, как эти группы возникают, конечно, важно. Но куда важнее, что российские дети и подростки из-за этих сообществ гибнут, и гибнут массово, и это срочно нужно прекратить! В таких условиях советы специалистов, работающих на стыке психологии, духовной жизни личности и педагогики, могут оказаться особенно ценными, так как охватывают проблему комплексно и вскрывают её истинные причины. Именно их мы и предлагаем в виде памятки нашим читателям.

В разработке памятки приняли участие четыре православных психолога из Новосибирска: Николай Николаевич Соколов, Ольга Александровна Лезникова, Никита Сергеевич Яночкин и Мария Валерьевна Силантьева.

«Группы смерти» глазами православных психологов

В последнее время число детских и детских групповых суицидов увеличилось и приобрело системный характер. Журналисты «Новой газеты» с ноября 2015 по апрель 2016 года насчитали 130 подобных случаев . Причём многие дети знали друг друга по сообществам в социальных сетях.

Специалисты по психологии отмечают, что эти виртуальные клубы самоубийц – профессионально оформленные паблики в социальных сетях, целенаправленно провоцирующие подростков.

Основная целевая аудитория подобных сообществ – школьники. В их новостных лентах подписчики регулярно видят множество фотографий самоубийц, видеоролики с мертвыми людьми, криминальные новости и т.д.

В некоторых сообществах предлагают «поиграть» в самоубийство. На молодежном сленге это называется «выпилиться». Игрока добавляют в закрытое обсуждение и с ним начинают вести системную работу по промыванию мозгов, присваивается номер, даются различные задания, а в дальнейшем указывается способ суицида и начинается обратный отсчет времени. На подготовку потенциальному самоубийце отводится около 50 дней.

«Нет никаких сомнений, что администрация подобных сообществ, а также их кураторы в совершенстве знакомы с подростковой психологией. Мельчайшие психофизиологические потребности и особенности школьника учтены этими людьми детально. В такие сообщества активно приглашают молодых парней и девушек, испытывающих трудности во взаимоотношениях со сверстниками, поссорившихся с родителями, учителями или другими взрослыми, неудовлетворенных своей внешностью, одиноких, «уставших» от жизни. Им предлагается стать участниками «особой», тайной группы, обособленной от взрослых, заявить о себе, стать «героем», прославиться. Все это, конечно, не что иное, как коварная и ужасная по своим последствиям манипуляция сознанием молодежи» , — заявляет Никита Сергеевич Яночкин.

Также отмечает, что потенциальные участники этих групп — подростки, испытывающие сильнейший дефицит внимания со стороны близких: «Даже модераторы из групп смерти (чаще всего это закрытые группы, и существует отбор), прежде чем принять в свою группу ребёнка, просматривают его страницу, а родители чаще всего не интересуются, чем увлёкся ребёнок. Если родители отчуждены, озабочены своими проблемами, то ребёнок ищет общение на стороне, эстетизирует смерть, играет в игры со смертью. В группах смерть подается как нечто любопытное, привлекательное, единственный выход из проблем, а трансляция «самовыпила» — как героический поступок».

«Таких групп не одна сотня, а может быть и больше. Над сознанием участников таких групп ведется высокопрофессиональная интервенция деструктивными концептами, установками, ведущими к добровольному суициду», — подчёркивает системный и искусственно формируемый характер проблемы Николай Николаевич Соколов .

Что делать, если ваш ребёнок попал в суицидальную группу?

Памятка для родителей

  1. Почему посторонние люди, которых ребенок даже не видит, могут стать для него авторитетнее близких?

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть ценности и нужности другому — одна из основных потребностей человека, однако в современном обществе представления о любви, воспитании и ценностях самые разные и не всегда соответствуют «ответственному родительству».

Такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве, развод родителей, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией и потенциально увеличить риск суицида.

Доказано, что суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения взрослых, особенно со стороны близких родственников. В таких семьях дети часто ищут недополученной ими любви и заботы на стороне и легко попадают под влияние улицы или разнообразных учителей и гуру, в том числе и в социальных сетях, готовых проявить к ним внимание.

Если подросток в оффлайне чувствует себя унылым неудачником, его жизнь духовно пуста, то «мудрые руководители» в онлайне ему предлагают стать героем. В их группах происходит героизация суицида. Атмосфера таинственности, некоторой избранности и исключительности, формирующаяся в этих сообществах, может стать весьма заразительной для еще не крепких душевных сил ребенка или подростка.

Но влияние сторонних авторитетов верно и в обратном направлении. Предотвратить суицид также нередко могут помочь люди, которые не являются родственниками суицидента, но имеют на него большое положительное влияние: школьный учитель, спортивный тренер, приходской священник, сосед по дому и т.п.

  1. Как вовремя заметить, что ваш ребёнок попал в «плохую интернет-компанию»? Поможет ли программа-фильтр оградить его от этого?

Первое, что должно насторожить родителей, – резкие изменения в поведении подростка, которые происходят вслед за изменением мышления и мировоззрения. Например, если ребенок всегда был активным, а в последнее время стал замыкаться в себе, сделался молчаливым. Или, наоборот, был задумчивым, а стал несвойственно многоречивым.

Это не обязательно значит, что подросток вынашивает идеи суицида, но это повод обратить на него особенное внимание. Такие резкие изменения могут быть признаками развивающейся депрессии. Также обратите внимание: не происходит ли нарушение сна, питания, может, резко изменилась успеваемость в школе.

Другими признаками нездорового общения в интернет-среде может стать большое количество времени, проводимое ребенком в социальных сетях; раздражительность и агрессия в случае, если родители вводят ограничения на пользование компьютером; утрата интереса к другим увлечениям – чтению, спорту, играм; появление скрытности и замкнутости в поведении.

Возможностями программы-фильтра не стоит пренебрегать. В какой-то степени она поможет оградить ребёнка от «групп смерти», но гораздо больше нужно стремиться сформировать здоровые интересы и желания ребёнка, учить выбирать из объёма информации нужное, полезное, лучшее. Воспитывать его в таких условиях, чтобы желание посещать подобные сайты не возникало. Просто уделять ему время и внимание.

Николай Николаевич Соколов выделяет четыре основных группы «маркеров» суицидального поведения , которые могут предупредить о проблеме внимательных родителей:

— Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.

— Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).

— Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).

— Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины, завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

Более подробно они могут выглядеть так:

— Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».

— Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида.

— Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).

— Сообщение друзьям о том, что принято решение о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.

— Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.

— Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («Меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.

— Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего.

— Необычное, нехарактерное для данного человека поведение: более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.

— Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.

— Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.

— Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.

— Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотографий, создание и демонстрация ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость.

— Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Суицидальные «маркеры» можно выявить на основе наблюдения, беседы, диагностических методик, изучения документов (рисунков, выдержек с сайтов, персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т.п.).

  1. Что делать, если ваш ребёнок всё-таки попал в суицидальную группу? Как действовать? К кому обращаться за помощью?

Родителям важно понять, для чего Господь попускает им такое испытание, подумать о глубинных мотивах своих поступков в отношении своих детей. Чаще всего — чтобы они осознали, что же является главным в их жизни. Чтобы научить их любить своих детей и друг друга, чтобы они обратились к Богу и встали на путь покаяния.

Очень важно приложить силы к тому, чтобы создать для ребенка здоровую среду общения, пусть в той мере, в какой это доступно родителям: это могут быть совместные семейные ужины, походы в гости с семьей и т.д. Нужно максимально восполнить недостаток любви и внимания к ребёнку. Проблемы возникают там, где между детьми и родителями нет подлинной душевной близости и уважения друг к другу. Тогда эту близость и уважение подростки начинают искать там, где готовы их предоставить. К сожалению, для некоторых ребят такими местами становятся «группы смерти».

Здесь необходим серьезный разговор с самим ребенком. Важно показать ему, какие механизмы действуют в этих группах, какие приемы используются, чтобы сделать присутствие в подобных группах сначала привлекательным для ребенка, а затем создать зависимость от этого, страх быть исключенным. Важно раскрыть манипулятивность и ложность таких взаимоотношений. Попытка самоубийства в подростковом возрасте говорит о слабом внутрисемейном контакте с родителями.

Мария Валерьевна Силантьева считает, что допустимо и осторожное использование директивных методов – твердый и однозначный запрет участия в таких группах: ребенок должен понять, что это недопустимо, это родительский запрет.

Во время общения с подростком и его социальным окружением важно:

  • Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
  • Не осуждать, не вступать в конфронтацию.
  • Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
  • Признавать самоубийство как один из вариантов действия, но не признавать самоубийство как «нормальный» вариант.
  • Поощрять полную откровенность.
  • Больше слушать, чем говорить.
  • Сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и теперь».
  • Избегать глубокого консультирования до тех пор, пока кризис не минует.
  • Обращаться к другим людям за помощью в оценке потенциала индивидуума причинить себе вред.
  • Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.
  • Получать сведения от учителей, родственников и друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях.
  • Выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы.
  • Изучать наличие и качество поддержки семьи и сверстников.
  • Доверительно побеседовать с преподавателями, другими специалистами (школьный учитель или психолог), дать им понять, что ребенку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание.
  • Если симптомы сохраняются, в особенности если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, необходима консультация детского психиатра.

Универсальных рецептов в таком деле нет, все весьма индивидуально. Нужно постараться найти хорошего суицидолога или психолога . Не обязательно сразу вести к ним ребенка, для начала можно прийти только родителям. Нужно заниматься семейной психотерапией и психокоррекцией ребёнка.

Целью эффективной психологической помощи является лучшее понимание личностью подростка своего собственного «Я», выявление конфликтующих эмоций, повышение самоуважения, изменение неадаптивного поведения, тренировка умения успешного разрешения конфликтов и более активное общение со сверстниками.

Подход должен быть комплексным . Обращаться за помощью стоит не только к специалистам-психологам, но и к авторитетным людям, которые умеют и любят работать с детьми – священнику, руководителю секции, творческой студии, учителю и т.д.

Также можно отыскать сообщество родителей, которые так же, как и вы, попали в подобную ситуацию, группы взаимопомощи могут быть весьма эффективны.

А по отношению к самой суицидальной группе — при её выявлении стоит непременно подать соответствующие заявления в киберполицию и прокуратуру .

  1. Меры профилактики участия детей в суицидальных сообществах.

Родители ответственны за то, что происходит с ребёнком, на том основании, что они взрослые.

Основной защитой для ребенка от опасности попадания в данные сообщества могут стать по-настоящему близкие и доверительные отношения с родителями и другими родными людьми. Они включают в себя искреннее участие и ценность этого участия в жизни ребенка, умение общаться с ним. Нормальный родитель обязан знать, в каком окружении находится его ребенок. Все меры профилактики можно выразить двумя главными словами: ЛЮБОВЬ и ВНИМАНИЕ .

Важно также и ребенка учить внимательному отношению к членам семьи, чтобы он умел заботиться о них, чувствовал их нужды и переживания. Если у ребенка такой опыт есть и есть постоянно, он будет внутренне защищен от того общения, которое предлагают в подобных группах. Ведь одним из факторов, ослабляющих защитные силы души, является чувство разделенности с близкими людьми.

Большое значение имеет и здоровая атмосфера общения со сверстниками – в школе, кружках, секциях. Культурная среда, в которой растет ребенок, – литература, музыка, кино. Родителям важно по мере сил оздоравливать эту среду.

Можно добавить ребенка в друзья в социальных сетях, чтобы ненавязчиво присутствовать в его жизни в сети. Обратите внимание на контент, который регулярно выкладывается им и его друзьями и попадает в новостную ленту, это может многое рассказать об увлечениях подростка и о содержании его внутреннего мира.

Стоит помнить, что в кризисных ситуациях подростки чаще и раньше обращаются к друзьям и намного реже и позднее к учителям, школьным психологам и родителям. Обучение учащихся умению распознать сверстников группы риска может помочь оказать им своевременную помощь, даст им знания о факторах суицидального риска, о том, как звонить в кризисный центр или горячую линию и как порекомендовать другу или подруге обратиться к консультанту. Учащимся необходим форум, где они могут получить информацию, задать вопросы, узнать о том, как можно помочь себе и другим в случае навязчивого повторения мыслей о суициде.

Не лишней в профилактике суицида будет и организация школьных занятий с психологами: тренингов в группе, индивидуальных консультаций с детьми с целью нормализации их психического и психофизиологического состояния, формирования позитивного мышления, оптимизации взаимоотношений с родителями и сверстниками. Этому способствует также организация группового обсуждения этих тем и показ и обсуждение соответствующих фильмов в школьном кино-кафе, повышение психологической грамотности классных руководителей, которые могут помочь выявить проблему. Вопрос об организации такой работы нужно ставить перед руководством школы и на родительских собраниях.

Устранить причины, чтобы не бороться с последствиями

В своей статье «Суицид - это отсутствие любви и веры», опубликованной на страницах портала «Образование и Православие», православный психолог Николай Николаевич Соколов предельно чётко выразил основную причину трагедий подобного рода.

Мы слишком мало времени уделяем детям. Как говорил мудрейший патриарх Павел Сербский, «в нашем обществе есть бедные дети, которым родители не смогли дать ничего, кроме денег».

Необходимо исправлять эту ситуацию и приходить к пониманию того, что в детей нужно вкладываться. И вкладываться прежде всего не материальными средствами, а нашим вниманием и нашим временем , нашей любовью.

Если ваш ребёнок будет иметь твёрдое мировоззренческое основание в Господе Иисусе Христе и Его учении, а с вашей стороны будет постоянно чувствовать внимание и заботу, то никакие «группы смерти» не будут иметь над ним власти и, скорее всего, даже минуют фокус его внимания.

Надеемся, что разработанная нами памятка поможет вам в кризисной ситуации и в то же время от всей души желаем, чтобы подобной ситуации в жизни вашей семьи никогда не возникало!

Биографическая справка

Николай Николаевич Соколов — педагог-психолог, специалист в области социально-психологической виктимологии и терапии ПТСР, сурдопсихолог. Руководитель службы социально-психологической помощи «Содействие».

Состоит в правлении Сибирского общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника. Преподаёт психологию в Русской христианской гуманитарной академии г. Санкт-Петербурга (РХГА) и в Новосибирской православной духовной семинарии (миссионерские курсы НПДС).

Окончил Свято-Сергиевскую православную богословскую академию по международной программе по православной психологии и психотерапии в 2010-2011 годах и факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета в 2013 году. Магистр психолого-педагогического образования.

С 2004 года занимается практической работой в области психологии, является экспертом Координационного центра по работе с глухими и слепоглухими Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению МП, а также руководит Новосибирским центром глухих и слабослышащих при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Воспринимает психологические проблемы через призму христианского мировоззрения и применяет в коррекции и терапии психологических проблем те методы и подходы, которые соответствуют православному святоотеческому учению о природе и жизни человеческой души.

Ольга Александровна Лезникова работает педагогом-психологом около 15 лет. Обучалась различным психотерапевтическим методикам, направленным на работу с детьми: арттерапия, песочная терапия, ценности и цели экзистенциальной терапии и др.

Имеет два высших образования — в области филологии и психологии. Окончила Томский государственный университет (ТГУ) и Новосибирский институт повышения квалификации (НИПКиПРО).

Интерес к христианству приобрела во время изучения в ТГУ литературы, философии и культуры. Считает Исаака Сирина основоположником психологии, так как он в своих трудах анализировал состояние души человека, способы ее исправления и самоусовершенствования.

В психологии придерживается гуманистического направления, которое не противоречит христианскому вероучению и морали. В работе пользуется знаниями, накопленными христианскими подвижниками за два тысячелетия, почерпнутыми из христианской литературы. Считает, что личный церковный опыт также помогает правильно взглянуть на проблемы личности.

Никита Сергеевич Яночкин — клинический психолог Новосибирского областного клинического наркологического диспансера.

Помогает подросткам и взрослым избавляться от различных видов наркотических зависимостей, а также консультирует пациентов в отношении других видов зависимостей, семейных конфликтов, личностных кризисов и конфликтов с другими людьми.

В 2009 году окончил Томский государственный университет по специальности «Клиническая психология» и уже несколько лет практикует в области психологической помощи. В 2016 году прошёл курсы повышения квалификации по программе «Семейная психология и психотерапия».

Никита Сергеевич исследует психику человека ориентируясь на «духовную вертикаль». Считает, что гармоничной личности очень важно помнить о своих личных недостатках и слабостях, осознавать греховность своей природы, но при этом полностью надеяться на Бога-Троицу, проходить личное воцерковление. Это помогает человеку обрести твёрдую мировоззренческую опору и духовные силы для нормализации своего состояния.

Мария Валерьевна Силантьева обучалась клинической психологии на психологическом факультете Новосибирского государственного университета (НГУ), который окончила в 2007 году. Около восьми лет работает в сфере психологии.

Является воцерковленным человеком, поэтому профессиональную деятельность строит, опираясь на православное мировоззрение: православное представление о человеке, его душе, об основных жизненных ценностях, понятиях добра и зла, о пользе и вреде для души человека.

Вконтакте

В Воронежской области за неделю покончили с собой трое подростков. 16 марта в Воронеже в доме на улице Димитрова счёты с жизнью свёл 15-летний мальчик. 21 марта в Коминтерновском районе на асфальте под многоэтажкой нашли ещё живую восьмиклассницу, но врачам не удалось её спасти. И в тот же день на стадионе в Кантемировке было найдено тело одиннадцатиклассника. В двух первых случаях возбуждено дело по статье «Доведение до самоубийства».

Следователи, в частности, выясняют, состояли ли погибшие школьники в группах смерти в соцсетях. Уже известно, что в телефоне подростка, совершившего суицид 16 марта, было найдено изображение синего кита — одного из символов этих групп. Мать и отец мальчика не могут понять, из-за чего их ребёнок мог пойти на самоубийство. Не понимают этого и учителя в школе, где учился юноша. Явных причин для суицида у школьника не было — ни острых конфликтов в семье или среди сверстников, ни серьёзных проблем с учёбой.

— Мальчик у нас учится не так давно, так как они приехали в Воронеж из района области. Семья у него хорошая, как говорят, благополучная, полная. Он был не один у родителей, в семье есть ещё ребёнок, они очень друг друга любят… Любили... Вы извините, мы вам больше ничего сказать не можем. Следствие идёт, нам запретили, — аккуратно говорят корреспондентам «Ё!» учителя в школе, где учился подросток.

Тем временем среди одноклассников ходят слухи, что мальчик мог состоять в так называемых группах смерти…

О так называемых группах смерти впервые написала «Новая газета» ещё в мае прошлого года. Дело в том, что несколько последних лет в социальных сетях создано бесчисленное количество групп, где среди подростков пропагандируется идея бессмысленности жизни и воспевается загадочность «мрачной красоты» безвременного ухода. Подросткам предлагают сыграть в «игру», в ходе которой детям выдают задания, начиная с безобидных (например, нарисовать кита) до приказа покончить с собой. В эту игру, к сожалению, играют и воронежские дети. В мае 2016-го «МОЁ!» писала о громкой трагедии в Острогожске — там 15-летняя девочка покончила с собой. Родители школьницы нашли предсмертную записку, в которой дочь просит прощения у родных, а в конце пишет о том, что киты хотят взлететь к своей мечте, поэтому так часто выпрыгивают из воды. «И я тоже хочу взлететь», — заканчивает послание девочка.

После ряда публикаций в СМИ группами смерти занялись правоохранительные органы. В прошлом году в десяти регионах России (в том числе и в Воронеже) полиция нагрянула в квартиры активных участников этих групп. Администратор нескольких групп Филипп Лис из подмосковного Солнечногорска (настоящая фамилия Филиппа — Будейкин) был задержан. Но подобные сообщества всё равно плодятся в соцсетях как грибы после дождя.

5 главных вопросов о группах смерти

1. Как именно играют в смерть?

В социальных группах появляются сообщества с картинками бабочек или китов, плавающих в океане, и с хэштегами (интерактивными метками), кликнув на которые можно попасть на «нужную» страничку в соцсети. Эксперты насчитали больше 4 тысяч разновидностей хэштегов, вот некоторые из них: #жду, #хочу, #море, #разбуди, #спасименя, #кит, #синий_кит, #я_в_игре, #тихийдом, #150звёзд, #млечныйпуть, #время_на_часах_4.20 и другие.

Когда ребёнок попадает по этим ссылкам в группу или размещает эти хэштеги на своей странице, с ним связывается куратор. Он-то и даёт задания, чтобы проверить, готов ли подросток «поиграть». Поначалу куратор входит в доверие и выведывает личную информацию, чтобы составить портрет «игрока». А потом «игроку» выдаются задания, которые он выполняет, всё больше попадая в психологическую зависимость от кураторов. Причём если ребёнок не решается на последний шаг, ему начинают угрожать, например, убийством родных.

2. Как кураторы воздействуют на детей?

Федеральный департамент независимой судебной экспертизы (г. Санкт-Петербург) по обращению «Новой газеты» исследовал принципы воздействия групп смерти на подростков. Вот основные выводы экспертов.

  1. Администраторы групп используют специальные манипулятивные технологии нейролингвистического программирования, а также приёмы внушения путём воздействия художественными образами.
  2. Вышеуказанные методики идут в обход желания самого человека, вводят его в состояние подавленного сознания, ослабляют волю, представляют собой психическое насилие в отношении детей.
  3. Кураторы групп побуждали участников к совершению самоубийства в формах приказов, инструкций, советов, угроз, а также посредством аудиовизуальной информации.
  4. Организаторы смертельных «игр» дают указание детям стереть переписку перед тем, как они совершат суицид.

3. Что мешает правоохранительным органам справиться с группами смерти?

Начальник отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел Главного СУ СКР по Санкт-Петербургу Антон БРЕЙДО , который возглавляет расследование по делу одного из арестованных кураторов групп смерти Филиппа Будейкина, поделился с нашими коллегами из «Новой газеты» своими соображениями о том, что мешает правоохранителям искоренить группы смерти и нейтрализовать их кураторов.

Недостаток полномочий . Сейчас у сыщиков нет полномочий оперативно выяснить адрес преступника, подталкивающего ребёнка к суициду, и незамедлительно прийти к нему с обыском, чтобы изъять компьютер. По мнению Антона Брейдо, должно быть создано федеральное подразделение, объединяющее сотрудников МВД и ФСБ, которое, не дожидаясь сигналов граждан, станет самостоятельно мониторить социальные сети и выявлять преступников. После чего давать указание своим подчинённым в регионах выезжать по адресам с неотложным обыском, чтобы администраторы группы не успели удалить в компьютере улики.

Слишком мягкое наказание. Необходимо увеличить уголовную ответственность за доведение до суицида через интернет, за введение ребёнка в состояние социально-психологического подчинения, считает следователь. Сейчас по фактам суицидов детей, в которых виноваты группы смерти, возбуждаются дела по статье «Доведение до самоубийства», но они не всегда доводятся до конца, так как из-за удалённой из компьютера информации бывает сложно доказать вину организаторов групп.

— Такие действия надо приравнивать к убийству, — говорит Антон Брейдо. — Давать 15 лет лишения свободы, как за насильственное лишение жизни. А если будет доказано, что действия, направленные на формирование намерения совершить самоубийство, были в отношении двух или нескольких подростков одновременно, то должно быть пожизненное наказание, как за убийство двух и более лиц.

4. Поведение в соцсети: чему учить ребёнка?

Резкая смена круга общения, имиджа, настроения сразу должна насторожить родителей, объясняют детские психологи. Если ребёнок засиживается допоздна за компьютером и со смартфоном — это также повод для тревоги. Очень важно не терять контакта с ребенком в подростковом возрасте. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, которые не осудят его и помогут, а не выплескивать душу незнакомым людям в сети.

В детстве мамы учили нас не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с первыми встречными. Сегодня уже с детского сада детей надо приучать к следующему:

  • не общайся с незнакомцами даже в интернете,
  • добавляй в друзья в соцсетях только тех, кого знаешь лично,
  • не выкладывай откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей,
  • не сообщай данных о своём местоположении в интернете, отключи геолокацию в приложениях на компьютере и смартфоне,
  • соблюдай приватность в интернет-общении, помни, что твои сообщения может прочесть чужой человек.

5. Как вести себя родителям, чтобы ребёнок не стал жертвой групп смерти

Советы даёт врач-психиатр, заведующий кафедрой психиатрии Воронежской государственной медицинской академии Олег ШИРЯЕВ.

Усилить контроль. Ребёнок с раннего возраста должен быть под вашим постоянным контролем. Вы должны всегда знать, где он находится и что делает. Подросток не должен быть предоставлен сам себе весь день, он должен чем-то заниматься: спортом, танцами — чем угодно, чтобы был максимально занят.

Разговаривать с ребёнком. Любой разговор выстраивайте деликатно. Завоёвывайте доверие ребёнка, интересуйтесь его делами, просите рассказать о том, как у него прошёл день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Проводите выходные за городом, катайтесь на роликах, велосипедах, ходите в кино и театры. Важно, чтобы ваш ребёнок понимал, что вы единая семья, команда. Но помните, что нельзя им командовать.

Не проявлять агрессии. Если вы узнали, что ваши дети сидят в группах, призывающих к суициду, не устраивайте допроса, не запрещайте пользоваться интернетом. Единственной реакцией подростка на подобные действия станет ответная агрессия. Ребёнок закроется, перестанет вам доверять и всё равно найдёт способ заходить в эти группы.

Вытянуть ребёнка из онлайна. Ребёнок, который постоянно сидит в соцсетях, впадает в некий виртуальный транс, создающий у него ощущение параллельной реальности. Родителям нужно предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в реальную жизнь. Подойдут любые, даже глупые, на взгляд взрослых, увлечения, хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на группы в социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление — быть признанными и понятыми.

В ТЕМУ

«Родители не вытащат ребёнка из «игры» самостоятельно»

Корреспонденты «МОЁ!» позвонили по номеру единого всероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 .

Специалисты настоятельно рекомендовали родителям, которые поняли, что их дети являются участниками смертельной «игры», сразу обращаться в полицию и Роскомнадзор, а ребёнка срочно вести в специальный кабинет психологической помощи. В Воронеже такие кабинеты есть в Воронежском областном психоневрологическом диспансере (на ул. Кольцовской, 1 и на ул. 20-летия Октября, 73, тел. приёмной 271-21-04 ).

— К сожалению, простой разговор родителей с ребёнком не спасёт, самостоятельно взрослые с этой проблемой не справятся, здесь должны работать психологи совместно с психиатрами, только им под силу вытащить ребёнка из этой страшной «игры», — сообщили корреспондентам «МОЁ!» специалисты телефона доверия.