Как избавиться от страсти. Как успокоить ум, когда преобладает страсть

К добру мостись, а от худого отпыхивайся.
Русская пословица.

Весь христианский подвиг в том состоит, чтобы вначале пресекать злые помыслы, которые восстают против веры святой и Божиего закона и хотят благочестивое сердце извратить, и не попускать им возрастать и усиливаться.

Познавший бедственное состояние души своей не должен медлить, а скорее от злого обычая отстать, ибо чем более будешь медлить в страстном обычае, тем более он усилится, и труднее от него отстать; также как чем более продолжается болезнь телесная, тем сложнее ее бывает вылечить.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись. Только не одними своими силами, а с Божией помощью, однако, особенное внимание обрати на главную страсть, которая больше тебя борет.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Когда душа испытывается в великих испытаниях и разнообразных бедствиях и принимает помощь благодати, стойко претерпевая в надежде на Господа, всякий вид зла в ней понемногу убывает, и тяжкое бремя сопутствующего ей греха сбрасывается...
Преподобный Макарий Великий (IV век).

Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страсти порабощает страсти увлекающегося ею.

Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, становится слабее и слабее.

Если в продолжение борьбы случится тебе, по какому-либо неожиданному обстоятельству, быть побежденным, не мутись, не впади в безнадежие - снова начинай борьбу…

Милостивый и всемогущий Господь принимает всякого приходящего к Нему, простирает десницу для поддержания немощи нашей. И потому хотя бы ты был весь в злых навыках, как в тяжких цепях, не отчаивайся в получении свободы. Вступи в невидимую брань, сражайся мужественно и постоянно, с великодушием переноси свои побеждения. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтоб мы познали опытом, как мы слабы в нашем одиночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно произволяющих узреть в себе грех побежденным.

В духовном подвиге должно преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собой. Отрекшийся от телесных наслаждений, от человеческой славы, от любостяжания, от рассеянной жизни не будет предаваться гневу и печали, не обуяет его ни гордость, ни зависть; беспрепятственно будет он шествовать по пути заповедей Божиих к спасению, к обширному Богопознанию, доступному для одних чистых сердцем.

Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Страсти подобны собачонкам, которые привыкли быть на мясных рынках и убегают от одного голоса, а если не обратят на них внимания, поступают как самые большие львы. Уничтожай малую похоть, чтобы не питать в себе мысли о силе разжжения ее; потому что временно терпение в малом удаляет опасность в великом. Невозможно преодолеть великого, если не препобедишь маловажного.

Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Условие неложное - не жалеть себя. Не жалеть себя - не значит горы на себя наваливать, а ту же жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.
Позвольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтобы весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения и все - Господа ради, перед лицом Его, во славу Его.
Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть при всяком слове, взгляде, движении, при всякой мелочи.
Отличительная черта их - не допускать самоугодия и во всем идти наперекор себе (начинаешь ли сердиться или осуждать ближнего, или засматриваться на женщину, или есть лишнее - сейчас же нужно запретить себе).

Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: с каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.
Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на них. Сие серчание есть решительное отвержение страстного.

Серчание, осуждение, неснисходительность, взыскательность… всё это, конечно, не добродетели и умаляют общую добростность вашего нрава. Потому подлежат исключению из списка ваших качеств. Как это сделать? Ищите и обрящете, просите и дастся вам (Лк. 11, 9). Первое: не давать ходу сим движениям, а как покажутся, так их посекать и подавлять, чтобы, где зародились, там и оставались, не выходя наружу. Второе: после всякого обнаружения сих движений кайтесь пред Господом и очищайте сердце. Третье: всякий такой случай обсуждайте и выводите для себя урок, как бы в следующий подобный раз избегать серчания.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Три силы сатаны предшествуют всем грехам: первая - забвение, вторая - нерадение, третья - греховное вожделение… Если ум столько будет трезвен, что воспротивится забвению, то он не впадет в нерадение; если не вознерадит, то не подчинится вожделению; если не подчинится вожделению, то никогда не падет, вспомоществуемый благодатью Христовой.
Неизвестный старец, из "Отечника".

Кто помышляет о близости смерти, тот легко укрощает страсти. Кто же надеется долго жить, тот опутывается многими грехами.

Старайся помнить, что Бог взирает на тебя и что открыто пред Ним то, о чем ты размышляешь в тайне сердца. Скажи душе твоей: "ты остерегаешься подобных тебе грешников, чтобы они не увидали тебя в то время, как ты совершаешь согрешение, тем более должно бояться и стыдиться Бога, Который видит сокровенные движения сердца". От такого размышления возбудится страх Божий в душе, и если поступишь под водительство страха Божия, то никакая страсть не будет насиловать тебя.
Преподобный Исаия (IV век).

Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступит по первому, сказанному нам правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде чем они укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них; потому что одно дело вырвать маленькую былинку, и другое — искоренить большое дерево.

Не возмущайся, не приходи в недоумение, когда увидишь в себе действие какой-либо страсти. Когда восстанет страсть, подвизайся против нее, старайся обуздать и искоренить ее смирением и молитвой.
Авва Дорофей (†620).

Более всего мы должны стараться очистить себя от тайных страстей. Мы должны знать, что враг наш диавол различными хитростями старается прельстить нас и посредством добрых дел повергнуть в бездну пороков.
Преподобный Антоний Великий (251-355).

Когда борет тебя страсть чревоугодия, то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует. И в отношении сребролюбия поступай подобным же образом: пока беспокоит тебя брань, отнюдь не приобретай ничего лишнего, даже до рубашки и глиняного сосуда, и в самых малых вещах подвизайся (против сребролюбия). Когда же, при помощи Божией, победишь сию брань, то приобрети, по Богу, нужное тебе. И при других страстях поступай таким же образом.
Преподобный Иоанн Пророк (VI в.).

Никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся.
Прп. Никодим Святогорец (1749-1809) и свт. Макарий Коринфский (1731-1805).

Самое надежнейшее средство искоренить гнездящуюся в нашем сердце стихию дьявола есть животворящие Тайны, которые, быв приняты с верою, боголепно действуют на сердце, гнездилище темной силы, «попаляя греховное вещество, и сжигая страстей терние» (песнь 5-я канона ко Святому Причащению - сост.).

Когда увлекает тебя страсть вражды к брату, представь, как любит нас Бог; когда гордость - представь, как Господь нас ради обнища богат Сый (2 Кор. 8, 9), и как он был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29); когда скупость - представь яснее, как щедр к тебе Господь, как рука Его никогда не сокращается на дары тебе…

Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас - ты люби их; ругающих благословляй, и взимающих твоё не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться - плач; когда находит уныние - старайся развеселиться; когда зависть - радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность - немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу...
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Если тебя палит огнь похоти плотской, противопоставь ему огнь геенский, - и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет. Хочешь ли сказать что-нибудь гнусное, помысли о том скрежете зубов, и страх обуздает язык твой. Желаешь ли сделать какое похищение, послушай, что Судия повелевает и говорит: свяжите ему руце и нозе, и вверзите его во тму кромешную (Мф. 22, 13); и таким образом изгонишь и сию страсть.
Если ты предан пьянству и ведешь жизнь невоздержную, то послушай, что говорил богач: поcли Лазаря да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду в пламени сем; и не получил помощи (Лк. 16, 24, 25). Часто приводя это на память, ты отстанешь от страсти невоздержания. Если ты любишь увеселения, рассуждай о тесноте и скорбях, имеющих быть там; после этого ты и думать не станешь об увеселениях. Если ты жесток и немилосерден: то почаще припоминай тех дев, которые за то, что погасли их светильники, не были допущены в чертог Жениха, - и ты скоро сделаешься человеколюбивым. Нерадив ты и беспечен? размышляй о судьбе скрывшего талант свой, - и ты сделаешься быстрее огня. Тебя снедает страсть, как бы завладеть достоянием ближнего твоего? Воображай непрестанно тот не умирающий червь, - и легко освободишься и от этой болезни, и все прочие слабости свои исправишь. Бог Ничего не заповедал нам трудного и тяжелого. От чего же кажутся нам тяжкими заповеди Его? - От нашего расслабления. Ибо как самое трудное при нашем старании и ревности делается легким и удобоисполнимым: так и легкое от нашей лени делается тяжким. Рассуждая о всем этом, мы должны смотреть не на то, как одни предаются роскоши и невоздержанию; а на то, каков конец их будет. Но конец их в здешней жизни - гной и утучнение плоти; а в будущей - червь и огнь. Равно должно смотреть не на то, как другие похищают, а на конец их жизни; а их и в этой жизни снедает беспокойство, страх, мучение совести, а в будущей ожидают неразрешимые узы.
Святитель Иоанн Златоуст (†407).

Подобно есть Царствие Небесное семени, еже человек всевает в землю, и семя прозябает и растет, якоже не весть он. Между снятием и жатвой бывает не только дождь, и ветер, и холод, и жар, но и зима. Да сеет человек доброе семя в душе, да поливает, да хранит посеянное и да ожидает милости от Бога, Который един возращает.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских немощей) и считай себя достойной скорбей. Такая жизнь успокоит тебя.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Надо терпеливо понуждать себя на всякую добродетель ради Господа, трезвенно следить за всеми своими чувствами, мыслями, делами, надо призывать на помощь Господа Бога, надо прийти в смирение и сознать, что своими делами без Божественной помощи человек ничего не успеет.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Войдите в мысли свои, сколько оных в уме, или в душе вашей пребывает ежеминутно! Для того и должно ежеминутно каяться и говорить: «Господи, согрешила, прости; Господи, даждь ми исправление; Господи, даждь ми мысль благу». Ежели будете примечать свои мысли, воображения, и истреблять худые и стараться насаждать добрые, духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою.
Архимандрит Феофан Новозерский (XVIII-XIX вв.).

Что умножает в нас духовную силу? — преодоленное искушение.
Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).

Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь.

Те люди, которые были невнимательными и в мирской жизни приобрели дурные привычки, пусть после своего обращения безропотно терпят брань от врага, не возделывая, однако, злых похотей. Если они станут таким образом подвизаться, то очистятся и достигнут состояния людей целомудренных.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Иногда случается так, что страсть буквально пожирает человека изнутри. Возникает вопрос: ? Как избавиться от страсти , если, все мысли только о НЕМ? А ведь страсть часто загоняет в ловушку зависимости от человека. Что же делать?

Поставить «диагноз»

На самом деле, страсть это не любовь, а ее заменитель. Она возникает обычно в самом начале знакомства и длится не очень долго. У одних это — несколько дней, у других – до трех лет. Более трех лет страсть, как правило, не длится. Характеризуется это состояние страсти тем, что человек, охваченный ею, испытывает состояние эйфории. Он буквально опьянен сильными эмоциями и не способен контролировать себя.

Как «опознать» страсть?

Обычно страсть сопровождается сильными перепадами настроения: то ты с восторгом думаешь, как сильно любишь его и жить без него не можешь, то ты думаешь о том, что вот он не звонит, и в панике решаешь, что если он не позвонит, то твоя жизнь кончена. Объект своей страсти ты идеализируешь, он для тебя – тот самый, единственный, неповторимый и т.д. Как только ты его видишь, сердце начинает биться учащенно, руки начинают трястись, ты не знаешь, что делать. Тебя буквально лихорадит. Все твои мысли о нем. Уж в этот-то момент не думаешь, как избавиться от этого! Ты думаешь, как (и что) надо сделать, чтобы быть рядом с ним вечно!

Осложнения

Во-первых, ты видишь своего избранника через розовые очки. Ты буквально идеализируешь его. Все недостатки тебе кажутся милыми и неважными. Все достоинства – увеличены чуть-ли не в десятки раз. У тебя буквально голова кружится, и дух захватывает от того, какой он необыкновенный. Во-вторых, от страсти избавиться самостоятельно практически невозможно. В-третьих, от чужой помощи ты отказываешься, она у тебя вызывает, как правило, агрессию.

Что и как делать, чтобы от страсти избавиться?

Если у тебя дошло дело до поиска ответа на вопрос «Как избавиться от страсти», то это значит, что ты уже «опознала», что этот нездоровая любовь. И либо – вся твоя любовь — страсть безответна, либо, ваши отношения причиняют тебе много боли.

Если у тебя первый вариант, то все просто: тебе необходимо набраться терпения, поменьше видеться с объектом твоей страсти, и страсть сама по себе сойдет на нет и исчезнет из твоей жизни.

Если у тебя второй вариант, и вы все-таки встречаетесь, то здесь все будет гораздо сложнее. Обычно в нормально развивающихся отношениях, страсть плавно сама по себе трансформируется в любовь. Но это при условии, что оба партнера хорошо относятся друг к другу, и равноценно берут-отдают в этих отношениях. Если же ты в ваших отношениях только отдаешь всю себя без остатка, не получая ничего взамен, то собственная страсть начинает тебя очень сильно ранить холодностью партнера. Это значит, что условий для развития любви создано не было, и она на смену страсти не пришла. В такой ситуации надо менять сам вектор отношений.

Упражнения

Составь список того, что ты даешь своему партнеру в отношениях, и что берешь. Это будет отправной точкой для работы по их улучшению и поможет тебе избавиться от страсти. Запиши все в две колонки. Например, ты отдаешь все свое свободное время (вместо подруг, своего хобби, поездок к родителям и т.д. ты все свое время проводишь с ним); помощь в решении юридических вопросов по его бизнесу, т.к. ты юрист; помогаешь ему найти новых партнеров по бизнесу, т.к. у тебя множество знакомых, которые ему интересны с этой точки зрения и т.д.

Что ты берешь: он дарит тебе подарки, проводит все свое свободное время с тобой; ездишь с ним в путешествия далекие и не очень. Если получилось так, как я описала, то все в порядке – отношения развиваются так, как надо.

Но, скорее всего, тебе особо нечего вписать во вторую колонку, иначе ты не читала бы эту статью. Если это так, то любовь, а точнее страсть, односторонняя. Либо ты просто по своей природе не можешь брать, а лишь отдаешь. А мужчина никогда не будет (во всяком случае, по любви ) рядом с такой женщиной, которой ему нечего дать.

Поэтому, если еще не поздно, и ваши отношения не длятся слишком долго, учись брать! Список у тебя есть, от чего оттолкнуться – ты теперь знаешь. Следующие шаги, которые тебе следует сделать, чтобы избавиться от страсти и перевести страстные отношения в любовь, я размещу чуть позже в рубрике «Упражнения». Следи за публикациями на моем сайте с помощью подписки на новости.

Если ты хочешь получать новости и свежие статьи, подписывайся на мою рассылку.

Сексуальное влечение к другому человеку может стать роковым.

Еще вчера вы были счастливы в браке: рядом любимый муж, дети бегают, словом, семья - полная чаша. А сегодня вы уже на стену готовы лезть от хлынувших на вас эмоций, ведь теперь голова полна дум только о мужчине, которого вы случайно встретились . В чем причина такой дикой страсти, которая способна разрушить все, что годами строилось, а главное, как избавиться от влечения к человеку, если понимаешь, что ничего хорошего оно не принесет?

Ищите в нем недостатки

Любовная магия способна затмить разумные доводы. Тем не менее, сделайте над собой усилие и посмотрите на объект своей страсти внимательно. Возможно, совсем рядом вы сходите с ума, но на расстоянии вы сможете трезво мыслить.

Рассмотрите его внешность, обратите внимание на то, как он общается с женщинами. Наверное, он со всеми так мил, как и с вами. Если ему уже далеко за тридцать, а он до сих пор не женат, значит, это прожженный ловелас, привыкший к повышенному вниманию прекрасного пола. Вы оказались слишком легкой добычей.

Если он вас добивается

Попросите вас не преследовать. Для этого не надо оставаться с ним наедине, он может повернуть разговор так, что вы упадете в объятья. Если у вас есть его контактные данные - позвоните или напишите. Скажите, что от мужа секретов у вас нет, а потому он будет не в восторге от известия, что у жены появился ухажер. Не допускайте никаких откровений и не давайте надежду. Вы должны разговаривать с ним так, будто это происходит при муже.

Обновите отношения с любимым человеком

Если вас вдруг потянуло на сторону, значит, в ваших отношениях не все так безоблачно, как казалось раньше. Вам может не хватать романтики мужского внимания, восхищения вами. Неважно, насколько это серьезно, главное, что червячок сомнений уже гложет вас, и вы готовы сделать опрометчивый шаг. Верните благодарность за все в вашей жизни, за чудесного человека, который рядом с вами. Поделитесь с ним своими переживаниями. Конечно, про влечение рассказывать вовсе не нужно, просто поговорите о том, чего не хватает.

А если вы чувствуете сильное снижение остроты и новизны отношений , съездите с мужем в отпуск, только не с целью поваляться на пляже, а изучить какой-нибудь город или даже страну. В процессе вы будете активно общаться друг с другом, и опасные мысли о другом человеке пропадут.

писал:

«Страстей много есть в нас, но главных три: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие; а от сих еще пять, о коих подробно пишут святые Кассиан и и как оным противиться. Еще у святого Исаака много писано о страстях и у прочих отцов».

Плотские, борющиеся и совершенные

По отношению к борьбе со страстями преподобный Варсонофий разделял людей на три категории:

«Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные. Люди плотские - это те, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: “Убей такого-то: он тебе много сделал зла”, - и человек всё это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены. Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем” (Лк. 23: 42), - то был помилован.

Люди второй категории - это борющиеся со своими страстями. Их борют всякие страсти: гнев, и блуд, и злоба - но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь: так бы, кажется, разорвал своего противника на части - но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь, а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому - такой борется со страстью. И так во всём. Борющиеся будут спасены. Господь не попустит таким погибнуть…

Наконец, люди совершенные - это те, которые владычествуют над страстями. У них есть страсти, но они вполне покорили их под свою власть. Эти люди особенные, а нам, грешным, хорошо, если мы будем находиться и среди борющихся со страстями, и за это, слава Господу, не потеряем тогда надежды на спасение».

Как преодолевать свои страсти

На вопрос о том, как преодолевать свои страсти, отвечал, что человек сам не в силах победить их, это действие силы Божией:

«Страсти победить сам собою человек не может. Это дело Десницы Вышнего, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать старание достигнуть в страну бесстрастия».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) для облегчения борьбы со страстями советовал следующее:

«Надо облегчать брань, поменьше есть и спать, не зазирать других, не забывать Бога и иметь память смерти, и главное - смиряться: без сего брань со страстями тяжела. А спастись кающемуся грешнику всегда можно за неизреченное милосердие Божие».

Преподобный Макарий напоминал о важной роли духовного наставника и послушания:

«Да поможет вам Господь обрести наставника непрелестного и чрез послушание освободиться от страстей».

Преподобный советовал изучать труды святых отцов:

«Читайте учение святых отцев подвижников: святого Иоанна Лествичника, святого аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита и прочее…»

Спасение в самоукорении и смирении

Но одного чтения недостаточно. Преподобный Макарий подчеркивал, что для борьбы со страстями нужна духовная практика, нужно бороться со страстями на деле, искать спасения в самоукорении и смирении:

«Помни же, что от одного чтения и понятия о вещах духовных не можем иметь об них понятия духовного, когда сами не пройдем их практикою».

«Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. “Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50: 19)».

Старец учил:

«Против каждой страсти надобно бороться и противопоставлять ей добродетель. Против гордости - смирение, против чревообъядения - воздержание, против зависти и злопомнения - любовь; но когда этого нет, то поне (по крайней мере) будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога».

Преподобный Варсонофий отвечал на вопрос, как укорять себя:

«Как укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении».

Кроме того, старец Варсонофий объяснял, что бывает и незаконное самоукорение, когда мы не хотим сделать над собой усилия в борьбе со страстями:

«Укоряйте себя. Укорить себя нетрудно, а некоторые и этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорить себя не трудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями… то такое самоукорение незаконное, оно не принесет пользы.

Если мы укоряем себя, впадая невольно в согрешения, то такое самоукорение законно. В борьбе со страстями, если и побеждаемся ими, но укоряем себя, каемся, смиряемся и продолжаем бороться, мы непрестанно идем вперед. Нам осталось одно: смирение».

Преподобный Иосиф также учил, что страсти врачуются только Божией благодатью, а благодать дается за покаяние и смирение:

«Страсти исцеляются не способами, а благодатию Божией, а благодать Божия дается за покаяние и за смирение наше. А это обман вражий, чтобы внушением истребить страсти. И это грешно. И от этого способа немудрено большой беды нажить вместо исцеления».

«Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники внезапно были побеждаемы и низвергаемы страстию. Но всегда между страхом и надеждою провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески».

Терпение необходимо

Преподобный Варсонофий советовал всегда быть настороже, потому что страсти хоть и замирают у благочестивых людей, но всё еще живы. Он приводил в пример слова одного блаженного:

«В городе Костроме жил некогда один блаженный, который часто спрашивал у одного благочестивого купца: “Ну что, живы ли ещё покойнички?” Некоторые смеялись над его словами, не понимая их значения, но человек духовный понимал, что под покойничками блаженный подразумевал страсти, которые замирают у людей благочестивых, но всё еще живы, и надо всегда быть настороже».

Преподобный писал:

«Страсть остается в человеке до самой смерти, и бесстрастие может быть только относительное… Чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем всё тише и тише действуют страсти: они как бы спят».

Нужно учиться бороться со страстями, но и терпеть себя немощного, не способного сразу стать бесстрастным. В желании мгновенно обрести бесстрастие кроется духовная гордость. Преподобный Никон писал духовному чаду:

«В терпении надо стяжевать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами - необходим крест».

Всякая страсть ослепляет человека

На вопрос, можно ли доверять своей совести в определении собственных страстей и погрешностей, преподобный Иларион отвечал так:

«На вопрос твой, может ли твоя совесть безошибочно показывать тебе твои погрешности, отвечу так: много доверять своей совести не должно, потому что она не очищена ещё, как надо».

Что же делать? Преподобный Макарий советовал:

«Так как всякая страсть ослепляет человека, то просить Господа, чтобы не попустил помрачиться зрению душевному от страстей».

Преподобный Иосиф писал:

«Слава Богу, что познаёшь свои недостатки. Это есть начало здравия души».

Вооружиться сначала против своей главной страсти

Преподобный Варсонофий учил, что враг обычно особенно напирает на какую-то одну страсть:

«Враг всегда особенно нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо он этим может разрушить свою работу: пожалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет ещё напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу».

Старец объяснял, что лучше всего начинать борьбу, вооружившись вначале против своей главной страсти:

«Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т.д.»

По совету старца, чтобы найти свою главную страсть, надо молиться:

«Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, - сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться».

Куда ни пойдем, туда и страсти свои понесем

Иногда люди мучаются от тоски, уныния, зависти, осуждения или других страстей и пытаются сменить обстановку, работу, место жительства, чтобы получить свободу от страсти. Таковым преподобный Макарий напоминал:

«Довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собою понесем».

Преподобный Никон предупреждал:

«Место не спасает. От себя никуда не уйдешь».

Особое нападение страстей

Преподобный Антоний предостерегал:

«Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу».

Сохранять сердце свое в спокойствии от смущения

Преподобный Антоний учил при наплыве страстей не смущаться, а спокойным духом покаяться, сохранить свое сердце в спокойствии от смущения как от неприязненного духа:

«Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: “Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь”. Не исполнили благого желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: “Господи, не вниди в суд с рабой Твоей”. Пришли дурные мысли, паки спокойным духом скажите: “Господи, избави меня от сих”. Осердились на кого или осудили за что, паки темже покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: ”Согреших, Господи! Прости меня, горделивую и нетерпеливую!”

Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: “Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога”. И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения как от неприязненного духа».

Страсти могут передаваться

Преподобный Варсонофий предупреждал о том, что страсти могут передаваться через предметы:

«Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как последние могут передаваться через предметы, так и первые.

Когда , ехал на Вселенский Собор, то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил:

Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина; капуста хорошая, свежая, хоть бы человеку есть, а лошадь не ест.

Оттого, - сказал святой, - что животное чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты, который происходит оттого, что наш хозяин заражен страстью скупости.

Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти».

Кто разумно служит больным - освобождается от страстей

Еще один совет преподобного Макария касается тех, кто служит больным:

«Касательно служения твоего больному брату, помни, что “боляй и служай едину мзду примут”; да и чувство сострадания заставит без смущения переносить всё скорбное. Авва Дорофей говорит, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней».

Почему страсти иногда не мучают духовных младенцев

Если страсти не мучают духовных младенцев, это не означает, что у них нет страстей. Иногда Господь хранит человека по его духовному младенчеству. Преподобный Макарий писал:

«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».

Преподобный Иосиф предостерегал от ложного мнения о своем бесстрастии:

«Бесстрастием не хвались и не мни его в себе. Оно снискивается долгими трудами и многими постами и молитвами и подается человеку благодатию Божией во время, Богу угодное. А нам с тобой очень полезно считать себя порабощенными всяким страстям и по этой причине глубже смиряться и на всякий час просить помощи Божией».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Любовь является прекрасным чувством, но бывают ситуации, когда она трансформируется и уже не приносит удовольствия. В таком случае говорят о том, что наблюдается любовная зависимость, которая может привести к плачевным последствиям, поэтому с ней нужно бороться.

Что такое любовная зависимость?

Когда человек не представляет своей жизни без объекта обожания, то такое состояние называют любовной зависимостью. Испытывая огромные чувства, он готов на любые жертвы ради своей половинки. Парадокс заключается в том, что в большинстве случаев люди не признают существование проблемы и воспринимают любые советы в штыки. Зависимость от любви вызывает у человека страдания, причем расстроиться он может даже по мелочам, которые для нормальных людей считаются нормальными.

Любовная зависимость в психологии

Эта проблема подробно изучается специалистами, и они описывают несколько форм любовной зависимости.

  1. Утрата собственной индивидуальности и желание сохранить привязанность благодаря замещению своей психологической территории партнером. Любовная зависимость – это стремление человека посвятить всю свою жизнь другому, поэтому он отказывается от друзей, целей, интересов и так далее. Для этой формы характерны мазохистские тенденции.
  2. Посягательство на личные границы, психологические территории и индивидуальность партнера. Наблюдается сверх-контроль и в пример можно привести чрезмерную ревность.
  3. Разрушение психологической территории человека с применением агрессии. Такая любовная зависимость может проявляться в садистских тенденциях. Происходит разрушение и полное подавление индивидуальности партнера.

Причины любовной зависимости

Согласно статистике больше подвластны зависимости женщины, поскольку они более эмоциональны и могут полностью растворяться в партнере. Зависимость от любовных отношений может быть спровоцирована такими причинами:

  1. Низкая самооценка . Человек, который считает себя недостойным, примеряет на себя роль жертвы, и он готов угождать своему кумиру во всем.
  2. Психологическая неполноценность . Такое встречается в паре, где люди становятся зависимыми друг от друга, поскольку находят выгодные для себя моменты в партнере. В результате они соединяются, как сиамские близнецы.
  3. Неопытность . Молодые люди, которые впервые влюбляются, поддаются сильному чувству, и оно в большинстве случае является ложным. Подчиняясь любовной зависимости, они просто не знают, что существует другой вид отношений.
  4. Трудное детство . Люди, которые от своих родителей не получали достаточного внимания, или перенесли душевную травму, входят в группу риска тех, кто может попасть в зависимость.
  5. Страх одиночества . Есть люди, которые готовы подчиняться и отдавать свою жизнь в жертву ради другого, лишь бы не остаться без возлюбленного.

Любовная зависимость – признаки

В большинстве случае люди, находящиеся в таких отношениях, не могут определить наличие проблемы, но окружающие выявить основные симптомы смогут без особых усилий.

  1. от любви заставляет меняться, и человек начинает копировать интересы и привычки своего возлюбленного. Кроме этого, он перестает общаться со своими друзьями и как бы ограждается от событий, происходящих вокруг.
  2. Зависимый испытывает не от своей любви, как это должно быть, а начинает жаловаться на жизнь, упрекая партнера в недостаточном внимании. Недовольство проявляется практически постоянно.
  3. Явным симптомом считается постепенно развивающая депрессия, даже, когда в жизни все хорошо накатывает тоска.
  4. Зависимый своими действиями и поступками разрушает отношения с семьей и друзьями, отдаляясь от них.
  5. Все разговоры сводятся к одному – объекту восхищения, причем все беседы имеют положительный окрас, то есть возлюбленный выставляется в лучшем свете.

Чем отличается любовь от зависимости?

Многие часто путают эти два понятия, поэтому стоит рассмотреть основные отличия.

  1. Когда присутствует нормальная любовь, то влюбленные в разлуке чувствуют себя нормально, а при зависимости они страдают.
  2. Выясняя, как отличить любовь от зависимости, стоит заметить, что в первом случае партнеры имеют внутреннюю свободу, а во втором – она отсутствует.
  3. Настоящая любовь окрыляет, дарит позитивные эмоции и помогает стать счастливее и сильнее, а зависимость действует разрушающе.
  4. Когда между людьми искренние чувства, то присутствует в паре равенство, поскольку влюбленные дают возможность развиваться друг другу. Когда присутствует любовная зависимость, то один из партнеров подавляет свои желания.

Чем заканчивается любовная зависимость?

Отношения, в которых человек подавляет себя, не могут привести к каким-то хорошим событиям, поскольку они причиняют боль и страдания, причем обоим партнерам. Сильная любовная зависимость приводит к тому, что индивид не ощущает себя полноценным без второй половинки, от теряет свою индивидуальность и интерес к жизни. Разрыв отношений может в итоге привести к трагическим последствиям, так есть много сообщений о том, что люди решались на суицид ради любви.


Как избавиться от любовной зависимости?

Когда человек осознает, что его отношения не являются нормальными, необходимо вовремя поставить точку и освободить себя от оков. Есть несколько способов, как преодолеть любовную зависимость, поэтому можно попробовать сразу несколько из них. Считается, что проблема является серьезной, поэтому без психологической помощи выбраться из нее практически нельзя.

Есть многочисленные психологические методы, которые оказывают помощь в таких ситуациях, например, психоанализ, гипнотический отрыв и другие. Специалисты дают советы, как побороть любовную зависимость к мужчине:

  1. Хорошим лекарством, которое подходит для многих, является хобби. Занятие, которое будет отвлекать, и дарить положительные эмоции, сделает жизнь разнообразнее и ярче.
  2. Справиться с душевными проблемами помогает работа. Успех на рабочем поприще, продвижение по карьерной лестнице, общение с разными людьми, все это хорошее лекарство при расставании.
  3. Избавление от любовной зависимости можно проводить с помощью спорта. Физические нагрузки поднимают жизненный тонус и самооценку, а еще помогают улучшить свою внешность. Прекрасным вариантом является йога, которая положительно влияет на эмоциональное состояние человека. Чтобы растрачивать накопившуюся энергию, рекомендуется заниматься танцами.
  4. Психологи советуют не закрываться в себе и вести активную жизнь, общаясь с другими людьми. Поддержка в такой ситуации очень важна.

Молитва от любовной зависимости

Священнослужители дают рекомендации людям с разными видами зависимости, чтобы быстрее справиться с проблемой. Важно исповедоваться и причаститься, ходить на службы и регулярно общаться с Богом, прося его о помощи. Если интересует, как выйти из любовной зависимости при помощи веры, тогда рекомендуется каждый день утром и вечером читать представленную молитву.


Заговоры от любовной зависимости

Есть мощный обряд, помогающий остудить чувства, и проводить его необходимо в период убывающей Луны, чтобы вместе со спутником Земли уменьшалась и зависимость. Женщины должны использовать магию в женские дни: среду, пятницу и субботу. Практика избавления от любовной зависимости предполагает применение природных свойств воды.

  1. Уединитесь в комнате, чтобы изолироваться от внешних шумов, то есть двери и окна обязательно закройте.
  2. Подготовьте холодную воду и лучше, если она будет родниковой или колодезной, но и жидкость из-под крана на крайний случай подойдет.
  3. На следующем этапе техники избавления от любовной зависимости подразумевается заговор над стаканом воды, который следует повторять три раза. После этого выпейте половину жидкости, а второй частью умойтесь и обрызгайте ею себя вокруг.

Аффирмации от любовной зависимости

Считается, что человек может притягивать события в свою жизнь, поэтому важно следить за своими словами. Если интересует, как освободиться от любовной зависимости, тогда следует воспользоваться аффирмациями, то есть положительными утверждениями. Многочисленные повторения действуют, как самовнушение или самогипноз. Считается, что чем чаще повторять аффирмации, тем легче пройдет избавление от любовной зависимости. Важно произносить их в позитивном тоне. Пример аффирмации: «Я перестала зависеть от (имя). Я контролирую и управляю своей жизнью, оберегая свое сердце».

Мантра для избавления от любовной зависимости

Есть специальные стихи, которые способны повлиять на сознание человека, а еще они помогают духовному совершенству, и называют их мантры. Их повторяют, слушают и размышляют над ними. Для тех, кого интересует, как побороть любовную зависимость, рекомендуется не только проговаривать мантры, но и использовать духовные практики. Лучше повторять представленный текст 108 раз каждый день на убывающей Луне. Важно произносить мантру на выдохе.


Фильмы о любовной зависимости

Существует много кинофильмов, которые используют тему любовной одержимости. Можно выделить самые популярные фильмы про любовную зависимость:

  1. «Лолита» . Кино снято по известному роману и в нем рассказывается о безумной любви мужчины к молодой девушке.
  2. «Страх» . История рассказывает о молодой девушке, которая влюбляется в первый раз, не подозревая о том, что ее избранник является ревностным и жестким собственником.
  3. «Фанатка» . В этом фильме рассказывается о жизни парня, в классе которого появляется новая девушка, которая в него влюбляется и через время она становится одержимой им.

Книги о любовной зависимости

  1. «Унесенные ветром» М. Митчелл . Известная классика, в которой описана любовь Скарлет к Эшли. Она слишком поздно понимает, что привычка любить уже давно вытеснила само чувство.
  2. «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральд . Любовная зависимость от человека прочитывается и в этом произведении. Главный герой стал богатым и влиятельным человеком, но влюбился в девушку, которая оказалась пустышкой. В итоге необъяснимая любовная зависимость привела его к смерти.
  3. «Письмо незнакомки» Ц. Стефан . В этой книге описана история влюбленной женщины, которая решила написать письмо своему объекту обожания, и текст занял целых 30 страниц. Она не знает, являются ли чувства взаимными.