Как научить ребенка играть в шахматы? Фигуры в шахматах. Как играть в шахматы: правила для детей. Как научить ребенка играть в шахматы Как заинтересовать ребенка играть в шахматы

Перед вами встал нелегкий вопрос, для поиска ответа на который требуется немало времени и терпения. Все усилия буду вознаграждены, если с самого начала вам удастся заинтересовать малыша старинной интеллектуальной игрой. Встает логический вопрос – как этого добиться?

Научить ребенка игре в шахматы может оказаться даже занимательнее, чем обучать взрослого-сверстника. Вы сами погружаетесь в детство, чтобы проникнуться давно забытым детским мышлением и понять уже известное вам с другой точки зрения./

Перед тем как читать статью дальше , ознакомьтесь вот с этим замечательным видеокурсом КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ от основателей онлайн-школы “Шахматы с Жориком”. Благодаря ему ваш ребенок научится играть в течение 1-2 недель даже если ему нет и 5 лет. Он выполнит норму 2-3 юношеского разряда по шахматам и сможет принять участие в каком-либо шахматном турнире. Данная методика опробована уже на десятках детей и дает хорошие результаты.

Воспользовавшись простыми и нехитрыми подсказками, вы сумеете добиться положительных результатов уже через несколько недель. Как показал опыт, успехов на начальном этапе обучения шахматам может достигнуть даже 4-хлетний кроха.

Помните – вы учите ребенка

Нет ничего сложного в том, чтобы научить трехлетнего ребенка . Детский дошкольный возраст характерен тем, что большая часть времени уделяется игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что знакомство с шахматами от начала и до конца должно происходить исключительно в игровой форме.

Избегайте строгого и поучительного тона, но и не сюсюкайтесь с юным учеником. Информация усваивается быстрее и проще, когда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Лучше приводить все объяснения на наглядных и максимально простых примерах. Можно воспользоваться методом сказки – пусть ребенок представляет яркие сцены из древности, где королей защищают верные подданные, статные слоны гордо вышагивают по боевому полю, а соперник коварно отправляет кавалерию из двух коней.

С чего начать обучение ребенка шахматам?

Психологи утверждают, что учить ребенка играть в шахматы с нуля нужно постепенно, двигаясь с простейших азов и понемногу переходя к более сложным деталям. Главное сохранять принцип доступности и высокого интереса к игре на всех этапах обучения.

Расскажите малышу немного о том, как появились шахматы. Не забудьте уделить внимание самой доске – ведь это основное место для сражения. По очереди показывайте каждую фигуру, кратко и выразительно поведайте, как она называется и почему важна. Начните с низших чинов (пешки) и закончите королем, указывая на их законное место. Вооружившись пешкой, сделайте элементарный ход и предложите ребенку сделать ход своей пешкой.

Будьте терпеливы и снисходительны. Для первого занятия, если ребенок очень мал, будет достаточно 10-15 минут. Не пытайтесь освоить всю программу за один присест. Старайтесь увлечь в игровой процесс неторопливо, каждый раз показывая новый захватывающий кусочек правил. Если тяга к шахматам у ребенка только растет от урока к уроку – вы на верном пути.

Шахматы – это весело и познавательно

Необходимо во что бы то ни стало привить ребенку уважение к этой настольной игре. Ребенок не только развивает свое мышление, но и учится усидчивости и аккуратности, пока познает основы шахмат. В доступе имеется множество видео, детально объясняющие, как научить ребенка играть в шахматы в кратчайшие сроки и с наилучшими результатами.

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей: в каком возрасте лучше учить ребенка шахматам? Есть ли смысл учить малыша такой сложной игре до первого класса? Педагоги единодушны – надо спешить! Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. X. Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский – в 6, А. Алехин и М. Таль – в 7.
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
  3. Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Дома или в клубе?

В наше время считается оптимальным начинать осваивать шахматные премудрости с 3-х лет , впрочем, можно попробовать и после 2-х . Есть ли смысл отдавать кроху сразу в шахматный клуб? В столичные шахматные клубы и секции принимают малышей с 4-х , реже – с 2-х лет . Летом они обычно уходят на каникулы, а с сентября приглашают дошколят на занятия. По желанию родителей можно учиться 1 или 2 раза в неделю, группы – около 10 человек, для совсем маленьких – еще меньше. Урок длится 40-50 минут. Плату можно вносить за каждый визит (200-270 рублей) или сразу за месяц (от 500 рублей). Многие предлагают посетить пробное занятие бесплатно. В шахматных клубах, где занимаются и взрослые, обучение обычно ориентировано на турниры и результаты. Впрочем, на малышей моложе 5-6 лет там вряд ли будут тратить время: хлопотно. Детские развивающие центры охотно поиграют в шахматы с двухлетками, не обещая вырастить чемпиона. В зависимости от уровня знаний древней игры, крохе предлагается посетить или общеразвивающее занятие, часть которого посвящена изучению древней игры, или целиком шахматный урок. В некоторых московских шахматных школах учеба проходит по методике Игоря Сухина . В одной из них уже 15 лет преподает он сам. Шахматам здесь учатся дети от 4 до 7 лет. Правда, выбрать только эти уроки – нельзя, необходимо посещать все развивающие занятия в школе для дошколят. Так отдавать или нет малыша учиться к преподавателю? Все будет зависеть от ребенка и ваших возможностей, но, многие родители по своему опыту считают, что удобнее сначала позаниматься с ребенком дома, а ребенка постарше, уже знающего правила, отвести на занятия в клубе. Итак, начнем освоение шахматной премудрости с домашних занятий. Если вы вдруг не отличаете ферзя от пешки - это не беда! Учиться вместе всегда увлекательней!

Выбираем учебник для обучения игре в шахматы

Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска… Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находится не рекомендуется. Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие книги. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д. Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина. Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких - двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски – тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Причем расставлять фигуры дитя научится вообще в последней главе! А всю книгу он будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашем, Самоделкиным и Гурвинеком. Для игры нам также понадобится обычная шахматная доска с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали - цифрами. Опытные тренеры советуют начинать с деревянных фигур довольно крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Некоторые советуют купить фигуры, покрытые лаком - детям почему-то такие блестящие штучки больше нравятся...

Ранние шахматы

И в 2 и в 3 года ведущая деятельность у ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме. Вашему малышу два года? Энтузиасты раннего развития предлагают для начала отложить в сторону комплект обычных шахматных фигур и начинать с двухлетками с «предшахмат». Такие «ранние шахматы » можно смастерить самим. Делают доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки крупные, берут два набора фигур, лучше всего забавных - пусть это будут зайцы и волки, и начинают осваивать понятие «съел». Учат малыша ходить, например, только в одном направлении. Или по одной или по две клетки, например, только вперед. Или только по диагонали. Цель – постичь саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата - на одну. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки. После таких тренировочных шахмат дети быстрее разбираются во взрослых премудростях. Естественно, по этой схеме можно пробовать обучать не только двухлетку, но и малыша постарше. После разминочных «предшахмат» приступаем к настоящей игре. Дома любимой игрой можно заниматься хоть каждый день, главное – наблюдайте за малышом, чтобы не «перекормить» его шахматной премудростью.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное - сделайте первое впечатление об игре незабываемым! Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто «поиграть» с ними. Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать. Малышу постарше скажите, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король - самая главная фигура, а ферзь - самая сильная. Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам.

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону.). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку , как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько - пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур. Теперь объясните ребенку , что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что «шах» в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Расскажите, что слово «мат» в переводе с арабского означает - смерть. Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку : «Видишь, королю шах, а защититься нечем». Объясните, что «ничья» в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет. Поясните, как ходят и «едят» пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит. Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и «ест» по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их. Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу , как правильно ходят фигуры и ваше терпение будет вознаграждено!

Шахматы как образ жизни

Как известно, основная форма занятий с дошколятами - игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес. Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают истории, связанные с жизнью именно вашего малыша. Играйте всегда! Хотите прочитать обучающую сказку? Достаньте кукольный театр и инсценируйте ее. Используйте любые моменты для повторения пройденного. По дороге из садика вспоминайте, чему научились за доской во время игр. Просите малыша рассказать вам новый материал на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина. Привлеките на помощь диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике! Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске. Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте. На прогулке пусть ребенок покажет (или начертит палочкой) как ходит та или иная фигура. Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины для старших деток. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

Приседаем с пешкой

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка , но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от карапузика! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент). Не перегрузите ребенка , в 2-3 года занятие не может превышать 15-20 минут, в возрасте 4-5 лет - не более 30 минут. В серединке – физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того, когда малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого - к сложному. Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят «да ему подсказывали», или «а у меня просто голова болит», «я не хочу играть». Постарайтесь объяснить, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь, всякий раз понять, что именно он сделал не так. Не с первых дней, но потихоньку приучайте ребенка к серьезному отношению к игре: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход». Постарайтесь, чтобы для вас с ребенком правило «тронул - ходи» было незыблемым. Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Из этого рождаются долгие споры и упреки: «Ты три раза перехаживал, а я один». Учите детей играть не руками, а головой.

Турниры исключить!

Как играть с ребенком на доске? Нельзя часто делать вид, что проиграл. Дети привыкнут к легким победам и даже незначительный проигрыш будут воспринимать как трагедию. Педагоги советуют давать детям фору, например, пара пешек при игре одними пешками или ферзя при игре всеми фигурами. После игры разберите ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, без необходимости ходили одной и той же фигурой несколько раз. Учите малышей видеть лучший ход. Больше хвалите за конкретные, хоть и маленькие достижения. Старайтесь, как можно чаще играть с вашим ребенком и он станет вашим достойным партнером. Малыш должен чувствовать ваше искреннее желание сражаться с ним за шахматной доской и не бояться наказания за ошибки. Турниры, даже внутрисемейные могут отрицательно влиять на неокрепшую психику ребенка . Выездные соревнования медики и вовсе советуют отложить до 10-12 лет. Если дитю вовсе не приглянулась игра – отложите эту идею на несколько месяцев, а потом снова попробуйте, доброжелательно и с выдумкой. Отведите, к примеру, сына на турнир в качестве болельщика. Его наэлектризованная, творческая атмосфера наверняка «заразит» ребенка , он почувствует потребность разгадать неведомое. Или расставьте на доске вместо фигур – солдатиков. Клюнуло? Дочке заявите, что ее любимая певица Н. отлично играет в шахматы . Снова – отказ? Помните, что это всего лишь игра! Разрешите ребенку заняться чем-нибудь другим и подождите еще. В обучении дошкольника шахматам самое главное - постараться привить интерес к мудрой игре.

Рокировка - одновременный ход короля и ладьи. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля в безопасное место и побыстрее ввести в игру одну из ладей.

Игорь Сухин - старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ, кандидат в мастера по шахматам, автор более 60 книг.

Как привить ребенку интерес к шахматам

Вопрос от дедушки: Я сам люблю играть в шахматы. Хотелось бы, чтобы и мой шестилетний внук увлекся этой игрой и мы с ним сражались бы на поле битвы за шахматной доской. Как это сделать?

Ответ психолога: Замечательно, что дедушка хочет привлечь своего маленького внука к такой сложной игре, как шахматы. Кроме развития усидчивости, внимательности, умения управлять собственными эмоциями, шахматы развивают интеллект ребенка. Хочется думать, что дедушка заинтересован не только в приятном времяпровождении с внуком долгими зимними вечерами, но и думает о его развитии.

Правда, заинтересовать маленького ребенка в сложной интеллектуальной игре непросто, поэтому, дедушка, наберитесь терпения и пройдите несколько шагов, которые помогут вам решить вашу проблему.

Шаг 1: Заинтересовать ребенка игрой как таковой. Ваша цель – сделать так, чтобы внук захотел САМ играть вместе с вами. Для этого вам надо создать ситуацию, отвечающую потребностям дошкольника. Что нравится маленьким детям? Красочность, необычность, суета, веселая атмосфера игры. Соберите вместе ваших друзей-дедушек и устройте в присутствии внука шахматный турнир. Пусть ваши друзья подыграют вам и создадут необходимую атмосферу веселой суеты при игре в шахматы, чтобы ребенок захотел сам поучаствовать в ней.

Шаг 2: А теперь предложите малышу поиграть с вами, но подберите для него пока игру, доступную для его мышления, чтобы правила были им осознаны и приняты. Это могут быть шашки, пазлы, детское лото или детское домино. Играя в эти доступные игры, опять создайте атмосферу радости, привлеките для этого других детей или взрослых, чтобы они добавили шуток и приколов. Вы достигаете следующей цели – интеллектуальная игра увлечет ребенка тем, что играя в нее, он не будет привычно прыгать и бегать, а будет сидеть и думать – это пока новое для него и оно должно быть принято им.

Шаг 3: Организуйте правильный процесс игры, опираясь на природные потребности ребенка этого возраста в соревовании. Пусть будут особые правила, пусть будет борьба, победители и проигравшие. Победитель обязательно ваш внук, надо сделать так, чтобы он побеждал почаще и его все радостно поздравляли с победой. Проигравший – дедушка, надо сделать так, чтобы внук наблюдал ваше сожаление, огорчение, и чтобы был кто-то, кто бы посоветовал внуку пожалеть и поддержать проигравшего деда. Ваша цель – смотивировать ребенка на повторение ситуации эйфории при победе после напряженной интеллектуальной игры, чтобы он захотел это повторить еще и еще несколько раз.

Шаг 4: Теперь надо выработать у внука новый интерес, не только к эмоциональной составляющей игры, а еще и к потребности интеллектуального напряжения и мыслительной деятельности. Вот тот самый момент, когда вы можете легкие шашки заменить шахматами и объяснить внуку правили игры. Научите мальчика всему, что знаете сами, но так, чтобы он мог анализировать шахматные ходы во внутреннем плане действий (в уме), а похвалу давать за его понятливость и умение сосредотачиваться на анализе ходов. Теперь ваша цель – научить внука мыслить над каждым новым ходом шахматной фигуры, и своей, и чужой.

Шаг 5: Создайте ситуацию интриги, пусть ваш внук проиграет, но проиграет сильному сопернику – своему умному деду. Добавьте поддержку стороннего наблюдателя, который подзадорит малыша «А тебе слабо выиграть у деда в следующей игре?» Сделайте так, чтобы отложить игру на время, чтобы процесс ожидания своего реванша подстегнул мальчика на повторение игры. Пока ждете – проанализируйте с ним, какие ошибки он совершил при игре с вами, т.е. вы достигаете вашей новой цели – учите анализироть ребенка свои ошибки. Дополнительно – научите его проигрывать социально приемлемым способом…

Шаг 6: А теперь превратите шахматную игру в ритуал. Пусть будут особые правила, например, точное время игры, тишина или наоборот веселая публика и болельщики, добавьте еду и напитки, придумайте призы для победителей… и конечно, по вечерам сидя на диване, рассматривайте с внуком новые композиции и анализируйет его и ваши ходы, но это вне игры, потому что ваша цель – полностью погрузить ребенка в игру на уровне профессионала.

Шаг 7: Со временем вы начнете играть с внуком уже на равных, теперь и победа и поражения будут настоящие, но к этому моменту вы уже заинтересуете внука, выработаете у него потребность в игре, научите его думать, переживать радость победы, правильно вести себя при поражении, и ваша главная цель будет достигнута – внук сидит с вами за шахматной доской и одновременно развивает высокий интеллект!

................................................................................................................................................................

Скажите, если есть, что сказать! Спросите, если есть, что спросить! Мы обязательно ответим!

Более двух тысячелетий назад человечество изобрело игру в шахматы. В Средневековье умение играть относилось к достоинствам рыцарей наравне с навыками охотиться и фехтовать. Современная жизнь такова, что на первое место ставится идея развития личности, воспитание важнейших качеств в ребёнке. Эти задачи можно решить с помощью игры в шахматы.

Как ни странно, эта модельная игра способна воспитать в ребёнке характер, волю к победе и демократичность. Преимущество шахмат в том, что в них могут играть как полностью здоровые, так и люди с ограниченными возможностями. Ввиду этих факторов вопрос «Как научить ребёнка играть в шахматы?» становится все актуальнее с каждым днём.

С чего начать?

Обучение игре в шахматы необходимо начать с привития ребёнку интереса. От того, насколько успешно получится это сделать, зависит весь дальнейший процесс. Всем известно, что дети любят сказки, и обучение игре также нужно превратить в волшебную историю. Для начала нужно рассказать ребёнку, что есть король со своим войском, и вместе они защищают свою землю от нападения неприятеля. Необходимо заинтересовать ребёнка, а с помощью сказки это получится лучше всего.

После этого можно рассказать о том, что мир шахмат является волшебным, поэтому он располагается на специальной доске. Она расчерчена в виде чёрно-белых клеток, которые следуют друг за другом. Затем постепенно объяснять, сколько клеточек на доске, для чего они нужны, их расположение и т. д.

Для лучшего эффекта можно приобрести одну из книг по шахматной тематике и по ней заниматься с ребёнком. Нужно помнить, что нельзя перетруждать ребёнка, потому что в таком случае игра ему быстро надоест. В день занятиям шахматами (начальный этап) следует уделять не более получаса. Научить ребёнка играть в шахматы с нуля можно, но для этого необходимо его заинтересовать.

Изучение наименований шахматных фигур

После того как ребёнок понял принцип игровой доски, необходимо переходить на следующий этап обучения. Фигуры в шахматах уникальны, и каждая из них имеет определённые возможности для хода. Но прежде чем в этом разобраться, необходимо изучить названия фигур и их расположение на доске. Этот этап очень важен, здесь не нужно спешить. Каждую шахматную фигуру нужно проговаривать вслух несколько раз и ставить на доску.

Когда ребёнок выучит название фигур и их расположение, можно двигаться дальше. Следующим этапом станет изучение правил хода каждой фигуры.

Правила хода шахматных фигур. Пешка

Здесь нужно уделить особое внимание, так как ходы фигур - важнейшая стадия в ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы. Многие известные шахматисты до сих пор спорят о том, с какой фигуры нужно начинать обучение: с пешки или короля. На основании практического опыта было выяснено, что с пешки начинать процесс эффективнее.

Ход пешки - один из самых простых, но эта фигура считается одной из самых сложных. Для начала необходимо поставить одну пешку на доску и показать ребёнку, как она может ходить. Нельзя забывать о том, что пешка, кроме хода на одну клетку вперёд, может пройти и две клетки при определённых обстоятельствах (первый ход). Далее нужно рассказать, что пешка может бить только наискосок, а также о волшебном её превращении. Если пешка дойдёт до конца доски, она перевоплотится в любую другую фигуру (кроме короля). Преподаватели по шахматам рекомендуют обучать детей с помощью стишков.

После того как ребёнок начал уверенно играть одной пешкой, потихоньку нужно добавлять две, три и т. д. В итоге получится восемь пешек, а для детей это большая армия, с помощью которой можно захватить вражеское королевство. Нужно научить ребёнка быть внимательнее во время игры и не отвлекаться на сбитые пешки противника. Только после того, как ребёнок научился уверенно играть всеми пешками, можно переходить к другим фигурам.

Правила хода остальных фигур

Фигуры в шахматах разнообразны, и изучать ходы каждой из них следует в определённой последовательности. Чтобы получить наибольший эффект при ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, нужно использовать следующий порядок: ладья, слон, ферзь, конь. Здесь имеет место принцип «от лёгкого к сложному». Ход ладьи объяснить ребёнку довольно просто, дети лучше понимают прямые ходы. Самая сложная фигура - конь.

Здесь не обойтись без учебных пособий и рекомендаций опытных педагогов. Шахматная секция будет отличным выбором для родителей, если самостоятельно не получится обучить этому ребёнка. Далее следует перейти к королю и сразу объяснить, что это самая важная и главная фигура. Его нельзя сбить, а только взять в плен. Ход короля несложен, и дети быстро его запоминают. В этом моменте следует рассказать о том, что король не может ходить под бой и не может бить фигуру, которая защищена.

Что такое шах и мат?

После того как ребёнок запомнил названия и ходы шахматных фигур, обучение игре в шахматы выходит на новый уровень. Здесь необходимо объяснить ребёнку, что эти понятия являются очень важными, и рассказать их значение. Нужно научить спасаться от шаха различными способами, а также обучить ставить мат - конечный результат партии.

После этого ребёнок постепенно начинает понимать смысл мата и будет пытаться его поставить. Обычно первый мат ребёнка ставится двумя ладьями. Когда ребёнок уже вник в суть игры, можно узнать у него, какие самые сильные фигуры на и почему. Этот ход даст нужный эффект, так как малыш осознанно будет говорить об этом, зная о плюсах и минусах каждой фигуры.

Рокировка

Заключительной стадией ответа на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, станет объяснение принципа рокировки. Она представляет собой двойной ход, который возможно сделать только один раз за игру. Этот ход вызывает у детей определённые сложности, так как его можно выполнить только при определённых условиях.

Необходимо объяснить, что в рокировке участвуют только две фигуры - король и ладья. Цель двойного хода - обезопасить главную шахматную фигуру. Очень важно правильное выполнение рокировки. При ней король может пойти один раз через одну клеточку, тем самым огородив себя от нападения соперника.

Моральная составляющая обучения

Как ни странно, в процессе обучения поведенческие факторы как учителя, так и ученика очень важны. Можно прививать детям любовь к шахматам разными способами. Например, сочинять про них стихи, сказки, лепить фигуры. В процессе игры и веселья дети лучше воспринимают информацию и проявляют наибольший интерес.

В процессе обучения игре за доской нельзя забывать о физических перерывах. В час хотя бы десять минут необходимо давать ребёнку, чтобы он немного отвлёкся и переварил информацию. Нужно научить ребёнка не кричать, не ссориться, а более спокойно относиться к игре. Шахматы - медленная игра, где каждый ход необходимо тщательно обдумывать.

Обобщая всё вышесказанное, можно выделить несколько условий, которые помогут объяснить, как играть в шахматы. Правила для детей:

  • уделять на обучение в день не более получаса;
  • учить ребёнка усидчивости и уважению к сопернику;
  • объяснить, что нельзя кричать, ссориться, ругаться из-за игры;
  • проводить обучение с помощью сказок и стишков.

Доброго дня, дорогие родители. Мы с вами частенько для наших деток выискиваем всякие игры, которые могли бы не только скоротать скучный вечер дома, но и принести пользу для их развития. Год назад мы активно обсуждали для развития детского ума (и не только, взрослого кстати тоже!). Все единогласно проголосовали, что это отличный тренер внимания, концентрации и логики.

Слышала «звон», что скоро в школьную программу введут в обязательном порядке шахматные курсы и решила «подстелить солому». Не каждый готов записываться в шахматные кружки, где с нуля разложат всё по полочкам – времени зачастую не хватает. Потому попробую вам сегодня рассказать, как научить ребёнка играть в шахматы и быстро вовлечь его в сказочный чёрно-белый мир пешек, ферзей, слонов, королей и королев, не выходя из дома.

План урока:

Когда уже можно и как это лучше?

Логично, что каждый родитель сразу спросит: а не рановато ли? Мастера шахматного дела отвечают на такие вопросы просто: хотите вырастить гроссмейстера, тогда стартуйте как можно раньше. Великие чемпионы познакомились с шахматной доской в свои 4-5 лет.

Согласна, что не каждому уготовано быть профи. Однако, как мы уже «проходили» раньше, польза шахмат для школьника неоценима, потому желающие просто вырастить гармоничную сильную личность с развитым мышлением могут начинать при подготовке к школе, на последних ступенях детсадовского образования.

Отмечу, что в больших городах будущих чемпионов принимают обычно с трёх-четырёх лет, редко где вы найдёте шахматную секцию, в которой учат двухлеток, хотя и таких вундеркиндов, бывает, берут.

Занимаются там дети 1-2 раза в неделю по 40-50 минут и чаще в группах, до 10-ти человек. Учитывая многолетний опыт родителей, вычитала советы, что прежде чем отдавать малыша в секцию, стоит его основам обучить в домашних условиях. Так как шахматные клубы разновозрастны, там на маленьких внимания мало обращают, ибо хлопотно это. Им подавай турниры и результаты.

Что понадобится для начала?

Если вы – активный шахматный игрок, тогда Ваше терпение и умение объяснять.

Если вы когда-то передвигали фигуры по клеткам, то вдобавок к терпению и педагогике придётся вспомнить былое, прикупив либо скачав учебник дабы не попутать, кого куда поставить и кто куда может идти.

Более получаса напрягать детский мозг шахматным уроком не рекомендуется. Более того, увидели, что игра наскучила – сразу откладывайте доску до «лучших времён».

Все практики советуют стартовать с азов – расставления фигур, начиная при этом с малозначимых пешек. Да и первая партия иногда играется только пешками. Все остальные «участники военных действий с погонами» подключаются позже, желательно по одному в один последующий урок.

Ну что ж, попробуем?

Избегаем типичных ошибок

Сразу скажу откровенно. Ни я, ни мои дети в шахматы играть не умеем. Потому учёба в этой статье не станет переписью чьего-то опыта, а будет добыта «потом и кровью» на своём личном. Поставила перед собой задачу научиться самой и научить своих младших детей стать ну хоть малюсеньким, но гроссмейстером «местного разлива».

Достала чёрно-белое деревянное полотно и стала искать, как разместить фигуры.

Но нашла совсем не это. Сразу вычитала на страничках интернета часто встречающуюся в этом деле ошибку, которую допускают родители. Оказывается, тех, кто берёт разлинованную квадратиками доску, ставит фигурки и садит перед собой ребёнка, сухо начиная объяснять правила игры, сразу поздравляют опытные мастера.

С чем поздравляют? Да с тем, что такие родители — это те 95% случаев обучения в домашних условиях, при котором насовсем пропадают будущие гроссмейстеры.

Доки своего дела, умеющие правильно и интересно преподнести игру, уверены: даже если вам удастся объяснить, как ходит пешка и почему нужно защищать короля с королевой, спустя небольшое количество времени шахматная доска благополучно ляжет пылиться в какой-нибудь дальний угол детской комнаты.

«Ну, не хочет и не хочет. Что поделать!» — скажете вы, и станете наблюдать, как ребёнок торчит перед вечерами телевизором или пропадает . А шанс вовлечь школьника в интереснейшую игру был настолько близок, что вы даже не предполагаете! Теперь-то я об этом знаю. Но не будем забегать «в конец книги» с развязкой. Девушка я настойчивая, потому дело это на первом промахе не бросила, стала искать, как надо, чтобы получилось.

Куда пойти учиться?

Потыркалась — помыркалась. Признаюсь, сухими инструкциями о правилах игры я не вдохновилась, а делать из моих детей подопытных кроликов не стала, так как усвоила первоначальный курс про ошибки. Есть, конечно, советы педагогов, как это сделать по шагам, в виде сказок и приключений, со стихами-прибаутками, но надо быть прирождённой актрисой, чтобы воплотить всё это в жизнь.

А ещё когда сама-то не умеешь да со временем свободным беда! Решила пойти другим путём и поручить эту ювелирную работу мастерам.

Свободного времени в нашей семье особо не имеется, чтобы впихнуть шахматную секцию в плотный детский график. На семейном совете было принято решение выделять имеющиеся пустые вечера не под социальные сети, а под видеокурсы.

Призывов на многочисленных сайтах прийти поучиться – «поле непаханое». Но раз уж пообещала, «беру в руки лопату», иду копать. Чтобы найти для себя и своих детей более подходящий видеокурс, перелопатила немало. Сразу отмечу, что в мой заветный список потенциальных учителей попали те, у которых методика особенная и выстроена с учётом детской психологии, что немаловажно в таком кропотном деле, как шахматы.

На глаза попался курс «молодого бойца» Александра Борисова, который во всемирной паутине с завидной гордостью хвастается достижениями сына своего 4-х летнего сына Жорика.

Второй юношеский, 8 крупных турниров. Аж завидно стало. Из песочницы да прямо в шахматисты. Вот бы нам так! Ну что ж, уважаемый педагог, давайте знакомиться!

Правда ли, что это возможно или опять интернет-обман?

Будучи активным посетителем разных сайтов, с недоверием отношусь ко всяким обещаниям. Зарубила «на носу»: прежде чем советовать кому-то что-то, приходится проверять «на собственной шкуре». А то ведь за совет и спросить могут!

Итак, на что обратила внимание в видеокурсе маленького Жорика .


Слушайте, а ведь и вправду интересно. И не надо быть знатоком, всё с нуля, как раз для моей семьи. В общем, другого более подходящего и стоящего для себя до сих пор не нашла. Учебник закинула, пошла в живое общение, пока действует у них скидка.

Давайте уже, присоединяйтесь , хватит торчать перед телевизором. Будем «резаться» в он-лайне и вырастим достойных соперников маленькому Жорику! А самое главное – почувствуем себя сильными личностями с логическим и пространственным мышлением!

Всем успехов!